Что делать с ребенком, который не хочет учиться?

Английский язык для школьников и взрослых. 500 руб./час. 8905 5868996


Успехи и неудачи детей в школе никого не могут оставить равнодушным. Все, у кого есть дети, кто сам учился в школе, хотя бы раз в жизни задумывались над вопросом: «Почему одни дети учатся легко и охотно, другим учеба дается с трудом, но они стараются, у третьих хорошие способности, но мало желания осваивать азы наук?».
У мам и пап, у бабушек и дедушек, у специалистов, работающих с детьми, есть свои ответы на эти «Почему?». Одни занимаются разработкой и освоением новых методик, другие делают упор на качественном освоении учебного материала и его закреплении, третьи заботятся о здоровье ребенка, четвертые выявляют нарушения различных функций, например, внимания или памяти и работают над развитием этих функций.
Действительно, чрезвычайно много факторов влияет на успеваемость детей в школе: и физиологические, и педагогические, и социальные, и психологические.
Психологические причины, вызывающие отставание в учении, многообразны и находятся в сложной взаимозависимости, где отсутствует прямое и однозначное соответствие между внешним проявлением трудностей и их психологическими причинами. В основе разных по внешним проявлениям трудностей могут быть разные психологические причины, а за разными по внешним проявлениям трудностями может быть одна и та же психологическая причина.
Например, невнимательность ученика может быть следствием и несформированности процессов внимания, и затрудненности дыхания, и недостаточной нагрузкой на мышление, и отсутствием интереса к данному виду деятельности, и утомлением, и конфликтной ситуацией с учителем или одноклассниками, или семейной ситуацией.
Детей, неуспевающих в школе, условно можно разделить на две большие группы: одни не хотят, другие не могут учиться (иногда выделяют и тех, кто и не может, и не хочет). К этим группам необходимы совсем разные подходы и методы работы.
У специалистов накоплен огромный опыт работы с теми, кто хочет учиться, но не может этого сделать по разным причинам. А что делать с ребенком, который не хочет учиться?
Часто многие даже и не подозревают, что семейные психотерапевты, работая с семьей, умеют решать и школьные проблемы, что они глядят на проблемы школьной неуспеваемости сквозь «призму» устройства семьи.


ИСТОРИЯ О РЕБЕНКЕ, КОТОРЫЙ МОГ, НО НЕ ХОТЕЛ УЧИТЬСЯ


Ира К. совсем измучилась, когда ее старший сын Максим перешел в 5-й класс. Она ждала и надеялась, что он повзрослеет и станет более самостоятельным, но ее ожиданиям не суждено пока сбыться. Переход в среднюю школу не только не улучшил положение, а, наоборот, еще больше все осложнил. Если в начальной школе она вместе с учительницей умела находить общий язык и решать школьные вопросы, то теперь нагрузка сильно возросла, и привычный контроль и совместное выполнение уроков не помогало.
Самое обидное было то, что он умный и сообразительный ребенок, способный хорошо учиться (это не раз отмечали многие учителя, да и она видела это своими глазами). Сильно задевало и то, что она столько сил отдавала ребенку, а результат — плохие отношения как с ребенком, так и с другими членами семьи, которые обвиняют ее в неправильном воспитании мальчика.
«Ты его совсем разбаловала!» — обвинял ее муж и начинал воспитывать ребенка своими методами, которые она уже не могла терпеть. Мама чаще просто молчала, лишь изредка тихо советовала: «Ты с ним построже, дочка».
Обиженная на всех, Ира пришла с Максимом к психологу. Этот психолог был уже третьим. Первые два тестировали ее ребенка и сообщали ей, что у него хорошая память, показатели внимания в норме и уровень интеллектуального развития по возрасту, но низкая мотивация к обучению. Хорошие советы не давали желаемых результатов. Деньги, подарки и поощрения срабатывали ненадолго. Часы, по которым надо было засекать время, почему-то пропадали, договоры не исполнялись. Как еще повысить эту мотивацию?
Быстрая и активная, она села на край маленького стульчика и стала быстро рассказывать о сыне. Он не спеша развалился в кресле и нехотя отвечал на вопросы. Действительно, его ответы были остроумны, и сразу было видно, что его неудачи в школе были связаны не с его способностями. Невольно думалось — ее бы энергию да ему, а ей — его спокойствие.
Она ждала совета и была готова к любым действиям, он был пассивен и казался безразличным ко всему, что происходило вокруг. С некоторым раздражением она отвечала на вопросы о себе, о муже, о втором ребенке и о том, как они живут. «С ними-то все в порядке, вот только Макс...» Но постепенно она становилась откровеннее. И далеко не все в порядке оказалось и у нее, и в отношениях в семье. Но об этом чуть позже.


НЕБОЛЬШОЙ КОММЕНТАРИЙ


Типичной проблемой является союз одного из родителей с ребенком против другого родителя. Чаще всего мать объединяется с ребенком, восполняя эмоциональный дефицит в супружеских отношениях. Отец находится на периферии (при этом он может большую часть времени работать и зарабатывать на жизнь или пить).
Часто это выглядит так: мать много сил и времени отдает воспитанию ребенка, но, с точки зрения отца, она слишком мягка. Отец же лишь изредка занимается с ребенком, но в это время, по мнению матери, отец «слишком суров». Подобное восприятие может привести к тому, что каждый родитель пытается спасти своего ребенка от другого.
Мать еще больше опекает ребенка, а отец старается держаться подальше, чтобы окончательно «не испортить ребенка». Иногда, когда отец пытается контролировать ребенка, мать вступается и смягчает удар, подрывая усилия отца. Этот цикл повторяется, причем ни один из родителей не может при этом повлиять на ребенка, и оба злятся друг на друга. Если другого способа взаимодействия между родителями не существует, то плохая учеба или дурное поведение ребенка способствует их объединению или хотя бы вовлечению в конфликт.
А ребенок при этом может «утонуть» в конфликте родителей. Если он подчинится папе, то чувствует, что он предает маму, а если подчинится маме, то чувствует, что предает папу. И как хороший сын он не дает ни одному из них преимущества, ничьи усилия не могут достичь цели, никто не получает преимуществ в споре, кто лучший родитель.
В этой истории есть еще один очень важный аспект. Так, родители, не достигшие своих целей в жизни, часто посвящают себя детям. Такие родители склонны отрицать собственные проблемы, делая акцент на проблеме ребенка. Отмечается, что в таких случаях ребенок чаще всего сталкивается с трудностями в школе.
Действительно, Ира уже не работала последние 12 лет. Родила ребенка, занималась его воспитанием, вела хозяйство. Из специалиста-технолога она стала домохозяйкой. Выходить на работу было некуда, устроиться работать по специальности было почти невозможно: платили столько, что совсем не хотелось ничего делать, менять специальность или искать новую работу не получалось по разным причинам. Да и муж неплохо зарабатывал. Потом родился еще один ребенок — Димочка. Но тут произошло одно событие...
Случайно, незадолго до родов, она узнала, что у мужа есть еще одна женщина. Это время она не может, да и не хочет вспоминать. Слишком много боли, которая не затихла и со временем. В конце концов решено было, что они будут жить дальше, как и прежде. Но как прежде не получалось. Хотя она честно старалась забыть и простить, но они уже не были так близки с мужем. И чем дальше была дистанция с мужем, тем больше она приближала к себе Максима. Тем больше времени и сил отдавала она ему. А Димочкой почему-то больше занималась ее мама (и это тоже психологически объяснимо).

На следующую встречу пришла вся семья. Для отца это приглашение было неожиданностью. Он привык, что почти все, касающееся старшего сына, решают без него, а все его попытки заняться ребенком заканчиваются скандалом. Здесь же его пригласили как необходимого эксперта. Это было очень важно для него. Он хотел быть хорошим отцом и не хотел быть с края. Он хотел быть и хорошем мужем.
Потом было еще несколько встреч, на которые и родители приходили отдельно от детей, и собиралась вся семья, включая бабушку. О многом шел разговор на этих встречах. А про отказ Максима самостоятельно делать уроки уже никто и не вспоминал. Отличником тогда он не стал, но учиться стал прилично. И, судя по тому, что они не обращались больше, можно думать, что сейчас у них этой проблемы нет.


КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА


Когда у ребенка возникают проблемы, он становится источником особой заботы со стороны родителей, которые все свои силы направляют на его изменение в лучшую сторону. Детское неблагополучие может проявляться в симптомах самого разного характера, неуспеваемость в школе только один из них. Но в чем бы ни заключались трудности ребенка, они неизбежно заставляют родителей искать способы, с помощью которых можно было бы нормализовать его поведение.
У родителей нередко возникают трудности на работе или в личных взаимоотношениях (например, супруги стоят на грани развода), но перед лицом детского неблагополучия все эти проблемы хотя бы на время отодвигаются в сторону. Супруги, скорее всего, постараются превозмочь собственные невзгоды и предпочтут держаться вместе, чтобы спасти своего ребенка.
В известном смысле можно утверждать, что нарушения в поведении детей полезны для семьи. Благодаря этим нарушениям родители забывают о собственных тревогах и, более того, получают весомый повод, чтобы «навести мосты» в личных отношениях, простив друг другу взаимные ошибки и обиды. Супруги получают возможность взглянуть на себя именно как на родителей, ребенок которых нуждается в них больше, чем любой другой человек, оказавшийся под угрозой личных, финансовых или социальных проблем.
Под этим углом зрения на ребенка можно смотреть как на защитника, который печалится о благе других членов семьи, желая уберечь их от надвигающейся беды, хотя он сам, конечно, не подозревает о своей столь значительной роли.
Детские поведенческие проблемы самым неожиданным образам могут оказаться полезными для родительской стороны. Так, например, возникающая у ребенка трудность заставляет мать, заботясь о нем, оставаться дома, освобождая ее от необходимости искать работу. Симптом ребенка обеспечивает убедительный предлог, позволяющий родителю избежать неприятной ситуации. Например, если отец возвращается с работы, чем-то расстроенный и обеспокоенный, и дома узнает, что ребенок опять нахватал «двоек», он может позволить себе рассердиться на него и отключиться от вызывающих у него тревогу рабочих дел, вместо того чтобы терзаться по их поводу.
Выступая своего рода громоотводом, ребенок избавляет таким образом и мать от необходимости принимать участие в служебных делах мужа, проявляя сочувствие к нему или ссорясь с ним. Словом, ребенок приходит на выручку обоим родителям одновременно. Конечно, было бы наивным полагать, что ребенок намеренно строит планы, размышляя над тем, как ему удачнее защитить своих родителей, хотя порой случается и так. Семейные психотерапевты далеки от мысли, что истолкование абсолютно всех детских симптомов достигает максимального приближения к истине лишь тогда, когда они рассматриваются лишь с точки зрения защиты семьи.
Нередко детская проблема является результатом прямого пренебрежения потребностями ребенка или особенностями его физического состояния. Но мы должны признать и факт, что отклоняющееся поведение часто содержит в себе полезную для семьи, хотя и облеченную в неудачную форму, функцию. И главное преимущество, которое дети извлекают из своего симптома, связано с возможностью обеспечить поддержку своим родителям.
Об одной из попыток поддержать свою маму, помочь ей стать независимой и самостоятельной, я часто вспоминаю с грустью и тревогой. Этому ребенку я не смогла помочь «выжить в молчаливой войне взрослых».


ГРУСТНАЯ ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК «БЛАГИЕ НАМЕРЕНИЯ» НЕ ПРИВОДЯТ К ЖЕЛАЕМЫМ ЦЕЛЯМ


Его привела бабушка. Она всю жизнь проработала учительницей и хорошо знала, как надо воспитывать детей. Это у нее получалось. Она вырастила двух дочерей, и с воспитанием собственного внука она неплохо справлялась, но только до тех пор, пока он не пошел в школу.
Она много заниматься с внуком. Он много всего знал, умел читать и считать, был хорошо подготовлен к школе. Правда, он всегда был слишком тих, у него почти не было друзей, но это ее не слишком тревожило: она была ему лучшим другом.
И вот Даня пошел в первый класс. Бабушка выбрала ему хорошую учительницу и надеялась, что он будет хорошим учеником. Но прошло совсем немного времени и, несмотря на усилия всей семьи, стало ясно, что Даня отличником не будет. Это было очень странно, ведь он хорошо знал школьный материал.
Любящая бабушка стала активно его подтягивать. И учительница занималась с ним дополнительно, хотя Даня явно не любил этих уроков. Отметки часто ставились не за работу на уроке, а за дополнительные занятия. В школе он смущался и молчал.
Много усилий было направлено на поиски друзей. Еще мальчик занимался с нейропсихологом. Но умный ребенок каким-то чудом сводил к нулю все усилия.


КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА


Как получилось, что мальчик с хорошими данными оказался плохим учеником? Почему школа стала для него испытанием, с которым он не смог справиться?
Выход ребенка в школу — это испытание не только для ребенка, а также и для всей семьи. В этот момент проверяется эффективность правил воспитания и способность семьи меняться и устанавливать новые правила. Это особенно верно для семей, для которых правила общества важнее их внутренних норм и убеждений. И тогда ребенок, который не справляется с какими-то внешними требованиями, например, школьными, оказывается для семьи человеком, который всю эту семью «позорит».
Например, у ребенка есть какие-то проблемы в школе, а они часто бывают в начале обучения, потому что первый класс — сильный стресс для ребенка, особенно если его образ жизни до школы был щадящим и в детский сад он не ходил. А тут класс, где 30 детей и учительница. И все это малознакомые люди. Для ребенка эта ситуация очень трудна. Ему сложно справиться с требованиями школы, а семья предъявляет ему не менее высокие требования.
Такой ребенок не получает поддержки и помощи в семье, потому что семья соблюдает социальные правила, потому что взрослые хорошо знают, что, как и когда надо делать. В такой семье учитель всегда прав, взрослого нельзя критиковать, получил «двойку» — сам виноват и т.д. В таком случае у ребенка нет возможности преодолеть свои трудности. Взрослые не помогают ему, не дают эмоциональной поддержки, не вселяют веры в свои силы, а только увеличивают груз неуспеха. Цена этого — конец мотивации к познавательной деятельности ребенка.
История Дани — грустная история про то, как заботливая бабушка очень хотела воспитать хорошего и умного внука. Она все время учила его как надо, как хорошо, как принято. Она знала единственно правильный способ «как жить», который все обязаны брать за образец. И он старался, но был всего лишь маленьким мальчиком, и у него не всегда получалось так.
Подобная система и в грош не ставит неповторимую индивидуальность человека с его интересами, мыслями, чувствами и потребностями. В этом случае совершенно не важно — хорошие отношения между людьми или плохие. Ребенок, делающий первые шаги в неизвестном для него мире, конечно, слабее своих родителей, а поэтому болезненно реагирует на то, что другие считают его слабым. Особенно, если родители просто не знают, как дать понять ребенку, что они уважают его чувства, желания и мнения. Члены такой семьи не вольны искренне выражать свои чувства, чтобы не стать изгоями, обязаны подчиняться авторитетам. Для бабушки было необычно, что детей можно любить и просто так, а совсем не обязательно, чтобы за дело. Это не признано всеми. Для нее было странно, что ребенок может быть не согласен со взрослыми и иметь свою точку зрения, отличную от ее. Ее страшили любые отличия.
Отличительная черта такого уклада — неприятие перемен. Перемены здесь недопустимы, считается, что они могут навлечь неприятности. Единственный способ обеспечить себе безопасность — всячески поддерживать существующий порядок, избегая перемен и сопротивляясь им. А поскольку в семьях, где подрастают дети, перемены неизбежны, семьи неизбежно сталкиваются с необходимостью реагировать на эти перемены, пугаясь же их, родители (а иногда родители родителей) делаются все более властными и суровыми.
Часто дети безусловно принимают ценности взрослых и находят в себе силы приспособиться к окружающему миру. Но всегда есть много нюансов... Так, например, в этой семье бабушка всегда «правильно» и безапелляционно знала все: ее старшая дочь вышла замуж не за того человека и поэтому так быстро и развелась, этот человек не мог быть хорошим отцом, и поэтому она взяла под контроль все встречи сына и отца, и вскоре они стали редко встречаться (и тут она была права), и во всем остальном она тоже всегда была права.
Но только вот почему-то своему любимому внуку она не смогла донести свою «правду», и он, маленький мальчик, ставя под сомнение идеальность бабушкиного мнения, помогал своей матери в поисках своего собственного мнения, собственного места в жизни.
Они перешли от меня к другому психологу, потому что я хотела зачем-то встретиться с мамой, потому что жила и занималась не по правилам, которые бабушка считала правильными.
К счастью, чаще приходится сталкиваться с семьями, способными меняться и вновь обретать радость жизни. И эта радость становится лучшей оценкой твоего труда.


ЕЩЕ ОДНА ИСТОРИЯ ПРО МАЛЬЧИКА, КОТОРЫЙ ПОМОГ СВОИМ РОДИТЕЛЯМ


В семье В. – две большие проблемы, и Лене было даже сложно определить, какая из них волновала ее больше. Первая проблема — ее муж, единственный работающий человек в семье, пил. Вторая — ее сын плохо учился, не то что он был глуп, нет, просто он мало занимался, а помогать и контролировать себя уже не позволял.
А у нее от одной мысли о том, что он после школы не поступит в институт и в результате пойдет в армию, холодело все внутри. И чем больше внутри был этот страх, тем больше было желание помогать, и тем сильнее и чаще становились скандалы между ними, и тем меньше Сережа занимался уроками.
Осознав этот замкнутый круг, но не зная, как его разорвать, Лена пришла к психологу. Пришла одна. Муж был в очередном запое, сын категорически отказался, а дочь вроде бы здесь ни к чему. Понимая, что эту проблему не решить сразу, решено было не ограничиться одной консультацией. Сначала это была индивидуальная работа в рамках семейного подхода, к которой постепенно подключились и другие члены семьи.
У этой истории хороший конец. Через два года в кабинет пришла симпатичная женщина с букетом цветов. В ней я не сразу узнала Лену. У нее за два года было много и хорошего, и плохого, и грустного, и веселого. Сейчас она работает в какой-то фирме, сын Сережа поступил в институт и учится (хотя она по-прежнему опасается: «А вдруг....»), муж перестал пить, и у них хорошие отношения. «Конечно, до идеальной семьи нам еще далеко, но мы как-то научились решать свои проблемы».

И это самое главное — увидеть и признать проблему, поверить, что все можно изменить, и начать действовать, чтобы добиться перемен. Нет семей, у которых нет проблем. Просто одни семьи прикладывают все силы, чтобы не замечать проблем, а на решение проблем уже не хватает сил, а другие семьи умеют не закрывать глаза на проблемы и пытаются их решить. А цена такого мужества — счастливая семья.
Если в вашей семье что-то идет не так, действуйте, как если бы в машине загорелась красная лампочка, предупреждающая о перегреве мотора. Это говорит о том, что что-то не в порядке. Нужно остановиться и посмотреть, что можно сделать. Если вы сами не можете ничего сделать, найдите человека, которому вы доверяете и который компетентен в этом вопросе.
«Какой бы путь вы ни выбрали, главное — не тратьте время на жалость к себе и причитания, а начните действовать» — так написала В. Сатир, одна из наиболее известных семейных психотерапевтов, которая помогла вернуть радость многим семьям.

Комментарии

Маша
27.02.2012
0
Селя, спасибо! Ваша позиция меня вдохновляет на то, чтобы не опускать руки. Почти 7, впереди школа, за плечами д/с, но все равно внимательна и делает только то, что ей интересно... Нет учебной мотивации, ленива..
Не учусь
02.03.2012
0
Ситуация такая, я сейчас в 11 классе у меня выпускной год и соответственно нужно натягивать знания по тем предметам которые я собираюсь сдавать по егэ, cдаю я литру и общество, я прогуливаю школу очень часто, неделями бывало, на первые уроки никогда не хожу , не хожу на ненужные предметы, были скандалы с предками по этому поводу, но мне наплевать, я вместо того что бы сидеть на скучной биологии или слушать бредни исторички, поделаю дома задания по ЕГЭ и хорошенько подготовлюсь, несомненно в школу нужно регулярно ходить но только до 9 класса, потом только наталкивать на ЕГЭ и забейте вы на аттестат , что такого если у вас там будет куча троек? Сейчас аттестат не кому не нужен,главное это результаты ЕГЭ и все!!!! Школу ненавижу где то с 10 класса, хотя раньше очень любил. Учителям абсолютно всем наплевать на своих учеников , они не волнуются и не переживают за нас. А еще меня бесит то что говорят типа что не ходишь в школу пойдешь в дворники, ну что за бред??????? Мы живем один раз , неужели нужно тратить свою жизнь на эту рутину в виде школы, каждый день вставать в 7 утра , не высыпаться. Мое мнение таково, что школу можно и нужно прогуливать, главное учить предметы которые ты сдаешь ЕГЭ, решать тесты и я вам гарантирую что у вас все получится. Потупите в престижный вуз и потом забудете эти стремные годы проведеные в тюрьме под названием школа
ваня
03.03.2012
0
Все ровно не научился (даже когда меня отправили к ПСИХОЛОГУ) я так же и остался двоечником.
Надежда
07.03.2012
0
Прочитала статью и почти все комментарии. Т.к. у меня есть сын (маленький пока, 4 года), я тоже иногда задумываюсь: а как он будет учиться в школе, с интересом или нет? И сразу всегда вспоминаю себя и своего старшего брата. Мы учились хорошо (я, девочка, получше, часто бывала отличницей; он, мальчик, похуже, временами с тройками, но старался). Оба закончили сильную физико-математическую школу, сами без проблем поступили в ВУЗы и хорошо их закончили. Сейчас у каждого своя профессия. Когда я думаю о будущей учёбе своего ребёнка, то задаю себе вопрос не "как заставить его учиться?", а "почему я хорошо училась?". Удивительно, что ни в одном из комментариев взрослых нет анализа собственного школьного прошлого. На своём примере и примере своих друзей и знакомых (кстати, практически все учились хорошо и без принуждения) я сделала для себя следующие выводы:
1. Развивать в малыше любознательность, тягу к новому. Она у них есть всегда и с лихвой!!! Главное - не убить её. Для этого: ходить в музеи, вместе читать книги и обсуждать их, вообще много-много разговаривать с ребенком.
2. Вытекает из п. 1: размышлять с ребёнком вслух, приучать его задумываться, искать ответы на вопросы, а не всегда подсовывать собственные готовые ответы. Иногда давать парадоксальные ответы на его вопросы: ребенок учиться опровергать, искать свои аргументы и т.д.
3. Выходные проводить разнообразно: и музеи, и поездки на природу, и походы в гости и т.д.
4. С детсва приучать детей к труду по дому, чтобы не развивалась привычка лениться. Читала где-то про опрос школьников, делают ли они какую-нибудь домашнюю работу. Знаете их ответы? 3-5 класс: очень хотим, но родители нам не доверяют! 6-8 класс: не хотим, но родители всё время напрягают. Ведь это правда: малышей взрослые жалеют или не доверяют в плане дом. работы, а с подростков уже требуют. А где же период приучения?!
5. Кружки, спорт. Но обязательно такие, где ребёнку интересно!
6. Хорошая школа. Та, где учителя любят свою работу, а большинство учеников хотят учиться. Это, наверно, самый трудный пункт. Но надо искать! У нас с братом была именно такая школа: списывать и быть двоечником в физмате - реальный позор перед одноклассниками! А вот учиться и делиться решениями с одноклассниками - норма!

И ещё. Мы с братом с детства знали, что после школы надо в институт. Это было естественно в семье, где 3 поколения с в/о. Иной дороги мы себе и не представляли.

Это мой рецепт. Стараюсь применить его к своему ребёнку. Могу сказать, что с 15-лентим племянником в целом сработал. Учился по-разному, но год назад поступил в очень сильный физмат, сам. Сейчас ему трудно, но он справляется, хотя родители и не всегда довольны результатами.
zara0510
14.03.2012
0
К каждому ребёнку нужно найти подход, только не всё так просто как говорят. Не могу понять свою дочь 11 лет, она средняя, у нас три дочери. Может учиться, но почему то ленится. Мы стараемся её за интересовать и развить её способности. Ходит на вокал, на гимнастику и ей всё нравится, кроме учёбы. Свой пример из жизни не привожу, потому как мать была алкоголичка и ей на меня было наплевать, я училась для себя и закончила школу хористкой. Поступила сама в техникум, в другом городе и мать не интересовалась где я и как. Всю жизнь добивалась всего сама и ставя цель не повторить судьбу матери, и мне это удалось. Спустя 20 лет всё таки постаревшая мать нашла меня и попросила о помощи я её забрала, перешагнув через свою гордость. Единственное в чём я ей благодарна, что на её примере я делала всё на оборот. Как поступать со своим ребёнком не пойму.
Жания
17.03.2012
0
Мне вообще жить не хочется, у меня выходит по алгебре 2, папа не верит мне что я смогу исправить, хотя я уже исправляю.. и когда папа начинает кричать, уничтожать меня морально у меня в глазах темнеет, глаза наливаются слезами .В голове возникает вопрос "Нах... так жить?!" Если ты только портишь нервы родителям, только убиваешь их своей учебой, лучше умереть, грубым словом сдохнуть и не кому не мешать жить. Папа убеждает будто бы мне не надо исправлять, вот останусь типа на 2 год, а если я останусь, я покончу с собой, мне всё равно, сейчас я исправляю, а папа не верит мне как будто так и хочет чтобы я осталась на 2 год. Не хочу жить.. =(( мне не с кем поговорить на эту тему даже с подругами, не решаюсь поговорить, мне тяжело держать это в себе, мне хочется кому то доверится рассказать об этом, поплакать, мне не помогает тем что я дома потом реву одна, ни кого нету рядом, а что?! Вот не с кем .. может если я выложу душу, мне легче станет, а папа только умеет убеждать, я ему говорю, я исправляю и исправлю папа начинает кричать! А я потом тихонечко в комнате у себя плачу..
Яна
17.03.2012
0
Я считаю, что если никакие методы по воспитанию не помогают, то нужно менять в себе, на крайний случай глобально(у меня сын учится на двойки, и кажется я его достала, но ситуация по постоянным внушениям ни к чему не привела).
мама подростка
02.04.2012
0
Я уже не знаю что делать с сыном, сил нет, руки опускаются от безысходности. Мой сын был умный мальчик, но вдруг перестал учиться.. он совсем не делает уроки, на занятиях сидит и молчит, а недавно узнала, что ещё и прогуливает школу часто. У него всегда была потрясающая память. С детства говорил на 3 языках - русский, испанский, английский. С 1-го класса большим увлечением было чтение, перечитал всех классиков детских, потом перешёл на современную литературу, многие толстые книги он прочитывал за 2 дня, не оторвать было, и самое удивительное - запоминал всё до мелочей, до самых трудных имён героев.. с удовольствием пересказывал. Любимая книга на ночь - энциклопедия история России, он ею зачитывался, пересказывал будто интересный боевик. Во 2 классе сам по книжке изучил шахматы, стал играть партии с дядей, попросил ему задачники купить, с удовольствием решал. Потом увлёкся мифологией Рима. Книжки читал взрослые, без картинок, которые раньше на макулатуру сдавали. А в 6 классе скатился на 2-ки, теперь, заканчивая 7-ой.. он наравне с теми, кто вообще никогда не учился, у него по всем предметам 2-ки и даже не волнуется, что его на 2-ой год хотят оставить. Все каникулы просидел перед телевизором смотря спортканал. Ему ничего не надо, он стал каким-то отрешённым, замкнутым. В дни учёбы стал грубить, по любой причине. Что с ним.. как с этим бороться? Может кто-нибудь посоветовать проверенного психолога?
sveta
04.04.2012
0
Мой сын также превратил нашу и свою жизнь в ад. Со второго класса в школе прикрепили к нему статус не обучаемого (хотя ребенок очень сообразительный, а учитель музыки так вообще считала что он музыкально одаренный гений - пока сама не выпихнула его из класса из-за невыполнения муз заданий). Учителя до сих пор (8 класс) натягивают оценки чтобы перешел в следующий класс. Дома ничего не делает. Все это время мы "помогали" наставляли на будущее как могли (и лупили и деньги давали и все запрещали, контролировали время, телевизор, друзей, и поощряли как могли - чтобы лишь делал дом уроки) - в результате от нервного напряжения, постоянных проблем со школой и дома, у меня на 9 мес. беременности умер младенец, у мужа проблемы с давлением, появилась нейропатия в ногах. Но ничего не изменилось, проблема как была так и есть. Ни учиться, ни делать ничего наш 14 летний сын не хочет, даже туалет за собой не смывает. Я и мой муж сами меняемся, пришли к выводу, что за 8 лет домашние и школьные обязанности уж должен знать наизусть (но на всякий случай еще и на дверь листок с 10 правилами -поведения прикрепили, чтоб не врал что забыл, потому что НАСТАЛО ВРЕМЯ НАШЕМУ СЫНУ ДЕЛАТЬ СВОИ ВЫБОР В КАЖДОМ СВОЕМ ПОСТУПКЕ, какой бы плохой или хороший, большой или маленький - мы с уважением к этому отнесемся. Не следует он этим правилам - что ж, какие бы ни были последствия - он сам ответственен за них. Мы просто поняли, что казалось бы давно знали, что все люди разные и рождаются чтобы выполнить определенные для них задачи, а это значит что не всем быть инженерами и юристами, законопослушными ит.п., кто-то должен и туалеты в супермаркетах мыть, или на конвейере работать или асфальт стелить или своим плохим примеров показывать как не надо быть и жить. Мой опыт показал мне, что все проблемы возникают во взаимоотношениях - не важно, семье или школе, в непонимании индивидуальности каждого человека. Мне понятно желание каждой матери иметь хорошее будущее для своих детей, но дороги которые ведут к этому по-видимому разные и дети своим поведением просто показывают какие они есть и их надо принять именно такими, даже если лично меня тошнит от поганого поведения моего сына, но я должна принять это. Но при всем при этом, дите мое знает, что я не буду грушей для битья постоянно, у меня уже четко выработалась мысль, что после совершеннолетия судьба моего ребенка будет только в его руках -то есть содержание будет полностью за ним, и не под моей крышей. Это ВЫБОР и у каждого он свой и с вытекающими отсюда последствиями. В конечном итоге цель родителей вырастить ребенка, чтобы он сам мог о себе заботиться. А понимают это сами дети и родители или нет - мы не всегда можем повлиять на этот процесс взросления с успехом - но жизнь все расставит по свои местам, хотя для кого то просветлением будет уже и поздним, но это будет бесценным опытом для совершенствования. Для каждого родителя, у которого трудный ребенок я желаю терпения, а каждому трудному ребенку-стойкости, так как школа это еще цветочки, а школа жизни у них еще впереди и только они будут ответственны всю свою жизнь за любой результат и качество своей жизни. Вселенский закон причины и следствия. как говорится, незнание закона не освобождает от ответственности.
Лада
18.04.2012
0
У меня все также, как и у sveta. Сыну 15 лет, сменили 5 школ. Кружки и секции перепробовали все, НО у него другой путь в этой жизни. Мне жаль и его, и себя, в 34 я уже седая от стрессов. Родить еще одного ребенка даже не пытаюсь. Все его школьные годы нас везде ругали, психологов, психиатров прошли. Патология характера- учитесь жить с психопатом. Я тоже жду армии и далее свободное плавание.
Татьяна
25.04.2012
0
Я со статьей не согласна, там все красиво написано, только бестолку. У меня дочь в 9-м классе, скоро экзамены, а все равно стал вопрос оставить ее на второй год, я в панике, а она спокойна. Тоже перепробовала все, бесполезно не хочу, не могу и все, что делать не знаю, а ведь воспитывали мы ее совсем по другому, но в один прекрасный момент мою дочь как подменили. Я считаю все таки виновато наше государство, что наши дети сейчас смотрят по телевизору и компьютеру, чему они учатся, а не чему хорошему. Все таки основное воспитание идет из нашего общества, раньше этого всего не было, показывали только хорошее и доброе и мы стремились быть такими-же.
8микласник
25.04.2012
0
Статья бесполезна, ничего конкретного, вот им так было тяжело и такие все несчастные тра-ля-ля три рубля, "их проблема заключается в том-то и в том-то". Я очень рад, а что с этой проблемой делать??? У меня похожий случай, меня совершенно не волнует что происхоит вокруг я жуткий лентяй и даже лишний раз встать с дивана и пойти налить в чайник воды мне очень лень.
Бабушка отвела меня к психологу, который сказал мне что у меня оч большие математические возможности и т. д., я и вправду достаточно неплохо разбираюсь в математике, но делать дз по ней и остальным урокам мне лень, за что получаю двойки и на меня косо смотрят учителя, начинаю прогуливать и т.д., может кто нибудь даст конкретный ответ: Что делать??
p.s. Советы "Возьми себя в руки, ты взрослый парень " "нужно немножко дисциплины" и т.д. не прокатывают, так как через пару дней на это забью.
Оксана
05.05.2012
0
Извлекла для себя из комментариев (не из статьи! Она и правда бесполезная - нужно учиться ЛЮБИТЬ И ПОНИМАТЬ ребенка, а не загонять его в свои "рамки". Это очень сложно, но буду стремиться.
Кирилл
17.05.2012
0
А платить ребёнку за посещение школы не пробовали?
Диана
29.05.2012
0
Если бы мне эти статьи попались лет 10 назад толку было бы больше. Все психологи могут дать совет и помочь найти проблему, но решать за вас ее никто не будет. Ну ругают вашего ребенка в школе, ну вызывают вас на ковер раз в месяц, ну это же ваши дети, примите их такими, какие они есть и любите их, не за то или другое, а за то, что они ваши родные. Моему 14, и мы через многое прошли, и еще пройдем, но я всегда его поддерживаю, где же еще пожалеют, как ни дома. Мой сын не считает меня предателем, и за советом, и за помощью он идет ко мне или к мужу. Ну ненавидит он школу, на последний звонок еле уговорила сходить. А для поступления в технарь сам бегает все документы собирает и репетитора попросил, чтоб подтянуть экзаменационные предметы. Не бьем,и не кричим, стараемся как можно больше разговаривать (не путайте с чтением нотаций), подсовываю статьи, обсуждаем как можно было себя повести в одной или другой ситуации, какой получится результат. Приобщаем к труду домашнему и дачному. Тяжело, но успешно. А главное без рукоприкладства и крика (да тяжело, но стараемся), только методы убеждения, и считаться с их мнением, ну хотя бы выслушивать и анализировать,это важно. Я читая статьи по психологии делаю свои выводы, и пробую тот или иной подход. Ведь каждый человек видит одну и ту же проблему под своим углом зрения. И в конце-концов учеба в школе - это еще не показатель успешности в жизни. Главное, чтоб люди выросли хорошие.
Ольга
21.06.2012
0
У меня тоже такой же сын - учиться вообще не хочет и не делает вообще домашнего задания, даже к контрольным не готовится, правда живем мы не в России, поэтому на второй год здесь не оставляют, а жаль, может быть если бы хотя бы раз оставили, был бы толк, повторил бы программу и может быть стал бы учиться лучше. А сейчас занимается с репетитором и все равно результата нет - репетиторы все сбегают, так как ребенок, а я не буду делать и деньги просто выброшены на ветер :(
И здесь нет техникумов, надо закончить 11 классов (12) и только потом в институт, а в 10-12 классы берут только с экзаменами вступительными и как их сдать. Потом только реально или унитазы мыть или посуду :( У меня 2 высших образования, я учитель, но не могу своего ребенка попросить даже сесть за уроки. Раньше била по попе, сейчас - я пойду в полицию и что делать, смотреть как он губит свое будущее и что он будет дальше делать, сидеть на нашей шее до тех пор пока мы не умрем :(
Дочка правда младшая пока учится хорошо, поэтому те кто устал с одним ребенком, может быть пора отдохнуть со вторым? Я думаю, что если бы он был один, я бы наверное уже повесилась от безысходности, а так есть человечек, который сам делает домашнее задание, читает и помогает.
Аня
24.06.2012
0
Надо показать детям, где и кем они будут работать, если не будут учиться. И пусть сами решают, хотят они этого или же нет. Главное, чтобы знали: родители их не пропихнут и не пристроят - это отличная мотивация.
Во-вторых. Важно не отлично учиться в школе, а поступить в престижный вуз. Это не одно и то же. Моего старшего брата постоянно пытались выгнать за поведение и двойки из одной из худших школ города. Но однажды он на школьной практике поработал на каком-то заводе в цеху за копейки. И вот тут-то он понял, зачем учиться. Закончил медучилище на пятерки, медицинский вуз (поступил сам), затем выучил английский практически с нуля за полтора года до продвинутого уровня, уехал в Европу, подтвердил за границей свой диплом врача (фактически пришлось заново получать вышку). Т.е. получается, он учился по времени: училище (2.5)+мед.вуз (6)+английский (1.5)+подтверждение диплома(4)= 14 лет.
Так может, ничего страшного, что он в школе-то не напрягался????
Анна
24.06.2012
0
А в школе мама как мучилась: сын способный и не учится. А проблемы-то, оказывается и не было!
Анна
24.06.2012
0
Еще у знакомой сын был, плохо в школе учился, университет потом прогуливал, носили взятки за него. А потом стал модным и высокооплачиваем поваром, с удовольствием работает, в конкурсах участвует. Т.е. просто ему учеба обычная не по душе, а когда нашел "свою" специальность, то лень куда-то исчезла.
Людмила Петрушкина
15.07.2012
0
Я знаю, что если тебя очень волнует какая-то проблема, то в любой статье или материале можно найти ценную идею, которая пригодится именно тебе.
Прочитайте мою бесплатную книгу «Как исправить родительскую двойку» http://deti-gordost.ru/wp-content/uploads/2012/07/Инструкция.pdf, может быть, найдете что-то полезное для себя.
Я работаю психологом 20 лет и еще не встречала ребенка, которого не смогла бы чему-нибудь научить. Были и ленивые, и демотивированные, и необучаемые. Многие читатели возмущены, что в статье Анны общие слова и нет конкретных рецептов. Уважаемые родители! Анна как специалист обобщает свой опыт, но на самом деле рецепт для решения проблемы с учебой Вашего ребенка знаете только Вы. А вот как его из Вас вытащить… это уже работа спеца. Если достали проблемы с учебой, прочтите мою книгу – поможет 100%.
Елена
08.09.2012
0
Моему сыну почти 14 лет, целый день заставляю делать уроки. Пока сижу рядом, что-то делает, ухожу всё прекращается. Я устала контролировать, учиться за него, чувство ответственности у него нет, не будешь пинать ничего делать не будет. Учить ничего не хочет. Вся моя жизнь подчинена учёбе ребёнка. Не знаю как развить в нём самостоятельность. Как хочется, чтобы ребёнок старался, стремился. Разговариваем, внушаем, помогаем, говорит: я сделаю, не трогайте меня, но в итоге ничего не сделано. Я в отчаянии, голову сломала, какой подход нужен не знаю?!
ольга
11.09.2012
0
Мой сын учится в 6 классе. Шесть лет не можем научить записывать домашнее задание. Уговоры и крики не помогают. Били и пугали не помогает. Умоляли по хорошему не помогает. Сам уроки не делает, только со мной. Пробовала не помогать, выходит еще хуже. С ужасом жду когда он придет из школы, боюсь подходить к портфелю. Моя жизнь шестой год как в аду, совсем испортились нервы. В такие моменты жить не хочется,а мальчик ведь не глупый. Знаю родителей, которые понятия не имеют проверять уроки и там полнейший порядок. Моя жизнь ад!
Алексей
21.10.2012
0
Я ребёнок учусь в шестом классе! У меня проблемы с математикой и конфликт с учителем математики иногда выходят конфликты с классным руководителем! Провалы в английском мой самый нелюбимый урок!!! Я считаю что могу всё сделать сам, но лень заставляет меня отклонятся в сторону от уроков и забыть вообще про школу! Часто просиживаю в компьютере и на уроках мне мозг забивают лишь игры и анимация! Моя жизнь просто ад!
ТАТЬЯНА, Киев
01.11.2012
0
А я согласна с мнением, что сами учителя с начальной школы все делают для того, чтобы отбить у детей желание учиться. Сами прошли через двух таких "пидагогов" и этот опыт теперь имеет последствия - мы в 5-м классе, с 1го класса нам как прилепили клеймо неудачника - так с опущенной головой мы ходим в 5-й класс, и никакие наши с мужем беседы о поднятии морального духа и примеров из жизни не помогают. Помогают ровно на время разговора. Он весь такой воодушевленный, боевой, а потом все возвращается на круги свои. На уроках смотрит в окно, витает в облаках, учителей не слушает, домашку не записывает. Что о чем можно говорить, если в нашем первом классе 6-летних детей училка хлопала учебником по голове и кричала, что вы тупые дебилы - дети рассказывали дома родителям, а училка естественно все отрицала. Наказывала и обзывала детей за то, что приносили с собой игрушки в школу (это же малыши!)и играли на переменах - стыдила за это. Мой приходил домой в слезах и рассказывал, как училка заставляла весь класс смеяться и показательно позорить того, кто приходил в школу с игрушкой, родителям морали в раздевалке читала, что нам нужно обратиться к психологу - это типа ненормально, что ребенок в 6(!) лет до сих пор увлекается игрушками....А теперь мы добрались до 5 класса, мы ходим в другую школу, но он до сих пор остается зажатым, закомплексованным и не хочет вообще думать про уроки. Ему интересно только ходить на кружок авиамоделирования, дома возиться с конструкторами и вообще, с удовольствием занимается только тем, что ему интересно - увлекался одно время историей про Титаник - пол интернета перевернул, куча энциклопедий выучил, в цифрах запоминает даты, сколько людей погибло, сколько спаслось - по истории таких успехов нет и близко. Оценки очень низкие, хотя дома и учит и читает вроде, а на уроках получает самый низкий уровень. И что делать - ума не приложу... Училка наша вот звонила, жаловалась, что кошмар просто... Какие тут психологи? В семье у нас слава Богу все хорошо, у нас полная семья, дедушка, бабушка, кошка, попугай и собака. У нас есть любимая дача, сын просто рвется туда каждые выходные - у него там есть любимое занятие, что-то пиляет, строит из досок - вообщем, есть у него много интересов - а вот с уроками просто беда....
Али
08.11.2012
0
Я в 11 классе. У меня через 7 месяц экзамены школу иду. Еще к учителям иду (занятии). Тему понимаю, но через 2-3 дня забываю, не могу вспомнить. Не знаю что делать. Но знаю одно! Если не смогу поступить в универ, то покончу с собой.
Юлия НН
09.11.2012
0
Проблемы не в семье, а в развале школьного образования! Учителям дела нет до наших детей. А нам нужно иметь кучу денег, чтобы обучать его дома или за границей.
Оксана
22.11.2012
0
Как быть если от ребёнка уже третий год в школе пытаются избавиться. Сейчас он в третьем классе. В первый кл. он пошёл с нормальными знаниями (читать и писать умел), желание учиться тоже было, к концу первого полугодия всё исчезло. Учиться не хочет, уроки начал прогуливать. Ежемесячные педконсилиумы с предложениями сменить школу. (Якобы в другой шк. ему будет лучше). В конце второго класса хотели оставить на второй год, но каким то чудом перевели в третий кл. "натянув оценки". Сегодня пришла домой в шоке от очередного "профилактического" консилиума. Стараюсь, занимаюсь с ребёнком, ребёнок дом. задания выполняет хорошо, а в школе у него ничего не получается. И каждый раз в школе мне говорят, о том что я не занимаюсь с ребёнком, не интересуюсь его жизнью. Хотя сын всегда со мной всем делится, если я на работе, а он получил хотя бы тройку, он тут же сразу после урока мне звонит и сообщает радостно об этом.
Оксана
22.11.2012
0
Я не знаю что делать со своим третьеклассником.
sasha4862
22.11.2012
0
Я учусь в 5 классе, но не люблю учиться.
Юлия
23.11.2012
0
Не дано не одного предложения, что же делать? Ребенку 15 лет, уроки не делает, в школу ходит. Впереди ГИА и скорее всего справка. Пробовала все и поощрения и наказания результата нет. Самое страшное когда он говорит в лицо, что ему нравится такое поведение и учится он не хочет, и будет так продолжать. К кому с ним обращаться, детина выше меня ростом, за руку ни куда не отведешь. Если он протестует против всего?

Похожие статьи

Не выпендривайся! Это отвлекает от того, чтобы любить тебя
2 марта 2004
Обзоры

Не выпендривайся! Это отвлекает от того, чтобы любить тебя

Юрий ПРОКОПЕНКО, кандидат мед. наук, врач-сексопатолог Эту чудесную фразу я услышал на одном психологическом тренинге от вполне взрослой девушки, которая была в состоянии такой войны с собственной мамой, что предпочитала носить чужое имя ШОШИ вместо того, которое было ей дано от рождения. ВОЙНА, которую мы не видим, но которая протекает ежедневно и ежечасно, ВОЙНА между мамой и дочкой, папой и сыном, бабушкой и внуком, ВОЙНА, которая коверкает судьбы и не затихает даже через три поколения, — это ВОЙНА непонимания, неумения слушать и говорить, нежелания уступать и любить без оглядки.

Что будет с утилизацией батареек?
30 сентября 2019
Видео

Что будет с утилизацией батареек?

Ситуация с приемом отслуживших батареек в крупных городах России стала более-менее понятной: в магазинах, на улицах появились пункты приема, куда можно просто положить старые батарейки и знать, что они отправятся на переработку и безопасную утилизацию, а не будут отравлять леса и реки. Новая законодательная инициатива повлияет на существующий порядок, и пока не понятно, как в дальнейшем будет осуществляться утилизация этих вредных отходов. Что же изменилось? Об этом на встрече в М.Видео, посвященной проекту по цивилизованной утилизации бытовой техники, рассказал президент "СКО Электроника-утилизация" Александр Онищук.

Грипп. Чем лечатся аптечные работники?
28 октября 2003
Обзоры

Грипп. Чем лечатся аптечные работники?

29'2003 Что делать, если за окном ночь, а ваш ребенок мечется в жару и бредит? Почему самое обыкновенное респираторное заболевание у одних людей проходит за три дня, а у других тянется неделями? Бежать ли к врачу, если заложен нос? Эти и подобные вопросы очень часто встают перед нами в повседневной жизни.

Беги, кролик! Или клеточная трансплантация сегодня
7 мая 2002
Обзоры

Беги, кролик! Или клеточная трансплантация сегодня

Если бы не российская привычка регулярно свергать с пьедесталов бронзовых идолов, против датской хрюшки можно было бы смело выставить русского кролика. А памятник ему поставить рядом с экспериментальным корпусом Института трансплантологии и искусственных органов МЗ РФ (НИИТ и ИО). Новорожденные кролики свято служат делу спасения людей — клетки их поджелудочных желез российские врачи пересаживают больным сахарным диабетом.

Ледяные руки
31 декабря 2003
Обзоры

Ледяные руки

01'2004 Легко поется в песне веселой, да только в жизни все не так радостно. Хорошо еще, если руки только белеют. А нередко они сначала белеют и холодеют, потом синеют, краснеют и еще и опухают. Тем, у кого имеется так называемый «синдром Рейно», не до шуток. Достаточно немного понервничать или оказаться в прохладном помещении — от кончиков пальцев постепенно разливается онемение, которое сменяется болью.

Кто будет суррогатной мамой?
7 мая 2002
Обзоры

Кто будет суррогатной мамой?

Считается, что примерно в трети случаев причина бесплодия кроется в особенностях женщины, в трети — зависит от мужчины, в остальных сочетаются недостатки обоих супругов. Большинство случаев супружеского бесплодия лечат, чтобы дать людям возможность зачать ребенка естественным путем. Но порой судьба складывается так, что кто-то из супругов ни в коем случае не может оставить потомство или женщина не может ребенка выносить.

Боевые искусства на экране и в жизни
11 февраля 2003
Обзоры

Боевые искусства на экране и в жизни

Тадеуш Касьянов — один из основателей российского рукопашного боя. Но люди, далекие от боевых искусств, узнали о нем после фильма «Пираты ХХ века». Там был такой необычный персонаж, боцман в черном берете. Фильм снимался в конце 1979-го — начале 1980 года. Вышел на экраны в 80-м году и попал в очень удачное время, когда наших фильмов, подобных этому, не было, а западные — только начинали проникать на наш экран.

Как лечат астму у детей в XXI веке
31 декабря 2003
Обзоры

Как лечат астму у детей в XXI веке

01'2004 Термин «астма» происходит от греческого слова, означающего одышку или затрудненное дыхание. И хотя упоминания о бронхиальной астме встречаются еще в древних египетских папирусах, первый труд по лечению этого заболевания был написан в XII в. и содержал рекомендации для больных избегать эмоционального перенапряжения и физической активности.

Куда девать старую бытовую технику
29 сентября 2019
Новости

Куда девать старую бытовую технику

Ломаются холодильники, телевизоры, плиты, не говоря о фенах, наушниках и других домашних гаджетов. Куда девать старую бытовую технику? Можно, конечно, просто выкинуть в мусор, но это не экологично и не логично для тех, кто не хочет превращать родную страну в большую свалку. Есть хорошая новость: избавиться от старой техники теперь стало намного проще. Ее можно отнести в ближайший магазин М.Видео. При этом, необязательно там что-то покупать, и неважно, где и когда была приобретена эта техника вами. Группа «М.Видео-Эльдорадо» в партнёрстве с Ассоциацией «СКО Электроника-утилизация» и АО «Корпорация ЭКОПОЛИС» запускают крупнейший в России проект по постоянному сбору и утилизации техники.

У ребенка «аллергия на все»?
2 марта 2004
Обзоры

У ребенка «аллергия на все»?

04'2004 Наверное, не существует людей, которые хотя бы раз в жизни не ощутили на себе отрицательное влияние пищи. То, что дано нам Богом для жизни и здоровья, нередко и по разным причинам оборачивается не только недомоганием, испорченным настроением, психологическими проблемами, но и физической болью.