В погоне за невесомостью

5 ноября 2004

Группа сноубордистов только что высадилась
на горе Скалистая в районе Вилючинского вулкана
на Камчатке. Сноубордисты готовятся к спуску.
Вертолет улетает вниз, чтобы встретить их у подножия

Говорят, что гору покорить нельзя, она не подчиняется никому — с ней можно только дружить. Если пытаться одолеть гору — плохое поверье, то к вулкану уж и подавно надо относиться с уважением — он ведь живой, особенно если действующий.
Есть много способов подружиться с вулканом, один из способов XXI века — непривычный для неискушенного уха читателя под названием хелибординг, или хелиски, как удобнее. О нем и пойдет речь.

Рождение

Heliboarding произошло от слияния двух английских слов helicopter (вертолет) и board (доска). В случае с heliskiing соответственно: вертолет + лыжи. Такой экстремальный вид спорта, когда вертолет доставляет человека на вершину горы или вулкана, откуда он спускается на сноуборде или на горных лыжах. Прелесть в том, что вертолет может доставить тебя в любую точку, самую недоступную, высадить там, а дальше ты во власти белой стихии. А ведь вулканы влекут своей неизведанностью.

Heliski возник лет 40 назад. Первыми любителями стали французские лыжники. Основные очаги развития — Новая Зеландия, Аляска, Чили, Канада, Россия. В Европе хелибординг запретили сразу из-за густой заселенности, ведь один человек может вызвать лавину, которая станет настоящим стихийным бедствием.

На сегодняшний день общий рынок хелибординга насчитывает 15—20 тысяч человек во всем мире. В России можно говорить о двух зонах катания: Кавказ и Камчатка. Мы расскажем о Камчатке.

Инициатор камчатского хели — Камчатская ассоциация сноуборда во главе с Максимом Балаховским (www.baloo.ru) в 1998 году начала летать и разведывать вершины Камчатки. Члены КАС и единомышленники организовывали различного рода экспедиции по полуострову, налетали более 20 вулканов и бесчисленное количество вершин. Со временем увлечение переросло в коммерческий проект. 2002 год — год зарождения Russian Heliboarding Club (Русский Хелибординг Клуб или РХК), а вместе с ним и цивилизованного хелибординга в России.

Когда регистрировали Russian Heliboarding Club, был создан ГОСТ на экстремально-приключенческий туризм — им первым его и присвоили.

Ну вот, необходимая преамбула подошла к концу, теперь знакомьтесь — Его Величество Хелибординг.

К вулкану

Камчатка. Раннее-раннее утро. Направляемся на вертодром — собираемся лететь. Накануне несколько дней шел снег, ребята с надеждой поглядывают на небо. Оно хмурое, хотя в районе Мутновского вулкана, куда мы держим путь, небосвод чистый, и светит яркое солнце.

Погода на Камчатке — это нечто столь непредсказуемое и капризное, что даже самые опытные гиды и синоптики могут часами спорить о том, в каком часу снег пойдет по тому, как светит солнце, как лежит снег, как он тает, по ветру, но вряд ли смогут сказать что-нибудь наверняка.

А для полета погода — это главное. Можно даже долететь до места, но пилот не сумеет посадить вертолет из-за неудачного ветра. В таком случае будет принято решение о возвращении на базу. А поскольку погода вносит свои коррективы, можно смело предполагать, что из недельной хелипрограммы только половина дней будут летными.

В камчатском офисе РХК мне показали большую таблицу, в которую каждое утро вносятся данные о температуре, ветре, осадках. На их основании собранием хелигидов делается прогноз стабильности снежного покрова на день и принимается решение по поводу того, состоится ли полет. Если хотя бы один гид во время утреннего собрания гидов говорит «нет», то полет отменяется.

Вот и сейчас в машине шел такой разговор. Кидая опытные взгляды на вулканы вдали, гиды обсуждали, что, мол, с утра был хороший севернячок, и ветер без камней, и снежок стабильно лежит, и хотя пока спокойно, но задул восток, и наверняка скоро погода изменится.

— Вот уже и ветер поменял направление, — объяснял мне Саша Жиляев, один из хелигидов, руководитель камчатского филиала РХК, — видишь с Тихого океана задул, дымный шлейф из кратера Авачика (Авачинского вулкана) в другую сторону идет. К вечеру, возможно, даже снег пойдет.

Мы все-таки летим. Перед вертолетом на меня нацепили противолавинный датчик, так называемый «бипер», и объяснили, как им пользоваться. Все приезжающие проходят курс лавинной подготовки, где им показывают, как при помощи «бипера» искать человека, попавшего под лавину. Обычно на это мероприятие выделяется первый день программы — безопасность прежде всего. Если что-то случается, то не только гиды, но и вся группа ищет пострадавшего — по-другому в горах не бывает.

В погоне за невесомостью

Кстати, немного о том, что происходит с любителями хелибординга перед тем, как они попадают на вершину. Прежде всего, они заполняют заявку-анкету, в которой указывают где и сколько они катались. Потом гиды просматривают людей на небольших склонах. И в соответствии с результатами формируются группы по уровням. И для каждой из групп специально подбираются склоны и маршруты.

Высота — от 1000 до 3500 метров. Выбирается вершина, для лыжников или для бордеров, вплоть до того, что можно съехать на аргамаке. Кстати, бордеров приезжает больше, чем лыжников — процентов шестьдесят, но, говорят, такова мировая тенденция.

Причем маршруты могут отличаться не только по сложности и крутизне, но и по характеристикам склона в зависимости от вкусов райдеров. Например, любителям фрирайда будут более интересны длинные спуски со свежим снегом, чего на Камчатке хватает, подсыпает как раз в дни нелетной погоды. Еще такой снег имеет профессиональный термин — ПАУДЕР, так называемый пухляк, именно за ним гоняются бордеры и лыжники, чтобы поймать состояние невесомости, свободного падения, когда на определенной скорости перестаешь чувствовать свой вес. Это все равно, что для серфера большие волны. Ну а чтобы найти такой снег, надо знать, куда лететь — это еще одна из сторон профессионализма хелигидов, который кроме всего прочего должен иметь навыки скалолазания, оказания первой помощи, лавинной подготовки.

Именно паудер мы застали на вершине Мутновского вулкана. Наша группа из десяти человек плюс два гида — оптимальное количество, чтобы зазря вертолет не гонять — высадилась из вертолета на 2323-метровой высоте на уровне облаков посреди белого безмолвия. Вертолет улетел, и мы гуськом, след в след, за гидом, кстати, снежным барсом, отправились к склону. Нам предстояло спуститься в активный кратер действующего Мутновского вулкана, который извергается с периодичностью в несколько лет.

Гид едет впереди, мы аккуратно за ним, в рамках той зоны, которую он определил для спуска. Замыкает второй гид. В разное время на одном и том же склоне состояние снежного покрова и его стабильность может быть разной, и поэтому перед спуском был вырыт снежный шурф, и гид сделал заключение о безопасности склона в данный момент.

Еще в вертолете Саша рассказывал про случай, когда один парень поехал куда-то в сторону — подумал, что сможет проехать, но упал и выбил плечо. Такая самоуверенность и самонадеянность, по словам Саши, больше всего проглядывается у новичков и у русских, кстати, в нашей группе семь иностранцев. Профессионал и шага не сделает без команды гида. «А то ведь находятся и такие, которые думают, что за их деньги мы и гору сможем купить у Бога».

Хотя в среде гидов бродят и легенды. Рассказывают, например, был случай, когда профессиональный французский горнолыжник Антоне Литаги, один раз посмотрев на склон, разогнался и прыгнул с десятиметровой скалы, сделал затяжное сальто и успешно приземлился.

На краю белой бездны

А хелибординг и действительно экстремальное увлечение. Уж если вылез из вертолета на вершине, будь добр, доберись до него внизу, как говорится, назвался груздем — полезай в кузов. Также поэтому огромное внимание уделяется экипировке. Лыжи или доска должны быть в полном порядке — канты заточены и т.д.

Надо сказать, что неподготовленному человеку лучше не соваться в горы. Нужна хотя бы изначальная физическая подготовка и хорошо, уверенно стоять на лыжах. Неплохо бы иметь представление о том, что такое горы. Но привычка к горам и все остальное приходит с опытом.

Бывает и так, что страх парализует человека, он сжимается в комок. Ведь есть только один путь — вниз, и больше никаких вариантов. Кроме того, у человека на больших высотах может проявиться горная болезнь, ведь воздух очень разряжен. При его нехватке человек становится неадекватным, шум в ушах, тошнота, теряет чувство меры, чувство самосохранения. Так что необходимо быть крепким не только физически, но и душевно. В таких ситуациях, конечно, очень важен психологический контакт с гидом, который мог бы вывести человека из ступора. Но Камчатке с этим проще, выкат практически везде на уровень моря, не говоря уже о спусках к Тихому океану — такие предусмотрены в стандартной программе тура, и при перепаде в 2500 метров не надо залетать на высоту в 5000 м, как на Кавказе.

Мы приближаемся к самому жерлу вулкана, проезжаем мимо кислотных источников и ледяного озера в самом кратере. Внизу уже ждет вертолет, который снова поднимает нас наверх, откуда мы спускаемся уже по внешнему 12-километровому восточному склону.

В этот день мы побывали еще на одном двухтысячнике — Вилючинском вулкане. Конечно, это неописуемое ощущение, когда стоишь на вершине вулкана, на краю белой бездны, а немного вдали взору открывается величественный Тихий океан. Именно тогда, вдали от московской суеты, начинаешь понимать, какой ты маленький по сравнению с этими горами, льдами, вечностью. Начинаешь понимать, что ты никто. Вместе с тем стоишь на вершине и ощущаешь себя аккумулятором, который заряжается от высоковольтной сети, космической энергии, Бога, как хотите. Непередаваемое ощущение. Неописуемое. И, наверно, неудивительно, что я до сих пор вижу эти вулканы в своих снах.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Камчатский полуостров находится на Дальнем Востоке России между Охотским и Беринговым морем. Длина полуострова около 1200 км, максимальная ширина — 450 км, площадь — 472 300 км.

Основные вулканы в районах катания: Вилючинский (2173 м), Мутновский (2323 м), Опала (2460 м), Авачинский (2741 м), Корякский (3456 м), Горелый (1826 м), Козельский (2189 м), Вочкажец (1556 м), Ааг (2310 м), Арик (2300 м).

Высшая точка: Ключевская сопка (4800 м).

Среднегодовое количество осадков: 1000—1200 мм/год.

Площадь зон катания: около 700 км.

Сезон: во многих «каталках» Камчатки хелисезоны ограничены мартом и апрелем. В Русском Хелибординг Клубе же сезон начинается в середине декабря, и до середины марта можно еще найти пухляк, кататься же можно до середины мая. Также Русский Хелибордиг Клуб организует и летнее катание на снежниках. Например, на плато вокруг Мутновского вулкана площадью 1100 метров за зиму выпадает порядка 7—12 литров снега, так что ледники лежат здесь аж до конца августа.

Горнолыжные курорты: Морозная (город Елизово), Красная Сопка, Эдельвейс (г. Петропавловск-Камчатский).

Стоимость хелитура: недельный тур обойдется в 1850 долларов.

Тур включает в себя следующее:

1. Сопки (350 долл.).

2. Вулканы (410 долл.).

3. Мутновский вулкан. Спуск в действующий кратер, проезд между гейзерами, по берегу кислотной реки из кратера. Стоит все это удовольствие 500 долларов.

4. Проживание в гостинице, 2-разовое питание, ланч на маршруте, трансферы, услуги гидов-проводников.

Планы корректирует погода. Если из-за ее непростого характера группа не откатала положенные дни, составляется отчет о спусках (их количество, точки, перепады), по этому отчету позднее в московском офисе возвращают «неоткатанные» деньги.

www.heliboarding.ru



5 ноября 2004

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

NAVIGATOR указывает путь
24 марта 2004
Советы

NAVIGATOR указывает путь

Группа Компаний «Battery Team», основанная в 1993 году, к настоящему времени стала одним из ведущих дистрибьюторов элементов питания, фонарей, электроламп и светильников известных мировых брендов на российском рынке. В настоящее время Battery Team начала собственную производственную программу под торговой маркой Navigator – и первыми в ней стали фонари, изготовленные на хорошо оснащенных заводах в разных странах с учетом требований российского рынка.

Сердце в ритме Tunturi
12 декабря 2005
Новости

Сердце в ритме Tunturi

Финская компания TUNTURI была образована более 80-ти лет назад, в 1922 г., и занималась ремонтом велосипедов. Первый велосипед собственной разработки она выпустила спустя всего четыре года после открытия, в 1926 г., а первый тренажер – в 1969-м. Сейчас TUNTURI – это компания с мировым именем, производящая полную линейку тренажеров, соответствующих последнему слову техники.

Коня на скаку остановит
24 марта 2004
Обзоры

Коня на скаку остановит

В Средневековье конь помимо своего хозяина в доспехах носил на себе и собственное «железо». С тех пор жизнь лошади стала проще, а экипировка доступнее. АРСЕНИЙ ШПАКОВСКИЙ. Мастер спорта, обладатель Кубка России 2002 года и абсолютный чемпион России по конкуру 2003 года. Сегодня он на своей любимой лошади по кличке Обзор.

Лифт в небо
5 ноября 2004
Обзоры

Лифт в небо

«Ну чего ж вы не летите? — кричали они из-за забора. — Лететь надо, пока шар не лопнул» Н. Носов, «Приключения Незнайки и его друзей» Еще десять назад к этим людям относились как к чудакам. А теперь пионеры — балунисты, так называют пилотов воздушных шаров, стали ветеранами движения. Юрий Таран — один из них.

Азбука велоапгрейда
24 марта 2004
Советы

Азбука велоапгрейда

Каждый байкер перед началом сезона мечтает о новом велосипеде. У него два пути: приобрести готовый велосипед или же собрать его своими руками. Купить готовый велосипед дешевле, нежели собирать его «с нуля» или кардинально переделать. Даже регулярная розничная цена на весь укомплектованный велосипед будет ниже суммарной стоимости всех его комплектующих.

Ловкость ног, или как вырастить ребенка футболистом
28 апреля 2005
Советы

Ловкость ног, или как вырастить ребенка футболистом

Большой, залитый солнцем зал. Тренер расставляет в ряд высокие стойки. Выстроившись в линеечку, ждут маленькие футболисты. Тренер объясняет и показывает. С виду это очень простое упражнение: надо просто обвести мяч вокруг стойки. Внешней стороной стопы, внутренней, восьмерочкой и зигзагом. Но это оказывается не так легко.

Небесные шалости
24 марта 2004
Советы

Небесные шалости

С момента своего возникновения парашютный спорт не перестает развиваться. Появляются новые дисциплины, изначально которые были «баловством» мастеров. Со временем у этих «небесных шалостей» появляются свои законы и правила — они становятся самостоятельными дисциплинами, а то и видами спорта. Но есть и классика парашютизма — прыжки на точность приземления и групповая акробатика.

Все для чемпионов!
12 декабря 2005
Новости

Все для чемпионов!

С 3 по 6 ноября 2005 года в Санкт-Петербурге состоялось важнейшее событие в мире российского и международного настольного тенниса — международный турнир по настольному теннису PRO TOUR RUSSIAN OPEN, призовой фонд которого составил 100 тыс. долларов США. Это важная веха для лучших игроков мира на пути к Гранд-Финалу.

"Глубокое" самопознание, или фридайвинг с Юлией Петрик
24 марта 2004
Обзоры

"Глубокое" самопознание, или фридайвинг с Юлией Петрик

Наше знакомство с Юлией Петрик состоялось на выставке «Дайвинг 2004», где она представляла кафедру теории и методики экстремальных видов спорта. Юлия согласилась ответить на несколько вопросов о фридайвинге в России и в мире сегодня. — Что, на ваш взгляд, можно считать отправной точкой в развитии фридайвинга? — Если рассматривать фридайвинг не как вид спорта, а как явление общее — умение человека нырять на задержке дыхания, то четкую дату рождения, конечно же, определить невозможно.

Уже не шаг... еще не бег!
24 марта 2004
Советы

Уже не шаг... еще не бег!

Что такое спортивная ходьба? От обычной ходьбы она отличается тем, что нога, выпрямленная в колене, ставится впереди на пятку и при шаге проходит через воображаемую вертикаль тела человека. Скорость спортивной ходьбы в 2—2,5 раза выше обычной, что достигается как длиной (105—115 см), так и частотой (180—200 в мин.