Как только человек изобретает что-нибудь движущееся, плавающее или летающее, он тут же превращает свое изобретение в спортивный снаряд и начинает состязаться в том, кто дальше, глубже, выше и быстрее. По сути воздушный шар — это небесная яхта, плывущая как обычное судно в океане воздуха; как и яхта, шар движим ветром, и точно так же, как и яхтсмены, пилоты воздушных шаров устраивают собственные регаты.
Первый Чемпионат мира был проведен в 1973 году. Он стал популярным во всем мире, особенно в США. В 1997 году была проведена первая в истории воздухоплавательная Олимпиада, в которой приняло участие все, что летает. Прошла она в Турции, в 2001 году в Испании, а за право провести такую Олимпиаду у себя дома в 2005 году сейчас бьются Польша и Малайзия.
На соревнования допускаются только те пилоты, в активе которых не менее 100 часов летного времени. В России, где всего около 70 активных пилотов, эта планка снижена до 50 часов индивидуального налета без инструкторов. Взнос, который должен сделать спортсмен для участия в соревнованиях на Чемпионате России, составляет $200: сюда входит топливо для аэростата и полетная карта, все остальное за свой счет. У французов в Мэтсе взнос участника составляет 400 евро, но он подразумевает обеспечение проживанием и скидку при оплате питания в местных кафе на 20%.
Международная авиационная федерация (ФАИ) утвердила типовые правила воздухоплавательных соревнований на тепловых аэростатах. Соревнования состоят из нескольких упражнений, суть которых заключается в том, чтобы как можно точнее привести аэростат в заданную точку или сократить время полета. Чтобы зафиксировать свой результат, пилот сбрасывает маркер — ленту длиной 1,5 метра с грузилом на конце — в специальную мишень — крест из яркой ткани размером примерно 10х10 м.
К каждому пилоту прикрепляется наблюдатель, который фиксирует все нарушения и результаты. На каждый полет пилоту назначается новый наблюдатель, который сидит либо в машине сопровождения, либо в корзине с пилотом. При этом наблюдатель не имеет права помогать участнику советами, объяснять правила и вообще как-то участвовать в упражнениях, исполняемых пилотами.
Наблюдатель не обязательно должен уметь пилотировать аэростат, от него требуется хорошее знание правил, умение ориентироваться на местности и составлять отчеты о полетах. Спортивную программу соревнований готовит спортивный директор, он выбирает полетные задания, обязательные для всех участников соревнований, и рассматривает жалобы пилотов. Перед каждым полетом пилоты получают от спортивного директора задания.
Жюри состоит из лиц, не связанных ни с организаторами, ни со спонсорами. Обычно судейский персонал превосходит по своей численности количество пилотов в полтора раза.
Международные воздухоплавательные соревнования прервались двумя мировыми войнами и возобновились лишь в 1973 году, когда в США, в Альбукерке, стартовало 33 аэростата из 15 стран мира.
В России прерванные Октябрьской революцией и Гражданской войной спортивные полеты возродились в 1920 году. Как писал издававшийся в то время журнал «Аэро», первый свободный полет в свободной России состоялся 27 июня 1920 года, газовый аэростат стартовал с центра Красной площади в Москве. К 1950 году в ФАИ было зарегистрировано 26 мировых рекордов, установленных советскими воздухоплавателями.
В мире
1. Кубок Гордона Бенетта — это старейшие летние соревнования по воздухоплаванию среди газовых аэростатов, проходящие на протяжении 44 лет в бельгийском городе Сен-Губер. Впервые они состоялись в 1906 году в Париже. Призы были учреждены Джеймсом Гордоном Беннеттом, который выделил средства для призовых фондов. В соответствии с уставом приз представлял собой произведение искусства стоимостью 12 500 франков и мог оставаться в собственности национального союза только в том случае, если этот союз станет победителем в трех соревнованиях, а установленный рекорд не будет побит в течение пяти лет. Страной-организатором соревнований на приз Гордона Бенетта выступала та, которая в предыдущем году выигрывала приз. По усмотрению организаторов соревнований устраивались полеты трех видов: на расстояние, на достижение намеченной цели и на время.
2. Международные воздухоплавательные соревнования в Альбукерке, штат Нью Мехико, спонсируются фирмой «Kodak» и пивными компаниями. Проходят они ежегодно в октябре, но, по мнению многих пилотов, это скорее политическое, нежели спортивное событие.
3. Один раз в два года, в конце июля, во французском городе Мэтс, расположенном вблизи с германской границей, в 150 км от Парижа, проходят соревнования, называемые «Лорейн», но по духу это скорее фиеста. Их организует знаменитый пилот аэростатов Пилатр де Розье. Ближайший «Лорейн» состоится в конце июля 2005 года. Эти соревнования отличаются тем, что призов очень много, самых разных, и принять участие в соревнованиях могут даже начинающие пилоты с налетом 50 часов.
4. Чемпионат Европы 2005 года состоится в октябре в Венгрии, в городе Дебрецен.
5. Чемпионат «Мотеги», или Кубок Хонды, — ежегодные соревнования, проходящие в ноябре на территории Японии в 70 км от Токио. В 2006 году Япония принимает у себя Чемпионат мира.
По вопросам участия в зарубежных фиестах и соревнованиях обращайтесь в Российскую федерацию воздухоплавания к Николаю Сергеевичу Рябцеву: (095) 491-37-11, 491-29-00 e-mail: info@aerowaltz.ru
В России
1. Чемпионат России по воздухоплаванию. Обычно Чемпионаты России проходят в Великих Луках в июне. Количество принимающих участие аэростатов — около 35. В этом году состоялся уже десятый по счету чемпионат, и параллельно с ним проводится еще ряд соревнований: Кубок В.П. Чкалова — рейтинговое для российских пилотов мероприятие, международные встречи воздухоплавателей.
В 2005 году Чемпионат России планируется провести в августе в подмосковном Дмитрове.
Директор Латыпов Валерий: тел./факс: (095) 918-51-98, 577-85-36; e-mail: aeronatc@rosmail.ru; http://balloon-cup.ru
2. Международный Кубок губернатора Подмосковья по воздухоплаванию в Дмитрове (Московская обл.) проходит в конце августа, количество аэростатов — около 35. Директор Таран Юрий: тел./факс: (095) 491-29-00, 491-37-11; e-mail: info@aerowaltz.ru; http://www.aerowaltz.ru
3. Международный спортивно-зрелищный Фестиваль воздухоплавателей «Небесная ярмарка Урала—2004», и евроазиатский кубок по воздухоплаванию. Проходит в городе Кунгур, в конце июня — в начале июля. На этом фестивале пилоты символически перелетают из Европы в Азию. Количество принимающих участие аэростатов — около 20.
Координатор Андрей Вертипрахов, тел.: (34271) 206-63; 299-38; e-mail: pilot61@yandex.ru
4. Фестиваль аэростатов специальных форм «Небо Святого Сергия», место проведения г. Сергиев Посад (Московская обл.), середина июля. Количество принимающих участие аэростатов — около 20.
Директор Юрий Вронец, тел./факс: (095) 262-44-06; e-mail: mail@interavia.ru
5. Фестиваль воздухоплавателей «Золотое кольцо России», Переславль-Залесский, Ростов Великий (Ярославская обл.), конец июля. Количество принимающих участие аэростатов — около 20. Директор Валерий Латыпов, тел./факс: (095) 918-51-98, 577-85-36; e-mail: aeronatc@rosmail.ru; http://www.aeronatc.ru
6. Железноводский Международный фестиваль воздухоплавателей, «Кавказские Минеральные воды — Жемчужина России» проходит в конце сентября. Количество принимающих участие аэростатов — около 20. Директор Виталий Ненашев: тел.: (8793) 97-61-03, 97-62-91; e-mail: balloon@kmv.ru
7. Фестиваль воздухоплавателей «Золотые ворота». Проходит в два этапа: I этап в Суздале, середина августа, II этап во Владимире, середина сентября. Количество принимающих участие аэростатов — около 15.
Директор Сергей Горшков, тел.: 8-095-145-13-07.
Воздухоплавательные фиесты
Фиесты воздушных шаров — это большие и красочные праздники шаров, они проводятся по всему миру и собирают до тысячи аэростатов. В мире ежегодно происходит 15—20 крупных воздушных фиест. Одновременный взлет нескольких сотен аэростатов и их парение над землей — феерическое зрелище. Чтобы на это посмотреть, собираются десятки тысяч человек из разных стран. В последнее время стало популярным шоу «Ночное свечение». На склоне горы выставляется около ста шаров. Ночью при работе горелки шар начинает светиться, как лампочка. Получается светомузыка из ста гигантских разноцветных лампочек. Командир каждого шара связан с «дирижером», который под музыку отдает команды, кому работать горелкой, кому «погаснуть». В сочетании с фейерверком зрелище получается сказочное.
На территории СССР первую фиесту принимала в 1989 году Литва. С 1990 года ежегодно проходит воздушная фиеста в Санкт-Петербурге. Проводит ее фирма «АЭРОТУР БАЛЛУНЗ» во главе с Геннадием Опариным, именитым воздухоплавателем.
В России наиболее крупные фиесты проходят в Санкт-Петербурге, Дмитрове, Нижнем Новгороде и Великих Луках. Все эти города входят в так называемую московскую зону полетов, которая раскинулась от Великих Лук до Самары и от Вологды до Воронежа. В других районах России воздухоплавание находится в зачаточном состоянии, и если там и происходят какие-либо полеты, то в основном «диким» образом.
Научиться
В настоящее время в России более 200 аэростатов и более 120 пилотов (примерно половина из них — москвичи), закончивших курс обучения в соответствии со всеми международными правилами и нормами, и имеющих свидетельство пилота аэростатических летательных аппаратов, выданное Федеральной службой воздушного транспорта России.
Известный воздухоплаватель Юрий Таран, имеющий лицензию на аэростатные полеты под номером один, как-то сказал, что он понял, как управлять аэростатом, только налетав 200 часов.
Обучение, подготовка и переподготовка пилотов аэростатов проходит на базе учебно-технических центров гражданской в Москве и в Великих Луках (Псковская область). Искусство управления аэростатом сродни искусству игры на музыкальном инструменте.
Прежде всего, вам надо пройти медкомиссию по графе парашютист. Затем, если у вас нет авиационного образования, придется проходить теоретический курс из 11 предметов, по окончании сдавать экзамены. После этого вам предстоит налет с инструктором 15 часов, контрольный полет с экзаменатором и сдача экзамена высшей квалификационной комиссии, которая и дает пилотское свидетельство. После этого — добро пожаловать в клуб балунистов, как сами себя называют пилоты аэростатов. Весь процесс обучения занимает примерно месяц времени. Многое зависит от погоды — она вносит свои коррективы в полетное расписание, обучают обычно с апреля по октябрь. В его стоимость входит амортизация шара, забирающая больше половины выплаченных денег, работа экипажа и преподавателей.
Стоимость обучения в Москве — 2655 евро. В сертифицированном авиационном учебном центре (АУЦ) при клубе «Аэровальс» (095) 491-37-11, 491-29-00 вы можете договориться о гибком графике обучения, к тому же, если вы собираетесь проходить практику на собственном аэростате, обучение обойдется в два раза дешевле. Теоретическая часть обучения проходит по адресу: Москва, Волоколамское ш., 88, стр. 1, офис 25. Тел./факс +7 (095) 491-37-11, 491-29-00, летная практика «Аэровальс» проводит в городе Дмитрове. Можно примерно за те же деньги пройти летную практику в Истре, но тогда нужно звонить в ООО «Русбал» 926-217-60-70.
В Великих Луках в Учебно-техническом центре авиации общего назначения (81153) 2-65-96; тел./факс: (81153) 6-04-31. В Москве ((095) 577-85-36,918-51-98) обучение стоит значительно дешевле, не считая расходов на проживание и питание (1000 долларов с человека), с условием, что в группе будет не менее двух человек. Но там предлагают полетать с инструктором всего 10 часов, и если вы не москвич, вам придется минимум на три недели оставить свой привычный ритм жизни. В Великих Луках возможно прослушать теоретический курс и сдать зачеты и экзамены, а летную практику пройти по месту жительства, оплатив выезд пилота-инструктора.
Покататься
За два дня группа от 2 до 6 человек имеет возможность совершить два утренних и один вечерний полет на тепловых аэростатах в Великих Луках, совершив тур «Выходного дня». Здорово, взлетев на 300 метров, проплыть над городом в открытой корзине теплового аэростата, увидеть то, что сверху видят птицы. А с высоты километра окинуть взглядом почти всю Псковскую область с ее лесами и озерами. Вашими воздушными гидами будут пилоты учебного центра гражданской авиации г. Великие Луки. Для этого на автомобиле надо преодолеть 465 км по шоссе Москва-Рига примерно за 5—6 часов или добраться на поезде до Великих Лук.
Великие Луки: тел. (81153) 2-65-96,
тел./факс: 6-04-31
Москва: тел./факс (095) 576-81-87, 918-51-98
E-mail: aeronatc@rosmail.ru
Комментарии