Экстремальный байк

28 апреля 2005

Существует огромное множество различных стилей катания на велосипеде, начиная от простой прогулочной езды по парку и заканчивая совершенно невозможными трюками. Если с «прогулкой» все более или менее понятно — основные черты таких покатушек будут весьма похожи между собой, то экстремальный байк можно разделить на несколько основных разновидностей, которые связывает между собой только виртуозное владение велосипедом. Итак, перечислим основные виды экстремального байка — это скоростной спуск (даунхил), фрирайд, байкер-кросс, триал, различные виды ВМХ, а также к экстремальным видам велоспорта можно отнести бэккантри и кросс-кантри.

Кросс-кантри — это скоростная езда на несколько километров по пересеченной местности. В своей «легкой» форме — ничего особо экстремального, просто хорошие покатушки (тут многое зависит от местности и от скорости, которую развивает прорайдер), но это только до поры до времени. «Сюрпризы» то и дело поджидают вас на реальных кросс-кантрийных трассах, когда хочется слезть с велосипеда и преодолевать их пешком, но это — непозволительная роскошь, поскольку в кросс-кантри ценится время, за которое ты прошел трассу.

Родственный кросс-кантри стиль — это бэккантри. Это некий «гибрид» между кросс-кантрийными гонками и такими видами МТВ, как фрирайд и даунхил. Интересный, но при этом весьма опасный. Требует отличной подготовки и очень прочного, но при этом легкого велосипеда с хорошей амортизацией.

Фрирайд (иначе этот стиль называют эндуро) — как и следует из названия, это свободный стиль. Но прежде чем испытывать на себе его «прелести», очень желательно в достаточной мере овладеть техникой крутых съезжалок, прыжков и различных трюков. Кроме этого этот стиль предполагает специальную экипировку прорайдера и велосипеда, обладающего такими свойствами, как высокая прочность и надежность.

Байкер-кросс — это настоящий фейерверк эмоций! По своей сути это скоростная гонка, длящаяся несколько секунд, когда с холма стартует четверо участников, преодолевающих относительно небольшой, но очень экстремальный спуск на время. Подобные спуски характеризуются, как правило, крутыми поворотами, трамплинами и т.п. препятствиями. Этот вид катания очень зрелищный и приковывает к себе внимание, но одновременно это и одна из наиболее опасных дисциплин, а потому, пожалуй, стоит рассказать о ней побольше, что и будет сделано после завершения перечисления видов экстремального байка.

Даунхил — скоростной спуск с горы. Эту дисциплину также рассмотрим подробней.

Триал — это виртуозное преодоление различного вида препятствий типа кусков рельс, труб, бочек, огромных ступенек и прочих препятствий. Крутые парни могут перепрыгивать через такие препятствия, а могут тщательно и продуманно карабкаться через них. Главное — во что бы то ни стало не коснуться ногой земли и не упасть с велосипеда! Время, как правило, не главный параметр в таких соревнованиях.

ВМХ — это сокращение английских слов Bycicle-Moto-Exctream, обозначающее велосипед небольшого размера с маленькими, но очень прочными колесами и с еще более прочной рамой и рулем. ВМХ также подразумевает множество стилей катания, требующих определенной «заточки» велосипеда и особенного мастерства прорайдера. Кратко перечислим основные виды ВМХ: flat — акробатическая езда по городу; езда по специально подготовленной пересеченной местности с трамплинами — race; dirt — трасса для дерта состоит практически из одних довольно крутых трамплинов и виражей, vert (вертикальный уклон) — это прыжки, повороты и прочая акробатика в рампах — больших U-образных половинах трубы, размеры которой достигают до 4-7 м в высоту и до 12-50 м в длину. Еще один тип ВМХ — катание с такими элементами, как прыжки с лестниц и скольжение по граням и перилам. Этот тип BMX получил название стрит. Он отличается от флэта в первую очередь тем, что более сложен технически и подразумевает большую агрессивность, экстремальность и опытность прорайдера.

А теперь остановимся на таких видах экстремального МТВ, как байкер-кросс и даунхил.

БАЙКЕР-КРОСС

Для того чтобы поучаствовать в соревнованиях по данной дисциплине, необходимо сперва пройти квалификацию. Теоретически подать заявку для прохождения квалификации может любой желающий, обладающий более или менее подходящим велосипедом и соизволивший захватить с собой шлем. Впрочем, тут стоит добавить, что за границей перед прохождением квалификации участником у него проверяют не только наличие шлема, но и всю экипировку — чтобы, не дай бог, чего не вышло.

Кроме велосипеда и шлема потенциальный участник должен иметь с собой паспорт, а также обладать заранее полученной лицензией от Федерации велоспорта — данная лицензия выдается на год.

Когда все формальности улажены, участник квалификации получает номер и проходит в одиночестве трассу для байкер-кросса на время. В этом и состоит суть квалификации. Естественно, чем быстрей пройдена трасса, тем лучше для проходящего, поскольку в случае успешного прохождения квалификации участнику с лучшим временем достается лучшее место на старте. При желании участник с лучшим временем сам может определить себе место на трассе.

Что же касается самой трассы, то, как правило, это участок длиной 200-300 метров и около 8 метров в ширину, изобилующий трамплинами, а время прохождения такой трассы — что-то около 30-40 секунд.

Далее происходит формирование «четверок», поскольку в каждом заезде участвует четыре участника, а потому, как правило, по результатам квалификации отбирают 32 или 64 участника, число зависит от общего числа желающих. Стоит заметить, что несколько лет назад байкер-кросс имел несколько иную форму: в заезде участвовало только двое спортсменов, а сама дисциплина носила название параллельного слалома. Но со временем правила изменились, соревнования стали более зрелищными и вместе с тем опасными, а время их проведения несколько сократилось.

«Четверка» будет формироваться судьями по следующему принципу (например, в ситуации, когда всего отобрано 32 участника): это 1-й, 8-й, 16-й и 32-й. Т.е. самый сильный гонщик оказывается вместе с более слабыми участниками. Иногда в одной «четверке» сразу оказывается несколько сильных прорайдеров — в ситуации, когда кто-то из них ошибается во время прохождения квалификации и в результате зарабатывает «плохое» время. Такие заезды бывают, как правило, наиболее зрелищными.

После расстановки следует и сам заезд. По его результатам из «четверки» выделяются двое победивших (показавших лучшее время), которые будут принимать участие в следующем заезде и т.д. до полуфинала.

Естественно, что финал определяет победителей, которые получают места с 1-го по 4-е. Но и полуфиналисты, не прошедшие в финал, могут разделить оставшиеся четыре места — с 5-го по 8-е, пройдя «утешительный» заезд, проводящийся после финала.

Байкер-кросс — очень популярный вид экстремального велоспорта за рубежом. Ежегодно проводится множество соревнований по байкер-кроссу, в том числе Чемпионат мира. Российские экстремалы пока еще не успели как следует проявить себя в данном виде спорта, отчасти из-за того, что в России маловато «интересных» трасс для байкер-кросса. Наиболее приспособленные трассы для данной дисциплины — это трасса в Орехово (Москва) и в парке «Волен» (Яхрома).

ДАУНХИЛ

Что же касается даунхила, то здесь с трассами ситуация похожая — например, в Москве попросту нет подходящих гор, где можно было бы как следует развернуться настоящему любителю данной дисциплины. Так или иначе, но для DH нужна большая гора. Поэтому и дисциплина, по которой здесь проводят соревнования, несколько изменилась относительно «классики» и стала называться мини-даунхилом (mini-DH).

По словам самих гонщиков, трассы для мини-даунхила, безусловно, менее интересные, чем для «обыкновенного» даунхила. В Москве это трассы в Орехово, на Нагорной. Впрочем, можно оттачивать свое мастерство в данном виде велоспорта практически на любой горе с более или менее подходящим рельефом. Чтобы усложнить трассу, вводится множество поворотов и изгибов, чтобы увеличить сложность спуска и зрелищность соревнований.

Российские соревнования по «классическому» даунхилу раньше проводились на Красной Поляне (Юго-Западный Кавказ, недалеко от Сочи), а в 2004-м году — на Домбае и в Пятигорске.

Что же касается мировых соревнований по DH, то тут российским спортсменам предстоит еще многому научиться, а также найти подходящие места для тренировок. Стоит отметить, что у российских гонщиков скорость на спуске достигается порядка 65 км/ч, тогда как у зарубежных — порядка 80 км/ч. Так что пока места, занимаемые российскими экстремалами в данной дисциплине, далеки от победных, но будем надеяться, что со временем и России будет чем похвастаться в данном виде спорта.

Теперь и о самих соревнованиях. Как и в байкер-кроссе, перед началом соревнований спортсменам необходимо пройти квалификацию. Требования к участникам предъявляются те же, что и в байкер-кроссе. Но в даунхиле трассы по сравнению с байкер-кроссом достаточно большие — 2-4 км, а также, как правило, имеют место быть большие перепады высот. Цель квалификации — хорошо пройти трассу за минимальное время. Естественно, во время квалификации трасса проходится в одиночестве так же, как и во время самих соревнований.

Сами участники зачастую рассматривают квалификационное прохождение трассы как еще одну тренировку перед решающим заездом.

По результатам квалификации судьями составляется список, по которому участники совершают спуск. Список составляется таким образом, что спортсмен, показавший лучшее время, оказывается в списке последним, тогда как спортсмен со слабыми результатами — в списке на первом месте. Это было задумано, скорее всего, для того, чтобы подогреть интерес зрителей, наблюдающих за соревнованиями. Получается, что первый гонщик скатывается с горы относительно медленно, следующий — быстрей, третий — еще быстрей и так далее. Победителем оказывается тот, кто показал лучшее время.

Это, конечно же, далеко не все, что можно сказать об экстремальном байке (в том числе и о байкер-кроссе и даунхиле). Впрочем, еще лучше увидеть подобные соревнования своими глазами — это весьма увлекательное зрелище, которое способно «завести» каждого! И, кто знает, вполне возможно, что со временем кто-то из сегодняшних зрителей сможет стать завтрашним чемпионом.

Большое спасибо за помощь в написании статьи Олегу Воронину и сайту www.velomania.ru

28 апреля 2005

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Экстремальный байк
28 апреля 2005
Советы

Экстремальный байк

Существует огромное множество различных стилей катания на велосипеде, начиная от простой прогулочной езды по парку и заканчивая совершенно невозможными трюками. Если с «прогулкой» все более или менее понятно — основные черты таких покатушек будут весьма похожи между собой, то экстремальный байк можно разделить на несколько основных разновидностей, которые связывает между собой только виртуозное владение велосипедом.

Освобожденное погружение
24 марта 2004
Советы

Освобожденное погружение

Слово «скубадайвинг» (или просто «дайвинг»), означающее индивидуальные погружения с запасом сжатой дыхательной смеси, вошло в нашу жизнь недавно. Широкая реклама этого вида спорта позволила ему быстро завоевать огромную популярность. В нашем сознании сложился некий стереотип: погружаться на глубины свыше 3—5 метров человеку можно только при помощи специального снаряжения, что далеко не так.

Навигация открыта!
28 апреля 2005
Советы

Навигация открыта!

На улице плюсовая температура, вовсю светит солнце. Для лыжных туристов конец сезона, зато от зимней спячки пробуждаются куда более многочисленные водники. Весеннее половодье для них самый лакомый кусок года. «Водников» среди русских туристов довольно много. Может быть, это связано с тем, что природа обделила Россию высокими горами: на Западе поход — это прежде всего поход по горам.

Ноги, крылья... Главное - ласты!
5 ноября 2004
Обзоры

Ноги, крылья... Главное - ласты!

Перед вами, уважаемые читатели, уникальный материал. Это объективный сравнительный тест ласт для подводного плавания, проведенный по специально разработанной методике двумя журналами: «Потребитель. Все для спорта и отдыха» и «Нептун XXI век». ПОДВОДНАЯ ОБУВЬ Для человека под водой ласты — это прежде всего свобода передвижения, маневренность и скорость.

Исскуство парить
5 ноября 2004
Советы

Исскуство парить

Парить над землей красиво и чертовски увлекательно! Вместе с тем это еще и опасно. Для того, чтобы полет не был похож на последний путь подбитого истребителя, начинающему спортсмену нужно пройти серьезную подготовку, которая потребует от него колоссальных усилий и терпения. Но все это будет вознаграждено поистине великолепными ощущениями от полетов.

Позолоченная доска
5 ноября 2004
Советы

Позолоченная доска

Независимость и оригинальность зачастую отличает сноубордеров от многих других. Эти качества плохо стыкуются с такими вещами, как правила и стандарты. Однако фирмам-производителям приходится следить за качеством продукции и безопасностью, и они обязаны соблюдать стандарты качества и создавать товары, совместимые между собой.

Ша-а-гом марш!
28 апреля 2005
Советы

Ша-а-гом марш!

Известно, что Бернард Шоу, знаменитый ирландский писатель, проживший 94 года, даже в очень преклонные годы ежедневно проходил не менее 6-8 миль (10-13 км). И неудивительно, ведь ходьба — наиболее эффективное средство оздоровления и повышения уровня общей работо-способности людей всех возрастов. В настоящее время ходьба очень популярна за рубежом.

Выбирай так, чтобы не обули
24 марта 2004
Тесты

Выбирай так, чтобы не обули

Исследовались 8 моделей беговой обуви разных фирм и с разными технологиями, любезно предоставленные фирмами-дистрибьютерами, и из личных запасов организаторов исследования: Adidas A3 Twin Stri, Ascot Husdon, Asics Gel-Nimbus V, Asics Gel-Fission, Brooks Beast, Kelme Kashimt, Puma Allure, Sprandi Dome Streetgame.

"Матчасть"
28 апреля 2005
Обзоры

"Матчасть"

Спелеология — вещь довольно сложная и опасная, чтобы ей заниматься, надо иметь серьезную подготовку. Причем не только физическую, но и техническую, а также, я бы сказал, и психологическую. Ведь спелеологам приходится преодолевать отвесные колодцы до нескольких сотен метров глубиной, переплывать подземные реки и озера, проныривать сифоны, протискиваться через шкурники.

Выезжаем на дорогу
28 апреля 2005
Советы

Выезжаем на дорогу

Иметь хороший велосипед сегодня — это и современно, и престижно, и полезно. Сейчас в нашей стране наибольшей популярностью пользуется в основном горный велосипед, или «маунтин байк» (сокращенно — MTB от английского Mountain Terrain Bike). Итак, MTB — это велосипед, позволяющий вам заметно облегчить езду по грязи, песку, снегу и прочему бездорожью и в то же время спокойно держать скорость по ровной дороге около 20-25 км/ч (на таком велосипеде вполне возможны и скоростные гонки на скорости от 30 км/ч).