Тест зеркального фотоаппарата Nikon D5100: бледное и яркое небо не сумело обмануть экспозиционную автоматику

Камера Nikon D5100 в линейке любительских зеркальных цифровых фотоаппаратов компании Nikon занимает среднюю позицию. Она предназначена как для начинающих, так и для опытных любителей или как запасная для профессионалов. Камера была анонсирована 5 апреля 2011 года.

Текст и фото: Сергей Стеблюк.

 

Любительская зеркальная цифровая фотокамера Nikon D5100Любительская зеркальная цифровая фотокамера Nikon D5100


Технические характеристики

Матрица          тип    CMOS (с функцией очистки от пыли, система контроля потока воздуха)

размер             DX (23,6×15,6 мм)

разрешение     16,2 Мп (4928×3264)

Кроп-фактор: 1,5

Формат записи: NEF (RAW), JPEG

Светочувствительность: ISO 100–6400 (расширение до 25 600)

Видеосъемка: MOV; H.264/MPEG-4 Advanced Video Coding 1920×1080, 30/25/24 кдр./с, 1280×720, 30/25/24 кдр./с, 640×424, 30/25 кдр./с

Видоискатель         тип пентазеркало

площадь покрытия кадра        95%

Дисплей: цветной ЖК-дисплей (TFT), угол обзора 170°, 3 дюйма, около 921 000 точек, режим Live View с автофокусом

Скорость съемки: до 4 кадров/с

Карты памяти: SD, SDHC, SDXC

Вес: 560 г

Цена: около $980

 

Введение

Линейка любительских цифровых зеркалок компании Nikon теперь полностью обновлена. Учитывая недавние трагические события в Японии и массу слухов о судьбе мирового фотоаппаратостроения, представления новой модели так быстро не ожидали.

Однако в начале апреля компания Nikon объявила об открытии собственного сервисного центра в Москве и почти сразу представила новую зеркалку. Для тестирования московское представительство компании предоставило камеру в комплекте с объективом Nikon DX AF-S Nikkor 18–55mm f/3.5–5.6G II ED, но некоторые снимки были сделаны объективом Nikon AF-S Nikkor 24–120 mm f/3.5–5.6G IF-ED VR.

 

Любительская зеркальная цифровая фотокамера Nikon D5100

Дизайн, эргономика и управление

Корпус новой камеры стал чуть ниже, по сравнению с Nikon D5000, однако при минимальной разнице в габаритах имеет значительные отличия в расположении органов управления. В первую очередь изменился поворотный монитор,: его разрешение увеличилось до 921 000 точек, что позволяет рассмотреть все мелкие детали на снимках и соответствует уровню профессиональных камер.

Изменилось и крепление монитора: теперь шарнир располагается не снизу, как в предыдущей модели, а слева, что, несомненно, более удобно при съемке со штатива. Соответственно, с левой стороны пришлось удалить вертикальный ряд кнопок, и теперь почти все органы управления камерой расположены с правой стороны. Каких-либо нареканий это не вызывает, так как к новому расположению быстро привыкаешь, и все оказывается вполне удобно.

Очень хорош рычажок переключения способа визирования, расположенный на одной оси с барабанчиком выбора режимов, — гораздо более оперативный, чем привычная кнопка. Очень удобна возможность переназначения некоторых кнопок. Например, кнопка Fn, запрограммированная на изменение параметров чувствительности, резко повышает оперативность съемки в сложных световых условиях.

 

Любительская зеркальная цифровая фотокамера Nikon D5100

Возможности камеры

Функционал камеры в основном совпадает с предыдущей моделью, что вполне объяснимо: модель занимает определенную потребительскую нишу, требования к которой вполне сформировались. Однако в целом практически все значимые характеристики камеры существенно повысились.

Новая матрица, такая же, как в старшей модели, увеличила разрешение снимков и дала возможность заметно увеличить рабочую чувствительность, доведя ее в расширении до 25 600 ISO. Усовершенствован режим визирования Live View и улучшена работа 11-точечного автофокуса, помимо привычных авторежимов появился режим электронного дальномера при ручной фокусировке, что позволяет применять объективы со светосилой ниже F5,6.

Для всех режимов баланса белого стала возможной тонкая подстройка цвета. Увеличенный до 7,5 см дисплей стал гораздо более информативным и удобным как для просмотра отснятых снимков, так и для визирования.

Боковое крепление монитора позволило наконец снимать полноценные автопортреты и видеоролики с участием автора. Особенно привлекает в новой камере важная для придирчивых к качеству изображения фотографов особенность: матрица, процессор и алгоритмы внутренней обработки файла полностью соответствуют таковым в старшей модели Nikon D7000. Отрадная тенденция, возвращающая к пленочным временам, когда качество снимка зависело только от оптики и качества пленки.

 

Любительская зеркальная цифровая фотокамера Nikon D5100

Тестовая фотосъемка

Как обычно, первые тестовые снимки были сделаны с приоритетом общих планов для оценки детализации и выявления характерных для камеры особенностей отработки экспозиции. Несмотря на рекламу и действительные достижения в разного рода интеллектуальной автоматике, многие сюжеты, выглядящие простыми на вид, регулярно вводят фотокамеры в заблуждение.

Результатом неудовлетворительного снимка становится недовольство свежеприобретенной камерой и поиск более совершенного образца. Путь неверный, так как даже самые совершенные системы не в состоянии оценить все многообразие мелких факторов, включая творческие решения.

На самом деле стоит провести несколько съемок на разных сюжетах, которые и дадут представление о пределах сообразительности автоматики, причем использовать для такой проверки лучше самые обычные ситуации, не стараясь поставить камеру в особо сложные условия. Такого подхода я и стараюсь придерживаться при тестировании.

Съемки общих планов показали, что камера отлично отрабатывает экспозицию и правильно устанавливает баланс белого на всех мыслимых сюжетах и практически при любом характере освещения: утром, днем, вечером.

Однако солнце во всех случаях, как говорят летчики, должно находиться в задней полусфере. Прекрасный результат! Встречное солнце заставляет вносить в экспозицию те или иные поправки, которые довольно легко контролируются по результатам съемки на великолепном по качеству мониторе. Помимо проверки экспозиционных режимов оценивался качественный уровень баланса белого в разных режимах.

Любительская зеркальная цифровая фотокамера Nikon D5100
Результаты съемок заставили прийти к выводу, что наиболее удобный и эффективный способ получить для любого вида дневного освещения естественный цвет изображения — выставить режим автовыбора баланса белого. В абсолютном большинстве случаев ручные установки дают больше ошибок.

На следующем этапе съемки проводились в помещении при искусственном свете. Крупный торговый центр для этого подошел наилучшим образом. Смешанное с дневным освещение, светильники, попадающие в кадр, темные участки и разнообразная цветовая гамма. Помимо баланса белого можно было проверить и экспозиционную автоматику и работу автофокуса в разных режимах.

Съемка в таких условиях проводилась в основном с использованием поворотного монитора. Такой подход, во-первых, не привлекает внимания окружающих, а во-вторых, позволяет всесторонне оценить особенности фотосъемки с таким режимом визирования. При съемке пришлось внести коррективы в первоначальные настройки камеры, так как большая часть первых снимков выявила трудности с фокусировкой.

Камера была настроена на автоматический выбор точки автофокуса, и от множества ярких огней, бликов и хаотически движущихся людей фокусировка оказалась совершенно непредсказуемой. Пришлось переключиться на ручной выбор точки автофокуса. На линейно передвигающихся объектах удалось хорошо оценить время запаздывания срабатывания затвора при нажатии спусковой кнопки (лаг).

Оно оказалось минимальным, что было позже подтверждено на спортивной съемке. Отлично показал себя и матричный замер: несмотря на присутствие в кадре источников света, сбоев по экспозиции практически не наблюдалось. Контрольный снимок белой кофейной чашки на фоне черно-коричневого стола подтвердил способность камеры правильно оценивать объекты.

Любительская зеркальная цифровая фотокамера Nikon D5100

Режим серийной съемки в новой камере — на уровне любительских стандартов, но проверить аппарат в спортивной съемке все равно хотелось, тем более что на таких сюжетах значение скоростных характеристик камеры становится очень важным. Для обеспечения максимально коротких выдержек была установлена высокая чувствительность, поэтому все быстрые движения были буквально заморожены, и никакого смазывания на изображениях просто не должно было быть.

Уличная тренировка паркуристов отличалась крайне быстрыми и малопредсказуемыми движениями, а яркое солнце мешало полноценно визировать кадр в режиме Live View, однако зеркальный видоискатель обеспечил вполне комфортную съемку.

По опыту, скорость серийной съемки акробатических упражнений должна составлять не менее 8–10 кадров в секунду, поэтому чуда не произошло. Скорость 4 кадра в секунду у новой камеры оказалось недостаточной, однако быстрая реакция аппарата позволила ловить кадр в нужной фазе. Фотосъемка выступлений танцоров на Красной площади подтвердила это в полной мере.

Прямой свет летнего солнца всегда создает высокий контраст изображения с характерными глубокими тенями и предельно яркими освещенными участками, причем очень многое зависит от высоты солнца над горизонтом и направления освещения по отношению к объективу. Для съемок при таком освещении очень важно наличие бленды на объективе.

В случаях, когда солнце находится за спиной фотографа, бленда необязательна, так как прямой свет все равно не попадает на поверхность передней линзы, а вот при боковом и встречном свете это происходит, и за счет паразитного рассеивания и переотражения света внутри объектива сильно портит изображение.

Динамический диапазон сенсора, установленного на аппарате, весьма велик, но рассчитывать на то, что он перекроет почти восьмикратный перепад освещенности, конечно, не стоит. Снимки, сделанные при боковом освещении, в большинстве случаев укладывались в визуально приемлемые пределы, однако съемка против света во всей красе показала сильно пересвеченные участки.

Бороться с этим можно только чисто фотографическими методами, выбирая правильную точку съемки для максимального сокращения пересвеченных участков или используя их как художественное решение. В этих сложных условиях была отмечена еще и превосходная работа автоматики баланса белого.

 

Любительская зеркальная цифровая фотокамера Nikon D5100

Рекомендации

Новая модель подойдет для начинающих и опытных любителей, имеющих склонность к разнообразным по жанру съемкам. Легкий и компактный корпус, стабильная и точная работа автоматики камеры, очень высокое качество изображения и удобный интерфейс могут привлечь и профессионалов. Единственное ограничение накладывается любительским назначением камеры и невысокой, по профессиональным меркам, скоростью серийной съемки.

 

Редакция благодарит московское представительство компании Nikon за предоставленную для тестирования технику.

 

Тест в картинках

 

УлицаФото 1. Для предсумеречного освещения характерна относительно высокая яркость неба. Несмотря на это пересвеченных областей на снимке нет (f/6,7, 1/750 с, ISO 640, объектив 24–120 мм, фокусное расстояние 78 мм).

 

СкверФото 2. Пасмурный день, достаточно высокая освещенность на белых стенах и невысокий контраст освещения создали своеобразную атмосферу (f/5,6, 1/500 с, ISO 640, объектив 24–120 мм, фокусное расстояние 120 мм).

 

НабережнаяФото 3. Бледное и яркое небо не смогли ввести в заблуждение экспозиционную автоматику. Поправки не потребовались, все участки снимка хорошо проработаны (f/11, 1/500 с, ISO 640, объектив 24–120 мм, фокусное расстояние 24 мм).

 

МостФото 4. Тот же сюжет на максимальном фокусном расстоянии. На этом снимке тоже не потребовалось вводить экспозиционные поправки (f/5,6, 1/350 с, ISO 640, объектив 24–120 мм, фокусное расстояние 120 мм).

 

ФонтанФото 5. Съемка в помещении. Несмотря на сложные световые условия, баланс белого автоматика установила безупречно (f/5,6, 1/125 с, ISO 1600, объектив 24–120 мм, фокусное расстояние 120 мм).

 

КуполФото 6. Купол торгового центра «Охотный ряд». Чрезвычайно сложный объект для экспоавтоматики, потребовалась очень небольшая поправка –0,5 EV (f/11, 1/500 с, ISO 1600, объектив 18–55 мм, фокусное расстояние 18 мм).

 

ЛифтФото 7. Промежуток между нажатием спусковой кнопки и срабатыванием затвора было очень удобно отслеживать на передвижениях лифта. Задержка оказалась минимальной (f/5,6, 1/125 с, ISO 1600, объектив 18–55 мм, фокусное расстояние 55 мм).

 

КофеФото 8. Этот снимок сделан не в студии, а в настоящем кафе. Освещение — прямой солнечный свет. Темно-коричневые доски стола на снимке смотрятся темнее, чем в реальности, но зато белая чашка, кофе в ней и кольцо пенки абсолютно естественны (f/16, 1/1000 с, ISO 400, объектив 18–55 мм, фокусное расстояние 35 мм)

 

ПаркурФото 9. Один из немногих получившихся кадров. Съемка тренировки паркуристов показала, что для спортивной съемки 4 кадров в секунду все же недостаточно (f/11, 1/2000 с, ISO 1600, объектив 24–120 мм, фокусное расстояние 120 мм).

 

СценаФото 10. Предсказуемые позы танцоров легко фиксируются прогнозированием момента спуска в нужной фазе движения (f/9,5, 1/1500 с, ISO 1600, объектив 24–120 мм, фокусное расстояние 120 мм).

 

ГрузовикФото 11. Интересный автомобиль. Так как экспозиция устанавливалась по теневой части снимка, освещенные участки здания на фоне и небо пересвечены (f/13, 1/750 с, ISO 1600, объектив 18–55 мм, фокусное расстояние 18 мм).

 

БаскетболФото 12. Резкое боковое освещение и высокая интенсивность света не позволили проработать все участки снимка несмотря на расширенный динамический диапазон (f/11, 1/500 с, ISO 1600, объектив 18–55 мм, фокусное расстояние 28 мм).

 

КорзинаФото 13. Съемка практически против света с экспозицией по теням. Скорость серийной съемки недостаточна, однако быстрая реакция камеры позволила сделать несколько динамичных снимков (f/13, 1/750 с, ISO 1600, объектив 24–120 мм, фокусное расстояние 52 мм).

 

ПрыжокФото 14. Прыжки на батуте выявили недостаточную скорость следящей фокусировки. Утешает только то, что на таких сюжетах пасуют и профессиональные камеры (f/16, 1/1000 с, ISO 1600, объектив 18–55 мм, фокусное расстояние 55 мм).

 

Тесты фотокамер других производителей:

Тест зеркальной фотокамеры Sony SLT-A55

Тест профессиональной зеркальной фотокамеры Canon EOS 1D Mark IV: скоростная съемка для скоростного спуска


Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Первая в мире беззеркальная гибридная фото/видеокамера Panasonic DMC-GH4 с поддержкой 4K: оптимальный выбор, как для фотографов, так и видеографов
10 февраля 2014
Новости

Первая в мире беззеркальная гибридная фото/видеокамера Panasonic DMC-GH4 с поддержкой 4K: оптимальный выбор, как для фотографов, так и видеографов

Компания Panasonic представляет совершенное решение для фото- и видеосъемки — профессиональную гибридную фото/видеокамеру DMC-GH4, призванную сменить успешную модель DMC-GH3. Благодаря самым современным технологическим решениям, компании Panasonic удалось значительно улучшить качество фото- и видеосъемки.

На IFA 2017 Huawei открывает новую эру мобильного искусственного интеллекта
2 сентября 2017
Новости

На IFA 2017 Huawei открывает новую эру мобильного искусственного интеллекта

Берлин, 2 сентября 2017 г. — Huawei Consumer Business Group открыла новую эру мобильных технологий на IFA 2017. В своем программном выступлении генеральный директор компании Ричард Ю представил взгляд Huawei на будущее искусственного интеллекта в связи с запуском нового процессора Kirin 970. Объединяя вычислительную мощь облачных сервисов с быстродействием и доступностью локальной обработки задач ИИ на устройствах, Huawei делает интеллектуальные сервисы доступными широкому кругу пользователей и изменяет привычные способы взаимодействия с мобильными устройствами.

Новый герой динамичной съемки: Canon анонсирует разработку EOS-1D X Mark III
24 октября 2019
Новости

Новый герой динамичной съемки: Canon анонсирует разработку EOS-1D X Mark III

Компания Canon анонсирует разработку долгожданной камеры EOS-1D X Mark III, которая придет на смену знаменитой EOS-1D X Mark II. Новая флагманская модель идеально подойдет для съемки спортивных мероприятий и дикой природы. Создавая ее, мы учитывали отзывы глобального сообщества пользователей EOS-1D X и EOS-1D X Mark II и результаты широкого тестирования в реальных условиях с участием профессиональных фотографов со всего мира. Вобравшая в себя весь опыт Canon в создании оптически совершенных продуктов, новая камера предлагает еще более выдающиеся возможности автофокусировки и значительно улучшенное качество изображения, видео и обмена данными. С этой камерой профессионалы смогут не только снимать идеальные фотографии, но и делать это на максимальной скорости — немаловажное преимущество в такой быстро развивающейся индустрии.

Творческая встреча с Владиславом Багно на тему «Производственная фотография»
3 февраля 2017
Новости

Творческая встреча с Владиславом Багно на тему «Производственная фотография»

В ближайшее воскресенье, 5 февраля, в 16.00 в Галерее Классической Фотографии пройдет творческая встреча с участником клуба «Российское Фото» фотографом Владиславом Багно.

Samyang выпустила новый объектив 14 mm F2.8 с автофкусом для байонета Canon EF.
10 января 2018
Новости

Samyang выпустила новый объектив 14 mm F2.8 с автофкусом для байонета Canon EF.

Новый объектив Samyang AF 14mm F2.8 EF призван составить конкуренцию недавно анонсированному широкоугольнику от Yongnuo и в некоторой степени является знаковым для компании. Впервые за свою историю Samyang выпустила автофокусный объектив для байонета Canon EF.

Как гамма-кривая помогает выбрать проектор или телевизор?
1 марта 2014
Советы

Как гамма-кривая помогает выбрать проектор или телевизор?

Выбирая самый лучший телевизор или проектор, мы чаще всего и не подозреваем, что главный вывод накануне покупки можно сделать, если каким-то чудом померять несколько важнейших параметров. Один из них - гамма-кривая, которая объективно покажет о цветовых возможностях облюбованной модели. Перед тем, как наглядно продемонстрировать, каким образом гамма влияет на изображение в проекторе или телевизоре, необходимо немного углубится в теорию. Корни проблемы кроются в том, что человеческий глаз видит иначе, чем камера или любой другой девайс.

Тест ЖК-телевизора Rolsen RL-26A09105U
22 мая 2012
Тесты

Тест ЖК-телевизора Rolsen RL-26A09105U

Достоинства: насыщенные черный и белый цвета, достаточно детальные яркие и темных сцены. Наличие функции PIP. Недостатки: отсутствует регулировка насыщенности цветов при просмотре сигнала с входа HDMI.

История одной фотографии: Гагарин
29 августа 2018
Советы

История одной фотографии: Гагарин

Галерея классической фотографии начинает публикацию серии рассказов из книги Леонида Лазарева «Пуля для «Такумара», в которой фотограф детально разбирает жизненные ситуации, сопровождавшие создание того или иного снимка. В этом отрывке он расказывает, как сделал один из своих самых знаменитых кадров – Юрий Гагарин в аэропорту Внуково 14 апреля 1961 года.

Тацио Секкьяроли
30 июня 2011
Обзоры

Тацио Секкьяроли

Бриджит Бардо Папарацци — назойливое стрекотание цикады или жужжание мухи, от которой невозможно отмахнуться. По крайней мере именно их напоминает итальянцам звукопись этого слова, в одном из диалектов итальянского якобы имеющего значение «домашний вредитель».

Выставка «Фотоальбом Анри Картье-Брессона. 1932–1946»
19 сентября 2017
Новости

Выставка «Фотоальбом Анри Картье-Брессона. 1932–1946»

Мультимедиа Арт Музей, Москва продолжает знакомить с творчеством великого французского фотографа, одного из основоположников гуманистического направления в фотографии и сооснователя легендарного фотоагентства «Магнум» — Анри Картье-Брессона. В 2000 году в рамках Третьего московского международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале 2000» в музее «Московский Дом фотографии» с огромным успехом прошла выставка «Анри Картье-Брессон. СССР: 1950–1970», сегодня МАММ представляет выставку «Фотоальбом Анри Картье-Брессона. 1932–1946», рассказывающую о раннем периоде творчества фотографа.