Как гамма-кривая помогает выбрать проектор или телевизор?

Выбирая самый лучший телевизор или проектор, мы чаще всего и не подозреваем, что главный вывод накануне покупки можно сделать, если каким-то чудом померять несколько важнейших параметров. Один из них - гамма-кривая, которая объективно покажет о цветовых возможностях облюбованной модели. Перед тем, как наглядно продемонстрировать, каким образом гамма влияет на изображение в проекторе или телевизоре, необходимо немного углубится в теорию. Корни проблемы кроются в том, что человеческий глаз видит иначе, чем камера или любой другой девайс.

Текст: Алексей СОРОКИН

Рассмотрим обычный градиент, бегущий от черного к белому и содержащий 256 градаций серого от 0% до 100%, то есть - от 0 до 255.

 

На этой полоске показано, как цифровая камера видит переход от темной стороны к светлой – переход очень плавный, линейный. А вот человеческий глаз ту же полоску видит совсем по-другому. Природа так устроила, что мы все время «косим» в темную сторону, а светлые тона - как бы испаряются, мы их почти не воспринимаем.

Самый простой пример – откройте любую черно-белую фотографию: большинство тонов (уровней серого) на значимых объектах будут располагаться в левой половине градиента, в более темной.

Есть еще одна проблема: линейное кодирование не может передать  достаточное число уровней градации темных тонов. Это означает, что при линейной обработке светового потока исчезнут серые тона и полутона: темнота для нашего зрения наступит также резко, как южная ночь.

При кодировании в 5 бит (32 уровня градации) мы увидим следующий «градиент».

 

Как видим, в темной части полоска градиента «порезана» значительно реже, чем на правом краю. Чем светлее, тем больше оттенков. Но в том-то и дело, что светлую часть градиента мы практически не воспронимаем, а потому большинство цветовых оттенков в нашем восприятии просто «растворятся».

Вывод: линейное кодирование сигнала искажают восприятие изображения, лишая его естественных цветовых оттенков.

Вот тут хитроумные математики и придумали, как обмануть собственное  зрение - с помощью гамма-кривой. Эта степенная функция улучшает детализацию в тёмных тонах за счёт ее потери в светлых, где все равно для нас «все кошки серые». Причем, делает это очень красиво – без увеличения объема передаваемой информации.

Таким образом, в зону видимости возвращается множество оттенков, «засвеченных» и выпадающих при линейном кодировании сигнала. Гамма-кривая показывает, насколько точно переданы градации серого с точки зрения светлости.

 Чаще всего за эталон изображения для современных цифровых устройств берется гамма-кривая с коэффициентом 2.2. Градиент в этом случае будет выглядеть таким образом:

 

Заметили, как ровно разлинован градиент и сколько оттенков появилось в светлой зоне, доступных нашему зрению? Спасибо гамма-коррекции. Красивая наука - математика!

Чтобы собственными глазами увидеть, какие чудеса творит гамма-коррекция, приведем цветные картинки с разной гаммой: 1.0 (то есть без гаммы, с линейным кодированием), 1.8, 2.2 и 3.0.

 

Существенная разница, не правда ли?

Попутно заметим, что некоторые из этих кадров могут показаться контрастнее других, но это не так. Черная и белая точки в этих изображениях идентичны, а, следовательно, одинаков и контраст. Таким образом, значение гаммы гораздо более важно для «контрастности» изображения в бытовом смысле этого слова.

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

На пути к невероятной четкости: на выставке IFA-2014 Toshiba показала прототип 4К-телевизоров U-серии
16 сентября 2014
Новости

На пути к невероятной четкости: на выставке IFA-2014 Toshiba показала прототип 4К-телевизоров U-серии

Москва, 16 сентября 2014г. — Компания Toshiba продемонстрировала на выставке IFA-2014 прототип телевизоров серии U с разрешением 4K, официальный анонс которых ожидается в 2015 году. В новинках будут реализованы последние разработки Toshiba, в частности, усовершенствованная функция MediaGuideReplay, технология CEVO Picture и поддержка стандарта HEVC. Тонкие и изящные телевизоры будут оснащены дисплеями высокой четкости с разрешением, в четыре раза превышающим Full HD.

Bliss HandyScan W470 – новый портативный Wi-Fi сканер с высоким (1050dpi) разрешением
26 мая 2014
Новости

Bliss HandyScan W470 – новый портативный Wi-Fi сканер с высоким (1050dpi) разрешением

Москва, 26 мая 2014 г. - Торговая марка Bliss представляет новинку - портативный ручной Wi-Fi сканер Bliss HandyScan W470 - идеальный инструмент для получения изображений с высоким разрешением в любых условиях.

Synology анонсирует официальный выпуск DiskStation Manager 6.2
25 мая 2018
Новости

Synology анонсирует официальный выпуск DiskStation Manager 6.2

Компания Synology Inc. анонсировала официальный выпуск DiskStation Manager (DSM) 6.2 — более надежной, эффективной и безопасной операционной системы для NAS-серверов. Новые расширенные функции LUN, iSCSI Manager и Диспетчер хранения предоставят профессиональным пользователям больше возможностей для защиты данных для защиты данных. Непревзойденный уровень эффективности управления и стабильной защиты данных.

Компания ASUS представляет ZenBook 3 Deluxe (UX3490): самый престижный 14-дюймовый ноутбук в мире
13 октября 2017
Новости

Компания ASUS представляет ZenBook 3 Deluxe (UX3490): самый престижный 14-дюймовый ноутбук в мире

Новый ZenBook 3 Deluxe выполнен в цельнометаллическом корпусе толщиной всего 12,9 мм и весом всего 1,1 кг. Высококлассный 14-дюймовый экран NanoEdge Display имеет узкие рамки (7,46 мм), что позволило сделать корпус ультрабука невероятно компактным. ZenBook 3 Deluxe — это превосходное сочетание благородного облика и бескомпромиссной производительности.

Nikon ищет таланты! Открыт прием работ на фотоконкурс «Я | В СЕРДЦЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ»
16 февраля 2016
Новости

Nikon ищет таланты! Открыт прием работ на фотоконкурс «Я | В СЕРДЦЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ»

На протяжении многих лет компания Nikon помогает профессиональным фотографам и любителям фиксировать прекрасные и уникальные моменты жизни. Репортаж, пейзажная или свадебная съемка, анималистка, спорт или фэшн – фотографы всех жанров знают, что техника Nikon поможет раскрыть красоту самого важного момента. Цель конкурса «Я | В СЕРДЦЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ» - открывать новые таланты, дать российским фотографам возможность показать свои работы, услышать оценку профессионалов, получить заслуженное признание.

Фотовыставки
29 марта 2011
Обзоры

Фотовыставки

.style1 { font-size: 14px; font-weight: bold; font-style: italic; } Карл Лагерфельд. Аякс. Эрин Вассон/«Мифология» для календаря Pirelli. 2011 Мода и стиль в фотографии VII Московский Международный фестиваль Мультимедиа Арт Музей Москва, ул. Остоженка, д. 16 и другие выставочные площадки www.mdf.ru/festivals/fashion_style 15 марта — 15 мая 2011 г.

Проекторы крупным планом
1 ноября 2006
Тесты

Проекторы крупным планом

LCD-проектор мультимедиа Предоставлен компанией CTC Capital ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ОПТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ: световой поток — 2500 ANSI-Lm; контрастность — 500:1. Управляемый вручную вариообъектив; кратность — 1:1,6; проекционное расстояние — 1,2-11,8 м при размере изображения 1,4-13,7 м по диагонали соответственно.

Тест Nikon D500: вторая камера становится главной?
27 сентября 2016
Тесты

Тест Nikon D500: вторая камера становится главной?

И что же, новое – хорошо забытое старое? В эру победившего полного кадра Nikon анонсирует D500 - кропнутую зеркалку с ценой как у D750. Сравнивать Nikon D500 с древним D300s уже крайне некорректно - слишком далеко шагнули технологии. Но, если бегло посмотреть параметры и эргономику новинки, то окажется, что она очень сильно отличается даже от самой продвинутой из всех кропнутых камер в нынешнем семействе Nikon - D7200. По основным параметрам Nikon D500 вполне можно поставить в один ряд и с полнокадровой D750, и с профессиональной D5. Получается, что новинка не похожа ни на одну из любительских предшественниц. Но почему так дорого? Может, лучше купить полный кадр? Что она такого особенного умеет? Вопросов возникает немало. Давайте поснимаем и разберемся.

50 лет первому объективу Canon с линзами из синтетического флюорита
7 ноября 2019
Новости

50 лет первому объективу Canon с линзами из синтетического флюорита

Компания Canon Inc. и Canon Optron, Inc сообщают о том, что первому в мире сменному объективу с линзами из флюорита FL F300mm f/5.6 сегодня исполнилось 50 лет — он был впервые выпущен в продажу в мае 1969 года. Синтетический флюорит используется не только в объективах Canon для фотокамер, но и в других продуктах компании, включая объективы для вещательных камер и телескопов.

Управление импульсными осветителями
23 июня 2004
Обзоры

Управление импульсными осветителями

В предыдущем номере нашего журнала мы опубликовали обзор рынка импульсных студийных осветителей, а именно моноблоков различных марок и классов. Во вступительной части обзора автор подробно пояснил основные характеристики и параметры этих приборов. Также было отмечено, что студийное оборудование покупается в зависимости от тех задач, которые необходимо решать при выполнении фотосъемок, для достаточно интенсивной работы и на долгое время.