История одной фотографии: Гагарин

Галерея классической фотографии начинает публикацию серии рассказов из книги Леонида Лазарева «Пуля для «Такумара», в которой фотограф детально разбирает жизненные ситуации, сопровождавшие создание того или иного снимка. В этом отрывке он расказывает, как сделал один из своих самых знаменитых кадров – Юрий Гагарин в аэропорту Внуково 14 апреля 1961 года.

 Леонида Лазарев - Юрий Гагарин в аэропорту Внуково 14 апреля 1961 года

Коммунальная квартира. Между комнатами на обрамлении двери висел пластмассовый репродуктор с регулятором громкости. Звук этого устройства был патефонный. Раздался голос Левитана. Это бывало не часто.

– Сделайте погромче. Ой, только не война!

Я повернул регулятор на максимум. Звук немного усилился. Медленно, с паузами, диктор сообщал, о запуске человека в космос. Левитану еще не приходилось сообщать миру через все радиостанции столь радостную весть. Чувствовалось его волнение и гордость за сказанное. Все повскакали с мест. Мы окружили эту пластмассовую коробочку и слушали о том, что запустили нашего человека. Возбуждение, гордость за нашего соотечественника, гордость за нашу страну переполняла, наверное, каждого из нас. Это неожиданное чувство, которое вошло в нас и не выходило несколько лет. Возбуждение сменилось желанием снимать это еще неоценимое событие, и я бросился в редакцию.

Все улыбались. Почему-то стало неважно, что героем материала станет мужчина. Журнал ведь «Советская женщина». Все, кто может носить фотоаппарат, мобилизованы на съемку.

– Твое место на аэродроме Внуково. Аккредитован. Желаю удачи.

Эти последние слова мой наставник произнес на ходу, куда-то убегая. Вся редакция энергично двигалась по коридорам, чего раньше не наблюдалось.

Специально выстроенная двухэтажная конструкция сплошь увешана киношниками. Они люди ушлые – их ассистенты приехали заранее, застолбили первые ряды. Камер нет, но штативы с ассистентами уже стоят.

– Нет, мое место должно быть не здесь. Я все же индивидуалист. Было бы неплохо быть около самолета. Толпа наверное рванется к Гагарину, сомнет охрану, поднимут его на руки и понесут, или будут кидать в изнеможении с криками «Юра, ура!».

Так я и оказался слева от всей этой толпы, в первых рядах. Недалеко от проложенной ковровой дорожке.

– Летит ! Летит! Гагарин летит!

«Ил-18» на небольшой высоте проутюжил низким всезеглушающим звуком. Большой самолет сопровождали истребители. Это был почетный эскорт. Каким-то чудом за доли секунды мне удалось снять этот пролет с передним планом. Это продолжалось секунды две не более, и самолет ушел за горизонт. И сегодня, глядя на этот кадр я вижу, что истребители сопровождения это МиГи – боевая машина тех времен, которую сегодня можно видеть при входе в пионерские лагеря, может быть в музее. В то время это была та самая техника, поднимавшая человека над землей.

Самолет подкатил к красной ковровой дорожке. Открылась дверь. Несколько секунд и никакого движения. Выдержав паузу, из самолета на трап вышел худощавый человек в шинели военно-воздушных сил и стал спускаться по трапу. Его внешний облик, не скованные движения и, то что он совершил, магически к нему притягивали. Мое сердце забилось чаще.

У меня две камеры: «Зенит» с длинным объективом, другая «Ленинград» – с широким углом. У второй камеры был механический пружинный взвод на девять кадров – это был как бы электромотор, которого в те годы не было.

Гагарин идет по дорожке широким, твердым шагом. Видено, как на ботинке болтается развязанный шнурок. Смотрю в окуляр камеры и чувствую удары и активные пихания то слева, то сзади. Две секунды и новый герой пройдет мимо. Прижимаю до боли камеру ко лбу, бетонирую тело как единое целое и нажимаю на спуск.

Следующей возможности уже не было. Он подходил к членам правительства. Дальнейшее происходило далеко от меня. После доклада о выполнении задания, Гагарин оказался в объятиях многих руководителей государства.

Аэродром наполнился возгласами приветствия в адрес нового героя, и не по приказу высших чинов, а по велению души. У Хрущева на лице застыла полунаивная улыбка. Мне кажется, глава государства сам попал под всеобщую радость. А Гагарин, как мальчик, поднял руку в приветствии, не знал, кланяться ему или нет. Хрущев отступал от Гагарина шага на два, он как бы его подпихивал перед собой, мол иди птенец, лети вперед в вечную славу. Так они прошли вдоль всей ликующей человеческой массы, и оказались рядом со мной.

Я сменил камеру. Широкоугольный объектив и пружинный взвод затвора помогли мне сделать символизирующий кадр: Гагарин, который только что вылупился на свет гением, героем, талантом. Первым, среди всех людей планеты. А Никита Сергеевич Хрущев запечатлен в состоянии добродушия, с жестом показывающим – лети герой, ты наш герой, российский.

Все стали спускаться с небольшого постамента и расходиться по машинам, чтобы ехать в город. В этот момент вся свора штативщиков и объективщиков, фотографов и киношников рванула со своей «чайханы» к автомобилям, догонять правительственный кортеж и снимать что-то по дороге. Однако это невозможно было сделать, потому что для отъезжающих руководителей был открыт выезд с аэродрома, а прессе и кино надо было вначале добежать до своих машин, которые стояли где-то на стоянках. Я также оказался в числе бегущих, но неуспевающих. Рядом со мной лихорадочно бежали и слева, и справа люди со штативами, кинокамерами, фотоапаратами. Я оказался рядом с «Фольксвагеном-жуком». Трясущимися руками хозяин пытался вставлял ключ в замочек двери автомобиля, это не получалось. Он что-то кричал по-английски.

Водитель сел в машину и жестами пригласил меня внутрь. Я впервые в популярном «Фольцсвагене» тех времена. Мы понеслись, газуя, с визгом и треском, нажимая на сигнал, вперед в город.

Прыть наша быстренько поубавилась, машин было много. И мы оказались в длинной веренице того самого эскорта, где-то в его хвосте, и въезжали в город, видя огромные толпы людей, которые стояли слева и справа от дороги. Люди уже расходились, потому что главный герой с невидимой на голове короной проехал впереди нас и почести ему были отданы, и крики прозвучали, легкие были опустошены, и силы были истрачены. Снимать было нечего.

Я стал замечать, что мой водитель часто поглядывает на камеру, которая у меня на шее. Он начал пальцем тыкать в фотоаппарат, что-то тарабанить при этом. Я наивно думал, что его заинтересовал мой фотоаппарат. Я еще не знал, что на пленке что-то важное, уникальное, единственное и неповторимое, и я автор этого. Новый знакомый правой рукой полез в плащ, который был на нем, и я увидел в его руках что-то зеленое и довольно много. Тогда я впервые увидел американские доллары. Меня передернуло в испуге.

– Cтоп, стоп.

Выскочив из автомобиля и глотнув свежего воздуха, у меня отлегло на душе.

Находясь в качестве фотожурналиста, в квартире очередного космонавта зашел разговор о Гагарине, которого я называл Юра. Мой новый герой внимательно посмотрев на меня говорит:

– Слушайте, ну какой он вам Юра!?

Я не ожидал таково поворота разговора и с обидой ответил:

– Когда уважаешь, конечно, необходимо имя и отчество, но когда восторгаешся, то Юра, Юрочка.

Мой собеседник немножко осекся. В комнате воцарилась тишина.

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Включи Rolsen
8 декабря 2004
Новости

Включи Rolsen

ROLSEN RP-42S10/RP-42G10 Плазменные телевизоры ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ: компания Rolsen представила на российский рынок новые плазменные телевизоры с диагональю 42 дюйма. Основной особенностью данных телевизоров является процессор DCDi от мирового лидера Faroujia, который управляет технологией направленной коррекции изображения для обработки видео с быстро меняющейся картинкой.

Сергей Максимишин приглащает на курс «Фотожурналистика. Фотоистория»
13 мая 2013
Новости

Сергей Максимишин приглащает на курс «Фотожурналистика. Фотоистория»

Школа визуальных искусств объявляет новый набор на курс «Фотожурналистика. Фотоистория». Начало занятий по мере набора группы. Курс ведет всемирно известный фотожурналист Сергей Максимишин //www.maximishin.com. Курс рассчитан на подготовленных фотографов, на тех, кто пытается определиться с выбором специализации, интересуется фотожурналистикой и готов к выполнению самостоятельных проектов. Вместе с заявкой просим присылать портфолио ( 20-30 ваших лучших фотографий).

Компактный фотоаппарат Fujifilm FinePix Z900EXR: что самое интересное - цена продвинутого аппарата с приличной оптикой и уникальной матрицей отнюдь не высока
1 мая 2012
Обзоры

Компактный фотоаппарат Fujifilm FinePix Z900EXR: что самое интересное - цена продвинутого аппарата с приличной оптикой и уникальной матрицей отнюдь не высока

Нечасто разработчикам удается совместить функциональность и красоту в одной компактной фотокамере, но конструкторы Fujifilm не обращают внимания на трудности. FinePix Z900EXR, например, не только симпатична и функциональна, но и отличается высоким качеством съемки, удачной эргономикой и даже нестрашной ценой.

ViewSonic представил новые сетевые и короткофокусные проекторы серии PJD5 и PJD6
11 февраля 2013
Новости

ViewSonic представил новые сетевые и короткофокусные проекторы серии PJD5 и PJD6

Москва, 11 февраля 2013 г. — Корпорация ViewSonic, мировой поставщик вычислительных, коммуникационных решений и продуктов потребительской электроники, представила новые модели проекторов, вошедших в серии PJD5 и PJD6.

За вдохновением с новой камерой Nikon D5600 с постоянным подключением
10 ноября 2016
Новости

За вдохновением с новой камерой Nikon D5600 с постоянным подключением

Компания Nikon расширяет модельный ряд фотокамер, совместимых с приложением SnapBridge, представляя модель D5600 —цифровую зеркальную фотокамеру формата DX, предназначенную для тех, кто мечтает погрузиться в творческий мир фотографии. Хотите запечатлеть игру теней в солнечный день или снять видеоролик с необычного ракурса? Новая фотокамера Nikon D5600 стимулирует творческий подход к съемке и вдохновляет на свежие идеи.

Тест AV-ресиверов: усиление по всем фронтам!
26 июня 2012
Тесты

Тест AV-ресиверов: усиление по всем фронтам!

Массовый переход с DVD на Blu-ray пару лет назад вызвал небывалый всплеск продаж новых ресиверов. Выпускавшие некогда одну-две модели в год производители перешли к ежегодным обновлениям всей линейки, спрос обеспечивал большие тиражи каждой модификации. Но все когда-нибудь кончается...

Тест Canon PowerShot G7 X: вдохновляет на следующий шаг
8 декабря 2014
Тесты

Тест Canon PowerShot G7 X: вдохновляет на следующий шаг

Совсем недавно произошло интересное событие: компания Canon начала осваивать новый сегмент рынка, представив свою первую камеру с 1-дюймовым сенсором. Этот форм-фактор является самым молодым на рынке — он появился чуть больше двух лет назад, но его уже взяли на вооружение несколько производителей.

Стабилизатор для смартфонов DJI Osmo Mobile 2
13 января 2018
Новости

Стабилизатор для смартфонов DJI Osmo Mobile 2

Osmo Mobile 2 – это продвинутый стабилизатор для смартфона, который позволяет получить идеально плавное видео при съёмке динамических сюжетов и создавать захватывающие панорамные виды. Трёх-осевая система стабилизации и технология SmoothTrack помогают добиться полного контроля над мобильным устройством и, в сочетании с фирменными функциями и режимами, выводят съёмку с помощью смартфона на кинематографический уровень.

Компания Canon выпускает четыре новых объектива серии L с фиксированным фокусным расстоянием для уверенного контроля над перспективой
29 августа 2017
Новости

Компания Canon выпускает четыре новых объектива серии L с фиксированным фокусным расстоянием для уверенного контроля над перспективой

Компания Canon Europe, мировой лидер в области решений для работы с изображением, пополняет знаменитую премиум-серию L четырьмя объективами, которые открывают перед профессиональными фотографами и продвинутыми фотолюбителями новые возможности для творчества. Модели EF 85mm f/1.4L IS USM, TS-E 50mm f/2.8L MACRO, TS-E 90mm f/2.8L MACRO и TS-E 135mm f/4L MACRO невероятно надежны и просты в работе — они продолжают традиции высочайшего качества, за которое ценится серия L, и значительно расширяют спектр доступных фотоэкспериментов с масштабом и перспективой.

Средь шемного бала... или Как улучшить качество записи звука
23 июня 2004
Советы

Средь шемного бала... или Как улучшить качество записи звука

Большинство видеолюбителей, выбирая новую камеру, прежде всего обращают внимание на качество изображения и функциональные возможности модели. Что же касается качества записи звука, то для подавляющего большинства эта характеристика по степени важности находится на одном из последних мест после габаритов, дизайна, цены и других факторов, влияющих на выбор модели.