История одной фотографии: Гагарин

Галерея классической фотографии начинает публикацию серии рассказов из книги Леонида Лазарева «Пуля для «Такумара», в которой фотограф детально разбирает жизненные ситуации, сопровождавшие создание того или иного снимка. В этом отрывке он расказывает, как сделал один из своих самых знаменитых кадров – Юрий Гагарин в аэропорту Внуково 14 апреля 1961 года.

 Леонида Лазарев - Юрий Гагарин в аэропорту Внуково 14 апреля 1961 года

Коммунальная квартира. Между комнатами на обрамлении двери висел пластмассовый репродуктор с регулятором громкости. Звук этого устройства был патефонный. Раздался голос Левитана. Это бывало не часто.

– Сделайте погромче. Ой, только не война!

Я повернул регулятор на максимум. Звук немного усилился. Медленно, с паузами, диктор сообщал, о запуске человека в космос. Левитану еще не приходилось сообщать миру через все радиостанции столь радостную весть. Чувствовалось его волнение и гордость за сказанное. Все повскакали с мест. Мы окружили эту пластмассовую коробочку и слушали о том, что запустили нашего человека. Возбуждение, гордость за нашего соотечественника, гордость за нашу страну переполняла, наверное, каждого из нас. Это неожиданное чувство, которое вошло в нас и не выходило несколько лет. Возбуждение сменилось желанием снимать это еще неоценимое событие, и я бросился в редакцию.

Все улыбались. Почему-то стало неважно, что героем материала станет мужчина. Журнал ведь «Советская женщина». Все, кто может носить фотоаппарат, мобилизованы на съемку.

– Твое место на аэродроме Внуково. Аккредитован. Желаю удачи.

Эти последние слова мой наставник произнес на ходу, куда-то убегая. Вся редакция энергично двигалась по коридорам, чего раньше не наблюдалось.

Специально выстроенная двухэтажная конструкция сплошь увешана киношниками. Они люди ушлые – их ассистенты приехали заранее, застолбили первые ряды. Камер нет, но штативы с ассистентами уже стоят.

– Нет, мое место должно быть не здесь. Я все же индивидуалист. Было бы неплохо быть около самолета. Толпа наверное рванется к Гагарину, сомнет охрану, поднимут его на руки и понесут, или будут кидать в изнеможении с криками «Юра, ура!».

Так я и оказался слева от всей этой толпы, в первых рядах. Недалеко от проложенной ковровой дорожке.

– Летит ! Летит! Гагарин летит!

«Ил-18» на небольшой высоте проутюжил низким всезеглушающим звуком. Большой самолет сопровождали истребители. Это был почетный эскорт. Каким-то чудом за доли секунды мне удалось снять этот пролет с передним планом. Это продолжалось секунды две не более, и самолет ушел за горизонт. И сегодня, глядя на этот кадр я вижу, что истребители сопровождения это МиГи – боевая машина тех времен, которую сегодня можно видеть при входе в пионерские лагеря, может быть в музее. В то время это была та самая техника, поднимавшая человека над землей.

Самолет подкатил к красной ковровой дорожке. Открылась дверь. Несколько секунд и никакого движения. Выдержав паузу, из самолета на трап вышел худощавый человек в шинели военно-воздушных сил и стал спускаться по трапу. Его внешний облик, не скованные движения и, то что он совершил, магически к нему притягивали. Мое сердце забилось чаще.

У меня две камеры: «Зенит» с длинным объективом, другая «Ленинград» – с широким углом. У второй камеры был механический пружинный взвод на девять кадров – это был как бы электромотор, которого в те годы не было.

Гагарин идет по дорожке широким, твердым шагом. Видено, как на ботинке болтается развязанный шнурок. Смотрю в окуляр камеры и чувствую удары и активные пихания то слева, то сзади. Две секунды и новый герой пройдет мимо. Прижимаю до боли камеру ко лбу, бетонирую тело как единое целое и нажимаю на спуск.

Следующей возможности уже не было. Он подходил к членам правительства. Дальнейшее происходило далеко от меня. После доклада о выполнении задания, Гагарин оказался в объятиях многих руководителей государства.

Аэродром наполнился возгласами приветствия в адрес нового героя, и не по приказу высших чинов, а по велению души. У Хрущева на лице застыла полунаивная улыбка. Мне кажется, глава государства сам попал под всеобщую радость. А Гагарин, как мальчик, поднял руку в приветствии, не знал, кланяться ему или нет. Хрущев отступал от Гагарина шага на два, он как бы его подпихивал перед собой, мол иди птенец, лети вперед в вечную славу. Так они прошли вдоль всей ликующей человеческой массы, и оказались рядом со мной.

Я сменил камеру. Широкоугольный объектив и пружинный взвод затвора помогли мне сделать символизирующий кадр: Гагарин, который только что вылупился на свет гением, героем, талантом. Первым, среди всех людей планеты. А Никита Сергеевич Хрущев запечатлен в состоянии добродушия, с жестом показывающим – лети герой, ты наш герой, российский.

Все стали спускаться с небольшого постамента и расходиться по машинам, чтобы ехать в город. В этот момент вся свора штативщиков и объективщиков, фотографов и киношников рванула со своей «чайханы» к автомобилям, догонять правительственный кортеж и снимать что-то по дороге. Однако это невозможно было сделать, потому что для отъезжающих руководителей был открыт выезд с аэродрома, а прессе и кино надо было вначале добежать до своих машин, которые стояли где-то на стоянках. Я также оказался в числе бегущих, но неуспевающих. Рядом со мной лихорадочно бежали и слева, и справа люди со штативами, кинокамерами, фотоапаратами. Я оказался рядом с «Фольксвагеном-жуком». Трясущимися руками хозяин пытался вставлял ключ в замочек двери автомобиля, это не получалось. Он что-то кричал по-английски.

Водитель сел в машину и жестами пригласил меня внутрь. Я впервые в популярном «Фольцсвагене» тех времена. Мы понеслись, газуя, с визгом и треском, нажимая на сигнал, вперед в город.

Прыть наша быстренько поубавилась, машин было много. И мы оказались в длинной веренице того самого эскорта, где-то в его хвосте, и въезжали в город, видя огромные толпы людей, которые стояли слева и справа от дороги. Люди уже расходились, потому что главный герой с невидимой на голове короной проехал впереди нас и почести ему были отданы, и крики прозвучали, легкие были опустошены, и силы были истрачены. Снимать было нечего.

Я стал замечать, что мой водитель часто поглядывает на камеру, которая у меня на шее. Он начал пальцем тыкать в фотоаппарат, что-то тарабанить при этом. Я наивно думал, что его заинтересовал мой фотоаппарат. Я еще не знал, что на пленке что-то важное, уникальное, единственное и неповторимое, и я автор этого. Новый знакомый правой рукой полез в плащ, который был на нем, и я увидел в его руках что-то зеленое и довольно много. Тогда я впервые увидел американские доллары. Меня передернуло в испуге.

– Cтоп, стоп.

Выскочив из автомобиля и глотнув свежего воздуха, у меня отлегло на душе.

Находясь в качестве фотожурналиста, в квартире очередного космонавта зашел разговор о Гагарине, которого я называл Юра. Мой новый герой внимательно посмотрев на меня говорит:

– Слушайте, ну какой он вам Юра!?

Я не ожидал таково поворота разговора и с обидой ответил:

– Когда уважаешь, конечно, необходимо имя и отчество, но когда восторгаешся, то Юра, Юрочка.

Мой собеседник немножко осекся. В комнате воцарилась тишина.

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Качество доступно всем
28 апреля 2003
Новости

Качество доступно всем

Эра домашних кинотеатров диктует свои требования владельцам домашних систем. От них требуется наличие не только мощной электроники, но высококачественной акустики. Причем парой колонок уже не отделаться. Требуемый минимум — пять колонок и сабвуфер. Но эти колонки еще надо где-то разместить. К сожалению, не все могут себе позволить загородный особняк с отдельной просторной комнатой, в которой можно легко разместить мощные колонки размером с хороший мебельный шкаф.

Audio-Technica представила автоматическую «вертушку» AT-LP60USB
4 марта 2014
Новости

Audio-Technica представила автоматическую «вертушку» AT-LP60USB

В марте в коллекцию японских виниловых проигрывателей Audio-Technica добавилась первая любительская модель для домашнего использования. Новый винил работает на автоматическом управлении: достаточно просто поставить пластинку и нажать одну кнопку, чтобы насладиться любимой музыкой.

Тест телевизора Sony KDL-55NX720
17 февраля 2012
Тесты

Тест телевизора Sony KDL-55NX720

Достоинства: стильный аппарат с плавным отображением движения (благодаря технологии Motion Flow) и богатым набором различных сетевых функций. Недостатки: при отображении движения чуть заметна гребенка на наклонных линиях при воспроизведении сигнала через HDMI.

Сервис LG знает ваши права
2 июля 2019
Новости

Сервис LG знает ваши права

LG Electronics стала лауреатом Х ежегодной премии «Права потребителей и качество обслуживания» в номинации «Розничные услуги» в категории «Сервисное обслуживание».

Средний формат: время перемен
15 марта 2004
Обзоры

Средний формат: время перемен

ЗАЧЕМ НУЖНА СРЕДНЕФОРМАТНАЯ ФОТОТЕХНИКА? В наше время примерно каждые полгода появляются новые, все более совершенные модели любительских зеркальных пленочных камер наиболее известных в мире марок. С каждым годом улучшаются такие технические характеристики аппаратов, как минимальная выдержка затвора, максимальная скорость протяжки пленки.

На добрую память
28 июня 2006
Обзоры

На добрую память

Всовременном цифровом мире трудно представить себе устройство, которое так или иначе не использовало бы флэш-память. Бурное развитие технологий за последние годы привело к появлению множества разновидностей этого ходового товара, разобраться в которых вам поможет Георгий Тудоси. Существует четыре критерия, по которым можно разделить все выпускаемые «флэшки» на группы.

Ricoh обновила Image Transmitter 2
17 октября 2018
Новости

Ricoh обновила Image Transmitter 2

RICOH IMAGING COMPANY, LTD. сообщает о выходе обновления программного обеспечения для передачи изображений и удаленного управления камерой - Image Transmitter 2 до версии 2.4.1.

Поиграй со мной: Mad Catz® представляет беспроводной геймпад для смартфонов и планшетов Samsung
12 августа 2016
Новости

Поиграй со мной: Mad Catz® представляет беспроводной геймпад для смартфонов и планшетов Samsung

Mad Catz выпустила новый компактный Bluetooth-контроллер Micro C.T.R.L.R SMAPP, адресованный поклонникам мобильных игр на гаджетах Samsung. Новинка одобрена Samsung и полностью совместима со смартфонами и планшетами корейского бренда, а также способна заменить компьютерную мышь или пульт управления для домашнего кинотеатра.

Audio-Technica представила новую версию наушников ATH-CK313M — ATH-CK323М
24 октября 2013
Новости

Audio-Technica представила новую версию наушников ATH-CK313M — ATH-CK323М

Новая версия модели ATH-CK313M — ATH-CK323М — отличается оригинальным дизайном чашек и отличной звукоизоляцией. В октябре японская компания Audio-Technica представила новые наушники ATH-CK323М, которые представляют собой апгрейд модели ATH-CK313M. Наушники выполнены в форме вкладышей и продаются в белом цветовом исполнении.

Интернет-кинотеатр ivi.ru выпустил мобильное приложение music.ivi.ru для iPhone
13 апреля 2012
Новости

Интернет-кинотеатр ivi.ru выпустил мобильное приложение music.ivi.ru для iPhone

11 апреля 2012 года, Москва. Крупнейший российский интернет-кинотеатр ivi.ru запустил собственное мобильное приложение music.ivi.ru для iPhone.