Лео БОКЕРИЯ,
академик РАМН, главный кардиохирург МЗ РФ, директор Научного центра
сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н.Бакулева РАМН
«Я с оптимизмом говорю о наших пациентах и о наших врачах. Я выкладываюсь, мои коллеги выкладываются, но это далеко не типичный пример. Что будет с институтом завтра? Мера безответственности государства совершенно безгранична. Состояние здоровья нации страшное».
НИ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА Я НЕ РЕАНИМИРОВАЛ С УЛИЦЫ…
— В Нью-Йорке «Скорая» к кардиологическому больному приезжает через пять минут после вызова. Я делал эксперимент у нас. Сымитировал сердечный приступ, замерил время — ко мне ехали ночью ровно 48 минут. За?это время я был бы похоронен 5 раз!
ОТ АВТОРА: приходилось и нам вызывать неотложку к маме с приступами аритмии. В?Наро-Фоминске, где к дачному участку даже нет асфальтированной дороги, врачи приезжали быстрее, чем в Москве. Умело оказывали помощь. В Москве не было ни одной бригады, не предложившей после снятия приступа частных медицинских услуг.
Мы выживаем, они выживают, хорошо, когда это совпадает…
В экстренной кардиологии счет идет на минуты, и наши перспективы, «если сердце остановилось, если сердце замерло», всем хорошо известны. Но те счастливчики, что попадают к Ревишвили, благодарны этому талантливому доктору всю жизнь. То, что она у человека одна, Амиран Шотаевич знает лучше других.
Аритмия — бич нашего времени. Бьет она в первую очередь людей, чья профессия связана с повышенной ответственностью и дефицитом времени. Это бизнесмены, журналисты, врачи, авиадиспетчеры. Обиды, душевные раны и тяжелые утраты остаются на сердце в виде своеобразных нервных очажков. Возбуждаясь, очаг дает дополнительный импульс, как бы «сбивая» мотор с толку. Аритмогенные очаги располагаются везде — в предсердиях, желудочках. От их дислокации зависит тяжесть болезни. К аритмии приводят тяжелый климакс, хронические стрессы, гипертония, любая сосудистая патология.
ПРОФИЛАКТИКА: следите за давлением, не переедайте (берегитесь жиров), бегайте или ходите, бросайте курить.
ЗМЕЯ, ПРИГРЕВШАЯСЯ В ГРУДИ
(Пучок Вольфа-Паркинсона-Уайта)
Известны случаи, когда приступ тахиаритмии вызывает «ложный водитель ритма» — особый нервный пучок. «Предатель» имеется у каждого новорожденного младенца, но к трем месяцам жизни рассасывается. Пучок локализуется в определенной области и активизироваться может в любом возрасте — хоть в четыре года, хоть в пятьдесят лет. Этот вид аритмии получил название синдром Вольфа-Паркинсона-Уайта. Профессор Ревишвили делает бескровные операции, избавляющие пациентов от этой напасти. Совсем недавно страдальцы такой болезнью попадали в большую операционную, а сегодня уходят домой на другой день после манипуляции.
Аритмия столь многолика, что о ней написаны тома. Огромный вклад в изучение различного вида аритмий сделал директор НЦССХ им. Бакулева Лео Антонович Бокерия, ныне уважаемый член Общественной палаты. Лет двенадцать назад, когда я познакомилась с его институтом (на Ленинском проспекте), он уже воевал с аритмией и много рассказывал интересного автору этих строк. Тома научных изысканий в журнале не перескажешь, однако некоторые вещи хочется напомнить нашим читателям.
Амиран РЕВИШВИЛИ,
член-корреспондент РАМН, профессор, руководитель отделения хирургии тахиаритмий НЦССХ им. Бакулева
«В Нью-Йорке «Скорая» к кардиологическому больному приезжает через пять минут после вызова. Я делал эксперимент у нас. Сымитировал сердечный приступ, замерил время — ко мне ехали ночью ровно 48 минут. За это время я был бы похоронен 5 раз!»
БРАДИАРИТМИЯ
Если вас беспокоят головокружение, нехватка воздуха или боль в груди, а при измерении пульса оказывается, что он ниже 50 ударов в минуту, — так жить нельзя.
Скорее всего у вас брадиаритмия. Самодиагностика исключается.
Нормальный ритм сердца — 70–100 ударов в минуту. Он создается работой двух так называемых водителей ритма — синусового узла и предсердно-желудочкового узла. Создает импульс синусовый узел, расположенный в предсердии, подхватывает его предсердно-желудочковый узел. Сокращения второго водителя ритма весьма малы — 30–60 ударов в минуту. Когда синусовый узел отключается, второй водитель не справляется с нагрузкой. Возникает брадиаритмия. При тяжелой брадиаритмии человек рискует погибнуть от сердечной недостаточности, велика опасность развития в миокарде очагов, прежде дремавших.
Что делают в Институте им. Бакулева? Неработающий узел заменяют прибором — кардиостимулятором. Маленькая коробочка крепится к грудной мышце, а в полость сердца через сосуды вводятся электроды. Сегодня кардиостимуляторы ставят в 90 клиниках по всей стране.
На выставке «Аптека-2006» доктор медицинских наук Носкова (НЦССХ им. Бакулева) рассказала, что немецкая фирма, помогавшая с кардиовертерами-дефибрилляторами российским коллегам, охладела к нашим больным. Стоимость кардиовертера-дефибриллятора последнего поколения — 40?000 долларов! Так что те, кто застал эпоху немецкого «комплекса вины» перед Россией, — везунчики. Сегодня врачи работают на отечественной технике. Лидирует Томск.
ТАХИАРИТМИЯ
Если сердце бешено колотится, в глазах темнеет, развивается одышка — замеряйте пульс. Если он 150–200 ударов в минуту — это тахиаритмия. Если приступы редки, распознать тип аритмии можно, лишь сделав ЭКГ в «острый момент». Кардиограмма покажет, какой путь лечения выбрать.
Некоторые виды аритмий успешно лечатся лекарствами. Лекарства против аритмии — серьезный арсенал. Нельзя их резко бросать, нельзя пропускать или удваивать дозу.
Многие обладают побочными действиями: приняв одни, лучше не садиться за руль автомобиля, другие заставят потеплее одеваться, третьи несовместимы с загаром.
Нужно все выспросить у врача, назначившего препараты. С сердцем не шутят.
МЕРЦАТЕЛЬНАЯ АРИТМИЯ
Если возникает ощущение, что сердце переворачивается в груди, то колотится, то замрет, пульс беспорядочный — вас настигла мерцательная аритмия. К этому виду аритмии приводит нерегулярное сокращение (мерцание) предсердий. Высок риск развития этого вида аритмии у гипертоников и диабетиков. Считается, что к мерцательной аритмии приводит анатомическая особенность — пролапс митрального клапана. Это значит, что перегородка между левым предсердием и левым желудочком из-за ослабленного тонуса провисает.
«Мы создали больничный храм. Святой Лука (Войто-Ясенецкий), чье имя он носит, был моим коллегой и даже написал прекрасные очерки по гнойной хирургии. Врач прожил трудную жизнь, был репрессирован. Получил Сталинскую премию после того, как его выпустили из тюрьмы. Он, надеюсь, покровительствует нам. Сам я крещен в раннем детстве. Надо иметь в виду, что грузины, которые теперь почему-то не в моде, раньше русских приобщились к христианутву. Я думаю, что вера должна иметь место в жизни каждого человека…»
Лео Бокерия. Интервью «Домашней аптеке» 2002 года.
АРИТМОГЕННЫЙ ОЧАГ ПОРАЖЕНИЯ
Хочется рассказать об этой необычной операции, на которой посчастливилось побывать. На нас надели защитные свинцовые фартуки: в операционной — рентгеновская «пушка». Больная спит, а ее сердце время от времени просвечивается рентгеном. Все, что происходит в полости сердца, показывает большой серый экран. Мы видим, как внутри предсердия двигаются катетеры, как бы «сканируя» поверхность миокарда. Эта манипуляция называется картированием, а все, что делает врач, — электрофизиологическим исследованием. Управляет катетерами Амиран Шотаевич Ревишвили, одновременно сердечный ритм фиксирует компьютер.
Сейчас у лежащей на столе больной — приступ тахиаритмии. Его спровоцировали врачи, чтобы выяснить, где гнездится пучок Вольфа-Паркинсона-Уайта. Шаг за шагом продвигается врач, вся бригада в напряжении — и, наконец, очаг обнаружен!
Ревишвили подает на катетер небольшой разряд — враг уничтожен! Разве не чудо?
Больная в полсекунды избавлена от мучительных приступов с приездами «Скорой», несчастными родственниками (как мне все это знакомо! — Авт.).
Минут через сорок, впечатленные увиденным, мы беседовали с пациенткой.
«Мучаюсь два года. Мне стало очень страшно, когда во время манипуляции начался приступ. Боли я не чувствовала. Сейчас уже могу смеяться. Не знаю, смогла бы перенести операцию на открытом сердце, которую мне предлагали еще год назад».
Кстати, Амиран Шотаевич поведал, что та, семилетней давности пациентка, которую мы наблюдали с коллегой, жива-здорова, чего и нам желает.
Сердечными делами занималась Ольга ЧЕГОДАЕВА.
Комментарии