Солнечный свет здоровья

31 декабря 2003

01'2004

МЕЖДУ ЗАПАДОМ И ВОСТОКОМ

Вот уже пятнадцать лет (пять из них — в Москве) существует клиника тибетской медицины, руководит ею врач Светлана Чойжинимаева. В этой клинике все ее коллеги — дипломированные врачи. Сама Светлана окончила ординатуру в Медицинской академии Санкт-Петербурга, написала несколько книг и множество статей по волнующей ее теме — целостность здоровья человека.

Она уже и не помнит, когда это началось. Голова у нее болела всегда. Никакие таблетки не помогали. А анализы были превосходными. Она — врач, а сама так страдала, что иной раз в глазах темнело от боли.

Многое изменилось, когда она погрузилась в «иное измерение», так ясно изложенное в книге по «шиа-цу». Тот же самый медицинский атлас, хорошо знакомый со студенческой скамьи, открылся в совсем другом ракурсе: между нервами, сухожилиями, мышцами, лимфатической и прочими системами организма есть связь особого рода. Воздействуя на определенные точки человека, можно победить любую болезнь.

Потому как западная традиция лечит даже не болезнь, а ее симптомы, тибетская же предлагает искать корень недуга. И, кроме того, лечит не болезнь, а больного, рассматривая его здоровье в комплексе.

Она стала искать «свои» точки головной боли. И нашла. Их было несколько. Почти неделю усиленно массировала их. Потом обратила внимание, что на этих местах образовались даже следы запекшейся крови. И вдруг в один прекрасный день почувствовала, что боль ушла и больше не возвращается!

Это собственное открытие «потянуло» за собой и другие.

Пришел на прием пожилой мужчина с артериальным давлением около 180 на 100. Никакие таблетки и даже укол не принесли облегчения. Светлана, уже кое-что осмыслившая в тибетской традиции, стала массировать ему определенные точки на шее в районе сонной артерии, на руках. Через пять минут померили давление — 140 на 80. И все. И больше никогда давление выше этих цифр у него не поднималось. По крайней мере в течение пяти последующих лет, пока он наблюдался в этой поликлинике.

Аналогичные ситуации случались с больными и при других диагнозах. Она ведь была врачом участковым, а значит, «принимала огонь на себя» при любых первичных жалобах на боль.

Светлана стала сопоставлять новые знания с полученными в институте. Одно удачно дополняло другое. Единственно, в чем получалась «несостыковка», — оперативное вмешательство. Тибетская традиция стремится не допустить внедрения ножа в тело человека, так как в ее арсенале есть множество разнообразных методик, исключающих такой стресс для больного.

Светлана уверена, что любую болезнь можно вылечить определенной комбинацией приема трав, энергетическим массажем, иглоукалыванием, прижиганием полынными сигарами и другими приемами, которыми располагает тибетская медицина.

...ТРАВЫ НЕ УСПЕЛИ ОТ РОСЫ СЕРЕБРЯНОЙ СОГНУТЬСЯ...

А первоначально травы собирали с братом, тоже врачом. Ездили в экологически чистые районы на Байкал, в горы, в степи, где, можно сказать, «не ступала нога человека». А потом возили в Улан-Удэ с невероятными ухищрениями, чтобы сохранить ту же чистую экологию. И дома сами сушили, а потом в специально заказанной чугунной лодке длиной в один метр доводили консистенцию стерильной засушенной травы до вида порошка соли «экстра». Теперь налажена связь с партнерами.

Все тибетские лекарства изготовляются с особой тщательностью, уважением к природе, знания о которой являются основой всей тибетской фитотерапии. Травы, используемые в лечебной практике, собираются в экологически чистых горных районах. А средняя высота Тибетского плато, как известно, 4,5 — 5,5 тысячи метров над уровнем моря.

Тибет — это самая высокогорная страна мира. С его вершин берут начало тысячи рек с хрустально чистой и прозрачной водой. Согласно древней традиции у каждой лечебной травы существует свой «срок». Листочки, лепестки, стебли, побеги и корни любого растения собирают в строго определенных местах, в определенный день, который всякий раз высчитывается по лунному календарю, и даже в определенное время суток.

НЕ ТОЛЬКО ВРАЧЕВАНИЕ

Тибетская медицина — это не только чисто медицинская наука, а строгая система, где органично соединяются наука, искусство и философия. Тибетская медицина — это неотъемлемая часть философии буддизма, а в ней огромное значение придается любви, состраданию, умению радоваться любым проявлениям жизни, а главное, контролировать свои эмоции во время сильных переживаний.

Между прочим, не тому ли учит и христианство? Вспомним его заповеди, полные величайшей мудрости: «возлюби ближнего как самого себя», «подставь другую щеку», а значит, не враждуй; не завидуй, то есть и «не укради» и «не пожелай ни вола, ни раба, ни жены» другого, а главный грех — уныние. Разве «умение радоваться любым проявлениям жизни» не то же самое?

Недаром у тибетцев существует поговорка: «Мудрец всегда счастлив». А это значит, что его радует даже то малое, что у него есть. А синее небо, зеленую траву, яркие цветы, солнечные лучи у него никто не может отнять. И что бы ни случилось с тобой, надо верить в лучшее, ведь это так важно для здоровья и счастья человека.

Тибетские лекари никогда не интересовались ни религиозной принадлежностью человека, ни его национальностью. Для тибетского врачевателя всегда было важно вернуть здоровье больному. Однако без перемены образа мыслей это сделать довольно сложно. Хотя временный эффект, несомненно, присутствует во всех случаях. Правда, исцелившийся потом и сам приходит к определенным выводам относительно образа жизни и образа мыслей. Врач, конечно же, помогает больному встать с ним по одну сторону баррикад против болезни. Но и пациенту, желающему избавиться от недуга при помощи тибетской медицины, и самому придется приложить определенные усилия.

ОПРЕДЕЛИТЬ ТИП ДОША

В клинике, которой руководит Светлана Чойжинимаева, можно получить все виды лечения, основанные на традициях тибетской медицины. Любой курс лечения предваряется изучением состояния пациента с применением традиционных тибетских способов диагностики, как правило, они дополняются и общепринятыми медицинскими методами. И это все вместе дает предельно ясную картину не только состояния больного органа, но и позволяет определить индивидуальные конституциональные особенности организма данного пациента с тем, чтобы лечение привело не только к выздоровлению больного органа, но и восстановило динамическое равновесие всех жизненных энергий организма.

Первое и главное, на что врачи обращают в клинике внимание, — это конституционный тип пациента, так называемый «доша». Согласно тибетскому медицинскому трактату «Чжуд-ши», где сосредоточены знания, проверенные веками, человек может принадлежать к одному из трех доша: доша «ветра», доша «слизи» и доша «желчи». То есть элементы всех трех доша есть в каждом из нас, но в ком-то превалирует желчь, в ином слизь или ветер.

Впрочем, нередко встречаются люди двух и даже трех доша в одинаковых пропорциях. Но одно, как правило, выражено слабее. Часто наблюдаются смешанные типы конституций, наиболее характерные: «слизь-ветер», «ветер-желчь», «слизь-желчь».

Однако это может определить только опытный врач, владеющий методом пульсодиагностики, анализа вкусовых пристрастий и предпочтений, физических параметров и многого другого.

Продукты, которые человек употребляет в пищу, согласно тибетской медицине также оказывают сильное влияние и на возникновение болезни, и на исцеление от нее. И тут не последнее слово за конституцией, к которой принадлежит тот или иной человек. К примеру, то, что для человека с доша «ветра» полезно и даже необходимо, для пациента с доша «слизи» не всегда подойдет, а иной раз может и навредить.

Люди доша «ветра» могут есть много сладкого, жирного да и вообще питаться обильно и при этом не полнеть, а люди с доша «слизь», изводя себя всякими диетами, голодом и тому подобными ограничениями, не могут сбросить лишние килограммы. А если с огромным трудом это им удается, то, только стоит им вернуться к привычному типу питания, через непродолжительное время все «возвращается на круги своя».

ПРИНЦИП РАВНОВЕСИЯ

В течение жизни доша человека может меняться. Например, старость в тибетской медицине считается возрастом «ветра», зрелось — «желчи», в то же время новорожденные до определенного времени принадлежат к одной конституции — «слизи».

Уже упоминалось, что все три доша в той или иной степени есть в каждом из нас. И когда они пребывают в состоянии покоя — человек здоров и хорошо себя чувствует. Возбуждение или дисбаланс доша, если его не лечить, может привести к болезни, иной раз к очень серьезной. Рекомендации тибетской медицины по лечению и профилактике заболеваний, питанию и образу жизни обязательно учитывают тип конституции человека.

Со времен Гиппократа известны четыре типа темпераментов: флегматик, сангвиник, меланхолик, холерик. Понятно, что в химически чистом виде эти качества у человека почти не встречаются. Однако мы до сих пор пользуемся этими понятиями, когда хотим несколькими словами кого-либо охарактеризовать. При слове «флегматик» перед нами, как правило, возникает образ внешне спокойного, медлительного человека, который не склонен к быстрым решениям, к резкой смене настроения, возможно, он еще и чрезмерно полон.

Тибетская медицина расшифровывает тип такого человека как доша «слизь». И действительно, в его теле слишком много слизи, лимфы (от греческого «флегма» — «лимфа»). Такой человек, как правило, склонен к отекам суставов, члены тела у него округлые, по характеру он ленив, добрый, и обычно у людей этого типа хороший сон.

Холериком (производное от греческого «холе» — «желчь») мы называем человека неуравновешенного нрава, раздражительного, он бурно выражает как положительные, так и негативные эмоции. Сон может быть переменчивым: одну ночь спит, как сурок зимой, на следующую ночь и глаз не сомкнет. Так же неуправляемо меняется и настроение.

Такие люди страдают от нарушения обмена веществ, имеется склонность к желчнокаменной болезни, они предрасположены к сердечно-сосудистым заболеваниям (гипертонии, инфаркту), эмоции контролируют с трудом. «Печеночные» пятна на лице, бородавки, папилломы не только на теле, но даже и на внутренних органах, — знаки людей, принадлежащих к этому типу.

Про подвижного радостного человека говорим «сангвиник». Это очень впечатлительные люди, у них ярко выраженная мимика и жестикуляция. Про них можно сказать, что они спят чутко, энергию теряют легко, но так же быстро ее набирают. Им довольно трудно набрать лишний вес, но легко похудеть. Нельзя сказать, что у них высокая степень выносливости, но зато очень быстрые реакции. Как правило, кожа и волосы у сангвиника сухие, цвет лица неяркий, плохое «ленивое» пищеварение, часто жалуется на невралгию, боли в костях и суставах, наблюдается склонность к судорогам и запорам.

Согласно тибетской медицине, конституция «сангвиник» соответствует «ветру», «флегматик» — «слизи», «холерик» — «желчи».

Понятия сангвиник, холерик, флегматик мы, как правило, ассоциируем с психоэмоциональным поведением человека.

Тибетские же понятия «слизь», «ветер» и «желчь» имеют более глубокие значения. Они являются неотъемлемой частью организма, его регулирующими системами. Обязательно сказываются не только на внешнем облике человека, его телосложении, но и на физиологических, психических особенностях человека.

Конституцию «ветер» тибетская медицинская традиция связывает с механизмом нервной регуляции, желчь — с пищеварительной системой, слизь — с лимфатической, клеточно-тканевой. «Ветер» распространяет в организме нервный импульс, «желчь» — кровь и продукты эндогенной и экзогенной секреции, «слизь» — гормоны, продукты тканевого и клеточного обмена.

Тибетская медицина не отрицает теории наследственности. Однако вероятность получения от родителей равновесного состояния трех конституций очень невелика. К тому же мы на протяжении жизни постоянно меняемся. На нас влияют макрокосмос, климат, смена погоды, характер питания, стрессы, особенно у людей, живущих в таком гигантском мегаполисе, как Москва, или другом большом городе.

Все мы разные, каждый человек индивидуален, имеет свои физиологические, психологические и конституциональные особенности. Все это скрупулезно учитывает традиция тибетской медицины, помогая выйти пациенту из такого режима жизни, который для него может оказаться губительным.

СТВОЛ ЖИЗНИ ОРГАНИЗМА

Так нередко называют позвоночник. И заболевания его наряду с сердечно-сосудистыми и онкологическими сегодня, к сожалению, занимают верхнюю строчку печальной таблицы современных людских недугов.

Остеохондроз — болезнь позвоночника, нынче очень «помолодел» и встречается даже у маленьких детей. Заболевание нервной системы, связанное с поражением межпозвоночных дисков, имеет в своем истоке множество причин. От неловкого поворота головы, поднятия тяжестей до нарушения обмена веществ из-за неправильного питания.

Иной раз человек, как-то обойдясь домашними средствами вроде прогреваний или мазей, успокаивается. Но коварство этого недуга в том, что он не проходит бесследно, а просто затаивается. И при «подходящих» обстоятельствах вновь включает «пусковой механизм». А недолеченный остеохондроз может привести человека к операции, исходом которой, к сожалению, в большинстве случаев становится инвалидность.

Эту болезнь нельзя запускать еще и потому, что симптоматика сопутствующих заболеваний может искажать картину этого недуга, и человека лечат вовсе не от того, чем он страдает.

Воспаленный межпозвоночный диск начинает действовать на другие органы. Кроме резких болей, иной раз наблюдаются мышечная атрофия, развитие парезов и параличей конечностей, нарушение функций тазовых органов, работы яичников у женщин, у мужчин проблемы с потенцией. Осложнения могут проявляться и головной болью, головокружением, шумом и звоном в ушах, тошнотой и даже рвотой, усиленным сердцебиением, болями в области сердца, иной раз наблюдается снижение слуха и зрения.

При таких симптомах диагноз обычным способом определить сложно. Однако тибетская традиция имеет в своем арсенале особые приемы.

СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ

К нам обратилась женщина сорока лет с жалобами на головокружение, обмороки, ноющие боли в сердце, отдающие в левую руку и шею. Боли в сердце носили почти постоянный характер. Однако результаты предыдущих обследований в стационаре не выявили тех отклонений, что могли бы стать причиной болезни сердца. А состояние ее становилось день ото дня хуже, теперь голова кружилась уже даже в постели, не прекращалась боль в сердце, немели руки.

Наши врачи путем специальных обследований обнаружили у пациентки остеохондроз шейного отдела позвоночника с корешковым синдромом. В нашей клинике провели курс лечения точечным массажем, мануально-энергетической терапией, прогреванием полынными сигарами. В результате лечения здоровье пациентки было полностью восстановлено: исчезли боли в сердце, головокружение, обмороки, онемение пальцев.

Результатом обострения остеохондроза позвоночника может стать сильный стресс, когда человек испытывает тяжелые нервно-психические нагрузки.

СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ

Женщина 39 лет, недавно пережившая скоропостижную смерть единственного семнадцатилетнего сына, потеряла сон, испытывала сильные головные боли, спазмы в груди. При первом же осмотре были выявлены проявления шейно-грудного остеохондроза, сильное напряжение мышц шеи, надплечий и грудной клетки. Любое прикосновение к телу вызывало резкую боль, которая отдавала в голову, шею, левую руку, область сердца.

Методом успокоительного точечного массажа удалось снять нервное возбуждение. Затем пациентка прошла курс иглоукалывания, прогревания полынными сигарами, точечного массажа и фитотерапии.

Надо заметить, что способ прогревания полынными сигарами очень эффективен во многих случаях и при разных заболеваниях. Во-первых, сам жар разогревает кожу и усиливается кровообращение, во-вторых, полынный дым обладает специфическим воздействием, благотворно влияющим на рецепторы организма.

После курса процедур состояние нашей пациентки значительно улучшилось. Через год она прошла еще один курс лечения. Помимо снятия симптомов остеохондроза в клинике ставили перед собой задачу оказать и психологическую помощь. В результате улучшилось не только ее физическое самочувствие, но и морально-психологическое состояние.

Остеохондроз — тяжелое хроническое заболевание, дающее частые обострения и имеющее тенденцию к прогрессированию. Изменения в межпозвоночных дисках постепенно приобретают необратимый характер. Важно не запускать болезнь. Но уж если так случилось, то при помощи методики тибетской медицины можно значительно облегчить страдания больного и остановить развитие болезни, не доводя пациента до сложной и не дающей гарантии операции.

НЕ ПРЕНЕБРЕГАТЬ НАРОДНЫМ ОПЫТОМ

Нередко к Светлане Чойжинимаевой, еще участковому врачу, обращались пациенты с болью в животе. Ее коллеги, как правило, зачастую ставили диагноз «острый живот», что подразумевало либо аппендицит, либо, если пациент — женщина, нечто, связанное с женскими органами. Однако на операционном столе выяснялось, что это и не аппендицит, и не внематочная беременность, а банальный заворот кишок, вызванный опущением внутренних органов. А ведь по этому поводу необязательно было разрезать ножом хрупкое человеческое тело.

Задумалась Светлана над этой проблемой. Стала припоминать читанное еще на студенческой скамье. Снова засела за книги. Весь имеющийся материал изучила. И вспомнила, что еще в «старинные года» бабушки-целительницы в деревнях и бурятских, и русских назвали опущение органов «надсадой» и с успехом справлялись с этой бедой. Ставили на живот горшки (эффект от этой манипуляции напоминает что-то вроде результата после всем знакомых банок), массировали особыми способами.

Но как же ученый, образованный врач может опуститься до народных приемов целительства? И за это в свое время Светлана получила «по полной программе». Но не отступила.

Практика показала, что надсада может быть причиной болезни желудка, кишечника, почек, половых органов, обернуться бесплодием у женщины, нарушением месячного цикла и тому подобным.

А всего-то нужно как следует путем специального массажа, разработанного врачами клиники, размять внутренние органы, проделать определенные процедуры, основанные на народном опыте и методике тибетской медицины.

СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ

В клинику обратилась женщина 34 лет. Замужем 11 лет, и ни одной беременности. Жалобы на очень болезненные месячные, с тошнотой, головной болью. Длительное лечение в разных клиниках страны не принесло желаемого результата. Обследование показало, что у нее надсада — опущение желудка, кишечника и, как следствие, загиб матки. После сеансов точечного массажа и общеукрепляющего фитолечения наступила долгожданная беременность. Малыш родился здоровым, женщина перестала жаловаться на болезненные месячные.

— От надсады страдают люди разного пола и возраста, в том числе и дети, — рассказывает Светлана Галсаевна. — Нашими пациентами бывали даже двухлетние ребятишки. Едва научившись ходить, они начинают помогать маме — что-то передвинут, поднимут, таскают кошек, собак. Родители не всегда обращают на это внимание.

Дети постарше считают себя уже взрослыми и порой сильно перенапрягаются.

СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ

На приеме в клинике мальчик 12 лет. После трех часов занятий в тренажерном зале подросток стал жаловаться на сильную режущую боль в области пупка и вздутие живота. Мальчик отказывался от еды. На фоне запора подросток жаловался на частое — до десяти раз в сутки — мочеиспускание. Несмотря на отсутствие ярких признаков цистита, его стал лечить уролог. Но, разумеется, безуспешно. Ведь произошло опущение желудка и кишечника, они и давили на нижележащие органы. После того как с помощью определенного массажа органы были приведены в правильное положение, мальчик сразу же почувствовал облегчение. К концу курса подросток был совершенно здоров.

Многие наши пациенты даже и не подозревают, что причина болезни внутренних органов в надсаде. Надсаду трудно диагностировать. А последствия ее иной раз бывают весьма отдаленными — вроде простатита, аденомы, болей в ногах, варикоза.

Так что не стоит пренебрегать методами народной медицины, если они помогают человеку стать здоровым.

У ВСЕХ БОЛЕЗНЕЙ ПОХОЖИЕ ПРИЧИНЫ

А в народе говорят: «Все болезни от нервов». Наблюдение верное. Психика человека, его биологическое поле, аура — тонкий и чувствительный инструмент. Практически у каждого из нас есть некая оболочка, которая защищает нас от внешнего вмешательства. Иногда эта оболочка истончается. В этот момент человек наиболее подвержен болезням, уязвим психологически. Но есть люди, психический статус которых менее устойчив изначально и практически в любой момент подвержен внешнему влиянию.

Восточная, в частности, тибетская медицина уделяет большое внимание душевному здоровью человека. В трактатах восточных мудрецов духовному развитию человека уделяется едва ли не самое большое место.

Очевидно, что человек, духовно и эмоционально развитый, в состоянии противостоять влиянию как со стороны биологических опасностей в виде микроорганизмов и вирусов, так и со стороны подобных ему субстанций, то есть других людей.

В условиях большого города, когда приходится общаться с большим количеством людей, есть риск не только подхватить какую-либо инфекцию, но и просто устать, как физически, так и эмоционально. Мы учим своих пациентов, как защитить себя от этого внешнего воздействия, которое затем чревато разнообразными болезнями типа астмы, нейродермитов, аллергий, многоликой простуды и прочих недугов, обозначенных в медицинской энциклопедии, с которыми в нашей клинике успешно справляются.

Мудрый человек не бывает злым. Это отмечается во многих восточных трактатах. Так как злоба сама по себе нарушает функцию одной из составляющих человеческого организма — желчи. Поэтому люди желчные часто страдают от заболеваний сердца, сосудов, печени.

Конечно, жизнь в большом городе сложна. Но не стоит на агрессию отвечать агрессией. Защитить нас могут наша уравновешенность, доброжелательность и умение управлять своими эмоциями.

ЕДА — ЭТО ТОЖЕ ЛЕКАРСТВО

Восточная медицина всем продуктам питания приписывает свойства лекарства. И потому, принимая ту или иную пищу, мы или укрепляем, или ослабляем свой организм. Восточная медицина придает огромное значение не только питанию, как таковому, но и тому, Кто, Что и Когда ест.

Главный принцип тибетской медицины в отношении питания прост и понятен — не впадая в крайности, стремиться к совершенству. Что означает — нельзя есть много или мало, часто или редко, а как сказано в древнем трактате «Чжуд-ши»: «Одну треть желудка наполняй пищей, одну треть — питьем, а одну треть — оставь для ветра».

Между прочим, современная медицинская наука также полагает, что на одну часть кислотной пищи должно приходиться две-три щелочной.

Согласно тибетским канонам нет в природе такой пищи, которую категорически нельзя употреблять. Другое дело — их сочетания не должны быть случайными. «Одновременный прием несовместимых продуктов, — говорится в том же трактате, — равносилен приему искусственно приготовленного яда».

Например, ни в коем случае нельзя совмещать рыбу и молоко, молоко и фрукты, яйца и рыбу, мед и растительное масло, а после топленого масла нельзя пить холодную воду.

Согласно канонам тибетской медицины все, что мы потребляем в пищу, делится на Инь (холодные) и Ян (теплые) продукты. То, что мы ежедневно видим на своем столе, в основном относится к Инь продуктам. Это практически все злаковые: хлеб, макароны, свинина, курица, рыба, сахар, фрукты — яблоки, апельсины, бананы, виноград и так далее, даже сама вода. Словом, Иньских продуктов — безбрежное море, Янских же — мало. Это в основном специи: лук, чеснок, кардамон, кориандр, мускатный орех, имбирь, все виды перцев (даже очень горьких, типа чили). Из фруктов и ягод к Янским продуктам относятся груша, хурма, мандарины, арбуз, клубника, малина.

Иньские продукты восточная традиция относит к «холодящим», а потому их употребление в больших количествах, без Янских составляющих приводит к накоплению слизи в организме, к накоплению жира. И ведет за собой Иньские болезни — сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет, онкологию.

Так, неправильное питание может привести к тяжелым последствиям. И потому в рационе обязательно должны присутствовать Янские продукты. И таким образом мы сможем с помощью еды сбалансировать конституциональный тип и избежать и излишних килограммов, и ненужных болезней.

Конечно, человеку непосвященному всего этого не запомнить. К тому же все продукты делятся еще на холодные и теплые. И тут уж без рекомендации врача не обойтись. И это в общем-то верно, так как многие болезни можно вылечить только сбалансированной едой. Ведь в организме человека происходит сложный энергетический процесс, который можно сравнить с работой серьезной химической лаборатории.

НЕ НАВРЕДИ!

Эта заповедь хорошо известна каждому медику. Но современный врач не должен пренебрегать опытом прошлых поколений и традициями. Сложившаяся система обучения в медицинских вузах мало уделяет внимания доступным сегодня знаниям восточной медицины. А, кроме того, узкая специализация врача не предполагает универсальности знаний.

Однако такая сложная система, как человеческий организм, не может изучаться только определенным набором методов академической медицины. Потому что бессистемный подход к человеку влечет за собой и бессистемность самого врачевания. Не случайно в последние годы наблюдается внимательное отношение к наследию народной, традиционной медицины.

Не последнее слово здесь и за тибетской традицией врачевания, разветвленную методику которой в клинике «Наран» активно используют, чтобы спасти человека от многих болезней, помочь ему обрести счастье, проснувшись утром, ощутить, что у него ничего не болит.

31 декабря 2003

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Подросткам нужны "костыли"
27 декабря 2004
Обзоры

Подросткам нужны "костыли"

Как относиться к подростку? Быть с ним строгим или заигрывать? Считать его ребенком или спрашивать как со взрослого? Что он думает о нас? Что ценит в этом мире? А главное, невероятно сложно узнать, как он относится к нам — старшему поколению. ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ Однажды, в какой-то момент очень нужно, чтобы рядом была поддержка хорошего, умного, честного человека, будь то родитель либо духовный наставник, тот, кому ты доверяешь и кому веришь.

"Диарея путешественника", или легче предупредить чем лечить
20 мая 2004
Обзоры

"Диарея путешественника", или легче предупредить чем лечить

16'2004 «Последний день работы.... Еще немного, еще чуть-чуть, и я на свободе! Солнце, воздух и вода — то, что снилось мне вчера, завтра будет ощущаться каждой клеточкой тела. Как хорошо!» Так или примерно так думает каждый, кто собирается в отпуск или к себе на дачу на выходные дни. Но как бы мы ни хотели забыть обо всех проблемах и заботах в свой заслуженный и долгожданный отпуск, все же есть некоторые вещи, о которых стоит позаботиться заранее.

"Молчание ягнят" в семейной жизни
11 февраля 2003
Обзоры

"Молчание ягнят" в семейной жизни

Тема семьи и брака интересует всех и каждого. Понятно почему. Ничего лучшего для счастливого проживания на свете, чем брачные узы, человечество пока не придумало. Пусть нынче появились новые формы организации семьи, вроде гражданского, «гостевого» или так называемого «пробного» брака, по сути своей ничего от этого не меняется.

Туризм с пеленок
23 мая 2005
Обзоры

Туризм с пеленок

С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ? Любовь к путешествиям «привили» мои родители. С трех лет ежегодно на машине меня с братом «вывозили» на Черное или Азовское море. Это были самые счастливые дни моей жизни. Три дня пути на заднем сиденье рядом с мамой — что еще надо? После окончания института мне крупно повезло — я стала участником экспедиций, организованных совместно НИИ питания с Институтом проблем Севера.

Почему беднеют бедные?
7 мая 2002
Обзоры

Почему беднеют бедные?

Вы замечали, что когда небогатый человек говорит о чужом «Мерседесе» со скрытой или откровенно прорывающейся завистью, он едва упоминает о красоте, высоких технических качествах или комфортабельности этого автомобиля, но подчеркивает, каких огромных денег он стоит. Самые большие эмоции вызывает впечатляющая сумма, и явно на втором месте то, в чем она овеществлена.

Какие болезни "написаны" на лице?
27 декабря 2004
Обзоры

Какие болезни "написаны" на лице?

– Язык — зеркало внутреннего состояния организма. На нем оставляют следы различные заболевания. Внешне они проявляются на языке по-разному: это и налет, и покраснение, и увеличение различных зон, искривление складки, слущивание сосочков. • Искривление складки у кончика языка сигнализирует о шейном остеохондрозе.

Что говорят звезды?
27 декабря 2004
Советы

Что говорят звезды?

По китайскому лунному календарю Новый год наступает в первое новолуние после 21 января, то есть в разные годы приходится на период от 21 января до 20 февраля. Таким образом, Петух вступает в свои права 9 февраля 2005 года. Самое яркое, солнечное животное восточного календаря, гордый, певучий петух традиционно связывается с рождением нового дня.

Солнечный свет здоровья
31 декабря 2003
Обзоры

Солнечный свет здоровья

01'2004 МЕЖДУ ЗАПАДОМ И ВОСТОКОМ Вот уже пятнадцать лет (пять из них — в Москве) существует клиника тибетской медицины, руководит ею врач Светлана Чойжинимаева. В этой клинике все ее коллеги — дипломированные врачи. Сама Светлана окончила ординатуру в Медицинской академии Санкт-Петербурга, написала несколько книг и множество статей по волнующей ее теме — целостность здоровья человека.

Чтобы попка не потела
11 марта 2005
Обзоры

Чтобы попка не потела

Когда речь заходит о пользе и вреде одноразовых подгузников, я вспоминаю первые дни дома с новорожденной дочерью. Не доверяя рекламе, внимая советам новоиспеченных бабушек, мы решили растить дочку в марлевых подгузниках, без всяких новомодных памперсов. Кто бы мог подумать, что стул у новорожденных бывает по 8 — 10 раз в сутки, а мочеиспускание каждые 30 — 40 минут и даже чаще! Гора заготовленных пеленок таяла на глазах.

Как стать "космическим туристом"?
28 октября 2003
Обзоры

Как стать "космическим туристом"?

Автор этих строк, задумывая полет в небеса (а куда же еще лететь-то от житейских невзгод, как не в космос?), и не думала, что имеет шанс записаться в космонавты. Бабий век-то прожит. Да и спортсменкой никогда не была, на качелях укачивало, в такси тошнило... Но, оказывается, и наша отечественная космонавтика, перешагнув сорокалетний рубеж, в корне пересмотрела представления о том, кого не берут в космонавты.