Сервис сделал - ныряй смело

5 ноября 2004

Армия дайверов с каждым годом в нашей стране становится все больше и больше. Также растет количество вопросов, связанных с дайверским снаряжением, особенно — его обслуживанием. Об этом всем мы расспросили технического специалиста, старшего инструктора-испытателя водолазного снаряжения ВМФ России, инструктора PADI, CMAS Алексея Ястребова.

Принесли мне однажды в сервис для дайверского снаряжения такой черный кейс с американским флагом на крышке и надписью — Ranger. Хозяин рассказал, что вот он, мол, купил по дешевке дайверское снаряжение. Открыли кейс — внутри маска, баллон. Через полчаса я сказал ему, что с этим комплектом можно нырять разве что в ванной, и то недолго — это оказался комплект не для дайвинга, а противодымный, для служб спасения 911.

И такие случаи не редкость. Часто приносят неопознанные регуляторы, которые не обслуживались по много лет. Недавно мне такую древность аж из Мурманска привезли. И так удивляют наивные вопросы типа: а может, это можно починить? Или — смогу ли я еще в этом плавать? Говорят еще что-то про пожизненную гарантию. О ней и о том, как нужно обслуживать дайверское снаряжение, и пойдет ниже речь.

При покупке дайверского снаряжения производитель иногда выдает Lifetime limited warranty — пожизненную ограниченную гарантию. Но не стоит легко «клевать» на то, что гарантия-то пожизненная. Ведь это значит только то, что при своевременном обслуживании (не реже одного раза в год), если что-нибудь ломается (по вине производителя), сломанную часть независимо от возраста снаряжения меняют бесплатно.

Металлические части в морской воде подвергаются коррозии, резина стареет — время от времени необходимо заменять резиновые прокладки, заново калибровать пружины. Морская вода очень агрессивна: уплотнители начинают травить, может не открыться клапан или, что чаще всего и происходит, заклинить на глубине в открытом положении. Недаром же после морской воды положено технику опреснять. Но следы соли все равно остаются, поэтому и необходимо раз в год в обязательном порядке обслуживать дайверское снаряжение. Особенно это касается оборудования жизнеобеспечения: регулятора, компенсатора, баллонов, компьютера.

Баллоны. На горловине каждого баллона для хранения сжатого воздуха или другой дыхательной смеси указана дата последней или последующей (в зависимости от страны-производителя) проверки. Каждый баллон должен проверяться (опрессовываться) не реже, чем раз в 5 лет, независимо от того, как часто вы им пользуетесь. Недостаточно осушенный воздух при зарядке, вода, неправильные условия эксплуатации и хранения приводят к быстрому возникновению коррозии, которая снижает прочность. Не стоит думать, что алюминиевые баллоны не портятся. В них проходят электрохимические процессы, и осматривать внутреннюю поверхность рекомендуется ежегодно.

Ни в коем случае не пытайтесь проверить баллоны сами! Некоторые неверно думают, что баллоны проверяются воздухом, и достаточно просто найти компрессор, способный создать проверочное давление. На самом деле проверка происходит при помощи воды (гидростатически). Сначала баллон разбирается, и внутренняя поверхность осматривается на наличие дефектов и ржавчины, затем заливается вода и при помощи гидравлического пресса создается проверочное давление, которое на 50% больше рабочего, после чего баллоны сушатся. При опрессовке и техническом освидетельствовании также оценивают остаточную деформацию, чистят внутреннюю поверхность, проводят щелочение и очистку под кислород или другие дыхательные смеси и т.д. и т.п. Все это делают специалисты, имеющие специальный сертификат. Неквалифицированная проверка воздухом может привести к мощному взрыву! 150—200 атмосфер — это не шуточки.

Редуктор (1-я ступень) предназначен для снижения давления после баллона. Это довольно сложный механизм, требующий регулярной проверки и обслуживания. Внутри редуктора происходят перепады давления и температуры, которые приводят к ускоренным процессам окисления. Выход редуктора из строя происходит, как правило, в самый неподходящий момент, когда нагрузки возрастают. Это довольно неприятно, в некоторых случаях опасно, не говоря уже о том, что ремонт довольно дорог.

Во время обслуживания редуктор полностью разбирается, детали химически, в специальной ванне, очищаются от остатков старой смазки и солевых отложений. Во время сборки заменяются детали, наиболее подверженные износу. Кроме того, производится смазка и регулировка установочного давления.

Дыхательный автомат (2-я ступень, октопус) предназначен для подачи воздуха для дыхания. Легкость дыхания и правильность работы зависят от своевременной смазки и регулировки. Кроме того, не надо забывать о дезинфекции, ведь это еще и вопрос личной гигиены.

Обслуживание дыхательных автоматов аналогично обслуживанию редукторов, за исключением того, что после сборки в них устанавливается сопротивление дыханию.

Инструкция по обслуживанию, специальный инструмент не прилагаются в комплекте с 1-й и 2-й ступенью, и есть в сервисных центрах.

Манометр определяет давление газа в баллоне. Все манометры, связанные с системами дыхания и жизнеобеспечения, поверяются не реже одного раза в год. Проверка происходит на специальном стенде, где их показания сравниваются с показаниями точных поверочных приборов.

От глубиномеров зависит время нахождения под водой, а значит, здоровье человека. Проверять их следует не реже одного раза в год в специальных глубинных камерах. Это же касается и подводных компьютеров, но поскольку их можно использовать только совместно с аналоговыми приборами (!), то смотрите инструкцию по эксплуатации.

Вспоминается случай, когда группа технодайверов, достигнув предельной глубины в 100 метров, решила ее превысить. Компьютер не смог разделить их героического усилия и отключился. А все потому, что слишком уж по-русски используем мы эту индивидуальную технику. Программа «свихивается», и компьютер постоянно пищит, это как в том анекдоте — «А вы, оказывается, уже давно труп». Поэтому всегда с собой надо брать и аналоговые стрелочные приборы.

Костюм. Защищает от холода под водой. Существует множество вариантов подводных костюмов — мокрые, сухие, полусухие, выполненные из различных материалов — неопрен, триламинат и т.д. Все они требуют различных условий хранения и ухода, о чем должно быть написано в инструкции по эксплуатации. Небрежно оставленный без должного ухода костюм рискует превратиться в абсолютно бесполезный, но очень дорогой бесформенный текущий сюртук. Общее правило для любых костюмов — обязательная промывка чистой, пресной водой и сушка, желательно в хорошо вентилируемом помещении и не под прямыми лучами солнца. Устранить небольшие повреждения можно самим, для этого продаются специальные ремонтные комплекты, а можно и обратиться к специалисту.

Как-то раз, помню, мы погружались с одной знакомой. Температура воздуха плюс 28, солнышко, люди загорают, мы в костюмах запарились, пока одевались. Решили идти на 17 метров, я ее предупредил, что там будет холодно, но она как-то не восприняла это всерьез — такая на улице жара. Погрузились ниже термоклина — смотрю, а у нее глаза шире маски. Такое ощущение, что кожа на лице лопается от мороза... Когда мы всплыли, она мне говорит: «Ты когда говоришь, что холодно, предупреждай, насколько это холодно!». Не существует таких костюмов, в которых не замерзнешь — все зависит от времени, в течение которого находишься в воде. Та же история, кстати, и с редукторами. Замерзают. Незамерзающих не бывает, поэтому необходимо одевать его в теплом сухом помещении, не дышать в нем на поверхности и соблюдать правила погружения.

В состав снаряжения входит большое количество оборудования и аксессуаров, в зависимости от сложности планируемого погружения. Поэтому рекомендую приобретать снаряжение, которое можно квалифицированно обслужить в нашей стране.

Какова цена вопроса? В среднем обслуживание оборудования обойдется примерно в $50 в год. Конечно, многое зависит от уровня самого снаряжения. Ведь если вы купили «мерседес», то, соответственно, и его обслуживание будет уровня «мерседеса» и соответствующей цены. Кроме того, оборудование надо обслуживать ежегодно независимо от количества погружений, и даже если вы вообще не ныряете. Цена вопроса такова: стоит ли ваша жизнь сэкономленных пяти десятков долларов?



5 ноября 2004

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Ставь фишки, потанцуем!
28 апреля 2005
Советы

Ставь фишки, потанцуем!

Наверное, трудно придумать более демократичный вид активного отдыха, чем катание на роликовых коньках. Отсутствие специальных требований к местам катания и невысокая стоимость снаряжения делают ролики поистине народным видом досуга. Неудивительно, что за последние три-четыре года количество роллеров на улицах городов России растет, превышая самые смелые ожидания.

Трое на трое
24 марта 2004
Обзоры

Трое на трое

Пятачок ровного асфальта и щит с кольцом — все, что нужно для тех, кто не желает расставаться с любимой игрой в «мертвый сезон». Тот, кто любит баскетбол, не унимается никогда. Да вот незадача: в мае заканчиваются чемпионаты вузов, местные соревнования и баскетбол вообще. По крайней мере баскетбол из трансляций по советскому телевидению: между двумя корзинами носятся девять игроков, один, самый длинный, бегает медленно, но забивает много — имя ему Сабонис.

Полезные мелочи
28 апреля 2005
Советы

Полезные мелочи

Итак, пора на покатушки! Но прежде чем выезжать из дома, будет не лишним проверить вашу и велосипедную экипировку. ВЕЛООДЕЖДА И ЭКИПИРОВКА Оптимальная одежда для катания на велосипеде — та, в которой комфортно ездить в заданном темпе при определенной температуре воздуха. И выбирать что-то конкретное лучше, учитывая где и как вы привыкли кататься.

SHIMANO
28 апреля 2005
Новости

SHIMANO

Официальный представитель SHIMANO в России «Шимано Евразия» shimano.eurasia@shimano-eu.com Shimano — один из мировых лидеров в производстве велосипедных компонентов и рыболовных снастей. История компании насчитывает уже более 80 лет. Это крупнейшая корпорация, число сотрудников которой составляет более 5000 человек, а дистрибьюторская сеть покрывает более 40 стран.

Гонки заоблачных яхт
5 ноября 2004
Обзоры

Гонки заоблачных яхт

Как только человек изобретает что-нибудь движущееся, плавающее или летающее, он тут же превращает свое изобретение в спортивный снаряд и начинает состязаться в том, кто дальше, глубже, выше и быстрее. По сути воздушный шар — это небесная яхта, плывущая как обычное судно в океане воздуха; как и яхта, шар движим ветром, и точно так же, как и яхтсмены, пилоты воздушных шаров устраивают собственные регаты.

Коня на скаку остановит
24 марта 2004
Обзоры

Коня на скаку остановит

В Средневековье конь помимо своего хозяина в доспехах носил на себе и собственное «железо». С тех пор жизнь лошади стала проще, а экипировка доступнее. АРСЕНИЙ ШПАКОВСКИЙ. Мастер спорта, обладатель Кубка России 2002 года и абсолютный чемпион России по конкуру 2003 года. Сегодня он на своей любимой лошади по кличке Обзор.

На стену лезу, помогите!
24 марта 2004
Советы

На стену лезу, помогите!

Итак, вы уже имеете представление о скалолазании и необходимом снаряжении. Если вы еще не оставили мысль заняться этим спортом, позвольте перейти к советам для начинающих. На первых порах вам понадобится спортивная одежда, которая не будет стеснять движений, и обувь на резиновой подошве, плотно сидящая на ноге (например кеды).

Экстремальный байк
28 апреля 2005
Советы

Экстремальный байк

Существует огромное множество различных стилей катания на велосипеде, начиная от простой прогулочной езды по парку и заканчивая совершенно невозможными трюками. Если с «прогулкой» все более или менее понятно — основные черты таких покатушек будут весьма похожи между собой, то экстремальный байк можно разделить на несколько основных разновидностей, которые связывает между собой только виртуозное владение велосипедом.

Выезжаем на дорогу
28 апреля 2005
Советы

Выезжаем на дорогу

Иметь хороший велосипед сегодня — это и современно, и престижно, и полезно. Сейчас в нашей стране наибольшей популярностью пользуется в основном горный велосипед, или «маунтин байк» (сокращенно — MTB от английского Mountain Terrain Bike). Итак, MTB — это велосипед, позволяющий вам заметно облегчить езду по грязи, песку, снегу и прочему бездорожью и в то же время спокойно держать скорость по ровной дороге около 20-25 км/ч (на таком велосипеде вполне возможны и скоростные гонки на скорости от 30 км/ч).

Очи черные
24 марта 2004
Советы

Очи черные

ЛУЧИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ Из всей доступной нам информации три четверти мы получаем через глаза. Солнце посылает на Землю электромагнитные лучи, которые принято делить на ультрафиолетовые, инфракрасные и лучи видимого света. Ультрафиолетовые лучи — УФ (UV) Ультрафиолетовые лучи делят на три подгруппы: UVC (200—290 нм), UVB (290—320 нм) и UVA (320—380 нм), длины волн измеряются в нанометрах.