Как мы тестировали

5 ноября 2004

На словах и на иллюстрациях компенсаторы разных производителей выглядят похоже. А вот как обстоят дела на самом деле? Мы решили это проверить и протестировали вместе с журналом «Нептун XXI век» эту важную часть снаряжения дайвера.

УСЛОВИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ

Сравнительный тест проводился в бассейне спорткомплекса «ОЛИМПИЙСКИЙ», глубина бассейна — 6 метров. Упор делался на сравнительный анализ моделей, поскольку все модели находились в одинаковых условиях. Испытать мы решили хороший вариант для начинающих дайверов — компенсаторы типа жилет с интегрированной грузовой системой (за исключением Beuchat Masterlift Sport). Все компенсаторы имели мужской размер М. Дополнительно мы решили вне конкурса испытать две необычные модели — крыло Zeagle Ranger и новую модель компенсатора SeaQuest Fusion с прямой подачей воздуха.

Сборка аппаратов.

КАК МЫ ТЕСТИРОВАЛИ

НА ПОВЕРХНОСТИ

1. СБОРКА. Оценивалась простота, удобство и интуитивность сборки. Компенсаторы комплектовались стандартным 12-литровым стальным баллоном.

2. ПОДГОНКА РАЗМЕРА. Оценивалось количество регулировок, их функциональность и удобство использования (в том числе при использовании толстых перчаток).

В ВОДЕ И ПОД ВОДОЙ

3. СТАБИЛЬНОСТЬ. На поверхности оценивалась способность удерживать испытателя в вертикальном положении над водой (без приложения дополнительных усилий). После обезвешивания компенсатор поддувался до срабатывания предохранительных клапанов, замерялось расстояние от подбородка до поверхности воды. Также оценивалось, насколько сильно жилет сдавливает, затрудняет движения и дыхание в полностью надутом состоянии.

Компенсаторы распакованы и ожидают своей очереди проведения измерений.

Под водой оценивалась возможность сохранять различные положения (горизонтально — вниз лицом, на спине, на боку, вертикально вверх головой, вниз головой) после обезвешивания. Испытатель был одет в 5-мм неопреновый костюм и предварительно обезвешен без жилета приблизительно до «безразличной нулевой» плавучести.

4. ДОСТУП К ПОДВЕСКЕ И ИНТЕГРИРОВАННОЙ ГРУЗОВОЙ СИСТЕМЕ. Проверялась возможность оперативной подгонки жилета под водой, удобство пользования дополнительными карманами, доступ к аварийным предохранительным клапанам, в том числе при использовании толстых перчаток (использовались 5-мм перчатки с кевларовым покрытием). На поверхности испытатель, не снимая компенсатора, удалял и добавлял груза в интегрированную грузовую систему.

Заполнение тест - листа после проведения измерений

ИЗМЕРЕНИЯ

5. СКОРОСТЬ ПОДДУВА И ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ АВАРИЙНЫХ КЛАПАНОВ. На поверхности замерялось время заполнения компенсатора до срабатывания предохранительных клапанов через инфлятор.

Под водой полностью поддутый жилет, закрепленный на якоре в вертикальном положении, стравливался через плечевой предохранительный клапан.

Данный тест дает оценку производительности клапана инфлятора и аварийных клапанов. Это особенно важно в экстремальной ситуации, когда под водой выходит из строя инфлятор (в открытом положении), для предотвращения неконтролируемого всплытия. Однако следует учитывать, что если скорость подачи воздуха инфлятором близка к линейной, то аварийные клапаны стравливают большую часть воздуха в первые секунды после открытия.

Точные измерения подьемной силы компенсатора. В руках испытателя - тарированые (с точностью до 5 г.) грузы.

6. ПАРАЗИТНЫЙ ОБЪЕМ. Замерялась собственная плавучесть жилета, которую приходится компенсировать дополнительными грузами. Компенсатор закреплялся на якоре, надувался, а затем через инфлятор стравливался до прекращения выхода воздуха. Остаточная плавучесть замерялась при помощи тарированных грузов.

7. ПОДЪЕМНАЯ СИЛА. При помощи тарированных грузов замерялась подъемная сила и сравнивалась с паспортными данными.

На глубине 6 м полностью поддутый компенсатор обезвешивался. Во время замеров не учитывался собственный вес жилета и объем тарированных грузов.

8. РАССТОЯНИЕ ОТ ПОВЕРХНОСТИ ВОДЫ ДО РТА (при полностью надутом компенсаторе, на поверхности). Это измерение важно для оценки высоты нахождения органов дыхания при нахождении на поверхности в ожидании подхода судна или при транспортировке «уставшего дайвера».

Испытания клапана аварийного стравливания воздуха.

После нормального обезвешивания, при помощи штатной грузовой системы, компенсатор (в одетом состоянии) надувался до срабатывания предохранительных клапанов и производился замер. Испытатель находился в расслабленном состоянии и не прикладывал дополнительных усилий для поддержания вертикального положения.

Крылья

Что же предлагается в качестве альтернативы компенсаторам типа «жилет»? Конечно, это «крыло». Причем «крыло» — удел не только технодайверов, в чем мы и убедились, сравнив жилеты с одним из «крылатых», предназначенных для рекреационных погружений — Zeagle Ranger.

Это качественный и дорогой компенсатор для различных условий эксплуатации. Практически лишен недостатков, обычно присущих «крыльям», на поверхности не «заваливает». Под водой прекрасно сбалансирован. Модульная система позволяет удовлетворить самым разнообразным требованиям: большое количество регулировок при подгонке, возможность комплектации дополнительными карманами и аксессуарами, 6 стальных полуколец. По сравнению с жилетами обладает большой подъемной силой (по нашим измерениям 22 кгс). Внутренняя камера сменная. Прочный внешний чехол выполнен из нейлона плотностью 1050 DEN. Интегрированная грузовая система весьма удобна.

Обезвешивание компенсатора

В этой модели явно прослеживается желание разработчиков совместить компенсатор повышенной комфортности с положительными качествами технических специализированных «крыльев». Получилось удобное «крыло», но лишенное аскетизма.

Во время нашего тестирования были найдены и небольшие недочеты, в частности, ремни крепления баллона оказались излишне жесткими и короткими, а в собранном состоянии ручкой для переноски невозможно воспользоваться.

В целом Zeagle Ranger оставил очень хорошие впечатления. Модель вполне подойдет для начинающих дайверов, не слишком стесненных в средствах и собирающихся погружаться часто и в самых разнообразных условиях.

Прямая подача

Технический прогресс дошел и до компенсаторов: сразу несколько компаний выпустили компенсаторы без гофрированных шлангов. Система управления плавучестью при этом может быть пневматической (Mares) или механической (Cressi-sub). Однако мы решили опробовать наиболее простую и весьма многообещающую систему прямой подачи воздуха на компенсаторе SeaQuest Fusion (такая же система используется и на новом Scubapro Glide 3000).

Несомненно, подобная система управления является шагом вперед в развитии компенсаторов: не приходится искать под водой шланг инфлятора и поднимать его вверх для сброса воздуха. Все органы управления находятся на фиксированных местах и всегда под рукой. Для поддува используется обычный клапан (как на сухих костюмах), а для стравливания воздуха — один из аварийных клапанов.

SeaQuest Fusion весьма необычен по своей конфигурации, он представляет собой гибрид жилета и крыла (с задней камерой). Конструкция внутренних камер получилась жесткой, вследствие чего модель имеет большой паразитный объем, который приходится компенсировать дополнительными грузами. Под водой слишком остойчив и пытается вернуть в «правильное» положение (головой вверх, лицом вниз под углом 45 градусов). Карманы находятся слишком высоко, под водой доступ к ним затруднен. Пряжки поворотные, но под нагрузкой трудно расстегиваются, особенно в перчатках. Рукоятка для переноски является фиксированным ремешком, и после сборки компенсатора не функциональна. Зато после одевания и подгонки жилет сидит как "влитой". Интегрированная грузовая система удобна, возможна загрузка без посторонней помощи, в том числе в воде.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Компенсатор (BCD) — предназначен для оперативного управления плавучестью под водой и для обеспечения положительной плавучести на поверхности. Конструктивно может быть выполнен в виде жилета или «крыла», может иметь встроенную подвесную систему или модульную конструкцию.

Подвесная система — состоит из ремней, пряжек и колец, предназначенных для оптимального расположения на водолазе снаряжения, дополнительного оборудования и аксессуаров.

Интегрированная грузовая система — специальные карманы для размещения грузов для обезвешивания. Обязательным требованием техники безопасности является возможность их быстрого сброса в случае аварийной ситуации.

Инфлятор — пульт управления плавучестью компенсатора. Состоит из шланга и размещенных на нем кнопок подачи и сброса воздуха во внутреннюю камеру.

Предохранительные аварийные клапаны — предназначены для сброса избыточного давления из камеры компенсатора, при полном поддуве или аварийного восстановления нулевой плавучести, для предотвращения неконтролируемого всплытия. Клапаны, как правило, находятся на плечах и в области поясницы и срабатывают либо автоматически, либо принудительно.



5 ноября 2004

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Снимайте больше & лучше с SEA&SEA
24 марта 2004
Новости

Снимайте больше & лучше с SEA&SEA

С каждым годом дайвинг как активный вид отдыха приобретает все большую популярность среди россиян. Особенно среди тех людей, которые снимают свои путешествия в подводный мир на фото и видео. Хотя и говорят, что снимает не камера, а фотограф, но, не имея хорошей фотоаппаратуры, последний всегда будет ограничен в свободе съемки.

Ша-а-гом марш!
28 апреля 2005
Советы

Ша-а-гом марш!

Известно, что Бернард Шоу, знаменитый ирландский писатель, проживший 94 года, даже в очень преклонные годы ежедневно проходил не менее 6-8 миль (10-13 км). И неудивительно, ведь ходьба — наиболее эффективное средство оздоровления и повышения уровня общей работо-способности людей всех возрастов. В настоящее время ходьба очень популярна за рубежом.

Москва восьмиколесная
24 марта 2004
Обзоры

Москва восьмиколесная

Как и где кататься на роликах При выборе роликов первое, чем необходимо руководствоваться, – это их назначение. Роликовые коньки подразделяются на несколько крупных категорий – фитнес, ролики для отдыха, скоростные ролики и агрессивные. И самые крупные и известные производители создают ролики для всех типов катания.

Игры аристократов
28 апреля 2005
Советы

Игры аристократов

А в XIX веке настольный теннис был модной салонной игрой. Холодные английские женщины облачались в длинные роскошные платья, галантные мужчины надевали смокинги, и цвет британской аристократии развлекался игрой в настольный теннис мячами из нитей и перьев или пробками от винных бутылок... ИЗ ИСТОРИИ Сейчас никто не может сказать, кто, когда и где первым начал играть в настольный теннис.

Ноги, крылья... Главное - ласты!
5 ноября 2004
Обзоры

Ноги, крылья... Главное - ласты!

Перед вами, уважаемые читатели, уникальный материал. Это объективный сравнительный тест ласт для подводного плавания, проведенный по специально разработанной методике двумя журналами: «Потребитель. Все для спорта и отдыха» и «Нептун XXI век». ПОДВОДНАЯ ОБУВЬ Для человека под водой ласты — это прежде всего свобода передвижения, маневренность и скорость.

Новинки от Baltic Vairas
24 марта 2004
Новости

Новинки от Baltic Vairas

Вот уже 10 лет, как хорошо известный с советских времен своей добротной продукцией Шяуляйский велосипедный завод BALTIK VAIRAS обрел новых хозяев в лице немецкого концерна PANTHER. За это время новые владельцы с типично немецкой педантичностью провели полную модернизацию предприятия, вложив в него немалые средства.

Доспехи водника
28 апреля 2005
Советы

Доспехи водника

Собираясь в водный поход, необходимо позаботиться о снаряжении. Это спасательный жилет, гидрокостюм и каска. В зависимости от местности и времени года необходимый набор будет различаться. Например, на тихой равнинной речке вполне можно обойтись без каски, а если стоит июль месяц, то и без «гидры» и даже без «спасжилета».

Опять скрипит потертое седло
24 марта 2004
Советы

Опять скрипит потертое седло

Человек приручил лошадь в третьем тысячелетии до нашей эры. С того времени она его неизменный помощник в военных и торговых переходах, охоте, спорте, развлечениях, хозяйстве. Лошадь даже оказывала влияние на моду. Именно благодаря этому замечательному животному мужчины надели брюки, одежду, на самом деле неестественную для них.

Лед и камень
24 марта 2004
Советы

Лед и камень

Я помню, как увидел это впервые. Это было в Атланте: по телевизору шли Олимпийские игры. Все как всегда: лыжи, коньки, санки. Все то, к чему мы привыкли с детства, любим и знаем так давно, что не помним сколько точно. И вот в олимпийском списке я вижу незнакомое слово – керлинг. Я вижу камень, летящий по льду, а рядом с ним скользящих на одной ноге взрослых мужчин, на первый взгляд бессмысленно натирающих щетками лед! Нет, такое не просто забыть.

Пещерный человек
28 апреля 2005
Обзоры

Пещерный человек

Абсолютный мрак. Эти камни никогда не видели света. Звук. Звук здесь был. Сто тысяч лет назад одиночество камней было нарушено. Сюда пришла вода. Она звенела каплями и журчала ручьями. Размывала камень, вызывала обвалы. Но вдруг в пещере появился какой-то незнакомый стук, потом послышался плеск, он приближался.