Как мы тестировали

5 ноября 2004

На словах и на иллюстрациях компенсаторы разных производителей выглядят похоже. А вот как обстоят дела на самом деле? Мы решили это проверить и протестировали вместе с журналом «Нептун XXI век» эту важную часть снаряжения дайвера.

УСЛОВИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ

Сравнительный тест проводился в бассейне спорткомплекса «ОЛИМПИЙСКИЙ», глубина бассейна — 6 метров. Упор делался на сравнительный анализ моделей, поскольку все модели находились в одинаковых условиях. Испытать мы решили хороший вариант для начинающих дайверов — компенсаторы типа жилет с интегрированной грузовой системой (за исключением Beuchat Masterlift Sport). Все компенсаторы имели мужской размер М. Дополнительно мы решили вне конкурса испытать две необычные модели — крыло Zeagle Ranger и новую модель компенсатора SeaQuest Fusion с прямой подачей воздуха.

Сборка аппаратов.

КАК МЫ ТЕСТИРОВАЛИ

НА ПОВЕРХНОСТИ

1. СБОРКА. Оценивалась простота, удобство и интуитивность сборки. Компенсаторы комплектовались стандартным 12-литровым стальным баллоном.

2. ПОДГОНКА РАЗМЕРА. Оценивалось количество регулировок, их функциональность и удобство использования (в том числе при использовании толстых перчаток).

В ВОДЕ И ПОД ВОДОЙ

3. СТАБИЛЬНОСТЬ. На поверхности оценивалась способность удерживать испытателя в вертикальном положении над водой (без приложения дополнительных усилий). После обезвешивания компенсатор поддувался до срабатывания предохранительных клапанов, замерялось расстояние от подбородка до поверхности воды. Также оценивалось, насколько сильно жилет сдавливает, затрудняет движения и дыхание в полностью надутом состоянии.

Компенсаторы распакованы и ожидают своей очереди проведения измерений.

Под водой оценивалась возможность сохранять различные положения (горизонтально — вниз лицом, на спине, на боку, вертикально вверх головой, вниз головой) после обезвешивания. Испытатель был одет в 5-мм неопреновый костюм и предварительно обезвешен без жилета приблизительно до «безразличной нулевой» плавучести.

4. ДОСТУП К ПОДВЕСКЕ И ИНТЕГРИРОВАННОЙ ГРУЗОВОЙ СИСТЕМЕ. Проверялась возможность оперативной подгонки жилета под водой, удобство пользования дополнительными карманами, доступ к аварийным предохранительным клапанам, в том числе при использовании толстых перчаток (использовались 5-мм перчатки с кевларовым покрытием). На поверхности испытатель, не снимая компенсатора, удалял и добавлял груза в интегрированную грузовую систему.

Заполнение тест - листа после проведения измерений

ИЗМЕРЕНИЯ

5. СКОРОСТЬ ПОДДУВА И ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ АВАРИЙНЫХ КЛАПАНОВ. На поверхности замерялось время заполнения компенсатора до срабатывания предохранительных клапанов через инфлятор.

Под водой полностью поддутый жилет, закрепленный на якоре в вертикальном положении, стравливался через плечевой предохранительный клапан.

Данный тест дает оценку производительности клапана инфлятора и аварийных клапанов. Это особенно важно в экстремальной ситуации, когда под водой выходит из строя инфлятор (в открытом положении), для предотвращения неконтролируемого всплытия. Однако следует учитывать, что если скорость подачи воздуха инфлятором близка к линейной, то аварийные клапаны стравливают большую часть воздуха в первые секунды после открытия.

Точные измерения подьемной силы компенсатора. В руках испытателя - тарированые (с точностью до 5 г.) грузы.

6. ПАРАЗИТНЫЙ ОБЪЕМ. Замерялась собственная плавучесть жилета, которую приходится компенсировать дополнительными грузами. Компенсатор закреплялся на якоре, надувался, а затем через инфлятор стравливался до прекращения выхода воздуха. Остаточная плавучесть замерялась при помощи тарированных грузов.

7. ПОДЪЕМНАЯ СИЛА. При помощи тарированных грузов замерялась подъемная сила и сравнивалась с паспортными данными.

На глубине 6 м полностью поддутый компенсатор обезвешивался. Во время замеров не учитывался собственный вес жилета и объем тарированных грузов.

8. РАССТОЯНИЕ ОТ ПОВЕРХНОСТИ ВОДЫ ДО РТА (при полностью надутом компенсаторе, на поверхности). Это измерение важно для оценки высоты нахождения органов дыхания при нахождении на поверхности в ожидании подхода судна или при транспортировке «уставшего дайвера».

Испытания клапана аварийного стравливания воздуха.

После нормального обезвешивания, при помощи штатной грузовой системы, компенсатор (в одетом состоянии) надувался до срабатывания предохранительных клапанов и производился замер. Испытатель находился в расслабленном состоянии и не прикладывал дополнительных усилий для поддержания вертикального положения.

Крылья

Что же предлагается в качестве альтернативы компенсаторам типа «жилет»? Конечно, это «крыло». Причем «крыло» — удел не только технодайверов, в чем мы и убедились, сравнив жилеты с одним из «крылатых», предназначенных для рекреационных погружений — Zeagle Ranger.

Это качественный и дорогой компенсатор для различных условий эксплуатации. Практически лишен недостатков, обычно присущих «крыльям», на поверхности не «заваливает». Под водой прекрасно сбалансирован. Модульная система позволяет удовлетворить самым разнообразным требованиям: большое количество регулировок при подгонке, возможность комплектации дополнительными карманами и аксессуарами, 6 стальных полуколец. По сравнению с жилетами обладает большой подъемной силой (по нашим измерениям 22 кгс). Внутренняя камера сменная. Прочный внешний чехол выполнен из нейлона плотностью 1050 DEN. Интегрированная грузовая система весьма удобна.

Обезвешивание компенсатора

В этой модели явно прослеживается желание разработчиков совместить компенсатор повышенной комфортности с положительными качествами технических специализированных «крыльев». Получилось удобное «крыло», но лишенное аскетизма.

Во время нашего тестирования были найдены и небольшие недочеты, в частности, ремни крепления баллона оказались излишне жесткими и короткими, а в собранном состоянии ручкой для переноски невозможно воспользоваться.

В целом Zeagle Ranger оставил очень хорошие впечатления. Модель вполне подойдет для начинающих дайверов, не слишком стесненных в средствах и собирающихся погружаться часто и в самых разнообразных условиях.

Прямая подача

Технический прогресс дошел и до компенсаторов: сразу несколько компаний выпустили компенсаторы без гофрированных шлангов. Система управления плавучестью при этом может быть пневматической (Mares) или механической (Cressi-sub). Однако мы решили опробовать наиболее простую и весьма многообещающую систему прямой подачи воздуха на компенсаторе SeaQuest Fusion (такая же система используется и на новом Scubapro Glide 3000).

Несомненно, подобная система управления является шагом вперед в развитии компенсаторов: не приходится искать под водой шланг инфлятора и поднимать его вверх для сброса воздуха. Все органы управления находятся на фиксированных местах и всегда под рукой. Для поддува используется обычный клапан (как на сухих костюмах), а для стравливания воздуха — один из аварийных клапанов.

SeaQuest Fusion весьма необычен по своей конфигурации, он представляет собой гибрид жилета и крыла (с задней камерой). Конструкция внутренних камер получилась жесткой, вследствие чего модель имеет большой паразитный объем, который приходится компенсировать дополнительными грузами. Под водой слишком остойчив и пытается вернуть в «правильное» положение (головой вверх, лицом вниз под углом 45 градусов). Карманы находятся слишком высоко, под водой доступ к ним затруднен. Пряжки поворотные, но под нагрузкой трудно расстегиваются, особенно в перчатках. Рукоятка для переноски является фиксированным ремешком, и после сборки компенсатора не функциональна. Зато после одевания и подгонки жилет сидит как "влитой". Интегрированная грузовая система удобна, возможна загрузка без посторонней помощи, в том числе в воде.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Компенсатор (BCD) — предназначен для оперативного управления плавучестью под водой и для обеспечения положительной плавучести на поверхности. Конструктивно может быть выполнен в виде жилета или «крыла», может иметь встроенную подвесную систему или модульную конструкцию.

Подвесная система — состоит из ремней, пряжек и колец, предназначенных для оптимального расположения на водолазе снаряжения, дополнительного оборудования и аксессуаров.

Интегрированная грузовая система — специальные карманы для размещения грузов для обезвешивания. Обязательным требованием техники безопасности является возможность их быстрого сброса в случае аварийной ситуации.

Инфлятор — пульт управления плавучестью компенсатора. Состоит из шланга и размещенных на нем кнопок подачи и сброса воздуха во внутреннюю камеру.

Предохранительные аварийные клапаны — предназначены для сброса избыточного давления из камеры компенсатора, при полном поддуве или аварийного восстановления нулевой плавучести, для предотвращения неконтролируемого всплытия. Клапаны, как правило, находятся на плечах и в области поясницы и срабатывают либо автоматически, либо принудительно.



5 ноября 2004

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Как проехать по Старому Свету на велосипеде
24 марта 2004
Советы

Как проехать по Старому Свету на велосипеде

Собираемся в путешествие Отправляясь путешествовать за границу с велосипедами, в первую очередь необходимо решить, в каком стиле будете выдержано ваше путешествие — будете ли вы тащить за собой все снаряжение или ехать налегке. По этому признаку все велопутешествия можно разделить на: Путешествия по-европейски – минимум снаряжения, максимум денег.

Сделай шаг к здоровью!
5 ноября 2004
Новости

Сделай шаг к здоровью!

Быть в хорошей спортивной форме, вести здоровый образ жизни для современного человека уже давно стало не просто модой, а необходимостью. Единственная проблема, которая возникает после принятия твердого решения о следовании праведному пути, — это осознание того, что достижение пропорций или качества мышц журнальных героев является крайне сложным и долгим делом.

Не храните коньки на полке, или практические советы новичкам
24 марта 2004
Советы

Не храните коньки на полке, или практические советы новичкам

Как выбрать свои самые первые ролики? Покупать ли полный комплект защиты или сэкономить? Где лучше всего кататься? С этими вопросами мы обратились к Кириллу Рязанцеву, в роллерских кругах известному более как «ReKiL». Этот человек — профи в своем деле, к тому же опытный тренер, который уже несколько лет посвящает в эту «науку» все новых и новых людей.

Все для чемпионов!
12 декабря 2005
Новости

Все для чемпионов!

С 3 по 6 ноября 2005 года в Санкт-Петербурге состоялось важнейшее событие в мире российского и международного настольного тенниса — международный турнир по настольному теннису PRO TOUR RUSSIAN OPEN, призовой фонд которого составил 100 тыс. долларов США. Это важная веха для лучших игроков мира на пути к Гранд-Финалу.

Любите погорячее?
5 ноября 2004
Советы

Любите погорячее?

На качественном термосе обычно стоит маркировка, сколько часов он держит тепло и холод, а иногда даже приводятся цифры остывания по часам. Зачем же тогда нужен тест термосов? Нет, мы не ставили себе целью проверить точность данных производителя, а попытались провести тест, который бы соответствовал реальным, а не лабораторным условиям.

По горам, по холмам
24 марта 2004
Советы

По горам, по холмам

История возникновения В 1993 году два американских сноубордиста, Патрик МакКоннелл и Джейсон Ли, очумев от безделья во время летнего межсезонья, скрестили в одной из мастерских скейт, сноуборд и маунтинбайк. Этот беспрецедентный гибрид был назван All Terrain Board (доска для любых поверхностей), название mountainboard (горная доска) появилось чуть позже.

Фигурное катание = Спорт + Красота
5 ноября 2004
Советы

Фигурное катание = Спорт + Красота

Такова формула фигурного катания, польза от которого известна всем. Час катания на коньках сжигает 400 калорий, само по себе катание укрепляет те мышцы ног, укрепление которых невозможно даже при занятии в тренажерном зале. Катание на коньках, в конце концов, — это приятное времяпрепровождение. ИСТОКИ Историки заглядывают в очень далекое прошлое, чтобы найти истоки фигурного катания.

Снимайте больше & лучше с SEA&SEA
24 марта 2004
Новости

Снимайте больше & лучше с SEA&SEA

С каждым годом дайвинг как активный вид отдыха приобретает все большую популярность среди россиян. Особенно среди тех людей, которые снимают свои путешествия в подводный мир на фото и видео. Хотя и говорят, что снимает не камера, а фотограф, но, не имея хорошей фотоаппаратуры, последний всегда будет ограничен в свободе съемки.

Сейчас выплывет рыбка!
24 марта 2004
Советы

Сейчас выплывет рыбка!

Владимир Гудзев, главный редактор журнала «Нептун», участник трех мировых чемпионатов по подводной фотографии Предположим, что вы уже сертифицированный дайвер и имеете на своем счету десяток-другой погружений. Даже ваш небольшой опыт уже позволяет чувствовать себя относительно свободно и спокойно в царстве Нептуна.

Небесные шалости
24 марта 2004
Советы

Небесные шалости

С момента своего возникновения парашютный спорт не перестает развиваться. Появляются новые дисциплины, изначально которые были «баловством» мастеров. Со временем у этих «небесных шалостей» появляются свои законы и правила — они становятся самостоятельными дисциплинами, а то и видами спорта. Но есть и классика парашютизма — прыжки на точность приземления и групповая акробатика.