Как мы тестировали

5 ноября 2004

На словах и на иллюстрациях компенсаторы разных производителей выглядят похоже. А вот как обстоят дела на самом деле? Мы решили это проверить и протестировали вместе с журналом «Нептун XXI век» эту важную часть снаряжения дайвера.

УСЛОВИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ

Сравнительный тест проводился в бассейне спорткомплекса «ОЛИМПИЙСКИЙ», глубина бассейна — 6 метров. Упор делался на сравнительный анализ моделей, поскольку все модели находились в одинаковых условиях. Испытать мы решили хороший вариант для начинающих дайверов — компенсаторы типа жилет с интегрированной грузовой системой (за исключением Beuchat Masterlift Sport). Все компенсаторы имели мужской размер М. Дополнительно мы решили вне конкурса испытать две необычные модели — крыло Zeagle Ranger и новую модель компенсатора SeaQuest Fusion с прямой подачей воздуха.

Сборка аппаратов.

КАК МЫ ТЕСТИРОВАЛИ

НА ПОВЕРХНОСТИ

1. СБОРКА. Оценивалась простота, удобство и интуитивность сборки. Компенсаторы комплектовались стандартным 12-литровым стальным баллоном.

2. ПОДГОНКА РАЗМЕРА. Оценивалось количество регулировок, их функциональность и удобство использования (в том числе при использовании толстых перчаток).

В ВОДЕ И ПОД ВОДОЙ

3. СТАБИЛЬНОСТЬ. На поверхности оценивалась способность удерживать испытателя в вертикальном положении над водой (без приложения дополнительных усилий). После обезвешивания компенсатор поддувался до срабатывания предохранительных клапанов, замерялось расстояние от подбородка до поверхности воды. Также оценивалось, насколько сильно жилет сдавливает, затрудняет движения и дыхание в полностью надутом состоянии.

Компенсаторы распакованы и ожидают своей очереди проведения измерений.

Под водой оценивалась возможность сохранять различные положения (горизонтально — вниз лицом, на спине, на боку, вертикально вверх головой, вниз головой) после обезвешивания. Испытатель был одет в 5-мм неопреновый костюм и предварительно обезвешен без жилета приблизительно до «безразличной нулевой» плавучести.

4. ДОСТУП К ПОДВЕСКЕ И ИНТЕГРИРОВАННОЙ ГРУЗОВОЙ СИСТЕМЕ. Проверялась возможность оперативной подгонки жилета под водой, удобство пользования дополнительными карманами, доступ к аварийным предохранительным клапанам, в том числе при использовании толстых перчаток (использовались 5-мм перчатки с кевларовым покрытием). На поверхности испытатель, не снимая компенсатора, удалял и добавлял груза в интегрированную грузовую систему.

Заполнение тест - листа после проведения измерений

ИЗМЕРЕНИЯ

5. СКОРОСТЬ ПОДДУВА И ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ АВАРИЙНЫХ КЛАПАНОВ. На поверхности замерялось время заполнения компенсатора до срабатывания предохранительных клапанов через инфлятор.

Под водой полностью поддутый жилет, закрепленный на якоре в вертикальном положении, стравливался через плечевой предохранительный клапан.

Данный тест дает оценку производительности клапана инфлятора и аварийных клапанов. Это особенно важно в экстремальной ситуации, когда под водой выходит из строя инфлятор (в открытом положении), для предотвращения неконтролируемого всплытия. Однако следует учитывать, что если скорость подачи воздуха инфлятором близка к линейной, то аварийные клапаны стравливают большую часть воздуха в первые секунды после открытия.

Точные измерения подьемной силы компенсатора. В руках испытателя - тарированые (с точностью до 5 г.) грузы.

6. ПАРАЗИТНЫЙ ОБЪЕМ. Замерялась собственная плавучесть жилета, которую приходится компенсировать дополнительными грузами. Компенсатор закреплялся на якоре, надувался, а затем через инфлятор стравливался до прекращения выхода воздуха. Остаточная плавучесть замерялась при помощи тарированных грузов.

7. ПОДЪЕМНАЯ СИЛА. При помощи тарированных грузов замерялась подъемная сила и сравнивалась с паспортными данными.

На глубине 6 м полностью поддутый компенсатор обезвешивался. Во время замеров не учитывался собственный вес жилета и объем тарированных грузов.

8. РАССТОЯНИЕ ОТ ПОВЕРХНОСТИ ВОДЫ ДО РТА (при полностью надутом компенсаторе, на поверхности). Это измерение важно для оценки высоты нахождения органов дыхания при нахождении на поверхности в ожидании подхода судна или при транспортировке «уставшего дайвера».

Испытания клапана аварийного стравливания воздуха.

После нормального обезвешивания, при помощи штатной грузовой системы, компенсатор (в одетом состоянии) надувался до срабатывания предохранительных клапанов и производился замер. Испытатель находился в расслабленном состоянии и не прикладывал дополнительных усилий для поддержания вертикального положения.

Крылья

Что же предлагается в качестве альтернативы компенсаторам типа «жилет»? Конечно, это «крыло». Причем «крыло» — удел не только технодайверов, в чем мы и убедились, сравнив жилеты с одним из «крылатых», предназначенных для рекреационных погружений — Zeagle Ranger.

Это качественный и дорогой компенсатор для различных условий эксплуатации. Практически лишен недостатков, обычно присущих «крыльям», на поверхности не «заваливает». Под водой прекрасно сбалансирован. Модульная система позволяет удовлетворить самым разнообразным требованиям: большое количество регулировок при подгонке, возможность комплектации дополнительными карманами и аксессуарами, 6 стальных полуколец. По сравнению с жилетами обладает большой подъемной силой (по нашим измерениям 22 кгс). Внутренняя камера сменная. Прочный внешний чехол выполнен из нейлона плотностью 1050 DEN. Интегрированная грузовая система весьма удобна.

Обезвешивание компенсатора

В этой модели явно прослеживается желание разработчиков совместить компенсатор повышенной комфортности с положительными качествами технических специализированных «крыльев». Получилось удобное «крыло», но лишенное аскетизма.

Во время нашего тестирования были найдены и небольшие недочеты, в частности, ремни крепления баллона оказались излишне жесткими и короткими, а в собранном состоянии ручкой для переноски невозможно воспользоваться.

В целом Zeagle Ranger оставил очень хорошие впечатления. Модель вполне подойдет для начинающих дайверов, не слишком стесненных в средствах и собирающихся погружаться часто и в самых разнообразных условиях.

Прямая подача

Технический прогресс дошел и до компенсаторов: сразу несколько компаний выпустили компенсаторы без гофрированных шлангов. Система управления плавучестью при этом может быть пневматической (Mares) или механической (Cressi-sub). Однако мы решили опробовать наиболее простую и весьма многообещающую систему прямой подачи воздуха на компенсаторе SeaQuest Fusion (такая же система используется и на новом Scubapro Glide 3000).

Несомненно, подобная система управления является шагом вперед в развитии компенсаторов: не приходится искать под водой шланг инфлятора и поднимать его вверх для сброса воздуха. Все органы управления находятся на фиксированных местах и всегда под рукой. Для поддува используется обычный клапан (как на сухих костюмах), а для стравливания воздуха — один из аварийных клапанов.

SeaQuest Fusion весьма необычен по своей конфигурации, он представляет собой гибрид жилета и крыла (с задней камерой). Конструкция внутренних камер получилась жесткой, вследствие чего модель имеет большой паразитный объем, который приходится компенсировать дополнительными грузами. Под водой слишком остойчив и пытается вернуть в «правильное» положение (головой вверх, лицом вниз под углом 45 градусов). Карманы находятся слишком высоко, под водой доступ к ним затруднен. Пряжки поворотные, но под нагрузкой трудно расстегиваются, особенно в перчатках. Рукоятка для переноски является фиксированным ремешком, и после сборки компенсатора не функциональна. Зато после одевания и подгонки жилет сидит как "влитой". Интегрированная грузовая система удобна, возможна загрузка без посторонней помощи, в том числе в воде.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Компенсатор (BCD) — предназначен для оперативного управления плавучестью под водой и для обеспечения положительной плавучести на поверхности. Конструктивно может быть выполнен в виде жилета или «крыла», может иметь встроенную подвесную систему или модульную конструкцию.

Подвесная система — состоит из ремней, пряжек и колец, предназначенных для оптимального расположения на водолазе снаряжения, дополнительного оборудования и аксессуаров.

Интегрированная грузовая система — специальные карманы для размещения грузов для обезвешивания. Обязательным требованием техники безопасности является возможность их быстрого сброса в случае аварийной ситуации.

Инфлятор — пульт управления плавучестью компенсатора. Состоит из шланга и размещенных на нем кнопок подачи и сброса воздуха во внутреннюю камеру.

Предохранительные аварийные клапаны — предназначены для сброса избыточного давления из камеры компенсатора, при полном поддуве или аварийного восстановления нулевой плавучести, для предотвращения неконтролируемого всплытия. Клапаны, как правило, находятся на плечах и в области поясницы и срабатывают либо автоматически, либо принудительно.



5 ноября 2004

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Ход конем
24 марта 2004
Обзоры

Ход конем

В греческой мифологии описываются кентавры – дикие существа, полулюди-полукони. Считается, что легенду о них сложили солдаты-пехотинцы, впервые столкнувшиеся с всадниками. Если при виде наездника вы испытываете не суеверный ужас, а скорее белую зависть, этот обзор конноспортивных клубов для вас. «ДАДМАЛ» Занятия в клубе проходят на плацу.

Разбор полетов
28 апреля 2005
Советы

Разбор полетов

Наконец-то наступила весна — начало массового сезона покатушек! Если у вас еще нет велосипеда, то сейчас самое время для его покупки! Несмотря на то что осень и зима — время скидок на велосипеды и велооборудование (прошлых сезонов), все же покупать велосипед лучше весной или летом. Во-первых, в теплое время года вы сразу же сможете его «обкатать» (зимой на нем не погоняешь), во-вторых, весной и выбор куда больше! Ведь «правильный» велосипед подбирается индивидуально не только по конструкции, но и по размеру рамы, а зимой подходящего размера в продаже может не оказаться (впрочем, как понравившейся модели).

Небесные шалости
24 марта 2004
Советы

Небесные шалости

С момента своего возникновения парашютный спорт не перестает развиваться. Появляются новые дисциплины, изначально которые были «баловством» мастеров. Со временем у этих «небесных шалостей» появляются свои законы и правила — они становятся самостоятельными дисциплинами, а то и видами спорта. Но есть и классика парашютизма — прыжки на точность приземления и групповая акробатика.

Все для чемпионов!
12 декабря 2005
Новости

Все для чемпионов!

С 3 по 6 ноября 2005 года в Санкт-Петербурге состоялось важнейшее событие в мире российского и международного настольного тенниса — международный турнир по настольному теннису PRO TOUR RUSSIAN OPEN, призовой фонд которого составил 100 тыс. долларов США. Это важная веха для лучших игроков мира на пути к Гранд-Финалу.

"Матчасть"
28 апреля 2005
Обзоры

"Матчасть"

Спелеология — вещь довольно сложная и опасная, чтобы ей заниматься, надо иметь серьезную подготовку. Причем не только физическую, но и техническую, а также, я бы сказал, и психологическую. Ведь спелеологам приходится преодолевать отвесные колодцы до нескольких сотен метров глубиной, переплывать подземные реки и озера, проныривать сифоны, протискиваться через шкурники.

Трое на трое
24 марта 2004
Обзоры

Трое на трое

Пятачок ровного асфальта и щит с кольцом — все, что нужно для тех, кто не желает расставаться с любимой игрой в «мертвый сезон». Тот, кто любит баскетбол, не унимается никогда. Да вот незадача: в мае заканчиваются чемпионаты вузов, местные соревнования и баскетбол вообще. По крайней мере баскетбол из трансляций по советскому телевидению: между двумя корзинами носятся девять игроков, один, самый длинный, бегает медленно, но забивает много — имя ему Сабонис.

Любите погорячее?
5 ноября 2004
Советы

Любите погорячее?

На качественном термосе обычно стоит маркировка, сколько часов он держит тепло и холод, а иногда даже приводятся цифры остывания по часам. Зачем же тогда нужен тест термосов? Нет, мы не ставили себе целью проверить точность данных производителя, а попытались провести тест, который бы соответствовал реальным, а не лабораторным условиям.

"Глубокое" самопознание, или фридайвинг с Юлией Петрик
24 марта 2004
Обзоры

"Глубокое" самопознание, или фридайвинг с Юлией Петрик

Наше знакомство с Юлией Петрик состоялось на выставке «Дайвинг 2004», где она представляла кафедру теории и методики экстремальных видов спорта. Юлия согласилась ответить на несколько вопросов о фридайвинге в России и в мире сегодня. — Что, на ваш взгляд, можно считать отправной точкой в развитии фридайвинга? — Если рассматривать фридайвинг не как вид спорта, а как явление общее — умение человека нырять на задержке дыхания, то четкую дату рождения, конечно же, определить невозможно.

Чудо-шар
12 декабря 2005
Советы

Чудо-шар

Играть в футбол веслами, сидя в каноэ, — это еще ничего, выпрыгивать из самолета на велосипеде — тоже как-то, но можно представить, а вот затаскивать на гору здоровый прозрачный шар, залезать в него и нестись со склона в неуправляемой сфере — это уже нечто совсем из ряда вон выходящее. Чудесная сфера На самом деле нестись с горы в зорбе (zorb) — прозрачном шаре для катания людей с холмов, гор, водопадов и прочих наклонных поверхностей — совсем не страшное, практически безопасное и на редкость веселое занятие.

Снимайте больше & лучше с SEA&SEA
24 марта 2004
Новости

Снимайте больше & лучше с SEA&SEA

С каждым годом дайвинг как активный вид отдыха приобретает все большую популярность среди россиян. Особенно среди тех людей, которые снимают свои путешествия в подводный мир на фото и видео. Хотя и говорят, что снимает не камера, а фотограф, но, не имея хорошей фотоаппаратуры, последний всегда будет ограничен в свободе съемки.