Сейчас выплывет рыбка!

24 марта 2004

Владимир Гудзев, главный редактор журнала «Нептун», участник трех мировых чемпионатов по подводной фотографии

Предположим, что вы уже сертифицированный дайвер и имеете на своем счету десяток-другой погружений. Даже ваш небольшой опыт уже позволяет чувствовать себя относительно свободно и спокойно в царстве Нептуна. На суше большинство путешественников и туристов шагу не сделают без фотоаппарата. И естественно, у вас возникает желание взять с собой фотоаппарат в подводное путешествие.

Сразу рождаются вопросы: с чего начать? какую камеру покупать? на какую пленку снимать? а может, снимать на цифровую камеру без пленки? какое существует дополнительное оборудование? И весьма важно, сколько на это все потребуется денег? Если решать эти вопросы самостоятельно, то голова кругом пойдет, можно наделать много ошибок и потратить впустую кучу денег.

Конечно, если вы имеете какой-то (а может, и весьма большой) опыт фотографирования на суше, то ориентироваться легче. А может, у вас есть друзья с опытом подводной фотографии? Или вы прошли обучение дайвингу в клубе, где ведется обучение подводной фотосъемке? Это существенно облегчает начальные решения. Но при любом раскладе надо знать, что сейчас подводная фотография вышла на такой уровень, который позволяет новичкам довольно легко приобщиться к этому интересному, затягивающему делу и не только быстро достичь приличных результатов на уровне семейного альбома и интернет-сайтов, но и добиться общественного признания в глянцевых журналах и участвовать в фестивалях. Особенно, если вы будете вдумчиво анализировать свои результаты, консультироваться у опытных фотографов.

Перед тем как покупать камеру, вы должны решить ряд важных вопросов. Для какой цели вам нужна подводная камера? Может быть, вы будете просто фотографировать друзей под водой для альбома, на память? Может, вы будете делать видовые фотографии коралловых рифов? Может, вы интересуйтесь съемкой рыб? Может быть, вы захотите заснять максимально крупно крошечных обитателей во всех подробностях?

Обычно в подводной фотографии условно выделяются основные темы подводной съемки.

Широкоугольная съемка

Позволяет получить захватывающие подводные фотографии пейзажей, особенно на коралловых рифах с прозрачной водой. В эту же тему входит съемка подводного пловца в различных ситуациях. Для такого фотографирования необходима камера с широкоугольным объективом, имеющим угол зрения под водой от 90 до 130 градусов. Также необходима мощная вспышка (может, и не одна), положение которой можно менять в широких пределах относительно камеры.

Съемка рыб

Один из увлекательнейших и труднейших видов подводной фотографии. Большинство рыб редко остаются неподвижными. Обычно они не подпускают фотографа на близкое расстояние, поэтому необходимы различные хитрости, сродни хитростям подводных охотников.

Здесь необходима вспышка средней мощности и объектив с углом зрения под водой от 30 до 60 градусов.

Макросъемка

Съемка самых крошечных обитателей подводного мира крупным планом, до масштаба 1:1 и крупнее. Главное здесь — метод пристального вглядывания в подводную жизнь. Желательна вспышка средней мощности с пилотным светом и объективы (насадки), позволяющие снимать крупно с расстояния 15—25 см, с минимальным относительным отверстием (диафрагмой) 1:22, 1:32 для достижения наибольшей глубины резкости.

Творческая съемка

Этот вид съемки — для опытных подводных фотографов, решающих сложные композиционные, световые, цветовые и ситуативные задачи. В таких случаях используется аппаратура полупрофессионального и профессионального класса с различными приспособлениями, позволяющими реализовать конкретный замысел. Съемка часто ведется по сценарию с привлечением ассистентов, моделей и группы поддержки.

Таким образом, решите для себя, что и для чего вы будете фотографировать — от этого принципиально зависит выбор аппаратуры, это определит финансовые затраты и перспективы.

Амфибии


Нестареющая классика - амфибийная пленочная фотокамера Nikonos V с объективом 35 мм

В принципе все подводные фотосистемы делятся на две основные категории: камеры-амфибии и камеры в боксах, независимо от того, на чем получается изображение — на ПЗС-матрице цифровой камеры или на светочувствительном слое фотопленки.

Например, хорошо зарекомендовали себя камеры-амфибии NIKONOS-V и Sea&Sea MM-II. Они позволяют достигать очень хороших результатов, видимо NIKONOS-V с аксессуарами можно отнести к полупрофессиональной фотосистеме. И многолетняя практика это подтверждает. Но фирма Nikon уже прекратила выпуск этой камеры (которую выпускали без изменений более 15 лет), хотя ее до сих пор можно купить, цена корпуса обычно 900—1100 долларов, штатный объектив 35 мм стоит около 250 долларов, а UW-Nikkor 15 mm f/2/8 N (изумительно рисующий объектив) стоит более 2300 долларов. Под эту камеру имеется очень много качественных аксессуаров у фирм Sea&Sea u Ikelite. Камера работает настолько точно, что позволяет вести съемку на обращаемую пленку (слайд).

Фирма Sea&Sea в течение долгого времени выпускала любимую многими подводными фотографами Sea&Sea MM-II, недавно на рынке появилась модель Sea&Sea MM-III и амфибийная цифровая камера DX 3100 Aqua Pix.

Имеются простейшие амфибийные камеры и других фирм, но они в основном предназначены для несложных съемок на негативную пленку в очень прозрачных водах коралловых рифов (это камеры «пляжников») и не позволяют делать качественную съемку с их встроенной вспышкой и примитивным экспозамером.

Боксированные камеры

Многие фотографы, которые уже приобрели большой опыт подводной фотографии на амфибийных камерах, мечтают перейти на съемку зеркальными камерами в боксах. Современные однообъективные зеркальные фотокамеры позволяют достичь очень высоких результатов не только на суше, но и под водой. Самое главное их преимущество — предельно точная кадрировка. Что видит фотограф в видоискателе в момент перед нажатием кнопки, то и будет в кадре. При этом процесс контроля съемки существенно упрощается, особенно при грамотном использовании автоматики. Работа по теме «макросъемка» приведет в восторг любого фотографа. Съемка доставляет удовольствие и как процесс. При этом выход технически годных кадров будет велик.

Точность работы экспозиционных систем зеркальных камер существенно выше, и вы сможете во многих случаях полагаться на их работу полностью, проводя подводное фотографирование не только на негативную пленку, имеющую большую фотографирующую широту, но и на слайд, где ошибка на одно деление диафрагмы уже критична. Но если надо, то эти системы допускают существенную корректировку и гибкость для достижения специальных эффектов. Возможно достижение совершенно изысканных цветовых и световых эффектов в режиме мультиэкспозиции.


Бокс Sea&Sea NX-65 U для фотокамеры
Nikon F65

Набор оптики для зеркальных камер потрясает и способен привести в уныние любого человека, ограниченного в финансах. Но к счастью, так называемые порты для боксов (тубус с иллюминатором под объектив) делаются под ограниченное количество объективов. Видимо, оптимальным для подводного фотографа будет набор всего из трех объективов: 15 мм, 28x70 мм и 105 мм макро.

Боксы для зеркальных и других (например, цифровых) камер делают многие фирмы. Например: Aquatica (Канада), Atlantrs (Германия), Hugyflex (Германия), Igloo (Италия), Ikelrte (США), Nexus (Япония), Nimar (Италия), Sea&Sea (Япония), Seacam (Австрия), Sealux (Германия), Subal (Австрия), UK-Germany (Германия), Light &Mоtion... Их изготавливают из прочного поликарбоната или устойчивого к коррозии алюминиевого сплава. К этим боксам имеется множество портов (с плоскими и сферическими иллюминаторами) и других приспособлений.

В России можно до сих можно найти отечественные боксы УКП, КПФ, КПФ-1 и украинские БПФ. Они достаточно легко адаптируются под зарубежные камеры, а цена их в десятки раз меньше зарубежных боксов. Учтите, что большинство (до 80%) подводных съемок осуществляется камерами системы Nikon, и многие фирмы, делающие осветители и другие аксессуары, ориентируются именно на этот стандарт.

Многие боксы имеют весьма сложную, почти изощренную механику для обеспечения взаимодействия со всеми органами управления и контроля камеры, что часто позиционируется в рекламных буклетах как достижение или преимущество. Внутри боксы очень объемны, что иногда просто спасение для камеры, если внутрь бокса попадает вода.

Боксы и приспособления к ним очень дороги, иногда этот комплект дороже камеры в несколько раз. Например, диапазон цен на камеры лежит в пределах 300—2500 долларов, а диапазон цен на боксы лежит в пределах 2500—7500 долларов, и это с неполным набором аксессуаров.

Подводные вспышки


Sea&Sea Motor Marine IIEX - отличный выбор требовательных любителей подводной фотографии

Аналогичным образом обстоят дела и с электронными импульсными осветителями (вспышками) для подводных съемок. Если наземные вспышки стоят 250—450 долларов, то диапазон цен подводных вспышек 450—2800 долларов. Эти цены сильно варьируются в зависимости от фирмы и места приобретения. Но если вы приобретете дешево подводную технику за границей, то вряд ли сможете реализовать и так сомнительные гарантии.

И еще одно соображение. При наличии финансовых возможностей сразу покупайте вспышку большой мощности — это обеспечит хорошие перспективы на будущее. Это могут быть вспышки типа Sea&Sea YS-120 или YS-350, Ikelite, Sub Strobe 400. Или даже супервспышка Subtronic Mega color. Фотография всегда основывается на работе со светом, а под водой его, как правило, не хватает. Без вспышки можно обойтись в коралловых садах на глубине 1—3 метра, куда проникает яркое тропическое солнце.

Главный недостаток фотокомплекса с боксом — его значительные габариты и вес. С такими конструкциями сложнее перемещаться под водой, иногда просто невозможно забираться в расщелину рифа. Оборудование требует много места в багаже. Нужно быть очень аккуратным, входя и выходя из воды. Вдобавок на подготовку к съемке с такой системой требуется больше времени. Трудновато и с техническим обслуживанием, особенно в нашей стране. В общем, порекомендовать покупку бокса для камеры можно только людям, профессионально связанным с подводной фотографией, издательством или очень увлеченным подводной съемкой. Таких достаточно много.

Цифровые подводные системы

Нельзя не учитывать и развитие цифровой фотографии. Как отмечалось выше, фирма Sea&Sea выпустила неплохую амфибийную цифровую фотокамеру. Цифровая подводная фотография — это большая и бесконечная тема. Отметим некоторые особенности.

В области подводной цифровой фотографии наблюдается очень быстрый прогресс, новые модели появляются с такой скоростью, что иногда бывает не ясно, что приобрести сначала — камеру или бокс? Не до конца урегулированы отношения цифровых камер с подводными вспышками, здесь есть ограничения по автоматическим режимам. Например, приобретая высококлассные цифровые зеркальные камеры Nikon, Canon и боксы к ним, вы не сможете к ним подключить стандартные подводные вспышки так, чтобы снимать со вспышкой в привычном для многих режиме TTL. Вам придется использовать вспышки только в ручном режиме, подбирая энергию импульса под каждый сюжет. Иногда это просто, а чаще очень сложно (особенно в быстро меняющейся ситуации). Хотя вы сможете сразу посмотреть результат и увидеть промах. Но ситуация-то вряд ли когда-нибудь повторится — это расстраивает.

Можно пойти по пути боксирования и подключения «родных» вспышек — но это не простой путь, связанный с изготовлением надежной герметичной техники. Иногда проще воспользоваться мощным фонарем постоянного свечения с дуговой ксеноновой лампой. Такие подводные фонари есть в продаже и стоят около тысячи долларов. Но их свет все равно слабее, чем у вспышки. Фирма Ikelite позволяет реализовать другой принцип для камер, имеющих встроенную вспышку. На окно вспышки бокса устанавливается специальная заслонка, отводящая свет на TTL сенсор, управляющий работой внешней вспышки. Внешняя вспышка при этом полностью управляется внутренней по световому каналу, и получаются вполне корректные результаты. Аналогичные предложения имеются у фирмы Sea&Sea.


Самый современный выбор подводного фотографа - новая цифровая амфибия Sea&Sea AquaPix DX-3100 с подводной вспышкой Sea&Sea YS-25

Если все-таки для подводной съемки воспользоваться цифровыми камерами Nikon CoolPix 5000, 5400, 5700, то они электрически совмещаются для работы в TTL режиме с теми подводными вспышками, которые предназначены для системы Nikon. Например, это вспышки Sea&Sea, Ikelite, Subtronic и т.д. Боксы для такого типа камер можно найти в продаже у фирм Ikelite, Sea&Sea, Light & Motion и т.д.

Многие любительские цифровые камеры называют «цифровыми мыльницами» — это условно и, в общем, подходит только для совсем любительских камер. Возможности цифровых камер при подводной съемке существенно превосходят возможности пленочных «мыльниц», особенно при съемке с близких дистанций. Поэтому, используя компактные цифровые камеры в боксах, при не слишком сложных условиях и избегая встроенной вспышки, вы будете иметь больший выход технически годных кадров, чем при съемке примитивными пленочными камерами.

Многие любительские цифровые камеры не позволяют уверенно снимать в быстротекущих ситуациях. Хотя с ними можно оперативно просмотреть отснятый материал без всяких проявок и т.д. Благодаря этому быстрее учишься на ошибках. Вместе с тем пока весьма сомнительно использование цифровых камер в боксах с их малюсенькими кнопочками при работе в толстых перчатках в холодной воде (замерзание камеры тоже актуально).

Необходимо учитывать большую энергоемкость цифровых камер. Лучше сразу обзавестись запасной батарейкой (аккумулятором). Во многих случаях нет смысла возить с собой дорогостоящие и громоздкие ноутбуки, можно приобрести электронный фотоальбом 20 Гб или другой накопитель. Морской климат не лучшее средство воздействия на любую электронику, и надо заранее запастись осушителем (силикагель) для закладки в боксы.

У цифровой фотографии, делающей пока еще первые шаги, — огромные перспективы. Уже сейчас на любительском уровне качество снимков превосходно. Есть свои аргументы у поклонников традиционной пленочной фотографии. Но кино не отменило театр, телевидение не отменило кино, фотография не отменила живопись. В общем, каждому свое. И помните, что снимает не камера, а фотограф.

В заключение можно дать практичный совет. Если вы все-таки решите под водой фотографировать на пленочную камеру, то в большинстве случает оптимальным для вас будет выбор Sea&Sea Motor Marine II-EX с аксессуарами. Полный набор может стоить до 2500 долларов, но он позволит вам снимать под водой все, что вы захотите. А приобретать его можно по частям.



Комплект для подводной цифровой фотографии: камера Olympus Camedia 4040,
бокс Light & Motion Tetra с широкоугольной насадкой и подводная вспышка Sea&Sea YS-90 DX

Успехов в подводной съемке!!!



24 марта 2004

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Девушка с веслом
28 апреля 2005
Обзоры

Девушка с веслом

Марина ГАЛКИНА Чемпион России по спортивному туризму. Марина в одиночку — где пешком, где вплавь на каяке — осуществила сложнейший двухмесячный переход через Чукотку. За прохождение этого 1000-километрового маршрута она и получила свой чемпионский титул. Стартовав из Анадыря, Марина поднялась на каяке по рекам вверх, перевалила водораздельные хребты и, сплавившись по реке Пегтымель, достигла Северного Ледовитого океана.

Гонки заоблачных яхт
5 ноября 2004
Обзоры

Гонки заоблачных яхт

Как только человек изобретает что-нибудь движущееся, плавающее или летающее, он тут же превращает свое изобретение в спортивный снаряд и начинает состязаться в том, кто дальше, глубже, выше и быстрее. По сути воздушный шар — это небесная яхта, плывущая как обычное судно в океане воздуха; как и яхта, шар движим ветром, и точно так же, как и яхтсмены, пилоты воздушных шаров устраивают собственные регаты.

С надежным спутником не пропадешь
12 декабря 2005
Советы

С надежным спутником не пропадешь

Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти? – Спросила Алиса. Это во многом зависит от того, куда ты хочешь прийти. – Ответил Чеширский Кот Алиса в стране чудес. Л. Кэрролл Что такое GPS, и как он работает GPS (сокращение от Global Positioning System – Система Глобального Позиционирования) – спутниковая навигационная система, обеспечивающая возможность получения точных координат и времени практически в любой точке земного шара.

"Не последний герой" в подмосковном лесу
28 апреля 2005
Советы

"Не последний герой" в подмосковном лесу

Пожалуй, не найдется ни одного человека, который не знал бы о реалити-шоу «Последний герой»: жизнь в сложных условиях необитаемого острова, два соревнующихся племени, постоянный страх оказаться «слабым звеном» и выпасть из команды. И многим остается только мечтать о том, что «было бы здорово»..., но так и не послать заявку на участие.

Ша-а-гом марш!
28 апреля 2005
Советы

Ша-а-гом марш!

Известно, что Бернард Шоу, знаменитый ирландский писатель, проживший 94 года, даже в очень преклонные годы ежедневно проходил не менее 6-8 миль (10-13 км). И неудивительно, ведь ходьба — наиболее эффективное средство оздоровления и повышения уровня общей работо-способности людей всех возрастов. В настоящее время ходьба очень популярна за рубежом.

В погоне за невесомостью
5 ноября 2004
Советы

В погоне за невесомостью

Группа сноубордистов только что высадилась на горе Скалистая в районе Вилючинского вулкана на Камчатке. Сноубордисты готовятся к спуску. Вертолет улетает вниз, чтобы встретить их у подножия Говорят, что гору покорить нельзя, она не подчиняется никому — с ней можно только дружить. Если пытаться одолеть гору — плохое поверье, то к вулкану уж и подавно надо относиться с уважением — он ведь живой, особенно если действующий.

Выбирай так, чтобы не обули
24 марта 2004
Тесты

Выбирай так, чтобы не обули

Исследовались 8 моделей беговой обуви разных фирм и с разными технологиями, любезно предоставленные фирмами-дистрибьютерами, и из личных запасов организаторов исследования: Adidas A3 Twin Stri, Ascot Husdon, Asics Gel-Nimbus V, Asics Gel-Fission, Brooks Beast, Kelme Kashimt, Puma Allure, Sprandi Dome Streetgame.

Лед и камень
24 марта 2004
Советы

Лед и камень

Я помню, как увидел это впервые. Это было в Атланте: по телевизору шли Олимпийские игры. Все как всегда: лыжи, коньки, санки. Все то, к чему мы привыкли с детства, любим и знаем так давно, что не помним сколько точно. И вот в олимпийском списке я вижу незнакомое слово – керлинг. Я вижу камень, летящий по льду, а рядом с ним скользящих на одной ноге взрослых мужчин, на первый взгляд бессмысленно натирающих щетками лед! Нет, такое не просто забыть.

Потрогать небо руками
5 ноября 2004
Советы

Потрогать небо руками

«Бесовския воспарения на воздусях» — так называли первые эксперименты с воздушными шарами церковники. Но вот 2004 год — в подмосковном Дмитрове на самом большом в России аэростате в небо поднялся первый в истории отечественного воздухоплавания священнослужитель — благочинный церквей Дмитровского округа отец Роман.

"Глубокое" самопознание, или фридайвинг с Юлией Петрик
24 марта 2004
Обзоры

"Глубокое" самопознание, или фридайвинг с Юлией Петрик

Наше знакомство с Юлией Петрик состоялось на выставке «Дайвинг 2004», где она представляла кафедру теории и методики экстремальных видов спорта. Юлия согласилась ответить на несколько вопросов о фридайвинге в России и в мире сегодня. — Что, на ваш взгляд, можно считать отправной точкой в развитии фридайвинга? — Если рассматривать фридайвинг не как вид спорта, а как явление общее — умение человека нырять на задержке дыхания, то четкую дату рождения, конечно же, определить невозможно.