Как проехать по Старому Свету на велосипеде

24 марта 2004

Собираемся в путешествие

Отправляясь путешествовать за границу с велосипедами, в первую очередь необходимо решить, в каком стиле будете выдержано ваше путешествие — будете ли вы тащить за собой все снаряжение или ехать налегке.

По этому признаку все велопутешествия можно разделить на:

  • Путешествия по-европейски – минимум снаряжения, максимум денег. Ночевки можно запланировать заранее и забронировать места в гостиницах (например, через Интернет). Впрочем, можно поехать и просто так, занимаясь каждый вечер поиском жилья, хотя путешествие без заранее забронированных мест в «отпускной» сезон чревато неожиданностями – в гостиницах может не оказаться свободных мест.

  • Традиционные путешествия – все везем с собой: палатку, спальник, газ/бензин, еду. Такие путешествия обычно совершаются в труднодоступных регионах.

  • Смешанные путешествия – с собой берется бивачное снаряжение, а еда докупается по мере расходования. Такой способ путешествий наиболее применим как у нас в стране, так и за рубежом.

Допустим, со стилем похода вы определились и уже готовы отправиться в путь. Так что же может вас поджидать за границей?

Готовимся к отъезду

Следующим после выбора стиля похода встает вопрос получения визы. Для этого необходим загранпаспорт, медицинская страховка, фотография, анкета, подтверждение бронирования жилья или ваучер (документ об оплате проживания).

В одних странах, чтобы получить визу, достаточно предоставить четко разработанный маршрут с указанием мест ночевок. В других придется забронировать жилье хотя бы на пару ближайших дней – и под это просить визу на срок путешествия.

Некоторые посольства просят справку с работы о доходах, причем доход должен быть порядка 500 долларов, а некоторые удовлетворяются просто тем, что вы где-то трудитесь.

Первое, с чем сталкивается путешественник за границей, – языковой барьер. В большинстве стран Европы кроме национального молодые люди знают еще один язык — как оказалось, вовсе не английский, а немецкий.

Второе – деньги. Очень удобно пользоваться кредитными картами VISA или MasterCard, причем не важно будет это полноценная карточка или Electron – обе имеют одинаковое хождение. Карточки принимаются к оплате в крупных отелях и магазинах, а в каждой деревне есть банкомат, чего не скажешь об «обменниках». К тому же банкомат работает круглосуточно, а банк строго по графику.

Третье – карты. В Москве очень сложно купить бумажную карту «хорошего» масштаба (не мельче 1 см = 2 км). В лучшем случае встречаются автомобильные — масштаба 3,5 или 5 км. Есть, конечно, Интернет. Если многочасовые поиски увенчиваются успехом, вы становитесь обладателем отличных топографических карт масштаба 500 м или 1 км. Но это относится лишь к хорошо посещаемым странам. Слаборазвитые в туристическом плане страны обычно плохо представлены в мировой сети. Приходится планировать маршрут в общих чертах, а на месте уже обзаводиться картой.

При таком раскладе пользоваться GPS (Global Position System — прибор спутниковой ориентации) без «наладонника» (т.е. мини-компьютера) затруднительно. В развитых велосипедных странах этот электронный чудо-прибор совсем не нужен — велосипедные дорожки четко размечены, на каждом повороте стоит указатель, на крупных развилках — подробная карта района. В Чехии, например, веломаршруты обозначаются даже четырехзначными номерами (встречались номера больше 5000).

Атласы веломаршрутов подсказывают, какое покрытие на трассе: вы можете выбрать трек для шоссейного велосипеда – это будет отличнейший асфальт, на котором запрещено автомобильное движение, а можете выбрать маршрут для горного велосипеда – на таком треке вам встретится грунтовое и грейдерное покрытие. А если вы хотите полный оффроад (т.е. бездорожье), то езжайте по пешеходным маршрутам с красной маркировкой – будут и грунт, и корни, и лестницы, и завалы деревьев, и карнизы, и крутые подъемы и спуски. Очень интересно на горном велосипеде кататься по пешеходным маршрутам с зеленой и желтой маркировками – грунтовые дорожки с нормальными процентами подъемов и спусков.

Четвертое – питание. За границей буквально каждые 10 км встречается харчевня, где можно отлично перекусить и выпить кружечку пива или стакан сока. Во всех деревнях есть мини-маркеты, а в городах – крупные магазины. Однако следует учесть, что за границей большинство магазинов рано открывается и так же рано закрывается.

Пятое – ночевки. Если вы заранее решили ехать без бивачного снаряжения (палаток, спальников) и позаботились о местах будущего ночлега, то проблем с ночевками у вас не возникнет, и вы сможете совершать ваше путешествие в желаемом темпе, не выбиваясь из графика. Если же вы едете с палатками, то можете остановиться на ночевку либо в кемпинге за определенную плату (нередко существенную), либо «дикарем» в лесополосе или на берегу моря. Но важно помнить, что почти во всех странах существует частная собственность на землю и «дикий» кемпинг запрещен. В случае нарушения законодательства туристы могут быть запросто депортированы из страны с перспективой стать «невъездными» следующие пять лет.

Преимущества ночевки в кемпинге очевидны: вода, горячий душ, чистый туалет, часто электроплита, магазин, кафе. Но, даже путешествуя с палатками, вы всегда можете остановиться в гостинице или в частном секторе – помыться, постирать одежду, сходить на пешую экскурсию, посидеть в теплой компании за обеденным столом, поспать на мягкой кровати.

Перевозим велосипед

Думаю, читателям будет интересно узнать о перевозке велосипедов. По всем правилам велосипед в зачехленном виде можно БЕСПЛАТНО провозить в поезде в счет багажа весом 36 кг.

В плацкартном вагоне 4 велосипеда спокойно умещаются на третьих полках в ячейке. В купейном вагоне сложнее – 2 велосипеда укладываются в багажную нишу, третий кладется плашмя на пол под столиком, четвертый подвешивается под потолком на растяжках.

Международный купейный вагон на первый взгляд кажется очень тесным, но как ни странно, в трехместном купе спокойно едут и три байка – один на багажной полочке и два стоя вертикально у стены. Разумеется, велосипеды должны быть максимально разобраны – сняты руль и оба колеса, откручены педали и задний переключатель.

С самолетом есть два варианта: либо не разбирать велосипед вовсе, но при этом заплатить за полный вес негабаритного багажа (рекомендуется открутить педали, чтобы грузчики не катались на велосипеде), либо велосипед максимально разобрать и компактно упаковать (обязательно вставив в переднюю и заднюю вилки распорки). Такой способ более экономичен — заплатить придется только за перевес, причем все самое тяжелое можно забрать в салон в ручной клади, не взвешивая. Вместе с тем более опасный с точки зрения повреждения железа – за рубежом велосипеды возят на отдельной тележке и бережно передают из рук в руки, у нас же грузчики с багажом не церемонятся.

Чего опасаться?

Самое плохое – потерять документы или деньги. Но если вы будете внимательны, то больше ничего ужасного за границей вам не грозит. Серьезно отнеситесь к сбору медицинской аптечки. Хотя у вас и есть медицинская страховка, нередко случается так, что больница расположена совсем не по пути, а рецепт на покупку антибиотиков требуют ВСЕГДА, в отличие от нашей страны.

Обязательно катайтесь в шлеме – если велосипедист попал в аварию без шлема, страховка не действует. А в некоторых странах езда без шлема запрещена правилами дорожного движения.

И, кстати, несколько слов о правилах:
1. НИКОГДА не катайтесь по автобанам – это запрещено, за это вас, скорее всего, оштрафуют. К тому же это опасно — машины несутся по трассе с огромной скоростью.
2. Соблюдайте сигналы светофора или регулировщика. За границей велосипедист, как и пешеход, обладает преимуществом маневрирования. Не бойтесь, вас пропустят, даже если вы делаете левый поворот, и машина — помеха справа. В свою очередь, пропускайте пешеходов — они имеют преимущество перед вами.

Стоит упомянуть об отношении местных жителей: даже не зная языка, люди готовы объяснять дорогу, что-то показать, рассказать о своей стране.

Путешествия

Впечатлениями о своих велопутешествиях за границу делится с читателями Андрей Нагорных.

Стиль наших поездок можно охарактеризовать как «катательно-познавательный». Мы едем по стране, смотрим по сторонам, заходим в музеи, любуемся природными памятниками. В наиболее интересных местах устраиваем «дневки» (ходим на экскурсии пешком или на транспорте, катаемся на велосипедах по окрестности). Обычно за день мы проезжаем от 50 до 110 км в зависимости от крутости гор, погодных и климатических условий, настроения и т.д.

Компаньонов в такие путешествия обычно находим рассылая приглашения своим знакомым-велолюбителям по электронной почте или же публикуя объявления на сайтах, посвященных велосипеду и велотуризму в частности.

Чехия (май 2003 г.)

Поход по Чехии проходил в смешанном стиле: путешественники везли с собой палатки, кухонное оборудование, но еду закупали на месте. В среднем в походе на человека было потрачено 800 долларов с дорогой (180), визами (40), проживанием и питанием. Мы ни в чем себе не отказывали, жили в отелях, питались в ресторанах, катались на поездах.

Группа состояла из тринадцати человек: восьми мужчин и пяти женщин. Уровень туристической и физической подготовки велопутешественников был весьма неоднородным.

Визы участниками путешествия были получены по официальному письму от велоклуба и разработанному маршруту. Письмо выдал Международный велосоюз «Пелетон» . Этого клуба сейчас уже не существует, но регистрацией занимаемся клуб «Велотурия».

Мы добирались до Чехии по железной дороге, на велосипеды сели в Оломоуце (довольно крупный город, древняя столица Моравии). Первый день поразил нас новизной ощущений. Костелы, взметнувшие шпили к небесам, мощеные булыжником дороги, замки, часовенки и культовые скульптуры вдоль дороги, внимательность водителей.

В этот день мы собрались ночевать в заранее намеченном кемпинге. Но так как сезон еще не начался, в кемпинге царило почти полное запустение, кафе не работало, и было весьма холодно. Посмотрев на все это, мы решили ехать до ближайшей деревни и остановиться в гостинице, которая оказалась 4-звездной. Мы очень устали, к тому же изрядно подмокли, так что пришлось заселяться в нее. Велосипеды определили в спортзал, а мы поскорей отправились в гостиничный ресторан.

За все путешествие мы ночевали в палатках всего два раза — считаю, что зря мы брали с собой палатки и спальники. Для экономии средств нам стоило бы останавливаться в пансионах, а не в отелях.

Однажды мы остановились в кемпинге и сразу же отправились мыться. Душ оказался платным – бросаешь жетон, вода идет. Жетон был брошен, но только стоило воде нагреться, как она и закончилась! Что делать? Выход нашелся – вода в умывальниках горячая и бесплатная! Больше мы и не пытались воспользоваться жетонами.

В Праге мы остановились в хостеле – студенческом общежитии. Жилье было забронировано заранее с помощью знакомого чеха. В комнатах на стульях лежали дополнительные простыни, а сверху записка на русском языке: «Пожалуйста, ставьте велосипеды на эти простыни».

В городке Кутна Гора мы смотрели гонки на горных велосипедах, болели за команду TREK, выступавшую на карбоновых велосипедах. Кстати, в Чехии велосипеды можно беспрепятственно провозить в поездах. В поездах со специальным значком «велосипед» в расписании оплата составляет 20 крон — велосипеды провозятся в специальном тамбуре увеличенных размеров – так называемом «веловагоне». В обычных поездах велосипеды умещаются по одному в тамбуре.

Следует заметить, что Чехия — очень велосипедная страна. «Cycloatlas» (т.е. атлас для велосепедиста) объемом 300 страниц формата А4 содержит тысячи веломаршрутов. На дорогах регулярно встречаются целые семьи, в основном на туристических велосипедах.

Этот поход произвел на нас неизгладимое впечатление прежде всего архитектурными и историческими памятниками. А чего стоят «говорящие» названия мест! Например, деревня Бухловице рядом с Едовницами!

Хорватия (осень 2003 г.)

В этом походе участвовало шестеро мужчин с высоким уровнем физической и туристической подготовки.

По Хорватии было очень мало картографической информации, и мы спланировали поход в туристическом стиле с ездой по второстепенным дорогам.

Ехали с палатками и кухонным снаряжением, продукты закупали на месте. Ночевали в кемпингах или «дикарями» прямо на берегу моря, раза четыре в частном секторе. На человека в среднем было потрачено около 600 долларов. Из них дорога составила 180, визы — 40 долларов. Питались продуктами из магазинов, в ресторанах обедали всего пару раз, но часто пили пиво с мелкими закусками.

При перелете в Хорватию в московском аэропорту выяснилось, что на компанию из 6 человек получилось около 80 килограмм перевеса. Работник аэропорта без квитанции взял с ребят половинный тариф, но при этом один из путешественников протащил в салон ручной клади аж 20 килограммов в обход весов! К слову, на обратном пути из Риеки (Риека — крупный город в Хорватии, известный крупнейшим в Европе нефтеналивным терминалом) перевес никого в аэропорту не волновал!

Хорватия — очень туристическая страна. По дорогам разъезжает огромное количество бюргеров на кемперах (кемпер – это автомобиль-фургон, домик на колесах, внутри с кухней, туалетом, спальными местами и т.д.). Но вот местные велосипедисты нам почти не встречалось – только иностранцы, ездящие по одному или по двое. Группа из шести человек постоянно вызывала интерес.

Хорватия – приморская страна. Около материка расположено множество мелких, средних и крупных островов. Вот по ним-то мы в основном и путешествовали, перемещаясь с одного на другой на паромах.

Хорватия оставляет особенное впечатление. На побережье все красиво, толпы туристов, отели, море. А внутри страны — постоянные напоминания о недавней гражданской войне – разрушенные дома, таблички, указывающие на минные поля, следы шрапнели на стенах домов, встретили мы и разбитый танк на горном перевале.

Кемпинги в Хорватии кардинально отличаются от чешских – горячая вода льется без ограничений. В каждом кемпинге есть мини-маркет и кафе. Плата за пользование местом достаточно высокая (ночь — примерно 10 евро), но немцам эта плата кажется весьма низкой – они отдыхают в Хорватии по полной программе.

Отдельного упоминания заслуживают местные пиццерии — сказывается недалекое расположение от Италии. Пиццы очень вкусные и просто огромные – 60 сантиметров диаметром! Кстати, в одном кафе официант, узнав, что мы приехали из России, воскликнул: «Москва, футбол, «Локомотив»!

Если уж речь зашла о еде, то стоит добавить несколько слов о примусах, на которых ее готовили наши путешественники. У нас были горелки MSR XGK Expedition и Primus Multifuel. Ребята заливали только неэтилированный бензин Euro Super 98, но постоянно приходилось чистить форсунки. Интересно, как же там ездят автомобили?

Горный рельеф Хорватии очень подходит для активного велотуризма. Но, к сожалению, хороших карт Хорватии нет не только в Интернете, но и в магазинах, да и боязно ехать по грунтовой дорожке, когда рядом стоит табличка: «Осторожно, не ходить – мины». Поэтому ездили в основном по асфальту.

Единственный грунтовый перевал 1150 м, который нам пришлось преодолевать, оставил неизгладимое впечатление. Уже спустившись с перевала и выезжая на асфальт, мы встретили двух немцев на суперсовременных мотобайках BMW. Немцев интересовало, смогут ли они проехать через перевал. Получив от нас положительный ответ, они все-таки побоялись ехать. Тут и проявилось превосходство велосипеда над моторными транспортными средствами! К слову, этот перевал можно проехать только на полноприводном джипе – каменистая неровная почва, высокая вероятность осыпания грунта, большие уклоны.

Поход по Хорватии прошел очень удачно и оставил массу ярких впечатлений.

И, наконец, несколько советов тем, кто хочет поехать за границу с велосипедом.

  • Не бойтесь новизны, собирайтесь и езжайте. Да, эта поездка будет несколько дороже поездки в Крым, но безопасность и впечатления окупят все материальные затраты.

  • Не бойтесь консульств – там тоже работают люди, и не исключено, что увлекаются велосипедом не меньше вас!



24 марта 2004

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Лыжи становятся короче
5 ноября 2004
Советы

Лыжи становятся короче

Многие лыжники с годами становятся все опытнее, их манят высокие скорости. Поэтому наряду с тотальным уменьшением длины лыж все заметнее становится класс лыж, предназначенный для любителей высоких скоростей. Эти лыжи длиннее, чем модели, рассчитанные на дуги малого радиуса и небольшие скорости. Кроме того, лыжная промышленность постоянно должна быть в поиске, радовать разные категории катающихся, иногда даже создавать новые категории, ну и зарабатывать на этом.

И опять №1 в настольном теннисе
5 ноября 2004
Новости

И опять №1 в настольном теннисе

Есть фирмы-мотыльки, которые берутся ниоткуда, много шумят о себе и пропадают в никуда. А есть фирмы, которые ведут себя на рынке достойно, спокойно, имеют непревзойденный авторитет среди любителей и профессионалов и никогда не стоят на месте, всегда идут в ногу со временем, совершенствуя то, что имеют, и создавая то, чего нет у других.

Немецкое качество от KETTLER
28 апреля 2005
Новости

Немецкое качество от KETTLER

В последние годы рынок спортивных тренажеров бурно развивается. Нередко можно встретить товар, сделанный в странах Юго-Восточной Азии. Несмотря на то что внешне «азиатские» тренажеры не уступают «европейским», разница между ними огромна. Покупатели часто не понимают, зачем платить больше за тренажер производства Германии, если можно купить похожий за меньшие деньги.

Новинки SCHWINN 2004
24 марта 2004
Новости

Новинки SCHWINN 2004

SCHWINN Frontier ТИП: горный велосипед, кросс-кантри (хардтейл). РАМА: Cro-mo. Hi-Ten. ВИЛКА: Cro-mo. Стальная, жесткая. КОЛИЧЕСТВО СКОРОСТЕЙ: 21. ПЕРЕДНИЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ: Shimano С-051. ЗАДНИЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ: Shimano TX-50. РУЧКИ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЕЙ: Shimano Easy Fire. ТОРМОЗА: тип V-brake, прямая тяга. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ: прочная хромомолибденовая рама.

"Летучий корабль" Александра I
5 ноября 2004
Советы

"Летучий корабль" Александра I

На заре До начала 20-х годов прошлого века термин «воздухоплавание» обозначал передвижение по воздуху вообще. В царствование императрицы Екатерины II посланник русской царицы во Франции И. Баратынский доложил об экспериментах с воздушными шарами братьев Монгольфье. Сообщение его попало в газеты и наделало много шума.

Трое на трое
24 марта 2004
Обзоры

Трое на трое

Пятачок ровного асфальта и щит с кольцом — все, что нужно для тех, кто не желает расставаться с любимой игрой в «мертвый сезон». Тот, кто любит баскетбол, не унимается никогда. Да вот незадача: в мае заканчиваются чемпионаты вузов, местные соревнования и баскетбол вообще. По крайней мере баскетбол из трансляций по советскому телевидению: между двумя корзинами носятся девять игроков, один, самый длинный, бегает медленно, но забивает много — имя ему Сабонис.

TORNEO: Тренажеры для всей семьи
24 марта 2004
Новости

TORNEO: Тренажеры для всей семьи

Беговая дорожка Torneo Sprint $349 Кто не хочет быть красивым и здоровым? Не нужно говорить, что этого хотят все. Только кто-то лежит на диване и мечтает, а кто-то бегает по утрам. Эта статья будет одинаково полезна и тем и другим, ведь разговор пойдет о тренажерах. Древние говорили «Нельзя совместить несовместимое», когда-то давно это было правдой, когда-то давно, но не сейчас.

Лед и камень
24 марта 2004
Советы

Лед и камень

Я помню, как увидел это впервые. Это было в Атланте: по телевизору шли Олимпийские игры. Все как всегда: лыжи, коньки, санки. Все то, к чему мы привыкли с детства, любим и знаем так давно, что не помним сколько точно. И вот в олимпийском списке я вижу незнакомое слово – керлинг. Я вижу камень, летящий по льду, а рядом с ним скользящих на одной ноге взрослых мужчин, на первый взгляд бессмысленно натирающих щетками лед! Нет, такое не просто забыть.

Одна на краю света!
28 апреля 2005
Обзоры

Одна на краю света!

— Марина, скажи, как у тебя зародилась идея пересечь чукотский полуостров в одиночку: что тобой двигало — желание поставить рекорд или желание побыть наедине с дикой природой? — Романтика дальних странствий, созерцание окружающей природы, погружение в нее сочетается во мне со стремлением к спортивным рекордам.

Фигурное катание = Спорт + Красота
5 ноября 2004
Советы

Фигурное катание = Спорт + Красота

Такова формула фигурного катания, польза от которого известна всем. Час катания на коньках сжигает 400 калорий, само по себе катание укрепляет те мышцы ног, укрепление которых невозможно даже при занятии в тренажерном зале. Катание на коньках, в конце концов, — это приятное времяпрепровождение. ИСТОКИ Историки заглядывают в очень далекое прошлое, чтобы найти истоки фигурного катания.