Как проехать по Старому Свету на велосипеде

24 марта 2004

Собираемся в путешествие

Отправляясь путешествовать за границу с велосипедами, в первую очередь необходимо решить, в каком стиле будете выдержано ваше путешествие — будете ли вы тащить за собой все снаряжение или ехать налегке.

По этому признаку все велопутешествия можно разделить на:

  • Путешествия по-европейски – минимум снаряжения, максимум денег. Ночевки можно запланировать заранее и забронировать места в гостиницах (например, через Интернет). Впрочем, можно поехать и просто так, занимаясь каждый вечер поиском жилья, хотя путешествие без заранее забронированных мест в «отпускной» сезон чревато неожиданностями – в гостиницах может не оказаться свободных мест.

  • Традиционные путешествия – все везем с собой: палатку, спальник, газ/бензин, еду. Такие путешествия обычно совершаются в труднодоступных регионах.

  • Смешанные путешествия – с собой берется бивачное снаряжение, а еда докупается по мере расходования. Такой способ путешествий наиболее применим как у нас в стране, так и за рубежом.

Допустим, со стилем похода вы определились и уже готовы отправиться в путь. Так что же может вас поджидать за границей?

Готовимся к отъезду

Следующим после выбора стиля похода встает вопрос получения визы. Для этого необходим загранпаспорт, медицинская страховка, фотография, анкета, подтверждение бронирования жилья или ваучер (документ об оплате проживания).

В одних странах, чтобы получить визу, достаточно предоставить четко разработанный маршрут с указанием мест ночевок. В других придется забронировать жилье хотя бы на пару ближайших дней – и под это просить визу на срок путешествия.

Некоторые посольства просят справку с работы о доходах, причем доход должен быть порядка 500 долларов, а некоторые удовлетворяются просто тем, что вы где-то трудитесь.

Первое, с чем сталкивается путешественник за границей, – языковой барьер. В большинстве стран Европы кроме национального молодые люди знают еще один язык — как оказалось, вовсе не английский, а немецкий.

Второе – деньги. Очень удобно пользоваться кредитными картами VISA или MasterCard, причем не важно будет это полноценная карточка или Electron – обе имеют одинаковое хождение. Карточки принимаются к оплате в крупных отелях и магазинах, а в каждой деревне есть банкомат, чего не скажешь об «обменниках». К тому же банкомат работает круглосуточно, а банк строго по графику.

Третье – карты. В Москве очень сложно купить бумажную карту «хорошего» масштаба (не мельче 1 см = 2 км). В лучшем случае встречаются автомобильные — масштаба 3,5 или 5 км. Есть, конечно, Интернет. Если многочасовые поиски увенчиваются успехом, вы становитесь обладателем отличных топографических карт масштаба 500 м или 1 км. Но это относится лишь к хорошо посещаемым странам. Слаборазвитые в туристическом плане страны обычно плохо представлены в мировой сети. Приходится планировать маршрут в общих чертах, а на месте уже обзаводиться картой.

При таком раскладе пользоваться GPS (Global Position System — прибор спутниковой ориентации) без «наладонника» (т.е. мини-компьютера) затруднительно. В развитых велосипедных странах этот электронный чудо-прибор совсем не нужен — велосипедные дорожки четко размечены, на каждом повороте стоит указатель, на крупных развилках — подробная карта района. В Чехии, например, веломаршруты обозначаются даже четырехзначными номерами (встречались номера больше 5000).

Атласы веломаршрутов подсказывают, какое покрытие на трассе: вы можете выбрать трек для шоссейного велосипеда – это будет отличнейший асфальт, на котором запрещено автомобильное движение, а можете выбрать маршрут для горного велосипеда – на таком треке вам встретится грунтовое и грейдерное покрытие. А если вы хотите полный оффроад (т.е. бездорожье), то езжайте по пешеходным маршрутам с красной маркировкой – будут и грунт, и корни, и лестницы, и завалы деревьев, и карнизы, и крутые подъемы и спуски. Очень интересно на горном велосипеде кататься по пешеходным маршрутам с зеленой и желтой маркировками – грунтовые дорожки с нормальными процентами подъемов и спусков.

Четвертое – питание. За границей буквально каждые 10 км встречается харчевня, где можно отлично перекусить и выпить кружечку пива или стакан сока. Во всех деревнях есть мини-маркеты, а в городах – крупные магазины. Однако следует учесть, что за границей большинство магазинов рано открывается и так же рано закрывается.

Пятое – ночевки. Если вы заранее решили ехать без бивачного снаряжения (палаток, спальников) и позаботились о местах будущего ночлега, то проблем с ночевками у вас не возникнет, и вы сможете совершать ваше путешествие в желаемом темпе, не выбиваясь из графика. Если же вы едете с палатками, то можете остановиться на ночевку либо в кемпинге за определенную плату (нередко существенную), либо «дикарем» в лесополосе или на берегу моря. Но важно помнить, что почти во всех странах существует частная собственность на землю и «дикий» кемпинг запрещен. В случае нарушения законодательства туристы могут быть запросто депортированы из страны с перспективой стать «невъездными» следующие пять лет.

Преимущества ночевки в кемпинге очевидны: вода, горячий душ, чистый туалет, часто электроплита, магазин, кафе. Но, даже путешествуя с палатками, вы всегда можете остановиться в гостинице или в частном секторе – помыться, постирать одежду, сходить на пешую экскурсию, посидеть в теплой компании за обеденным столом, поспать на мягкой кровати.

Перевозим велосипед

Думаю, читателям будет интересно узнать о перевозке велосипедов. По всем правилам велосипед в зачехленном виде можно БЕСПЛАТНО провозить в поезде в счет багажа весом 36 кг.

В плацкартном вагоне 4 велосипеда спокойно умещаются на третьих полках в ячейке. В купейном вагоне сложнее – 2 велосипеда укладываются в багажную нишу, третий кладется плашмя на пол под столиком, четвертый подвешивается под потолком на растяжках.

Международный купейный вагон на первый взгляд кажется очень тесным, но как ни странно, в трехместном купе спокойно едут и три байка – один на багажной полочке и два стоя вертикально у стены. Разумеется, велосипеды должны быть максимально разобраны – сняты руль и оба колеса, откручены педали и задний переключатель.

С самолетом есть два варианта: либо не разбирать велосипед вовсе, но при этом заплатить за полный вес негабаритного багажа (рекомендуется открутить педали, чтобы грузчики не катались на велосипеде), либо велосипед максимально разобрать и компактно упаковать (обязательно вставив в переднюю и заднюю вилки распорки). Такой способ более экономичен — заплатить придется только за перевес, причем все самое тяжелое можно забрать в салон в ручной клади, не взвешивая. Вместе с тем более опасный с точки зрения повреждения железа – за рубежом велосипеды возят на отдельной тележке и бережно передают из рук в руки, у нас же грузчики с багажом не церемонятся.

Чего опасаться?

Самое плохое – потерять документы или деньги. Но если вы будете внимательны, то больше ничего ужасного за границей вам не грозит. Серьезно отнеситесь к сбору медицинской аптечки. Хотя у вас и есть медицинская страховка, нередко случается так, что больница расположена совсем не по пути, а рецепт на покупку антибиотиков требуют ВСЕГДА, в отличие от нашей страны.

Обязательно катайтесь в шлеме – если велосипедист попал в аварию без шлема, страховка не действует. А в некоторых странах езда без шлема запрещена правилами дорожного движения.

И, кстати, несколько слов о правилах:
1. НИКОГДА не катайтесь по автобанам – это запрещено, за это вас, скорее всего, оштрафуют. К тому же это опасно — машины несутся по трассе с огромной скоростью.
2. Соблюдайте сигналы светофора или регулировщика. За границей велосипедист, как и пешеход, обладает преимуществом маневрирования. Не бойтесь, вас пропустят, даже если вы делаете левый поворот, и машина — помеха справа. В свою очередь, пропускайте пешеходов — они имеют преимущество перед вами.

Стоит упомянуть об отношении местных жителей: даже не зная языка, люди готовы объяснять дорогу, что-то показать, рассказать о своей стране.

Путешествия

Впечатлениями о своих велопутешествиях за границу делится с читателями Андрей Нагорных.

Стиль наших поездок можно охарактеризовать как «катательно-познавательный». Мы едем по стране, смотрим по сторонам, заходим в музеи, любуемся природными памятниками. В наиболее интересных местах устраиваем «дневки» (ходим на экскурсии пешком или на транспорте, катаемся на велосипедах по окрестности). Обычно за день мы проезжаем от 50 до 110 км в зависимости от крутости гор, погодных и климатических условий, настроения и т.д.

Компаньонов в такие путешествия обычно находим рассылая приглашения своим знакомым-велолюбителям по электронной почте или же публикуя объявления на сайтах, посвященных велосипеду и велотуризму в частности.

Чехия (май 2003 г.)

Поход по Чехии проходил в смешанном стиле: путешественники везли с собой палатки, кухонное оборудование, но еду закупали на месте. В среднем в походе на человека было потрачено 800 долларов с дорогой (180), визами (40), проживанием и питанием. Мы ни в чем себе не отказывали, жили в отелях, питались в ресторанах, катались на поездах.

Группа состояла из тринадцати человек: восьми мужчин и пяти женщин. Уровень туристической и физической подготовки велопутешественников был весьма неоднородным.

Визы участниками путешествия были получены по официальному письму от велоклуба и разработанному маршруту. Письмо выдал Международный велосоюз «Пелетон» . Этого клуба сейчас уже не существует, но регистрацией занимаемся клуб «Велотурия».

Мы добирались до Чехии по железной дороге, на велосипеды сели в Оломоуце (довольно крупный город, древняя столица Моравии). Первый день поразил нас новизной ощущений. Костелы, взметнувшие шпили к небесам, мощеные булыжником дороги, замки, часовенки и культовые скульптуры вдоль дороги, внимательность водителей.

В этот день мы собрались ночевать в заранее намеченном кемпинге. Но так как сезон еще не начался, в кемпинге царило почти полное запустение, кафе не работало, и было весьма холодно. Посмотрев на все это, мы решили ехать до ближайшей деревни и остановиться в гостинице, которая оказалась 4-звездной. Мы очень устали, к тому же изрядно подмокли, так что пришлось заселяться в нее. Велосипеды определили в спортзал, а мы поскорей отправились в гостиничный ресторан.

За все путешествие мы ночевали в палатках всего два раза — считаю, что зря мы брали с собой палатки и спальники. Для экономии средств нам стоило бы останавливаться в пансионах, а не в отелях.

Однажды мы остановились в кемпинге и сразу же отправились мыться. Душ оказался платным – бросаешь жетон, вода идет. Жетон был брошен, но только стоило воде нагреться, как она и закончилась! Что делать? Выход нашелся – вода в умывальниках горячая и бесплатная! Больше мы и не пытались воспользоваться жетонами.

В Праге мы остановились в хостеле – студенческом общежитии. Жилье было забронировано заранее с помощью знакомого чеха. В комнатах на стульях лежали дополнительные простыни, а сверху записка на русском языке: «Пожалуйста, ставьте велосипеды на эти простыни».

В городке Кутна Гора мы смотрели гонки на горных велосипедах, болели за команду TREK, выступавшую на карбоновых велосипедах. Кстати, в Чехии велосипеды можно беспрепятственно провозить в поездах. В поездах со специальным значком «велосипед» в расписании оплата составляет 20 крон — велосипеды провозятся в специальном тамбуре увеличенных размеров – так называемом «веловагоне». В обычных поездах велосипеды умещаются по одному в тамбуре.

Следует заметить, что Чехия — очень велосипедная страна. «Cycloatlas» (т.е. атлас для велосепедиста) объемом 300 страниц формата А4 содержит тысячи веломаршрутов. На дорогах регулярно встречаются целые семьи, в основном на туристических велосипедах.

Этот поход произвел на нас неизгладимое впечатление прежде всего архитектурными и историческими памятниками. А чего стоят «говорящие» названия мест! Например, деревня Бухловице рядом с Едовницами!

Хорватия (осень 2003 г.)

В этом походе участвовало шестеро мужчин с высоким уровнем физической и туристической подготовки.

По Хорватии было очень мало картографической информации, и мы спланировали поход в туристическом стиле с ездой по второстепенным дорогам.

Ехали с палатками и кухонным снаряжением, продукты закупали на месте. Ночевали в кемпингах или «дикарями» прямо на берегу моря, раза четыре в частном секторе. На человека в среднем было потрачено около 600 долларов. Из них дорога составила 180, визы — 40 долларов. Питались продуктами из магазинов, в ресторанах обедали всего пару раз, но часто пили пиво с мелкими закусками.

При перелете в Хорватию в московском аэропорту выяснилось, что на компанию из 6 человек получилось около 80 килограмм перевеса. Работник аэропорта без квитанции взял с ребят половинный тариф, но при этом один из путешественников протащил в салон ручной клади аж 20 килограммов в обход весов! К слову, на обратном пути из Риеки (Риека — крупный город в Хорватии, известный крупнейшим в Европе нефтеналивным терминалом) перевес никого в аэропорту не волновал!

Хорватия — очень туристическая страна. По дорогам разъезжает огромное количество бюргеров на кемперах (кемпер – это автомобиль-фургон, домик на колесах, внутри с кухней, туалетом, спальными местами и т.д.). Но вот местные велосипедисты нам почти не встречалось – только иностранцы, ездящие по одному или по двое. Группа из шести человек постоянно вызывала интерес.

Хорватия – приморская страна. Около материка расположено множество мелких, средних и крупных островов. Вот по ним-то мы в основном и путешествовали, перемещаясь с одного на другой на паромах.

Хорватия оставляет особенное впечатление. На побережье все красиво, толпы туристов, отели, море. А внутри страны — постоянные напоминания о недавней гражданской войне – разрушенные дома, таблички, указывающие на минные поля, следы шрапнели на стенах домов, встретили мы и разбитый танк на горном перевале.

Кемпинги в Хорватии кардинально отличаются от чешских – горячая вода льется без ограничений. В каждом кемпинге есть мини-маркет и кафе. Плата за пользование местом достаточно высокая (ночь — примерно 10 евро), но немцам эта плата кажется весьма низкой – они отдыхают в Хорватии по полной программе.

Отдельного упоминания заслуживают местные пиццерии — сказывается недалекое расположение от Италии. Пиццы очень вкусные и просто огромные – 60 сантиметров диаметром! Кстати, в одном кафе официант, узнав, что мы приехали из России, воскликнул: «Москва, футбол, «Локомотив»!

Если уж речь зашла о еде, то стоит добавить несколько слов о примусах, на которых ее готовили наши путешественники. У нас были горелки MSR XGK Expedition и Primus Multifuel. Ребята заливали только неэтилированный бензин Euro Super 98, но постоянно приходилось чистить форсунки. Интересно, как же там ездят автомобили?

Горный рельеф Хорватии очень подходит для активного велотуризма. Но, к сожалению, хороших карт Хорватии нет не только в Интернете, но и в магазинах, да и боязно ехать по грунтовой дорожке, когда рядом стоит табличка: «Осторожно, не ходить – мины». Поэтому ездили в основном по асфальту.

Единственный грунтовый перевал 1150 м, который нам пришлось преодолевать, оставил неизгладимое впечатление. Уже спустившись с перевала и выезжая на асфальт, мы встретили двух немцев на суперсовременных мотобайках BMW. Немцев интересовало, смогут ли они проехать через перевал. Получив от нас положительный ответ, они все-таки побоялись ехать. Тут и проявилось превосходство велосипеда над моторными транспортными средствами! К слову, этот перевал можно проехать только на полноприводном джипе – каменистая неровная почва, высокая вероятность осыпания грунта, большие уклоны.

Поход по Хорватии прошел очень удачно и оставил массу ярких впечатлений.

И, наконец, несколько советов тем, кто хочет поехать за границу с велосипедом.

  • Не бойтесь новизны, собирайтесь и езжайте. Да, эта поездка будет несколько дороже поездки в Крым, но безопасность и впечатления окупят все материальные затраты.

  • Не бойтесь консульств – там тоже работают люди, и не исключено, что увлекаются велосипедом не меньше вас!



24 марта 2004

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

"Не последний герой" в подмосковном лесу
28 апреля 2005
Советы

"Не последний герой" в подмосковном лесу

Пожалуй, не найдется ни одного человека, который не знал бы о реалити-шоу «Последний герой»: жизнь в сложных условиях необитаемого острова, два соревнующихся племени, постоянный страх оказаться «слабым звеном» и выпасть из команды. И многим остается только мечтать о том, что «было бы здорово»..., но так и не послать заявку на участие.

Жаль, что я не верблюд!
24 марта 2004
Новости

Жаль, что я не верблюд!

Часто приходится доказывать, что вы — не верблюд. Однако спортсмены завидуют этим «кораблям пустыни». Дело в том, что все, кто любит активный спорт и кому приходится перемещаться на длинные дистанции или активно двигаться, прекрасно осознают роль воды в обмене веществ. Вода используется для охлаждения тела, и вообще человек почти на 90% состоит из воды.

Подмосковный марш-бросок
24 марта 2004
Обзоры

Подмосковный марш-бросок

В ноябре 2003 года мне довелось принять участие в интересном соревновании по спортивному ориентированию под названием Московский марш-бросок, точнее ММБ2003-LITE. Почему «LITE»? Потому что весенний марш-бросок проводится по полной программе: дистанция вдвое больше, и идется она в два этапа, с промежуточной ночевкой.

Сердце в ритме Tunturi
12 декабря 2005
Новости

Сердце в ритме Tunturi

Финская компания TUNTURI была образована более 80-ти лет назад, в 1922 г., и занималась ремонтом велосипедов. Первый велосипед собственной разработки она выпустила спустя всего четыре года после открытия, в 1926 г., а первый тренажер – в 1969-м. Сейчас TUNTURI – это компания с мировым именем, производящая полную линейку тренажеров, соответствующих последнему слову техники.

Все для чемпионов!
12 декабря 2005
Новости

Все для чемпионов!

С 3 по 6 ноября 2005 года в Санкт-Петербурге состоялось важнейшее событие в мире российского и международного настольного тенниса — международный турнир по настольному теннису PRO TOUR RUSSIAN OPEN, призовой фонд которого составил 100 тыс. долларов США. Это важная веха для лучших игроков мира на пути к Гранд-Финалу.

NAVIGATOR указывает путь
24 марта 2004
Советы

NAVIGATOR указывает путь

Группа Компаний «Battery Team», основанная в 1993 году, к настоящему времени стала одним из ведущих дистрибьюторов элементов питания, фонарей, электроламп и светильников известных мировых брендов на российском рынке. В настоящее время Battery Team начала собственную производственную программу под торговой маркой Navigator – и первыми в ней стали фонари, изготовленные на хорошо оснащенных заводах в разных странах с учетом требований российского рынка.

С надежным спутником не пропадешь
12 декабря 2005
Советы

С надежным спутником не пропадешь

Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти? – Спросила Алиса. Это во многом зависит от того, куда ты хочешь прийти. – Ответил Чеширский Кот Алиса в стране чудес. Л. Кэрролл Что такое GPS, и как он работает GPS (сокращение от Global Positioning System – Система Глобального Позиционирования) – спутниковая навигационная система, обеспечивающая возможность получения точных координат и времени практически в любой точке земного шара.

Байкер с крутого спуска
28 апреля 2005
Обзоры

Байкер с крутого спуска

Олег ВОРОНИН Чемпион России 2004 г. по даунхилу, один из ведущих прорайдеров России (команда «Велоимперии»), выступающий в дисциплинах экстремального байка — даунхил и байкер-кросс. – Олег, в каких соревнованиях по горному байку ты сейчас обычно принимаешь участие? – Сейчас регулярно участвую в соревнованиях по байкер-кроссу и даунхилу.

Одежда HI-TECH
24 марта 2004
Советы

Одежда HI-TECH

Перед нами — две желтенькие куртки-ветровки, одна производства неизвестных китайских мастеров, вторая — известной марки высокотехнологичной одежды. На ценнике второй куртки минимум на один ноль больше. В какой же куртке идти в поход/на рыбалку/кататься на сноуборде/роликах? Может, сходить в неизвестной и выбросить, а на следующий поход купить новую? Почему стоимость похожих на вид курток отличается в десять или в двадцать раз? Если ходить в немодной одежде по городу, может пострадать имидж.

TORNEO: Тренажеры для всей семьи
24 марта 2004
Новости

TORNEO: Тренажеры для всей семьи

Беговая дорожка Torneo Sprint $349 Кто не хочет быть красивым и здоровым? Не нужно говорить, что этого хотят все. Только кто-то лежит на диване и мечтает, а кто-то бегает по утрам. Эта статья будет одинаково полезна и тем и другим, ведь разговор пойдет о тренажерах. Древние говорили «Нельзя совместить несовместимое», когда-то давно это было правдой, когда-то давно, но не сейчас.