Как проехать по Старому Свету на велосипеде

24 марта 2004

Собираемся в путешествие

Отправляясь путешествовать за границу с велосипедами, в первую очередь необходимо решить, в каком стиле будете выдержано ваше путешествие — будете ли вы тащить за собой все снаряжение или ехать налегке.

По этому признаку все велопутешествия можно разделить на:

  • Путешествия по-европейски – минимум снаряжения, максимум денег. Ночевки можно запланировать заранее и забронировать места в гостиницах (например, через Интернет). Впрочем, можно поехать и просто так, занимаясь каждый вечер поиском жилья, хотя путешествие без заранее забронированных мест в «отпускной» сезон чревато неожиданностями – в гостиницах может не оказаться свободных мест.

  • Традиционные путешествия – все везем с собой: палатку, спальник, газ/бензин, еду. Такие путешествия обычно совершаются в труднодоступных регионах.

  • Смешанные путешествия – с собой берется бивачное снаряжение, а еда докупается по мере расходования. Такой способ путешествий наиболее применим как у нас в стране, так и за рубежом.

Допустим, со стилем похода вы определились и уже готовы отправиться в путь. Так что же может вас поджидать за границей?

Готовимся к отъезду

Следующим после выбора стиля похода встает вопрос получения визы. Для этого необходим загранпаспорт, медицинская страховка, фотография, анкета, подтверждение бронирования жилья или ваучер (документ об оплате проживания).

В одних странах, чтобы получить визу, достаточно предоставить четко разработанный маршрут с указанием мест ночевок. В других придется забронировать жилье хотя бы на пару ближайших дней – и под это просить визу на срок путешествия.

Некоторые посольства просят справку с работы о доходах, причем доход должен быть порядка 500 долларов, а некоторые удовлетворяются просто тем, что вы где-то трудитесь.

Первое, с чем сталкивается путешественник за границей, – языковой барьер. В большинстве стран Европы кроме национального молодые люди знают еще один язык — как оказалось, вовсе не английский, а немецкий.

Второе – деньги. Очень удобно пользоваться кредитными картами VISA или MasterCard, причем не важно будет это полноценная карточка или Electron – обе имеют одинаковое хождение. Карточки принимаются к оплате в крупных отелях и магазинах, а в каждой деревне есть банкомат, чего не скажешь об «обменниках». К тому же банкомат работает круглосуточно, а банк строго по графику.

Третье – карты. В Москве очень сложно купить бумажную карту «хорошего» масштаба (не мельче 1 см = 2 км). В лучшем случае встречаются автомобильные — масштаба 3,5 или 5 км. Есть, конечно, Интернет. Если многочасовые поиски увенчиваются успехом, вы становитесь обладателем отличных топографических карт масштаба 500 м или 1 км. Но это относится лишь к хорошо посещаемым странам. Слаборазвитые в туристическом плане страны обычно плохо представлены в мировой сети. Приходится планировать маршрут в общих чертах, а на месте уже обзаводиться картой.

При таком раскладе пользоваться GPS (Global Position System — прибор спутниковой ориентации) без «наладонника» (т.е. мини-компьютера) затруднительно. В развитых велосипедных странах этот электронный чудо-прибор совсем не нужен — велосипедные дорожки четко размечены, на каждом повороте стоит указатель, на крупных развилках — подробная карта района. В Чехии, например, веломаршруты обозначаются даже четырехзначными номерами (встречались номера больше 5000).

Атласы веломаршрутов подсказывают, какое покрытие на трассе: вы можете выбрать трек для шоссейного велосипеда – это будет отличнейший асфальт, на котором запрещено автомобильное движение, а можете выбрать маршрут для горного велосипеда – на таком треке вам встретится грунтовое и грейдерное покрытие. А если вы хотите полный оффроад (т.е. бездорожье), то езжайте по пешеходным маршрутам с красной маркировкой – будут и грунт, и корни, и лестницы, и завалы деревьев, и карнизы, и крутые подъемы и спуски. Очень интересно на горном велосипеде кататься по пешеходным маршрутам с зеленой и желтой маркировками – грунтовые дорожки с нормальными процентами подъемов и спусков.

Четвертое – питание. За границей буквально каждые 10 км встречается харчевня, где можно отлично перекусить и выпить кружечку пива или стакан сока. Во всех деревнях есть мини-маркеты, а в городах – крупные магазины. Однако следует учесть, что за границей большинство магазинов рано открывается и так же рано закрывается.

Пятое – ночевки. Если вы заранее решили ехать без бивачного снаряжения (палаток, спальников) и позаботились о местах будущего ночлега, то проблем с ночевками у вас не возникнет, и вы сможете совершать ваше путешествие в желаемом темпе, не выбиваясь из графика. Если же вы едете с палатками, то можете остановиться на ночевку либо в кемпинге за определенную плату (нередко существенную), либо «дикарем» в лесополосе или на берегу моря. Но важно помнить, что почти во всех странах существует частная собственность на землю и «дикий» кемпинг запрещен. В случае нарушения законодательства туристы могут быть запросто депортированы из страны с перспективой стать «невъездными» следующие пять лет.

Преимущества ночевки в кемпинге очевидны: вода, горячий душ, чистый туалет, часто электроплита, магазин, кафе. Но, даже путешествуя с палатками, вы всегда можете остановиться в гостинице или в частном секторе – помыться, постирать одежду, сходить на пешую экскурсию, посидеть в теплой компании за обеденным столом, поспать на мягкой кровати.

Перевозим велосипед

Думаю, читателям будет интересно узнать о перевозке велосипедов. По всем правилам велосипед в зачехленном виде можно БЕСПЛАТНО провозить в поезде в счет багажа весом 36 кг.

В плацкартном вагоне 4 велосипеда спокойно умещаются на третьих полках в ячейке. В купейном вагоне сложнее – 2 велосипеда укладываются в багажную нишу, третий кладется плашмя на пол под столиком, четвертый подвешивается под потолком на растяжках.

Международный купейный вагон на первый взгляд кажется очень тесным, но как ни странно, в трехместном купе спокойно едут и три байка – один на багажной полочке и два стоя вертикально у стены. Разумеется, велосипеды должны быть максимально разобраны – сняты руль и оба колеса, откручены педали и задний переключатель.

С самолетом есть два варианта: либо не разбирать велосипед вовсе, но при этом заплатить за полный вес негабаритного багажа (рекомендуется открутить педали, чтобы грузчики не катались на велосипеде), либо велосипед максимально разобрать и компактно упаковать (обязательно вставив в переднюю и заднюю вилки распорки). Такой способ более экономичен — заплатить придется только за перевес, причем все самое тяжелое можно забрать в салон в ручной клади, не взвешивая. Вместе с тем более опасный с точки зрения повреждения железа – за рубежом велосипеды возят на отдельной тележке и бережно передают из рук в руки, у нас же грузчики с багажом не церемонятся.

Чего опасаться?

Самое плохое – потерять документы или деньги. Но если вы будете внимательны, то больше ничего ужасного за границей вам не грозит. Серьезно отнеситесь к сбору медицинской аптечки. Хотя у вас и есть медицинская страховка, нередко случается так, что больница расположена совсем не по пути, а рецепт на покупку антибиотиков требуют ВСЕГДА, в отличие от нашей страны.

Обязательно катайтесь в шлеме – если велосипедист попал в аварию без шлема, страховка не действует. А в некоторых странах езда без шлема запрещена правилами дорожного движения.

И, кстати, несколько слов о правилах:
1. НИКОГДА не катайтесь по автобанам – это запрещено, за это вас, скорее всего, оштрафуют. К тому же это опасно — машины несутся по трассе с огромной скоростью.
2. Соблюдайте сигналы светофора или регулировщика. За границей велосипедист, как и пешеход, обладает преимуществом маневрирования. Не бойтесь, вас пропустят, даже если вы делаете левый поворот, и машина — помеха справа. В свою очередь, пропускайте пешеходов — они имеют преимущество перед вами.

Стоит упомянуть об отношении местных жителей: даже не зная языка, люди готовы объяснять дорогу, что-то показать, рассказать о своей стране.

Путешествия

Впечатлениями о своих велопутешествиях за границу делится с читателями Андрей Нагорных.

Стиль наших поездок можно охарактеризовать как «катательно-познавательный». Мы едем по стране, смотрим по сторонам, заходим в музеи, любуемся природными памятниками. В наиболее интересных местах устраиваем «дневки» (ходим на экскурсии пешком или на транспорте, катаемся на велосипедах по окрестности). Обычно за день мы проезжаем от 50 до 110 км в зависимости от крутости гор, погодных и климатических условий, настроения и т.д.

Компаньонов в такие путешествия обычно находим рассылая приглашения своим знакомым-велолюбителям по электронной почте или же публикуя объявления на сайтах, посвященных велосипеду и велотуризму в частности.

Чехия (май 2003 г.)

Поход по Чехии проходил в смешанном стиле: путешественники везли с собой палатки, кухонное оборудование, но еду закупали на месте. В среднем в походе на человека было потрачено 800 долларов с дорогой (180), визами (40), проживанием и питанием. Мы ни в чем себе не отказывали, жили в отелях, питались в ресторанах, катались на поездах.

Группа состояла из тринадцати человек: восьми мужчин и пяти женщин. Уровень туристической и физической подготовки велопутешественников был весьма неоднородным.

Визы участниками путешествия были получены по официальному письму от велоклуба и разработанному маршруту. Письмо выдал Международный велосоюз «Пелетон» . Этого клуба сейчас уже не существует, но регистрацией занимаемся клуб «Велотурия».

Мы добирались до Чехии по железной дороге, на велосипеды сели в Оломоуце (довольно крупный город, древняя столица Моравии). Первый день поразил нас новизной ощущений. Костелы, взметнувшие шпили к небесам, мощеные булыжником дороги, замки, часовенки и культовые скульптуры вдоль дороги, внимательность водителей.

В этот день мы собрались ночевать в заранее намеченном кемпинге. Но так как сезон еще не начался, в кемпинге царило почти полное запустение, кафе не работало, и было весьма холодно. Посмотрев на все это, мы решили ехать до ближайшей деревни и остановиться в гостинице, которая оказалась 4-звездной. Мы очень устали, к тому же изрядно подмокли, так что пришлось заселяться в нее. Велосипеды определили в спортзал, а мы поскорей отправились в гостиничный ресторан.

За все путешествие мы ночевали в палатках всего два раза — считаю, что зря мы брали с собой палатки и спальники. Для экономии средств нам стоило бы останавливаться в пансионах, а не в отелях.

Однажды мы остановились в кемпинге и сразу же отправились мыться. Душ оказался платным – бросаешь жетон, вода идет. Жетон был брошен, но только стоило воде нагреться, как она и закончилась! Что делать? Выход нашелся – вода в умывальниках горячая и бесплатная! Больше мы и не пытались воспользоваться жетонами.

В Праге мы остановились в хостеле – студенческом общежитии. Жилье было забронировано заранее с помощью знакомого чеха. В комнатах на стульях лежали дополнительные простыни, а сверху записка на русском языке: «Пожалуйста, ставьте велосипеды на эти простыни».

В городке Кутна Гора мы смотрели гонки на горных велосипедах, болели за команду TREK, выступавшую на карбоновых велосипедах. Кстати, в Чехии велосипеды можно беспрепятственно провозить в поездах. В поездах со специальным значком «велосипед» в расписании оплата составляет 20 крон — велосипеды провозятся в специальном тамбуре увеличенных размеров – так называемом «веловагоне». В обычных поездах велосипеды умещаются по одному в тамбуре.

Следует заметить, что Чехия — очень велосипедная страна. «Cycloatlas» (т.е. атлас для велосепедиста) объемом 300 страниц формата А4 содержит тысячи веломаршрутов. На дорогах регулярно встречаются целые семьи, в основном на туристических велосипедах.

Этот поход произвел на нас неизгладимое впечатление прежде всего архитектурными и историческими памятниками. А чего стоят «говорящие» названия мест! Например, деревня Бухловице рядом с Едовницами!

Хорватия (осень 2003 г.)

В этом походе участвовало шестеро мужчин с высоким уровнем физической и туристической подготовки.

По Хорватии было очень мало картографической информации, и мы спланировали поход в туристическом стиле с ездой по второстепенным дорогам.

Ехали с палатками и кухонным снаряжением, продукты закупали на месте. Ночевали в кемпингах или «дикарями» прямо на берегу моря, раза четыре в частном секторе. На человека в среднем было потрачено около 600 долларов. Из них дорога составила 180, визы — 40 долларов. Питались продуктами из магазинов, в ресторанах обедали всего пару раз, но часто пили пиво с мелкими закусками.

При перелете в Хорватию в московском аэропорту выяснилось, что на компанию из 6 человек получилось около 80 килограмм перевеса. Работник аэропорта без квитанции взял с ребят половинный тариф, но при этом один из путешественников протащил в салон ручной клади аж 20 килограммов в обход весов! К слову, на обратном пути из Риеки (Риека — крупный город в Хорватии, известный крупнейшим в Европе нефтеналивным терминалом) перевес никого в аэропорту не волновал!

Хорватия — очень туристическая страна. По дорогам разъезжает огромное количество бюргеров на кемперах (кемпер – это автомобиль-фургон, домик на колесах, внутри с кухней, туалетом, спальными местами и т.д.). Но вот местные велосипедисты нам почти не встречалось – только иностранцы, ездящие по одному или по двое. Группа из шести человек постоянно вызывала интерес.

Хорватия – приморская страна. Около материка расположено множество мелких, средних и крупных островов. Вот по ним-то мы в основном и путешествовали, перемещаясь с одного на другой на паромах.

Хорватия оставляет особенное впечатление. На побережье все красиво, толпы туристов, отели, море. А внутри страны — постоянные напоминания о недавней гражданской войне – разрушенные дома, таблички, указывающие на минные поля, следы шрапнели на стенах домов, встретили мы и разбитый танк на горном перевале.

Кемпинги в Хорватии кардинально отличаются от чешских – горячая вода льется без ограничений. В каждом кемпинге есть мини-маркет и кафе. Плата за пользование местом достаточно высокая (ночь — примерно 10 евро), но немцам эта плата кажется весьма низкой – они отдыхают в Хорватии по полной программе.

Отдельного упоминания заслуживают местные пиццерии — сказывается недалекое расположение от Италии. Пиццы очень вкусные и просто огромные – 60 сантиметров диаметром! Кстати, в одном кафе официант, узнав, что мы приехали из России, воскликнул: «Москва, футбол, «Локомотив»!

Если уж речь зашла о еде, то стоит добавить несколько слов о примусах, на которых ее готовили наши путешественники. У нас были горелки MSR XGK Expedition и Primus Multifuel. Ребята заливали только неэтилированный бензин Euro Super 98, но постоянно приходилось чистить форсунки. Интересно, как же там ездят автомобили?

Горный рельеф Хорватии очень подходит для активного велотуризма. Но, к сожалению, хороших карт Хорватии нет не только в Интернете, но и в магазинах, да и боязно ехать по грунтовой дорожке, когда рядом стоит табличка: «Осторожно, не ходить – мины». Поэтому ездили в основном по асфальту.

Единственный грунтовый перевал 1150 м, который нам пришлось преодолевать, оставил неизгладимое впечатление. Уже спустившись с перевала и выезжая на асфальт, мы встретили двух немцев на суперсовременных мотобайках BMW. Немцев интересовало, смогут ли они проехать через перевал. Получив от нас положительный ответ, они все-таки побоялись ехать. Тут и проявилось превосходство велосипеда над моторными транспортными средствами! К слову, этот перевал можно проехать только на полноприводном джипе – каменистая неровная почва, высокая вероятность осыпания грунта, большие уклоны.

Поход по Хорватии прошел очень удачно и оставил массу ярких впечатлений.

И, наконец, несколько советов тем, кто хочет поехать за границу с велосипедом.

  • Не бойтесь новизны, собирайтесь и езжайте. Да, эта поездка будет несколько дороже поездки в Крым, но безопасность и впечатления окупят все материальные затраты.

  • Не бойтесь консульств – там тоже работают люди, и не исключено, что увлекаются велосипедом не меньше вас!



24 марта 2004

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

NAVIGATOR указывает путь
24 марта 2004
Советы

NAVIGATOR указывает путь

Группа Компаний «Battery Team», основанная в 1993 году, к настоящему времени стала одним из ведущих дистрибьюторов элементов питания, фонарей, электроламп и светильников известных мировых брендов на российском рынке. В настоящее время Battery Team начала собственную производственную программу под торговой маркой Navigator – и первыми в ней стали фонари, изготовленные на хорошо оснащенных заводах в разных странах с учетом требований российского рынка.

Герой асфальта
28 апреля 2005
Обзоры

Герой асфальта

Дмитрий МИЛЁХИН Серебряный призер Чемпионата Европы по стайл слалому 2004 года. — Трудно пришлось на Чемпионате Европы в Амстердаме? — Я бы сказал, что да, трудно. Мы поехали почти в том же составе, в котором ездили в Лозанну в 2003, когда Катя Вороничева стала Чемпионом Европы. Очень упорно готовились — бесконечные часы тренировок на Поклонной горе, все настроены были решительно.

Позолоченная доска
5 ноября 2004
Советы

Позолоченная доска

Независимость и оригинальность зачастую отличает сноубордеров от многих других. Эти качества плохо стыкуются с такими вещами, как правила и стандарты. Однако фирмам-производителям приходится следить за качеством продукции и безопасностью, и они обязаны соблюдать стандарты качества и создавать товары, совместимые между собой.

Чтобы первая помощь не стала последней
24 марта 2004
Советы

Чтобы первая помощь не стала последней

ПАРАМЕДИК – ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО! Профессиональные медики утверждают, что очень многих смертей и увечий можно было бы избежать, если бы пострадавшим вовремя оказывалась первая помощь. От паники и безграмотности окружающих вреда бывает не меньше, а порой и больше, чем от непосредственной причины травмы. Поэтому то, как оказывается первая помощь — одна из немногих вещей, которые действительно должен знать каждый.

В погоне за невесомостью
5 ноября 2004
Советы

В погоне за невесомостью

Группа сноубордистов только что высадилась на горе Скалистая в районе Вилючинского вулкана на Камчатке. Сноубордисты готовятся к спуску. Вертолет улетает вниз, чтобы встретить их у подножия Говорят, что гору покорить нельзя, она не подчиняется никому — с ней можно только дружить. Если пытаться одолеть гору — плохое поверье, то к вулкану уж и подавно надо относиться с уважением — он ведь живой, особенно если действующий.

"Матчасть"
28 апреля 2005
Обзоры

"Матчасть"

Спелеология — вещь довольно сложная и опасная, чтобы ей заниматься, надо иметь серьезную подготовку. Причем не только физическую, но и техническую, а также, я бы сказал, и психологическую. Ведь спелеологам приходится преодолевать отвесные колодцы до нескольких сотен метров глубиной, переплывать подземные реки и озера, проныривать сифоны, протискиваться через шкурники.

SHIMANO
28 апреля 2005
Новости

SHIMANO

Официальный представитель SHIMANO в России «Шимано Евразия» shimano.eurasia@shimano-eu.com Shimano — один из мировых лидеров в производстве велосипедных компонентов и рыболовных снастей. История компании насчитывает уже более 80 лет. Это крупнейшая корпорация, число сотрудников которой составляет более 5000 человек, а дистрибьюторская сеть покрывает более 40 стран.

Байкер с крутого спуска
28 апреля 2005
Обзоры

Байкер с крутого спуска

Олег ВОРОНИН Чемпион России 2004 г. по даунхилу, один из ведущих прорайдеров России (команда «Велоимперии»), выступающий в дисциплинах экстремального байка — даунхил и байкер-кросс. – Олег, в каких соревнованиях по горному байку ты сейчас обычно принимаешь участие? – Сейчас регулярно участвую в соревнованиях по байкер-кроссу и даунхилу.

Новинки SCHWINN 2004
24 марта 2004
Новости

Новинки SCHWINN 2004

SCHWINN Frontier ТИП: горный велосипед, кросс-кантри (хардтейл). РАМА: Cro-mo. Hi-Ten. ВИЛКА: Cro-mo. Стальная, жесткая. КОЛИЧЕСТВО СКОРОСТЕЙ: 21. ПЕРЕДНИЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ: Shimano С-051. ЗАДНИЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ: Shimano TX-50. РУЧКИ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЕЙ: Shimano Easy Fire. ТОРМОЗА: тип V-brake, прямая тяга. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ: прочная хромомолибденовая рама.

Сервис сделал - ныряй смело
5 ноября 2004
Советы

Сервис сделал - ныряй смело

Армия дайверов с каждым годом в нашей стране становится все больше и больше. Также растет количество вопросов, связанных с дайверским снаряжением, особенно — его обслуживанием. Об этом всем мы расспросили технического специалиста, старшего инструктора-испытателя водолазного снаряжения ВМФ России, инструктора PADI, CMAS Алексея Ястребова.