Пропаганда противогриппозной вакцинации напоминает борьбу затрезвость советских времен: после лекции о вреде спиртного — за пивком... Результаты этой «битвы за клиента» озвучены: небедная столица прививается от гриппа лишь на 10 процентов. Маловато будет... В прошлом году противогриппозную вакцинацию осилили, похоже, лишь припертые к стенке (кто — начальником, кто — женой) граждане. Остальные как-то проскочили. Главный довод: «Колоться от гриппа? Что мы, наркоманы, что ли?».
Между тем ежегодно в России фиксируется более 7 миллионов случаев заболеваний гриппом. В течение эпидсезона за 3 — 4 недели грипп может вывести из строя до 30 — 40 процентов всего детского и взрослого городского населения страны. Экономический ущерб от эпидемий гриппа составляет в России ежегодно несколько миллиардов рублей.
В России есть две противогриппозные вакцины — это «Гриппол» и живая реассортантная вакцина. Делают их в Уфе, на современном предприятии «Микроген».
Вакцина нового поколения «Гриппол» разработана Государственным научным центром Института иммунологии МЗ РФ, у нее есть принципиально новая особенность — включение в вакцинный препарат стимулятора иммунитета полиоксидония. Именно полиоксидоний обеспечивает высокие защитные свойства вакцины, повышает устойчивость организма к другим ОРВИ.
Включение полиоксидония в состав вакцины обеспечивает формирование полноценного иммунного ответа при трехкратном снижении содержания антигенов в вакцинирующей дозе. Применение «Гриппола» в течение 7 лет не выявило ни одного случая осложнений. Она использовалась лечебно-профилактическими учреждениями РФ для профилактики гриппа у детей и взрослых в эпидсезоны 1997 — 2003 гг. по Госзаказу. Вакцина «Гриппол» была награждена Дипломом Всероссийской программы-конкурса «100 лучших товаров России» и Золотой медалью ВВЦ, а в 2002 году авторы — разработчики вакцины (5 человек) были удостоены Государственной премии РФ.
О вакцинопрофилактике, рыночной борьбе, прогнозах на зиму шел разговор на пресс-конференции в РИА «Новости», где собрались корреспонденты СМИ, пишущие о здоровье. Эпидемиологи ответили на все вопросы журналистов, жаждущих не то чтобы прививок... в общем, каждый думал о своем. Болели, знаем! Врачи смотрели на нас школьными учителями, уставшими повторять прописные истины махровым второгодникам.
БУРЯТЫ — ОТЛИЧНИКИ, МОСКВИЧИ — ДВОЕЧНИКИ
Галина ЛАЗИКОВА, заместитель начальника Управления эпидемиологического надзора Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
– 90 процентов всех зимних инфекций приходится на грипп. По самым скромным подсчетам, в 2003 году переболели 3 млн. человек, вот почему в первую очередь следует говорить о мерах профилактики. Лучшая профилактика — это, как известно, прививка от гриппа. В этом году может образоваться дефицит дешевых отечественных вакцин из-за отмены госсзаказа на них. Импортные аналоги не всем по карману. И «Гриппол», и живая вакцина (отечественные вакцины) очень эффективны, соответствуют всем требованиям МЗ РФ. Живая противогриппозная вакцина нигде, кроме нашей страны, не применяется.
Грипп, как известно, ежегодно меняет свою антигенную структуру, и вакцины для ежегодной профилактики делаются с учетом этих перемен. У гриппа есть еще одно неприятное свойство — полностью менять свою структуру. Такое в XX веке было трижды: в 1917, 1957 и 1968 годах. Речь идет о пандемии, унесшей множество жизней. Ведь к новому вирусу ни у кого в популяции нет иммунитета.
Прививка эффективна в масштабе страны или популяции, если привито большинство. У нас в России прививаются 14 млн. населения, это всего 10 процентов. Мнение эпидемиологов на сегодняшний день таково: такая профилактика не формирует иммунитет нации. Сегодня все зависит от руководителей регионов, как сильно они озаботятся здоровьем своих людей. В Московской области в 2003 году прививки сделали 4% населения, а в Бурятии — 33%. Не думаю, что Бурятия богаче Московской области, так что выводы делайте сами.
ЗАПАДНЫЕ КOМПАНИИ ВЫИГРЫВАЮТ ГОНКУ
Рем ПЕТРОВ, академик РАН и РАМН:
– Мне не удалось доказать правительству, что грипп — это проблема федерального масштаба. Когда в Бурятии привито много людей, а в Подмосковье мизерно мало — это не есть профилактика гриппа. Так можно бороться с дизентерией или энцефалитом. А та инфекция, которая летит на самолетах, едет в поездах, передается по воздуху, требует к себе другого отношения.
Понимаете, бесполезно прививаться одиночкам, это не остановит эпидемию (но, конечно, защитит того, кто сделал прививку). Я убежден, что прививка должна быть массовой. Но без достаточного запаса вакцины справиться с эпидемией в регионе не сможет даже самый рачительный хозяин.
Завод в Уфе не может работать без гарантий реализации. Это ясно? Теперь — о самой вакцине. Вы уже знаете, что за разработку «Гриппола» 2 года назад мы получили Государственную премию. Вакцина реализует новый принцип: когда в вакцинирующую молекулу введен не только антиген, но и структура, стимулирующая иммунитет — полиоксидоний. Этим нашим принципом сегодня начинают интересоваться зарубежные компании. В то же время вакцина разработана у нас, патенты у нас, технологии все сделаны и достижимы, вакцина (считайте, что я сам себя расхваливаю) в 5 — 10 раз дешевле импортных.
Но что происходит в сегодняшних условиях? Так получается, что западные компании имеют больше денег, чтобы захватить рынок. Они здорово умеют это делать. Например, фирма «Авентис-Пастер», которой 100 лет, продвигает свой товар порой незаконными методами. Регионы покупают дорогостоящую импортную вакцину («Ваксигрипп»), а не более дешевую свою («Гриппол»). Почему? Закупщикам выгодно получать большие бонусы, а мы, производители дешевой отечественной вакцины, подобную политику не проводим и не поддерживаем.
ВАКЦИНА ДЕШЕВАЯ, МЫ ЖЕ ЕЕ ДЕЛАЛИ ДЛЯ РОССИИ
Аркадий НЕКРАСОВ, профессор, руководитель лаборатории ГНЦ Института иммунологии:
– Наши вакцины производят на заводе «Микроген» в Уфе, это предприятие весьма современное. Там трудится целая династия русских вирусологов — Пушкаревых, которые многие годы выпускают противогриппозные вакцины.
Вакцина дешевая, мы же ее делали для России. Сейчас психология потребителя такова: дорогая цена предпочтительнее. Те 10 процентов москвичей, что прививаются от гриппа, принадлежат к классу состоятельных людей, а им что пятьдесят, что триста рублей — разницы мало. К вакцинам относятся как к нарядам: от Кардена — престижнее!
Мы явно проигрываем в подаче своего товара, вакцина у нас еще пока не упакована в одноразовый шприц. Мы можем гордиться, что наша страна — в числе всего 9 стран, производящих противогриппозную вакцину. Сейчас доза «Гриппола» в 3 — 5 раз ниже, чем доза французского «Ваксигриппа». Мы готовы даже к пандемии: наш завод «Микроген» осилит производство вакцин в нужном количестве. И мы не напишем в рекламе, что наш «Гриппол» превосходит по качеству все существующие аналоги, но то, что вакцина не уступает им, — правда истинная. Каждому непрофессионалу понятно: если доза антигена меньше, значит, безопасность вакцины выше.
ВСЕ ВАКЦИНЫ ОДИНАКОВЫЕ
Василий УЧАЙКИН, главный педиатр-инфекционист РФ, академик РАМН:
– На нашей кафедре все вакцины с рынка проходили глубокие испытания. Вакцины не уступают друг другу, можно смело говорить, что они одинаковые. Педиатры недавно провели конференцию, где после тщательного обсуждения решили, что обязательно нужно вакцинировать детей с 2 — 3 до 10 лет, другая группа для обязательных прививок — это граждане старше 60 лет.
В свое время благодаря вакцинации мы ликвидировали оспу, полиомиелит. И для тех, кто кричит, что у нас все плохо, ответ таков: новая вакцина — доказательство того, что мы многое можем в этой области.
КОГО И ГДЕ ПРИВИВАТЬ?
Наталья ИЛЬИНА, главный врач клиники Института иммунологии, доктор медицинских наук, профессор:
Второй вопрос: их безопасность, и я как врач-аллерголог с 30-летним стажем могу на него ответить. Вакцины отечественные безопасны за счет сниженной дозы антигена, и мы спокойно применяем этот препарат для лиц, страдающих аллергическими заболеваниями.
Кого и где прививать? Прошла информация о том, что прививаться можно только в городских поликлиниках. Если идти по этому пути, мы получим минимальный процент вакцинированных от гриппа. Я считаю, что вакцинация должна быть максимально приближена к потребителю, на температурном режиме это не скажется даже в условиях мегаполиса.
«БОЛЬНЫЕ» ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТАМ
– Рем Викторович, вы участвовали в международных комитетах по биоэтике: почему более дорогую вакцину выгоднее продавать?
– Ее выгоднее покупать чиновникам, потому что некоторые фирмы при продаже делают очень серьезный бонус. Мы на этот путь не встанем.
– Наталья Ивановна, чем прививаются врачи?
– Практически во всех лечебных учреждениях вакцинация бесплатная для сотрудников, но не бесплатная для самих учреждений. Уверяю вас, при нашей зарплате все врачи предпочтут отечественную вакцину.
– Госпожа Лазикова, будет ли соответствовать штамм антигенной составляющей в 2004 году варианту ВОЗ?
– В феврале ВОЗ всегда дает рекомендации по гриппозным штаммам на будущий год. На базе НИИ гриппа в Санкт-Петербурге и Государственного контрольного института производится материал, который рассылается в Уфу и Иркутск, на заводы — производители вакцин. Штаммы идентичные. Резких сюрпризов в пределах одной разновидности грипп не дает.
– Будет ли внесена прививка от гриппа в национальный календарь прививок?
– Мы надеемся, что внесут, но все упирается в деньги.
– Наталья Ивановна, остались ли для отечественных вакцин относительные и абсолютные противопоказания?
– Да, это доказанная аллергия к куриному белку. В моей практике доказанная аллергия к куриному белку встречалась крайне редко, в основном в детском возрасте. Лихорадочное состояние может быть также противопоказанием к вакцинации.
– Сопоставьте цены отечественной и импортной вакцин.
– «Гриппол» стоит 50 рублей, импортные аналоги («Ваксигрипп») — до 300 рублей.
– Я куплю вакцину. Куда идти прививаться?
– Сами вы вакцину не купите, продажа вакцин без рецепта врача запрещена. Это биологически сложный препарат, и просто так его нельзя продавать. В Москве организовано 50 прививочных пунктов, и вас привьют там тем, чем вы пожелаете. В поликлиниках можно привиться и в Институте иммунологии РАМН.
– Госпожа Лазикова, есть ли недостатки у «Гриппола»?
– «Гриппол» — прекрасный препарат, но такой кондовый... советский вариант стеклянной ампулы, которую надо вскрывать, подпиливать. Дизайн и удобство для потребителя — наши слабые места.
– Что будет, если произойдет пандемия?
– Мощности у нас большие. Вакцины «Гриппол» можем произвести около 20 млн., если будет соответствующий заказ. Если грянет пандемия, зарубежные вакцины нам не помогут, их производство ограничено.
– Были ли летальные исходы в 2003 году?
– В прошлом году переболели 3 млн. человек. Учесть всех больных гриппом непросто, ведь гибнут от осложнений, которые развиваются «второй волной». Бывают годы, когда болеют и 5 млн. человек. В 2004 году ожидается более высокая заболеваемость по сравнению с прошлым годом. Как оценивать тяжесть эпидемии — вопрос не последний. Американцы, например, считают тяжесть эпидемии гриппа по «второй волне» — добавочной смертности после эпидемии, т.е. по конкретным плачевным результатам. Мы считаем, что это честный подход.
Фото автора.
Комментарии