Вечный двигатель, а не ребенок!

ЧТО ЭТО – СВЕРХАКТИВНОСТЬ ИЛИ БОЛЕЗНЬ?


Всегда есть дети в детских садах и школах, поведение которых не может не обращать на себя внимание.
Ощущение, что таких детей изнутри распирают какие-то силы. Они постоянно проявляют неуемную энергию – не в состоянии спокойно сидеть, лихорадочно бегают, что-то хватают. Состояния покоя у них практически нет. Сосредоточиться на каком-то занятии они также не в силах.
Типичные жалобы взрослых: «Он не может сидеть спокойно», «Прямо какая-то юла (крутящийся волчок, вечный двигатель), а не ребенок», «Она абсолютно ничего не запоминает, сколько ни повторяй» и т.д.
Часто эти дети шокируют своим поведением, раздражают, обескураживают сверстников и взрослых и всегда утомляют.
В медицине явление повышенной активности, склонность быстро отвлекаться, постоянно находиться в беспокойном состоянии и неумение длительно концентрировать внимание называют гиперкинезом, или гиперактивностью.
Конечно, существует нормальная форма гиперактивности, при которой любой ребенок в возрасте полутора-двух лет находится в вечном движении, познавая окружающий мир. Но это не болезнь.
Мы же поговорим о моментах, когда все границы нормы стерты и все особенности поведения являются нарушением, что свидетельствует в пользу клинического диагноза.
То есть ребенок не просто «слегка не такой, как все», — он болен. Основными признаками этого диагноза являются отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность.
По Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) этот диагноз обозначается следующим образом:
F-90. Гиперкинетическое расстройство.
— Отсутствие упорства в деятельности, требующей умственной сосредоточенности, склонность перескакивать с одних дел на другие без доведения их до конца.
— Неорганизованность, нерегулируемость поведения, чрезмерная активность.
— Импульсивность.
F-90.0. Нарушение активности внимания. Дефицит внимания с гиперактивностью.
Все эти черты поведения характеризуют гиперактивного ребенка. Таким образом, мы имеем дело с синдромом дефицита внимания (СДВ).
Синдром встречается в возрасте от 1,5 года до 15 лет. Наиболее интенсивно проявляется в конце дошкольного и младшего школьного возраста.


ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ


Олег, 4 года. Посещает детский сад. Мальчик не просто разговорчив – он буквально не закрывает рот. Бегает по комнате, хватает игрушки, но никогда не играет более 2 минут. «Машинка, машинка!», – слышится из одного угла и тут же: «Зайчик, зайчик!»
Активность у ребенка какая-то лихорадочная. Он может схватить за руку взрослого, стремительно «обследовать» его с головы до ног — одежду, украшения — и при этом обязательно с комментариями: «Ой какие бусики, пуговки, глазки и т.д.».
Это так называемое «полевое поведение», то есть все, что попадает в поле зрения ребенка, подвергается оценке и комментариям. Телефонный аппарат атакуется Олегом ежедневно. Он его крутит, сбрасывает на пол.
Если предложить ребенку послушать книгу, он способен увлечься минуты на три, а затем снова начинает носиться по комнате. В «тихий сон» уложить этого ребенка не представляется возможным. Своей неуемной энергией мальчик буквально изматывает персонал детского сада.


АНАЛИЗ СИТУАЦИИ


Беременность у матери Олега протекала с тяжелым токсикозом первой и второй половины, ребенок родился в тяжелой асфиксии (удушье). Именно эти факторы привели к повреждению головного мозга. В том числе пострадали и лобные отделы мозга, нарушение деятельности которых – непосредственная причина развития гиперактивности.
Отклонения в нервно-психическом развитии ребенка наблюдались с рождения: до 3-летнего возраста развивался с задержкой речевого развития. Еще в младенческом возрасте проявлял двигательное беспокойство и очень мало спал. А со временем нарушение деятельности мозга проявилось синдромом гиперактивности.
Токсикоз во время беременности, да еще и тяжелая асфиксия при рождении грозят малышу целым «букетом» возможных нарушений со стороны нервной системы и прежде всего головного мозга. У Олега это вылилось в синдром гиперактивности.
Всегда ли токсикоз и асфиксия приводят к нарушениям нервно-психической деятельности? Нет, порой все проходит бесследно. Шансы примерно 50% на 50%. Наличие и выраженность нарушений зависит от многих причин, самыми важными из них являются тяжесть токсикоза и асфиксии. Чем тяжелее были эти вредности – тем опаснее последствия.


ПРИЧИНЫ ЗАБОЛЕВАНИЯ


В основе заболевания лежит недостаточность лобных долей мозга, которые отвечают за планомерность действий и за контроль поведения. Поражение лобных полей характеризуется многими различными симптомами, среди которых центральное место занимают нарушения произвольной регуляции различных форм сознательной психической деятельности и нарушения целесообразности поведения в целом. У данной категории больных страдает структура психической деятельности.
Иными словами, «тормозящие» структуры ослабляют свое влияние. Этого только и ждут «активирующие» структуры. И пошло-поехало. Ребенок не может ни «держать себя в руках», ни объяснить свои поступки, ни сконцентрировать внимание на чем-либо.
Причиной могут быть токсикозы беременности, асфиксия, инфекционные болезни нервной системы (нейроинфекции), интоксикации и черепно-мозговые травмы. Эти воздействия приводят к недостаточному снабжению кислородом головного мозга, его отравлению вредными веществами, воспалению или травматизации. Такое грубое вмешательство в процессы созревания и деятельности мозга не проходит бесследно: «достается» прежде всего «структурной единице нервной системы» — нервной клеточке. При этом нарушается деятельность структур мозга, их взаимодействие, замедляется рост и развитие.
Нарушение деятельности мозга может проявляться по-разному. Один из вариантов – синдром гиперактивности.
Вследствие нарушений информация, поступающая в мозг, неадекватно перерабатывается, и различные звуковые, зрительные и эмоциональные стимулы становятся для ребенка избыточными, вызывают беспокойство, раздражительность, агрессивность. 65% детей и подростков с СДВ имеют сниженный кровоток в коре мозга при интеллектуальных нагрузках.
Кроме того, большую роль играет генетический фактор, если к тому же он подкрепляется низким социальным положением семьи, наличием тяжелых разногласий между родителями. При этом травмы, интоксикации, асфиксия и токсикоз являются непосредственным фактором, вызывающим нарушения деятельности мозга. А генетический фактор определяет склонность к развитию именно синдрома гиперактивности. В итоге – где тонко, там и рвется.
Возникновение гиперактивности без каких-либо причин невозможно. Даже если ни родители, ни врачи не могут найти никаких причин и установить наличие вредных воздействии на мозг ребенка, знайте – вредности были, просто прошли незамеченными.
Проследить наследственную склонность к синдрому гиперактивности еще сложнее, поэтому нередко создается впечатление о возникновении болезни у генетически «чистого» ребенка.
Благодаря проведенным исследованиям ученые выяснили, что отцы детей с синдромом гиперактивности в детстве также страдали этим заболеванием, кроме того, имели тенденцию к асоциальному поведению, пристрастие к наркотикам, алкоголю. У родителей этих детей наблюдались частые депрессии.


ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ


Армен Д., 13 лет. При систематическом в течение года наблюдении за этим подростком на уроках у меня уставала рука фиксировать все, что он вытворял. То, что на уроке говорит учитель, явно проходит мимо сознания подростка. Максимум в течение 2 минут мальчик способен усидеть на месте. В остальное время он беспрестанно вертится, пересаживается с ряда на ряд, плюет на спину впередисидящего, мастерит самолетик и пускает его в полет по классу, теребит учебник, раскручивает ручку, громко хохочет. Терпение учителя иссякает, и она препровождает Армена к дверям: «Постой, может, хоть здесь успокоишься!»
Но и стоя у дверей Армен движется – подтанцовывает, паясничает, корчит гримасы. В какой-то момент снимает с себя пиджак и шумно его вытряхивает.


АНАЛИЗ СИТУАЦИИ


В 3-летнем возрасте Армен упал с качелей и получил черепно-мозговую травму. Долгое время испытывал головные боли, быстро утомлялся. Состоит на учете у психиатра. Лечился медикаментозно. К 6 годам появились признаки двигательной расторможенности, но мама сочла излишним «пичкать» ребенка лекарствами и дорогу к психиатру постаралась забыть.
Но самопроизвольного выздоровления не произошло, кроме того, упущено время. Хотя, вероятнее всего, развитие болезни можно было предотвратить еще в раннем детстве. Ведь чем раньше начато лечение последствий черепно-мозговой травмы, тем лучше результат.


ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ


Ирина Ю., 16 лет. Девушка из благополучной семьи. Интеллект имеет выше среднего, однако учится неважно. Ни одно задание не выполняет до конца. Считает, что учеба – это скучно. Интерес к учебным предметам выборочный. Дома Ирина с трудом убирает за собой вещи. Глядя на нее, можно подумать, что она буквально спит наяву. Девочка часто меняет школы. Совсем недавно она попала в больницу, так как грозила родителям самоубийством. В больнице расцарапала себе вены карандашом.


АНАЛИЗ СИТУАЦИИ


В пятилетнем возрасте девочка перенесла менингит. Долгое время не проявлялись никакие последствия, но вот с началом пубертатного периода начались сбои в поведении. Перенесенные в детстве инфекционные заболевания нервной системы – одна из причин возникновения синдрома гиперактивности.


КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА


Дело здесь не в повышенной энергичности детей или в сознательном нарушении правил поведения.
Нельзя всех этих детей обвинить в злом умысле. Перед нами не хулиганы и невоспитанные дети, а дети нездоровые. Это очень важно понять родителям и учителям, поскольку криком и раздражением здесь не поможешь. Таких детей нужно лечить медикаментозными и психологическими методами.
У гиперактивных детей часто жизнь развивается по замкнутому кругу. В школе их считают «хулиганствующими элементами», взывают к помощи родителей. Родители недоумевают, но при этом содрогаются при слове «психиатр» и упорно отказываются обследовать ребенка. Выхода нет, ибо без согласия родителей даже психолог не имеет права прикасаться к ребенку. А ребенок страдает.


НЕКОТОРЫЕ ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА

  • Такой ребенок не может дать оценку сам себе.
  • СДВ чаще развивается у левшей.
  • Настроение часто подвержено колебаниям.
  • Характерны нервные движения – покачивания ногой, манипуляции с пальцами рук и прочее.
  • Дети часто приходят в состояние гнева.
  • Любят вертеть приемник со станции на станцию.
  • Самооценка часто занижена.
  • Плохо переносят огорчения.
  • Из-за агрессивного поведения часто конфликтуют со сверстниками.
  • Часто лгут, склонны к воровству и асоциальному поведению.

Не факт, что весь этот «джентльменский набор» вы обязательно найдете у каждого ребенка с СДВ, то есть одному присущи одни черты, другому – другие.
На гиперактивных детей чем-то похожи дети-холерики. Но, внимательно сравнивая их поведение, можно понять, что холерик, невзирая на свою неуемность, может долго сидеть на месте, если занят чем-то интересным. А вот гиперактивный даже при экстразаинтересованности не способен более 10 минут предаваться интересному занятию.


КРИТЕРИИ СИНДРОМА ГИПЕРАКТИВНОСТИ


Дефицит внимания выражается в том, что ребенок:
— с трудом поддерживает внимание в игре;
— не слушает, что ему говорят;
— не в состоянии следовать инструкции;
— не может организовать игру;
— имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания;
— часто теряет вещи;
— часто и легко отвлекается;
— часто забывает.
Гиперактивность выражается в том, что ребенок:
— совершает суетливые движения руками и ногами;
— часто вскакивает со своего места;
— гиперподвижен в ситуациях, когда это неприемлемо;
— барабанит пальцами, двигается в кресле, забирается на шкаф;
— всегда находится в движении («вечный мотор»);
— очень много говорит.
Импульсивность выражается в том, что ребенок:
— отвечает на вопрос, не выслушав его до конца;
— не может дождаться своей очереди (непереносимость ожидания) в игре, на занятиях;
— вмешивается в разговоры и игры других, прерывает говорящего;
— не умеет подчиняться правилам;
— спокоен на некоторых занятиях, взбудоражен на других.
Если до 7-летнего возраста хотя бы 6 из перечисленных характеристик проявляются, можно предположить, что ребенок имеет диагноз СДВ-гиперактивности.
Принято выделять 3 варианта течения СДВ-гиперактивности:
— дефицит внимания и гиперактивность (случай Олега);
— синдром гиперактивности без дефицита внимания (случай Армена);
— дефицит внимания без гиперактивности (случай Ирины).


ПО СТАТИСТИКЕ


Статистика такова, что СДВ-гиперактивностью страдают до 20% детей и подростков в школьном возрасте, причем мальчики достоверно чаще, чем девочки, в 2 раза.

  • от 70 до 80% детей в подростковом возрасте продолжают демонстрировать все признаки СДВ;
  • 45% имеют асоциальное поведение (приводы в милицию, физическая агрессия, попытки суицида);
  • 35% гиперактивных детей не заканчивают школу, а высшее образование способны получить 20% больных.

При этом синдром абсолютно не связан с уровнем развития интеллекта. Среди больных большинство имеет интеллект возрастной нормы и выше среднего, а провалы в учебе объясняются неспособностью концентрировать свое внимание. Обилие мыслей, которые роятся в голове у гиперактивных, могут сделать их творческими личностями.
Из истории известно, что диагноз СДВ был поставлен Эйнштейну и Моцарту.
Если не обращать внимание на подобное нарушение поведения у детей и подростков, не распознать признаки диагноза в раннем возрасте, игнорировать коррекционные мероприятия даже при констатированном диагнозе, то вполне можно поломать судьбу своего ребенка. Ведь «поломку» в работе мозга могут устранить рост, адаптация и тренировка пострадавших мозговых структур. Планомерная работа значительно увеличивает шансы на выздоровление.
Что же будет, если все пустить на самотек?
На первичный дефект наслоятся другие – тревожность, импульсивность и масса других. И понесет все это ребенок в жизнь, а жизнь у него будет слишком трудной.


КАК ПОМОЧЬ ГИПЕРАКТИВНОМУ РЕБЕНКУ?


Прежде всего необходимо образовать родителей. Они должны знать все о данном синдроме. Не выступать против ребенка, а помочь ему, оказать поддержку со стороны взрослых и сверстников, научиться эффективно управлять состоянием больного.
У гиперактивного ребенка больше проблем в школе, чем дома, поскольку в школе для него слишком много правил. Один на один ребенок показывает лучший результат, чем в группе. Очень часто на приеме у психиатра ребенок ведет себя безукоризненно, вызывая недоумение врача: «Зачем его ко мне привели?»
Учителю в классе необходимо владеть техникой работы с гиперактивным ребенком:

  • объяснить классу, в чем проблема данного ученика (не может долго усидеть на месте, концентрировать внимание). Призвать одноклассников к помощи, а не вешать ярлык «плохой» на больного учащегося;
  • уменьшить рабочую нагрузку, чтобы она соответствовала возможностям ребенка (вместо 6 задач дать 3);
  • менять виды занятий и делать частые перерывы;
  • если ребенок не закончил работу в классе, давать дозированное домашнее задание;
  • определить в классе место гиперактивному не у дверей и не у окна, а лучше всего на первой парте, где будет минимальное число отвлекающих моментов;
  • требования повышать постепенно;
  • использовать один из способов привлечения внимания – экспрессивное воздействие. Учитель должен быть немного артистом. Чем больше удастся заинтересовать, тем больше дети вовлекутся в процесс;
  • иметь в виду, что неструктурированное занятие и хаос в изложении учебного материала абсолютно противопоказаны детям с СДВ;
  • очень важно почаще прикасаться рукой к таким детям с целью активизировать их внимание. Почаще просить их не торопиться, подумать;
  • хорошо иметь плакаты с правилами выполнения заданий;
  • не нервировать детей учетом времени;
  • в идеале такие дети должны учиться в малокомплектных классах;
  • ни в коем случае не сажайте за одну парту двоих гиперактивных детей; идеальный сосед для гиперактивного – исполнительный тихоня;
  • «выпустить пар» на уроке гиперактивному ребенку помогут «физкультминутки». Помните:

«Мы писали, мы писали, наши пальчики устали,
мы немного отдохнем — и опять писать начнем!!!»

А вот что написали дети одной из школ:


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ К УЧИТЕЛЯМ


Дорогие учителя!
Чтобы вам было легче с нами жить, а мы вас любили:
1. Не загружайте нас скучной и нудной работой. Больше жизни! Больше динамики! Мы все можем!
2. Не вздумайте давать нам длинных инструкций! На пятнадцатом слове нас больше интересует, какого цвета носки у соседа, чем ваша поучительная речь. Говорите конкретно, по делу, не более десяти слов.
3. Не требуйте от нас, чтобы мы были одновременно внимательными, аккуратными и усидчивыми. Это выше наших сил!
4. И еще запомните: похвала и порицание действуют на нас сильнее, чем на других...

Для коррекции гиперактивного ребенка нужны совместные усилия семьи и школы. Но родителям лучше всего привлечь наставника для своего ребенка со стороны, потому что сплошь и рядом взаимодействие детей с СДВ и родителей превращается в зону конфликта и силовой борьбы. Пусть это будет значимое для ребенка или подростка лицо – дядя, тетя, подруга мамы или кто-то еще.


РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ


Прежде всего – консультация у психиатра. Это сделать необходимо и отбросить традиционные опасения, что ребенка причислят к разряду «психов». Врач назначит медикаментозную терапию.
Лечение ребенка должно быть комплексным, то есть сочетание медикаментозной терапии с психотерапией. Если препараты врачом будут подобраны правильно, в поведении ребенка наступят радикальные изменения.
Психотерапия призвана решить проблемы психологического характера, потому что сами по себе лекарства не могут ликвидировать проблемы, связанные с неадекватным восприятием ребенком собственного образа и взаимодействием в окружающем мире. Основная задача психотерапии – предупредить конфликты и «помирить» ребенка с окружающей действительностью.
Все методы должны сочетаться со спокойным поведением родителей в отношении ребенка. Родителям нелишне почаще напоминать себе, что у них дитя не просто беспокойное и сверхподвижное, а ребенок зачастую просто неспособен контролировать свое поведение.
1. Соблюдайте последовательность в установленных правилах и в применении мер наказания.
2. Следите за своей речью – говорите всегда медленно и спокойным голосом.
3. Держите свои эмоции в узде. Любое проявление позитивного поведения ребенка поощряйте.
4. Как можно реже употребляйте в общении с ребенком слова: «нет», «прекрати», «нельзя».
5. Не говорите ребенку, что он такой-сякой, критике подвергайте не его личность, а поступок.
6. Составьте четкое расписание повседневных дел по времени. Ребенок, конечно, будет его нарушать, но воспринимать это надо спокойно, проявляя при этом упорство и гибкость. Постепенно организация жизни будет действовать успокаивающе.
7. Учите ребенка выполнять новые или сложные задания спокойно и показывайте ему последовательность действий на практике. Времени для закрепления навыков вашему ребенку потребуется больше.
8. Ребенку нужно выделить собственную территорию, пусть комнату или часть комнаты. Но ярких цветов там должно быть поменьше. Спокойные тона, отсутствие лишних предметов помогут сконцентрировать внимание.
9. Не предлагайте делать больше одного дела одновременно. Игрушка – одна, даете вторую – прячьте первую. Ничего лишнего на столе во время приготовления уроков и уж никакого фона в виде радио или телевизора.
10. Полезно давать задания на сосредоточение. Например, пусть вяжет крючком. Очень хорошее воздействие оказывают пальчиковые игры. Все, что развивает мелкую моторику руки, дает попутно импульс головному мозгу, значит, полезно использовать лепку, занятия с бисером, раскрашивание, штриховку. Существует много игр, направленных на развитие внимания, типа «Найди 10 отличий» и пр.
11. Научить ребенка овладению собственной энергией помогут занятия восточными единоборствами (например, у-шу).
12. Ребенок должен иметь круг обязанностей, которые имеют существенное значение для его развития. Наблюдение и контроль за выполнением необходимы, но задания должны быть в пределах возможностей ребенка. Хвалить стоит, даже если результаты далеки от совершенства.
13. Если возникают конфликты, постарайтесь предупредить взрыв эмоций.
14. Число товарищей по играм лучше ограничить до 1-2, чтобы избежать перевозбуждения ребенка.
15. Не надоедайте ребенку расспросами, не проявляйте излишней жалости, не демонстрируйте ему свои страхи и опасения.
16. Аккуратно выполняйте все, что касается приема лекарственных препаратов.
17. Держите связь со школой, делитесь с учителями достижениями в коррекции своего ребенка.
Если говорить о психологических методах лечения, то можно использовать поведенческую психотерапию, которая имеет четкую направленность на изменение форм поведения вне зависимости от тех факторов, которые лежат в их основе. Особенно хорошо она «работает» на детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Коррекционная работа должна соответствовать двум обязательным условиям:
1) развитие и тренировку слабых функций следует проводить в эмоционально привлекательной форме, что помогает переносить предъявляемую нагрузку и стимулирует самоконтроль;
2) подбор таких игр, которые, обеспечивая тренировку одной способности, не возлагали бы одновременной нагрузки на другие способности. При всем желании гиперактивный ребенок не в состоянии выполнить правила поведения на уроке: чтобы он сидел спокойно, был внимательным и одновременно сдержанным в течение достаточно длительного времени? Никогда!
Поэтому основное правило: когда вы предъявляете ребенку игру, требующую напряжения, сосредоточения, произвольного распределения внимания, следует до минимума сократить нагрузку на самоконтроль импульсивности и не ограничивать двигательную активность. Иными словами: если гиперактивный ребенок кувыркается во время игры «в города», не пытайтесь усадить его в кресло. Вы ведь «в города» играете, а не учитесь подольше сидеть в кресле!


ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ


(Развитие внимания – устойчивости, переключения, распределения, объема)

«Слалом-гигант»
Из стульев делаются две параллельные «трассы», которые соревнующиеся команды должны преодолеть, двигаясь вперед спиной. Тот, кто, лавируя между стульями, заденет один из них, возвращается на старт для повторной попытки. Побеждает команда, все члены которой первыми преодолеют трассу без ошибок.
«Гонка за лидером»
Беря старт, стоя по диагонали друг к другу за кругом из расставленных стульев, двое участников состязания бегут змейкой вперед спиной, стараясь догнать соперника. Через пять кругов определяется победитель (тот, кто настиг или приблизился к сопернику). Если до этого кто-то три раза задел стул, то он считается побежденным.
«Внимательные животные»
Каждый сидящий в круге выбирает роль животного, которое изображает характерной позой или жестом. Первый из играющих показывает свой образ, затем образ животного, выбранного кем-то другим. Тот, в свою очередь, повторяет свой образ и показывает еще чей-то. Выбывает тот, кто ошибся в показе, больше трех секунд продержал паузу либо изобразил образ того участника, который уже выбыл.
«Запомни ритм»
Ведущий предлагает участникам повторить за ним ритмическую модель, которую он воспроизвел с помощью хлопков. Для тех, кто не запомнил услышанный образец, дается ориентир в виде его цифровой записи. Где цифра изображает число непрерывно, через равные интервалы следующих друг за другом хлопков, а тире между ними – паузы (например, 1-1-3-4-2). Для облегчения задачи предлагается вслух считать число хлопков в соответствии с их цифровым изображением. После освоения всеми ритмической мелодии она воспроизводится по кругу в индивидуальном, а затем в нарастающем темпе. Сбившийся выбывает.
«Машинка»
По той же схеме, что и в предыдущей игре, осваивается пантомимическая модель, состоящая из последовательных групп движений, каждой из которых придумываются условные обозначения (например, два «квадрата», две «гармошки», один «квадрат»).
«Повтори за мной»
Первый участник демонстрирует сопернику собственный ритм или пантомимическую модель в расчете на то, что их сложность не позволит тому ее повторить. Если так и происходит, то автор должен сам воспроизвести свое задание. В противном случае он же и выбывает. Если автор повторил свою модель, то выбывает не сумевший сделать соперник. Если же последний не справился с заданием, то уже он предлагает следующему игроку свой образец для повтора.
«Шапка-невидимка»
В течение трех секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их.


ИГРЫ НА РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ


«Мяч в круге»
Стоя в круге, участники перебрасывают друг другу 1, 2, 3 и более мячей, сигнализируя о своих намерениях без помощи слов. Выбывает тот, чей брошенный мяч не был пойман.
«Броуновское движение»
Ведущий вкатывает в круг один за другим несколько десятков теннисных мячей, которые не должны ни остановиться, ни выкатиться за пределы круга. Смысл – установление командного рекорда по количеству задействованных мячей.
«Волейбол без мяча»
Две команды имитируют игру в волейбол по правилам (на три пасса), но без мяча, за счет обмена взглядами и демонстрации соответствующих движений.


ИГРЫ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ РАСТОРМОЖЕННОСТИ И ТРЕНИРОВКУ УСИДЧИВОСТИ


«Скамья запасных»
Выбывший из игры должен сидеть на стуле до ее окончания. Если он встанет со стула или будет вертеться, то на всю команду налагается штрафное очко или ей засчитывается поражение.
«Восковая скульптура»
Участники, сидящие в кругу с закрытыми глазами, лепят «по цепочке» друг из друга одну и ту же скульптуру, после чего остаются в приданной позе до тех пор, пока не будет закончена последняя копия.
«Живая картина»
Создав сюжетную сценку, ее участники замирают до тех пор, пока водящий не отгадает названия картины.
«Автомобиль»
Дети выступают в роли деталей («колеса», «дверцы», «багажника», «капота»), из которых водящий собирает автомобиль.
«Море волнуется» и другие игры типа «Замри-отомри».


ИГРЫ НА ТРЕНИРОВКУ ВЫДЕРЖКИ И КОНТРОЛЬ ИМПУЛЬСИВНОСТИ


«Сила честности»
Каждый член команды должен по очереди отжиматься от пола столько раз, сколько сможет. Но «честно», т.е. не сгибаясь, полностью касаться грудью пола и поднимаясь на вытянутые руки. Как только «чистый» отжим не получается, его сменяет партнер по команде, а сам он становится в конец строя. Побеждает команда, первая закончившая несколько (определенных условиями) отжиманий. По тем же условиям осуществляются соревнования в качании пресса.
«Съедобное — несъедобное», «Черное с белым не носить», «Да» и «Нет» не говорить» и подобные игры, требующие самоконтроля во избежание импульсивных реакций.
«Подскажи молча»
В играх, где для достижения успеха дети подсказывают друг другу, это разрешается делать, но только молча. С помощью мимики и жестов. Выкрикнувший подсказку штрафуется или наказывается вся его команда.
«Скалолазы»
Участники должны пройти вдоль свободной стены, фиксируясь на ней постоянно минимум тремя конечностями. Кто оторвал или передвинул одновременно две конечности, считается «сорвавшимся» и возвращается на старт. Побеждает команда, первая всем составом добравшаяся до противоположного угла.
Игры типа
«Угадай мелодию»
«Личный подвиг»

Несдержанному, импульсивному ребенку дается индивидуальное задание – подняв для ответа руку, самому ее опустить и обсудить предполагаемый ответ с соседом. Только после этого вновь поднять руку, если хочет высказаться.


ТО, ЧТО ДОКТОР ПРОПИСАЛ


В настоящее время таблетки «от гиперактивности» еще не созданы. Тем не менее правильно подобранное лечение в большинстве случаев позволяет устранить симптомы гиперактивности и сделать больного ребенка «совершенно нормальным». В арсенале врача-психиатра имеются лекарства, стимулирующие деятельность мозга, улучшающие обмен веществ в нервной ткани, упорядочивающие поведение ребенка, активирующие внимание и улучшающие обучение.
Как правило, в программу лечения ребенка с синдромом гиперактивности входят ноотропы. Это препараты, способствующие быстрейшему восстановлению нормальной жизнедеятельности клеток мозга, пострадавших в результате токсикоза, травмы, интоксикаций, асфиксии.
Кроме того, для быстрейшего устранения последствий вредных воздействий применяют дегидратацию, витаминотерапию, курсы лечения антигипоксантами, сосудорасширяющими и рассасывающими средствами.
Для коррекции поведения гиперактивного ребенка применяется широкий спектр психотропных средств. Это антидепрессанты и транквилизаторы (успокаивающие препараты) при раздражительности, злобности, пониженном настроении; успокаивающие нейролептики при крайней возбудимости и извращении влечений.
При синдроме гиперактивности широко применяют стимуляторы центральной нервной системы (ЦНС), особенно если у юного пациента имеется синдром дефицита внимания. К стимуляторам ЦНС относятся: сиднокарб, метилфенидат (меридил, риталин, центедрин), декстроамфетамин, пемолин (цилерт). Отличительной особенностью стимуляторов является их быстрое действие уже в первые дни лечения. Уменьшается отвлекаемость, импульсивность, двигательная расторможенность.
Вместе с этим гиперактивный ребенок становится более внимательным и усидчивым, улучшается память и успеваемость в школе. В некоторых случаях прием психостимуляторов сопровождается побочными эффектами: нарушением сна и снижением аппетита, раздражительностью, болью в животе.
Одним из существенных побочных эффектов стимуляторов ЦНС является торможение роста и снижение массы тела. Прием стимуляторов ЦНС не рекомендуется детям младше 6 лет.
Успех лечения определяется и тяжестью течения болезни ребенка, и тем, насколько правильны лекарства. Многое зависит и от вас, уважаемые родители. Прежде всего не упустить драгоценное время. Ведь ребенка, который уже вовсю «раскрутился», намного сложнее вылечить, чем малыша с начальными проявлениями гиперактивности.
В то же время ни одна таблетка не может научить ребенка, как надо себя вести. Этому учат семья и школа. А поскольку у школы и своих забот полно, задачу «УЧИТЬ И ВОСПИТЫВАТЬ» должны выполнять вы, уважаемые родители!
И не теряйте надежду, что при правильном подходе ваш гиперактивный ребенок, «проскочив» подростковый возраст, к 18 годам превратится в спокойного и уравновешенного человека. Все-таки такой исход может быть у 70% больных СДВ-гиперактивностью.

С гиперактивностью «сражались»
психолог Наталья СОКОЛОВА
и Николай ХОМИЦКИЙ, врач-психиатр.

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Как я худела
7 мая 2002
Обзоры

Как я худела

Расскажу вам о моем пути. О! Это было мучительно и поучительно. ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ... Слава богу, гербалайф прошел мимо меня. «Суперсистему шесть» я отвергла сразу. У нас с Ларисой Долиной разные финансовые категории, я даже не стала узнавать, сколько же стоит это удовольствие. Я звонила и консультировалась о «Суперсжигателе жира», слава богу, мне не понравилось, как со мной говорили.

Пародонтит и пародонтоз
27 декабря 2004
Обзоры

Пародонтит и пародонтоз

ЧТО ТАКОЕ ПАРОДОНТ? Пародонт — это целый комплекс тканей, которые окружают зуб. К ним относится не только десна, но и костная лунка, в которой располагается корень зуба, и связки зуба, что удерживают зуб в лунке, вплетаясь в корень зуба и в кость. Все эти ткани представляют собой единую систему, которая выполняет сразу несколько важнейших функций.

Свет здоровья в вашем доме
7 мая 2002
Обзоры

Свет здоровья в вашем доме

Итальянская поговорка. Все мы дети пироды. И то, что природа заложила в человеческий организм, обязательно должно оставаться в гармонии с ней. Откуда организм черпает свою энергию? В первую очередь от солнца. Все жизненно важные процессы на Земле происходят под действием света. В светлом лесу не гниют деревья, в ясную погоду мы меньше болеем.

Семейные войны
28 октября 2003
Обзоры

Семейные войны

Владимир ЛЕВИ, доктор медицины и психологии, автор книг, помогающих людям: «Семейные войны», «Искусство быть другим», «Нестандартный ребенок, или Как воспитывать родителей», «Травматология любви», «Приручение страха», «Вагон удачи» и другие. ПРАЗДНИК КОНЧИЛСЯ, СПАСИТЕ НАШИ ОТНОШЕНИЯ Как быстро догнал первый лед наш кораблик из щепок и щелка.

Если на память осталась богиня любви Венера...
27 декабря 2004
Обзоры

Если на память осталась богиня любви Венера...

К сожалению, в жизни не всегда легко определить, не является ли ваше романтическое увлечение роковым заблуждением. Порой до встречи со своей судьбой человек не раз ошибается... Наш разговор пойдет об инфекциях, передаваемых половым путем, о прозаических вещах с далеко идущими последствиями. ГРОМ НЕ ГРЯНЕТ — МУЖИК НЕ ПЕРЕКРЕСТИТСЯ О том, что существуют инфекции, заразиться которыми можно при половом контакте, знают все.

Как лечат астму у детей в XXI веке?
20 мая 2004
Обзоры

Как лечат астму у детей в XXI веке?

16'2004 Термин «астма» происходит от греческого слова, означающего одышку или затрудненное дыхание. И хотя упоминания о бронхиальной астме встречаются еще в древних египетских папирусах, первый труд по лечению этого заболевания был написан в XII в. и содержал рекомендации для больных избегать эмоционального перенапряжения и физической активности.

И лекарства, и примочки вам заменят чудо-точки
28 октября 2003
Обзоры

И лекарства, и примочки вам заменят чудо-точки

29'2003 Древнее китайское сказание гласит: «Пришел ученик лучника к Учителю и сказал: «О Учитель! Я научился стрелять из лука!» Натянул ученик тетиву, но стрела пролетела рядом с целью. — Да, — ответил Учитель, — ты умеешь стрелять из лука, но ты не умеешь попадать в цель. Иди, учись. Ушел лучник. Прошло 10 лет, и ученик вернулся к своему старому Учителю.

Исповидь матери: как "удочерить" дочь?
27 декабря 2004
Обзоры

Исповидь матери: как "удочерить" дочь?

Я слушал эту женщину, и разные, самые противоречивые чувства попеременно, а то и скопом, одолевали меня. Жалость, злость, восхищение, негодование... Сельская, затем столичная (территорию деревни захватили многоэтажки Москвы), замуж вышла рано, как и принято в российских селениях. Родила сына, через четыре года — дочь.

Исландский мох на молоке
1 января 2016
Рецепты

Исландский мох на молоке

Для лечения бронхитов, кашля исландский мох можно заваривать в молоке — точь в точь, как в случае с водным настоем. Причем, на молоке настой можно покипятить две-три минуты. Поскольку температура закипания молока ниже, чем у воды, витамин С и другие вещества не разрушаются.

Чем кормить грудничка, если нет молочка?
31 декабря 2003
Обзоры

Чем кормить грудничка, если нет молочка?

01'2004 Если «посравнить да посмотреть век нынешний (XXI) и век минувший (XX)», трудно не заметить разницу в образе жизни наших бабушек и нынешних «продвинутых» мамаш. Наука о питании в постсоветской России во многом пересмотрела свои постулаты. Кто-то считает это лоббированием интересов западных компаний.