Чудо-шар

12 декабря 2005

Играть в футбол веслами, сидя в каноэ, — это еще ничего, выпрыгивать из самолета на велосипеде — тоже как-то, но можно представить, а вот затаскивать на гору здоровый прозрачный шар, залезать в него и нестись со склона в неуправляемой сфере — это уже нечто совсем из ряда вон выходящее.

Чудесная сфера

На самом деле нестись с горы в зорбе (zorb) — прозрачном шаре для катания людей с холмов, гор, водопадов и прочих наклонных поверхностей — совсем не страшное, практически безопасное и на редкость веселое занятие. Однако были времена, когда зорб был опасен и мог даже покалечить зорбонавта (человека в зорбе). А началось все с того, что в середине 70-х, в то самое время, когда Европой овладела сноуборд-лихорадка, во Франции появилась прогрессивная тусовка, активно продвигавшая зорб как вид спорта в своей стране.

Среди прочих в той компании был архитектор Жиль Эберсоль, проектировавший надувные жилища и города для ученых, работающих в тропических джунглях. Ползучие/летучие/кусачие твари тех областей жутко не любят солнце, а потому архитектор решил создать надувные дома, соединить их мостами и с помощью воздушных шаров расположить жилища ученых прямо на верхушках деревьев.

Однажды к Жилю пришли его совершенно помешанные на сноуборде друзья и спросили, сможет ли он придумать такой способ спуска с горы, который смог бы соперничать по ощущениям, адреналину и незаурядности с доской? И тогда Жиль предложил им кататься с гор в огромных надувных шарах.

Первый зорб Эберсоля назывался «Чудесная сфера» и отличался от современного тем, что был сделан не из поливинилхлорида, а из пластика. Зорб состоял из двух сфер, помещенных одна в другую, — внутренняя крепилась к внешней системой натянутых строп, а в пространство между ними закачивался воздух. Кстати, так зорб выглядит и по сей день.

Внутренняя сфера является кабиной для зорбонавта, который влезает в нее через специальные отверстия-лазы, расположенные с обеих сторон шара. После того, как зорбонавт оказывается внутри, ему остается лишь пристегнуться при помощи навески (специальные страховочные ремни) к сфере, после чего он готов к старту.

Однако в трехметровой «Чудесной сфере» навески не было, к тому же ребята не знали, как выбрать правильную длину и угол наклона горы, чтобы обезопасить катание. В общем, первое испытание завершилось переломом обеих щиколоток зобронавта, из-за чего Эберсоль очень расстроился и, несмотря на уговоры друзей, отказался от этой затеи. Несколько позже архитектор все же создал шестиметровую модель «Чудесной сферы», спустился в ней с горы Фудзияма (3776 м), прыгнул с десятиметрового водопада, оставшись целым и невредимым, но почему-то развивать зорб дальше так и не стал.

В 1991 году в фильме «Доспехи Бога—2» засветился зорб конструкции Йозефа Швайцера. В одном из эпизодов фильма Джеки Чан удирает от индейцев как раз в таком шаре. После этого вплоть до 1994 года про зорб никто ничего не слышал. И только когда в середине 90-х парни из Новой Зеландии запустили шары в серийное производство, попутно присвоив себе авторство изобретения и назвав чудесную сферу зорбом, весь мир узнал, что же это такое, неизвестная орбита (во многих странах именно буква «z» является символом неизвестности: z-orb = неизвестная орбита).

В Россию зорб привез отечественный бизнесмен Монтай Иманов. Когда в 2001 году Монтай впервые прокатился в зорбе (а было это в Новой Зеландии), то понял, что в России чудо-шар ждет большое будущее. Он так загорелся этой идеей, что не просто привез шары, чтобы катать людей, но организовал собственное производство зорбов, в том числе специальных, предназначенных для русской зимы. Кстати сказать, Иманов считает, что зорб был создан гораздо раньше 70-х, по крайней мере сама идея — поместить человека в шар — принадлежит Леонардо да Винчи, вспомните его знаменитого «Витрувианского человека».

Лавина эмоций

Никакие слова не смогут передать ту лавину эмоций, которая накатывает на тебя после того, как ты скатился с горы в зорбе. Шар неконтролируемый, и управлять его скоростью и направлением движения невозможно. Если уж ты влез внутрь, то назад дороги нет.

Пройдя уйму тестов и испытаний, зорб доказал свою безопасность при соблюдении простых правил: внутрь можно залезать только взрослым людям в здравом уме и трезвой памяти — маленькие дети могут сильно перепугаться (хотя уже и для них созданы небольшие зорбы — киндерзорбы), не рекомендуется это беременным женщинам и тем, чей вес превышает 90 кг.

После того, как вы залезли в зорб, необходимо пристегнуться к страховочной системе (навеске), которая впаяна во внутреннюю сферу. Опасаться того, что вас стошнит во время спуска, не стоит — подобного еще ни с кем не приключалось. Некоторые переживают, что шар наедет на какой-нибудь острый предмет и лопнет — такого тоже не случится. Если даже с оболочкой шара вдруг что-нибудь произойдет, он не лопнет, а спокойно докатится до конца трассы — зорбонавт останется цел и невредим. Любой прокол ликвидируется за десять минут при помощи заплаток и специального клея.

Как только тело зорбонавта прочно зафиксировано в камере (ремни на животе застегнуты, руки и ноги вставлены в специальные петли), зорб готов к спуску. То, что происходит потом, трудно описать словами: шар начинает движение, горизонт стремительно надвигается, затем на тебя накатывает земля, небо, опять горизонт, мир вокруг превращается в месиво, разобрать ничего невозможно, а шар к этому времени набрал скорость, тебя буквально вплющило центробежной силой в сферу, так что ты и зорб — это уже нечто единое.

Шар останавливается, и именно тогда тебя захлестывает лавина эмоций. Понимаешь, насколько иллюзорно восприятие, и оказывается, что совсем не мир крутится вокруг тебя, а это ты пыжишься, как белка в колесе. Думаешь и о том, как на самом деле мало ты знаешь о своем организме — твои органы чувств еще многое способны воспринять! А потом ты вылезаешь из зорба и с горящими глазами бежишь на горку снова, только теперь просишь, чтобы тебя прокатили по-другому — спиной вперед.

Зорбы бывают разные, и каждый по-своему интересен: в гидрозорбе, например, снимают навеску, заливают во внутреннюю сферу ведро воды и пускают тебя со всем этим хозяйством вниз; водный зорб тоже без навесок — его спускают на воду, человек забирается внутрь, встает в полный рост и начинает... шагать. Не часто, признаться, увидишь, как человек по воде ходит. Это летне-весенние варианты, у нас же, как известно, большую часть года — холода, а потому snow-zorb для России просто идеален.

Выполненный из особого материала, не теряющего свои свойства (эластичность и прочность) на морозе, снежный зорб по комфорту и техническим параметрам ничем не уступает своим летним друзьям, а по драйву и обилию эмоций, может, где-то и переигрывает их. Дело в том, что в условиях зимы для зорба можно построить идеальную трассу — half-pipe (хаф-пайп). Шар в пайпе разгоняется сильно, вылететь никуда не может и останавливается четко на отбойнике (особая конструкция как раз для торможения). Монтай Иманов говорит, что в прошлом году запускали пробные образцы в Новопеределкино (тамошний хаф-пайп как раз то, что надо) — народу понравилось! Так что в эту зиму ждут очередей, тем более что стоит экзотическое удовольствие 350 рублей за один спуск.

Ноосфера

Именно так Монтай Иманов хотел назвать отечественные зорбы, но в итоге было решено оставить оригинальную версию. Опыт показывает, что каждый человек воспринимает зорб очень индивидуально: для одного это не больше чем аттракцион, для другого — вид экстремального спорта, для третьего зорб — не иначе как диковинная конструкция, четвертый увидит в нем настоящую философию или даже мировоззрение. «Восприятие зорба многоуровнево, — говорит Иманов. — Вот недавно на меня из Томска вышли ребята — они то ли андеграунд-художники, то ли концептуалисты. Так вот они выбрали зорб в качестве концептуального символа нового мышления — четырехмерного. По-ихнему жесткая рациональность черного квадрата Малевича разрывается идеальной фигурой (сфера) — зорбом, содержащим в себе, в свою очередь, еще одну идеальную фигуру... и дальше в таком же роде».

«Прокатившись в зорбе, действительно испытываешь сдвиг в сознании, — рассказывает Иманов. — Некоторые даже говорят о некоем новом мировосприятии посредством зорба. К примеру, один из величайших шоу-менов планеты Питер Габриэл использовал зорб в одном из своих турне. Сначала на зачехленный шар проецировался огонь, затем из него рождалась голубая планета — чистая, спокойная, без границ и континентов, а затем чехол снимали, и Питер, зайдя внутрь и продолжая петь, катался в зорбе по сцене».

По словам Иманова, в Европе уже существуют зорб комьюнити, организующие совместные покатушки. В России у зорба большое будущее. В скором времени он поступит в свободную продажу, но стоить удовольствие будет дорого, ведь все комплектующие — иностранного производства. Назвать точную дату выпуска зорба и его стоимость пока невозможно, однако всегда работает сайт www.zorb.ru, где можно узнать самые свежие новости. А пока зорбы еще не лежат на прилавках спортивных магазинов, собирайте своих друзей и езжайте в Новопеределкино — переворачивать представление о реальности!

12 декабря 2005

Комментарии

Александр
06.04.2009
0
Зорб из TPU 0.7 мм.
Внешний диаметр 3.3 м, цена 125.000 руб.
Внешний диаметр 3.0 м, цена 120.000 руб.
Внешний диаметр 2.8 м, цена 115.000 руб.

Зорб из PVC 1.0 мм.
Внешний диаметр 3.3 м, цена 120.000 руб.
Внешний диаметр 3.0 м, цена 115.000 руб.
Внешний диаметр 2.8 м, цена 110.000 руб.

В комплект входит электрический насос, подвеска для крепления зорбонавта и набор для ремонта.
Масса одного шара приблизительно 70 кг.
Цены указаны с учетом НДС и доставкой в пределах Москвы.
Aleksandrl@chudesa.biz
Стол
17.04.2009
0
Зашибись..., но цена!
Дэн
04.05.2009
0
гарантия есть на изделия? Кто производитель? И темпиратурный режим эксплуатации подскажите? И по поводу сертификатов на изделие?
Данияр
16.07.2009
0
мне нужны ваши контактные телефоны
waif
16.01.2013
0
Ха... для лохов!

Похожие статьи

Планетарные втулки с внутренним механизмом переключения передач
28 апреля 2005
Новости

Планетарные втулки с внутренним механизмом переключения передач

Эта статья посвящена самому важному элементу привода велосипеда — втулке. Одной из разновидностей является втулка с планетарным механизмом переключения передач. Название «планетарные» втулки получили за свои конструктивные особенности. Весьма сложный механизм, состоящий более чем из 40 деталей, действительно напоминает планеты солнечной системы, вращающиеся по определенной траектории.

Поколесим?
24 марта 2004
Обзоры

Поколесим?

Слалом на роликах в России пока явление редкое: нет у нас регулярных соревнований, организовывают их хаотично, опытных тренеров раз два и обчелся... Зато в Европе это уже давным-давно привычный вид спорта. Там масса специализированных клубов, есть федерация роллерспорта, регулярно проходят соревнования, как международного, так и «внутреннего» масштаба.

Четырехколесный внедорожник
28 апреля 2005
Советы

Четырехколесный внедорожник

С появления маунтинборда в России прошло четыре года. За это время возникла целая армия маунтинбордеров: пять энтузиастов в Москве в 2001 году, сейчас — около тысячи катающихся. За последний сезон (середина апреля — ноябрь) уровень отечественного маунтинбординга резко скакнул вверх. Мастерство наших бордеров позволило им выступить на международных соревнованиях.

Танцы на велосипеде
24 марта 2004
Советы

Танцы на велосипеде

ФИЛОСОФИЯ Триал, не только велосипедный, зародился как спорт, связанный с преодолением препятствий на колесной технике (такими, как бездорожье, природные ландшафты и сложные грунтовые трассы с поваленными деревьями, огромными валунами, крутыми обрывами). Сейчас природные трассы более интересны фрирайдерам.

По горам, по холмам
24 марта 2004
Советы

По горам, по холмам

История возникновения В 1993 году два американских сноубордиста, Патрик МакКоннелл и Джейсон Ли, очумев от безделья во время летнего межсезонья, скрестили в одной из мастерских скейт, сноуборд и маунтинбайк. Этот беспрецедентный гибрид был назван All Terrain Board (доска для любых поверхностей), название mountainboard (горная доска) появилось чуть позже.

Сервис сделал - ныряй смело
5 ноября 2004
Советы

Сервис сделал - ныряй смело

Армия дайверов с каждым годом в нашей стране становится все больше и больше. Также растет количество вопросов, связанных с дайверским снаряжением, особенно — его обслуживанием. Об этом всем мы расспросили технического специалиста, старшего инструктора-испытателя водолазного снаряжения ВМФ России, инструктора PADI, CMAS Алексея Ястребова.

Тренировка по-итальянски
12 декабря 2005
Новости

Тренировка по-итальянски

Хорошая физическая форма для современного человека уже давно не просто мода, а залог активной и успешной деятельности. Тренажеры дают и взрослым, и детям уникальную возможность тренироваться в удобное время вне зависимости от погодных условий. Однако многие ошибочно полагают, что покупка качественной модели обязательно приведет к ощутимой дыре в семейном бюджете.

Коня на скаку остановит
24 марта 2004
Обзоры

Коня на скаку остановит

В Средневековье конь помимо своего хозяина в доспехах носил на себе и собственное «железо». С тех пор жизнь лошади стала проще, а экипировка доступнее. АРСЕНИЙ ШПАКОВСКИЙ. Мастер спорта, обладатель Кубка России 2002 года и абсолютный чемпион России по конкуру 2003 года. Сегодня он на своей любимой лошади по кличке Обзор.

И опять №1 в настольном теннисе
5 ноября 2004
Новости

И опять №1 в настольном теннисе

Есть фирмы-мотыльки, которые берутся ниоткуда, много шумят о себе и пропадают в никуда. А есть фирмы, которые ведут себя на рынке достойно, спокойно, имеют непревзойденный авторитет среди любителей и профессионалов и никогда не стоят на месте, всегда идут в ногу со временем, совершенствуя то, что имеют, и создавая то, чего нет у других.

Подмосковный марш-бросок
24 марта 2004
Обзоры

Подмосковный марш-бросок

В ноябре 2003 года мне довелось принять участие в интересном соревновании по спортивному ориентированию под названием Московский марш-бросок, точнее ММБ2003-LITE. Почему «LITE»? Потому что весенний марш-бросок проводится по полной программе: дистанция вдвое больше, и идется она в два этапа, с промежуточной ночевкой.