Подмосковный марш-бросок

24 марта 2004

В ноябре 2003 года мне довелось принять участие в интересном соревновании по спортивному ориентированию под названием Московский марш-бросок, точнее ММБ2003-LITE. Почему «LITE»? Потому что весенний марш-бросок проводится по полной программе: дистанция вдвое больше, и идется она в два этапа, с промежуточной ночевкой. Почему «марш-бросок»? Потому что в отличие от обычных соревнований, когда бегут налегке, здесь на маршрут выходят с полной выкладкой — еда, одежда, спальник, палатка. Количество человек в команде не ограничено, от одного до бесконечности. Главное, чтобы команда не разделялась и через контрольные пункты проходила в полном составе. Разрешено использовать GPS. Это хоть и отражается в протоколе, но никакого отдельного зачета или гандикапа нет. Как это ни удивительно, но в подобных соревнованиях GPS не дает заметного выигрыша. Во всяком случае, никто из призеров GPS не применял.

ОТПРАВЛЯЕМСЯ НА ПОИСКИ СТАРТА

Как хочется спать, какая же сволочь звонит так рано?! А... это будильник. Встаю, иду на кухню — чайник еще не совсем остыл с вечера. Да, плохо быть совой. Наташа, моя жена, хоть и жаворонок, тоже не в своей тарелке. Окончательно просыпаемся часа через два, уже в электричке. Уже приехали. Электричка отправляется дальше, оставив полсотни человек — участников марш-броска. До точки старта еще километров семь — что-то вроде отборочного тура — кто не сможет достаточно быстро найти старт, тому нечего делать на основном маршруте. До Москвы километров сто, но на всем маршруте населенка видна всего два раза, и то издалека. Если какой-нибудь одиночный участник получит травму, то дело плохо. Поэтому каждой команде рекомендовалось иметь по мобильнику.

Наконец добрались до старта. Там нас встречают организаторы соревнований Слава Завьялов и Саша Тонис. Саша приехал на велосипеде — на нем он в обход пикетов доберется до финиша быстрее первого участника.

ОКАЗЫВАЕТСЯ, НАДО БЕЖАТЬ?

Мы никогда раньше не принимали участия в соревнованиях по ориентированию. И вот купились на заманчивые рассказы участников и судей весеннего марш-броска. Красивая природа, ночевка на свежем воздухе. Правда, еще рюкзак с палаткой и спальником — налегке не побегаешь.

Нам тут все в диковинку, расспрашиваем, как хоть эти КП выглядят. Оказалось, кусок ярко-зеленой тряпки примерно 30х40 см со светоотражающей нашивкой для ночного ориентирования. Старт на заболоченном лугу около дороги. Сыро, нормальных дров нет, но пока ждали участников, приехавших на другой электричке, кое-какой костерчик развели.

Старт открыт. Судья записывает время выхода команды на маршрут, выдает карту и контрольную карточку, которую надо компостировать на каждом КП. Получаем карту и потихоньку начинаем идти, пытаясь на ходу разобраться в карте. Из задумчивости нас выводят пробегающие мимо нас с огромной скоростью Марина Галкина и Дима Бережецкий — команда «Дмитриевцы», стартовавшие после нас. Оказывается, на ориентировании, даже на таком, с туристским уклоном, надо бегать, а не ходить. Пытаемся не упустить Дмитриевцев из виду в надежде, что они выведут нас на КП 1 — они все-таки люди опытные. Но где там, Марина и Дима в Дмитриевских лыжных походах тропят, а мы еле-еле в хвосте плетемся.

ТЫ МНЕ КАРТОЧКИ НЕ КОМПОСТИРУЙ

Перевалили через холм — «Лес стеной впереди — не пускает стена». Лидеры убежали вперед, «хвосты» отстали. Лес относительно простой для движения, без буреломов и густого подлеска, но довольно сложный для ориентирования. Указанные на карте просеки никак не находятся. Поблуждав, мы уже отчаялись найти КП 1 и решили идти сразу на КП 2. Но тут между деревьев мелькнуло что-то ярко-розовое. Это оказалась пенка, привязанная снаружи рюкзака. Постепенно со всех сторон стал подтягиваться народ. Видно, КП 1 оказался крепким орешком. Кто-то бегал вправо-влево, кто-то шел вперед, надеясь, что если они промахнутся, то нашедшие КП обгонят, и они вернутся, а кто-то безуспешно пялился на экран GPS. А остальные — таких было большинство — просто кучковались в центре событий, устранившись от активных действий. Надо признаться, что мы присоединились к последней группе, но именно Наташа первой заметила заросшую просеку. Толпа ломанулась за нами, и довольно быстро все вышли на КП. У компостера образовалась очередь! Так вот он какой, северный олень... Теперь-то мы знаем, что и как искать. Вперед! На второй КП мы шли быстрым шагом исключительно по просекам, без азимутания. КП 2 был прямо у тропы и нашелся легко. А вот расположенный всего в полутора километрах КП 3 опять оказался проблемой. В легенде сказано «устье ручья». На карте в окрестности КП есть только один ручей, как потом оказалось, не тот. Зато по левому берегу много оврагов, по некоторым текут мелкие ручейки. Правый берег заболочен, там тоже вполне может прятаться не один ручей (по одному из них мы и подошли к речке). Речка Речма небольшая и неглубокая, но так как непонятно, на каком берегу КП, то приходилось переходить ее несколько раз.

GPS ВЫВЕЛ НА КУЧУ МУСОРА

Постепенно снова подтянулись «хвосты». По обоим берегам в режиме броуновского движения слоняется народ. GPS снова подвел своих обладателей. Наверное, плохо привязались к карте, так как GPS вывел их на верховья оврага, как раз к куче мусора. Побегав вверх-вниз по ближайшим овражкам, решаем, что надо дойти до ручья, который есть на карте, хотя он в стороне от расположения КП. Похоже, такая мысль приходит в голову не только нам — догоняем пожилого участника. Наш берег понижается и становится заболоченным. Тут я промочил ноги — да, думаю, не зря я одел неопреновые носки. Так что когда КП обнаружился на противоположном берегу, я не стал, рискуя свалиться, перебираться по обледенелому бревну, а ломанулся вброд, произведя тем самым впечатление на «ветерана» и Наташу.

Прокомпостировали карточки, поднялись от речки наверх, оглянулись — вдоль берега по нашим следам двигается остальная толпа. Углубляемся в лес, «ветеран» пошел куда-то вбок, и, как пел Макаревич, «каждый пошел своею дорогой».

СЛЕДЫ НЕВИДАННЫХ ЗВЕРЕЙ

Лес дикий, следов человека не видно. Зато зверей много — не удивительно — рядом Приокско-террасный заповедник. Постоянно встречаются следы кабанов и каких-то мелких парнокопытных, типа косули. А один раз даже промелькнула впереди большая серая тень. Лось, а может зубр, удрал из заповедника.

Наконец поймали просеку на юг. Не ней явно свежие следы туристических ботинок. Но вот развилка — на юго-восток (в нужном для нас направлении) отходит еще одна просека, а следы идут прямо. Мы решили идти своим путем и не пожалели — тропа вполне проходимая, и срезали мы почти километр. Вышли на грейдер восток-запад. Дорога приличная, идти одно удовольствие. И тут через дорогу перебежала лиса. Пока рассматривали ее следы, мимо нас, не останавливаясь, пробежал человек. Мы подумали-подумали и тоже побежали, но бегуна не догнали.

ТАМ НА НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖКАХ

Но вот своротка к КП 4. Контраст просто убийственный — после хорошей дороги у нас на пути заболоченная вырубка, а потом и серьезное болото. Проламывая тонкий ледок, на каждом шагу проваливаемся выше колена. Через особо глубокие места переношу Наташу на закорках — запасные штаны мы не брали. А я теплые штаны снял, иду в одних тонких капроновых. Главное, что ступни не мерзнут — ура неопрену! Вот, наконец, и лес, но, видимо, природа решила поиздеваться, устроив самый труднопроходимый участок почти у первых деревьев.

Идем, отдыхая после болота. А вот и КП, на перекрестке просек. Компостируем карточку, оглядываемся и видим, как по другой просеке к КП подходит тот самый бегун, что обогнал нас на грейдере. Все-таки не зря мы корячились на болоте! Он-то явно сделал большой крюк, а мы опять срезали.

После КП 4 мы несколько раз пересекали старые заросшие вырубки. Просека то терялась, то находилась вновь. Бегун нас догнал, и некоторое время мы шли вместе. Но вот нормальный лес кончился, началось поле с зарослями березок и ивняка. Мы притормозили, пытаясь сообразить, как же нам лучше идти. Бегун задерживаться не стал и умотал по тропинке куда-то направо. Интересно, сколько еще раз он нас обгонит?

НЕ ЗНАЯ БРОДА - НЕ ЛЕЗЕМ В ВОДУ

Поле спускается в долину речки. КП 5 в лесу на противоположном берегу. Речка довольно глубокая, приходится искать брод. За речкой поле, между полем и лесом грунтовка. На ней видны следы велосипеда со злой широкой резиной. Не иначе как это «судейский байк» Саши Тониса. КП в глубине леса. Находим его по запаху дыма. КП5 не обычный КП, здесь промежуточный финиш. Сидит судья (Андрей Чупикин), регистрирует время прибытия, выдает карту второго этапа. Тех, кто не уложился в контрольный срок, на второй этап не выпускает. И поит всех чаем, за что ему большое спасибо. Хотя это чревато — некоторые могут расслабиться и забыть о том, что время отдыха не вычитается из результата. Так что, прохлаждаясь за чаем и беседой, мы пропустили вперед много народу. В том числе и бегуна. Он опять пришел после нас, но, выпив кружку чаю и съев шоколадку, сразу побежал дальше.

Не прошло и часа, как мы двинулись дальше. Кое-чему мы уже научились — вместо азимутания через лес вернулись на опушку и заложили крюк вокруг «полуострова» леса. И довольно быстро нашли нужную просеку. А по ней нам навстречу шла команда, ищущая КП 5! Потом был длинный прогон по лиственному лесу. Листья уже все опали, деревья стояли голые, а ноги зарывались в опавшую листву. Болота закончились, местность сильно изменилась, стали попадаться выходы известняка. Видели даже озерцо, расположенное в углублении, напоминающем карстовую воронку. Или заброшенный карьер. Только таких маленьких известняковых карьеров не бывает.

ПОД ПОКРОВОМ ТЕМНОТЫ

КП 6 был последний, который мы нашли при дневном свете. А дальше началось самое интересное. Во-первых, при поисках КП 7 стемнело окончательно. Во-вторых, если до сих пор все контрольные пункты были расположены примерно вдоль одной линии, то с КП 6 до финиша КП 10 можно было идти разными путями. Мы этого не знали. Например, некоторые от КП 7 сразу ушли на финиш. Они получили 3 часа штрафов за не взятые КП 8, 9 и 10, но результат показали лучший, чем мы. Вот она, тактика соревнований! Мы же из-за темноты побоялись выполнить даже запланированный элементарный тактический прием — разделение группы и радиальный выход на поиск КП 7 одного человека налегке, без рюкзака. Пока мы искали просеку в сторону КП 7, мимо нас бодро прошагал человек с фонарем Petzl Duo LED и альпинистскими складными палками. Наконец мы нашли нечто, много лет назад бывшее просекой. Почти километр мы продирались в темноте через разнокалиберные завалы, стараясь не потерять следы просеки. И вдруг где-то слева между деревьев мелькнул мертвенно-голубоватый свет светодиодного фонарика. Мысль, что мы не одни тут корячимся, немного ободряла. Еще больше радовало то, что просека, несмотря на то что она такая отвратительная, просто азимутается. Постепенно фонарик приближался, значит, мы шли не совсем параллельно, наши пути должны были пересечься. И вдруг наша ужасная просека под острым углом выходит на отличную лесную дорогу, по которой бодро шагает все тот же «альпинист» с палками. Еще немного, и мы на КП 7. Видим фонарики, удаляющиеся от КП в противоположном направлении.

НУ ВСЕ, ФИНИШ!

КП 8 нашелся довольно быстро. Мы шли по одному берегу оврага, а КП 8 был на противоположном, и светоотражающая лента ярко светилась в лучах фонарей. На КП 9 мы пошли не по тропам и просекам, а по берегу оврага, на котором он и был расположен. Его мы нашли быстро. А вот КП 10 оказался самым сложным. Тропа от КП 9 на финиш идет вдоль русла ручья, а КП 10 находится в глубине одного из многочисленных оврагов, впадающих в этот ручей слева. Оврагов разного калибра оказалось гораздо больше, чем на карте. Каждый из них отнимал уйму времени, физических сил и уверенности. Наконец попался овраг, наиболее густо иллюминированный блуждающими фонариками. Чем именно этот овраг был более привлекателен, чем предыдущий, я так и не понял. Но «сто тысяч леммингов не может ошибаться». Мы и «альпинист» тоже присоединили наши фонарики к общему хороводу. Мы долго блуждали по оврагу, глядели в карту и на компас, но голова уже давно перестала соображать. Через полчаса бесплодных поисков решили идти на финиш. Да и фонарики у нас начали садиться.

На финише выяснилось, что: 1) призовые места нам все равно не светят. Если мы сейчас финишируем, то с учетом штрафа за КП 10 будем девятыми; 2) тех, кто ночью найдет этот десятый КП, судьи угощают коньяком; 3) «альпинист» не захотел сдаваться и решил вернуться. Мы спрятали рюкзаки недалеко от финиша и пошли обратно в тот овраг. КП мы нашли. Но пока его искали, с 9 места откатились на 14.

Ну все, финиш! Наконец-то можно никуда не торопиться, отдохнуть, приготовить нормальную еду. Лежа у костра, мы лениво посматривали на финиширующих. И тут увидели команду, которую надо бы поставить на первое место в отдельном зачете. Команда «Ясли» состояла из папы, мамы и трехлетнего ребенка, правда, мирно спящего за спиной у мамы в специальном рюкзаке.

24 марта 2004

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Снимайте больше & лучше с SEA&SEA
Новости

С каждым годом дайвинг как активный вид отдыха приобретает все большую популярность среди россиян. Особенно среди тех людей, которые снимают свои путешествия в подводный мир на фото и видео. Хотя и говорят, что снимает не камера, а фотограф, но, не имея хорошей фотоаппаратуры, последний всегда будет ограничен в свободе съемки.

Ударим слаломом по российскому бездорожью
28 апреля 2005
Советы

В декабре 2004 года в России была создана Федерация роллер спорта (ФРС), что позволило выйти роликовому спорту в нашей стране на более серьезный уровень. А в феврале уже этого года ФРС организовала в Москве этап соревнований Чемпионата Европы 2005, что стало самым значительным событием в истории российского роллер спорта.

Персональный авиатранспорт
12 декабря 2005
Советы

Парамотор дает невероятное ощущение абсолютной свободы движения: позволяет «скользить» буквально в десятке сантиметров над колосящейся пшеницей, тут же подняться и заложить вираж над кромкой деревьев, снизиться снова. Любой объект — как на ладони. Облететь по периметру, приблизиться сверху, сбоку, снизу — это все равно, что рассматривать предмет, держа его в руках.

Очи черные
Советы

ЛУЧИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ Из всей доступной нам информации три четверти мы получаем через глаза. Солнце посылает на Землю электромагнитные лучи, которые принято делить на ультрафиолетовые, инфракрасные и лучи видимого света. Ультрафиолетовые лучи — УФ (UV) Ультрафиолетовые лучи делят на три подгруппы: UVC (200—290 нм), UVB (290—320 нм) и UVA (320—380 нм), длины волн измеряются в нанометрах.

Новинки SCHWINN 2004
Новости

SCHWINN Frontier ТИП: горный велосипед, кросс-кантри (хардтейл). РАМА: Cro-mo. Hi-Ten. ВИЛКА: Cro-mo. Стальная, жесткая. КОЛИЧЕСТВО СКОРОСТЕЙ: 21. ПЕРЕДНИЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ: Shimano С-051. ЗАДНИЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ: Shimano TX-50. РУЧКИ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЕЙ: Shimano Easy Fire. ТОРМОЗА: тип V-brake, прямая тяга. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ: прочная хромомолибденовая рама.

В погоне за невесомостью
5 ноября 2004
Советы

Группа сноубордистов только что высадилась на горе Скалистая в районе Вилючинского вулкана на Камчатке. Сноубордисты готовятся к спуску. Вертолет улетает вниз, чтобы встретить их у подножия Говорят, что гору покорить нельзя, она не подчиняется никому — с ней можно только дружить. Если пытаться одолеть гору — плохое поверье, то к вулкану уж и подавно надо относиться с уважением — он ведь живой, особенно если действующий.

Не храните коньки на полке, или практические советы новичкам
Советы

Как выбрать свои самые первые ролики? Покупать ли полный комплект защиты или сэкономить? Где лучше всего кататься? С этими вопросами мы обратились к Кириллу Рязанцеву, в роллерских кругах известному более как «ReKiL». Этот человек — профи в своем деле, к тому же опытный тренер, который уже несколько лет посвящает в эту «науку» все новых и новых людей.

TORNEO: Тренажеры для всей семьи
Новости

Беговая дорожка Torneo Sprint $349 Кто не хочет быть красивым и здоровым? Не нужно говорить, что этого хотят все. Только кто-то лежит на диване и мечтает, а кто-то бегает по утрам. Эта статья будет одинаково полезна и тем и другим, ведь разговор пойдет о тренажерах. Древние говорили «Нельзя совместить несовместимое», когда-то давно это было правдой, когда-то давно, но не сейчас.

Одна на краю света!
28 апреля 2005
Обзоры

— Марина, скажи, как у тебя зародилась идея пересечь чукотский полуостров в одиночку: что тобой двигало — желание поставить рекорд или желание побыть наедине с дикой природой? — Романтика дальних странствий, созерцание окружающей природы, погружение в нее сочетается во мне со стремлением к спортивным рекордам.

Душа Севера
5 ноября 2004
Советы

Вход в рай, по чукотским представлениям, охраняют ездовые собаки. На этот древний промысел не повлиял технический прогресс. Передвигаясь на собачьей упряжке, не просто любуешься красивыми пейзажами, ты будто становишься частью природы. Недаром собачью упряжку называют Душой Севера. Из истории ездового собаководства Благодаря ездовым собакам были совершены многие географические открытия и освоение человеком Арктики.