Планетарные втулки с внутренним механизмом переключения передач

28 апреля 2005

Эта статья посвящена самому важному элементу привода велосипеда — втулке. Одной из разновидностей является втулка с планетарным механизмом переключения передач. Название «планетарные» втулки получили за свои конструктивные особенности. Весьма сложный механизм, состоящий более чем из 40 деталей, действительно напоминает планеты солнечной системы, вращающиеся по определенной траектории.

Лидер производства таких втулок — американская корпорация SRAM, которой принадлежит (с 1997 г.) хорошо известная автомобилистам и велосипедистам фирма Sachs Bicycle Components. Также широкое распространение получили планетарные втулки японской корпорации SHIMANO на 3 и 8 передач. Так, например, новая втулка SHIMANO NEXUS INTER-8 имеет увеличенное передаточное отношение 307% по сравнению с предыдущей моделью INTER-7 (244%).

Первые планетарные втулки (250 000) были произведены фирмой Sachs в 1904 г. Это были 2-скоростные втулки «Торпедо». А уже в 1914 г. было продано свыше 833 000 шт. В 1943 г. 67% производственных площадей компании на европейской территории были разрушены, и Sachs находилась на грани банкротства. Несмотря на это в конце 1945 г. производство было восстановлено. В послевоенные годы в компании неоднократно происходили структурные изменения, а в 1997 году корпорация SRAM приобрела фирму Sachs Bicycle Components и инвестировала более миллиона долларов на развитие этого направления.

На сегодняшний день SRAM-SACHS выпускает втулки с 3, 5, 7 передачами и внутренней тормозной системой, а также есть вариант 3-5-7-скоростной втулки безтормозного типа и с тормозом роллерного типа. Недавно освоено производство втулки типа Dual-Drive 7х3 и 8x3 и 9х3, представляющей собой комбинацию из планетарной втулки на 3 передачи, на которой установлена кассета из 7/8/9 звезд. Классический наружный переключатель, установленный на раме, перемещает цепь по звездам кассеты. В итоге получается 7х3=21, 8х3=24, 9х3=27 сочетаний передач. Аналогичная система выпускается корпорацией SHIMANO и называется INTEGO. Привод состоит из 3-скоростной втулки INTER-3 и устанавливаемой на нее 8-скоростной кассеты LinkGlide (11-33 зуба).

На сегодняшний день лидер по количеству передач, установленных на планетарную втулку, — ROHLOFF (Германия). Фирмой выпускаются различные варианты втулок на 14 передач (диапазон передаточных чисел — 526%). Это безтормозные втулки, имеющие герметичный корпус, выполненный из высококачественного алюминиевого сплава, в котором собран планетарный механизм переключения скоростей. Конструкция втулки не требует обслуживания в течение всего срока службы. И не случайно на верхней модели трекингового велосипеда ST 1999 от концерна PANTHER WERKE установлена именно такая втулка.

ПРЕИМУЩЕСТВА ПЛАНЕТАРНЫХ ВТУЛОК

1. Достаточно высокий диапазон передаточных чисел. Для сравнения — набор звезд 42-32-22 и кассета 11-30 у внедорожного велосипеда, как нетрудно посчитать, имеют диапазон передаточных чисел 520%. Так для 7-скоростной втулки суммарный диапазон составляет 303%. Причем если считать четвертую передачу за прямую (100%), то относительно нее есть передачи пониженные (первая — 57%), и повышенные (седьмая –174%). Проще говоря, на велосипеде с такой втулкой можно успешно разогнаться как по шоссе, так и преодолеть крутой подъем и бездорожье. У 5-скоростной и 3-скоростной втулок диапазон передач меньше — 249% и 186% соответственно, но зато эти втулки легче и дешевле. У втулок Dual drive 7x3 диапазон передаточных чисел 434%, а у втулок 8х3 и 9х3 и того более. В лидерах сегодня — втулки ROHLOFF — 526%.

2. Быстрое и точное переключение передач с четкой фиксацией положения ручки переключателя. В отличие от механизмов с наружной системой переключения передач, данная система позволяет переключаться стоя на месте, хотя непосредственно переключение произойдет уже в движении.

3. Минимальное обслуживание. Как указано в инструкции по эксплуатации, втулка является необслуживаемым компонентом. Единственное предупреждение сводится к тому, что при мойке велосипеда водой под сильным напором не следует направлять струю на втулку. В процессе эксплуатации, возможно, потребуется регулировка управляющего привода, иначе говоря, регулировка натяжения тросика, которому свойственно растягиваться. Механизм втулки имеет пылевлагозащищенную конструкцию, но грязевые ванны все равно нежелательны. Обслуживание такого привода минимально и сводится к поддержанию в чистоте и смазке цепи.

4. Использование самой простой и прочной цепи, как на обычных дорожниках, которая работает «напрямую» без перекосов, не перемещаясь по звездам, как в случае с наружным механизмом, и как следствие очень высокий ресурс компонентов привода — передняя звезда/цепь/задняя звезда. Блок передних звезд упрощается до одной звезды, и отпадает необходимость в переднем переключателе и манетке.

5. Торможение ногами будет преимуществом, если велосипедист пересаживается с обычного дорожника — не надо переучиваться тормозить. Хотя следует понимать, что торможение только одним колесом всегда менее эффективно, чем двумя. Как правило, на таких велосипедах всегда установлен передний ручной тормоз. Но подавляющее большинство по разным причинам им не пользуются. Поэтому мы и говорим о торможении только задним колесом, что в корне неверно (представьте автомобиль, у которого не работают тормоза передних колес). В то же время в рассматриваемом случае об эффективности торможения можно забыть, если предполагается спокойная езда, без рывков и гонок. А именно для такой езды и предназначены велосипеды с внутренним приводом и планетарной втулкой.

В то же время наиболее высокоэффективными в смысле КПД являются втулки без внутреннего тормозного механизма. На моделях велосипедов с безтормозными планетарными втулками устанавливаются любые ободные или дисковые тормоза в зависимости от класса велосипеда и его назначения.

Как и любой механизм, привод с планетарной втулкой наряду с достоинствами имеет ряд недостатков, которыми в известных случаях можно пренебречь.

Следует иметь в виду, что стоят планетарные втулки в комплекте с манетками недешево, особенно это касается многоскоростных втулок, особенно ROHLOFF.

К относительным недостаткам следует отнести довольно большой вес (например, 7-ск. тормозная втулка весит около 1700 г.). Трение качения тормозной втулки по сравнению с втулками свободного качения (безтормозные с наружным переключателем) выше. Именно эти причины не позволяют широко применять такой привод в спортивных велосипедах, хотя в настоящий момент появились сообщения о применении «планетарок» в гоночных моделях.

Конструкция втулки очень сложная, и производитель настоятельно не рекомендует самостоятельную разборку. Лучше доверить это специалисту. Справедливости ради надо отметить, что неисправности внутреннего механизма встречаются крайне редко, а ресурс втулок весьма высок и превосходит ресурс многих компонентов и всего велосипеда в целом. По нашим наблюдениям, в основном проблемы связаны с неквалифицированным вмешательством и как следствие — поломкой наружных частей. Поэтому сами лучше не разбирайте планетарные втулки, а при необходимости снятия колеса внимательно ознакомьтесь с инструкцией по эксплуатации.

Подводя итоги рассмотрению достоинств и недостатков планетарных втулок, отметим, что велосипеды, укомплектованные такими приводами, очень популярны во многих европейских странах — Германии, Голландии, Франции и др. Такая сверхпопулярность объясняется прежде всего развитой сетью дорог отличного качества, широким использованием велосипеда как транспортного средства, несравнимо более высокой покупательной способностью европейцев и, пожалуй, нежеланием лишний раз возится с обслуживанием техники. Не случайно львиная доля велосипедов, выпускаемых европейскими производителями, такими как PANTHER WERKE, GAZELLE, ACCELL GROUP, STEVENS и многими другими, укомплектована приводами с планетарной втулкой.

На таком велосипеде предпочтительно прогулочное катание по парку, городу, проселочной дороге, поход умеренной сложности — словом, все, кроме экстрима и спорта.

28 апреля 2005

Комментарии

Наталья
06.05.2008
0
Отличная статья, очень помогла в выборе. Спасибо.
dimas
17.06.2008
0
И правда, хорошая статья, понял, что к чему. Сейчас как раз собрался покупать байк с 3-х скоростной тормозной планетарной втулкой (из принципа, т.к. колодкам я что-то не доверяю). Посмотрим, что он сможет...
А картинка с внутренностями ужаснула... Ни за что не рискну ТАКОЕ разбирать! Обратно потом за всю жизнь не соберешь)
Neformal
03.07.2008
0
Два года катаю дорожный вел с 3-скоростной втулкой SRAM с тормозом. Замечаний нет. Один раз разбирал (через год) для замены смазки - смазка в отличном состоянии.
Задние звездочки и цепи тупо подходят отечественные от дорожных велосипедов.
Единственно, что не нравится - большая "разбежка" по передаточным соотношениям: как будто переключаешь с звездочки на звездочку с разницей в 4-5 зуба (очень дискомфортно после обычных кассетников).
User
04.07.2008
0
непонятно, насколько легче станет езда по сравнению с односкоростной втулкой, например, по "воробьевым горам" в Москве
anonymous
07.07.2008
0
dimas
да соберешь, не беспокойся ;)
petrucha
30.07.2008
0
Конструкция 3-скоростной втулки SRAM очень простая. А вот разбирать 5-ти и 7-ми скоростные не рекомендую. Планетарные шестерёнки устанавливаются в особом положении - для этого нужен специальный инструмент (обойма)! Но за три года работы так и не пришлось ремонтировать планетарки. Разбирали их в основном только из-за разбитого правого подшипника. Выход простой - не перетягивать цепь!
Сергей
29.08.2008
0
Два года катаюсь на BergaMont Beluga Nexus 8 Gang, втулка Shimano Nexus Inter 8, мой вес большой 106-94 кг, люблю придавить педали покрепче. Втулка уже 2-ю тысячу км. терпит. Проблема бывает только одна - регулировка троса, когда он чуть вытягивается. Тогда минимум - проскакивают на несколько зубьев колеса в коробке, или вообще прокручиваются - это серьезно. Настройка на шифтере 2 минуты, или 5 минут поправить положение цилиндрика у втулки. Бывает, правда, это крайне редко.
Антон
30.08.2008
0
Спасибо за статью, помогла разобраться.
Андрей
04.11.2008
0
Наконец я это счастье нашел уряяя!!! Блогодарю за эту бесценную информацию)))
Biker-E
01.03.2009
0
Очень порадовало наличие заднего тормоза, то счастье, от которого я отвык, снова вернулось с планетарной втулкой.
Борис
05.04.2009
0
хорошая статья. спасибо
Andrew
22.04.2009
0
Прошло две недели как я купил bergamont beluga с втулкой SHIMANO NEXUS INTER-8. Очень доволен. Только хочу поменять заднюю звездочку на большее кол-во зубьев или переднюю на меньшее, т. к. используемый мною диапазон скоростей 1-6.
Санёк
30.04.2009
0
А за сколько вы покупали свои планетарные втулки?
Biker-E
14.05.2009
0
5500 р. Inter 8 с ножным тормозом.
Дмитрий
23.06.2009
0
хорошая статья! Особенно для меня, как новичка! Мне бы было интересно изучить ещё более подробно устройство втулки! Так что, уважаемые авторы, у вас есть повод создать ешё одну полезную статью!
Валерий
26.06.2009
0
спасибо, понял, что это не для меня))
Алексей
22.08.2009
0
Спасибо! Алексей.
Леонид
14.10.2009
0
Периодически разбираю и смазываю свою "трешку" Shimano Nexus. Устройство простое, а при зимней эксплуатации в Питере надо внутри полностью забить смазкой, заводской очень мало. Фирменную практически не купить, Литол-24 слишком густой - с ним плохо переключается. Замечательно подошел Фиол-1. Может он и не из списка рекомендованных фирмой, но точно лучше, чем окунание в жидкое масло, которое за 500 руб. продает velobig.ru
Санькин
28.01.2010
0
Напоминает двускоростную ручную дрель))
Иван
30.01.2010
0
Подскажите, совместима ли втулка
shimano intego, с 9 скоростной кассетой
shimano deore xt.
nikolai-9
25.02.2010
0
Я 18 лет, как езжу навтулках shimano nexus 3 4 7 и 8 sram 5и 7 sachs super7 и sturmey arcer 3и 5 скажу, что очень доволен, что умею все эти втулки, сам их обслуживаю.
nikolai_9
08.03.2010
0
nikolai9 ничего ужасного нет в этих втулках, просто нужно быть внимательней при разборке и сборке, правильно цепь подтянуть, в интернете есть сайты, где есть все для разборки и сборки втулок, хочу дать хороший совет, используйте качественную смазку педрос или тефлоновую смазку белого цвета, удачи всем.
nikolai_9
11.03.2010
0
Многие советуют графитовую смазку для втулок, ни в коем разе не делайте это, потом будет поздно лучше и безобидней смазки чем литол нет, если у нас нет более лучшей смазки педрос и тефлон белый цвет и еще хочу сказать доверяйте специалисту, а не шарлатанам, которые не умеют правильно спицу подтянуть и проволокой вяжут все, что можно хорошенько, подумайте над сказанным, удачи.
ANDYBAZ
11.03.2010
0
Еще в 1990 году за 20 долл купил в некрасовском садике и вставил в =САЛЮТ=...
до сих пор езжу... вещь!
Пётр
26.05.2010
0
1. Сколько стоит бестормозная трёшка? Задним тормозом не пользуюсь по морально-этическим и религиозным соображениям. 2. Подойдёт ли она к Спорту-Шоссе по ширине? Ответьте пожалуйста на е-майл.
Пётр
30.05.2010
0
Два года отъездил на 3-х скоростной, только вот цепь растянулась. Вопрос - как подтянуть цепь? Там же с одной стороны подходит трос переключения скоростей.
Игорь
30.05.2010
0
Фиол отличная смазка, но её в Екатеринбурге нет в продаже. Где купить?
Валентин
04.06.2010
0
Была такая, год отмучался и вернулся на традиционную, много минусов вот некоторые:
вес, дороговизна, не подходит для длительныых нагрузок , думайте!
Константин
11.06.2010
0
На спусках с перевалов эта втулка сгорает безвозвратна!Очень хороша для бабушек на равнине.
Дмитрий
20.06.2010
0
Вопрос: у меня велосипед типа стрит/дерт синглспид, есть ли какие-нибудь втулки такого типа, которые возможно поставить на подобный моему велосипед?

Похожие статьи

Потрогать небо руками
5 ноября 2004
Советы

Потрогать небо руками

«Бесовския воспарения на воздусях» — так называли первые эксперименты с воздушными шарами церковники. Но вот 2004 год — в подмосковном Дмитрове на самом большом в России аэростате в небо поднялся первый в истории отечественного воздухоплавания священнослужитель — благочинный церквей Дмитровского округа отец Роман.

"Матчасть"
28 апреля 2005
Обзоры

"Матчасть"

Спелеология — вещь довольно сложная и опасная, чтобы ей заниматься, надо иметь серьезную подготовку. Причем не только физическую, но и техническую, а также, я бы сказал, и психологическую. Ведь спелеологам приходится преодолевать отвесные колодцы до нескольких сотен метров глубиной, переплывать подземные реки и озера, проныривать сифоны, протискиваться через шкурники.

Опять скрипит потертое седло
24 марта 2004
Советы

Опять скрипит потертое седло

Человек приручил лошадь в третьем тысячелетии до нашей эры. С того времени она его неизменный помощник в военных и торговых переходах, охоте, спорте, развлечениях, хозяйстве. Лошадь даже оказывала влияние на моду. Именно благодаря этому замечательному животному мужчины надели брюки, одежду, на самом деле неестественную для них.

Ставь фишки, потанцуем!
28 апреля 2005
Советы

Ставь фишки, потанцуем!

Наверное, трудно придумать более демократичный вид активного отдыха, чем катание на роликовых коньках. Отсутствие специальных требований к местам катания и невысокая стоимость снаряжения делают ролики поистине народным видом досуга. Неудивительно, что за последние три-четыре года количество роллеров на улицах городов России растет, превышая самые смелые ожидания.

Жаль, что я не верблюд!
24 марта 2004
Новости

Жаль, что я не верблюд!

Часто приходится доказывать, что вы — не верблюд. Однако спортсмены завидуют этим «кораблям пустыни». Дело в том, что все, кто любит активный спорт и кому приходится перемещаться на длинные дистанции или активно двигаться, прекрасно осознают роль воды в обмене веществ. Вода используется для охлаждения тела, и вообще человек почти на 90% состоит из воды.

Под душем в куртке
5 ноября 2004
Тесты

Под душем в куртке

Мы задались целью протестировать водоотталкивающие пропитки для верхней одежды немембранных тканей. Наш тест состоит из двух частей: определение водонепроницаемости обработанных тканей (на приборе) и оценка водоотталкивающих свойств обработанной пропитками куртки в условиях, моделирующих дождь. Для второй части теста сеть магазинов «Спортград» предоставила нам немембранную куртку-ветровку Shoffel Palenque, которая стала главной героиней испытаний.

По горам, по холмам
24 марта 2004
Советы

По горам, по холмам

История возникновения В 1993 году два американских сноубордиста, Патрик МакКоннелл и Джейсон Ли, очумев от безделья во время летнего межсезонья, скрестили в одной из мастерских скейт, сноуборд и маунтинбайк. Этот беспрецедентный гибрид был назван All Terrain Board (доска для любых поверхностей), название mountainboard (горная доска) появилось чуть позже.

Все для тенниса, все для победы!
28 апреля 2005
Новости

Все для тенниса, все для победы!

В ноябре прошлого года в Санкт-Петербурге на арене спортивного комплекса «Юбилейный» прошел международный турнир по настольному теннису мировой серии Pro Tour — Eurosib St. Peterburg Open 2004. Впервые за последние годы в России проводилась столь представительная встреча спортсменов мирового класса. И не случайно соревнования подобного уровня привлекают внимание ведущих мировых производителей товаров для настольного тенниса.

Выбирай так, чтобы не обули
24 марта 2004
Тесты

Выбирай так, чтобы не обули

Исследовались 8 моделей беговой обуви разных фирм и с разными технологиями, любезно предоставленные фирмами-дистрибьютерами, и из личных запасов организаторов исследования: Adidas A3 Twin Stri, Ascot Husdon, Asics Gel-Nimbus V, Asics Gel-Fission, Brooks Beast, Kelme Kashimt, Puma Allure, Sprandi Dome Streetgame.