Планетарные втулки с внутренним механизмом переключения передач

28 апреля 2005

Эта статья посвящена самому важному элементу привода велосипеда — втулке. Одной из разновидностей является втулка с планетарным механизмом переключения передач. Название «планетарные» втулки получили за свои конструктивные особенности. Весьма сложный механизм, состоящий более чем из 40 деталей, действительно напоминает планеты солнечной системы, вращающиеся по определенной траектории.

Лидер производства таких втулок — американская корпорация SRAM, которой принадлежит (с 1997 г.) хорошо известная автомобилистам и велосипедистам фирма Sachs Bicycle Components. Также широкое распространение получили планетарные втулки японской корпорации SHIMANO на 3 и 8 передач. Так, например, новая втулка SHIMANO NEXUS INTER-8 имеет увеличенное передаточное отношение 307% по сравнению с предыдущей моделью INTER-7 (244%).

Первые планетарные втулки (250 000) были произведены фирмой Sachs в 1904 г. Это были 2-скоростные втулки «Торпедо». А уже в 1914 г. было продано свыше 833 000 шт. В 1943 г. 67% производственных площадей компании на европейской территории были разрушены, и Sachs находилась на грани банкротства. Несмотря на это в конце 1945 г. производство было восстановлено. В послевоенные годы в компании неоднократно происходили структурные изменения, а в 1997 году корпорация SRAM приобрела фирму Sachs Bicycle Components и инвестировала более миллиона долларов на развитие этого направления.

На сегодняшний день SRAM-SACHS выпускает втулки с 3, 5, 7 передачами и внутренней тормозной системой, а также есть вариант 3-5-7-скоростной втулки безтормозного типа и с тормозом роллерного типа. Недавно освоено производство втулки типа Dual-Drive 7х3 и 8x3 и 9х3, представляющей собой комбинацию из планетарной втулки на 3 передачи, на которой установлена кассета из 7/8/9 звезд. Классический наружный переключатель, установленный на раме, перемещает цепь по звездам кассеты. В итоге получается 7х3=21, 8х3=24, 9х3=27 сочетаний передач. Аналогичная система выпускается корпорацией SHIMANO и называется INTEGO. Привод состоит из 3-скоростной втулки INTER-3 и устанавливаемой на нее 8-скоростной кассеты LinkGlide (11-33 зуба).

На сегодняшний день лидер по количеству передач, установленных на планетарную втулку, — ROHLOFF (Германия). Фирмой выпускаются различные варианты втулок на 14 передач (диапазон передаточных чисел — 526%). Это безтормозные втулки, имеющие герметичный корпус, выполненный из высококачественного алюминиевого сплава, в котором собран планетарный механизм переключения скоростей. Конструкция втулки не требует обслуживания в течение всего срока службы. И не случайно на верхней модели трекингового велосипеда ST 1999 от концерна PANTHER WERKE установлена именно такая втулка.

ПРЕИМУЩЕСТВА ПЛАНЕТАРНЫХ ВТУЛОК

1. Достаточно высокий диапазон передаточных чисел. Для сравнения — набор звезд 42-32-22 и кассета 11-30 у внедорожного велосипеда, как нетрудно посчитать, имеют диапазон передаточных чисел 520%. Так для 7-скоростной втулки суммарный диапазон составляет 303%. Причем если считать четвертую передачу за прямую (100%), то относительно нее есть передачи пониженные (первая — 57%), и повышенные (седьмая –174%). Проще говоря, на велосипеде с такой втулкой можно успешно разогнаться как по шоссе, так и преодолеть крутой подъем и бездорожье. У 5-скоростной и 3-скоростной втулок диапазон передач меньше — 249% и 186% соответственно, но зато эти втулки легче и дешевле. У втулок Dual drive 7x3 диапазон передаточных чисел 434%, а у втулок 8х3 и 9х3 и того более. В лидерах сегодня — втулки ROHLOFF — 526%.

2. Быстрое и точное переключение передач с четкой фиксацией положения ручки переключателя. В отличие от механизмов с наружной системой переключения передач, данная система позволяет переключаться стоя на месте, хотя непосредственно переключение произойдет уже в движении.

3. Минимальное обслуживание. Как указано в инструкции по эксплуатации, втулка является необслуживаемым компонентом. Единственное предупреждение сводится к тому, что при мойке велосипеда водой под сильным напором не следует направлять струю на втулку. В процессе эксплуатации, возможно, потребуется регулировка управляющего привода, иначе говоря, регулировка натяжения тросика, которому свойственно растягиваться. Механизм втулки имеет пылевлагозащищенную конструкцию, но грязевые ванны все равно нежелательны. Обслуживание такого привода минимально и сводится к поддержанию в чистоте и смазке цепи.

4. Использование самой простой и прочной цепи, как на обычных дорожниках, которая работает «напрямую» без перекосов, не перемещаясь по звездам, как в случае с наружным механизмом, и как следствие очень высокий ресурс компонентов привода — передняя звезда/цепь/задняя звезда. Блок передних звезд упрощается до одной звезды, и отпадает необходимость в переднем переключателе и манетке.

5. Торможение ногами будет преимуществом, если велосипедист пересаживается с обычного дорожника — не надо переучиваться тормозить. Хотя следует понимать, что торможение только одним колесом всегда менее эффективно, чем двумя. Как правило, на таких велосипедах всегда установлен передний ручной тормоз. Но подавляющее большинство по разным причинам им не пользуются. Поэтому мы и говорим о торможении только задним колесом, что в корне неверно (представьте автомобиль, у которого не работают тормоза передних колес). В то же время в рассматриваемом случае об эффективности торможения можно забыть, если предполагается спокойная езда, без рывков и гонок. А именно для такой езды и предназначены велосипеды с внутренним приводом и планетарной втулкой.

В то же время наиболее высокоэффективными в смысле КПД являются втулки без внутреннего тормозного механизма. На моделях велосипедов с безтормозными планетарными втулками устанавливаются любые ободные или дисковые тормоза в зависимости от класса велосипеда и его назначения.

Как и любой механизм, привод с планетарной втулкой наряду с достоинствами имеет ряд недостатков, которыми в известных случаях можно пренебречь.

Следует иметь в виду, что стоят планетарные втулки в комплекте с манетками недешево, особенно это касается многоскоростных втулок, особенно ROHLOFF.

К относительным недостаткам следует отнести довольно большой вес (например, 7-ск. тормозная втулка весит около 1700 г.). Трение качения тормозной втулки по сравнению с втулками свободного качения (безтормозные с наружным переключателем) выше. Именно эти причины не позволяют широко применять такой привод в спортивных велосипедах, хотя в настоящий момент появились сообщения о применении «планетарок» в гоночных моделях.

Конструкция втулки очень сложная, и производитель настоятельно не рекомендует самостоятельную разборку. Лучше доверить это специалисту. Справедливости ради надо отметить, что неисправности внутреннего механизма встречаются крайне редко, а ресурс втулок весьма высок и превосходит ресурс многих компонентов и всего велосипеда в целом. По нашим наблюдениям, в основном проблемы связаны с неквалифицированным вмешательством и как следствие — поломкой наружных частей. Поэтому сами лучше не разбирайте планетарные втулки, а при необходимости снятия колеса внимательно ознакомьтесь с инструкцией по эксплуатации.

Подводя итоги рассмотрению достоинств и недостатков планетарных втулок, отметим, что велосипеды, укомплектованные такими приводами, очень популярны во многих европейских странах — Германии, Голландии, Франции и др. Такая сверхпопулярность объясняется прежде всего развитой сетью дорог отличного качества, широким использованием велосипеда как транспортного средства, несравнимо более высокой покупательной способностью европейцев и, пожалуй, нежеланием лишний раз возится с обслуживанием техники. Не случайно львиная доля велосипедов, выпускаемых европейскими производителями, такими как PANTHER WERKE, GAZELLE, ACCELL GROUP, STEVENS и многими другими, укомплектована приводами с планетарной втулкой.

На таком велосипеде предпочтительно прогулочное катание по парку, городу, проселочной дороге, поход умеренной сложности — словом, все, кроме экстрима и спорта.

28 апреля 2005

Комментарии

Наталья
06.05.2008
0
Отличная статья, очень помогла в выборе. Спасибо.
dimas
17.06.2008
0
И правда, хорошая статья, понял, что к чему. Сейчас как раз собрался покупать байк с 3-х скоростной тормозной планетарной втулкой (из принципа, т.к. колодкам я что-то не доверяю). Посмотрим, что он сможет...
А картинка с внутренностями ужаснула... Ни за что не рискну ТАКОЕ разбирать! Обратно потом за всю жизнь не соберешь)
Neformal
03.07.2008
0
Два года катаю дорожный вел с 3-скоростной втулкой SRAM с тормозом. Замечаний нет. Один раз разбирал (через год) для замены смазки - смазка в отличном состоянии.
Задние звездочки и цепи тупо подходят отечественные от дорожных велосипедов.
Единственно, что не нравится - большая "разбежка" по передаточным соотношениям: как будто переключаешь с звездочки на звездочку с разницей в 4-5 зуба (очень дискомфортно после обычных кассетников).
User
04.07.2008
0
непонятно, насколько легче станет езда по сравнению с односкоростной втулкой, например, по "воробьевым горам" в Москве
anonymous
07.07.2008
0
dimas
да соберешь, не беспокойся ;)
petrucha
30.07.2008
0
Конструкция 3-скоростной втулки SRAM очень простая. А вот разбирать 5-ти и 7-ми скоростные не рекомендую. Планетарные шестерёнки устанавливаются в особом положении - для этого нужен специальный инструмент (обойма)! Но за три года работы так и не пришлось ремонтировать планетарки. Разбирали их в основном только из-за разбитого правого подшипника. Выход простой - не перетягивать цепь!
Сергей
29.08.2008
0
Два года катаюсь на BergaMont Beluga Nexus 8 Gang, втулка Shimano Nexus Inter 8, мой вес большой 106-94 кг, люблю придавить педали покрепче. Втулка уже 2-ю тысячу км. терпит. Проблема бывает только одна - регулировка троса, когда он чуть вытягивается. Тогда минимум - проскакивают на несколько зубьев колеса в коробке, или вообще прокручиваются - это серьезно. Настройка на шифтере 2 минуты, или 5 минут поправить положение цилиндрика у втулки. Бывает, правда, это крайне редко.
Антон
30.08.2008
0
Спасибо за статью, помогла разобраться.
Андрей
04.11.2008
0
Наконец я это счастье нашел уряяя!!! Блогодарю за эту бесценную информацию)))
Biker-E
01.03.2009
0
Очень порадовало наличие заднего тормоза, то счастье, от которого я отвык, снова вернулось с планетарной втулкой.
Борис
05.04.2009
0
хорошая статья. спасибо
Andrew
22.04.2009
0
Прошло две недели как я купил bergamont beluga с втулкой SHIMANO NEXUS INTER-8. Очень доволен. Только хочу поменять заднюю звездочку на большее кол-во зубьев или переднюю на меньшее, т. к. используемый мною диапазон скоростей 1-6.
Санёк
30.04.2009
0
А за сколько вы покупали свои планетарные втулки?
Biker-E
14.05.2009
0
5500 р. Inter 8 с ножным тормозом.
Дмитрий
23.06.2009
0
хорошая статья! Особенно для меня, как новичка! Мне бы было интересно изучить ещё более подробно устройство втулки! Так что, уважаемые авторы, у вас есть повод создать ешё одну полезную статью!
Валерий
26.06.2009
0
спасибо, понял, что это не для меня))
Алексей
22.08.2009
0
Спасибо! Алексей.
Леонид
14.10.2009
0
Периодически разбираю и смазываю свою "трешку" Shimano Nexus. Устройство простое, а при зимней эксплуатации в Питере надо внутри полностью забить смазкой, заводской очень мало. Фирменную практически не купить, Литол-24 слишком густой - с ним плохо переключается. Замечательно подошел Фиол-1. Может он и не из списка рекомендованных фирмой, но точно лучше, чем окунание в жидкое масло, которое за 500 руб. продает velobig.ru
Санькин
28.01.2010
0
Напоминает двускоростную ручную дрель))
Иван
30.01.2010
0
Подскажите, совместима ли втулка
shimano intego, с 9 скоростной кассетой
shimano deore xt.
nikolai-9
25.02.2010
0
Я 18 лет, как езжу навтулках shimano nexus 3 4 7 и 8 sram 5и 7 sachs super7 и sturmey arcer 3и 5 скажу, что очень доволен, что умею все эти втулки, сам их обслуживаю.
nikolai_9
08.03.2010
0
nikolai9 ничего ужасного нет в этих втулках, просто нужно быть внимательней при разборке и сборке, правильно цепь подтянуть, в интернете есть сайты, где есть все для разборки и сборки втулок, хочу дать хороший совет, используйте качественную смазку педрос или тефлоновую смазку белого цвета, удачи всем.
nikolai_9
11.03.2010
0
Многие советуют графитовую смазку для втулок, ни в коем разе не делайте это, потом будет поздно лучше и безобидней смазки чем литол нет, если у нас нет более лучшей смазки педрос и тефлон белый цвет и еще хочу сказать доверяйте специалисту, а не шарлатанам, которые не умеют правильно спицу подтянуть и проволокой вяжут все, что можно хорошенько, подумайте над сказанным, удачи.
ANDYBAZ
11.03.2010
0
Еще в 1990 году за 20 долл купил в некрасовском садике и вставил в =САЛЮТ=...
до сих пор езжу... вещь!
Пётр
26.05.2010
0
1. Сколько стоит бестормозная трёшка? Задним тормозом не пользуюсь по морально-этическим и религиозным соображениям. 2. Подойдёт ли она к Спорту-Шоссе по ширине? Ответьте пожалуйста на е-майл.
Пётр
30.05.2010
0
Два года отъездил на 3-х скоростной, только вот цепь растянулась. Вопрос - как подтянуть цепь? Там же с одной стороны подходит трос переключения скоростей.
Игорь
30.05.2010
0
Фиол отличная смазка, но её в Екатеринбурге нет в продаже. Где купить?
Валентин
04.06.2010
0
Была такая, год отмучался и вернулся на традиционную, много минусов вот некоторые:
вес, дороговизна, не подходит для длительныых нагрузок , думайте!
Константин
11.06.2010
0
На спусках с перевалов эта втулка сгорает безвозвратна!Очень хороша для бабушек на равнине.
Дмитрий
20.06.2010
0
Вопрос: у меня велосипед типа стрит/дерт синглспид, есть ли какие-нибудь втулки такого типа, которые возможно поставить на подобный моему велосипед?

Похожие статьи

Лифт в небо
5 ноября 2004
Обзоры

Лифт в небо

«Ну чего ж вы не летите? — кричали они из-за забора. — Лететь надо, пока шар не лопнул» Н. Носов, «Приключения Незнайки и его друзей» Еще десять назад к этим людям относились как к чудакам. А теперь пионеры — балунисты, так называют пилотов воздушных шаров, стали ветеранами движения. Юрий Таран — один из них.

Ноги, крылья... Главное - ласты!
5 ноября 2004
Обзоры

Ноги, крылья... Главное - ласты!

Перед вами, уважаемые читатели, уникальный материал. Это объективный сравнительный тест ласт для подводного плавания, проведенный по специально разработанной методике двумя журналами: «Потребитель. Все для спорта и отдыха» и «Нептун XXI век». ПОДВОДНАЯ ОБУВЬ Для человека под водой ласты — это прежде всего свобода передвижения, маневренность и скорость.

Новинки от Baltic Vairas
24 марта 2004
Новости

Новинки от Baltic Vairas

Вот уже 10 лет, как хорошо известный с советских времен своей добротной продукцией Шяуляйский велосипедный завод BALTIK VAIRAS обрел новых хозяев в лице немецкого концерна PANTHER. За это время новые владельцы с типично немецкой педантичностью провели полную модернизацию предприятия, вложив в него немалые средства.

Ловкость ног, или как вырастить ребенка футболистом
28 апреля 2005
Советы

Ловкость ног, или как вырастить ребенка футболистом

Большой, залитый солнцем зал. Тренер расставляет в ряд высокие стойки. Выстроившись в линеечку, ждут маленькие футболисты. Тренер объясняет и показывает. С виду это очень простое упражнение: надо просто обвести мяч вокруг стойки. Внешней стороной стопы, внутренней, восьмерочкой и зигзагом. Но это оказывается не так легко.

Четырехколесный внедорожник
28 апреля 2005
Советы

Четырехколесный внедорожник

С появления маунтинборда в России прошло четыре года. За это время возникла целая армия маунтинбордеров: пять энтузиастов в Москве в 2001 году, сейчас — около тысячи катающихся. За последний сезон (середина апреля — ноябрь) уровень отечественного маунтинбординга резко скакнул вверх. Мастерство наших бордеров позволило им выступить на международных соревнованиях.

Разбор полетов
28 апреля 2005
Советы

Разбор полетов

Наконец-то наступила весна — начало массового сезона покатушек! Если у вас еще нет велосипеда, то сейчас самое время для его покупки! Несмотря на то что осень и зима — время скидок на велосипеды и велооборудование (прошлых сезонов), все же покупать велосипед лучше весной или летом. Во-первых, в теплое время года вы сразу же сможете его «обкатать» (зимой на нем не погоняешь), во-вторых, весной и выбор куда больше! Ведь «правильный» велосипед подбирается индивидуально не только по конструкции, но и по размеру рамы, а зимой подходящего размера в продаже может не оказаться (впрочем, как понравившейся модели).

И опять №1 в настольном теннисе
5 ноября 2004
Новости

И опять №1 в настольном теннисе

Есть фирмы-мотыльки, которые берутся ниоткуда, много шумят о себе и пропадают в никуда. А есть фирмы, которые ведут себя на рынке достойно, спокойно, имеют непревзойденный авторитет среди любителей и профессионалов и никогда не стоят на месте, всегда идут в ногу со временем, совершенствуя то, что имеют, и создавая то, чего нет у других.

Сделай шаг к здоровью!
5 ноября 2004
Новости

Сделай шаг к здоровью!

Быть в хорошей спортивной форме, вести здоровый образ жизни для современного человека уже давно стало не просто модой, а необходимостью. Единственная проблема, которая возникает после принятия твердого решения о следовании праведному пути, — это осознание того, что достижение пропорций или качества мышц журнальных героев является крайне сложным и долгим делом.

Сейчас выплывет рыбка!
24 марта 2004
Советы

Сейчас выплывет рыбка!

Владимир Гудзев, главный редактор журнала «Нептун», участник трех мировых чемпионатов по подводной фотографии Предположим, что вы уже сертифицированный дайвер и имеете на своем счету десяток-другой погружений. Даже ваш небольшой опыт уже позволяет чувствовать себя относительно свободно и спокойно в царстве Нептуна.

Доспехи водника
28 апреля 2005
Советы

Доспехи водника

Собираясь в водный поход, необходимо позаботиться о снаряжении. Это спасательный жилет, гидрокостюм и каска. В зависимости от местности и времени года необходимый набор будет различаться. Например, на тихой равнинной речке вполне можно обойтись без каски, а если стоит июль месяц, то и без «гидры» и даже без «спасжилета».