Планетарные втулки с внутренним механизмом переключения передач

28 апреля 2005

Эта статья посвящена самому важному элементу привода велосипеда — втулке. Одной из разновидностей является втулка с планетарным механизмом переключения передач. Название «планетарные» втулки получили за свои конструктивные особенности. Весьма сложный механизм, состоящий более чем из 40 деталей, действительно напоминает планеты солнечной системы, вращающиеся по определенной траектории.

Лидер производства таких втулок — американская корпорация SRAM, которой принадлежит (с 1997 г.) хорошо известная автомобилистам и велосипедистам фирма Sachs Bicycle Components. Также широкое распространение получили планетарные втулки японской корпорации SHIMANO на 3 и 8 передач. Так, например, новая втулка SHIMANO NEXUS INTER-8 имеет увеличенное передаточное отношение 307% по сравнению с предыдущей моделью INTER-7 (244%).

Первые планетарные втулки (250 000) были произведены фирмой Sachs в 1904 г. Это были 2-скоростные втулки «Торпедо». А уже в 1914 г. было продано свыше 833 000 шт. В 1943 г. 67% производственных площадей компании на европейской территории были разрушены, и Sachs находилась на грани банкротства. Несмотря на это в конце 1945 г. производство было восстановлено. В послевоенные годы в компании неоднократно происходили структурные изменения, а в 1997 году корпорация SRAM приобрела фирму Sachs Bicycle Components и инвестировала более миллиона долларов на развитие этого направления.

На сегодняшний день SRAM-SACHS выпускает втулки с 3, 5, 7 передачами и внутренней тормозной системой, а также есть вариант 3-5-7-скоростной втулки безтормозного типа и с тормозом роллерного типа. Недавно освоено производство втулки типа Dual-Drive 7х3 и 8x3 и 9х3, представляющей собой комбинацию из планетарной втулки на 3 передачи, на которой установлена кассета из 7/8/9 звезд. Классический наружный переключатель, установленный на раме, перемещает цепь по звездам кассеты. В итоге получается 7х3=21, 8х3=24, 9х3=27 сочетаний передач. Аналогичная система выпускается корпорацией SHIMANO и называется INTEGO. Привод состоит из 3-скоростной втулки INTER-3 и устанавливаемой на нее 8-скоростной кассеты LinkGlide (11-33 зуба).

На сегодняшний день лидер по количеству передач, установленных на планетарную втулку, — ROHLOFF (Германия). Фирмой выпускаются различные варианты втулок на 14 передач (диапазон передаточных чисел — 526%). Это безтормозные втулки, имеющие герметичный корпус, выполненный из высококачественного алюминиевого сплава, в котором собран планетарный механизм переключения скоростей. Конструкция втулки не требует обслуживания в течение всего срока службы. И не случайно на верхней модели трекингового велосипеда ST 1999 от концерна PANTHER WERKE установлена именно такая втулка.

ПРЕИМУЩЕСТВА ПЛАНЕТАРНЫХ ВТУЛОК

1. Достаточно высокий диапазон передаточных чисел. Для сравнения — набор звезд 42-32-22 и кассета 11-30 у внедорожного велосипеда, как нетрудно посчитать, имеют диапазон передаточных чисел 520%. Так для 7-скоростной втулки суммарный диапазон составляет 303%. Причем если считать четвертую передачу за прямую (100%), то относительно нее есть передачи пониженные (первая — 57%), и повышенные (седьмая –174%). Проще говоря, на велосипеде с такой втулкой можно успешно разогнаться как по шоссе, так и преодолеть крутой подъем и бездорожье. У 5-скоростной и 3-скоростной втулок диапазон передач меньше — 249% и 186% соответственно, но зато эти втулки легче и дешевле. У втулок Dual drive 7x3 диапазон передаточных чисел 434%, а у втулок 8х3 и 9х3 и того более. В лидерах сегодня — втулки ROHLOFF — 526%.

2. Быстрое и точное переключение передач с четкой фиксацией положения ручки переключателя. В отличие от механизмов с наружной системой переключения передач, данная система позволяет переключаться стоя на месте, хотя непосредственно переключение произойдет уже в движении.

3. Минимальное обслуживание. Как указано в инструкции по эксплуатации, втулка является необслуживаемым компонентом. Единственное предупреждение сводится к тому, что при мойке велосипеда водой под сильным напором не следует направлять струю на втулку. В процессе эксплуатации, возможно, потребуется регулировка управляющего привода, иначе говоря, регулировка натяжения тросика, которому свойственно растягиваться. Механизм втулки имеет пылевлагозащищенную конструкцию, но грязевые ванны все равно нежелательны. Обслуживание такого привода минимально и сводится к поддержанию в чистоте и смазке цепи.

4. Использование самой простой и прочной цепи, как на обычных дорожниках, которая работает «напрямую» без перекосов, не перемещаясь по звездам, как в случае с наружным механизмом, и как следствие очень высокий ресурс компонентов привода — передняя звезда/цепь/задняя звезда. Блок передних звезд упрощается до одной звезды, и отпадает необходимость в переднем переключателе и манетке.

5. Торможение ногами будет преимуществом, если велосипедист пересаживается с обычного дорожника — не надо переучиваться тормозить. Хотя следует понимать, что торможение только одним колесом всегда менее эффективно, чем двумя. Как правило, на таких велосипедах всегда установлен передний ручной тормоз. Но подавляющее большинство по разным причинам им не пользуются. Поэтому мы и говорим о торможении только задним колесом, что в корне неверно (представьте автомобиль, у которого не работают тормоза передних колес). В то же время в рассматриваемом случае об эффективности торможения можно забыть, если предполагается спокойная езда, без рывков и гонок. А именно для такой езды и предназначены велосипеды с внутренним приводом и планетарной втулкой.

В то же время наиболее высокоэффективными в смысле КПД являются втулки без внутреннего тормозного механизма. На моделях велосипедов с безтормозными планетарными втулками устанавливаются любые ободные или дисковые тормоза в зависимости от класса велосипеда и его назначения.

Как и любой механизм, привод с планетарной втулкой наряду с достоинствами имеет ряд недостатков, которыми в известных случаях можно пренебречь.

Следует иметь в виду, что стоят планетарные втулки в комплекте с манетками недешево, особенно это касается многоскоростных втулок, особенно ROHLOFF.

К относительным недостаткам следует отнести довольно большой вес (например, 7-ск. тормозная втулка весит около 1700 г.). Трение качения тормозной втулки по сравнению с втулками свободного качения (безтормозные с наружным переключателем) выше. Именно эти причины не позволяют широко применять такой привод в спортивных велосипедах, хотя в настоящий момент появились сообщения о применении «планетарок» в гоночных моделях.

Конструкция втулки очень сложная, и производитель настоятельно не рекомендует самостоятельную разборку. Лучше доверить это специалисту. Справедливости ради надо отметить, что неисправности внутреннего механизма встречаются крайне редко, а ресурс втулок весьма высок и превосходит ресурс многих компонентов и всего велосипеда в целом. По нашим наблюдениям, в основном проблемы связаны с неквалифицированным вмешательством и как следствие — поломкой наружных частей. Поэтому сами лучше не разбирайте планетарные втулки, а при необходимости снятия колеса внимательно ознакомьтесь с инструкцией по эксплуатации.

Подводя итоги рассмотрению достоинств и недостатков планетарных втулок, отметим, что велосипеды, укомплектованные такими приводами, очень популярны во многих европейских странах — Германии, Голландии, Франции и др. Такая сверхпопулярность объясняется прежде всего развитой сетью дорог отличного качества, широким использованием велосипеда как транспортного средства, несравнимо более высокой покупательной способностью европейцев и, пожалуй, нежеланием лишний раз возится с обслуживанием техники. Не случайно львиная доля велосипедов, выпускаемых европейскими производителями, такими как PANTHER WERKE, GAZELLE, ACCELL GROUP, STEVENS и многими другими, укомплектована приводами с планетарной втулкой.

На таком велосипеде предпочтительно прогулочное катание по парку, городу, проселочной дороге, поход умеренной сложности — словом, все, кроме экстрима и спорта.

28 апреля 2005

Комментарии

игорь
21.06.2010
0
Я купил 2 месяца как финский велик (была возможность сравнить с несколькими, в том числе и дорогими моделями) с 7-ми скоростной планетарной втулкой, я вообще доволен, очень комфортная езда, на порядок удобнее корректировать езду на ходу, поначалу не мог привыкнуть к третьему тормозу на педалях, один раз хорошо стукнулся с непривычки, а сейчас кайфую, дальше видно будет, очень комфортная штука.
Денис
24.07.2010
0
Ну думаю кому как, я же откажусь от такой идеи использовать такую деталь, сам люблю экстремальную езду и боюсь что не потянет она никак, да и разбить или сжечь её вполне можно, особенно при крутых спусках или с усиленным подъемов в гору. Лучше ограничится стандартными звёздами при поломке хотя бы можно поменять одну из них в кассете.
Павел
17.08.2010
0
Кстати разбирать тоже боялся, но разобрал-таки 5-ку. Оказалось не так страшно ))
саня
16.10.2010
0
Велик отличный, но не горный. У меня у самого такой .
Анатолий
17.11.2010
0
Хочу поставить планетарную втулку на 7 скоростей на Author Simplex 20".
Готовлюсь к зимним путешествиям, у кого
есть подобных работ, отзовитесь.
Хельги
17.04.2011
0
А я вело приобрел с такой темой на 3 скорости и вот незадача менять надо, а она дороговато стоит (Шимано - 400грн) сам вело я купил за 200 (старый немецкий сделан под ретро) в чем вся суть можно с завода взять спортивного нового за 600 (конечно ерунда, но новый!
Дмитрий
28.05.2011
0
Народ, для туризма( не экстремального) этот девайс потянет, с его нагрузками по весу и горкам-тягунам. И сколько надо скоростей, что бы без лишнего...? Спасибо!
Vlad
15.06.2011
0
Все подшипники смазываю смазкой №158 (она синего цвета)не дорогая используется в подшипниках качения, крестовинах. В отличии от Литол-24 имеет водоотталкивающие свойства, не сбегается по стенкам и не превращается в "болото". Цепь смазываю смесью из антифрикционной присадки (заливается в масло двигателя, а не в топливо) и уайт-спирита. Такая смазка в отличии от обыкновенного масла не цепляет пыль, песок, цепь не так загрязняется, и присадка создает защитную пленку которая препятствует износу трансмиссии. Только недостаток один есть, цепь надо смазывать только тогда когда все детали притрутся, иначе присадка будет препятствовать притиранию частей трансмиссии...
maykalex
24.06.2011
0
Спасибо за статью, и отдельно большое спасибо за отзывы в комментариях - теперь имею четкое представление о преимуществах и недостатках планетарки.
Юрес
27.07.2011
0
Купил велосипед "мадамский" производства Германии в 2003 году, ему на тот момент было лет 5, проездил, не разбирая "планитарку" до 2010 года, поездки почти каждый день около 10-ти км, пока не украли красавчика (красавицу). Так вот смазывал иногда, через специальное заводское отверстие обыкновенным нигролом. Три передачи на колесе 26 дюймов, для поездок по городу вполне достаточно...
александр
05.09.2011
0
Купил велосипед 2 месяца назад, поставил более объемную резину, планетарка на 7 скоростей, очень доволен, но езжу только по городу и на работу, один минус, рама низкая, педали у самой дороги (модель джемис) в остальном просто супер. Алекс
планетарка
19.10.2011
0
Устройство.
александр
22.10.2011
0
С апреля 2011 езжу на Орбеа с 7-ми скоростной втулкой. Вес 100, возраст 72. Пройдено 7000 без единой поломки. В августе проехал Воронеж- Ульяновск (900км) за 8 дней. Смазываю только цепь. Мастер сказал, что через 1000 можно заменить цепь.
александр
24.12.2011
0
Опечатка получилась. Езжу с апреля 2010. Старость- не радость.
рос
26.12.2011
0
В Украине планетарки есть в продаже?
александр
28.01.2012
0
Есть втулки, цена -договоримся, есть sram7и shimano nexus 8. 050 3217911
ДМ
03.04.2012
0
Куплю комплект Nexus-8 с ревошифтером и установочными деталями.
Саша
28.05.2012
0
Хэлп, плиз. У малого велосипед с трехскоростной планетаркой SRAM (по моему). Вчера перестали переключаться скорости. Крутилка на руле замерла на первой скорости. Если ее снять с руля, то начинает крутится, но цепочка на тросике в саму втулку не втягивается, провисает.. Не понятно, в чем дело, да и опыта в этом деле вообще нет))) Если кто может помочь - аська 315316230 или repetalex@mail.ru
александр
30.05.2012
0
7000 км за два года на 7-скоростной с ножным тормозом без единого отказа. Разбирать и смазывать пока не намерен. Прикупил в этом году для коротких поездок Мериду с 8-скоростной втулкой и роллерными тормозами. С огромным удовольствием протестировал на первых 600 км. 72 года, 95 кг
Ипатий
07.06.2012
0
Данная статья мне лично ничего полезного почти не дала, а вот читал другую, где приведены картинки передаточных соотношений на Шимано Нексус 3,7 и 8 - и понял, что даже 8-скоростная - отстой по максимальному передаточному соотношению (всего 3 с копейками) по сравнению с 9-скоростной "кассетной"(4 при передней звезде 44 зуба)... но зато понял, что о трёхскоростных планетарках и говорить не стоит, с их передаточным около 1.5... езда для бабушек и медленных девушек.
lwl
26.07.2012
0
Ездил на работу через лес и поле (14км в одну сторону) 2 года. В среднем за год более 7500 км. С горки катился
~45-50 км/час (по бортовому компьютеру), тормозил. Ездил круглый год, и по песку, и по грязи, велик стоит на улице.3-х скоростная втулка SACHS с педальным тормозом. Раз в год разбирал, менял смазку, цепь мыл и смазывал, трос регулировал. Снимаю шляпу перед изобретателем и изготовителем. Втулка - люкс! Сейчас перешёл на 4-х скоростную, но на запасном велике - 3-х скоростная SACHS. Так что не надо про ленивых бабушек, втулочное переключение лучше цепного. С последним по грязи без обслуживания много не наездишь.
Примечание: смазки применяю только фирменные, хоть они и дороги. Что втулку обслуживать не надо - не верно. После 500 км в новой втулке надо сменить смазку - старая будет чёрной от стёршегося металла. А вот новая смазка и через годы - светлой.
Valeri
14.08.2012
0
Хотел бы узнать где найти описание
полной разборки и сборки втулки Shimano
Nexus 8 на русском языке. С приветом Валерий.
Алекса
21.09.2012
0
Какая конкретно антифрикционная присадка применяется для смазки велоцепи и каково соотношение присадка-уайтспирит? Вопрос к vlad(2011-06-24)
Олег
04.10.2012
0
Планетарка супер! Минус только в том, что в крутые горки сложно заезжать в отлиичии от обычной коробки. Вес 1.5 кг ни о чем не говорит, можно не обслуживать, кпд высокий, ножные тормоза, цепь реже нужно менять, да и звездочки. Так что горки - один минус.
Саша
12.01.2013
0
Езжу два года на sram 7 в компании с друзьями один на shimano c 21 и 27 передачами, на моем всегда приятнее на бездорожье я всегда быстрее у меня быстрее переключение с 1 на 7, но они выигрывают на асфальте по скорости (но думаю что это измениться когда поменяю свою малюсенькую переднюю звезду на большую). Не понимаю тех кто говорят Что планетарка только для асфальта, я и по лесу в грязи ездил и речки по броду переезжал глубиной больше середины колеса и траву в пояс (все это на рыбалке) и после всего этого я еду домой по асфальту 15км на бесшумном велосипеде в отличие от своих друзей у которых противно скрипит песок и грязь в звездах плюс они там еще что то регулярно настраивают что бы цепок без хруста переключался, я же приехал полил водой со шланга и он стоит до следующей рыбалки, простой как молоток.
алексей
18.02.2013
0
Где найти ремонт и настройки втулок, к ним запчасти.
Аркадий
06.05.2013
0
А что по части заделки тросика? Наконечники под трос 1.2мм не влезают после обжатия в стакан с резьбой... А для троса 1.0мм просто не найти в сети наконечников.
Дмитрий
26.05.2013
0
IwI "Так что не надо про ленивых бабушек, втулочное переключение лучше цепного. С последним по грязи без обслуживания много не наездишь." Смотря как относится к фразе много не поездишь, ведь любой более менее нормальный райдер, после каждой хорошей покатушки приводит велосипед в порядок, то бишь хотя бы моет его, при таком обслуживании перекид будет служить достаточно долго, что по надежности и долговечности ставит их на один уровень, но вот проблема в том что при дропах или езде по корням втулка имеет свойство разбиваться, так вот обычная втулка стоит на порядок дешевле + как я подозреваю имеет большую прочность и получается заменить обычную втулку вам обойдется около 600грн, а сколько обойдется замена планетарной втулки??? Максимум для чего будет логична такая покупка, это езда на работу по полям и асфальту иногда по грязи, но не о каком горном бездорожьи речи быть не может.
Andrey Melnick
31.05.2013
0
Я продаю и сам езжу на планетарках Shimano более двух лет. 8-ки - хватает на все, главное правильно подобрать звезды. 7-ка(у жены на веле) - тоже хорошо, но немного не хватает диапазона, это если иметь постоянное сравнение с 8кой. Alfine 11ка - это уже на любителя, хотя диапазон более чем и удобен долив масла. Спрашивайте. Киев.
вИТАЛИЙ
06.06.2013
0
У меня в фигне, в которой натягивается тросик, он не натягивается и не переключаются передачи. Что делать, помогите, PLEEEEEZZZZZZZ?

Похожие статьи

Очи черные
24 марта 2004
Советы

Очи черные

ЛУЧИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ Из всей доступной нам информации три четверти мы получаем через глаза. Солнце посылает на Землю электромагнитные лучи, которые принято делить на ультрафиолетовые, инфракрасные и лучи видимого света. Ультрафиолетовые лучи — УФ (UV) Ультрафиолетовые лучи делят на три подгруппы: UVC (200—290 нм), UVB (290—320 нм) и UVA (320—380 нм), длины волн измеряются в нанометрах.

Новинки SCHWINN 2004
24 марта 2004
Новости

Новинки SCHWINN 2004

SCHWINN Frontier ТИП: горный велосипед, кросс-кантри (хардтейл). РАМА: Cro-mo. Hi-Ten. ВИЛКА: Cro-mo. Стальная, жесткая. КОЛИЧЕСТВО СКОРОСТЕЙ: 21. ПЕРЕДНИЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ: Shimano С-051. ЗАДНИЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ: Shimano TX-50. РУЧКИ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЕЙ: Shimano Easy Fire. ТОРМОЗА: тип V-brake, прямая тяга. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ: прочная хромомолибденовая рама.

Планетарные втулки с внутренним механизмом переключения передач
28 апреля 2005
Новости

Планетарные втулки с внутренним механизмом переключения передач

Эта статья посвящена самому важному элементу привода велосипеда — втулке. Одной из разновидностей является втулка с планетарным механизмом переключения передач. Название «планетарные» втулки получили за свои конструктивные особенности. Весьма сложный механизм, состоящий более чем из 40 деталей, действительно напоминает планеты солнечной системы, вращающиеся по определенной траектории.

Освобожденное погружение
24 марта 2004
Советы

Освобожденное погружение

Слово «скубадайвинг» (или просто «дайвинг»), означающее индивидуальные погружения с запасом сжатой дыхательной смеси, вошло в нашу жизнь недавно. Широкая реклама этого вида спорта позволила ему быстро завоевать огромную популярность. В нашем сознании сложился некий стереотип: погружаться на глубины свыше 3—5 метров человеку можно только при помощи специального снаряжения, что далеко не так.

Персональный авиатранспорт
12 декабря 2005
Советы

Персональный авиатранспорт

Парамотор дает невероятное ощущение абсолютной свободы движения: позволяет «скользить» буквально в десятке сантиметров над колосящейся пшеницей, тут же подняться и заложить вираж над кромкой деревьев, снизиться снова. Любой объект — как на ладони. Облететь по периметру, приблизиться сверху, сбоку, снизу — это все равно, что рассматривать предмет, держа его в руках.

Герой асфальта
28 апреля 2005
Обзоры

Герой асфальта

Дмитрий МИЛЁХИН Серебряный призер Чемпионата Европы по стайл слалому 2004 года. — Трудно пришлось на Чемпионате Европы в Амстердаме? — Я бы сказал, что да, трудно. Мы поехали почти в том же составе, в котором ездили в Лозанну в 2003, когда Катя Вороничева стала Чемпионом Европы. Очень упорно готовились — бесконечные часы тренировок на Поклонной горе, все настроены были решительно.

Трое на трое
24 марта 2004
Обзоры

Трое на трое

Пятачок ровного асфальта и щит с кольцом — все, что нужно для тех, кто не желает расставаться с любимой игрой в «мертвый сезон». Тот, кто любит баскетбол, не унимается никогда. Да вот незадача: в мае заканчиваются чемпионаты вузов, местные соревнования и баскетбол вообще. По крайней мере баскетбол из трансляций по советскому телевидению: между двумя корзинами носятся девять игроков, один, самый длинный, бегает медленно, но забивает много — имя ему Сабонис.

Как проехать по Старому Свету на велосипеде
24 марта 2004
Советы

Как проехать по Старому Свету на велосипеде

Собираемся в путешествие Отправляясь путешествовать за границу с велосипедами, в первую очередь необходимо решить, в каком стиле будете выдержано ваше путешествие — будете ли вы тащить за собой все снаряжение или ехать налегке. По этому признаку все велопутешествия можно разделить на: Путешествия по-европейски – минимум снаряжения, максимум денег.

На шаг впереди!
12 декабря 2005
Новости

На шаг впереди!

«НА ШАГ ВПЕРЕДИ» – девиз фирмы BOTAS, знаменитого производителя спортивной обуви, лыжных ботинок и ледовых коньков. Из года в год компания доказывает справедливость своего слогана, разрабатывая дизайн и совершенствуя технологии. Принимая активное участие в спортивных мероприятиях, BOTAS совершенствуется вместе со спортсменами, достигая новых результатов.

Не храните коньки на полке, или практические советы новичкам
24 марта 2004
Советы

Не храните коньки на полке, или практические советы новичкам

Как выбрать свои самые первые ролики? Покупать ли полный комплект защиты или сэкономить? Где лучше всего кататься? С этими вопросами мы обратились к Кириллу Рязанцеву, в роллерских кругах известному более как «ReKiL». Этот человек — профи в своем деле, к тому же опытный тренер, который уже несколько лет посвящает в эту «науку» все новых и новых людей.