Пригласите на танец свою проблему

ТЕЛЕСНАЯ РАЗРЯДКА

В последнее время в среде психологов часто можно услышать непонятное слово «телеска». Слово режет слух, напрашиваются необычные ассоциации. На самом же деле ничего странного в нем нет — это профессиональное уменьшительно-ласкательное производное от громоздкого и труднопроизносимого термина «телесноориентированная психотерапия».
Как можно без труда догадаться, речь идет об одном из направлений в психологии. Его основоположник Вильгельм Райх исходил из идеи о том, что все психологические проблемы человека зашифрованы в его теле в виде зон постоянного мышечного напряжения. Вместе они образуют так называемый «мышечный панцирь». Мышечные зажимы искажают и разрушают естественные чувства. Полное освобождение от заблокированной эмоции происходит только после ее глубокого переживания. Расслабив блоки тела, то есть сняв «панцирь», можно добиться хороших результатов в работе с внутренними барьерами и запретами.


СЕМЬ ЗНАКОВ ТЕЛА

По Райху, «мышечный панцирь» состоит из 7 защитных сегментов, находящихся под прямым углом к позвоночнику. Зоны панциря располагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза. «Райхианская терапия» состоит прежде всего в расслаблении мышечного напряжения в каждом сегменте панциря, начиная с глаз и заканчивая тазом.
1) ГЛАЗА. Защитный панцирь в области глаз проявляется в неподвижности лба и «пустом», отсутствующем выражении глаз. Релаксация осуществляется посредством раскрывания глаз так широко, как только возможно, а также свободными движениями глаз из стороны в сторону, вращением.
2) РОТ. Сегмент включает мышцы подбородка, горла и затылка. Он удерживает эмоциональное выражение плача, крика. Стоит отметить, что у таких людей наблюдается повышенная раздражительность и резкая перемена настроения. Защитный панцирь может быть расслаблен путем имитации плача, произнесения звуков, мобилизующих губы (например, о, у, а), кусания или посредством прямой работы над соответствующими мышцами.
3) ШЕЯ. Этот сегмент включает мышцы шеи и язык. Защитный панцирь удерживает в основном гнев, крик и плач. Средством расслабления являются крики, вопли, рвотные движения и т.п. Так как сегмент шеи и рта в чем-то похож и сдерживает одинаковые реакции, то зачастую их прорабатывают вместе.
4) ГРУДЬ (широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, грудная клетка, руки с кистями). Этот сегмент сдерживает смех, печаль, страстность. Сдерживание дыхания, являющееся важным средством подавления любой эмоции, осуществляется в значительной степени в груди. Панцирь может быть распущен посредством работы над дыханием, в особенности осуществлением полного выдоха. Стоит отметить, что многие из методик работы с этой областью заимствованы из йоги.
5) ДИАФРАГМА. Этот сегмент включает диафрагму, солнечное сплетение, различные внутренние органы, мышцы нижних позвонков. Панцирь здесь удерживает в основном сильный гнев. Нужно в значительной степени распустить первые четыре сегмента, прежде чем перейти к распусканию пятого посредством работы с дыханием и рвотным рефлексом.
6) ЖИВОТ. Сегмент живота включает широкие мышцы живота и мышцы спины. Напряжение поясничных мышц связано со страхом нападения. Защитный панцирь связан с подавлением злости, неприязни, боязни.
7) ТАЗ (все мышцы таза и нижних конечностей). Чем сильнее защитный панцирь, тем более таз вытянут назад, так сказать, торчит сзади. Тазовый панцирь служит подавлению возбуждения, гнева, удовольствия, сексуального влечения. Панцирь может быть распущен посредством мобилизации таза, а затем лягания ногами и ударения кушетки тазом, то есть резкими приседаниями, практически падениями.
Даже не будучи медиком, вы легко отметите, что сегменты по своей величине не равнозначны, но каждый несет в себе информацию о наших комплексах, страхах, зажимах. Расслабление каждого из них позволяет в прямом смысле изменить жизнь, научиться радоваться и любить.
Стоит отметить, что при работе с «мышечным панцирем» Райх обнаружил, что освобождение хронически зажатых мышц часто порождает особые физические ощущения — чувство тепла или холода, покалывание, зуд и эмоциональный подъем. Он полагал, что эти ощущения возникают в результате высвобождения заблокированной психофизической энергии. Похожие выводы делали в свое время и тибетские монахи, считающие, что при закупорке энергетических каналов человек мерзнет, а когда «затор» прорывается, происходит сильнейший энергетический выброс.


ТАНЦЫ, ТАНЦЫ, ТАНЦУЮТ ДЕВЧОНКИ...

Телесноориентированная терапия получила широкое распространение, дала начало многим направлениям в практической психологии. Существует множество упражнений и методик работы с телом, в частности, танцедвигательная терапия, которая воздействует на чувства человека путем их самого простого проявления — танцa. В отличие от «райхианской терапии», которая рассматривает человека в статике, танцевальная терапия изучает его через движение.
Обратимся к истории. На протяжении веков танец сопровождал человека в повседневной жизни. Можно даже сказать, танец был первым средством коммуникации, которым овладел человек. Корни танцевально-двигательной терапии восходят к древним цивилизациям, в которых танец являлся важной составляющей жизни. Вероятно, люди начали танцевать и использовать движение тела как средство общения задолго до возникновения языка.
Танец являлся выражением самых важных аспектов культуры. В своем межкультурном исследовании танца в различных обществах специалисты обнаружили, что те движения, которые люди производили во время своей ежедневной работы, вошли в танцевальный стиль, в танцевальную форму данной культуры.
Общественные ценности и нормы передавались из поколения в поколение через танец, поддерживая механизм выживания и передачи культурных ритуалов. Такими примерами использования танца в культурах являются приготовления к чему-либо: празднования, войны, надежды на обильный урожай. Во многих обществах и по сей день танец продолжает служить этим важным функциям.
Именно этот выразительный и коммуникативный аспект танца, непосредственное выражение эмоций на физическом уровне в совместных движениях людей под общий ритм, характерных для примитивных обществ, и оказали влияние на развитие танцевально-двигательной терапии. Ощущения и чувство единения и гармонии, которые возникают в групповых танцевальных ритуалах, дают людям понимание друг друга. Что немаловажно в нашем закрытом на все пуговицы обществе.
Танец позволяет человеку без риска высказать все, что может и не может быть выражено словами; он способен как стимулировать, так и придавать форму глубоко скрытым фантазиям, таким образом символически выражая человеческие возможности и конфликты. Так как танец использует естественную радость, энергию и ритм, которые доступны всем, он способствует развитию осознания, понимания «Я».
Движение само по себе изменяет ощущения. Эти изменяющиеся физические ощущения часто обостряются в танце. Они обеспечивают ту базу, на которой возникают и выражаются чувства. То, что находилось на бессознательном уровне, часто кристаллизуется в непосредственное чувство и личностное переживание. Именно признание этих элементов, изначально присущих танцу, и привело к их использованию в танцевально-двигательной терапии.
Революционные изменения в танцевальном искусстве, происшедшие в первой половине XX века, определили развитие танцевально-двигательной терапии. Такие пионеры танца, как Айседора Дункан и Мэри Вигман, считали, что эмоциональное и индивидуальное выражение является самым главным для танцовщика. Их опыт и убеждение показывают, что через тело мы непосредственно переживаем и отвечаем жизни. Отбросив в сторону строгую и структурированную технику балета, они поощряли непосредственное, прямое выражение индивидуальности средствами танца. Эти танцовщицы-новаторы полагали, что танец вовлекает в действие всю личность целиком: тело, интеллект и душу — и является средством выражения и общения.


ТО, ЧТО МЫ ПРЯЧЕМ

В глубине души каждого человека живет его собственный танец, генетически закрепленный тысячелетиями. Он неповторим и индивидуален, так же как и сам человек. Тем, кто хочет поспорить, доказывая обратное, можно предложить понаблюдать за движениями младенца под ритмичную музыку. Глядя на этих крох, неизбежно задаешься вопросом: откуда они знают, как надо двигаться под тот или иной ритм, ведь их этому еще никто не учил? Вот эти маленькие, но сильные движения младенца и есть его танец.
Увы, в процессе взросления человек зачастую забывает его (не без помощи родителей) и несказанно удивляется своим танцевальным успехам на дискотеках и вечеринках. «Я же нигде не учился?!» — говорит он с удивлением. Своему танцу не надо учиться, достаточно разрешить ему быть. Свой танец — это ваша душа, ваша свобода, ваше право на выбор! И все это мы прячем, оглядываясь на общепринятые нормы и установки. Посмотрите, сколько мы теряем, отказываясь танцевать...
Поэтому совершенно не удивительна нынешняя тенденция взрослых людей заниматься любыми видами танца: от стрит-джаза до арабских танцев. Свои чувства, свой танец обмануть сложно!


ИСТОРИИ ЖИЗНИ

Многим клиентам психоаналитиков не всегда легко говорить о своих чувствах, страхах и сомнениях, зато гораздо проще показать, в какой части тела они их ощущают. Происходит это по ряду причин: запрет на проявление чувств, заложенный воспитанием, страх показаться слабым, смешным, неуверенным. В таких ситуациях тело играет роль своеобразного «громкоговорителя». Порой достаточно посмотреть на телосложение, осанку, походку, понаблюдать за тем, как человек двигается, чтобы понять, с какими проблемами он пришел.
На сеансах танцетерапии происходят удивительные преображения: расправляются плечи, походка становится упругой, спина распрямляется. Заметьте, в задачу терапевта не входит обучение танцу, его задачей является помочь человеку освободить свой танец. И когда это происходит, можно увидеть истинно совершенное, прекрасное и свободное движение.
Конечно, это происходит не на первой сессии или сеансе. Для того чтобы преодолеть собственное сопротивление, нужно много поработать. В терапевтическом процессе мы сталкиваемся и с неуверенностью, и с агрессией, со слезами и недоверием. Этого не надо бояться — разрешить себе делать что-то непривычное всегда трудно и непросто. Но если человек пришел именно к танцетерапевту, значит, он уже сделал свой выбор, пусть и интуитивно.
Вслед за тем, как раскрепощается движение, расковывается тело — находится возможность и желание говорить о своих проблемах. Обычно терапевт предлагает «пригласить на танец свою проблему», сконцентрировавшись на тех телесных ощущениях, которые она вызывает. Для этого процесса существует специальная музыка, каждая стадия длится около пяти минут. Перед началом процесса проводится инструктаж, после процесса — проговор.
У клиента или участника тренинга может быть неприятие определенных движений. Так, достаточно часто женщины среднего возраста не принимают «мужские», резкие и сильные движения. «Я не такая, мне это не нравится», — говорят они. Одновременно они жалуются на недостаток внимания в семье, невозможность выражать свои чувства, положение жертвы. В процессе работы выясняется, что именно ясное, яркое и четкое выражение своих желаний помогает изменять ситуацию. Источник силы часто находится там, куда нам страшно и непривычно идти.
Другим распространенным «черным пятном» являются хаотические движения, что не удивительно для заключенного в рамки многочисленных личностных и социальных стереотипов современного городского жителя. Яркость и непредсказуемость хаоса пугает, и нам становится ясно, насколько мы не привыкли и не умеем «отпускать» себя, насколько мы лишаем себя непосредственности и спонтанности.
Таким образом, эта техника может выполнять несколько функций:
* Диагностическую — человек обнаруживает «освоенные и неосвоенные» качества и то, как эта картина связана с его жизнью. Он может сделать осознанный выбор — освоить определенную зону своей жизни, до этого незнакомую или даже «запретную».
* Тестовую — если проводить эту технику в начале и в конце тренинга, то многие люди ясно воспринимают степень и качество наступивших личностных изменений.
* Терапевтическую — танец позволяет человеку найти способы выражения себя, расширить диапазон реакций и форм взаимодействия. Кроме того, само по себе движение, к тому же наполненное личностными смыслами, оказывает положительное психофизиологическое действие.
Для танцевально-двигательной терапии жизнь тела является зеркалом сознания. В процессе танца выражающее себя сознание выносит на поверхность, делает явным качество и специфику конфликтов личности, ее характерологические особенности.
Различные категории движения — пространство, время, вес, течение — являются метафорами основных жизненных тем личности.
* Пространство — как много места я позволяю себе занять в жизни, в присутствии других людей? Насколько я чувствую «свое» пространство? Как я вхожу в пространство других людей? Какие зоны пространства мною освоены и используются, а какие — нет?
* Время — какой ритм более органичен для меня? При каком ритме — быстром или медленном — я чувствую себя более уверенным, более осознанным, более испуганным? Могу ли я освоить разнообразие ритмов? И так далее...
* Вес — насколько я чувствую свой вес? А следовательно — опору, поддержку, связь с землей? Могу ли я доверить свой вес, свое тело в его взаимодействии с гравитацией другим людям?
* Течение — насколько направлены мои движения? Насколько я могу «держать» цель, определенный ритм или стиль движения? Как часто и какие части тела «выпадают» из направленного движения? Как много неосознанного хаоса в моем теле?
Другие темы так же легко исследуются через танцевально-двигательную терапию — контакт, доверие, лидер/ведомый, сопротивление, сотрудничество и т.д. Движение дает богатейший материал для метафор различных аспектов жизни. Проявленные в движении, в танце эти темы осознаются, вербализуются и проживаются тотально телом и сознанием. Танец зачастую может быть безопасным, цивилизованным способом реакции, принятия социальных и личностных табу, эмоций. Танцевально-двигательная терапия как тренинг личностного роста разворачивает эти темы, эти метафоры в танцевальное действие, в акт творческого выражения.


АУТ — ЭТО ЕЩЕ ОДИН ШАНС

Есть еще одна техника танцевально-двигательной терапии, о которой имеет смысл рассказать в этой статье — аутентичное движение. Аутентичное движение используется для
«разговора с бессознательным», в которое вытеснены многие страхи и проблемы человека. Эта техника очень часто используется в терапевтическом процессе и дает глубокие результаты.
Аутентичное движение родилось из процесса, разработанного Мэри Старик Уайтхаус, который она часто называла «движением в глубине». Мэри обучалась танцевальной технике у Мэри Уигмен и Марты Грэхэм, которые призывали и воплощали в танце энергии и образы бессознательного. В 50-х годах она сменила свою ориентацию с художественной стороны на направление личностного роста и развития в танце и начала главное дело своей жизни, проживая и описывая процесс «движения и проживания движения».
Форма аутентичного движения проста: есть движущийся и наблюдатель. Движущийся закрывает глаза и ждет импульсов движения — это процесс проживания движения. Тело является гидом, и движущийся следует импульсам движения, когда они появляются. Наблюдатель наблюдает, сохраняя полное осознание своего опыта и опыта движущегося. Через некоторый период времени наблюдатель объявляет, что сессия движения окончена, и следует диалог о том, что происходило. Движущийся говорит, а наблюдатель дает обратную связь о своем опыте, видение во время сессии без каких-либо оценок и осуждения.
Конечной целью является обретение внутри себя неосуждающего свидетеля, который во время движения мог бы наблюдать за собой, не вмешиваясь в естественный поток движения. Этот подход к аутентичному движению обеспечивает появление информации из бессознательного, его осознание и выражение, оформление полученного опыта в разговоре или творчестве.
Аутентичное движение способствует исцелению, поскольку тело приводит хранящиеся внутри воспоминания и переживания к осознанию.
Наша история хранится в нашем теле: эволюционные знаки/следы движения, рефлексы человеческого развития и личный опыт. Когда мы закрываем глаза и позволяем себе отдаться движению, появляется бесконечное многообразие.
Например, многое из того, что мы исправляем танцевальной техникой, может быть ресурсом, источником творческой работы или призывом обратиться к исцелению тела. Поднятое плечо или постоянно скрученный позвоночник могут являться индикаторами личной истории.
Когда мы учимся понимать язык тела, мы получаем выбор — когда и как нам работать с определенными движениями. Частично травмы и болезни являются результатом конфликта между тем, что мы приказываем делать нашему телу, и тем, в чем оно нуждается для исцеления, выражения, выздоровления или безопасности. Частью исцеления является разрешение невыраженному выразиться.
Работая в аутентичном движении, мы можем встретиться с основными страхами: ненавистью к телу, страхом найти пустоту внутри, страхом неподвижности, страхом одиночества, страхом оказаться нелюбимым: «Я слишком толста, я слишком худ. Если я не двигаюсь, я не существую. Если меня не видят, я — никто. Если я не сделаю чего-то хорошего, никто не будет любить меня». Не правда ли, до боли знакомый монолог? Но когда мы закрываем глаза и слушаем свое тело, появляется потенциал для принятия нас такими, какие мы есть!
Чаще всего мы вытесняем в бессознательное то, что считаем негативным — свою печаль, свои проступки, свой страх. Но под этим слоем невыраженного движения лежит здоровый человеческий опыт. И это тот ресурс, из которого появляется аутентичное движение. При использовании аутентичного движения мы развиваем диалог между сознанием и подсознанием.
Не ограничивая спектр возможностей движения, мы можем заметить некоторые виды движения, которые появляются из этих источников:
l импульсы, что идут чисто из ощущений (такие, как потягивания или защита от травм);
l импульсы, основанные на переориентации нашего сознания (такие, как вращения, ходьба назад, повороты).
В опыте «переживания движения», когда бессознательное говорит прямо через тело, некоторые движения или положения не воплощены в форму, их трудно вспомнить; некоторые — более развиты, а другие — доступны ясному осознанию.
«Доступные», «готовые» движения возвращаются вновь и вновь, их легко вспомнить, и они могут быть использованы для творческого процесса.
Движениям несформированным или развивающимся нужно некоторое время для раскрытия. Мы понимаем, что у нас есть время для развития нашего творческого и физического потенциала, поэтому не «охотимся» за нашим бессознательным и не занимаемся истощением жизненных ресурсов своего тела.
Тело ведет диалог с сознательным «Я» — заключая договор о взаимном доверии, которое постоянно подтверждается.
Например, при травме позвоночника или колена мышечный спазм предохраняет нас от движений (если бы мы не испытывали боли, мы могли бы двигаться!). Поскольку тело доверяет тому, что мы будем отдыхать, спазм может раствориться. Можем ли мы доверять самим себе? В процессе личностного роста и развития мы узнаем, что процесс изменений может и будет поддержан. Например, если во время сессии появляются тяжелые детские воспоминания, движущийся нуждается в доверии к тому, что у него есть ресурсы и время, чтобы сделать этот опыт осознанным. Иначе этому переживанию лучше оставаться в бессознательном.
Через аутентичное движение мы развиваем доверие к себе на глубоком уровне. Отношения между движущимся и наблюдателем подобны отношениям выступающего и аудитории. Многообразие человеческого опыта живет в каждом из нас, и сцена обеспечивает возможность воплощения наших внутренних «я» через движение, когда мы выступаем, и через сочувствие и поддержку, когда мы являемся зрителями.

P.S. Наверное, не стоит говорить о том, что каждому из нас полезно позаниматься танцевально-двигательной терапией. Хотя кто-то предпочтет обычную дискотеку, а кто-то при всем желании не знает, куда обратиться. Действительно, на данный момент специалистов в этой области не так много. Однако...

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Красота без жертв
11 февраля 2003
Новости

Красота без жертв

02'2003 Можете ли вы припомнить хотя бы одну женщину, довольную своей фигурой и внешним видом? На ум приходит, наверное, только египетская царица Клеопатра и небезызвестная домохозяйка Мэри Поппинс, считавшие себя совершенством. А остальные? Уже давно известно, что совершенству нет предела, и этот вопрос к себе, любимой, не оставляет равнодушной ни одну женщину.

Как не зарыть в землю талант своего ребенка?
1 ноября 2004
Обзоры

Как не зарыть в землю талант своего ребенка?

Если вы намеренно собираетесь быть меньшим, чем вы можете быть, я предупреждаю вас, что вы будете несчастны всю оставшуюся жизнь. А. Маслоу. Одаренные люди. Сколько их было на протяжении существования человечества? О некоторых мы не знаем ничего — ни того, каков был их вклад в развитие человеческой культуры, ни даже их имен.

Щитовидка: женская сторона болезни
7 мая 2002
Обзоры

Щитовидка: женская сторона болезни

Больше всего писем пришло от женщин, и это не случайно, их щитовидная железа страдает в 10-17 раз чаще, чем у мужчин. Почему же золушка нашего организма — щитовидная железа — чаще всего не дружит именно со слабым полом? В длинной цепочке причин заболевания на первом месте стоят нарушения гормонального фона, на втором — стрессы, депрессии, психические травмы.

Исландский мох: противопоказаний нет
30 декабря 2015
Советы

Исландский мох: противопоказаний нет

Между майскими праздниками заглянул «на разведку» в карельский лес. В первую очередь для того, что бы посмотреть на исландский мох, понюхать его, потрогать, пожевать. Ведь это растений — один из основных и популярных продуктов нашей компании («асТаг» ― всё только настоящее). И хотя кое-где в низинках еще лежал снег и почва, как губка, была пропитана талой влагой, по всему было видно — ожил, разбойник, в силу пошел, в рост…

Запор - не повод для улыбки...
23 мая 2005
Обзоры

Запор - не повод для улыбки...

Как правило, характер стула ребенка контролируется до тех пор, пока он пользуется горшком, то есть в среднем до 4 лет. В более старшем возрасте эту тему с детьми почти не обсуждают, да и сами дети редко жалуются на задержку стула. В связи с этим зачастую первый визит к врачу происходит при появлении серьезных последствий запоров: трещин в области анального отверстия, недержании кала, наличии крови в стуле, общих симптомов (головные боли, слабость, боли в животе, тошнота).

Что кроется под "венцом безбрачия" и "родовым проклятьем"?
23 декабря 2003
Обзоры

Что кроется под "венцом безбрачия" и "родовым проклятьем"?

Евгений МАХЛИН семейный психотерапевт, Институт интегративной семейной терапии www.familyland.ru ПОРЧА, НАВЕДЕННАЯ НА СЕМЬЮ? «Родовое проклятие», «венец безбрачия», «несчастливая семья»... Об этих таинственных, загадочных явлениях наши предки знали испокон веков. Только, может быть, называли их по-разному, но отношение к ним во все времена было особым.

Это знакомое слово "психолог"
11 февраля 2003
Обзоры

Это знакомое слово "психолог"

Еще лет десять назад профессия психолог была не привычна. Но вот появившиеся в вузах новые факультеты стали вызывать повышенный интерес к самому предмету психология, и не случайно... Сейчас отношение людей к психологу далеко не однозначно. Кто-то вообще не считает психологию наукой и не признает в психологах специалистов, кто-то проявляет к психологии интерес, но, не отдавая дань серьезности предмета, считает, что он «сам себе психолог».

12 докторов, лечащих депрессию
23 декабря 2003
Обзоры

12 докторов, лечащих депрессию

Владимир ЛЕВИ доктор медицины и психологии, автор книг, помогающих людям: «Семейные войны», «Искусство быть другим», «Нестандартный ребенок, или Как воспитывать родителей», «Травматология любви», «Приручение страха», «Вагон удачи» и другие. Здравствуйте, друзья. В почте — вал зимних обострений разного рода, и, видно, настал момент выполнить одно из моих обещаний: продолжим насчет любимой депрессии.

Чем и как лечить заикание?
2 марта 2004
Обзоры

Чем и как лечить заикание?

04'2004 Человек без голоса, что птица без крыльев. (Восточная мудрость.) Мы всегда невольно обращаем внимание на тех, кто хорошо говорит, отдаем им предпочтение. Красноречие — сильный «козырь» в борьбе за место под солнцем. И как тяжело этого добиться человеку, которому приходится преодолевать еще одно препятствие — невозможность легко и красиво говорить.

И дольше века длится жизнь!
1 ноября 2004
Обзоры

И дольше века длится жизнь!

Конечно, с возрастом приходят и мудрость, и жизненный опыт. А у кого-то часто годы, обозначенные в паспорте как прожитые на свете, не совпадают с возрастом души. Именно потому ученые различают понятие календарного возраста (хронологического, астрономического), определяемого на основании даты рождения, и биологического (то есть функционального), целиком и полностью зависящего от личных качеств, черт характера и условий, в которых проходила жизнь того или иного человека.