Любитель как фотограф

Эрик Шлоссер, адвокат, атташе при посольстве Франции в Москве. Несколько лет писал о кино и освещал международные кинофестивали для киноведческих журналов Франции и США. Параллельно с интересом к кинематографу развивался его интерес к смежному искусству — к фотографии, как к самому процессу ее создания, так и к ее теоретическому анализу. Среди наиболее любимых его фотографов-профессионалов — француз Картье-Брессон, американец Эванс, чех Судек...

– Эрик, ты — фотограф любитель. Что это значит в твоем случае?

– Хорошо. Подумай, для чего вообще нужна фотография. Зачем ее люди делают. Зачем они говорят: хоп! Вот это надо сфотографировать. Когда чаще всего используется фотография? 80% рынка — это фотографии семьи, друзей, путешествий. Часто она играет роль такого «заместителя». На столе в офисе, на полках и стенах в квартире она замещает отсутствующих. Кроме того, она может играть роль «поручителя». Особенно это заметно в Америке. Фотография семьи — знак благонадежности, «встроенности» в общество, разделения общих ценностей, который заранее снимает множество вопросов. В случае туризма она играет роль «доказательства». Почему японцы знамениты такой смешной особенностью: все постоянно фотографировать и при этом радостно «хихикать»? В любом фильме именно так изображают японца-туриста. Может быть, это потому, что они живут на своем острове, вдали ото всех, для них любая другая страна — почти сказка. Чтобы им куда-то выехать, надо уйму времени работать. И они привозят «доказательства» своего пребывания в этих «сказочных» местах. Самое смешное, что на таких фотографиях в центр ставится всегда сам фотографируемый: «Я» на фоне Нотр-Дам, «Я» на фоне Кремля. И поскольку твое «Я» занимает большую часть пространства, здания в конце концов не видно вообще. Это такие памятники самому себе, сделанные в разных частях мира, похожие, в сущности, на «доказательства жизни», которые террористы выдают властям, чтобы убедить в сохранности заложников, на полицейское досье.

– Ты хочешь сказать, что во всем этом есть что-то «не то»?

– Нет, я хочу сказать, что в этом есть особая функция. Скажем, в «семейной» фотографии, особенно в той, которая делается на заказ в студии профессиональным фотографом, и на которую ты посматриваешь, сидя в офисе или дома, напоминая себе, что кроме окружающего есть еще и другой мир. Какой? Идеализированный мир «семьи», которого на самом деле нет, в котором ты на самом деле никогда не находишься, потому что если бы ты и в самом деле там находился, разве тебе нужны были бы эти «парадные» портреты, где люди напоминают кукол? Так же и туристическая фотография, постеры. Они точно окна в «другой мир», в который тебя призывают войти. И вот люди стараются вставлять самих себя в памятные туристические виды, желая оказаться в этом «другом» мире, в фотографическом пространстве, приятном и безопасном.

– Где «пальмы, море и цветы»?

– Ну да. И вот самое смешное во всем этом, что когда сам рассматриваешь подобные снимки как зритель, то видишь, что кроме вот этих социальных функций на них «ничего» нет. Ведь тот, кто их делал, не думал о том, что на каждой из них запечатлен единственный уникальный момент его жизни, который потом ляжет в руки зрителю.

– Так что если ты снимаешь «вообще», то скорее упускаешь, чем находишь?

– Да, ты убегаешь от своей же реальности. В этом смысле фотоаппарат — это машина по разрыву с реальностью. Я много путешествовал и знаю, что если я не фотографирую «на память», то гораздо больше сохраняю собственных воспоминаний. А если фотографирую, то вспоминаю почему-то лишь сделанные снимки. Мне даже приснился сон о том, что каждый момент, когда делается фотография, сфотографированный кусочек как бы вырывается из реальности и пропадает из него. Так что если посчитать, сколько люди уже нащелкали, все это сложить, то получится, что мир исчез.

– Есть ли для тебя иной способ взаимоотношения с камерой, чем способ выйти за пределы реальности или закрыть пустоты в жизни и памяти?

– Для меня не существует возможности выйти за пределы реальности. Мы всегда внутри нее, и она должна быть нам интересна. Знаешь что такое «интерес» по латыни? Это «интер» (между) и «ессе» (бытие), то есть нечто прямо посреди бытия, посреди вещей. Фотография должна «интересовать», быть проводником в суть вещей, как они есть сами по себе.

Именно поэтому я не люблю постановочные фотографии. В них ты просто добиваешься красивой картинки, но разве в мире мало красивых картинок? Фотография — это моя возможность быть в мире, который вокруг меня. Ведь то, каков этот мир на самом деле, скрыто, потому что у нас постоянно нет времени, нам сложно сосредоточить внимание... Реальность остается как бы подернутой «вуалью» обыденности... Камера и служит средством ее раскрытия, остановки, она — инструмент не разрыва, но соединения. Вот ты находишься в каком-то месте, в котором как будто бы «ничего нет», которое для тебя совершенно необитаемо. Ничто в нем не «бросается» в глаза. Но именно в этой пустоте, при какой-нибудь перемене света вдруг что-то появляется, само обретает смысл, который явно мог возникнуть лишь сиюминутно, делая это место интересным, влекущим, обитаемым, ясным. Фотография и схватывает такое сиюминутное, хрупкое, «являющееся», то, что исчезает и появится столь же неожиданно потом уже в другом месте, в другое время...

Это похоже на то, как будто «отвернутая» от тебя реальность неожиданно посмотрела на тебя... Нечто очень эротическое... как случайно пойманный взгляд в толпе...

Вот что я пытаюсь сказать: если тебе вдруг что-то понравилось, если ты чувствуешь «захватило!», то взять и просто щелкнуть — это еще ничего, «нахрапом», «фронтально» ничего не получится. Чтобы то, что захватило тебя, схватила и пленка, ты должен найти угол, взгляд, высоту, отношение к этому, какой-то внутренний момент покоя. То есть ты должен найти свое положение в мире, чтобы проявилось то, что тебе понравилось... Образ — это коммуникация, а не завоевание.

– Хорошо, но вот твои образы Москвы... ты много фотографируешь московские лужи, кто-то сказал, что как только человек начинает именно поворачиваться к фотографии серьезно, он начинает фотографировать лужи.

– Ну это самое простое. Понимаешь, сила этого образа, образа лужи, в том, что он как бы воспроизводит сам фотоаппарат, камеру, линзу, дает ей как бы материальное представительство. Она дает почувствовать сам медиум, через который к нам поступает образ... В силу своей правдивости это имеет магическую силу... Но здесь еще зависит как снимать... что возникнет из твоей лужи... И что она такое...

– Твоя Москва очень пустынна...

– Москва — странный город... У меня всегда здесь есть чувство, что это город не для людей. По самому своему замыслу... Улицы слишком широкие, водители ужасно относятся к пешеходам, а почему? Потому что они считают, что пешеходу в городе делать нечего. Москва одновременно и разрушается, и строится, рядом ты можешь увидеть и какое-то оседающее здание, уже почти ком земли, и отчищенный фирмой особняк. Москва, как насекомое, постоянно восстанавливающее свои утраченные «в боях» конечности. Но так или иначе это — город структур, больших структур, где люди совершенно случайны...

– Да, поэтому функция лужи — еще и подсмотреть за человеком, за «фрагментом» человека, мелькающим в этом городе и ему столь несоответствующим, и за жизнью структур?

– Например. Ты заранее не можешь предугадать... Но московская лужа — это отдельная среда, отдельное «оптическое устройство»...

– Где отражается и пустынность города, и одновременно... сила

– Да, поскольку она на дороге — сила и скорость его форм и структур... Его тотальная мощь. В Москве она очень чувствуется... Но главное здесь то, что я, иностранец в чужом городе, открываю Москву, которая говорит обо всем этом именно со мною, и никто не скажет, что этой Москвы нет, хотя вне моей камеры ее тоже, может быть, и не существует. В этом смысле я открываю Москву, в которой мог бы жить именно я. Бог создал человека по Своему образу и подобию, человек создает мир — по своим.

Во всем этом, однако, странный парадокс. Люди делают фотографии в поисках реальности своей жизни, а вместо этого выключаются из нее, и в то же время для того, чтобы на самом деле эта реальность явилась, должно возникнуть некое пустое пространство, пространство без тебя, и лишь тогда реальность к тебе выходит на свет. И это грустно, потому что показывает, как хрупок этот момент, как, в сущности, одиноко существование человека... То есть ты снимаешь нечто грустное...

Но в то же время — нечто живое, что на тебя взглянуло, оно само по себе, какое оно есть, каким ты бы не мог его придумать, вступило с тобой в контакт. Оно говорит о тебе больше, чем слова, как если бы прикасалось к самой твоей жизни, да, мимолетной, хрупкой, конечной, но живой. Оно — часть того мира, где ты можешь жить, мира, созданного для тебя.

То есть «реальность» — это не объективная данность, идущая сама по себе, это место, где смотришь ты, но и смотрят на тебя... где происходит коммуникация.

И поэтому, начиная фотографировать, ты должен думать о том, что ты делаешь, почему это интересует тебя, это надо стараться уловить...

В этом смысле надо обладать большой критической способностью, уметь отличать, скажем, желание попасть в готовое клише от действительной затронутости чем-то. В конце концов фотография — это мысль.

Ну да, а разве нет? Мысль или свет, вдруг осветивший то, что только что было скрыто.

Фотография — это нечто «неестественное», это как раз чрезвычайно естественная человеческая практика. Знаешь, кто-то сказал: «Мое тело — в мире, но мир — в моей голове». Фотография — всплывающий образ, это нечто очень естественное, как деятельность ума. Спрашивать, что же тогда было до нее, это то же самое, что спрашивать о том, что было до кино? Письмо, наскальные рисунки... Люди в темноте брали факелы и высвечивали какую-то часть наскальной живописи, потом другую, пели, сопровождали рассказом, и мелькание образов создавало иллюзию движения, скажем, охоты. Ты думаешь, современная техника — это что-то иное? Как и все остальное, это в конце концов либо путь к реальности, либо побег от нее.

И чем это будет, каждый выбирает сам?

А разве нет?









Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Звучание нового TEMPO
31 декабря 2003
Новости

Звучание нового TEMPO

Усилители серии Tempo относятся к бюджетному классу. Для продукции ORIS Electronics это означает в первую очередь доступную цену при хороших технических параметрах и большой функциональности. Например, двухканальный усилитель TP-240 с номинальной мощностью 40 Вт на канал стоит около $65, что совсем не много для усилителя, который обеспечивает ощутимую прибавку мощности аудиосистемы.

LG Optimus G в Корее: высокая производительность флагманского смартфона на скорости 4G LTE
6 февраля 2013
Новости

LG Optimus G в Корее: высокая производительность флагманского смартфона на скорости 4G LTE

Москва, 5 февраля 2013 г. — С целью демонстрации широких возможностей флагманского смартфона LG Optimus G с 26 января по 1 февраля 2013 года подразделение Mobile Communications (Мобильных коммуникаций) LG Electronics организовало пресс-тур российских СМИ в Южную Корею. Чтобы познакомиться подробнее с флагманским смартфоном компании — LG Optimus G, 12 журналистов посетили головной офис компании в Сеуле, дизайн-центр, LG Science Hall, Best Shop и фабрику по производству дисплеев для различной техники, в том числе и для смартфонов в г. Куми (Gumi).

Canon получила награды Ассоциации TIPA за 2012 год сразу в шести номинациях
18 апреля 2012
Новости

Canon получила награды Ассоциации TIPA за 2012 год сразу в шести номинациях

Москва, Россия, 17 апреля 2012 г. – Сегодня компания Canon объявила о получении шести наград ассоциации издателей журналов по фотографии (TIPA) – ведущей европейской организации профессионалов в области фотографии. Награды TIPA присуждаются лучшим продуктам, выведенным на рынок за предыдущий год. Они считаются самыми престижными знаками признания в мировой отрасли создания и обработки изображений. Награды 2012 года вновь подчеркивают высокое качество всей продукции Canon, включая новую революционную линейку систем Cinema EOS.

Фоторедактор Darktable стал доступен для Windows
28 декабря 2017
Новости

Фоторедактор Darktable стал доступен для Windows

Darktable, бесплатный аналог Adobe Lightroom, недавно был обновлен ​​до версии 2.4.0. Обновление открыло новый этап ​​для программного обеспечения с открытым исходным кодом: впервые программа была портирована в Windows. В настоящий момент порт Windows является неполным, не хватает нескольких функций, таких как поддержка печати, но в целом, как утверждают разработчики, продукт готов к использованию и должен понравиться пользователям.

Компактная камера Sony Cyber-shot RX100 III - профессионал из кармана
16 мая 2014
Новости

Компактная камера Sony Cyber-shot RX100 III - профессионал из кармана

Новое пополнение в семействе Cyber-shot™ RX100, столь любимом фотографами, которые ценят сочетание высокой производительности и портативности. Модель Cyber-shot™ RX100 III (DSC-RX100M3) в легком, стильном и прочном алюминиевым корпусе, который идеально подходит для путешествий, вобрала в себя все лучшее от своих предшественников. Усовершенствованный объектив и мощный процессор изображения дополнены выдвижным видоискателем OLED Tru-Finder™ с покрытием ZEISS® T* , набором улучшенных функций видеосъемки и ЖК-экраном, поворачивающимся на 180 градусов. И все это — в одной стильной камере с фиксированным объективом, которая легко помещается в карман.

Накладные наушники MyST OrtoPhones: такой шквал и мощь звука, словно тебя переезжает бульдозер. И ни капли дискомфорта!
29 марта 2015
Обзоры

Накладные наушники MyST OrtoPhones: такой шквал и мощь звука, словно тебя переезжает бульдозер. И ни капли дискомфорта!

Сегодня поговорим о наших достижениях в области наушникостроения. Российский бренд MyST, словно ледокол «Ленин» на просторах Арктики, рассекает кризисные явления в стране и выдает на гора новые модели, на этот раз — накладные наушники MyST OrtoPhones. Выход каждого нового продукта от этого вендора для меня всегда интересное событие!

Леонид Лазарев: о времени и о себе
28 июня 2006
Обзоры

Леонид Лазарев: о времени и о себе

«Мне повезло», - говорит Леонид Николаевич Лазарев — талантливый фотохудожник, плодотворно работающий в наши дни. Для многих и многих его имя тесно связано с творчеством легендарных шестидесятников. «Ровесник мальчишка - сосед по московской коммуналке, - рассказывает Л. Лазарев, - показал фотоаппарат, которым, оказывается, можно снимать девчонок на пляже.

JBL Flip от Harman — музыка без проводов
26 октября 2012
Новости

JBL Flip от Harman — музыка без проводов

Москва, 25 октября 2012г. — Harman представила новые портативные колонки JBL Flip. Для тех, кто не сидит на месте, проводит весь день в движении и при этом не готов расставаться с любимой музыкой, JBL Flip станут отличным выбором. Кстати, не за горами Новый Год, поэтому один вариант нетривиального и полезного подарка для друзей уже готов.

Huawei представляет фитнес-трекер Band 2 Pro с cобственным GPS модулем
15 сентября 2017
Новости

Huawei представляет фитнес-трекер Band 2 Pro с cобственным GPS модулем

Huawei представляет новый фитнес-трекер Huawei Band 2 Pro — стильный спортивный браслет, работающий на глубине до 50 метров, и поддерживающий функции геопозиционирования, отслеживания сердечного ритма, физических нагрузок и сна, а также уведомляющий о входящих вызовах и сообщениях.

LG представила самый большой Ultra HD OLED телевизор
13 сентября 2013
Новости

LG представила самый большой Ultra HD OLED телевизор

Берлин, 12 сентября, 2013 г. — Компания LG Electronics открыла новую веху, представив самый большой Ultra High Definition (или Ultra HD) OLED телевизор на IFA, крупнейшей выставке потребительской электроники и бытовой техники в Европе. 77-дюймовый изогнутый Ultra HD OLED телевизор продолжает линейку, в которой ранее был представлен 55-дюймовый вариант изогнутого OLED телевизора, премьера которого состоялась всего восемь месяцев назад на выставке бытовой техники Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе.