Уроки Розова: за шедеврами поедем туда, где тепло и много бедного люда

Есть мнение. Оно носится в воздухе и очень многим кажется чем-то вроде математической аксиомы — вполне самоочевидной истиной. Дома — в Москве или в любом другом городе нашей Родины — снимать нечего. Что тут может быть красивого или интересного? Тут, как любят говаривать некоторые наши профессиональные репортеры, «люди на улицах не живут». Вот в Индии живут. А у нас не живут!

Текст и фото: Георгий Розов.

Фото 1. Диалектика.

Камера Olympus OM-D E-M5

Объектив M. ZUIKO DIGITAL ED 60mm 1:2.8 MACRO

Чувствительность 200 ISO

Выдержка 1/25 с

Диафрагма f/5,9

Экспокоррекция –0,3 EV

 Фокусное расстояние 120 мм пленочного стандарта.

Поэтому за шедеврами предлагается ездить туда, где тепло, где много бедного люда в живописных лохмотьях и древних развалин с фактурными стенами. Или в горы, к сияющим вершинам. Или «в Париж, срочно». Там достаточно поднять камеру и нажать на спуск — успех обеспечен.

Вот, наверное, почему дорогие камеры всю зиму отдыхают, набираются сил, чтобы потом за две недели отпуска отработать затраченные на них деньги: обеспечить хозяина «лайками» социальных сетей на долгие месяцы вперед.

Должен признаться, что мне когда-то давно тоже казалось, что за красотой надо сначала долго-долго ходить, истоптать несколько пар сапог, прежде чем она покажет свой прекрасный лик. Но с годами пришел к выводу, что красота (как и деньги) лежит под ногами. Надо просто научиться видеть и не лениться поднимать.

В студиях такую схему освещения используют для съемки гламурных портретов. Два рисующих источника сзади справа и слева.

Но тут правый задний направлен непосредственно на ручку. Его рефлекс потому и выглядит совершенно белым и очень ярким. Левый источник света — отраженные от листьев березы лучи солнца. Этот свет уже не белый, а слегка желто-зеленый, и он не так ярок, как правый. Вот почему рефлекс от левой ручки выглядит потухшим.

Заполняющий источник — свет, отраженный от стен и потолка комнаты. Он слегка подсвечивает затененные части кадра, которые в противном случае остались бы совсем черными. Это позволило сохранить детали в тенях, снизив контрастность сюжета. Для этого снимка очень важно было, на мой взгляд, сохранить цветные полосочки пространства рядом с самими рамами. Без такой «мелочи» картинка была бы вырвана из жизненного контекста и потеряла бы признаки документальности.

Александр Исаевич Солженицын не был фотографом, но сразил меня наповал примерно такой мудростью, которая относится к нам напрямую: без упражнения органы отмирают! Конечно, он имел в виду совсем другие органы. Но я предлагаю оценить правильность этой максимы, применяя ее ко всему комплексу умений фотографа.

Если снимать две недели в году, то никогда не научишься отличать контрастный свет от мягкого и чувствовать красоту сочетаний того и другого в одном кадре. Трудно на уровне почти полного автоматизма выбирать фокусное расстояние оптики, необходимое в том или другом случае. Трудно почувствовать момент, когда лучше нажать на кнопку спуска, чтобы остановить то самое решающее мгновение, о котором говорят, что оно прекрасно…

Словом, снимать нужно постоянно — если заниматься фотографией всерьез, рассчитывая на реализацию творческого потенциала.

Я знаю, как сложно осуществить все, что требует систематического повторения. Это что-то вроде утренней гимнастики. Все знают, что ее надо делать, что кроме пользы — никакого вреда, но только пинки судьбы заставляют делать то, что идет нам же на благо. А еще я знаю, что чужой опыт мало кому идет впрок, но все-таки расскажу, где нахожу красивые картинки, не покидая своего спального района, больше того, даже не выходя из квартиры. Происходит это просто, буднично, однако доставляет массу удовольствий от обретения находок. Словно опустил голову и сто рублей нашел.

У меня этот процесс часто связан с освоением чего-то новенького. Нового процесса, новой схемы освещения, новой аппаратуры. Она сейчас меняется быстро и, не успевая отработать даже трети заложенного ресурса, морально устаревает. И вот я, собираясь купить или уже купив что-то новенькое, неважно что — аппарат, объектив, фильтр, бленду, радиопусковое устройство, должен сначала это новенькое испытать и освоить.

Справа от рабочего стола — окно. Не просто окно, а палочка-выручалочка. Достаточно повернуть голову, чтобы увидеть пластиковые ручки, достойные восхищения. Не потому, что они сами по себе такие очаровательные. Свет сделал их волшебно одушевленными. Они заговорили языком визуальных символов.

Я увидел оптимизм и пессимизм, плюс и минус, разницу потенциалов, сияние и серость, молодость и старость, единство и борьбу противоположностей — и еще множество других смыслов почудились мне в этом готовом к употреблению непридуманном натюрморте. А ведь я всего только хотел испытать макрообъектив для «Олимпуса». Оставалось не упустить момент. Солнце ведь могло спрятаться за тучей, а рисунок переотражений световых пятен испариться, как утренний туман. Жди потом такого стечения обстоятельств (фото 1).

 

Фото 2. Тень.

Это тень решетки на занавеске того же окна, возле моего рабочего стола. Один из первых тестовых кадров, сделанных новой камерой. Обесцвечен снимок потому, что занавеска была однотонной.

Камера Sony DSC RX1

Объектив — встроенный 35/2,0

Чувствительность 125 ISO

Выдержка 1/200 с

Диафрагма f/5,6

Экспокоррекция +0,67 EV 

Фото 3. Робот.

Робот встретился в двухстах метрах от дома. Он поднимался по бетонным ступенькам. Рубленная на кубики форма человеческой фигурки напоминает живопись кубистов. Пришлось постоять немного рядом с лестницей, чтобы дождаться подходящего по комплекции героя. Картинку пришлось конвертировать в черно-белое ради усиления графичности: синие тени на сером бетоне отвлекали внимание от формы самих теней.

Камера Sony DSC RX1

Объектив — встроенный 35/2,0

Чувствительность 200 ISO

Выдержка 1/1000 с

Диафрагма f/5,6

Фото 4. Сирень.

Утреннее солнце подарило мне тенюшку в соседней комнате. Отдельное спасибо — любимой жене и неизвестному дизайнеру ткани, рисунок которой стал неотъемлемой частью сюжета. Большое значение имеет цвет стеклянной вазы. Она красная, а любое красное пятно почти автоматически становится центром притяжения взгляда зрителя.

Камера Olympus OM-D E-M5

Объектив M. ZUIKO DIGITAL 45mm 1:1.8

Чувствительность 200 ISO

Выдержка 1/25 с

Диафрагма f/5,9

Экспокоррекция –0,3 EV

Фокусное расстояние 120 мм пленочного стандарта. 

Sony RX1 попала ко мне случайно: фирма дала протестировать. Камера была со мной круглосуточно два месяца. Маленькая, легкая и очень удобная в обращении. О качестве ее картинки даже говорить ничего не надо: перехвалить невозможно. Само присутствие такой игрушки в кармане приводило к тому, что я не проходил даже мимо тенюшек, хватавших меня за глаз (фото 2, 3 и 4).

Впрочем, я люблю снимать не только само окошко, но и то, что из него вижу. В целом там не бывает ничего особенного — такого, что хотелось бы тормознуть и законсервировать. Но жизнь и природа постоянно что-то меняют. Есть даже песенка про это: «А за окном то дождь, то снег, и спать пора»…

Да, хорошо снимать проливной дождик именно из окна, совсем не рискуя залить оптику. И картинки красивы, и сам сухой. И пургу из окошка тоже снимать хорошо: камера не мерзнет, аккумулятор не садится, оптика не потеет, а картинка сиреневых сумерек радует глаз (фото 5, 6 и 7).

Фото 5. Ливень (из серии «Спальный район»).

Мне очень понравилось дымка, возникшая из-за дождя: она светилась, подсвеченная контровым светом утреннего солнца. То есть прямого света не было, но сквозь облака лучи солнца все-таки просачивались. Отсюда почти глянцевый блеск зелени на газонах. А вот мостовые выглядят матовыми, потому что пузыри в лужах скрывают отражения, какие обычно бывают на влажном асфальте. Конечно, я не стал бы показывать вам эту картинку, если бы не удалось снять убегающих от дождя девочек. Они очень оживили фотографию. Точнее, именно они и сделали ее.

Камера Olympus OM-D E-M5

Объектив M. ZUIKO DIGITAL ED 12mm 1:2.0

Чувствительность 640 ISO

Выдержка 1/40 с

Диафрагма f/4 

 Фото 6. Зазимок.

После первого снега, который пал на зеленые, еще не жухлые листья берез, случился мелкий моросящий дождь с туманом. Я выглянул в кухонное окошко. Контраст сияющей в свете фонаря веселенькой зелени и сумеречной синевы показался мне удивительно красивым. А фотокамера всегда рядом. Октябрь. Время в Москве 18:09.

Камера Nikon D800

Объектив AF-S Nikkor 70–200/2,8 G ED IF VR

Чувствительность 1000 ISO

Выдержка 1/30 с

Диафрагма f/2,8

Экспокоррекция – 0,67 EV

Фокусное расстояние 70 мм 

 

Фото 7. Пурга.

В то же самое кухонное окно, но уже в начале марта, почти в то же время, при свете того же фонаря, я сделал еще одну вечернюю картинку. Согласитесь, совсем другое настроение! Кстати, снимать в такую погоду на улице — врагу не пожелаешь. Оптика мгновенно покрывается каплями влаги. Это гарантированный брак.

Камера Nikon D4

Объектив AF-S Nikkor 16–35/4 ED

Чувствительность 2500 ISO

Выдержка 1/60 с

Диафрагма f/5,6

Экспокоррекция –1,33 EV

Фокусное расстояние 16 мм

 

Не подумайте, что я только и делаю, что сижу у окошка и веду дневник происшествий для местного комиссара Мегрэ. Иногда я даже гулять выхожу. Камера, понятное дело, всегда со мной. Даже когда моют машину на местном сервисе, я нахожу дивные сюжеты для фотографирования. Не говоря уже о кошках, собачках, детях в луна-парке, пьяницах, стариках, торговцах…

Если камера со мной, без хорошей картинки я домой не возвращаюсь. И когда приходит день долгожданной поездки «в Париж, срочно», я натренирован и готов к любым неожиданностям (фото 8, 9 и 10).

Фото 8. Осень в спальном районе (из серии «Спальный район»).

Камера Nikon D4

Объектив AF-S Nikkor 16–35/4 ED

Чувствительность 2500 ISO

Выдержка 1/60 с

Диафрагма f/5,6

Экспокоррекция –1,33 EV

Фокусное расстояние 16 мм

 

Фото 9. Шеф-повар в желтых тонах (из серии «Спальный район»).

Камера Olympus OM-D E-M5

Объектив M. ZUIKO DIGITAL ED 75–300mm 1:4/6.7–8

Чувствительность 1000 ISO

Выдержка 1/250 с

Диафрагма f/5,8

Экспокоррекция +0,3 EV

Фокусное расстояние 328 мм пленочного стандарта.

 

Фото 10. Еще раз про любовь.

Очень сложные объекты для съемки — забавные маленькие собачки. Они вертлявы и непоседливы, как младенцы, только что вставшие на ноги, но к тому же еще пугливы и агрессивны. Зато хороши для тренировки скорости реакции и оперативных навыков фотографа.

КамераOlympus OM-D E-M5

Объектив M. ZUIKO DIGITAL ED 75–300mm 1:4/6.7–8

Чувствительность 1600 ISO

Выдержка 1/250 с

Диафрагма f/5,8

Экспокоррекция +0,3 EV

Фокусное расстояние 468 мм пленочного стандарта.

 

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Новое измерение жизни: Canon представляет EOS 5D Mark III
2 марта 2012
Новости

Новое измерение жизни: Canon представляет EOS 5D Mark III

Москва (Россия), 2 марта 2012 г. — компания Canon объявляет о выпуске новой модели знаменитой серии EOS — камеры EOS 5D Mark III. EOS 5D Mark III унаследовала многие возможности легендарной камеры EOS 5D Mark II, при этом она обеспечивает более высокую скорость съёмки и лучшее разрешение, имеет более мощный процессор и расширенный набор творческих функций как фото-, так и видеосъёмки Full HD. Даже самые требовательные фотографы оценят непревзойдённую свободу творчества, которую предлагает данная модель.

«Путеводитель LG TV + AR» — виртуальный каталог телевизоров LG
26 апреля 2013
Новости

«Путеводитель LG TV + AR» — виртуальный каталог телевизоров LG

Москва, 26 апреля 2013 г. — Компания LG Electronics (LG) представляет на российском рынке приложение дополненной реальности «Путеводитель LG TV + AR», которое позволяет виртуально подобрать подходящий телевизор для интерьера. Приложение можно скачать бесплатно в Google play.

«APS-C остается нашим крупнейшим рынком»: интервью с главой отдела Sony по камерам и объективам Кэндзи Танака (Kenji Tanaka)
8 октября 2018
Новости

«APS-C остается нашим крупнейшим рынком»: интервью с главой отдела Sony по камерам и объективам Кэндзи Танака (Kenji Tanaka)

Анонс приемника A6500 или A7s II, которого многие ожидали от Sony на Photokina 2018, так и не состоялся. Вместо этого свои новые камеры демонстрировали её ближайшие конкуренты. Но компанию, бывшую номером один на рынке, кажется, это совсем не беспокоило. Находясь на выставке, корреспонденты портала Les Numériques смогли побеседовать с Кэндзи Танакой (Kenji Tanaka), вице-президентом и директором отдела Sony по камерам и объективам.

LG представляет премиальную серию персональных телевизоров на базе технологии IPS
31 мая 2012
Новости

LG представляет премиальную серию персональных телевизоров на базе технологии IPS

Компания LG Electronics (LG) представила новое семейство персональных телевизоров уровня премиум. Телевизоры LG DM2752 и M2752 позволяют наслаждаться всем спектром мультимедийных развлечений, от широкополосного наземного HD-вещания до воспроизведения любого контента с разрешением Full HD. Обе модели телевизоров снабжены панелями IPS, воспроизводящими естественные цвета при чрезвычайно широких углах обзора.

HONOR представляет умный экран HONOR Vision под управлением HarmonyOS
10 августа 2019
Новости

HONOR представляет умный экран HONOR Vision под управлением HarmonyOS

Бренд HONOR на проходящей сейчас в китайском Дунгуане конференции разработчиков HUAWEI Developer Conference 2019 официально представил серию умных экранов HONOR Vision. Новые устройства получили целый набор инновационных функций и технологий семейства HONOR Sharp Tech. Умные экраны оснащены тремя процессорами, разработанными Huawei: процессором для умных экранов Honghu 818, процессором с нейронным модулем для интеллектуальной камеры и флагманским Wi-Fi процессором. HONOR Vision стал первым устройством, функционирующим под управлением разработанной HUAWEI операционной системы HarmonyOS.

Компания ASUS продемонстрировала свои инновационные разработки на выставке CES 2017
19 января 2017
Новости

Компания ASUS продемонстрировала свои инновационные разработки на выставке CES 2017

Глава компании ASUS Джонни Ши (Jonney Shih) представил новейшие смартфоны ASUS ZenFone AR и ASUS ZenFone 3 Zoom на пресс-конференции Zennovation, прошедшей в рамках международной выставки Consumer Electronics Show 2017 в Лас-Вегасе.

Ritmix начал общую продажу колонок-игрушек
26 июля 2017
Новости

Ritmix начал общую продажу колонок-игрушек

Готовимся к 1 сентября уже сейчас! Колонки-игрушки Ritmix уже поступили в широкую продажу и теперь доступны в магазинах электроники вашего города!

В «умных» телевизорах LG появилось приложение Zabava со 120 ТВ-каналами от «Ростелекома»
15 октября 2013
Новости

В «умных» телевизорах LG появилось приложение Zabava со 120 ТВ-каналами от «Ростелекома»

Москва, 14 октября 2013 г. — «Ростелеком» впервые сделал мультимедийное приложение Zabava для Smart TV, которое уже интегрировано в «умные» телевизоры одного из мировых лидеров в их производстве — компании LG Electronics.

Новые компактные фотокамеры Nikon COOLPIX – мощный зум и видео 4К
26 февраля 2016
Новости

Новые компактные фотокамеры Nikon COOLPIX – мощный зум и видео 4К

Компания Nikon выпустила сразу четыре новых компактных камеры. Все анонсированные фотокамеры совместимы со SnapBridge — новым приложением, разработанным Nikon, которое поддерживает постоянное автоматическое соединение между аппаратом и интеллектуальным устройством, позволяя с легкостью управлять различными этапами съемки и работы с изображениями. В новых камерах сочетаются последние достижения Nikon в области технологии создания изображений и надежная оптика NIKKOR с супертелескопическим зумом, гарантируя превосходные рабочие характеристики.

Галерея Классической Фотографии приглашает на Ярмарку коллекционеров
21 августа 2018
Новости

Галерея Классической Фотографии приглашает на Ярмарку коллекционеров

Дорогие друзья! В ближайшую субботу, 25 августа, приглашаем вас в Галерею Классической Фотографии на Ярмарку Клуба коллекционеров фотографии. Клуб объединяет авторов, исследователей и всех, кто ценит фотографию как произведение искусства и объект коллекционирования.