Уроки Розова: за шедеврами поедем туда, где тепло и много бедного люда

Есть мнение. Оно носится в воздухе и очень многим кажется чем-то вроде математической аксиомы — вполне самоочевидной истиной. Дома — в Москве или в любом другом городе нашей Родины — снимать нечего. Что тут может быть красивого или интересного? Тут, как любят говаривать некоторые наши профессиональные репортеры, «люди на улицах не живут». Вот в Индии живут. А у нас не живут!

Текст и фото: Георгий Розов.

Фото 1. Диалектика.

Камера Olympus OM-D E-M5

Объектив M. ZUIKO DIGITAL ED 60mm 1:2.8 MACRO

Чувствительность 200 ISO

Выдержка 1/25 с

Диафрагма f/5,9

Экспокоррекция –0,3 EV

 Фокусное расстояние 120 мм пленочного стандарта.

Поэтому за шедеврами предлагается ездить туда, где тепло, где много бедного люда в живописных лохмотьях и древних развалин с фактурными стенами. Или в горы, к сияющим вершинам. Или «в Париж, срочно». Там достаточно поднять камеру и нажать на спуск — успех обеспечен.

Вот, наверное, почему дорогие камеры всю зиму отдыхают, набираются сил, чтобы потом за две недели отпуска отработать затраченные на них деньги: обеспечить хозяина «лайками» социальных сетей на долгие месяцы вперед.

Должен признаться, что мне когда-то давно тоже казалось, что за красотой надо сначала долго-долго ходить, истоптать несколько пар сапог, прежде чем она покажет свой прекрасный лик. Но с годами пришел к выводу, что красота (как и деньги) лежит под ногами. Надо просто научиться видеть и не лениться поднимать.

В студиях такую схему освещения используют для съемки гламурных портретов. Два рисующих источника сзади справа и слева.

Но тут правый задний направлен непосредственно на ручку. Его рефлекс потому и выглядит совершенно белым и очень ярким. Левый источник света — отраженные от листьев березы лучи солнца. Этот свет уже не белый, а слегка желто-зеленый, и он не так ярок, как правый. Вот почему рефлекс от левой ручки выглядит потухшим.

Заполняющий источник — свет, отраженный от стен и потолка комнаты. Он слегка подсвечивает затененные части кадра, которые в противном случае остались бы совсем черными. Это позволило сохранить детали в тенях, снизив контрастность сюжета. Для этого снимка очень важно было, на мой взгляд, сохранить цветные полосочки пространства рядом с самими рамами. Без такой «мелочи» картинка была бы вырвана из жизненного контекста и потеряла бы признаки документальности.

Александр Исаевич Солженицын не был фотографом, но сразил меня наповал примерно такой мудростью, которая относится к нам напрямую: без упражнения органы отмирают! Конечно, он имел в виду совсем другие органы. Но я предлагаю оценить правильность этой максимы, применяя ее ко всему комплексу умений фотографа.

Если снимать две недели в году, то никогда не научишься отличать контрастный свет от мягкого и чувствовать красоту сочетаний того и другого в одном кадре. Трудно на уровне почти полного автоматизма выбирать фокусное расстояние оптики, необходимое в том или другом случае. Трудно почувствовать момент, когда лучше нажать на кнопку спуска, чтобы остановить то самое решающее мгновение, о котором говорят, что оно прекрасно…

Словом, снимать нужно постоянно — если заниматься фотографией всерьез, рассчитывая на реализацию творческого потенциала.

Я знаю, как сложно осуществить все, что требует систематического повторения. Это что-то вроде утренней гимнастики. Все знают, что ее надо делать, что кроме пользы — никакого вреда, но только пинки судьбы заставляют делать то, что идет нам же на благо. А еще я знаю, что чужой опыт мало кому идет впрок, но все-таки расскажу, где нахожу красивые картинки, не покидая своего спального района, больше того, даже не выходя из квартиры. Происходит это просто, буднично, однако доставляет массу удовольствий от обретения находок. Словно опустил голову и сто рублей нашел.

У меня этот процесс часто связан с освоением чего-то новенького. Нового процесса, новой схемы освещения, новой аппаратуры. Она сейчас меняется быстро и, не успевая отработать даже трети заложенного ресурса, морально устаревает. И вот я, собираясь купить или уже купив что-то новенькое, неважно что — аппарат, объектив, фильтр, бленду, радиопусковое устройство, должен сначала это новенькое испытать и освоить.

Справа от рабочего стола — окно. Не просто окно, а палочка-выручалочка. Достаточно повернуть голову, чтобы увидеть пластиковые ручки, достойные восхищения. Не потому, что они сами по себе такие очаровательные. Свет сделал их волшебно одушевленными. Они заговорили языком визуальных символов.

Я увидел оптимизм и пессимизм, плюс и минус, разницу потенциалов, сияние и серость, молодость и старость, единство и борьбу противоположностей — и еще множество других смыслов почудились мне в этом готовом к употреблению непридуманном натюрморте. А ведь я всего только хотел испытать макрообъектив для «Олимпуса». Оставалось не упустить момент. Солнце ведь могло спрятаться за тучей, а рисунок переотражений световых пятен испариться, как утренний туман. Жди потом такого стечения обстоятельств (фото 1).

 

Фото 2. Тень.

Это тень решетки на занавеске того же окна, возле моего рабочего стола. Один из первых тестовых кадров, сделанных новой камерой. Обесцвечен снимок потому, что занавеска была однотонной.

Камера Sony DSC RX1

Объектив — встроенный 35/2,0

Чувствительность 125 ISO

Выдержка 1/200 с

Диафрагма f/5,6

Экспокоррекция +0,67 EV 

Фото 3. Робот.

Робот встретился в двухстах метрах от дома. Он поднимался по бетонным ступенькам. Рубленная на кубики форма человеческой фигурки напоминает живопись кубистов. Пришлось постоять немного рядом с лестницей, чтобы дождаться подходящего по комплекции героя. Картинку пришлось конвертировать в черно-белое ради усиления графичности: синие тени на сером бетоне отвлекали внимание от формы самих теней.

Камера Sony DSC RX1

Объектив — встроенный 35/2,0

Чувствительность 200 ISO

Выдержка 1/1000 с

Диафрагма f/5,6

Фото 4. Сирень.

Утреннее солнце подарило мне тенюшку в соседней комнате. Отдельное спасибо — любимой жене и неизвестному дизайнеру ткани, рисунок которой стал неотъемлемой частью сюжета. Большое значение имеет цвет стеклянной вазы. Она красная, а любое красное пятно почти автоматически становится центром притяжения взгляда зрителя.

Камера Olympus OM-D E-M5

Объектив M. ZUIKO DIGITAL 45mm 1:1.8

Чувствительность 200 ISO

Выдержка 1/25 с

Диафрагма f/5,9

Экспокоррекция –0,3 EV

Фокусное расстояние 120 мм пленочного стандарта. 

Sony RX1 попала ко мне случайно: фирма дала протестировать. Камера была со мной круглосуточно два месяца. Маленькая, легкая и очень удобная в обращении. О качестве ее картинки даже говорить ничего не надо: перехвалить невозможно. Само присутствие такой игрушки в кармане приводило к тому, что я не проходил даже мимо тенюшек, хватавших меня за глаз (фото 2, 3 и 4).

Впрочем, я люблю снимать не только само окошко, но и то, что из него вижу. В целом там не бывает ничего особенного — такого, что хотелось бы тормознуть и законсервировать. Но жизнь и природа постоянно что-то меняют. Есть даже песенка про это: «А за окном то дождь, то снег, и спать пора»…

Да, хорошо снимать проливной дождик именно из окна, совсем не рискуя залить оптику. И картинки красивы, и сам сухой. И пургу из окошка тоже снимать хорошо: камера не мерзнет, аккумулятор не садится, оптика не потеет, а картинка сиреневых сумерек радует глаз (фото 5, 6 и 7).

Фото 5. Ливень (из серии «Спальный район»).

Мне очень понравилось дымка, возникшая из-за дождя: она светилась, подсвеченная контровым светом утреннего солнца. То есть прямого света не было, но сквозь облака лучи солнца все-таки просачивались. Отсюда почти глянцевый блеск зелени на газонах. А вот мостовые выглядят матовыми, потому что пузыри в лужах скрывают отражения, какие обычно бывают на влажном асфальте. Конечно, я не стал бы показывать вам эту картинку, если бы не удалось снять убегающих от дождя девочек. Они очень оживили фотографию. Точнее, именно они и сделали ее.

Камера Olympus OM-D E-M5

Объектив M. ZUIKO DIGITAL ED 12mm 1:2.0

Чувствительность 640 ISO

Выдержка 1/40 с

Диафрагма f/4 

 Фото 6. Зазимок.

После первого снега, который пал на зеленые, еще не жухлые листья берез, случился мелкий моросящий дождь с туманом. Я выглянул в кухонное окошко. Контраст сияющей в свете фонаря веселенькой зелени и сумеречной синевы показался мне удивительно красивым. А фотокамера всегда рядом. Октябрь. Время в Москве 18:09.

Камера Nikon D800

Объектив AF-S Nikkor 70–200/2,8 G ED IF VR

Чувствительность 1000 ISO

Выдержка 1/30 с

Диафрагма f/2,8

Экспокоррекция – 0,67 EV

Фокусное расстояние 70 мм 

 

Фото 7. Пурга.

В то же самое кухонное окно, но уже в начале марта, почти в то же время, при свете того же фонаря, я сделал еще одну вечернюю картинку. Согласитесь, совсем другое настроение! Кстати, снимать в такую погоду на улице — врагу не пожелаешь. Оптика мгновенно покрывается каплями влаги. Это гарантированный брак.

Камера Nikon D4

Объектив AF-S Nikkor 16–35/4 ED

Чувствительность 2500 ISO

Выдержка 1/60 с

Диафрагма f/5,6

Экспокоррекция –1,33 EV

Фокусное расстояние 16 мм

 

Не подумайте, что я только и делаю, что сижу у окошка и веду дневник происшествий для местного комиссара Мегрэ. Иногда я даже гулять выхожу. Камера, понятное дело, всегда со мной. Даже когда моют машину на местном сервисе, я нахожу дивные сюжеты для фотографирования. Не говоря уже о кошках, собачках, детях в луна-парке, пьяницах, стариках, торговцах…

Если камера со мной, без хорошей картинки я домой не возвращаюсь. И когда приходит день долгожданной поездки «в Париж, срочно», я натренирован и готов к любым неожиданностям (фото 8, 9 и 10).

Фото 8. Осень в спальном районе (из серии «Спальный район»).

Камера Nikon D4

Объектив AF-S Nikkor 16–35/4 ED

Чувствительность 2500 ISO

Выдержка 1/60 с

Диафрагма f/5,6

Экспокоррекция –1,33 EV

Фокусное расстояние 16 мм

 

Фото 9. Шеф-повар в желтых тонах (из серии «Спальный район»).

Камера Olympus OM-D E-M5

Объектив M. ZUIKO DIGITAL ED 75–300mm 1:4/6.7–8

Чувствительность 1000 ISO

Выдержка 1/250 с

Диафрагма f/5,8

Экспокоррекция +0,3 EV

Фокусное расстояние 328 мм пленочного стандарта.

 

Фото 10. Еще раз про любовь.

Очень сложные объекты для съемки — забавные маленькие собачки. Они вертлявы и непоседливы, как младенцы, только что вставшие на ноги, но к тому же еще пугливы и агрессивны. Зато хороши для тренировки скорости реакции и оперативных навыков фотографа.

КамераOlympus OM-D E-M5

Объектив M. ZUIKO DIGITAL ED 75–300mm 1:4/6.7–8

Чувствительность 1600 ISO

Выдержка 1/250 с

Диафрагма f/5,8

Экспокоррекция +0,3 EV

Фокусное расстояние 468 мм пленочного стандарта.

 

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Тест-драйвы OLED телевизоров LG: убедитесь в красоте изображения вживую
13 декабря 2016
Новости

Тест-драйвы OLED телевизоров LG: убедитесь в красоте изображения вживую

МОСКВА, 12 декабря 2016 года. – Компания LG Electronics запустила программу тест-драйвов в крупнейших городах России в период с 26 ноября по 25 декабря 2016 года, чтобы каждый смог оценить потрясающее качество изоб-ражения на OLED телевизорах LG. На стенде посетители могут воочию убедиться в достоинствах OLED телевизоров по сравнению с LED или UHD моделями. Кро-ме того, посетители насладятся великолепным качеством звучания саундбара LG SH7B.

Тест Full HD-медиаплеера и рекордера Ellion X3-TR11
11 июня 2012
Тесты

Тест Full HD-медиаплеера и рекордера Ellion X3-TR11

Повышенная стоимость этого аппарата объясняется наличием встроенного тюнера цифрового ТВ высокой четкости, а также высокотехнологичным ЖК-дисплеем на передней панели, который существенно облегчает управление медиаплеером. Медиаплеер умеет записывать изображение и звук, а также оборудован аудио- и видеовходами, поэтому можно с уверенностью сказать, что Ellion X3-TR11 заменит DVD-рекордер. Аппарат будет полезен также и тем, кто занимается видеосъемкой.

Дмитрий Бальтерманц: «каждый из нас фотограф, каждый второй — Бальтерманц...»
7 сентября 2014
Обзоры

Дмитрий Бальтерманц: «каждый из нас фотограф, каждый второй — Бальтерманц...»

Уверен, сейчас не найдется и человека, который бы помнил эти незатейливые слова, который распевали «веселые и находчивые» из телевизионного клуба КВН в годы чуть не полувековой давности. Бальтерманц… Какая штука: фамилия стала нарицательной, стала обозначать профессию. Кому такое удавалось? Ньютону?

LG выпускает новую линейку смартфонов средней ценовой категории на мировой рынок
31 марта 2015
Новости

LG выпускает новую линейку смартфонов средней ценовой категории на мировой рынок

CЕУЛ, 30 марта 2015 года. LG Electronics (LG) выпускает на международный рынок новую линейку смартфонов средней ценовой категории, продажи которых начнутся в Южной Америке, затем в Европе, Азии, на Ближнем Востоке и в Северной Америке. Новая линейка включает в себя модели Magna , Spirit , Leon , Joy и отличается премиальными дизайном и функциональностью по доступной цене. Новинки впервые были представлены в начале марта в рамках ежегодной выставки Mobile World Congress (MWC), где и привлекли внимание утонченным внешним видом, оптимизированной производительностью и удобным пользовательским интерфейсом, рассчитанными на широкий круг пользователей.

ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ SCARLETT
20 декабря 2017
Обзоры

ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ SCARLETT

Бренды можно сравнить с небесными светилами: некоторые, как кометы, быстро проносятся по небосклону, другие – загораются и светят долго, как звезды. Техника Scarlett сумела стать ярким явлением на российском рынке: ее знают и покупают, она есть, практически, в каждом доме. Посмотрите, наверняка и вы у себя дома найдете продукцию Scarlett - чайник, фен или часы на стене. Как удалось за небольшой в общем-то 20-летний срок стать одним из лидеров рынка, какие планы у компании, какие интересные новинки Scarlett мы увидим в ближайшее время, нам рассказала Наталья Евгеньевна МЕРКУЛОВА – генеральный директор бизнес-подразделения Scarlett.

HUAWEI представляет смартфон с двумя двойными камерами HUAWEI nova 3i
19 октября 2018
Новости

HUAWEI представляет смартфон с двумя двойными камерами HUAWEI nova 3i

HUAWEI представляет третье поколение серии nova i — смартфон HUAWEI nova 3i, получивший две двойные камеры и FullView экран с диагональю 6,3 дюйма. Новый смартфон оснащён процессором Kirin 710 со встроенной поддержкой искусственного интеллекта и операционной системой EMUI 8.2. Сбалансированное сочетание аппаратных компонентов и программного обеспечения гарантирует высокий комфорт использования устройства.

Logitech представляет три новейших аудиосистемы: z200 Multimedia Speakers, z150 Multimedia Speakers и z50 Multimedia Speaker
25 сентября 2013
Новости

Logitech представляет три новейших аудиосистемы: z200 Multimedia Speakers, z150 Multimedia Speakers и z50 Multimedia Speaker

Москва, Россия — 24 сентября, 2013 г. — Сегодня швейцарская компания Logitech представила три новых акустических системы для дома: Logitech z200 Multimedia Speakers, Logitech z150 Multimedia Speakers и Logitech z50 Multimedia Speaker. Каждая из них обладает прочной конструкцией, отлично вписывается в интерьер и позволяет насладиться чистым, наполняющим окружающее пространство стереозвуком.

Сергей Пономарев: «Я меняюсь, меняется и моя фотография»
8 апреля 2013
Обзоры

Сергей Пономарев: «Я меняюсь, меняется и моя фотография»

Сергей предпочитает обычному отдыху экстремальный, например, проехать автостопом с пленочной камерой Leica по Ближнему Востоку или провести отпуск в тюрьме, участвуя в театральном проекте режиссера-новатора Кирилла Серебренникова.

Россия подписала уже десятый меморандум о снижении цен на международный роуминг
13 февраля 2014
Новости

Россия подписала уже десятый меморандум о снижении цен на международный роуминг

Москва, 13 февраля 2014 года. — Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров и министр транспорта и связи Норвегии Кетиль Сульвик-Ульсен в ходе взаимодействия по дипломатическим каналам подписали меморандум о снижении цен на международный роуминг. Это уже десятый для России документ, который призван повысить доступность услуг связи для абонентов, выезжающих за границу. Меморандум был подписан и российскими операторами ОАО «Ростелеком», ОАО «МТС», ОАО «Вымпелком», ОАО «МегаФон» и норвежскими — Telenor ASA, TeliaSonera Norge AS, Tele2 Norge AS2.

Все включено на самом верху. Крепления для проекторов «все в одном» Chief KITEC доступны всем желающим
6 июля 2015
Новости

Все включено на самом верху. Крепления для проекторов «все в одном» Chief KITEC доступны всем желающим

Популярное решение для быстрого и надежного крепления проекторов не просто вернулось в модельный ряд Chief, но и уже доступно к отгрузке со склада ГК DIGIS в Москве.