Уроки Розова: за шедеврами поедем туда, где тепло и много бедного люда

Есть мнение. Оно носится в воздухе и очень многим кажется чем-то вроде математической аксиомы — вполне самоочевидной истиной. Дома — в Москве или в любом другом городе нашей Родины — снимать нечего. Что тут может быть красивого или интересного? Тут, как любят говаривать некоторые наши профессиональные репортеры, «люди на улицах не живут». Вот в Индии живут. А у нас не живут!

Текст и фото: Георгий Розов.

Фото 1. Диалектика.

Камера Olympus OM-D E-M5

Объектив M. ZUIKO DIGITAL ED 60mm 1:2.8 MACRO

Чувствительность 200 ISO

Выдержка 1/25 с

Диафрагма f/5,9

Экспокоррекция –0,3 EV

 Фокусное расстояние 120 мм пленочного стандарта.

Поэтому за шедеврами предлагается ездить туда, где тепло, где много бедного люда в живописных лохмотьях и древних развалин с фактурными стенами. Или в горы, к сияющим вершинам. Или «в Париж, срочно». Там достаточно поднять камеру и нажать на спуск — успех обеспечен.

Вот, наверное, почему дорогие камеры всю зиму отдыхают, набираются сил, чтобы потом за две недели отпуска отработать затраченные на них деньги: обеспечить хозяина «лайками» социальных сетей на долгие месяцы вперед.

Должен признаться, что мне когда-то давно тоже казалось, что за красотой надо сначала долго-долго ходить, истоптать несколько пар сапог, прежде чем она покажет свой прекрасный лик. Но с годами пришел к выводу, что красота (как и деньги) лежит под ногами. Надо просто научиться видеть и не лениться поднимать.

В студиях такую схему освещения используют для съемки гламурных портретов. Два рисующих источника сзади справа и слева.

Но тут правый задний направлен непосредственно на ручку. Его рефлекс потому и выглядит совершенно белым и очень ярким. Левый источник света — отраженные от листьев березы лучи солнца. Этот свет уже не белый, а слегка желто-зеленый, и он не так ярок, как правый. Вот почему рефлекс от левой ручки выглядит потухшим.

Заполняющий источник — свет, отраженный от стен и потолка комнаты. Он слегка подсвечивает затененные части кадра, которые в противном случае остались бы совсем черными. Это позволило сохранить детали в тенях, снизив контрастность сюжета. Для этого снимка очень важно было, на мой взгляд, сохранить цветные полосочки пространства рядом с самими рамами. Без такой «мелочи» картинка была бы вырвана из жизненного контекста и потеряла бы признаки документальности.

Александр Исаевич Солженицын не был фотографом, но сразил меня наповал примерно такой мудростью, которая относится к нам напрямую: без упражнения органы отмирают! Конечно, он имел в виду совсем другие органы. Но я предлагаю оценить правильность этой максимы, применяя ее ко всему комплексу умений фотографа.

Если снимать две недели в году, то никогда не научишься отличать контрастный свет от мягкого и чувствовать красоту сочетаний того и другого в одном кадре. Трудно на уровне почти полного автоматизма выбирать фокусное расстояние оптики, необходимое в том или другом случае. Трудно почувствовать момент, когда лучше нажать на кнопку спуска, чтобы остановить то самое решающее мгновение, о котором говорят, что оно прекрасно…

Словом, снимать нужно постоянно — если заниматься фотографией всерьез, рассчитывая на реализацию творческого потенциала.

Я знаю, как сложно осуществить все, что требует систематического повторения. Это что-то вроде утренней гимнастики. Все знают, что ее надо делать, что кроме пользы — никакого вреда, но только пинки судьбы заставляют делать то, что идет нам же на благо. А еще я знаю, что чужой опыт мало кому идет впрок, но все-таки расскажу, где нахожу красивые картинки, не покидая своего спального района, больше того, даже не выходя из квартиры. Происходит это просто, буднично, однако доставляет массу удовольствий от обретения находок. Словно опустил голову и сто рублей нашел.

У меня этот процесс часто связан с освоением чего-то новенького. Нового процесса, новой схемы освещения, новой аппаратуры. Она сейчас меняется быстро и, не успевая отработать даже трети заложенного ресурса, морально устаревает. И вот я, собираясь купить или уже купив что-то новенькое, неважно что — аппарат, объектив, фильтр, бленду, радиопусковое устройство, должен сначала это новенькое испытать и освоить.

Справа от рабочего стола — окно. Не просто окно, а палочка-выручалочка. Достаточно повернуть голову, чтобы увидеть пластиковые ручки, достойные восхищения. Не потому, что они сами по себе такие очаровательные. Свет сделал их волшебно одушевленными. Они заговорили языком визуальных символов.

Я увидел оптимизм и пессимизм, плюс и минус, разницу потенциалов, сияние и серость, молодость и старость, единство и борьбу противоположностей — и еще множество других смыслов почудились мне в этом готовом к употреблению непридуманном натюрморте. А ведь я всего только хотел испытать макрообъектив для «Олимпуса». Оставалось не упустить момент. Солнце ведь могло спрятаться за тучей, а рисунок переотражений световых пятен испариться, как утренний туман. Жди потом такого стечения обстоятельств (фото 1).

 

Фото 2. Тень.

Это тень решетки на занавеске того же окна, возле моего рабочего стола. Один из первых тестовых кадров, сделанных новой камерой. Обесцвечен снимок потому, что занавеска была однотонной.

Камера Sony DSC RX1

Объектив — встроенный 35/2,0

Чувствительность 125 ISO

Выдержка 1/200 с

Диафрагма f/5,6

Экспокоррекция +0,67 EV 

Фото 3. Робот.

Робот встретился в двухстах метрах от дома. Он поднимался по бетонным ступенькам. Рубленная на кубики форма человеческой фигурки напоминает живопись кубистов. Пришлось постоять немного рядом с лестницей, чтобы дождаться подходящего по комплекции героя. Картинку пришлось конвертировать в черно-белое ради усиления графичности: синие тени на сером бетоне отвлекали внимание от формы самих теней.

Камера Sony DSC RX1

Объектив — встроенный 35/2,0

Чувствительность 200 ISO

Выдержка 1/1000 с

Диафрагма f/5,6

Фото 4. Сирень.

Утреннее солнце подарило мне тенюшку в соседней комнате. Отдельное спасибо — любимой жене и неизвестному дизайнеру ткани, рисунок которой стал неотъемлемой частью сюжета. Большое значение имеет цвет стеклянной вазы. Она красная, а любое красное пятно почти автоматически становится центром притяжения взгляда зрителя.

Камера Olympus OM-D E-M5

Объектив M. ZUIKO DIGITAL 45mm 1:1.8

Чувствительность 200 ISO

Выдержка 1/25 с

Диафрагма f/5,9

Экспокоррекция –0,3 EV

Фокусное расстояние 120 мм пленочного стандарта. 

Sony RX1 попала ко мне случайно: фирма дала протестировать. Камера была со мной круглосуточно два месяца. Маленькая, легкая и очень удобная в обращении. О качестве ее картинки даже говорить ничего не надо: перехвалить невозможно. Само присутствие такой игрушки в кармане приводило к тому, что я не проходил даже мимо тенюшек, хватавших меня за глаз (фото 2, 3 и 4).

Впрочем, я люблю снимать не только само окошко, но и то, что из него вижу. В целом там не бывает ничего особенного — такого, что хотелось бы тормознуть и законсервировать. Но жизнь и природа постоянно что-то меняют. Есть даже песенка про это: «А за окном то дождь, то снег, и спать пора»…

Да, хорошо снимать проливной дождик именно из окна, совсем не рискуя залить оптику. И картинки красивы, и сам сухой. И пургу из окошка тоже снимать хорошо: камера не мерзнет, аккумулятор не садится, оптика не потеет, а картинка сиреневых сумерек радует глаз (фото 5, 6 и 7).

Фото 5. Ливень (из серии «Спальный район»).

Мне очень понравилось дымка, возникшая из-за дождя: она светилась, подсвеченная контровым светом утреннего солнца. То есть прямого света не было, но сквозь облака лучи солнца все-таки просачивались. Отсюда почти глянцевый блеск зелени на газонах. А вот мостовые выглядят матовыми, потому что пузыри в лужах скрывают отражения, какие обычно бывают на влажном асфальте. Конечно, я не стал бы показывать вам эту картинку, если бы не удалось снять убегающих от дождя девочек. Они очень оживили фотографию. Точнее, именно они и сделали ее.

Камера Olympus OM-D E-M5

Объектив M. ZUIKO DIGITAL ED 12mm 1:2.0

Чувствительность 640 ISO

Выдержка 1/40 с

Диафрагма f/4 

 Фото 6. Зазимок.

После первого снега, который пал на зеленые, еще не жухлые листья берез, случился мелкий моросящий дождь с туманом. Я выглянул в кухонное окошко. Контраст сияющей в свете фонаря веселенькой зелени и сумеречной синевы показался мне удивительно красивым. А фотокамера всегда рядом. Октябрь. Время в Москве 18:09.

Камера Nikon D800

Объектив AF-S Nikkor 70–200/2,8 G ED IF VR

Чувствительность 1000 ISO

Выдержка 1/30 с

Диафрагма f/2,8

Экспокоррекция – 0,67 EV

Фокусное расстояние 70 мм 

 

Фото 7. Пурга.

В то же самое кухонное окно, но уже в начале марта, почти в то же время, при свете того же фонаря, я сделал еще одну вечернюю картинку. Согласитесь, совсем другое настроение! Кстати, снимать в такую погоду на улице — врагу не пожелаешь. Оптика мгновенно покрывается каплями влаги. Это гарантированный брак.

Камера Nikon D4

Объектив AF-S Nikkor 16–35/4 ED

Чувствительность 2500 ISO

Выдержка 1/60 с

Диафрагма f/5,6

Экспокоррекция –1,33 EV

Фокусное расстояние 16 мм

 

Не подумайте, что я только и делаю, что сижу у окошка и веду дневник происшествий для местного комиссара Мегрэ. Иногда я даже гулять выхожу. Камера, понятное дело, всегда со мной. Даже когда моют машину на местном сервисе, я нахожу дивные сюжеты для фотографирования. Не говоря уже о кошках, собачках, детях в луна-парке, пьяницах, стариках, торговцах…

Если камера со мной, без хорошей картинки я домой не возвращаюсь. И когда приходит день долгожданной поездки «в Париж, срочно», я натренирован и готов к любым неожиданностям (фото 8, 9 и 10).

Фото 8. Осень в спальном районе (из серии «Спальный район»).

Камера Nikon D4

Объектив AF-S Nikkor 16–35/4 ED

Чувствительность 2500 ISO

Выдержка 1/60 с

Диафрагма f/5,6

Экспокоррекция –1,33 EV

Фокусное расстояние 16 мм

 

Фото 9. Шеф-повар в желтых тонах (из серии «Спальный район»).

Камера Olympus OM-D E-M5

Объектив M. ZUIKO DIGITAL ED 75–300mm 1:4/6.7–8

Чувствительность 1000 ISO

Выдержка 1/250 с

Диафрагма f/5,8

Экспокоррекция +0,3 EV

Фокусное расстояние 328 мм пленочного стандарта.

 

Фото 10. Еще раз про любовь.

Очень сложные объекты для съемки — забавные маленькие собачки. Они вертлявы и непоседливы, как младенцы, только что вставшие на ноги, но к тому же еще пугливы и агрессивны. Зато хороши для тренировки скорости реакции и оперативных навыков фотографа.

КамераOlympus OM-D E-M5

Объектив M. ZUIKO DIGITAL ED 75–300mm 1:4/6.7–8

Чувствительность 1600 ISO

Выдержка 1/250 с

Диафрагма f/5,8

Экспокоррекция +0,3 EV

Фокусное расстояние 468 мм пленочного стандарта.

 

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Тест зеркального фотоаппарата Canon EOS 60D
14 марта 2012
Тесты

Тест зеркального фотоаппарата Canon EOS 60D

Еще 26 августа 2010 года компания Canon обновила свой модельный ряд, представив камеру Canon EOS 60D. Не секрет, что в России огромная масса фотографов использует аппараты этой серии именно в профессиональных целях. Сейчас в модельном ряду производителя есть несколько фотокамер, близких друг к другу по ключевым характеристикам и прежде всего по разрешению. Камера Canon EOS 60D занимает верхнюю позицию в линейке любительских зеркальных цифровых фотоаппаратов компании Canon.

Итоговая выставка проекта Magnum Live Lab/19 начала свою работу в Москве
16 июля 2019
Новости

Итоговая выставка проекта Magnum Live Lab/19 начала свою работу в Москве

16 июля в Москве открылась выставка экспериментальной лаборатории Magnum Live Lab/19, организованная Комитетом по туризму города Москвы совместно с международным фотоагентством Magnum Photos. В экспозицию вошел 121 лучший кадр фотографов агентства Magnum Photos зимнего и летнего этапов проекта.

Осень в черно-белом
28 ноября 2005
Обзоры

Осень в черно-белом

Осень в черно-белом Arbus Model Stromholm 1 октября 2005 — 19 января 2006 Moderna Museet, Стокгольм Осенью стокгольмский музей Moderna Museet представляет выставку трех выдающихся мировых фотографов. Все они внимательно всматривались в людей и свои впечатления оставили в своих фотографиях. Все трое представляют традицию документальной фотографии и работают в жанре портрета, именно портреты стали центральной темой выставки в Стокгольме.

Компактная фотокамера COOLPIX S810c: можно поснимать, можно «поГуглить»
15 апреля 2014
Новости

Компактная фотокамера COOLPIX S810c: можно поснимать, можно «поГуглить»

Компания Nikon объявила о выпуске новой компактной фотокамеры COOLPIX S810c с ОС Android (версия 4.2.2 Jelly Bean), которая предоставит больше возможностей для общения. Фотокамера снабжфена впечатляющим набором функций, благодаря чему вы всегда получите изображения высокого качества. С ее помощью можно подключаться к Интернету и иметь доступ к любимым социальным сетям, а также к игровым приложениям с веб-сайта Google PlayTM.

SIGMA представила первый объектив новой линии «Sports»
4 февраля 2013
Новости

SIGMA представила первый объектив новой линии «Sports»

Компания SIGMA с января 2013 года запустила в массовое производство объектив 35mm F1.4 DG HSM для цифровых SLR-камер. Объектив представлен в новой топовой линии продуктов «Art». Это первый светосильный объектив (F1.4) с фиксированным фокусным расстоянием 35 мм, широким углом обзора и специальными линзами. Оптическая схема модели создана с использованием передового опыта компании SIGMA и новейших технологий в этой области.

Цифровые фотокамеры Olympus
15 марта 2004
Новости

Цифровые фотокамеры Olympus

Вы поклонник Формулы 1, Михаэля Шумахера, Рубенса Барикелло и Ferrari? Тогда вы не сможете устоять перед новой цифровой камерой Ferrari DIGITAL MODEL 2003. Эта коллекционная модель красного цвета с логотипом Ferrari на корпусе выглядит просто изумительно. Ремешок и стильный чехол камеры также украшены логотипом Ferrari.

Yota включает опцию «Безлимитные мобильные приложения»
18 января 2017
Новости

Yota включает опцию «Безлимитные мобильные приложения»

Москва, 18 января. Федеральный мобильный оператор Yota анонсирует новые условия оказания услуг для смартфона. Старт продаж инновационной линейки назначен на 25 января 2017 года.

Наушники: ушки на макушке - чьи лучше?
30 ноября 2012
Новости

Наушники: ушки на макушке - чьи лучше?

Выбор развлечений в холодное время года не так велик, как нам бы этого хотелось. Погода и температура за окном не вдохновляют на долгие прогулки, все больше тянет остаться дома, посмотреть кино, послушать любимую музыку или поиграть в компьютерные игры. А чтобы не мешать домашним, можно обзавестись хорошими наушниками, желательно с микрофоном.

Роботы Panasonic облегчат жизнь пенсионерам, грузчикам и рабочим
21 марта 2016
Новости

Роботы Panasonic облегчат жизнь пенсионерам, грузчикам и рабочим

21 марта 2016. Корпорация Panasonic продемонстрировала новейшие разработки в области робототехники. Экзоскелеты, роботизированные костюмы, электрокровати и роботы-сиделки способны облегчить жизнь работников тяжелых профессий (грузчиков, фермеров, складских рабочих и т.д.) и пожилых людей, которые теперь смогут дольше сохранять независимость от окружающих.

Проект «Лучшие фотографии России- 2015» - победители и итоговая выставка 300 лучших снимков
29 февраля 2016
Новости

Проект «Лучшие фотографии России- 2015» - победители и итоговая выставка 300 лучших снимков

В 2015 году для участие в проекте «Лучшие фотографии России» было прислано 22 110 работ со всех уголков нашей страны от Калининграда до Владивостока. В финал проекта вышли 1500 фотографий, именно из них члены жюри выбрали почти 300 снимков-победителей проекта, которые будут представлены в рамках ежегодной выставки в Центре современного искусства ВИНЗАВОД (март 2016) и в крупных региональных музеях.