Фотокритика

В этом номере журнала мы продолжаем анализ читательских фотографий, присланных в рубрику «Фотокритика». Мы рады, что эта рубрика вызывает интерес у всё большего круга любителей фотографии: как начинающих, так и опытных. Мы с нетерпением ждём от вас новых интересных, оригинальных и захватывающих кадров и с удовольствием проанализируем и напечатаем их на страницах нашего журнала. Главное, чтобы это действительно были содержательные фотографии, а не случайные, ничего не представляющие собой фотокарточки. Свои фотоработы (размер 10 х 15 см) присылайте в адрес редакции. На конверте сделайте пометку: «Фотокритика». На оборотной стороне каждой фотографии напишите фамилию, имя, отчество, место жительства, название фотоснимка. Укажите технические параметры: марки фотокамеры и объектива, экспозицию (выдержка, диафрагма), тип фотопленки, место и время съемки, характер освещения. Присланные фотографии не возвращаются. Свои работы Вы можете прислать и по электронной почте: info@yurkoffoto.ru или marchenko@potrebitel.ru.

Критерии оценки фотографий

Мы оцениваем ваши работы по четырем критериям, каждый из которых позволяет полно и объективно проанализировать фотографию.

Жанр фотографии

Вы, конечно, знаете, что в сфере искусства существует большое количество разнообразных жанров, которые могут быть раскрыты и донесены до зрителя с помощью фотографии. Хотелось бы, чтобы наши читатели больше снимали и творили в разнообразных жанрах, а не уделяли внимание только традиционным сюжетам.

Освещение

Известно, что слово фотография в буквальном переводе означает «светопись». Именно свет создает изображение на светочувствительном материале или матрице. И это техническая задача. Но помимо этого, свет имеет огромное значение в формировании и создании настроения в кадре, выражении авторских мыслей, способствует раскрытию сюжета. Свет не отделим от композиции. По существу световое решение кадра в конечном счете и есть композиционное решение. Научиться работать со светом, управлять им — одна из сложнейших творческих и технических задач, стоящих перед фотографом.

Композиция фотокадра

Именно композиция (построение кадра) определяет авторскую индивидуальность фотографа. Даже самый стандартный, тысячу раз снятый вид или сюжет талантливый фотограф передаст на своем снимке по-своему, отлично от других. И делает он это с помощью знания законов и правил построения фотокадра, но не слепо копируя, а творчески осмыслив и переработав их применительно к своему личному восприятию окружающего мира. И еще: не бойтесь нарушать какие-либо правила и законы композиции. Художник не должен ограничивать себя чёткими правилами, а иногда и догмами. И, не руководствуясь традиционными подходами построения кадра, нарушать их надо сознательно, исходя из творческого замысла и индивидуального видения, а не случайно.

Для самостоятельного изучения предмета «фотокомпозиция» хочется порекомендовать нашим читателям следующие книги: Л. П. Дыко «Основы композиции в фотографии» и А. Лапин «Фотография как…». Изучение этой литературы позволит Вам не допустить элементарных ошибок по построению фотоснимка и даст толчок для творческих, свежих идей.

Конечно, не стоит выходить на фотосъемку, держа книгу по композиции в руке, и согласовывать каждый кадр с написанными правилами. Важно знать их и держать в голове. Руководствоваться ими, так сказать, на подсознательном, интуитивном уровне, при каждом нажатии на спусковую кнопку затвора.

Техническое качество

На сегодняшний день получить технически качественное изображение или, скажем, качественно проэкспонировать фотоматериал не проблема. Современное развитие фотооборудования достигло небывалых высот. Еще 10-15 лет назад фотограф сам проводил всю, достаточно сложную, химико-фотографическую обработку отснятого материала. В этом был элемент творчества, требовались глубокие знания химии фотопроцессов, аккуратность и усидчивость. На сегодняшний день фотоизображение получается мгновенно, сразу после съемки. Но никакой даже самый современный фотоаппарат не может решить композиционные задачи, заменить человека, его талант, творчество, индивидуальность. И, наверно, именно из этого складывается настоящая творческая фоторабота, выполненная, конечно, с безупречным техническим качеством.

Преподаватель фотоотделения специальности «Техника и искусство фотографии» Московского политехнического колледжа имени Моссовета Ю. В. ЮРКОВ

«Сена в городе нет»

Алексей Киселев, г. Усть-Каменогорск

Жанр фотографии

Перед нами жанровый снимок. Фотограф заметил интересный сюжет и сумел запечатлеть его на своей фотографии. Удачей автора является и юмористическое название к снимку.

Композиция фотокадра

К сожалению, композиция кадра не столь удачна. Невыразительность композиционного решения во многом ухудшает общее впечатление от фотографии. Прежде всего, неудачна точка съемка. Герои снимка двигаются навстречу фотографу. Такое направление движения из глубины кадра навстречу фотокамере хуже всего передает динамику. Конечно, по кадру видно, что изменить точку съемки практически не возможно. В этом случае вам необходимо было сфотографировать героев снимка в более крупном масштабе — из кадра исчезло бы пустое неинформативное пространство на переднем плане. Корова и люди вышли слишком мелко, особенно по сравнению с конструкциями моста, которые своими активными линиями отвлекают внимание от главных героев снимка.

Во время съемки жанровых сценок фотографу часто бывает сложно правильно выстроить композицию: слишком скоротечно событие. Поэтому необходимо делать как можно больше дублей, меняя точку съемки, масштаб изображения, ракурс и т. п. А затем в спокойной обстановке выбрать лучший кадр.

Освещение

Фотография сделана в солнечную погоду. Солнечный свет создает жизнерадостное настроение, что соответствует названию снимка.

Техническое качество

Качество фотографии хорошее.

Резюме

Фотоснимок заслуживает хорошей оценки. Вам удалось снять интересный сюжет и придумать к нему оригинальное название. В следующий раз не забывайте о композиции.

«Кусково»

Мария Ефремова, г. Пушкин

Жанр фотографии

Это зимний русский пейзаж. Дворянская усадьба на берегу заснеженного пруда под голубым небом с пушистыми облаками. Традиционный сюжет, но в нём прочитывается скрытое содержание.

Композиция фотокадра

Деревья и фигуры людей создают линейную перспективу, отлично передающую глубину пространства, несмотря на то, что передний план получился совершенно плоским и лишенным деталей. Это большое серое пространство не способствует передаче глубины и объёма. Интересно и колористическое решение фотографии. Верхняя часть кадра — цветная и яркая, нижняя — чёрно-белая, серая, лишённая цвета. Всё это может навести зрителя на размышления.

Создаётся такое впечатление, что в нижней части снимка возникла картинка из прошлого. Тёмные фигурки людей, бредущие по льду, представляются крепостными, которые обходят усадьбу стороной. Верхняя цветная часть кадра возвращает нас в сегодняшний день.

Освещение

Такому ощущению способствует освещение. Нижняя часть фотографии закрыта от прямых солнечных лучей облаками, верхняя, наоборот, ярко освещена. Стоит попасть солнечным лучам в нижнюю часть кадра, и видение прошлого исчезнет.

Техническое качество

Очень высокое техническое качество.

Резюме

Отличная фоторабота с внутренним содержанием.

«Зима»

Дарья Куликова, г. Москва

Жанр фотографии

Перед нами зимний деревенский пейзаж. Солнечный зимний день, банька на берегу заснеженной реки. Всё это создаёт традиционное лирическое настроение для такого сюжета. Но для внимательного зрителя здесь есть вторые и даже третьи сюжетные линии.

Композиция фотокадра

Автор создал неуравновешенную композицию, сместив баньку в правую часть кадра. Внутреннее равновесие достигнуто за счёт тёмного перелеска в левой части снимка. Такая компоновка позволила создать гармоничную завершённую композицию и задействовать всю картинную плоскость. Взгляд зрителя осматривает всю фотографию. Не в малой степени этому способствует красивейшее небо с фактурными бело-голубыми облаками, притягивающими к себе внимание. Вообще, кажется, что это не облака, а заснеженные горы, окутанные загадочной дымкой. Получается, что внутри фотографии существует ещё один сюжет, горный пейзаж, который может восприниматься как самостоятельная изобразительная картина. Существует и ещё один участок фотографии, заслуживающий внимания. Это покрытая снегом крыша бани. Своей правильной геометрической формой она контрастирует с плавными мягкими облаками на небе. При долгом рассматривании белый прямоугольник крыши превращается в киноэкран, и, возможно, человек с фантазией, всматриваясь в белое пространство, увидит на нём какое-нибудь изображение. Вот что В. Кандинский пишет о белом: «Белое звучит подобно молчанию, которое вдруг может быть понято».

Освещение

Пространство фотоснимка освещено направленно-рассеянным световым потоком. Такой свет отлично прорисовывает объёмы, выявляет фактуру и в то же время не создаёт слишком глубоких теней. Изображение получается не слишком контрастным, без провалов как в тенях, так и в светах. Солнце закрыто полупрозрачными облаками и находится в задне-диагональном положении.

Техническое качество

Отличное, замечаний нет.

Резюме

Фотография заслуживает отличной оценки. Традиционный сюжет имеет несколько изобразительных картин внутри целого.

«Конная милиция»

Александр Куликов

Жанр фотографии

Перед нами жанровый снимок. Интересен он тем, что нежные взаимоотношения двух лошадей создают у зрителя ощущение таких же тёплых взаимоотношений и между наездниками. Своеобразный эффект подобия. Такой приём позволяет через второстепенные сюжетные линии и детали второго плана передать чувства главного героя или героев фотографии. В кинематографе такой прием называют «эффектом Кулешова».

Композиция фотокадра

Компоновка кадра достаточно традиционна. Главные герои снимка находятся в центре. Применение длиннофокусного объектива позволило несколько размыть фон, тем самым выделить главное. Желательно было выбрать более крупный масштаб изображения для того, чтобы убрать некоторую мешанину из лошадиных ног в нижней части кадра.

Освещение

Светотональное освещение, мягкое и пластичное, позволило хорошо проработать как света, так и тени.

Техническое качество

Качество фотографии хорошее.

Резюме

Фотография заслуживает хорошей оценки.

«Москва»

Максим Борзов

Жанр фотографии

Фоторабота относится к жанру городского пейзажа. Автор показал зимнюю Москву, ее скрытый от глаз туристов уголок. Если бы не памятник Петру I, не каждый сумел бы узнать на фотографии нашу столицу.

Композиция фотокадра

Компоновка снимка интересна тем, что имеется три равных по значимости изобразительных центра: яркое пятно, образованное солнцем, силуэт памятника и дебаркадер с катером. Взгляд зрителя перемещается от одного композиционного элемента к другому. Тем самым создается круговая композиция, которая способна надолго задержать внимание зрителя. Такой кадр интересно подолгу рассматривать, фиксируя взгляд на изобразительных центрах и изучая фактуру и детали в других частях кадра. Столь долгое созерцание снимка, рождает различные мысли и воспоминания, связанные с Москвой. Не забыл фотограф и о переднем плане (парапет набережной), что придало снимку необходимый объём.

Освещение

В фотоработе передана атмосфера зимы. От неё так и веет свежим морозным воздухом. Это ощущение достигнуто за счет задне-бокового направления светового потока. Сам поток можно охарактеризовать как направленно-рассеянный. Солнце находится в дымке, и свет рассеивается и смягчается, сохраняя при этом направление. Такой свет очень удачен для фотосъемки. Выявляя объемы и фактуру, создавая светотеневой рисунок кадра, такое освещение не создает излишней контрастности изображения, одинаково хорошо передавая на фотоплёнке как света, так и тени. Взгляните, как хорошо прорисованы лед и снег.

Техническое качество

Качество фотоснимка очень хорошее.

Резюме

Работа сделана с душой и заслуживает отличной оценки.

«Художник-любитель»

Максим Пименов, г. Пенза

Жанр фотографии

Перед нами фотоэтюд. Художник творит на лоне природы. Фотография получилась лаконичной, без лишних деталей.

Композиция фотокадра

Главный герой фотографии (художник) расположен в левом нижнем композиционном узле кадра. Это создает неуравновешенную композицию, которая более интересна и динамична по сравнению с центровзвешенной компоновкой снимка. Внутреннее равновесие достигается за счёт взгляда и жеста художника, направленных в правую часть кадра. Левый верхний угол заполнен очень красивыми фактурными кронами деревьев. Таким образом, с одной стороны, компоновка фотографии достаточно гармоничная и не оставляет впечатления незавершенности и перегруженности левой части снимка. Но, с другой стороны, в правой части не хватает того, с чего художник пишет саму картину. Художник привлекает к себе внимание зрителя за счет выразительной и энергичной позы, тёмного пятна одежды и цветового акцента. Автор применил интересный приём, сделав изображение чёрно-белым, оставил цветной картину на этюднике.

Темная фигура художника на светло-сером фоне способствует созданию объёмности и «пространственности» в кадре за счёт тональной перспективы. Более тёмные объекты располагаются на переднем плане, светлые — на дальнем, что и создаёт иллюзию глубины пространства.

Техническое качество

Замечаний нет.

Резюме

Автор применил выразительный художественный прием (цветовой акцент на чёрно-белом изображении) и сумел поймать в кадре неуловимый момент творчества. Работа заслуживает отличной оценки.

«Домик в горах»

Елена Молдованова, г. Москва

Жанр фотографии

Название фотографии и её наполнение точно определяют жанр фотоснимка. Это пейзаж. В пейзаже важно создать определённое настроение, передать атмосферу того места, где велась съёмка. Автору фотографии это не удалось, и причина этого — композиционные просчёты.

Композиция фотокадра

Прежде всего, неверно скадрирован снимок. Нельзя было включать в него асфальт на переднем плане. Он разрушает атмосферу таинственности, сказочности, нетронутости и недоступности этих мест. Асфальтовая дорога погружает зрителя в атмосферу повседневности и обыденности. Неудачно размещен и главный элемент композиции — домик. Он закрыт деревом, и видна только его белая, безликая боковая стена. А самое интересное: окошки, дверь, крыльцо — все характерные для этой местности архитектурные детали не видны. Изменить бы точку съёмки, скорее всего, сделать несколько шагов вперёд, тем самым убрав из кадра асфальт и показав фасад домика. Вы правильно отказались от цетровзвешенной композиции, расположив домик в правой части кадра, но до конца с компоновкой не справились.

Освещение

Фотосъёмка велась в солнечную погоду, но контрастность изображения не слишком высокая, видимо, это связано с тем, что солнце находилось в дымке, и световой поток имеет направленно-рассеянный характер.

Техническое качество

Качество фотографии хорошее.

Резюме

Вы не справились с композицией, и поэтому фотоснимок заслуживает только удовлетворительной оценки.

«Высотка»

Дмитрий Каниболодский, г. Москва

Жанр фотографии

На первый взгляд, фотографию можно отнести к архитектурной фотосъемке. На самом деле содержание этой фотоработы значительно глубже, чем простое воспроизведение архитектурного сооружения. Фотография передает атмосферу советской эпохи.

Композиция фотокадра

Именно композиция помогла фотографу создать образ прошлого. Прежде всего, наклон фотокамеры при фотосъемке позволил «завалить» здание и создать диагональную и динамичную композицию, характерную для советских фотографов того времени. Сразу вспоминаются фотографии таких знаменитых мастеров, как А. Родченко, Б. Игнатовича, Е. Лангмана, И. Шагина и многих других.

Само здание — высотка — также переносит нас в прошлое. Однако без диагональной композиции, красного флага, гордо развевающегося на фоне голубого неба и полного отсутствия каких-либо деталей современной жизни (автомобилей, кондиционеров и т. п.), конечно, ничего не получилось бы.

Освещение

Фотография сделана в солнечную погоду и создает в кадре приподнятое, оптимистическое настроение, характерное для идеологических установок того времени.

Техническое качество

Изображение имеет отличное техническое качество.

Резюме

Отличная работа. Хочется порекомендовать нашим читателям поработать в этом направлении (создание образа прошлого). Это очень увлекательный тип фотосъемки: у фотографа вырабатывается острота взгляда, наблюдательность и способность к образному мышлению.

«Церковь»

Николай Соколов, г. Челябинск

Жанр фотографии

Фотоснимок можно отнести к архитектурной съёмке. Но удачной эту работу признать, пожалуй, нельзя.

Композиция фотокадра

Если говорить об архитектурной фотосъёмке, то церковь необходимо было показать в кадре как можно крупнее. Она целиком должна была занимать снимок без каких-либо посторонних деталей: поверхности земли с лужами и строений справа и слева. Но, видимо, такую задачу Вы перед собой не ставили. Конечно, Вы обратили внимание на отражение в лужах. Надо было сконцентрироваться на этом и попробовать несколько вариантов кадрировки. Вы же остановились в шаге от удачной фотографии.

Освещение

Съёмка велась в пасмурную погоду. Такой свет совместно с лужами создаёт в кадре грустное настроение.

Техническое качество

Качество фотографии удовлетворительное. Верхняя часть фотографии явно пересвечена.

Резюме

Ваша работа заслуживает только удовлетворительной оценки.

«Каштановых листьев кружева»

Ольга Курохтина, г. Москва

Жанр фотографии

Фотоснимок можно отнести к фрагментарному пейзажу. В таком пейзаже через небольшой, но характерный фрагмент доносится до зрителя представление о целом (о природе, времени года, погоде). В данном случае автору это удалось. Мало того, что фотография очень красива и притягивает к себе внимание, она еще и передаёт дыхание осени и приход скорой зимы. Особенно этому способствуют голые ветви деревьев в правой части кадра.

Композиция фотокадра

Автор создал композицию с равномерным распределением равнозначных композиционных элементов по всей плоскости кадра. Фактурные жёлто-зелёные листья каштана задают ритм и надолго притягивают к себе внимание зрителя.

Обычно всё изобразительное пространство в таких композициях равномерно заполнено. В данном случае фотограф в правой части снимка оставил пустое белое пространство с ажурными тёмными ветвями деревьев уже без листьев. Это позволило передать в фотографии ощущение надвигающейся зимы. И это ощущение ещё больше притягивает наш взгляд к жёлто-зелёным листьям, так как кажется, что они вот-вот облетят и наступят холода. Получается, что автор поймал мгновение между осенью и зимой.

На этом примере видно, как правильная компоновка кадра создаёт композицию, способную передать настроение, время и пространство.

Освещение

Освещение светотональное. Солнце скрыто за облаками, и небо напоминает матовое стекло, на котором расположены листья, освещённые на просвет. Это позволило отлично выявить строение и фактуру листьев.

Техническое качество

Очень хорошее техническое качество.

Резюме

Фотография заслуживает отличной оценки. Достаточно распространённый сюжет благодаря композиции превратился в настоящую фотографию, в которой передано течение времени.

«Дождь»

Кирилл Мёд

Жанр фотографии

Фотозарисовка из городской жизни.

Композиция фотокадра

Фотография имеет два композиционных центра (женщина с зонтиком и два велосипеда, расположенных по диагонали в углах кадра). Тем самым создается диагональная композиция, в которой заключена внутренняя динамика.

Несмотря на то, что между этими двумя композиционными центрами достаточно большое пространство, сказать, что фотография «разваливается» на две части, нельзя. В единое целое композиция складывается за счет подобия цветов (красного и синего) в противоположных частях кадра. А также за счет единого фона — серого мокрого асфальта, на котором расположены женщина с зонтиком и велосипеды.

Имеется и смысловая связь. Прячась от дождя под зонтом, женщина идет довольно быстро. Это видно по характерной фазе движения, в которой она находится. В то же время велосипеды лежат под дождем на асфальте неподвижно. Создается впечатление, что велосипедисты спрятались от дождя где-то недалеко по причине отсутствия зонтиков. В общем, на этот, казалось бы, простой сюжет можно придумать целую историю, выходящую за границу фотографии.

Освещение

Освещение светотональное. Солнце закрыто плотными облаками, которые рассеивают прямой солнечный свет, превращая его в рассеянный пластичный световой поток.

Техническое качество

Качество фотоснимка очень хорошее.

Резюме

Фотография заслуживает отличной оценки. Пример, когда сюжет выходит за рамки кадра.

«Отражение»

Мария Калинина, г. Москва

Жанр фотографии

Фоторабота относится к жанру пейзажа.

Композиция фотокадра

Пейзажный снимок основан на симметрии. Верхняя и нижняя части кадра за счет отражения в воде практически идентичны. С помощью симметричной композиции фотограф может решить ряд композиционных задач. Например, заполнить пустое пространство в кадре, уравновесить композицию, привлечь внимание зрителя и заинтересовать его.

Одинаковые части фотографии часто напрашиваются на сравнение. Очень хочется найти отличие между ними. Фотоснимок воспринимается как головоломка «Найди десять отличий». Такой изобразительный прием может надолго задержать внимание зрителя. Хочется отметить цветовое решение фотоснимка. Композиция выдержана в сине-зеленых тонах, приятных для созерцания. От фотографии веет спокойствием и умиротворенностью. В то же время на фотографии имеются два очень маленьких цветовых акцента: фигуры людей в красной одежде. Это своеобразные знаки препинания, которые прерывают плавное, спокойное скольжение взгляда по снимку.

К сожалению, маленький размер снимка не позволяет нашим читателям в полной мере это увидеть и ощутить. Это тот самый случай, когда фотография полностью раскрывается только при большом увеличении. Тогда внутри общей изобразительной картины сразу становятся видны макросюжеты и планы, «живущие» самостоятельной жизнью внутри целого.

Отправной точкой прочтения этого кадра является дерево с кроной, необычной, красивой формы, и его отражение. Это ухоженное дерево выделяется на фоне других деревьев, имеющих растрепанные, «непричесанные» кроны. Именно с него зритель начинает исследование взглядом всей фотографии.

Освещение

Снимок сделан в солнечную погоду, об этом можно судить по голубому небу. Но именно в момент нажатия на спуск затвора облака закрыли пространство кадра от прямого солнечного света. Создалось светотональное освещение, способствующее умиротворенному, спокойному настроению.

Техническое качество

Очень хорошее техническое качество.

Резюме

Фоторабота заслуживает отличной оценки.

«Закат в горах»

Рашид Сулейманов, г. Махачкала, Дагестан

Жанр фотографии

Перед нами очень красивая пейзажная фотография, напоминающая живописную картину.

Композиция фотокадра

Колористическая композиция построена на контрасте жёлто-оранжевого и чёрного цветов. Такой контраст сразу привлекает внимание к фотографии, а красота облаков завораживает. Хочется подолгу рассматривать и любоваться этой работой.

С точки зрения кадрировки, пожалуй, стоило тёмный силуэт гор несколько уменьшить и включить в кадр больше неба. Чёрное пространство не информативно, и интерес представляет лишь ломаная линия гор. Но и исключить совсем тёмный передний план, конечно, нельзя, так как он создаёт в кадре тональную перспективу, подчеркивая глубину пространства.

Освещение

Фотография сделана на закате. Солнце уже скрылось за горами, но своими контровыми лучами ещё подсвечивает облака, окрашивая их в оранжевый цвет.

Техническое качество

Техническое качество фотоработы очень хорошее. Облака отлично проработались и получились очень объёмными и фактурными. Это придаёт фотографии глубину и воздушность.

Резюме

Отличная пейзажная фоторабота.

«Знак»

Мария Ложкина, Московская область

Жанр фотографии

Лаконичная фотозарисовка, построенная на контрастах.

Композиция фотокадра

Композиция построена на цветовом акценте. Треугольный знак «светофор» своей яркой раскраской сразу бросается в глаза на почти лишенном цвета фоне. Этот фон своими спокойными, пастельными сине-желтыми тонами контрастирует с кричащими цветами дорожного знака. Беспорядочно расположенные линии, образованные ветвями деревьев, сталкиваются со строгим равнобедренным треугольником знака.

Эта работа очень интересна и красива своими формами, ритмами, цветовыми контрастами и акцентами. В то же время в ней можно увидеть и содержание, определенный внутренний смысл. Например, если пофантазировать, дорожный знак может превратиться в знак прихода весны с ее яркими красками. Он напоминает о неизбежности смены времени года на фоне черно-белой зимы.

Автор удачно скомпоновал этот кадр, разместив знак в одном из композиционных узлов. Это позволило создать неуравновешенную композицию, которая внутренне связана нелинейным ритмом, образованным ветвями деревьев. Этот ритм заставляет зрителя «ощупывать» взглядом все изобразительное пространство, а не только треугольник дорожного знака. Знак же является отправной точкой рассматривания этой фотоработы. Именно от него зритель начинает изучать всю фотографию. Знак является главным элементом композиции. Но автор не стал размещать его в центре и делать более крупным по масштабу. Размер знака и его расположение очень гармонично. Именно это создает в фотографии определенный подтекст и не превращает ее просто в репродукцию дорожного знака.

Освещение

Фотоснимок сделан в пасмурную погоду. Это позволило создать зимнее, «пасмурное» настроение, на фоне которого яркий знак ощущается предвестником весны и хорошего настроения.

Техническое качество

Отличное качество исполнения фотографии.

Резюме

Работа заслуживает отличной оценки. Лаконичное и в то же время содержательное композиционное решение.

«Психологический портрет»

Анна Жукова, г. Москва

Жанр фотографии

Пред нами фотопортрет, снятый на природе. Особенностью этого портрета является влияние фона на образ портретируемого.

Композиция фотокадра

Создана неуравновешенная композиция. Героиня снимка расположена в правой части кадра и занимает примерно одну третью часть изобразительной плоскости. Большая часть заполнена очень жестким ритмом, образованным стволами деревьев. Этот ритм привлекает внимание зрителя, захватывает его, уводя само портретное изображение на второй план. В результате образ девушки, ее настроение, эмоциональное состояние определяются именно этим жестким ритмом. Нам даже не надо внимательно изучать выражение лица портретируемой, чтобы составить представление об этой девушке и ее настроении. Действительно психологический портрет, основанный на ритмичном фоне, на контрасте этого фона с белой ровной футболкой девушки. Эта белая футболка создает световой акцент и все-таки заставляет зрителя отвлечься от ритма фона и сосредоточить свое внимание на героине фотографии. Но изменить уже сложившийся в нашем представлении образ нельзя. Конечно, каждый по-своему будет воспринимать этот фотопортрет, но назвать его легким, веселым, романтичным точно нельзя. И все это делает фон, который при такой компоновке фотографии является очень важной психологической и эмоциональной составляющей портрета, определяющей его восприятие зрителем.

Освещение

Пространство кадра освещено светотональным световым потоком. Верхний рассеянный свет «притенил» глаза. Глаза называют зеркалом души, но они почти скрыты от нас тенью. Руки называют вторым лицом, и они тоже скрыты от нас. Тем самым фотограф как бы еще раз подчеркивает, что представление о модели надо делать, изучая фон.

Техническое качество

Отличное качество фотографии.

Резюме

Очень интересный фотопортрет, заслуживающий отличной оценки.

«На фоне заката»

Анна Трухина, г. Москва

Жанр фотографии

Фотографию можно отнести к жанру пейзажа. Но, конечно, ее содержание выходит за рамки классического пейзажа. Фоторабота состоит из двух планов: движущегося велосипедиста и речного заката.

Композиция фотокадра

Прежде всего хочется отметить отлично переданную на снимке тональную перспективу. Темный передний план и постепенный спад насыщенности тонов на дальнем плане. Все это создает иллюзию глубины пространства и объемности. Именно за счет этого фотография воспринимается как единое целое, несмотря на то, что состоит из двух сюжетных планов, отличающихся друг от друга. Жесткий линейный ритм переднего плана контрастирует с плавным, мягким нелинейным ритмом дальнего плана. Горизонтальный линейный ритм, образованный перилами моста, создает у зрителя ощущение движения велосипедиста: кажется, что он вот-вот скроется за границей кадра. И вместе с этим произойдет смена пейзажа. Фотография получилась динамичной.

Освещение

Вы сумели запечатлеть на своей фотографии красивейшее состояние природы. Время, когда солнце уже скрылось за горизонтом, но его лучи еще подсвечивают небо и окрашивают его в желто-красный цвет, называют «режимом».

Техническое качество

Качество фотографии очень хорошее.

Резюме

Очень интересный фотоснимок. Отличная оценка.

«Железная дорога»

Евгений Алексеенков, Московская область

Жанр фотографии

Работа относится к жанру городского вечернего пейзажа. Железнодорожные пути и составы «вползают», как змеи, в городскую среду, захватывая жизненное пространство. На этой фотографии хорошо видно, как жилые дома теснятся по краям кадра, оставляя все пространство железной дороге.

Композиция фотокадра

Композиция построена на центральной линейной перспективе, признаками которой являются:

- параллельные линии (рельсы), направленные от переднего плана в глубину;

- пространства, предметы (вагоны), о которых мы знаем, что они имеют одинаковые размеры, по мере удаления от точки съемки постепенно уменьшаются в размерах.

Данная фоторабота может служить учебным пособием по изучению закономерностей линейной перспективы. Именно за счет линейной перспективы фотограф имеет возможность воспроизвести трехмерное пространство окружающего нас мира в двухмерной плоскости фотоснимка таким образом, чтобы изображение было объемным. Эту же задачу решает и тональная перспектива, одним из признаков которой является то, что передний план более темный, насыщенный, чем дальний (более светлый). Это происходит из-за воздуха между объективом и объектом съемки. Чем дальше объект съемки удален от фотокамеры, тем более светлым, нерезким и менее насыщенным он будет воспроизведен на фотографии. Это прямая тональная перспектива позволяет передать в кадре глубину пространства.

На данной фотографии существует обратная тональная перспектива. Дальний план более темный, чем передний. Появляются противоречия в восприятии пространства. Если пристально рассматривать снимок, то начинает казаться, что темный дальний план движется на нас и становится ближе к фотокамере, а передний, наоборот, уходит в глубину кадра. Создается некая конфликтная ситуация, которая работает на содержание фотографии. В кадре создается иллюзия движения. Городская застройка то отступает под натиском железной дороги, то пытается вновь возвратить себе жизненное пространство. Темный дальний план движется на нас, пытаясь вытеснить железную дорогу из города.

Освещение

Фотосъемка велась в ночное время с использованием штатива из-за длительной выдержки. Длительность выдержки связана с отсутствием естественного освещения и сильным диафрагмированием объектива. Диафрагма закрыта, и об этом можно судить по большой глубине резко изображаемого пространства (дальний и передний планы одинаково резкие).

Зеленый оттенок переднего плана получился из-за того, что уличные фонари дневного света имеют цветовую температуру около 4 000 К. Был применен звездчатый фильтр, который создал красивые ореолы вокруг точечных источников света.

Техническое качество

Отличное качество исполнения. Особенно хочется отметить оформление.

Резюме

Работа заслуживает отличной оценки.

«Фрагмент»

Наталья Чаус, г. Москва

Жанр фотографии

Сфотографирован фрагмент городской застройки. Достаточно фактурный, привлекающий к себе внимание большим количеством деталей. Но, конечно, этот снимок интересен не тем, что показывает запущенную городскую среду, а тем, что воспринимается нами как работа, выполненная в стиле абстрактной живописи.

Композиция фотокадра

Кадр построен таким образом, что равнозначные композиционные элементы равномерно распределены по всей изобразительной плоскости. Фотография, выдержанная в желто-коричневых тонах, имеет синий цветовой акцент. Этот синий прямоугольник, сразу привлекает внимание зрителя, и изучение всей фотографии начинается с этой отправной точки. Кроме того, контраст синего и коричнево-желтых цветов придает снимку объем и глубину.

Освещение

Направление солнечного света боковое. Такой свет отлично выявляет фактуры и прорисовывает объемы.

Техническое качество

Отличное качество фотографии.

Резюме

Работа заслуживает отличной оценки.

«Ухажёры»

Светлана Филоненко, г. Краснознаменск

Жанр фотографии

Перед нами жанровая фотография. Запечатлен, в общем-то, ничем не примечательный момент: прогулка трех девушек. Однако включение в кадр трех столбов линии электропередачи сразу сделало эту фотографию очень любопытной и содержательной.

Композиция фотокадра

Композиция построена на численном сравнении различных композиционных элементов. Несмотря на явное различие этих элементов, их численное равенство делает эту композицию гармоничной, объединяет героев кадра и рождает у зрителя ассоциации, точно обозначенные в названии фотографии.

В работе отлично передана тональная перспектива за счет темных силуэтов на переднем плане и воздушной дымки на дальнем. Создается иллюзия глубины и объемности изображения в двухмерной плоскости фотоснимка.

Освещение

Пространство кадра освещено контровым светом. Это создало силуэтное изображение людей и столбов на переднем плане и подчеркнуло воздушную дымку.

Техническое качество

Достаточно хорошее техническое качество.

Резюме

Работа заслуживает отличной оценки.

«На сеновале»

Андрей Маринин, г. Москва

Жанр фотографии

Это детский фотопортрет, снятый на пленэре. На первый взгляд портрет получился. Но если рассматривать его более детально, то видны ошибки.

Композиция фотокадра

Прежде всего, хочется обратить внимание на масштаб портретного изображения: у ребенка «отрезаны» ноги. Кадрировка явно неудачная. Если Вы хотите сделать портрет в полный рост, то все части тела портретируемого должны входить в кадр. В противном случае это выглядит очень неестественно и смотрится как небрежность. В фотографии не стоит кадрировать по чуть-чуть — если уж «резать», то по-настоящему. В данном случае поколенный портрет был бы вполне уместен. Ну и, конечно, положение рук оставляет желать лучшего. Вообще говоря, естественно и гармонично расположить руки в фотопортрете чрезвычайно сложно. Поэтому при съемке следует делать несколько дублей, пытаясь найти наиболее естественное положение портретируемого в кадре. К положительной стороне этой работы следует отнести размытый фон. За счет этого фотография приобрела глубину и объем.

Освещение

Ребенок находится в тени. Свет рассеянный, мягкий, равномерно, без теней осветил портретируемого. Такой вариант освещения подходит для фотосъемки детского портрета. Прямой солнечный свет значительно хуже подошел бы для съемки, так как на ярком солнце дети щурятся, закрывают глаза, лицо приобретает неестественное выражение, гримасу. Вы совершенно правильно расположили ребенка в тени.

Техническое качество

Фотография имеет неплохое техническое качество.

Резюме

К сожалению, до конца справиться с таким сложным жанром, как фотопортрет, вам не удалось. Работа заслуживает удовлетворительной оценки.

«Городской портрет»

Данила Горюнков, г. Москва

Жанр фотографии

Фотография относится к жанру портрета, снятого на природе. В качестве фона использованы стены здания, которые своей конфигурацией напоминают картину, выполненную в стиле абстрактной живописи.

Композиция фотокадра

Кадрировка для портретного жанра не стандартна. Над головой девушки оставлено достаточно большое пространство, заполненное абстрактным фоном. Этот фон привлекает внимание за счет контраста цветов (желтого, синего и белого) и за счет своей геометрии. Фон воспринимается как неотъемлемая часть образа девушки, ее настроения и характера. Портрет выполнен с использованием широкоугольного объектива и нижнего ракурса. В результате форма лица получилась искаженной, угловатой, подбородок неестественно увеличенным по сравнению с верхней частью лица. Для данного портрета такое решение логично, так как портретный образ во многом создается за счет геометрических форм фона. Форма лица, видоизмененная широкоугольником и нижним ракурсом, гармонично вписывается в это фоновое пространство. Фотография получилась очень динамичной. Лицо девушки выражает яркие эмоции; чувствуется, что она находится в движении в момент съемки. Динамичность портрету добавляет и диагональная композиция. Лицо девушки и яркое синее пятно находятся в противоположных углах кадра. Этот цветовой акцент — небольшой участок синего на общем желто-коричневом фоне — привлекает внимание и становится изобразительным центром. Таким образом, фотопортрет имеет два изобразительных центра: лицо и геометрически правильную фигуру синего цвета. В портрете такое композиционное решение встречается нечасто. В результате на восприятие зрителем образа портретируемого начинает влиять изобразительное пространство фона.

Освещение

Фотопортрет выполнен в солнечную погоду. Однако девушка находится в тени, за счет этого лицо получилось без пересветов и глубоких теней.

Прямой солнечный свет попадает только на фон, добавляя геометрические фигуры, и слегка подсвечивает волосы у девушки.

Техническое качество

Отличное техническое качество.

Резюме

Фотопортрет заслуживает отличной оценки.

«Зимний пейзаж»

Дарья Попова, г. Москва

Жанр фотографии

Название и содержание фотографии определяют ее жанр. Зима ассоциируется у нас с белым цветом, так как белый снег доминирует в зимнем пейзаже. Эта же фоторабота как раз интересна тем, что в ней преобладают темные тона. Пейзаж выполнен в темной тональности. Увидеть и сделать зимний пейзаж в темной тональности способен только очень наблюдательный фотограф.

Композиция фотокадра

Композиционные элементы довольно равномерно распределены по всей площади фотоснимка. Деревья, склоненные над рекой, своими стволами создают в кадре диагонали и придают внутреннюю динамику пейзажу.

Ажурные кроны деревьев приковывают к себе внимание. Хочется подолгу рассматривать этот пейзаж, блуждая взглядом по ветвям деревьев, как по лабиринту.

Освещение

Фотоснимок сделан в пасмурную погоду. Это светотональное освещение, мягкий рассеянный свет равномерно освещает кадровое пространство.

Техническое качество

Фотография напечатана вручную. В процессе черно-белой фотопечати применено маскирование («притенено» небо). К сожалению, на негатив в процессе фотопечати попали пылинки и грязь, которые оставили на фотоотпечатке белые следы. Их следовало убрать с помощью технической ретуши.

Резюме

Фотография заслуживает хорошей оценки. Будьте более аккуратны с негативами, берегите их от пыли и грязи.

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Fujifilm выпускает обновление прошивки для Fujifilm X-E3 и Fujifilm X-Pro2
16 января 2018
Новости

Fujifilm выпускает обновление прошивки для Fujifilm X-E3 и Fujifilm X-Pro2

Fujifilm выпустила новые прошивки: Firmware ver 1.10 для камеры X-E3 и Firmware ver. 4.01 для камеры X-Pro 2. Обновлённые прошивки добовляют новые функции и исправляют ряд основных ошибок.

Что-то памяти моей стало больше... Новый софт ARCHOS Fusion Storage объединяет встроенную память гаджетов с картой MicroSD
7 мая 2015
Новости

Что-то памяти моей стало больше... Новый софт ARCHOS Fusion Storage объединяет встроенную память гаджетов с картой MicroSD

ARCHOS, европейский производитель мобильных устройств и «умных» гаджетов, представляет инновационное программное решение ARCHOS Fusion Storage. Оно совместимо с устройствами ARCHOS 101 Oxygen, 50 Diamond, 52 Platinum, 50 Oxygen Plus, и доступно для скачивания через OTA-обновление. Решение объединяет встроенную память устройства с картой MicroSD, чтобы у пользователей было больше места для установки приложений и хранения контента.

Портретный объектив Mitakon Speedmaster для Fujifilm GFX
23 января 2018
Новости

Портретный объектив Mitakon Speedmaster для Fujifilm GFX

Компания Zhongyi Optics выпустила объектив Mitakon Speedmaster85 ммf / 1.2 для байонета Fujifilm G. Максимальная диафрагма f/1.2 этого объектива позволят эффективно снимать в условиях недостаточной освещённости, а 11-лепестковая диафрагма обеспечивает ровное и мягкое боке.

Первый в мире блокчейн-смартфон FINNEY
29 ноября 2018
Новости

Первый в мире блокчейн-смартфон FINNEY

Завершив успешный краудсейл, реализуя сотрудничество с Foxconn International Holding и подписывав Лионеля Месси в качестве бренд-амбассадора, SIRIN LABS объявляет о коммерческом запуске FINNEY, первого блокчейн-смартфона стоимостью 999 долларов, который теперь доступен на сайте SIRIN LABS, а в январе 2019 появится на платформе Amazon Launchpad.

Synology анонсирует официальный выпуск DiskStation Manager 6.2
25 мая 2018
Новости

Synology анонсирует официальный выпуск DiskStation Manager 6.2

Компания Synology Inc. анонсировала официальный выпуск DiskStation Manager (DSM) 6.2 — более надежной, эффективной и безопасной операционной системы для NAS-серверов. Новые расширенные функции LUN, iSCSI Manager и Диспетчер хранения предоставят профессиональным пользователям больше возможностей для защиты данных для защиты данных. Непревзойденный уровень эффективности управления и стабильной защиты данных.

Компания Panasonic разрабатывает новую функцию Post Focus для цифровых фотокамер LUMIX
1 сентября 2015
Новости

Компания Panasonic разрабатывает новую функцию Post Focus для цифровых фотокамер LUMIX

Компания Panasonic разрабатывает новую функцию Post Focus, которая позволит выбрать область фокусировки уже после съемки. Реализация этой функции стала возможной благодаря технологии 4K Фото, вы сможете не только исправить фокусировку на снимках, на которых система автофокусировки «промахнулась» мимо нужного объекта, но и откроете для себя новые творческие возможности.

Архитектурная фотография. Творческая встреча с фотографом Михаилом Розановым
11 апреля 2017
Новости

Архитектурная фотография. Творческая встреча с фотографом Михаилом Розановым

16 апреля в 15.00 в Галерее Классической Фотографии любители и поклонники фотографии смогут встретиться с Михаилом Розановым – известным фотографом, интересным человеком, эстетом и художником.

Обзор аудиоплеера Hidizs AP200: музыкальный омут с бархатной экспрессией в середине
16 октября 2017
Обзоры

Обзор аудиоплеера Hidizs AP200: музыкальный омут с бархатной экспрессией в середине

Обещанного три года ждут… Эта пословица, свойственная нашему менталитету, приглянулась, видимо, и нашим китайским братьям. Еще в 2014 году Hidizs, бренд из Поднебесной, выпустил свой первыйHi-Fi плеер AP100 и был полон решимости сделать новый рывок на рынок, замахнувшись на флагман собственного производства - AP200. Модель, судя по картинкам, смахивала на корейское изделие Astel&Kern 240. И на борту, по слухам, должны были обосноваться также корейские микросхемы ЦАП - дважды Cirrus Logic CS4398. Но плеер так и не родился тогда... И вот, наконец, заклятье нашей пословицы закончилось, прошло три года и отложенный флагман Hidizs AP200 - уже в совсем ином обличии и на других комплектующих, заиграл! Очень интересно – как же именно?

Искусство на большом экране
31 декабря 2003
Обзоры

Искусство на большом экране

Тестирование проекторов проходило в два этапа. Первый этап заключался в инструментальных измерениях оптических параметров проекторов — светового потока, контрастности и однородности светового потока, которые являются важными характеристиками, позволяющими судить о проекционных возможностях проектора.

Беззеркальный фотоаппарат Sony NEX-7 дает скорострельность до 10 кадров в секунду
1 мая 2012
Обзоры

Беззеркальный фотоаппарат Sony NEX-7 дает скорострельность до 10 кадров в секунду

Второе поколение NEX вместе с мощным функциональным улучшением оригинальных серий NEX-3 и NEX-5 неожиданно принесло значимое структурное изменение всей линейки компактных систем Sony. Новинки с индексами N и C оказались — смешно сказать! — любительскими, а в дополнение к ним выпущен «продвинутый» суперкомпакт NEX-7.