Гимн фотолюбителю

(Субъективный взгляд на объективную реальность) Фото Ю. Иванов

Теперь уже почти не звонят: в этом году звонили всего два раза. А до этого все пятнадцать лет я регулярно слышал в трубке: «У нас на помойку вынесли увеличитель, красный фонарь, ванночки... Тебе не надо?»

Три увеличителя я забрал – с конденсорами, с объективами, даже с лампочками. Больше не могу: некуда...

Для человека, выбравшего фотоаппарат средством реализации своих художественных способностей, для человека, уже осознавшего богатство изобразительных возможностей фотографии, то есть для настоящего фотолюбителя фотоувеличитель на помойке – грустное и малопонятное зрелище.

Фото В. Брунцев. Портрет Рериха Я вспоминаю, как в 1975 году опытным фотолюбителем я пришел в Московский фотоклуб «Кадр», которым руководил бывший офицер и прекрасный организатор Рудольф Крупнов. Год я ходил только кандидатом в члены клуба: уж очень жесткими были требования к фотографам по всем параметрам и высоки критерии оценок. Члены клуба были молодыми, амбициозными и уже известными мастерами, участниками советских и зарубежных выставок. Фотокорреспондентов среди них не было; были инженеры, строители, фотолаборанты, военные.

В номерах журнала «Советское фото», который, кстати, много внимания уделял фотолюбителям и фотоклубам, их имена и их фотографии можно было встретить довольно часто. Назову только несколько фамилий: М. Богачев, В. Наседкин, С. Костромин, Н. Дейкин, Р. Агасьянц.

Собирались два раза в месяц. Как я ждал этих дней, какой был стимул прийти с новой работой, как все радовались удаче другого! Обсуждали принесенные фотографии, советовали, как сделать их еще лучше, еще интереснее. Понятия «ноу-хау» не было: творческие находки становились общим достоянием. Творческое общение было той питательной средой, без которой не может расти художник.

Фото А. Марковская

После каждой клубной встречи не хотелось вылезать из фотолаборатории: хороший увеличитель, удачные негативы, грамотная печать, эксперименты с вариантами композиций, поиски формального совершенства, — и лишь досада на быстро наступившее утро. Другой знаменитый и намного более многочисленный московский фотоклуб «Новатор» также подарил отечественной художественной фотографии немало славных имен. «Новатор» существует до сих пор, недавно отметил свое сорокалетие. Но, как сказал мне старейший член клуба «Новатор» Б. Долматовский, «фотолюбительство изжило себя».

Почему? Почему выносят на помойку фотоувеличители?

Готовя этот материал, я беседовал со многими известными людьми из мира фотографии, и, что интересно, их характеристики сегодняшнего состояния фотолюбительства в стране прямо противоположны.

По моему мнению, самое массовое, самое доступное, самое демократическое приобщение к сфере изобразительного искусства — фотолюбительство — находится вот уже почти пятнадцать лет в глубоком кризисе.

И тому есть три причины.

Самый сокрушительный удар нанес по фотолюбителям социально-экономический катаклизм, потрясший нашу страну в начале девяностых годов, и последующий «переход к рынку». Все, что было дешево и доступно любому школьнику – фотопленка, фотобумага, фотохимикаты, — стало если не дефицитом, то жуткой дороговизной. (Я уж не говорю о хорошей импортной фотобумаге, необходимой для выставочной печати.) И это при резком обнищании основной массы населения.

Фото А.Артемов «Рынок» стал работать и далее: лишались материальной, в основном профсоюзной, поддержки и, главное, помещений многочисленные народные фотостудии, фотоклубы и фотокружки на предприятиях, при ЖЭКах и ДЭЗах. Комнаты в подвалах, судя по взлетевшей арендной плате, сразу стали дворцовыми палатами. А уж арендовать зал под фотовыставку без хорошего спонсора стало просто невозможно. Госструктуры, помогавшие до этого органам культуры, профсоюзам, творческим коллективам, умыли руки, а ведь фотоклубы и фотостудии в большой мере восполняли практически полное отсутствие системы фотообразования в нашей стране. Я могу называть десятки имен одареннейших фотолюбителей из близких мне 70-х годов, ставших классиками русской фотографии, фоторепортерами и фотохудожниками. Например, Л. Ассанов, Ю. Луньков, В. Егоров, А. Васильев, Г. Колосов, С. Тимофеева, Г. Лукьянова, С. Яворский, В. Бухров, А. Слюсарев, С. Костромин, А. Назаров, Ю. Шпагин, Г. Бодров, А. Лашков и многие другие питомцы фотоклубов.

Вторая причина кризиса серьезного фотолюбительства – это распространившаяся в это же пятнадцатилетие система фотосервиса и экспансия все более дешевеющих автоматических фотокамер типа «мыльниц» или камер «для дураков», позволяющих с легкостью и доступностью за невысокую цену быстро и более или менее качественно получать цветные (в основном) фотографии популярных размеров. Эта простота получения фотоснимка и насыщение городов России мини-фотолабораториями почти полностью удовлетворили неприхотливых, еще не ощутивших потребность в творчестве фотолюбителей и, что особенно печально, основную массу детей и подростков. А ведь именно детям свойственно стремление во всем самим разобраться и понять, как получается это чудо – фотография. Все мы, кому, как говорится, «за тридцать», помним, каким колдовством было это занятие дома, ночью, в красной от фонаря ванной комнате.

Фот. В. Штульман. После свадьбы

Я пятьдесят лет увлекаюсь фотографией и всегда волнуюсь, проявляя отснятую пленку, и именно как на чудо смотрю на появление в проявителе на фотобумаге выхваченного мной из жизни изображения. И это может сказать о себе любой серьезный фотолюбитель. Я не хочу позволить машине решать за меня, как кадрировать, в какой тональности или с применением каких творческих приемов печатать ту или иную фотографию.

Эта тяга к ремеслу, к творчеству и отличает подлинного фотолюбителя от фотопотребителя, клиента минилабов, очень довольного, что не надо самому проявлять и печатать. Именно фотопотребителями стала основная масса владельцев фотоаппаратов.

Отсюда и вынесенные на помойку увеличители. Плата за прогресс – теплота ручного труда и приобщение к чуду. Я специально обзвонил на выбор три десятка московских школ — ни в одной нет фотокружка. В ближайшем от моего местожительства Доме творчества детей и подростков Северо-Восточного округа столицы — тридцать с лишним кружков от вышивания бисером до военно-спортивных, но, как вы догадываетесь, фотокружка нет, как мне сказали, «нет желающих». Но ведь не так давно не было ни школы, ни пионерского лагеря без фотокружка, в котором дети начинали постигать законы композиции, учились искусству всматриваться в окружающую жизнь, в природу, в человека. Занятие фотографией – кратчайший путь в мир изобразительного искусства, осознание того, что творчество не только труд, но и праздник.

Понимая эти кризисные явления, Союз фотохудожников России в последнее десятилетие усилил внимание к работе с детскими фотоколлективами во всех регионах России. Как сказала мне ведущий специалист отдела фотоискусства Государственного российского дома народного творчества С.Г. Пожарская, теперь регулярно проводятся детские фотофестивали «Юность России». В 2000 году в таком фестивале приняло участие уже 112 студий из разных областей России. Оснований для пессимизма нет, считает С.Г. Пожарская. Союз фотохудожников России объединяет не только профессионалов, но и творчески работающих, наиболее подготовленных фотолюбителей и насчитывает 1500 членов в 50 региональных организациях, отделениях и филиалах Союза. В разных городах России проводятся выставки «Фотографируют женщины», а совсем недавно, в августе 2004 года, в Нижнем Новгороде с большим успехом состоялся фотофестиваль «Волжское биеннале», включивший в себя целый ряд интереснейших фотовыставок. Надо сказать, что Нижний Новгород – единственный город в России, создавший русский музей фотографии.

Столице, в которой до сих пор нет такого музея, должно быть стыдно.

Эта статья была уже написана, когда стало известно, что в Петербурге открылся музей фотографий.

А. Панфиль. В мастерской художника

После этого всплеска оптимизма поговорим о третьей причине пока еще, по-моему, не преодоленного кризиса фотолюбительства в нашей стране. Это, как это не покажется странным, революционный переход с традиционной фотографии на «ее величество Цифру», то есть на цифровую фотографию.

Этот прорыв в технологии в первую очередь оценили фоторепортеры, издатели, полиграфисты, дизайнеры, рекламщики и фотохудожники-профессионалы.

Практически моментальное получение высококачественных фотографий, чудеса компьютерных трансформаций изображения, творческие возможности программы «Фотошоп» потрясают, завораживают и привлекают также чутких к техническим новинкам фотолюбителей. Но если профессионалам удовольствие от работы с цифровой камерой оплачивает заказчик (удовольствие очень, надо сказать, не дешевое), то переход на цифровую фотографию подавляющей массе фотолюбителей еще не доступен. Судите сами: даже дешевая цифровая камера, недорогой компьютер, принтер, программа, картриджи, бумага (и прочее необходимое) сразу потребуют от фотолюбителя выложить минимум 1500 долларов. Даже если отдавать дискеты на распечатку в сервисные лаборатории, один отпечаток открыточного размера обходится в 15 рублей. Позволить такое «хобби» себе или своим детям могут пока немногие.

Нежелание работать по старинке и стремление включиться в общемировой процесс перехода на цифровую фотографию, натыкаясь на материальные возможности, погружает многие творческие натуры в творческий простой.

Эти трудности будут постепенно преодолеваться по мере удешевления цифровых камер, компьютеров и всего, что связано с компьютерными технологиями.

Так уже было в истории фотографии: первые несколько десятилетий после ее изобретения и фотокамеры, и фотопроцессы (в частности, дагеротипия) были настолько дороги, что несмотря на быстрый рост фотографических заведений в российских городах и весях цель у фотографов была одна – получение дохода. Совершенствование и упрощение фотографического процесса, а, главное, расширение областей применения фотографии в научных исследованиях, в искусстве, в путешествиях привлекали к ней все больший общественный интерес. И многие известные люди в России стали увлеченными фотолюбителями.

Фот. В. Бухров

Сохранились сведения, что уже в сороковых годах позапрошлого века в Забайкалье (на поселении в Селенгинске) декабрист Н.А. Бестужев, художник и писатель, занимался дагеротипией. Замечательным фотографом-любителем стал генерал-лейтенант, граф И.Г. Ностиц (1824—1905 гг.). Широкую популярность обрели его фотографические виды Кавказа, где служил И.Г. Ностиц, портрет знаменитого имама Шамиля, виды Крыма, Москвы, фотографии царской семьи. Уже Н.Н. Миклухо-Маклай в семидесятые годы того же столетия и все последующие путешественники: Н.М. Пржевальский, Г.Н. Потанин, Н.А. Северцев, В.А. Обручев и другие – не могли обойтись без фотоаппарата. Художник И.И. Шишкин, ученые Д.И. Менделеев и К.А. Тимирязев влюбились в фотографию сразу и навсегда.

Классиком русской фотографии стал купец – мануфактурщик А.С. Мазурин (г.р. 1846).

Для многих известных семей это стало любимым семейным увлечением. Я не говорю о знаменитых династиях русских фотографов Левицких или Булла, — я говорю о семьях И.Е. Репина, Л.Н. Толстого, о семье последнего царя Николая II, о семье В.И. Ленина.

И уже в начале ХХ века фотография стала массовым увлечением разных слоев общества. Двадцать пять тысяч фотоаппаратов в год ввозилось в Россию перед Первой мировой войной.

О развитии фотолюбительства в советской стране до 60-х годов прошлого века говорить сейчас не будем – это отдельная и большая тема. Мы обсуждаем вторую, послевоенную волну подъема фотолюбительского движения в России.

Достаточно обозначить вехи этого движения.

1957 год – возобновление выпуска журнала «Советское Фото».

1967 год – первая Всероссийская любительская фотовыставка.

1975—1977 годы – Всесоюзный фестиваль самодеятельного творчества трудящихся.

Количество фотоклубов в стране стало расти не по дням, а по часам. Этому способствовало и распространение зарубежных фотожурналов, альбомов и каталогов.

Патронаж республиканских, областных и районных Домов народного творчества и методическая и организаторская работа фотоклуба «Кадр», который в конце 70-х годов стал Всероссийским фотоклубом — кинофотоотделом республиканского Дома народного творчества и центром фотолюбительского движения в России, обеспечили неуклонный и мощный рост фотолюбительства в стране. Десятки выставок в разных городах России, около сотни коллективов, присылающих свои работы, и все более растущий зрительский интерес — все это радовало, и, казалось бы, дальше будет только лучше. Но мировые явления влияют и на нашу жизнь.

Отдельно хочется сказать о выставках.

Почему фотолюбительские выставки были намного интереснее профессиональных? Официальные фотовыставки почти сплошь состояли из увеличенных до выставочного формата удачных снимков из журнальных и газетных репортажей. Они не отличались жанровым разнообразием и, несмотря на большое количество качественных в техническом и художественном отношении фотографий, страдали отсутствием «авторского лица» фотографа, индивидуальности стиля, нивелировкой художественных приемов. Мало того, что официальные фотовыставки приурочивались к каким-либо советским юбилейным датам, но и сами названия некоторых выставок – «Пятилетка в действии», «Семилетка в действии» — определяли ограниченность их содержания.

Клубные же выставки работ фотолюбителей хоть и были такими же подцензурными, как и все прочие, все-таки становились отдушиной не только для искушенного зрителя, не приемлющего официальное искусство, но и давали возможность наиболее одаренным и раскованным мастерам выступать в художественных жанрах, не допускаемых на парадные выставки (например в жанре «обнаженная натура» или «акт»), показывать трагические стороны жизни, демонстрировать изыски позитивных процессов с применением сложной техники фотопечати: изогелии, соляризации, фотографики, маскирования, частичного тонирования, фотомонтажа и фотоколлажа, вплоть до чисто формалистических экспериментов. Но и на фотолюбительских выставках накануне их открытия советские надзирающие органы боролись со свободой фототворчества.

Игнорируя мнение жюри и отборочной комиссии, они снимали с экспозиции не только вошедшие в каталог, но и отмеченные дипломами работы.

Так, в частности, случилось с моей фотографией «В мастерской художника». Это была единственная работа в жанре «акт», представленная фотоклубом «Кадр» на всероссийской выставке 1977 года «Фотолюбители России – октябрю». Увидев эту совершенно целомудренную фотографию, замминистра культуры РСФСР В. Стриганов заявил: «Уберите эту порнографию. Советская женщина красива в труде, — давайте ее в труде и показывать». Работу с выставки сняли. Потом, правда, она с успехом экспонировалась на выставках и публиковалась в журналах и альбомах.

В те годы и другие фотолюбители в этом труднейшем жанре создавали прекрасные работы. Вот очень сложная по свету работа инженера из Кургана В. Бухрова, ставшего известным фотохудожником! Или жанровая, бытовая, тонкая по настроению фотография архитектора А. Марковской. А работа фотолюбителя из Пензы А. Артемова лаконично и исчерпывающе выразила суть советской бюрократической системы. Здесь не показан чиновник, только старушка с какой-то справкой в руках – но в ее лице и фигуре бесконечное унижение.

Фотокорреспонденты такое не снимали. А фотолюбитель – свой среди своих, его не стесняются, на него не обращают внимания, над его «чудачеством» посмеиваются: «Снимаешь и снимай себя не здоровье». И вот тут-то и рождаются неповторимые портреты, ценнейшие свидетельства быта и жизни современников. Каждый кадр – движение души, стремление запечатлеть и сохранить любимые лица, родные места, все, что волнует или тревожит. И если фотолюбитель обладает врожденным чувством композиции, то не исключено, что его снимки останутся уникальными художественными и историческими документами.

Посмотрите фотографии изыскателя Ю. Иванова, снятые в 50-е годы. Это рабочая городская семья железнодорожника в Великом Устюге и эпизод северных «трудовых будней».

Дивный портрет академика С. Рериха сделал в Суздале строитель В. Брунцев. Нежностью и правдой жизни покоряет фотография Е. Бобылкиной (пос. Мамонтовка).

У свадебных фотографий подмосковного фотолюбителя В. Штульмана, ныне военного пенсионера и известного собирателя фотографических коллекций, интересная судьба. Тридцать лет он никому не показывал свои снимки, а два года назад принес в Дом фотографии, где готовилась большая выставка «Российское застолье». Непосредственность и теплота его работ так поразила устроителей, что сразу четыре его снимка были не только представлены в экспозиции выставки, но и отобраны телевизионщиками для репортажа об открытии выставки.

Известный фотокорреспондент, работавший в «Комсомольской правде», «Работнице» и «Крестьянке», Б. Задвиль назвал мне еще четвертую причину кризиса фотолюбительства: отсутствие обратной связи прессы с читателем. До 90-х годов не было ни одной центральной или местной газеты, ни одного популярного журнала, не объявлявшего те или иные фотоконкурсы с публикациями поступающих работ и с призами.

О фотографии можно говорить бесконечно, но вернусь к теме. Теперь уже можно сказать, что годы с 60-х до конца 80-х годов прошлого столетия – годы наибольшей творческой активности фотолюбительского движения.

Заканчиваю статью твердой убежденностью, что традиционная бромосеребряная фотография не умрет и архаичным ремеслом не станет. Сейчас на Западе, не только в США, черно-белые отпечатки, особенно ручной печати, намного дороже цветных, а любители классической фотографии дорого платят за возможность поработать в фотолаборатории.

Придем к этому и мы.

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Компания LG Electronics анонсирует появление флагманского смартфона LG G2 в России
18 сентября 2013
Новости

Компания LG Electronics анонсирует появление флагманского смартфона LG G2 в России

Москва, 17 сентября 2013 г. — Компания LG Electronics (LG) объявляет о том, что флагманский смартфон LG G2 скоро появится на российском рынке. Смартфон LG G2, первый смартфон в новой серии премиальных устройств «G», создан на основе изучения компанией LG стиля жизни и предпочтений пользователей. Смартфон предоставляет ряд преимуществ, ценных в повседневной жизни, таких как эргономичный дизайн, удобные практичные функции и интуитивно понятный интерфейс.

Nikon представляет 2 лазерных дальномера: COOLSHOT 20 GII и PROSTAFF 1000
12 марта 2019
Новости

Nikon представляет 2 лазерных дальномера: COOLSHOT 20 GII и PROSTAFF 1000

Компания Nikon объявила о выпуске двух новых портативных лазерных дальномеров COOLSHOT 20 GII и PROSTAFF 1000. Новинка серии COOLSHOT измеряет расстояние в диапазоне от 5 до 730 м, а удобный дисплей отображает результат с шагом в 1 м. Лазерный дальномер PROSTAFF 1000 позволяет измерять расстояние до 910 м, а большой вынос точки визирования и диоптрийная настройка обеспечивают четкое изображение и комфортное использование.

Выбор профессионала: Sigma представила 5 новых объективов
26 сентября 2018
Новости

Выбор профессионала: Sigma представила 5 новых объективов

25 сентября компания SIGMA до старта участия в крупнейшей выставки фотоиндустрии Photokina представила миру сразу 5 новых объективов. Линейка Art пополнилась светосильным широкоугольным фикс-объективом и кинообъективом, Contemporary – компактным объективом для беззеркальных камер, Sports – первым в мире телеобъективом с десятикратным зумом, достигающим фокусного расстояния 600мм и светосильным телезумом для профессионалов. Ориентировочный старт продаж новых объективов в феврале 2019 года.

Стартует конкурс Sony World Photography Awards 2019 года с новыми номинациями
5 июня 2018
Новости

Стартует конкурс Sony World Photography Awards 2019 года с новыми номинациями

Всемирная организация фотографии (WPO) открывает 12-й конкурс Sony World Photography Awards — самый разносторонний в мире фотографический конкурс.В подтверждение статуса главного международного конкурса в области фотоискусства представлены получатели грантов Sony, которые выбираются из числа победителей предыдущего года, а также объявлено о трех новых номинациях для конкурса 2019 года.

Обзор компактного фотоаппарата Samsung WB100
22 января 2013
Обзоры

Обзор компактного фотоаппарата Samsung WB100

Ультразум Samsung WB100 от большинства конкурентов отличается весьма ограниченными функциональными способностями: нет в камере ни ручного управления, ни записи RAW-файлов, ни поворотного дисплея, и даже видео записывается в морально устаревшем формате 720p. Вместо этого WB100 предлагает чрезвычайно широкий угол и приличное увеличение за исключительно доступную цену.

Звуковая панель iriver ISB-100: домашний кинотеатр своими руками
18 октября 2012
Новости

Звуковая панель iriver ISB-100: домашний кинотеатр своими руками

Известный производитель портативных мультимедиа устройств — iriver — представляет звуковую панель ISB-100 с беспроводным сабвуфером. Подключив такой комплект к своему домашнему телевизору, пользователь сможет превратить его в самый настоящий домашний кинотеатр и впоследствии наслаждаться глубоким и насыщенным трехмерным звуком.

Видеообзор графических планшетов Huion INSPIROY H640P и H950P
20 января 2018
Видео

Видеообзор графических планшетов Huion INSPIROY H640P и H950P

На наш рынок выходит еще один производитель графических планшетов - компания Huion (правильно произносить Хайон) из Поднебесной, которая явно выделяется из потока китайских поставщиков достойным уровнем своей продукции. Кстати, подобные примеры у нас уже были: помните, с каким фурором прорвались к российским покупателям смартфоны Huawei и Xiaomi?

Компания Nikon начинает отмечать 100летний юбилей
28 июля 2017
Новости

Компания Nikon начинает отмечать 100летний юбилей

Компания Nikon с 25 июля 2017 г. начинает публикацию эксклюзивных материалов в честь своего 100-летнего юбилея. До конца лета на юбилейном сайте Nikon будут публиковаться интересные фотоработы, истории и практические советы фотографов со всего мира, которые внесли свой вклад в богатую столетнюю историю бренда. Посетители сайта также смогут совершить виртуальный тур по токийскому музею Nikon. Кроме того, к знаменательной дате компания приурочила выпуск коллекции юбилейных товаров и ограниченной серии фотоаппаратов D5 и D500.

Sol 45 и Sol 22 – лёгкие и компактные объективы от Lensbaby
9 августа 2018
Новости

Sol 45 и Sol 22 – лёгкие и компактные объективы от Lensbaby

Компания Lensbaby выпустила два новых объектива с фиксированным фокусным расстоянием Sol 45 и Sol 22. В то время как Sol 45 рассчитан на камеры с полнокадровым сенсором и сенсором формата APS-C, Sol 22 специально разработан для камер с датчиком Micro 4/3. Особенностью объективов является возможность создавать кадры с резкой зоной в области фокусировки и мягким размытием по краям в сочетании с текстурированным рисунком боке.

Смартфон realme XT с квадрокамерой 64 мегапикселя уже доступен в РФ
3 октября 2019
Новости

Смартфон realme XT с квадрокамерой 64 мегапикселя уже доступен в РФ

Смартфон с камерой 64 мегапикселя – это уже не фантастика. realme XT – флагман молодой китайской компании именно такой. Цена новинки – всего 19999 руб. Вот это фантастика!