Гимн фотолюбителю

(Субъективный взгляд на объективную реальность) Фото Ю. Иванов

Теперь уже почти не звонят: в этом году звонили всего два раза. А до этого все пятнадцать лет я регулярно слышал в трубке: «У нас на помойку вынесли увеличитель, красный фонарь, ванночки... Тебе не надо?»

Три увеличителя я забрал – с конденсорами, с объективами, даже с лампочками. Больше не могу: некуда...

Для человека, выбравшего фотоаппарат средством реализации своих художественных способностей, для человека, уже осознавшего богатство изобразительных возможностей фотографии, то есть для настоящего фотолюбителя фотоувеличитель на помойке – грустное и малопонятное зрелище.

Фото В. Брунцев. Портрет Рериха Я вспоминаю, как в 1975 году опытным фотолюбителем я пришел в Московский фотоклуб «Кадр», которым руководил бывший офицер и прекрасный организатор Рудольф Крупнов. Год я ходил только кандидатом в члены клуба: уж очень жесткими были требования к фотографам по всем параметрам и высоки критерии оценок. Члены клуба были молодыми, амбициозными и уже известными мастерами, участниками советских и зарубежных выставок. Фотокорреспондентов среди них не было; были инженеры, строители, фотолаборанты, военные.

В номерах журнала «Советское фото», который, кстати, много внимания уделял фотолюбителям и фотоклубам, их имена и их фотографии можно было встретить довольно часто. Назову только несколько фамилий: М. Богачев, В. Наседкин, С. Костромин, Н. Дейкин, Р. Агасьянц.

Собирались два раза в месяц. Как я ждал этих дней, какой был стимул прийти с новой работой, как все радовались удаче другого! Обсуждали принесенные фотографии, советовали, как сделать их еще лучше, еще интереснее. Понятия «ноу-хау» не было: творческие находки становились общим достоянием. Творческое общение было той питательной средой, без которой не может расти художник.

Фото А. Марковская

После каждой клубной встречи не хотелось вылезать из фотолаборатории: хороший увеличитель, удачные негативы, грамотная печать, эксперименты с вариантами композиций, поиски формального совершенства, — и лишь досада на быстро наступившее утро. Другой знаменитый и намного более многочисленный московский фотоклуб «Новатор» также подарил отечественной художественной фотографии немало славных имен. «Новатор» существует до сих пор, недавно отметил свое сорокалетие. Но, как сказал мне старейший член клуба «Новатор» Б. Долматовский, «фотолюбительство изжило себя».

Почему? Почему выносят на помойку фотоувеличители?

Готовя этот материал, я беседовал со многими известными людьми из мира фотографии, и, что интересно, их характеристики сегодняшнего состояния фотолюбительства в стране прямо противоположны.

По моему мнению, самое массовое, самое доступное, самое демократическое приобщение к сфере изобразительного искусства — фотолюбительство — находится вот уже почти пятнадцать лет в глубоком кризисе.

И тому есть три причины.

Самый сокрушительный удар нанес по фотолюбителям социально-экономический катаклизм, потрясший нашу страну в начале девяностых годов, и последующий «переход к рынку». Все, что было дешево и доступно любому школьнику – фотопленка, фотобумага, фотохимикаты, — стало если не дефицитом, то жуткой дороговизной. (Я уж не говорю о хорошей импортной фотобумаге, необходимой для выставочной печати.) И это при резком обнищании основной массы населения.

Фото А.Артемов «Рынок» стал работать и далее: лишались материальной, в основном профсоюзной, поддержки и, главное, помещений многочисленные народные фотостудии, фотоклубы и фотокружки на предприятиях, при ЖЭКах и ДЭЗах. Комнаты в подвалах, судя по взлетевшей арендной плате, сразу стали дворцовыми палатами. А уж арендовать зал под фотовыставку без хорошего спонсора стало просто невозможно. Госструктуры, помогавшие до этого органам культуры, профсоюзам, творческим коллективам, умыли руки, а ведь фотоклубы и фотостудии в большой мере восполняли практически полное отсутствие системы фотообразования в нашей стране. Я могу называть десятки имен одареннейших фотолюбителей из близких мне 70-х годов, ставших классиками русской фотографии, фоторепортерами и фотохудожниками. Например, Л. Ассанов, Ю. Луньков, В. Егоров, А. Васильев, Г. Колосов, С. Тимофеева, Г. Лукьянова, С. Яворский, В. Бухров, А. Слюсарев, С. Костромин, А. Назаров, Ю. Шпагин, Г. Бодров, А. Лашков и многие другие питомцы фотоклубов.

Вторая причина кризиса серьезного фотолюбительства – это распространившаяся в это же пятнадцатилетие система фотосервиса и экспансия все более дешевеющих автоматических фотокамер типа «мыльниц» или камер «для дураков», позволяющих с легкостью и доступностью за невысокую цену быстро и более или менее качественно получать цветные (в основном) фотографии популярных размеров. Эта простота получения фотоснимка и насыщение городов России мини-фотолабораториями почти полностью удовлетворили неприхотливых, еще не ощутивших потребность в творчестве фотолюбителей и, что особенно печально, основную массу детей и подростков. А ведь именно детям свойственно стремление во всем самим разобраться и понять, как получается это чудо – фотография. Все мы, кому, как говорится, «за тридцать», помним, каким колдовством было это занятие дома, ночью, в красной от фонаря ванной комнате.

Фот. В. Штульман. После свадьбы

Я пятьдесят лет увлекаюсь фотографией и всегда волнуюсь, проявляя отснятую пленку, и именно как на чудо смотрю на появление в проявителе на фотобумаге выхваченного мной из жизни изображения. И это может сказать о себе любой серьезный фотолюбитель. Я не хочу позволить машине решать за меня, как кадрировать, в какой тональности или с применением каких творческих приемов печатать ту или иную фотографию.

Эта тяга к ремеслу, к творчеству и отличает подлинного фотолюбителя от фотопотребителя, клиента минилабов, очень довольного, что не надо самому проявлять и печатать. Именно фотопотребителями стала основная масса владельцев фотоаппаратов.

Отсюда и вынесенные на помойку увеличители. Плата за прогресс – теплота ручного труда и приобщение к чуду. Я специально обзвонил на выбор три десятка московских школ — ни в одной нет фотокружка. В ближайшем от моего местожительства Доме творчества детей и подростков Северо-Восточного округа столицы — тридцать с лишним кружков от вышивания бисером до военно-спортивных, но, как вы догадываетесь, фотокружка нет, как мне сказали, «нет желающих». Но ведь не так давно не было ни школы, ни пионерского лагеря без фотокружка, в котором дети начинали постигать законы композиции, учились искусству всматриваться в окружающую жизнь, в природу, в человека. Занятие фотографией – кратчайший путь в мир изобразительного искусства, осознание того, что творчество не только труд, но и праздник.

Понимая эти кризисные явления, Союз фотохудожников России в последнее десятилетие усилил внимание к работе с детскими фотоколлективами во всех регионах России. Как сказала мне ведущий специалист отдела фотоискусства Государственного российского дома народного творчества С.Г. Пожарская, теперь регулярно проводятся детские фотофестивали «Юность России». В 2000 году в таком фестивале приняло участие уже 112 студий из разных областей России. Оснований для пессимизма нет, считает С.Г. Пожарская. Союз фотохудожников России объединяет не только профессионалов, но и творчески работающих, наиболее подготовленных фотолюбителей и насчитывает 1500 членов в 50 региональных организациях, отделениях и филиалах Союза. В разных городах России проводятся выставки «Фотографируют женщины», а совсем недавно, в августе 2004 года, в Нижнем Новгороде с большим успехом состоялся фотофестиваль «Волжское биеннале», включивший в себя целый ряд интереснейших фотовыставок. Надо сказать, что Нижний Новгород – единственный город в России, создавший русский музей фотографии.

Столице, в которой до сих пор нет такого музея, должно быть стыдно.

Эта статья была уже написана, когда стало известно, что в Петербурге открылся музей фотографий.

А. Панфиль. В мастерской художника

После этого всплеска оптимизма поговорим о третьей причине пока еще, по-моему, не преодоленного кризиса фотолюбительства в нашей стране. Это, как это не покажется странным, революционный переход с традиционной фотографии на «ее величество Цифру», то есть на цифровую фотографию.

Этот прорыв в технологии в первую очередь оценили фоторепортеры, издатели, полиграфисты, дизайнеры, рекламщики и фотохудожники-профессионалы.

Практически моментальное получение высококачественных фотографий, чудеса компьютерных трансформаций изображения, творческие возможности программы «Фотошоп» потрясают, завораживают и привлекают также чутких к техническим новинкам фотолюбителей. Но если профессионалам удовольствие от работы с цифровой камерой оплачивает заказчик (удовольствие очень, надо сказать, не дешевое), то переход на цифровую фотографию подавляющей массе фотолюбителей еще не доступен. Судите сами: даже дешевая цифровая камера, недорогой компьютер, принтер, программа, картриджи, бумага (и прочее необходимое) сразу потребуют от фотолюбителя выложить минимум 1500 долларов. Даже если отдавать дискеты на распечатку в сервисные лаборатории, один отпечаток открыточного размера обходится в 15 рублей. Позволить такое «хобби» себе или своим детям могут пока немногие.

Нежелание работать по старинке и стремление включиться в общемировой процесс перехода на цифровую фотографию, натыкаясь на материальные возможности, погружает многие творческие натуры в творческий простой.

Эти трудности будут постепенно преодолеваться по мере удешевления цифровых камер, компьютеров и всего, что связано с компьютерными технологиями.

Так уже было в истории фотографии: первые несколько десятилетий после ее изобретения и фотокамеры, и фотопроцессы (в частности, дагеротипия) были настолько дороги, что несмотря на быстрый рост фотографических заведений в российских городах и весях цель у фотографов была одна – получение дохода. Совершенствование и упрощение фотографического процесса, а, главное, расширение областей применения фотографии в научных исследованиях, в искусстве, в путешествиях привлекали к ней все больший общественный интерес. И многие известные люди в России стали увлеченными фотолюбителями.

Фот. В. Бухров

Сохранились сведения, что уже в сороковых годах позапрошлого века в Забайкалье (на поселении в Селенгинске) декабрист Н.А. Бестужев, художник и писатель, занимался дагеротипией. Замечательным фотографом-любителем стал генерал-лейтенант, граф И.Г. Ностиц (1824—1905 гг.). Широкую популярность обрели его фотографические виды Кавказа, где служил И.Г. Ностиц, портрет знаменитого имама Шамиля, виды Крыма, Москвы, фотографии царской семьи. Уже Н.Н. Миклухо-Маклай в семидесятые годы того же столетия и все последующие путешественники: Н.М. Пржевальский, Г.Н. Потанин, Н.А. Северцев, В.А. Обручев и другие – не могли обойтись без фотоаппарата. Художник И.И. Шишкин, ученые Д.И. Менделеев и К.А. Тимирязев влюбились в фотографию сразу и навсегда.

Классиком русской фотографии стал купец – мануфактурщик А.С. Мазурин (г.р. 1846).

Для многих известных семей это стало любимым семейным увлечением. Я не говорю о знаменитых династиях русских фотографов Левицких или Булла, — я говорю о семьях И.Е. Репина, Л.Н. Толстого, о семье последнего царя Николая II, о семье В.И. Ленина.

И уже в начале ХХ века фотография стала массовым увлечением разных слоев общества. Двадцать пять тысяч фотоаппаратов в год ввозилось в Россию перед Первой мировой войной.

О развитии фотолюбительства в советской стране до 60-х годов прошлого века говорить сейчас не будем – это отдельная и большая тема. Мы обсуждаем вторую, послевоенную волну подъема фотолюбительского движения в России.

Достаточно обозначить вехи этого движения.

1957 год – возобновление выпуска журнала «Советское Фото».

1967 год – первая Всероссийская любительская фотовыставка.

1975—1977 годы – Всесоюзный фестиваль самодеятельного творчества трудящихся.

Количество фотоклубов в стране стало расти не по дням, а по часам. Этому способствовало и распространение зарубежных фотожурналов, альбомов и каталогов.

Патронаж республиканских, областных и районных Домов народного творчества и методическая и организаторская работа фотоклуба «Кадр», который в конце 70-х годов стал Всероссийским фотоклубом — кинофотоотделом республиканского Дома народного творчества и центром фотолюбительского движения в России, обеспечили неуклонный и мощный рост фотолюбительства в стране. Десятки выставок в разных городах России, около сотни коллективов, присылающих свои работы, и все более растущий зрительский интерес — все это радовало, и, казалось бы, дальше будет только лучше. Но мировые явления влияют и на нашу жизнь.

Отдельно хочется сказать о выставках.

Почему фотолюбительские выставки были намного интереснее профессиональных? Официальные фотовыставки почти сплошь состояли из увеличенных до выставочного формата удачных снимков из журнальных и газетных репортажей. Они не отличались жанровым разнообразием и, несмотря на большое количество качественных в техническом и художественном отношении фотографий, страдали отсутствием «авторского лица» фотографа, индивидуальности стиля, нивелировкой художественных приемов. Мало того, что официальные фотовыставки приурочивались к каким-либо советским юбилейным датам, но и сами названия некоторых выставок – «Пятилетка в действии», «Семилетка в действии» — определяли ограниченность их содержания.

Клубные же выставки работ фотолюбителей хоть и были такими же подцензурными, как и все прочие, все-таки становились отдушиной не только для искушенного зрителя, не приемлющего официальное искусство, но и давали возможность наиболее одаренным и раскованным мастерам выступать в художественных жанрах, не допускаемых на парадные выставки (например в жанре «обнаженная натура» или «акт»), показывать трагические стороны жизни, демонстрировать изыски позитивных процессов с применением сложной техники фотопечати: изогелии, соляризации, фотографики, маскирования, частичного тонирования, фотомонтажа и фотоколлажа, вплоть до чисто формалистических экспериментов. Но и на фотолюбительских выставках накануне их открытия советские надзирающие органы боролись со свободой фототворчества.

Игнорируя мнение жюри и отборочной комиссии, они снимали с экспозиции не только вошедшие в каталог, но и отмеченные дипломами работы.

Так, в частности, случилось с моей фотографией «В мастерской художника». Это была единственная работа в жанре «акт», представленная фотоклубом «Кадр» на всероссийской выставке 1977 года «Фотолюбители России – октябрю». Увидев эту совершенно целомудренную фотографию, замминистра культуры РСФСР В. Стриганов заявил: «Уберите эту порнографию. Советская женщина красива в труде, — давайте ее в труде и показывать». Работу с выставки сняли. Потом, правда, она с успехом экспонировалась на выставках и публиковалась в журналах и альбомах.

В те годы и другие фотолюбители в этом труднейшем жанре создавали прекрасные работы. Вот очень сложная по свету работа инженера из Кургана В. Бухрова, ставшего известным фотохудожником! Или жанровая, бытовая, тонкая по настроению фотография архитектора А. Марковской. А работа фотолюбителя из Пензы А. Артемова лаконично и исчерпывающе выразила суть советской бюрократической системы. Здесь не показан чиновник, только старушка с какой-то справкой в руках – но в ее лице и фигуре бесконечное унижение.

Фотокорреспонденты такое не снимали. А фотолюбитель – свой среди своих, его не стесняются, на него не обращают внимания, над его «чудачеством» посмеиваются: «Снимаешь и снимай себя не здоровье». И вот тут-то и рождаются неповторимые портреты, ценнейшие свидетельства быта и жизни современников. Каждый кадр – движение души, стремление запечатлеть и сохранить любимые лица, родные места, все, что волнует или тревожит. И если фотолюбитель обладает врожденным чувством композиции, то не исключено, что его снимки останутся уникальными художественными и историческими документами.

Посмотрите фотографии изыскателя Ю. Иванова, снятые в 50-е годы. Это рабочая городская семья железнодорожника в Великом Устюге и эпизод северных «трудовых будней».

Дивный портрет академика С. Рериха сделал в Суздале строитель В. Брунцев. Нежностью и правдой жизни покоряет фотография Е. Бобылкиной (пос. Мамонтовка).

У свадебных фотографий подмосковного фотолюбителя В. Штульмана, ныне военного пенсионера и известного собирателя фотографических коллекций, интересная судьба. Тридцать лет он никому не показывал свои снимки, а два года назад принес в Дом фотографии, где готовилась большая выставка «Российское застолье». Непосредственность и теплота его работ так поразила устроителей, что сразу четыре его снимка были не только представлены в экспозиции выставки, но и отобраны телевизионщиками для репортажа об открытии выставки.

Известный фотокорреспондент, работавший в «Комсомольской правде», «Работнице» и «Крестьянке», Б. Задвиль назвал мне еще четвертую причину кризиса фотолюбительства: отсутствие обратной связи прессы с читателем. До 90-х годов не было ни одной центральной или местной газеты, ни одного популярного журнала, не объявлявшего те или иные фотоконкурсы с публикациями поступающих работ и с призами.

О фотографии можно говорить бесконечно, но вернусь к теме. Теперь уже можно сказать, что годы с 60-х до конца 80-х годов прошлого столетия – годы наибольшей творческой активности фотолюбительского движения.

Заканчиваю статью твердой убежденностью, что традиционная бромосеребряная фотография не умрет и архаичным ремеслом не станет. Сейчас на Западе, не только в США, черно-белые отпечатки, особенно ручной печати, намного дороже цветных, а любители классической фотографии дорого платят за возможность поработать в фотолаборатории.

Придем к этому и мы.

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Мини-обзор мультимедийного 3LCD-проектора Epson EB-1776W
30 марта 2013
Обзоры

Мини-обзор мультимедийного 3LCD-проектора Epson EB-1776W

Epson EB-1776W — одна из новинок 2012 года, разработанная Epson с учётом требований к проекторам для мобильных презентаций. Ведь что нужно такому аппарату? Для начала — небольшие размеры и вес, чтобы удобнее было перевозить устройство из одного места в другое. Epson EB-1776W действительно лёгкий (всего 1,7 кг) и компактный, его малая высота — 4,4 см — позволяет переносить его в сумке с ноутбуком или документами.

Кинотеатры будущего!
8 декабря 2004
Новости

Кинотеатры будущего!

SAMSUNG HT-DS1000/1100 ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ: HT-DS1000 и HT-DS1100 — топовые модели линейки ДК Samsung. Они интересны не только дизайном, но и высоким техническим оснащением. Представленные модели - это первые домашние кинотеатры Samsung, оснащаемые новым типом цифрового разъема HDMI для подключения к плазменной панели или ЖК-телевизору.

Аудиоплеер Cayin N6: поставил трек и улетел! Но это была не китайская ракета…
7 июня 2015
Обзоры

Аудиоплеер Cayin N6: поставил трек и улетел! Но это была не китайская ракета…

Неужели китайские ракеты стали надежней наших? Вопрос, конечно, интересный. Ну, тут еще бабушка на двое сказала, а вот на рынке гаджетов чистокровные китайцы Lenovo и Huawei примелькались не хуже яблочных. Возможно, и меломаны уже получили или вот-вот получат большой привет из Поднебесной. Имею в виду пока не очень раскрученный бренд Cayin — это небольшая китайская компания, производящая качественные усилители, ЦАПы, CD-плееры, акустические системы. Вот и сегодня этот бренд прислал нам премьеру. Сегодня поговорим о первом портативном плеере Cayin N6, имеющем своеобразный дизайн и недурственный звук. Построен аппарат на двух микросхемах ЦАП PCM1792A. Ну, пора погружаться в нюансы. Вы с нами?

Компания VIKS представила линейку инновационных аксессуаров и персональной электроники
25 марта 2013
Новости

Компания VIKS представила линейку инновационных аксессуаров и персональной электроники

20 марта 2013 года в Антикафе дизайн-завода «Флакон» компания VIKS, производитель инновационных аксессуаров и персональной электроники, провела свою первую пресс-конференцию, продемонстрировав публике новинки электроники.

Тест зеркальных фотоаппаратов Sony A550/A500/A450
12 мая 2012
Тесты

Тест зеркальных фотоаппаратов Sony A550/A500/A450

Наблюдать за выходом Sony на «зеркальный» рынок интересно, как за хоккейным матчем. Ведь это не рынок компактов, которые можно менять как перчатки. Система выбирается надолго, и цена вопроса велика. Но и сила игрока под стать задаче: Sony по финансовой мощи далеко превосходит Canon и Nikon вместе взятых.

NIKON представляет три объектива NIKKOR Z линейки S, адаптер FTZ и продолжает разработку объектива 58 mm f/0.95 S NOCT
23 августа 2018
Новости

NIKON представляет три объектива NIKKOR Z линейки S, адаптер FTZ и продолжает разработку объектива 58 mm f/0.95 S NOCT

Компания Nikon с радостью сообщает о выпуске трех новых объективов, совместимых с полнокадровыми беззеркальными фотокамерами формата FX от Nikon, предназначенными для фотосистем с байонетом Z, и с новым переходником байонета FTZ. Стандартный зум-объектив NIKKOR Z 24-70mm f/4 S, широкоугольный объектив с постоянным фокусным расстоянием NIKKOR Z 35mm f/1.8 S и стандартный объектив с постоянным фокусным расстоянием NIKKOR Z 50mm f/1.8 Sсовместимы с новым байонетом большего диаметра данной фотосистемы.

Диджейская консоль Hercules DJ 4Set: четыре деки и полный контроль
1 августа 2014
Новости

Диджейская консоль Hercules DJ 4Set: четыре деки и полный контроль

Персональные диджейские консоли за последние несколько лет превратились из плохо сделанных игрушек для самых маленьких в полноценные устройства для обучения и даже домашних вечеринок. Устройство Hercules DJ 4Set — отличное тому подтверждение. Новинка предлагает сразу четыре деки, два удобных джога, встроенную звуковую карту с питанием от USB и необходимое программное обеспечение по невысокой цене. Мы проверили, насколько хорошо устройство работает на деле.

Новые проекторы Ricoh для самых разных бизнес-задач
11 мая 2018
Новости

Новые проекторы Ricoh для самых разных бизнес-задач

Компания Ricoh, один из ведущих мировых поставщиков печатной техники, решений для документооборота, проекторов и оптических технологий расширила свою линейку продукции для бизнеса. Новые ультракороткофокусные, компактные и универсальные проекторы способны решить практически любые офисные задачи, связанные с наглядным представлением информации.

Leica-0 ставит очередной рекорд: камера продана на аукционе за €2,4 млн.
15 марта 2018
Новости

Leica-0 ставит очередной рекорд: камера продана на аукционе за €2,4 млн.

Историческая покупка состоялась на 32-м аукционе WestLicht, прошедшем 10 марта в Вене. Цена камеры стартовала с отметки €400 000 и выросла в ходе торгов в 6 раз, составив сумму €2 400 000 (~ $ 2 957 304). Обладателем Leica-0 (№ 122) стал частный коллекционер из Азии. Сумма сделки превзошла прежний рекорд, который также числился за Leica-0 (№ 116), проданной в 2012 году за €2 160 000.

Спасаем Ваши уши
22 мая 2007
Советы

Спасаем Ваши уши

В современной аудио-видео прессе качественным стереофоническим наушникам уделяется не очень большое внимание. Между тем, для многих наушники являются единственным вариантом получить по-настоящему качественный звук, соответствующий большинству общепринятых стандартов аппаратуры Hi-Fi, затратив при этом более чем разумные средства.