Шарль Пюйо. парижская салонная фотография

Письмо

В 1889 г. фотографии исполнилось 50 лет, что для нового вида творческой деятельности, претендовавшего на значительное место среди искусств, было младенческим возрастом. Фотография к тому времени практически не имела самостоятельной эстетической базы, позволяющей отстаивать свои художественные концепции. В этот период в большей мере развивались технологии фотографического процесса, позволяющие реализовать творческие задачи фотографам. В Париже, центре мирового искусства, где воздух был пропитан последними достижениями в живописи, скульптуре, фотографу очень сложно было завоевать признание, ему приходилось постоянно доказывать своими работами право на искусство. И многие деятели культуры, писатели, художники того времени воспринимали в штыки фотографию.

Например, в 1889 году в письме своему брату художник Ван Гог писал: «Картина начинается там, где есть линии — упругие и волевые, даже если они утрированы. Приблизительно то же чувствуют Бернар и Гоген. Они совсем не требуют, чтобы, скажем, у дерева была достоверная форма, но стараются, чтобы каждый мог определить, круглая это форма или четырехугольная. И ей богу, они правы, ибо им осточертело дурацкое фотографическое совершенство некоторых художников». И такое мнение разделяли Бальзак, Бодлер, многие художники.

В произведении искусства конца ХIХ века ценилась в первую очередь душа художника, отразившаяся в его работе. Фотографию с ее документальным отражением действительности воспринимали не более чем механический инструмент бездушного копирования, позволяющий фиксировать памятники других видов искусств для истории.

Этюд

В такой обстановке враждебности французские фотографы искали выразительные средства фотографии. Конечно же, они не смогли уйти от традиций живописи, насчитывавшей к тому времени уже не одно столетие своей истории. Усилия были направлены на создание салонных композиций фотографическими средствами, навеянных идеями о красоте стилем модерн конца ХIХ века. В павильоне снимались постановочные жанровые сценки, в которых красивые модели предстают перед зрителем за благородными занятиями: чтением, вязанием и т.д. Мастером таких фотографий во Франции был Шарль Пюйо (Charles Puyo). В его работах чувствуется изысканный аромат парижского салона рубежа ХIХ—ХХ веков. При этом он не переходил грань приторной слащавости, когда изображение из изящного превращается в безвкусицу, что можно нередко видеть в работах салонных художников.

Сегодня его работы являются образцом постановочной фотографии. Многие вопросы постановочной фотографии: организация рисунка освещения, выбор декораций и т.д., хорошо знакомые опытному современному фотографу, отрабатывались на съемках Пюйо и его коллегами. Фотографические композиции с большим количеством предметов не кажутся перегруженными. Все предметы точно расставлены на свои места, все они подчинены основной авторской идее. Его фотографии стали прообразом снимков для нарождавшихся фотографических журналов мод. Вот сидит молодая девушка, занимающаяся составлением букета. Лишь ее слегка лукавый взгляд выдает присутствие фотографа.

Во время антракта

Модель в белом на белом фоне. Каждый фотограф знает, как трудно порой бывает в этом случае сделать так, чтобы модель не слилась с фоном. Работа со светом, продуманное использование глубины резкости — приемы, столь очевидные в наше время, как раз и разрабатывались фотографами ХIХ века. Свой сюжет фотограф снял с предельной прорисовкой деталей, подчеркнув фотографическую природу изображения. Он сильно рисковал, поскольку в то время считалось, что излишний натурализм снижает художественную ценность произведения. Темная комната. Свет от лампы освещает лицо девушки. Довольно банальный сюжет, многократно тиражируемый в наше время, в то время был интересной художественной находкой. Фотограф в рамках возможностей фототехники того времени умело смоделировал свет от лампы и сделал удачное общее освещение сцены. В тенях не происходит потери фактуры объектов, комод осязаем, виден его рисунок, модель подсвечена со спины, четко прорисованы складки на платье. Фотограф продемонстрировал свое мастерство работы с искусственным светом. Решение технических проблем позволило решить новую по тем временам художественную задачу. Балерины в гримерной. Сюжет явно навеян творчеством Дега. И вот парадокс. Дега в своих живописных работах старался сымитировать взгляд фотографа. Его балерины как будто выхвачены из жизни затвором аппарата, и композиция чисто фотографическая. Это придавало работам Дега жизненную непосредственность зафиксированного момента. В этом, конечно, проявилось увлечение художника фотографией. В своих пастелях «Серия обнаженных женщин — купающихся, моющихся, вытирающихся, причесывающих волосы или сидящих за туалетом, в то время как их причесывают» даже название приводит зрителя к фотографии. Фотограф Пюйо своим работам, наоборот, хочет придать живописную основу. Он даже применяет специальную технологию позитивной печати — гуммиарабик, снижая документальность получаемого изображения. Он совместно со своим коллегой Демаши внедряет такие технологии печати, которые придают изображению оттенок расплывчатости, подражая работам импрессионистов.

Именно в фотоимпрессионизме многие фотографы нашли художественные выразительные средства фотографии. Подражание живописи — путь наименьшего сопротивления для многих фотографов того времени для завоевания признания.

Так съемка моделей в прозрачных одеждах являлась следствием увлечения европейских художников рубежа ХIХ—ХХ веков античным искусством.

Вышивание

На снимках Пюйо не встретишь вычурных поз у моделей, чем нередко страдает современная постановочная фотография. В своих работах Пюйо моделировал реальные жизненные ситуации. При просмотре фотографий возникает ощущение, что вот сейчас скрипнет половица, модель вздрогнет, и снимаемая картина разрушится. Все естественно и натурально. Фотоимпрессионизм нашел свое воплощение и в пейзажной фотографии. Пейзаж в стиле модерн передавал состояния природы, уходя от натуралистической ландшафтной фотографии с проработкой большого количества деталей. Попробовал свои силы в пейзаже и Пюйо. Его пейзажи влекут к себе интригующей таинственностью, наполнены порывами ветра. Фотографические эмульсии ХIХ века практически не позволяли одновременно фиксировать облака и ландшафт. Повышенная чувствительность фотопластинок к синем лучам приводила к переэкспонированию неба, и оно на фотоотпечатке выходило белесым. Поэтому технология фотомонтажа, когда небо впечатывается с другого негатива, внедренная английским фотографом Робинсоном еще в 1860-х годах, позволила фотографам передавать в пейзаже состояние природы в полной мере, приблизив свое произведение к живописи импрессионистов.

Пюйо все больше затягивала фотография, хобби постепенно стало основным делом жизни. Выйдя в отставку с военной службы, он занялся исследованиями в области техники фотографии, участвовал в выставках, занимался организацией Парижского фотоклуба. Сегодня его фотографии являются украшением многих фотографических коллекций ведущих музеев мира.

Творческая биография

Белый букет

1857 — родился в городе Морлексе (Morlaix) во Франции. В начале своей карьеры был офицером артиллерии.

1885 — начинает заниматься фотографией.

1894 — совместно с известными французскими фотографами Буке (M.Bucquet) и Демаши (Demachy) организует Парижский фотоклуб.

1896 — совместно с Валлоном (M.Wallon) публикует «Заметки о художественной фотографии».

1897 — совместно с Демаши выставляется в студии на бульваре Капуцинок, 75.

1902 — выходит в отставку из армии и организует фотоателье в Париже. Посвящает себя целиком фотографии.

1903—07 — член редакции журнала «Revue de Photographie».

1904 — пишет книгу по гуммиарабиковому процессу изготовления фотоотпечатков, который широко используется фотографами-пикториалистами того времени.

1908 — награжден медалью Французского фотографического общества.

1910 — делает доклад по пикториальной фотографии на Международном фотографическом конгрессе в Брюсселе.

1921 — становится главой Парижского фотоклуба.

1924 — становится членом Французского фотографического общества.

1926 — возвращается в свой родной город Морлекс. Использует в своей работе различные фотографические процессы, применяемые фотографами-пикториалистами, например масляный процесс.



Лампа

Декоративная фигура


Бретонский пейзаж


Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

К Олимпиаде готов! Cresyn выпустил спортивные наушники — C220E
26 декабря 2013
Новости

К Олимпиаде готов! Cresyn выпустил спортивные наушники — C220E

Москва, 20 декабря 2013 г. ООО «Дистрибуторская компания Графитек». — Компания «Графитек» и известный бренд Cresyn объявляют о старте продаж в России новой модели для спора и активного отдыха Cresyn C220E. Благодаря креплению в виде специальных дужек, теперь можно быть уверенным, что любимая музыка будет с вами всегда и везде, будь то восхождение на горную вершину или бег с препятствиями.

ViewSonic выпускает новую серию интерактивных дисплеев ViewBoard UHD 4K с сенсорным экраном
18 июля 2017
Новости

ViewSonic выпускает новую серию интерактивных дисплеев ViewBoard UHD 4K с сенсорным экраном

Корпорация ViewSonic, мировой поставщик вычислительных, коммуникационных решений и продуктов потребительской электроники, представляет новую линейку интерактивных плоских панелей ViewBoard, которые обеспечивают невероятные возможности совместной работы для залов заседаний и учебных аудиторий. Серия ViewSonic IFP50 включает в себя панели: IFP6550 (65 дюймов), IFP7550 (75 дюймов) и IFP8650 (86 дюймов) с разрешением UHD 4K (3840x2160) и сенсорным экраном с распознаванием касания до 20 точек (в зависимости от ОС).

Старый телевизор уже в интернете: компания Nexus выпустила Tivion D4100 – компактную Smart TV приставку
16 января 2014
Новости

Старый телевизор уже в интернете: компания Nexus выпустила Tivion D4100 – компактную Smart TV приставку

Москва, 16 января 2014 года - Компания Nexus, известный на российском рынке дистрибьютор потребительской электроники, объявляет о расширении линейки Smart TV приставок бренда Tivion. Новым устройством в линейке Smart TV приставок Tivion, представленным на российском рынке, стала приставка Tivion D4100 под управлением ОС Android, выполненная в формфакторе «донгл». Tivion D4100 - современное компактное устройство, которое подключается к HDMI разъему телевизора. Миниатюрные размеры приставки позволяют «скрыть» прибор за панелью телевизора, а питание от USB не требует дополнительной розетки.

Авангард звука
16 декабря 2005
Новости

Авангард звука

JVC DX-T5 Данная система открывает новую линейку продуктов домашней аудио- и видеоаппаратуры. Сразу же обращает на себя внимание ее необычный дизайн. Если колонки и выглядят ортодоксально, то центральный блок напоминает по форме системный блок персонального компьютера. Его элементы только усиливают это сходство.

Nikon COOLPIX A100 – компактность и изящество
15 января 2016
Новости

Nikon COOLPIX A100 – компактность и изящество

Новая стильная, изящная и простая в использовании фотокамера Nikon COOLPIX A100 легко поместится в сумке или кармане. Ваши снимки будут незабываемыми благодаря 20,1-мегапиксельной ПЗС-матрице, а объектив NIKKOR с 5-кратным оптическим зумом (расширяемый до 10-кратного с помощью функции Dynamic Fine Zoom¹) поможет создавать великолепные портреты друзей и родных крупным планом. Выбирайте специальные эффекты в процессе съемки или примените быстрые эффекты к полученным изображениям, чтобы создать оригинальные фотографии прямо на фотокамере.

HUAWEI представляет смартфон HUAWEI P Smart Z в России
3 июня 2019
Новости

HUAWEI представляет смартфон HUAWEI P Smart Z в России

Компания HUAWEI сообщает о начале продаж в России нового смартфона HUAWEI P Smart Z. Новинка получила безрамочный FHD экран с диагональю 6,59 дюйма, выдвигающуюся фронтальную камеру, режим защиты зрения, современную многофункциональную основную камеру и эргономичный корпус, выполненный из композитного материала.

Выставка «Нидерландские и фламандские фотографы о России»
1 марта 2013
Новости

Выставка «Нидерландские и фламандские фотографы о России»

Выставка «Нидерландские и фламандские фотографы о России» – это первая часть большого проекта «Зарубежные фотографы о России». В нее включены 10 авторов, которые в течение последних 20 лет снимали документальные истории о России. Куратор проекта: Ирина Попова. Цель проекта – показать Российскую действительность глазами ведущих зарубежных документальных фотографов. Выставка будет представлена в 10 городах России: Москва, Екатеринбург, Пермь, Чебоксары, Самара, Тверь, Углич, Санкт-Петербург, Новосибирск, Красноярск.

Визуальный тест проектора Sony VPL-HW40ES: слайд-шоу, как мерило истины
27 мая 2014
Тесты

Визуальный тест проектора Sony VPL-HW40ES: слайд-шоу, как мерило истины

Бывают ситуации, когда надо оценить качество устройства (монитор, проектор или телевизор), а колориметра или спектрофотометра под рукой нет. В таких ситуациях я предпочитаю оценивать качество изображения визуально, по реальным примерам – и лучше всего для этого подходят фотографии. Поэтому на рабочем столе моего ноутбука на всякий случай лежит папка с эталонными фотоснимками, которые я знаю вдоль и поперек в мельчайших деталях.

Профи-серия Olympus M.ZUIKO PRO теперь включает все виды объективов: от широкоугольных до супер-телеобъективов.
14 мая 2015
Новости

Профи-серия Olympus M.ZUIKO PRO теперь включает все виды объективов: от широкоугольных до супер-телеобъективов.

Olympus добавила два профессиональных объектива стандарта Микро 4/3 в быстро расширяющуюся серию M.ZUIKO PRO: M.ZUIKO DIGITAL ED 8mm Fisheye 1:1.8 PRO с невероятной светосилой и M.ZUIKO DIGITAL ED 7-14mm 1:2.8 PRO. Теперь объективы M.ZUIKO PRO дают возможность профессиональным и полупрофессиональным фотографам, а также амбициозным фото энтузиастам, получить широчайший диапазон фокусных расстояний - от 14 мм (супер-широкоугольного) до 300 мм (супер-телефото) в эквиваленте 35 мм...

Huawei: фотопринтер в кармане
21 февраля 2019
Новости

Huawei: фотопринтер в кармане

Компания HUAWEI представляет беспроводные карманные фотопринтеры, работающие по бесчернильной технологии ZINK и способные печатать фотостикеры размером 2×3 дюйма (5×7,6 см).