Сергей Шандин

Сергей Шандин закончил МГТУ им. Баумана по специальности «Оптические приборы». После этого работал верстальщиком, дизайнером, занял солидный пост в рекламном агентстве — а потом бросил все и стал «свободным фотографом». Увлечение фотографией не давало покоя многим из нас, но мало кто рискнул отказаться от стабильного заработка и заняться любимым делом. Сергей как раз из таких. Курс в школе Павла Смирнова «систематизировал» его знания и добавил мощный творческий импульс. «Да, заработок «вольного фотографа» нестабилен, по сравнению с работой офисного рекламщика, но приносит гораздо больше удовлетворения», — улыбается он. — «Зарабатывать фотографией получается, но есть и небольшая проблема: если много снимаешь на заказ, за деньги, подход к фотографии меняется, желания развития в художественном смысле может и не остаться. Для того, чтобы развиваться, необходим элемент хобби, именно увлечения, съемки «для себя».

Развитие — это постоянная борьба с собой, преодоление ежедневной рутины, которая мешает двигаться вперед. Постоянное движение входит в понятие профессионализма: фотограф-профессионал — это тот, кто снимает МНОГО, то есть хорошо, систематически и осознанно. А это задача не из легких. К тому же надо продолжать учиться, заниматься самообразованием, поскольку никакие курсы фотографии не дают нужного объема знаний. Выпускникам очень не хватает серьезной художественной методологии, подобного курса для фотографов до сих пор нет. Студентов учат технике, композиции, но никто не может научить сути, тому содержанию, которое должно быть на снимке. Поэтому многие студенты после курса фотографии обычно обращаются к изучению истории искусств, к живописи.

Композицию, освещение и символику предметов можно изучать по натюрмортам голландцев, работы которых можно посмотреть, например, в ГМИИ им. Пушкина (Питер Клас, Виллем Янс ван Алст, Абрахам Хендрикс ван Бейерн, Виллем Калф и другие), и еще более широко они представлены в Эрмитаже. «Интересно, что на картинах голландцев цветы частично освещены резким светом, а частью — мягким... Это освещение вполне можно повторить, работая световой кистью», — говорит Сергей.

Данная техника позволяет получить уникальный световой рисунок, которого нельзя добиться, используя другие средства. Суть метода в том, что каждый объект подсвечивается отдельно, и источник света во время экспонирования движется. Как правило, используется мультиэкспозиция, то есть съемка происходит на один и тот же кадр несколько раз. Для каждого предмета в кадре можно расставить любые мыслимые световые акценты.

«Интерес к световой кисти у меня возникпосле прочтения статьи Георгия Розова (http://www.rozov.ru/lessons.shtml)», — рассказывает Сергей.— Но позволить себе фирменную световую кисть не мог — это довольно дорогой прибор. В итоге я сделал простейшую светокисть из подручных материалов. Я не использовал оптического волокна, сложных насадок и прочего. Все, что понадобилось для начала, это галогеновый ручной фонарик, пластиковая бутылка, алюминиевая фольга, клей и черная изолента...»

Советы и подробные рекомендации по съемке Сергей разместил на сайте http://shandin. narod.ru. Загляните туда, и вы узнаете, что для того, чтобы начать снимать со световой кистью, особых затрат на специальную технику не нужно. Там же приводятся основные приемы работы светокистью.

Понятно, что съемки такого рода требуют практики. Важно все поэтапно записывать: соотношение яркостей, направление лучей, количество точек светового акцента. Обязательно до начала съемки нужно рисовать эскиз, на котором подробно отметить время засветки каждого объекта или даже фрагмента. Предметы по-разному поглощают свет, поэтому при съемке сложных натюрмортов предпочтительнее замерять яркость, чтобы выставить правильную экспозицию и не «провалить» темные объекты.

Повторить одно и то же освещение при съемке со световой кистью просто невозможно, но преимущество в том, что светом и цветом можно полностью управлять. Неудобно, что результат будет ясен только после проявки, но тут уж ничего не поделаешь — до получения готового слайда фотограф не видит всей картины освещения. Помочь может цифровая камера: в этом случае учишься намного быстрее, ведь можно сразу оценить свои ошибки и оперативно их исправить. Сейчас Сергей активно использует цифровую камеру при съемке натюрмортов с последующим «сведением» кадров в Photoshop. Для этого слои накладываются в режимах Screen или Lighten. Так на цифровую 6-мегапиксельную камеру был снят натюрморт с самоваром: понадобилось 10 экспозиций (количество снятых дублей было раза в три больше). Остальные композиции были сняты на пленку (слайд 4х5’’ и 35-мм негатив).

Все это поначалу довольно сложно, но очень интересно, а к тому же позволяет сделать что-то действительно необычное. Главное — пробовать, анализировать ошибки и исправлять их, повторять и добиваться задуманного. Важно с самого начала выстроить сюжет, подобрать подходящие предметы и не вносить в композицию лишних деталей. Все получится, если продолжать снимать и не уставать фантазировать.








Комментарии

Николай
10.11.2008
0
Наташа, я хорошо знаю работы этого художника, мне кажется Вы очень отчетливо уловили сущность его работ, его стремление к совершенству. Но, у него уже появились еще более совершенные работы. Посмотрите их.
Николай
10.11.2008
0
Наташа, я уже отправил Вам свое мнение об этом художнике.

Похожие статьи

Компактный фотоаппарат Samsung MV800: снимать можно с самых разных углов.
1 мая 2012
Обзоры

Компактный фотоаппарат Samsung MV800: снимать можно с самых разных углов.

Технические характеристики фотокамеры MV800 в точности повторяют спецификации бюджетных моделей серии ST, а вдвое более высокая стоимость объясняется одной удивительной конструктивной особенностью. Это первый представитель нового фирменного семейства MultiView — камер, смотреть на которые можно с самых разных углов.

Новая камера для беспилотников Phase One iXM 100MP использует 100 Мп сенсор Sony BSI
4 мая 2018
Новости

Новая камера для беспилотников Phase One iXM 100MP использует 100 Мп сенсор Sony BSI

Phase One представила iXM 100MP - 100 мегапиксельную камеру среднего формата для беспилотных летательных аппаратов, которая является первой камерой, оснащенной датчиком 44x33 мм с задней подсветкой (BSI) от Sony. Конструкция с задней подсветкой позволяет датчику увеличить светочувствительность и расширить динамический диапазон.

11 октября 2006
Обзоры

PIONEER PDP-5000EX Плазменная панель Full HD Эта модель является представителем новой линейки PIONEER 2007 года ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА Данная модель принадлежит к классу плазменных панелей высшего уровня, обеспечивающих полную поддержку видео высокой четкости вплоть до разрешения 1920x1080p. Столь выдающаяся панель не могла остаться незамеченной, поэтому нет ничего удивительного, что PIONEER PDP-5000EX уже получила известную награду EISA как лучший компонент HD систем 2006—2007 г.

Открыт прием работ на XV юбилейный конкурс репортажной фотографии «Памяти Александра Ефремова»
31 марта 2016
Новости

Открыт прием работ на XV юбилейный конкурс репортажной фотографии «Памяти Александра Ефремова»

Начался прием работ на юбилейный XV межрегиональный конкурс репортажной фотографии «Памяти Александра Ефремова», посвященный тюменскому фотокорреспонденту, погибщему 12 мая 2000 года в Чечне. Репортажные фотографии как одиночные так и серии принимаются в номинациях: «Федеральный репортаж», «Герой нашего времени», «ЭКО мир: человек, гармония, природа». Участие в конкурсе бесплатное, призовой фонд 150 000 рублей.

Голосуй за лучшее! Подводим итоги фотоконкурса Canon «Мой ближний круг»
30 марта 2015
Обзоры

Голосуй за лучшее! Подводим итоги фотоконкурса Canon «Мой ближний круг»

Конкурс Canon «Мой ближний круг» завершен. Но выбрать победителя и призеров оказалось не так-то просто. Десятки очень точных, задушевных мгновений, увиденных в своем ближнем круге. Поэтому в этот раз мы решили, что будет правильно, если всех финалистов мы представим для дружеского голосования в течение одной недели. Набранные лайки будут учтены при подведении итогов, но окончательный вердикт вынесет редакционное жюри.

«Мои открытия»: новый конкурс на призы Nikon
29 июля 2015
Новости

«Мои открытия»: новый конкурс на призы Nikon

Открытия случаются. Иногда за них вручают Нобелевскую премию. Но большее значение для каждого имеют личные открытия: когда ребенок в первые видит огромное море, когда упрямый подросток наконец-то оседлает свою первую вершину, когда в зрелые годы начинаешь понимать, как надо общаться с внучкой, чтобы не получился отрезанный ломоть, как с детьми… Словом, у каждого возраста - свои открытия. Осталось лишь их фотографически оформить и принять участие в новом конкурсе Nikon.

Hi-Fi реинкарнация компьютерной музыки: Audioengine создала преобразователь звукового сигнала для Mac и PC
6 марта 2014
Новости

Hi-Fi реинкарнация компьютерной музыки: Audioengine создала преобразователь звукового сигнала для Mac и PC

OOO «Дистрибуторская компания Графитек», Москва – Компания Audioengine объявила о выходе серьезной новинки Audioengine D3 – 24-разрядного преобразователя цифрового сигнала в аналоговый (ЦАП*) премиум-класса. Этот продукт, похожий на обычную флэшку, имеет формованный алюминиевый корпус и «снимает» звук с компьютера так, что результат кажется просто невероятным.

Тест усилителя Vincent SV-129
25 сентября 2013
Тесты

Тест усилителя Vincent SV-129

Vincent SV-129 является одним из лучших «бюджетных» усилителей на российском рынке hi-fi компонентов. Рекомендуем ответственно подойти к выбору акустических систем в пару к нему.

Первый портативный 3D-проектор от компании Epson
17 декабря 2012
Новости

Первый портативный 3D-проектор от компании Epson

Компания Epson — мировой лидер в области производства проекционного оборудования — представляет первый портативный HD-Ready 3D-проектор Epson EH-TW550. Его легко переносить из комнаты в комнату, а также перевозить с места на место. Простое подключение и настройка благодаря ручной горизонтальной и автоматической вертикальной коррекции трапецеидальных искажений дают возможность даже в гостях быстро и легко организовать просмотр кино или TV-передач.

Продукция Sony получила семь наград EISA 2018-2019
15 августа 2018
Новости

Продукция Sony получила семь наград EISA 2018-2019

Компания Sony была отмечена EISA (European Imaging and Sound Association, Европейская Ассоциация по Звуку и Изображению) за достижения в разработке лидирующей в отрасли потребительской электроники. В 2018 году продукция Sony была удостоена наград в 7 категориях. EISA является крупнейшим в Европе объединением изданий по тематике мультимедиа, а ее комитет тщательно оценивает образцы техники из широкого списка категорий и известен тем, что отмечает по-настоящему качественные и инновационные продукты.