Серебряная камера 2010

НОМИНАЦИЯ АРХИТЕКТУРА
Приз профессиональной фотолаборатории Prolab Production
Игорь Чириков
36 видов Лужи или открытие памятника Кацусике Хакусаю в Москве

В Москве прошла церемония вручения премии «Серебряная камера» за 2009–2010 годы. Это юбилейный смотр лучшего фоторепортажа о Москве: СК вручалась в десятый раз. Несмотря на то что в номинации «События и повседневная жизнь» победили сразу два репортажа о беспорядках на Манежной площади, а вокруг звучали слова о «фотографическом Оскаре», за прошедшие 12 месяцев конкурс не стал более интересным или более близким к реально происходящей жизни. Скорее всего в ближайшие годы он будет вытеснен другими фотосмотрами.

Об учреждении двух новых конкурсов как раз и было заявлено на церемонии вручения «Серебряной камеры», и это стало одной из сенсаций среднего масштаба. В своей вступительной речи директор МДФ Ольга Свиблова объявила об их создании, отметив попутно, что если 15 лет назад во время первого биеннале фотографию в России практически никто не воспринимал всерьез (а некоторые мужчины даже говорили, что фотография — это в первую очередь голые женщины), то теперь в стране есть и фотожурналистика, и глянец. Один из новых конкурсов получит название «Золотая камера» и будет посвящен фоторепортажу, во втором будут выбирать работы о фотопутешествиях по России. Другой сенсацией стало изменение правил подачи работ: смещение дедлайна позволило включить в соревнование работы не только 2009, но и 2010 года, то есть наиболее актуальные для нынешнего времени. Именно это дало возможность жюри наградить Андрея Стенина и Илью Варламова за репортажи с Манежки.


НОМИНАЦИЯ СОБЫТИЯ И ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ
Приз компании NOKIA
Илья Батраков
я Саша, 2 mac

Последнее решение кажется довольно значимым. Эдакое соревнование устоявшегося с новым, профессионального с любительским. Ведь Гран-при разделили фоторепортер-профессионал (Андрей Стенин работает на РИА «Новости» и около года назад даже пострадал за то, что снимал несанкционированный митинг «Солидарности») и пользующийся массовой популярностью фотожурналист-любитель. Последний признан на одном из недавних интернет-конкурсов «лучшим фотоблогером года», хотя и осуждается некоторыми членами фотосообщества и просто социально активными людьми не только за невысокое качество кадров, но и за невнятность моральной позиции и возможную политическую ангажированность (после Манежки Варламов снимал, например, кабинет Суркова и возложение Путиным цветов к могиле Свиридова, после чего даже появились слухи о вхождении блогера в президентский пул).


В этом решении жюри многие увидели политическую подоплеку: мол, все дело в уходе Лужкова и в желании МДФ выйти на федеральный уровень, заручиться поддержкой главного фотолюбителя страны. Однако хотя отставка мэра Москвы, очевидно, повлияла на смелость отборщиков и жюри, а решение, возможно, продиктовано и политическими причинами, нужно все-таки признать: подобное изменение правил требовалось уже давно. В последние годы вручение премии все больше смещалось с конца года на февраль — март, так что получалась странная ситуация: призы вручались уже даже не за прошлогодний, а за позапрошлогодний снег. Мне здесь кажется важным то, что с уходом Юрия Михайловича конкурс действительно затрещал по швам — и стало особенно понятным, что фотосмотр, на который когда-то возлагались большие надежды, так и не превратился в сколь-нибудь значимое событие, оставшись, по сути, местечковым мероприятием. На фоне бурного развития репортажа по всей стране, в Интернете и отчасти вне его (например, в возникшем в 2007 году «Русском репортере»), а также популярности жанра фотопутешествий в последние годы СК, действительно, все больше напоминала так и не раскрывшийся бутон.
За прошедшие год-два это стало особенно очевидным: вялые, формалистские кадры, которые мы в большом количестве видим на СК, все дальше уходят от актуальности. В этой «актуальности» возникли, например, конкурс Фонда развития фотожурналистики, инициативы Fotodoc и Liberty.su, а также сразу несколько проектов в области «молодой фотографии». Даже странноватая по критериям и разлаписто-аморфная The Best of Russia выглядела более близкой к реальным процессам в области фотографии или в отражаемой фотографами окружающей жизни, чем СК. Так что решение наградить Стенина с Варламовым, пусть и в обход существовавших доселе правил, кажется попыткой реанимировать конкурс. Но, возможно, сделать это уже не удастся. Потому что особенных изменений в самой его рыхлой, рваной, непрозрачной структуре так и не произошло.


НОМИНАЦИЯ СОБЫТИЯ И ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ
Гран-при (Приз Правительства Москвы)
Илья Варламов
Беспорядки на Манежной площади

Да, при просмотре отобранных на конкурс проектов было очевидным, что авторы стали затрагивать чуть больше остросоциальных тем, но открытий здесь не было. В орбиту конкурса оказались втянутыми некоторые проекты, которые активно обсуждались ранее в других контекстах, например, «Синдром простодушия» Татьяны Ильиной (ранее мы видели его как раз на Liberty.su) или та же серия Варламова, по которой многие следили за событиями на Манежке в реальном времени (через «Твиттер»). Но эти подвижки кажутся достаточно небольшими на фоне общей неровности конкурса. Эта неровность проявляется, например, в непонятной основной идее и неясных критериях первоначального отбора работ. Отметим, что на конкурс было подано около 12 тысяч работ (это меньше, чем в прошлом году на 2 тысячи).


Также создается ощущение, что многие авторы получили призы авансом, за задатки. Так, Кирилл Савченков — безусловно, талантливый выпускник школы Родченко, неплохо знающий современную фотографию, но это знание пока не перешло в оригинальность взгляда. Его «Пустота», взявшая Гран-при в номинации «Архитектура», кажется недоработанной идейно и визуально и попросту неинтересной, пресной, довольно-таки никакой, особенно на фоне некоторых победителей прошлых лет. Взявший Гран-при в категории «Лица» Роман Какоткин также явно неплохо знает некоторые тенденции в области арт-фотографии, и его проект даже «чуть-чуть» забавен, но, на мой взгляд, этого недостаточно для победы. На церемонии вручения призов вообще много говорили о том, что молодых участвует все больше и больше, их небывало много среди призеров, но, простите, все хорошо в меру. В этом году среди лауреатов практически нет известных авторов типа Вяткина, Мухина, Мишукова, Абазы и прочих — кто-то проигнорировал смотр, кого-то не выбрали. Но можно ли считать достижением превращение конкурса «лучшего репортажа» в филиал «молодой фотографии»? Я думаю, все же нет. Играть в детской песочнице взрослым людям не особо интересно, даже если подрастающее поколение «прикольно» и слегка на новый лад лепит куличики.


НОМИНАЦИЯ СОБЫТИЯ И ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ
Гран-при (Приз Правительства Москвы)
Андрей Стенин
Манежная площадь. 11 декабря 2010

Крайне неровным кажется и судейство. Оно и понятно: в жюри с каждым годом становится все меньше профессионалов, все больше представителей PR-служб компаний-спонсоров. Я не поленилась и сравнила состав нынешний с составом жюри СК 2003 года. Тогда из 15 человек некоторые вопросы в плане фотопрофессионализма вызывали разве что двое (представители спонсоров) и еще, возможно, главный редактор журнала «Меню удовольствий» Азамат Цебоев. 12 человек имели непосредственное отношение к фотографии или к «смежной индустрии» кино, причем представляли крайне разные их направления — от «финансово-галерейной» до «независимо-авторской»: там были и Андрей Баскаков (председатель союза фотохудожников России), и Владимир Левашов (художественный критик, заведующий отделом ГЦСИ), и Елена Селина (директор «XL галереи»), и Людмила Запрягаева (директор архива кинофотодокументов), и режиссер Юрий Грымов с шеф-редактором «Авторского телевидения» Галиной Скоробогатовой, а также главные редакторы журналов и главы фотослужб ИД. Такое жюри казалось весьма сбалансированным, его мнение было веским, значимым.


Что мы имеем в этом году? Из 13 членов жюри четверо — представители компаний-спонсоров, еще двое или трое имеют отношение скорее к бизнесу, чем к фотографии. В жюри этого года нет былого разнообразия, и равновесие увесисто сместилось в сторону пиара и финансов. Я понимаю, что с каждым годом становится все больше спонсоров, и это несомненное достижение МДФ, которое позволяет дать как можно больше премий фотографам, поощрить таланты не только почетными грамотами. Но возможно, при этом стоит как-то пересмотреть правила: нужно ли включать в состав жюри такое количество PR-директоров и пресс-секретарей, людей, конечно же, крайне милых, вежливых и симпатичных, но все же непрофессионалов в области фотографии? Должны ли они судить ВСЕ категории или достаточно выслушать их голос в том, что имеет непосредственное отношение к спонсируемому ими призу?


НОМИНАЦИЯ АРХИТЕКТУРА
Гран-при (Приз Правительства Москвы)
Кирилл Савченков
Пустота

Можно заметить и определенный парадокс. Некоторые из «спонсорских» категорий выделили проекты гораздо более сильные, чем те, что получили Гран-при. Вообще, такое ощущение, что хотя бы какое-то попадание в цель тут получилось «через одного». Так, в номинации «Архитектура» первый приз (уже упомянутый Савченков) — из серии «еще не» или «как-то не очень», а вот приз банка BSGV отдан проекту посильнее, из области документации «осколков и обломков» истории, хотя и достаточно слабенькому на фоне Бехеров или даже Гронского (Леонид Комиссаров, «Московские кинотеатры»). Приз Prolab снова попал в молоко: «36 видов Лужи» Игоря Чирикова кажутся весьма непонятным выбором (что именно в этой пресной серии так привлекло жюри?). В номинации «События и повседневная жизнь» помимо Гран-при Стенину с Варламовым вручен приз MasterCard — отмечены аж две серии Романа Канащука. Видимо, жюри сочло, что поодиночке они не дотягивают до награды: «Август. Смог» — что-то вроде размышления на тему «легко ли быть молодым», но с некоторой привязкой к смогу (о, как неописуемо остроумна игра слов в названии!), его же «ЗиЛ. Каби.net» напоминает то эстетское, формальное совмещение кадров (правда, не в квадраты, а в диптихи), за которые Канащук уже получал первое место в СК прошлого года. Приз Nokia — снова, как говорят англичане, «соу-соу»: чем-то цепляет еще один проект-исследование про молодежь Ильи Батракова «я Саша, 2 mac», но это именно «чуть-чуть». В номинации «Лица» достаточно интересен проект «Автобус милосердия» Александра Гребешкова (приз Volkswagen) — кстати, вообще единственная серия, хотя бы как-то затрагивающая социальную тематику. И совершено непонятным кажется выбор «Светских» Александра Лепешкина (еще один приз Nokia): сочетание игры словом в заголовке с лицами известных фотографов кажется забавным, но и только.


НОМИНАЦИЯ СОБЫТИЯ И ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ
Приз компании MasterCard
Роман Канащук
ЗиЛ. Каби.net

Легко заметить, что на нынешней СК практически нет московской повседневности, социальной жизни, общественно значимых событий (за исключением Манежки и смога; кстати, специальный приз МДФ получил еще один проект о дымной Москве — «Смог над Строгинской поймой» Руслана Кривобока), которые раньше присутствовали хотя бы в какой-то степени среди проектов лауреатов. Нет пекарей и снегоуборщиков, нет детских садов и взрыва в Домодедово, нет столь популярных у горожан социальных инициатив (помощи старикам, детям, бездомным) и раздражающих многих дворников-киргизов и продавцов-азербаджанцев. Создается такое ощущение, что конкурс все более превращается в приятный и довольно стерильный междусобойчик для фотографов, политиков и пиарщиков, все более удаляется от обычного, рядового зрителя. В этом смысле тематика трех гран-проектов кажется весьма показательной: радикальные выступления да «пустота» с оборванными афишами-лицами. Безвременье? Но это ощущение уже не соответствует жизни города или страны в 2010-м (раз уж мы все-таки включили его в конкурс), где все сильнее чувствуется рост думающих людей и среднего класса с его вниманием к ценностям повседневности и социальной жизни, все больше людей выходит на площади и в Интернет, организует социальные сети, причем не только среди фанатов или националистов, а из числа тех, кто протестует против мигалок, распилов, помогает слабым или просто ведет бурную общественную деятельность в собственном районе. Вся эта жизнь «за забором» отразилась в зеркале нынешней «Серебряной камеры» довольно слабо, по касательной.


Что произойдет с конкурсом дальше, предсказать пока трудно. Скорее всего вся общественная проблематика перейдет «по наследству» новым МДФ-овским фотосмотрам, а сама СК, продукт лужковского времени, окончательно уйдет из актуальности. Возможно, не вполне удачный опыт запуска данного конкурса, достаточно бурно развивавшегося в самом начале, но как-то сдувшегося за прошедшие 10 лет, можно будет учесть при подготовке уже новой «камеры» — на сей раз заявленной «золотой». В целом вполне понятно желание «Мультимедиа Арт Музея» быть лучшим в своей отрасли, но для этого, как кажется, нужно прилагать куда больше усилий: публика и впрямь выросла, фотографов стало больше, и одних броских фраз на фоне визуальной вялости и авансов молодым недостаточно. Нужна более сильная деятельность по привлечению лучших (и авторов, и членов жюри), по отбору действительно значимых, совсем иного уровня работа с более тонкими нюансами происходящего в фотографии и культуре. А главное — установка резких границ, отсекающих реально талантливое и своеобычное от политически ангажированного, социально аморфного и попросту «удовлетворительного».

Специальный приз Музея «Московский Дом фотографии»
Руслан Кривобок
Смог над Строгинской поймой

Приз зрительских симпатий. Приз компании Ahmad Tea
Сергей Кузнецов М+Ж

НОМИНАЦИЯ ЛИЦА
Гран-при (Приз Правительства Москвы)
Роман Какоткин
Герой дня. Крупный план

НОМИНАЦИЯ ЛИЦА
Приз компании Volkswagen
Александр Гребешков
Автобус милосердия

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Учись печатать!
17 ноября 2003
Советы

Учись печатать!

Огромный серый зверь Декабрь заживо съел все цвета. Он поскитался по улицам, позевывая и выдыхая прозрачные облачка пара, а потом растянулся прямо на земле. И наступила зима. Если выглянуть в окно, то там, теряясь в утренних сумерках, проступают плоские пятна крыш. Какие-то все безглазые, темные... Эх, добавить бы картинке контраста, вытянуть из этого тумана детали, черты, смыть чем-нибудь эту бесконечную вялость.

Philips на пресс-конференции IFA-2018: глубокий сон, чистый воздух и пробуждение без стресса
26 апреля 2018
Новости

Philips на пресс-конференции IFA-2018: глубокий сон, чистый воздух и пробуждение без стресса

На международной пресс-конференции IFA, прошедшей в Риме в конце апреля, были показаны многие новинки, которые будут представлены на выставке IFA 2018, которая пройдет в Берлине с 31 августа по 5 сентября.

Prestigio представляет Full HD телевизор по демократичной цене
17 ноября 2017
Новости

Prestigio представляет Full HD телевизор по демократичной цене

Международный бренд Prestigio, один из лидеров по производству портативной электроники, выходит на новый сегмент рынка и представляет Prestigio Wize 1 — современный телевизор с поддержкой разрешения Full HD, стильным дизайном и встроенной функцией записи.

Amazfit Stratos 3 — «умные» часы для тех, кто преодолевает себя
19 ноября 2019
Новости

Amazfit Stratos 3 — «умные» часы для тех, кто преодолевает себя

Компания Huami представляет новые «умные» часы Amazfit Stratos 3, созданные специально для спортсменов. Лыжи, бег, хайкинг, плавание, велосипед, альпинизм — новинка подойдет для каждого вида спорта. А благодаря специальному алгоритму FIRSTBEAT Stratos 3 помогут улучшить тренировки и достичь новых результатов.

Hercules представляет беспроводные аудиосистемы: модели WAE BTP03 и WAE BTP03 Mini
3 мая 2013
Новости

Hercules представляет беспроводные аудиосистемы: модели WAE BTP03 и WAE BTP03 Mini

Москва, 30 апреля 2013 г. Музыка всегда была самой настоящей страстью для компании Hercules. Ничто больше не обладает такой властью возбуждения столь сильных эмоций у миллионов людей во всем мире, ничто не доставляет нам столько удовольствия. Именно поэтому компания Hercules разработала линейку беспроводных аудиосистем WAE — Wireless Audio Experience, которые открывают новую эпоху в прослушивании музыки с компьютера, смартфона или планшетника. Поскольку у всех людей разные вкусы и ожидания, мы расширяем линейку WAE еще двумя моделями, выпуск которых запланирован на июнь: BTP03 и BTP03 Mini.

Подсказываем решения!
31 декабря 2003
Тесты

Подсказываем решения!

ALEKS DVD-проигрыватель, или как пишет сам производитель CD&DVD-проигрыватель ALEKS DV-101, пережил уже несколько модификаций. Сейчас перед нами последняя. За прошедшее время изменилось многое: добавилась поддержка DVD-Audio и Super Audio CD (правда, только стерео), было существенно переработано шасси и заменены многие комплектующие.

Проектор NC3541L предоставляет новые возможности большим кинозалам
26 июня 2017
Новости

Проектор NC3541L предоставляет новые возможности большим кинозалам

Компания NEC Display Solutions анонсирует новый лазерный проектор для больших экранов с высоким уровнем яркости. NC3541L - яркий кинопроектор с мощностью 35 000 люменов, использующий технологию красного и синего (RB) лазера. NEC выводит данную технологию на рынок, предоставив операторам кинотеатров новейшее решение для широкоформатных кинотеатров с экраном шириной до 32 метров.

Sony расширяет выбор объективов с байонетом E
27 января 2013
Новости

Sony расширяет выбор объективов с байонетом E

Sony расширяет выбор объективов с байонетом E. Еще больше возможностей запечатлеть окружающий мир. Новый тонкий 20 мм объектив «блинчик» и удобный для съемки видео моторизованный Power Zoom объектив 18-200 мм для фото- и видеокамер α с байонетом E. Возможности выбора для фотографов и видеооператоров расширились благодаря двум новым моделям в семействе съемных объективов для фотокамер и полупрофессиональных видеокамер Sony α с байонетом E.

Портативные аудио-видео плееры
31 августа 2003
Новости

Портативные аудио-видео плееры

Компания «ВВК Electronics» постоянно стремится быть ближе к любителям кино и музыки. С недавних пор компания приступила к активному созданию персональной аудио- и видеотехники. Появилась целая линейка CD-плееров и портативных DVD-проигрывателей с откидывающимся экраном. Такую технику хорошо взять с собой в дорогу или на загородную прогулку.

Kipon начинает выпуск tilt – shift адаптеров для Fujifilm и Hasselblad
29 декабря 2017
Новости

Kipon начинает выпуск tilt – shift адаптеров для Fujifilm и Hasselblad

Kipon начинает выпуск 10-ти моделей профессиональных tilt – shift адаптеров для объективов среднеформатных камер Fujifilm GFX50s и Hasselblad X1D