Рынок компактных фотоаппаратов со сменной оптикой еще довольно молод, но уже доказал свою состоятельность и перспективность. Первых его представителей производства Panasonic и Olympus (вместе с дальномерными Leica мы выделили в самостоятельный класс лишь пару лет назад. А сейчас уже очевидно, сколь привлекателен этот класс для фотолюбителей и как бурно развивается этот сегмент фототехники. В настоящем обзоре попробуем проследить основные тренды в этой нише за последние несколько лет.
Текст: Андрей ПУЗЫРЕВ
Они были первыми: Leica M9, Panasonic Lumix DMC-GF1, Olympus E-P1
Декабрь 2009 года: реакорнация дальномерок в образе компактов?
Популярность пленочных 35-миллиметровых зеркальных систем объяснялась упрощением технической стороны фотосъемки, автоматизацией и даже уменьшением размеров техники. В современную цифровую эпоху все перевернулось с ног на голову: автоматизация и малые габариты сейчас — неотъемлемое свойство компактных фотоаппаратов.
Mежду тем, мода на зеркалки по-прежнему рациональна: дело в том, что большинство компактных камер совершенно не способно выдавать приличный результат не то что в сложных, а даже и в просто затрудненных условиях работы. Разницу в качестве снимков легко обнаружит любой мало-мальски опытный фотограф, а объясняется она прежде прочего одним простым фактором — гораздо большим размером матрицы в зеркальных камерах.
Казалось бы, чего проще — объединить большую матрицу и «компактный» подход к камеростроению? Такой способ пробовали разные производители на протяжении нескольких лет, но только к началу 2009года технологии доросли до практичных и действенных решений.
Компании Olympus и Panasonic создали новый формат фотокамер, объединивший лучшие достижения компактов и зеркалок. Причем от последних новинкам досталась не только крупная матрица, но и система байонетного крепления объективов, то есть качественная сменная оптика.
Главное отличие новинок — в отсутствии собственно зеркала, оптической системы, которая, разделяя входящий в объектив свет, направляет его либо в видоискатель и на дополнительные сенсоры фокусировки и экспонометрии, либо на основную матрицу для записи изображения.
Без громоздкой механики радикально уменьшились габариты и вес устройств (миниатюрная Lumix DMC-GF1, например, весит немногим более двухсот граммов!). Так новый класс получил уникальную рыночную нишу: эти фотоаппараты легко конкурируют по качеству с зеркальными камерами и при этом запросто помещаются в карман, как компакты. Сменная оптика только расширяет границы их возможного применения.
Но, конечно, есть и свои минусы. Вместе с зеркалом аппараты лишились и оптического видоискателя с реальным, видимым через объектив изображением. Ни один, даже самый забавный приставной электронный визир не даст того погружения в кадр, в сюжет, которое испытывает фотограф, глядя в оптический видоискатель. Это, пожалуй, стало для нас главным поводом выделить компакты со сменными объективами в отдельный самостоятельный класс.
Стоит ли приобретение потерь? Это каждый может решить только сам для себя. Оптический визир — важная составляющая съемки. В то же время и дисплей позволяет иначе взглянуть на кадр, и даже получать другие фотографии — не лучше, не хуже, а именно иные. Ну а сочетание компактности, позволяющей носить фотоаппарат с собой везде и всегда, сменной оптики, дающей универсальность в использовании, и высокого качества снимков благодаря большой матрице — факторы определенно ценные.
Они появились на рынке весной 2010 года: Ricoh GXR A12, Samsung NX10
Март 2010 года: на рынке беззеркалок был замечен еще один гигант
Сейчас уже очевидно, сколь привлекательными стали компакты со сменной оптикой: фотоаппарат достаточно маленький, чтобы поместиться если не в карман, то в небольшую сумку, но обеспечивающий благодаря большой матрице высокое качество изображения и универсальные возможности сменной оптики — это ли не мечта любого фотографа?
Упроизводителей здесь полное взаимопонимание с покупателями. Рынок компактных аппаратов со сменной оптикой хотя и сложен, но сулит немалые прибыли и новые перспективы. Возможно, даже не меньшие, чем у рынка бюджетных зеркальных камер. Мы бы, например, даже рекомендовали фотолюбителям заменять устаревающие зеркалки именно на эти маленькие, но удалые компакты.
Всего за полгода - к весне 2010 года, в полку разработчиков фотоаппаратов этого типа прибыло: компания Ricoh выпустила удивительную фотокамеру-конструктор, и, что, наверное, еще важнее, на этот рынок вышла компания .
Модель Samsung NX10, быть может, и не самый интересный фотоаппарат, однако, зная способность электронного гиганта добиваться ведущих позиций на любом рынке и неуемную креативность инженеров и дизайнеров Samsung, можно ожидать, что вскоре мы увидим множество весьма любопытных «незеркалок». О своем желании войти в эту нишу заявила и Sony — модели этой фирмы, вполне возможно, появятся уже в следующем нашем обзоре.
Вопрос, который теперь незримо висит в воздухе: войдут ли в дело Canon и Nikon. Технологии и опыт безусловных лидеров в производстве серьезных зеркальных фотоаппаратов и отличных компактных камер пророчит небывалые возможности и в классе аппаратов со сменной оптикой.
Положение дел интригует и нас, журналистов, потому что давно не видно было такого разнообразия форм и решений, какое являют разработчики незеркалок. Пока универсального и проверенного практикой секрета успеха нет, всем игрокам приходится изобретать и экспериментировать.
Задуматься заставляют только высокие цены на камеры нового типа. Конечно, компактность тоже стоит денег: тонкие и легкие ноутбуки или мобильные телефоны по-прежнему дороже своих обычных собратьев. Но ведь и отказ от зеркала, сложной механики, оптики, призмы, дополнительных сенсоров тоже должен был бы сказаться на экономии.
Стоит ли ждать, пока компакты с байонетами сильно подешевеют? Пожалуй, нет. Если это и случится, то не в самое ближайшее время. А вот фотографические перспективы, открывающиеся благодаря возможности всегда иметь при себе «почти зеркалку» и пару компактных и качественных сменных объективов, можно получить уже сейчас. Достаточно выбрать одну из камер в нашем обзоре, зарядить аккумулятор — и отправиться ловить удачные кадры.
Летом 2010 года появилась первая модель легендарного компакта - Sony NX-3
Июнь 2010: они маленькие - но их сразу по пять!
К лету 2010 года стало совершенно ясно. что новый класс компактных камер со сменной оптикой победной поступью вступил на рынок любительской фотоаппаратуры. В отличие от зеркальных камер новинки появляются одна за другой, хотя и не все компании реагируют на новые веяния. Самые главные лидеры пока заняли выжидательную позицию, наверно определяют для себя перспективность этого сегмента рынка.
Компактные аппараты со сменной оптикой из разряда необычных гаджетов превращаются в нормально воспринимаемые, полноценные фотокамеры. Идея себя полностью оправдала, фотографам и фотолюбителям понравилась, производителям же сулит новые привлекательные перспективы — их ряд за последнее время пополнили компании Samsung и Sony.
Осталось дождаться традиционных грандов фотографического рынка Nikon и Canon, и хотя последние пока никак не выказывают желания присоединиться, сомневаться в том, что вскоре и они выйдут с какими-нибудь очень интересными моделями, не приходится.
«Незеркалки», наряду с компактными камерами и зеркальными фотоаппаратами, явно станут крупным сегментом рынка фототехники с собственными уникальными чертами — прежде всего, компактностью маленьких камер и качеством больших, и традиционные лидеры, действующие во всех других сегментах, вряд ли смогут это проигнорировать.
Хотелось бы, чтобы выход на рынок этих компаний произошел как можно раньше. Потому что без них конкуренция оказывается какой-то слабоватой. Несмотря на довольно приличное количество доступных моделей и весьма большое среди них разнообразие в форматах и способностях, весь сегмент сейчас отличает несколько странный и малообъяснимый минус: высокая цена практически всех представленных фотокамер.
Конечно, тут следует принимать во внимание и новизну устройств, и их высокотехнологичную сущность, и обилие заложенных во многие камеры функций и способностей. Однако следует помнить и то, что по факту «незеркалки» — это аппараты, лишенные зеркала, то есть одной из самых сложных и дорогих систем зеркальных фотокамер (само зеркало — лишь формальное обозначение, но оно предполагает наличие шахты и сложной механики, призмы, матового экрана, «внешних» сенсоров экспозиции и фокусировки).
Ключевое достоинство новой оптики для новых уменьшенных байонетов — сокращение размеров за счет изначальной ориентации на небольшие матрицы (в традиционных зеркалках сначала действовали ограничения старых стандартов, рассчитанных на пленочный кадр, а затем и перспектива выпуска цифровых полнокадровых камер) и сокращенный рабочий отрезок.
Здравый смысл подсказывает, что уменьшенные стекла также должны стоить меньше. В конце концов, даже габариты камер сократились, а их конструкция все больше напоминает компакты, нежели собранные на отдельном металлическом шасси корпусы продвинутых зеркальных аппаратов — это тоже ведь экономия?
Но дело не только в абсолютных цифрах. За миниатюрность сотовых телефонов и ноутбуков мы готовы переплачивать в разы. Дело также в соотношении цен. Если же компакт, хотя бы и с чуть более крупной матрицей, начинает стоить как полноценный серьезный полупрофессиональный зеркальный фотоаппарат — впору задуматься, все ли в порядке с устройством рынка.
Другое дело, что выбирать в настоящий момент не приходится. Если качество и возможности компактных камер вы уже переросли, а желания таскать крупную зеркалку в себе не развили, придется обратить внимание на один из фотоаппаратов в этом обзоре. Даже если он будет стоить столько же или дороже более функциональной зеркальной камеры. Мы же с нетерпением ждем прихода в этот сектор остальных производителей фототехники — с их появлением рынок «незеркалок» явно станет еще интереснее и привлекательнее.
Модели Sony NX-5 и Samsung NX100 показали в конце 2010 года, что каждый производитель идет свои путем
Декабрь 2010 года: все - за честные и свободные выборы. Фотокамер - крутых или красивых!
Самое занятное явление на рынке компактных фотокамер со сменной оптикой — это полное отсутствие общей идеи, некоего общего видения «правильных» сегментов и классов. В любой другой области унификация обнаружится сразу же.
Среди зеркальных камер есть «профессионалы» — обычно с разделением на студийные и быстрые репортерские камеры, «полупро» — с полнокадровыми матрицами и сравнительно доступной ценой, продвинутые фотоаппараты среднего класса и облегченные недорогие любительские камеры.
И каждый производитель старается утвердить собственную продукцию в каждом из подвидов. То же и с компактами: у каждой марки непременно найдется большой ультразум, оптимальный по весу и возможностям «туристический» фотоаппарат, что-то очень тонкое и красивое и что-то очень недорогое. И только компактные системные фотоаппараты получаются у каждого бренда абсолютно по-своему, ни на что не похожими.
Panasonic метит в профессионалов, притом двух видов: репортеров и кинооператоров. Им компания предлагает самые мощные функциональные возможности, расширенное в сторону профессиональных запросов управление, специальную оптику (все время, правда, забывая, что при таких ценах настоящим профессионалам как-то непросто отказаться, скажем, от Canon в пользу Panasonic). Olympus ориентируется на модников: им вообще все равно, что там заложено в устройство и сколько оно стоит, если камера получилась красивая, модная, с ясными стилевыми коннотациями.
Sony нацелилась на самый широкий круг любителей. Для них инженеры постарались сделать аппараты максимально компактными и легкими, дизайнеры разработали приятное современное оформление. Добавьте к этому популярные функции вроде записи Full HD в NEX-5 и невысокие цены — получатся отличные любительские фотокамеры.
Возможно, лучшие в классе, если только не обращать внимания на претензии суровых профи к недостатку кнопок и рычажков. В Samsung, кажется, вовсе ни во что не метились: сделали наобум NX10 и лишь затем догадались облечь решение хотя бы в симпатичные формы — так выпустили «функционального близнеца» NX100.
Такой разброд, конечно, препятствует направленной конкуренции за те качества, которые мы могли бы счесть наиболее важными: за габариты и легкий вес, как было у супертонких компактов, за видеовозможности или эргономику.
Но в то же время отсутствие единой парадигмы заставляет разработчиков вкладывать в дело всю фантазию, все таланты и технологии, чтобы первыми открыть те «идеальные», «правильные» форматы, которые затем примет весь рынок. Это не только интересно, но также вполне полезно для покупателей.
Прямо сейчас вы можете подобрать компактную системную камеру, исходя только из собственных взглядов и запросов. Хотите — функциональную, хотите — стильную, хотите — легкую. И в каждом случае выбор окажется не с маленьким, условным против конкурентов преимуществом, а непременно со сравнительной степенью «самый-самый». Очень удобно.
Комментарии