Рынок цифровых фотоаппаратов со сменной оптикой-1: первая волна через год перешла во вторую

Рынок компактных фотоаппаратов со сменной оптикой еще довольно молод, но уже доказал свою состоятельность и перспективность. Первых его представителей производства Panasonic и Olympus (вместе с дальномерными Leica мы выделили в самостоятельный класс лишь пару лет назад. А сейчас уже очевидно, сколь привлекателен этот класс для фотолюбителей и как бурно развивается этот сегмент фототехники. В настоящем обзоре попробуем проследить основные тренды в этой нише за последние несколько лет.

Текст: Андрей ПУЗЫРЕВ

 


Они были первыми: Leica M9, Panasonic Lumix DMC-GF1, Olympus E-P1

 

Декабрь 2009 года: реакорнация дальномерок в образе компактов?

Популярность пленочных 35-миллиметровых зеркальных систем объяснялась упрощением технической стороны фотосъемки, автоматизацией и даже уменьшением размеров техники. В современную цифровую эпоху все перевернулось с ног на голову: автоматизация и малые габариты сейчас — неотъемлемое свойство компактных фотоаппаратов.

Mежду тем, мода на зеркалки по-прежнему рациональна: дело в том, что большинство компактных камер совершенно не способно выдавать приличный результат не то что в сложных, а даже и в просто затрудненных условиях работы. Разницу в качестве снимков легко обнаружит любой мало-мальски опытный фотограф, а объясняется она прежде прочего одним простым фактором — гораздо большим размером матрицы в зеркальных камерах.

Казалось бы, чего проще — объединить большую матрицу и «компактный» подход к камеростроению? Такой способ пробовали разные производители на протяжении нескольких лет, но только к началу 2009года технологии доросли до практичных и действенных решений.

Компании Olympus и Panasonic создали новый формат фотокамер, объединивший лучшие достижения компактов и зеркалок. Причем от последних новинкам досталась не только крупная матрица, но и система байонетного крепления объективов, то есть качественная сменная оптика.

Главное отличие новинок — в отсутствии собственно зеркала, оптической системы, которая, разделяя входящий в объектив свет, направляет его либо в видоискатель и на дополнительные сенсоры фокусировки и экспонометрии, либо на основную матрицу для записи изображения.

Без громоздкой механики радикально уменьшились габариты и вес устройств (миниатюрная Lumix DMC-GF1, например, весит немногим более двухсот граммов!). Так новый класс получил уникальную рыночную нишу: эти фотоаппараты легко конкурируют по качеству с зеркальными камерами и при этом запросто помещаются в карман, как компакты. Сменная оптика только расширяет границы их возможного применения.

Но, конечно, есть и свои минусы. Вместе с зеркалом аппараты лишились и оптического видоискателя с реальным, видимым через объектив изображением. Ни один, даже самый забавный приставной электронный визир не даст того погружения в кадр, в сюжет, которое испытывает фотограф, глядя в оптический видоискатель. Это, пожалуй, стало для нас главным поводом выделить компакты со сменными объективами в отдельный самостоятельный класс.

Стоит ли приобретение потерь? Это каждый может решить только сам для себя. Оптический визир — важная составляющая съемки. В то же время и дисплей позволяет иначе взглянуть на кадр, и даже получать другие фотографии — не лучше, не хуже, а именно иные. Ну а сочетание компактности, позволяющей носить фотоаппарат с собой везде и всегда, сменной оптики, дающей универсальность в использовании, и высокого качества снимков благодаря большой матрице — факторы определенно ценные.

 

Они появились на рынке весной 2010 года: Ricoh GXR A12, Samsung NX10

 

Март 2010 года: на рынке беззеркалок был замечен еще один гигант

Сейчас уже очевидно, сколь привлекательными стали компакты со сменной оптикой: фотоаппарат достаточно маленький, чтобы поместиться если не в карман, то в небольшую сумку, но обеспечивающий благодаря большой матрице высокое качество изображения и универсальные возможности сменной оптики — это ли не мечта любого фотографа?

Упроизводителей здесь полное взаимопонимание с покупателями. Рынок компактных аппаратов со сменной оптикой хотя и сложен, но сулит немалые прибыли и новые перспективы. Возможно, даже не меньшие, чем у рынка бюджетных зеркальных камер. Мы бы, например, даже рекомендовали фотолюбителям заменять устаревающие зеркалки именно на эти маленькие, но удалые компакты.

Всего за полгода - к весне 2010 года, в полку разработчиков фотоаппаратов этого типа прибыло: компания Ricoh выпустила удивительную фотокамеру-конструктор, и, что, наверное, еще важнее, на этот рынок вышла компания .

Модель Samsung NX10, быть может, и не самый интересный фотоаппарат, однако, зная способность электронного гиганта добиваться ведущих позиций на любом рынке и неуемную креативность инженеров и дизайнеров Samsung, можно ожидать, что вскоре мы увидим множество весьма любопытных «незеркалок». О своем желании войти в эту нишу заявила и Sony — модели этой фирмы, вполне возможно, появятся уже в следующем нашем обзоре.

Вопрос, который теперь незримо висит в воздухе: войдут ли в дело Canon и Nikon. Технологии и опыт безусловных лидеров в производстве серьезных зеркальных фотоаппаратов и отличных компактных камер пророчит небывалые возможности и в классе аппаратов со сменной оптикой.

Положение дел интригует и нас, журналистов, потому что давно не видно было такого разнообразия форм и решений, какое являют разработчики незеркалок. Пока универсального и проверенного практикой секрета успеха нет, всем игрокам приходится изобретать и экспериментировать.

Задуматься заставляют только высокие цены на камеры нового типа. Конечно, компактность тоже стоит денег: тонкие и легкие ноутбуки или мобильные телефоны по-прежнему дороже своих обычных собратьев. Но ведь и отказ от зеркала, сложной механики, оптики, призмы, дополнительных сенсоров тоже должен был бы сказаться на экономии.

Стоит ли ждать, пока компакты с байонетами сильно подешевеют? Пожалуй, нет. Если это и случится, то не в самое ближайшее время. А вот фотографические перспективы, открывающиеся благодаря возможности всегда иметь при себе «почти зеркалку» и пару компактных и качественных сменных объективов, можно получить уже сейчас. Достаточно выбрать одну из камер в нашем обзоре, зарядить аккумулятор — и отправиться ловить удачные кадры.

 

Летом 2010 года появилась первая модель легендарного компакта - Sony NX-3

 

Июнь 2010: они маленькие - но их сразу по пять! 

К лету 2010 года стало совершенно ясно. что новый класс компактных камер со сменной оптикой победной поступью вступил на рынок любительской фотоаппаратуры. В отличие от зеркальных камер новин­ки появляются одна за другой, хотя и не все компании реагируют на новые веяния. Самые главные лидеры пока заняли выжидательную позицию, наверно определяют для себя перспективность этого сегмента рынка.

Компактные аппараты со сменной оптикой из разряда необычных гаджетов превра­щаются в нормально воспринимаемые, полноценные фотокамеры. Идея себя полно­стью оправдала, фотографам и фотолюбителям понравилась, производителям же сулит новые привлекательные перспективы — их ряд за по­следнее время пополнили компании Samsung и Sony.

Осталось дождаться традиционных гран­дов фотографического рынка Nikon и Canon, и хотя последние пока никак не выказывают же­лания присоединиться, сомневаться в том, что вскоре и они выйдут с какими-нибудь очень ин­тересными моделями, не приходится.

«Незеркалки», наряду с компактными камерами и зер­кальными фотоаппаратами, явно станут крупным сегментом рынка фототехники с собственными уникальными чертами — прежде всего, компак­тностью маленьких камер и качеством больших, и традиционные лидеры, действующие во всех других сегментах, вряд ли смогут это проигно­рировать.

Хотелось бы, чтобы выход на рынок этих ком­паний произошел как можно раньше. Потому что без них конкуренция оказывается какой-то сла­боватой. Несмотря на довольно приличное ко­личество доступных моделей и весьма большое среди них разнообразие в форматах и способ­ностях, весь сегмент сейчас отличает несколь­ко странный и малообъяснимый минус: высокая цена практически всех представленных фотока­мер.

Конечно, тут следует принимать во внимание и новизну устройств, и их высокотехнологичную сущность, и обилие заложенных во многие ка­меры функций и способностей. Однако следует помнить и то, что по факту «незеркалки» — это аппараты, лишенные зеркала, то есть одной из самых сложных и дорогих систем зеркальных фо­токамер (само зеркало — лишь формальное обо­значение, но оно предполагает наличие шахты и сложной механики, призмы, матового экрана, «внешних» сенсоров экспозиции и фокусировки).

Ключевое достоинство новой оптики для новых уменьшенных байонетов — сокращение разме­ров за счет изначальной ориентации на неболь­шие матрицы (в традиционных зеркалках снача­ла действовали ограничения старых стандартов, рассчитанных на пленочный кадр, а затем и пер­спектива выпуска цифровых полнокадровых ка­мер) и сокращенный рабочий отрезок.

Здравый смысл подсказывает, что уменьшенные стекла также должны стоить меньше. В конце концов, даже габариты камер сократились, а их конструк­ция все больше напоминает компакты, нежели собранные на отдельном металлическом шасси корпусы продвинутых зеркальных аппаратов — это тоже ведь экономия?

Но дело не только в абсолютных цифрах. За миниатюрность сотовых телефонов и ноутбуков мы готовы переплачивать в разы. Дело также в соотношении цен. Если же компакт, хотя бы и с чуть более крупной матрицей, начинает стоить как полноценный серьезный полупрофессио­нальный зеркальный фотоаппарат — впору за­думаться, все ли в порядке с устройством рынка.

Другое дело, что выбирать в настоящий мо­мент не приходится. Если качество и возможно­сти компактных камер вы уже переросли, а жела­ния таскать крупную зеркалку в себе не развили, придется обратить внимание на один из фотоап­паратов в этом обзоре. Даже если он будет сто­ить столько же или дороже более функциональ­ной зеркальной камеры. Мы же с нетерпением ждем прихода в этот сектор остальных произво­дителей фототехники — с их появлением рынок «незеркалок» явно станет еще интереснее и при­влекательнее.

 

Модели Sony NX-5 и Samsung NX100 показали в конце 2010 года, что каждый производитель идет свои путем

 

Декабрь 2010 года: все - за честные и свободные выборы. Фотокамер - крутых или красивых! 

Самое занятное явление на рынке компактных фотокамер со сменной оптикой — это полное отсутствие общей идеи, некоего общего видения «правильных» сегментов и классов. В любой другой области унификация обнаружится сразу же.

Среди зеркальных камер есть «профессионалы» — обычно с разделением на студийные и быстрые репортерские камеры, «полупро» — с полнокадровыми матрицами и сравнительно доступной ценой, продвинутые фотоаппараты среднего класса и облегченные недорогие любительские камеры.

И каждый производитель старается утвердить собственную продукцию в каждом из подвидов. То же и с компактами: у каждой марки непременно найдется большой ультразум, оптимальный по весу и возможностям «туристический» фотоаппарат, что-то очень тонкое и красивое и что-то очень недорогое. И только компактные системные фотоаппараты получаются у каждого бренда абсолютно по-своему, ни на что не похожими.

Panasonic метит в профессионалов, притом двух видов: репортеров и кинооператоров. Им компания предлагает самые мощные функциональные возможности, расширенное в сторону профессиональных запросов управление, специальную оптику (все время, правда, забывая, что при таких ценах настоящим профессионалам как-то непросто отказаться, скажем, от Canon в пользу Panasonic). Olympus ориентируется на модников: им вообще все равно, что там заложено в устройство и сколько оно стоит, если камера получилась красивая, модная, с ясными стилевыми коннотациями.

Sony нацелилась на самый широкий круг любителей. Для них инженеры постарались сделать аппараты максимально компактными и легкими, дизайнеры разработали приятное современное оформление. Добавьте к этому популярные функции вроде записи Full HD в NEX-5 и невысокие цены — получатся отличные любительские фотокамеры.

Возможно, лучшие в классе, если только не обращать внимания на претензии суровых профи к недостатку кнопок и рычажков. В Samsung, кажется, вовсе ни во что не метились: сделали наобум NX10 и лишь затем догадались облечь решение хотя бы в симпатичные формы — так выпустили «функционального близнеца» NX100.

Такой разброд, конечно, препятствует направленной конкуренции за те качества, которые мы могли бы счесть наиболее важными: за габариты и легкий вес, как было у супертонких компактов, за видеовозможности или эргономику.

Но в то же время отсутствие единой парадигмы заставляет разработчиков вкладывать в дело всю фантазию, все таланты и технологии, чтобы первыми открыть те «идеальные», «правильные» форматы, которые затем примет весь рынок. Это не только интересно, но также вполне полезно для покупателей.

Прямо сейчас вы можете подобрать компактную системную камеру, исходя только из собственных взглядов и запросов. Хотите — функциональную, хотите — стильную, хотите — легкую. И в каждом случае выбор окажется не с маленьким, условным против конкурентов преимуществом, а непременно со сравнительной степенью «самый-самый». Очень удобно.

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Обзор беззеркальной камеры Olympus OM-D E- M5
26 августа 2014
Обзоры

Обзор беззеркальной камеры Olympus OM-D E- M5

E-M5, положившая начало серии OM-D и ставшая технической базой для всех последующих беззеркалок Olympus, в том числе серии PEN, отпраздновала в феврале 2 года присутствия на рынке. Пару месяцев спустя компания выпустила специальный комплект, где этот аппарат представлен в несколько обновленном дизайне, а в качестве объектива выступает новейший профессиональный светосильный зум 12–40/2,8. Значимых конструктивных изменений при этом в камере нет. Очевидно, годы не властны над «пятеркой», и популярности, несмотря на нехватку ряда актуальных функций, ей не занимать.

Nikon обновила прошивки для десяти камер
7 июня 2018
Новости

Nikon обновила прошивки для десяти камер

Компания Nikon выпустила новые версии прошивок для зеркальных камер D850, D750, D7500, D7200, D5600, D5300, D3400, D500, а также для компактных камер Coolpix B500 и Coolpix P900. Новые версии прошивок вносят корректировки в пункт меню "Часовой пояс и дата".

Новые проекторы Epson начального уровня: EB-S03/X03/W03
29 января 2014
Новости

Новые проекторы Epson начального уровня: EB-S03/X03/W03

Компания Epson — мировой лидер в области проекционного оборудования — продолжает обновление линейки универсальных, доступных по цене проекторов и представляет модели Epson EB-S03/X03/W03 с увеличенной яркостью, HDMI-интерфейсом и поддержкой беспроводной сети. Проекторы разработаны на основе оригинальной проекционной технологии Epson 3LCD, которая позволяет передавать на экран картинку одинаково высокой световой и цветовой яркости — до 2700 Лм. В сочетании с улучшенной контрастностью до 10 000:1 достигается отличное по четкости деталей и цветопередаче изображение даже при дневном освещении.

Следующий! Nikon готовит к выпуску зеркальную камеру DF2
17 сентября 2017
Новости

Следующий! Nikon готовит к выпуску зеркальную камеру DF2

В недавнем интервью Tetsuro Goto, директора лаборатории исследований и разработок Nikon Japan, выяснилось, что Nikon работает над модернизацией камеры DF2 в ретро-дизайне. В предстоящей модели может быть использован либо матрица из флагмана Nikon D5, либо из горячей новинки - Nikon D850. Система AF-автофокуса получит также флагманское обновление - до системы автофокусировки по всему кадру в 153 точках, а базовая спецификация также заметно обновится. Ретро-дизайн Nikon DF2 сохранится в прежнем виде.

Компания Toshiba выпускает на российский рынок телевизоры серии L6: 40L6353
4 сентября 2013
Новости

Компания Toshiba выпускает на российский рынок телевизоры серии L6: 40L6353

Москва, 2 сентября 2013 г. На российский рынок выходит ЖК-телевизор Toshiba 40L6353. Новинка входит в серию L6 линейки 2013 года и как все устройства этого года отличается простым и элегантным дизайном. Телевизор оснащается высококачественным дисплеем FullHD со светодиодной подсветкой, поддерживает фирменные технологии AMR100 и Resolution+, а самое главное — он не только принимает программы аналогового и цифрового вещания, но и позволяет владельцу получить доступ к цифровому контенту в Интернете...

ONYX BOOX Robinson Crusoe 2 – обновленная версия букридера с защитой от воды
23 ноября 2017
Новости

ONYX BOOX Robinson Crusoe 2 – обновленная версия букридера с защитой от воды

Компания МакЦентр, эксклюзивный дистрибьютор продукции ONYX International на территории России, Украины, Беларуси и США, представляет обновленную версию букридера ONYX BOOX Robinson Crusoe 2, продолжающую линейку премиальных устройств для чтения электронных книг.

Мистика наушников MyST IzoPhones-30: наденешь и тебя унесут гитарные запилы, адреналин и «ветер в харю»…
11 февраля 2015
Обзоры

Мистика наушников MyST IzoPhones-30: наденешь и тебя унесут гитарные запилы, адреналин и «ветер в харю»…

Приветствую тебя, брателла-меломан! Пора надевать наушники и слушать, слушать, слушать. И желательно, чтобы «уши» были новые и разные. Начнем, пожалуй, с накладных наушников MyST. Это молодой российский бренд, производящий аудиокомпоненты. На его счету уже есть классные продукты: MyST DAC 1866OCU, MyST DAC 2702 UAmp, а еще — усилитель для наушников класса А, MyST HiAmp, портативные усилители серии MyST PortAMP и, конечно же, знаменитый MyST PortaDAC 1866OCUB со встроенным Bluetooth- приемником цифрового сигнала. При наших-то финансах (как известно, они поют романсы) MyST опередил выпуск «забугорного» Chord hugo DAC на два года. Интересно, а дяде Сэму в целом мы тоже «дрозда дадим»?

Новый модуль ISOCELL Dual от Samsung позволит оснастить бюджетные смартфоны двойной камерой.
21 февраля 2018
Новости

Новый модуль ISOCELL Dual от Samsung позволит оснастить бюджетные смартфоны двойной камерой.

Модули с двумя камерами, которые обеспечивают лучшее масштабирование и позволяют создавать эффект боке, давно стали стандартной функцией на флагманских смартфонах. Однако они по-прежнему гораздо менее распространены в более дешевых «бюджетных» устройствах. Но в скором времени ситуация может измениться: отделение Samsung по разработке датчиков изображения выпустило новый модуль камеры ISOCELL Dual, который специально разработан для использования в бюджетных устройствах.

Галерея Рены Эффенди — история и место диктуют цветовую гамму
3 апреля 2013
Обзоры

Галерея Рены Эффенди — история и место диктуют цветовую гамму

Рена Эффенди — одна из самых перспективных молодых фотографов мира, обладательница многочисленных премий и наград, в том числе Фонда документальной фотографии Fifty Crows, Фонда принца Клауса и Фонда «Магнум». В феврале Рена Эффенди вошла в список финалистов конкурса Sony World Photography Awards 2012.

Макросъемка в дикой природе
31 марта 2013
Советы

Макросъемка в дикой природе

Любая съемка начинается задолго до выхода на природу. Сначала нужно придумать сюжет, что и как хотел бы снять, потом подобрать и подготовить необходимую технику. Иногда бывает так, что в голову внезапно приходит идея снимка — я сразу делаю набросок или рисунок, записываю, какие параметры камеры использовать. Такие внезапные идеи не помогут сделать шедевр одним нажатием кнопки, но они зададут правильное направление мысли. В результате может сложиться совершенно иной сюжет, и вы получите более интересный снимок.