Ребенок как белый лист?

Говорят, что ребенок рождается как чистый лист бумаги. А раз «чистый лист», значит, должны что-то написать родители, близкие люди, друзья, потом — учителя, позже — начальники, окружение. И пишут, пишут, и в конце жизни лист оказывается исписанным. Вот человек и его жизнь.

Есть другая теория. Да, он маленький. Да, необразованный, непонятливый. Но это только внешняя сторона дела. Если же заглянуть в самую суть, глубже, у маленького неопытного человечка есть еще очень многое, с чем он приходит в жизнь. Заложены основные повороты жизни, вектор движения. Человек рождается с некой программой, и это — замысел природы, судьбы, космического разума, Божий замысел. Слово можно подставить любое, кому что ближе и понятнее. Так вот, человек, по моему глубокому убеждению, рождается для того, чтобы раскрыть свой потенциал, который в нем заложен.

Кладут, скажем, зернышко в почву, солнце его греет, дождь поливает, и оно потихонечку всходит. Люди иной раз топчут, град бомбит, а оно растет. И если судьба этому семечку вырасти, то вырастает, скажем, дуб или растение какое-то чудесное, или еще что-то. Так же и человек.

Ребенок может развиваться только в общении с миром, как зернышко, которое «общается» с насекомыми, животными, с ветром, солнцем, дождем. Сначала весь мир для малыша заключен в маме, потом мир расширяется — бабушка, папа, сестренка, может быть, игрушка какая-то. Пройдет время — появятся песочница, дети, муха, цветок, лужа.

Ребенок — это совершенный видеомагнитофон, который непроизвольно фиксирует абсолютно все. И не только видимую информацию, но и информацию слышимую и чувствуемую, порой неосознаваемую. Таким образом, на пленку этого магнитофона неизвестно каким образом запечатлеваются отношения мамы и папы, дедушки и бабушки, детишек в песочнице, все это тщательнейшим образом фиксируется. Спит ли дитя или бодрствует, здоров или болен, балуется или играет, дома родители или он один. Ребенок воспитывается, хотим мы этого или не хотим, даже тогда, когда спит, даже когда его, казалось бы, не воспитывают.

На ребенка влияют родительские ценности, как я называю, их верования. Мысли, которые сидят глубоко в подсознании у папы по поводу жены и тещи, у мамы по поводу своего мужа и других мужчин. Естественно, что от этих внутренних неосознаваемых родительских установок зависит и их поведение, их отношения друг с другом и с окружающим миром, хотя это не всегда очевидно на первый взгляд.

***

Недавно ко мне за консультацией обратилась школьная учительница И.А., у которой зашли в тупик отношения с дочерью-подростком. Дочь ведет себя вызывающе с ней и с отцом, с учителями в школе, все делает наперекор.

Больше всего И.А. удивляет то, что я не пытаюсь «образумить» дочку Нину, а обращаю ее взгляд на самое себя. Ей трудно это сделать, поскольку она учительница (в худшем смысле этого слова), привыкла наставлять всех и вся, чувствовать свое превосходство. А сама-то и счастливой себя никогда не ощущала. Женщина не знает, как любить, как слушать и слышать, как понимать другого человека.

КОНФЛИКТ НИНЫ С ПАПОЙ

Как я и предположил, с мужем тоже было не все благополучно. По большому счету в доме нет диалога мужа и жены — ни в бытовых, ни в иных ситуациях, ни в постели. У И.А. глубинное недоверие к мужчине, идущее от родителей. Поэтому в семье она фактически сама играет мужскую роль. К чему это привело?

Ее муж, нормальный мужик, любящий свою семью, который когда-то занимал приличную должность, хорошо зарабатывал, стал тотальным импотентом. В делах, в творческой сфере, в работе, в интимных отношениях. И.А. винит его огульно во всем, и я советую поговорить с мужем не о том, что он мало зарабатывает, а об их отношениях друг с другом, их близости. «А что я с ним буду говорить, — отмахивается И.А., — все мужчины одинаковые, толку от них нет».

У нее тысячи претензий к мужу, физических и эмоциональных, обоснованных и придуманных, а она молчит. Муж, который сначала делал попытки сближения, вызывал И.А. на разговор, ушел целиком в себя. Живя в семье, он фактически отдаляется от нее, довольствуясь редкими связями, которые свидетельствуют о том, что импотентом он является рядом с И.А.

Именно отчуждение И.А. с мужем привело дочь Нину к яростному невосприятию отца, ведь дело доходило чуть ли не до драк. «Ты не имеешь права мне советовать, ты никчемный человек, сам ничего не достиг, а меня учишь!» — кричала она ему в запале.

На самом деле Нина любит отца, и он ее любит. Но если мама с папой не научились говорить друг с другом, если они не высказывают в приемлемой форме свои обиды, переживания, эта энергия со знаком минус загоняется вглубь. А ребенок всегда берет негатив, эту чернуху на себя и выплескивает на родителей. Поэтому очень важно научиться ПРОГОВАРИВАТЬ свои обиды.

Ситуацию можно разрешить, если мама выскажет папе как можно более спокойно то, что у нее накопилось на душе, и выслушает его, не прерывая. И в дальнейшем это должно стать нормой. Необходимо научиться не только диктовать свои условия, но и разговаривать, вести диалог. Только тогда наступит примирение. Темное время суток бывает перед рассветом.

ЖЕЛАЕМОЕ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ

Родители должны помочь ребенку раскрыть его потенциал, дать ему возможность пройти его индивидуальный путь, который чаще всего не совпадает с их желаниями и представлениями. Из семени цветка появится цветок, из зернышка березы — береза, из зернышка редьки должна быть редька. Из орхидеи нельзя вырастить свинью, потому что заложена программа, что это орхидея.

Тем не менее, как показывают исследования, у родителей есть некие представления о том, каков должен быть их ребенок, в них сидит желаемый портрет сына или дочери. И, руководствуясь благими намерениями, мамы и папы насильно загоняют свое чадо в эти рамки. Это вовсе не означает, что не должно быть никаких запретов, и ребенку можно позволять все. Главное, прививая культуру, не уничтожить какие-то тонкие грани, не затоптать зернышко, которое должно развиваться по своим законам. Добрые намерения родителей действительно порой можно сравнить со стадом кабанов, проносящимся над прорастающим семечком.

Очень важная вещь — позволят ли родители ребенку не соответствовать их представлениям о нем, как они отреагируют, если им что-то не нравится, кажется неправильным. Наоборот, следует поощрять ребенка самостоятельно думать, спонтанно реагировать, постепенно и ясно осознавать, что он — личность со своим предназначением в жизни. Если же мы, родители, пренебрегаем правом ребенка на независимость, его развитие может пойти вкривь и вкось либо он вырастет зависимым от нас и не cможет научиться самостоятельно жить в своем мире.

КОНФЛИКТ НИНЫ С МАМОЙ

Нина, дочка учительницы И.А., еще в детстве все просила почитать про животных. Любила бегать к подружкам, у которых жили кошка и хомячки. Мечтала о своем питомце, но мама была категорически против — грязь, глисты, инфекции. Когда Нина закончила 9-й класс, ее отправили на месяц в деревню к бабушке. Именно тогда у девочки проснулась страсть к лошадям. Она обклеила свою комнату «лошадиными портретами», читала специальную литературу и в конце концов заявила однажды, что собирается записаться в секцию, где у нее будет возможность не только учиться ездить верхом, но и ухаживать за «своей» лошадью.

Но И.А. восприняла это в штыки. Во-первых, она мечтала, что увлечение дочери будет связано с каким-то серьезным делом, а во-вторых, и, пожалуй, это был основной мотив, И.А. очень боится за свою дочь. Занятия конным спортом сопряжены с падениями, травмами, конь невзначай махнет копытом, да мало ли что. В голове прокручивалась страшная картина — Нину сбрасывает лошадь и падает сама, придавливает ее дочь. Мысли об этом приводили И.А. в шоковое состояние, и она категорически запретила Нине даже думать об этих «опасных занятиях»!

Дочка поступила по-своему. Собрала деньги, выданные на карманные расходы, на тетради и другие школьные принадлежности, и — записалась в конную секцию.

Дома скандал — дочь ослушалась мать да еще, как воровка, истратила деньги не по назначению, дерзит и продолжает заниматься в секции как ни в чем не бывало! Для И.А. это было ударом.

Очень важно, когда мир, окружение воспринимается как дружественная среда. Открытость миру, иными словами, любовь к жизни — именно это дает почву для счастья. Непринятие мира, по большому счету, страх жизни, мешает человеку стать счастливым. Для И.А. мир — это недружественная среда. Понятно, мама боится. Но это страх мамин. У нее куча страхов по жизни, она не понимает и давит, навязывая свое отношение к миру.

Ее дочь активно сопротивляется этому, вырывается из маминых представлений, она не боится жизни, ощущая свою близость с природой, с животными. И это ее зернышко, ее потенциал.

Я вспоминаю основные законы «Великой хартии вольностей» Януша Корчака, великого польского педагога, которые звучат так: право ребенка на сегодняшний день и право ребенка быть тем, что он есть.

Для мамы в первую очередь благо увидеть за желаниями девочки какой-то смысл. Понять другого человека можно только при условии уважения к нему, приняв его как некую автономную реальность. Маме надо сделать такой шаг в собственном развитии, чтобы дать возможность Нине идти собственным путем и не осуждать ее за это, думать только хорошее, отсекать негатив, пожелать дочке счастья, хорошего пути, позволить дочке быть самостоятельной. Мама не может вечно решать за дочь. Все, что будет, — это жизнь ее дочери...

Оглянемся на семьи птиц, вот где истинное родительство. Мамаша и папаша денно и нощно, не видя света Божьего, кормят своих птенцов, носят пищу, потому что таков закон жизни. Они выполняют эту тяжкую работу, чтобы выкормить своих деток. Когда птенцы вырастают, их не только не удерживают в гнезде заботливые родители, но некоторые виды птиц, по-моему, даже выталкивают.

В игровом возрасте от 4 до 7 лет у ребят формируется чувство инициативы, желание сделать что-то. В школьном возрасте возникает чувство предприимчивости и эффективности, способность добиваться поставленной цели, и это неизбежно.

Чувство, когда родители считают детей своей собственностью, — это стремление родителей поощрять чрезмерную зависимость ребенка от них. Когда ребенок рождается, зависимость ребенка от родителей является практически полной и естественной. Но, если эта зависимость от родителей не уменьшается по мере того как ребенок растет, она препятствует его развитию. Многие родители используют самые разные способы давления: внушение, эмоциональный шантаж, власть авторитета, необходимость подчиняться.

Если ребенка оберегать от негатива, он не научится жить, вечный страх поселится в нем. Пусть он ударится, обрежется, обожжется, ошибется, зато, набив шишки в прямом и переносном смысле, научится необходимому, сам откроет для себя мир.

Я верю, что девочка Нина сможет вырваться из маминых рамок, пойти своим путем. Только нельзя держать обиду на свою маму, надо обязательно понять и простить ее, чтобы освободиться от негативных чувств, которые мешают жить, творить и воспитывать счастливых детей. Родителей надо благодарить за хорошее, за тот мир, который они нам подарили, и прощать их за попытки, естественно, не по злому умыслу, ограничить нашу свободу, сковать наши движения,

Неизвестно, кем станет в конце концов Нина — может, ветеринаром, может, медиком, а может быть, учительницей. Да это и не так важно. Когда мы говорим о СВОЕМ пути, меньше всего подразумеваем под этим профессию.

Вот еще одна, только давнишняя история, ставшая почти хрестоматийной.

ФИЗИКА ИЛИ ФУТБОЛ?

Папа — известный физик, ученый. Занят серьезными исследованиями. Уважаем, почитаем, по приглашениям читает лекции в ведущих вузах. Сын Илья, которому папа последовательно прививал интерес к этой науке с детства, учился по физике на «отлично» и даже участвовал в олимпиадах.

Родитель уже строил планы, как Илюша пойдет по его стопам и станет академическим ученым, поработает за рубежом...

А сын, посещавший футбольную секцию для общего развития, вдруг полностью переключает свое внимание на спорт, отдавая этому все свое свободное время. В семье вспыхивает ссора. Отец пытается пресечь это «несерьезное», по его словам, увлечение, пытается убедить и на словах, и силой не пускает на тренировки. Илья не сдается, тоже проявляет агрессию. Назрел разрыв между сыном и отцом.

Оказалось, что ситуация с Ильей — повторение собственной судьбы его отца, ситуации в его семье. Его отец, дедушка нашего футболиста, был руководителем предприятия и мечтал, что сын сменит его на этом посту, и готовил его к этому с детства, приводил на завод, рассказывал о производстве. А сын занялся какой-то, по словам деда, абстракцией, в то время как у него — процесс, кипучее производство, реальность, сама жизнь. Их отношения так и не наладились до самой смерти отца...

К концу курса психоанализа папа Ильи полностью пересмотрел отношения с сыном. Надо отдать ему должное, он сумел отнестись к попытке Ильи стать независимой личностью с должным уважением, он осознал, что у его сына — собственный независимый путь, который никто не вправе корректировать. Самое интересное, что это пробудило искренний интерес отца к увлечению сына: он приходил на соревнования болеть за сына, вместе они смотрели матчи по телевизору, даже на стадион один раз выбрался. Отношения были налажены.

Теперь попробуйте угадать, кем все же стал сын. Футболистом? Директором завода, как дедушка? Не отгадали. Физиком.

УХОД В СЕБЯ

«Трудность» детей проявляется по-разному. Одни, как Нина и Илья-футболист, протестуют активно, конфликтуя, прорываясь сквозь родительские запреты, настаивая на своем. Есть и пассивное сопротивление, уход в себя. Вспомним животных во время опасности, которым присущи два способа реагирования — бросок, контратака, при которой даже очень маленькое живое существо может броситься на большое. Или животное падает навзничь, прикидываясь мертвым.

Мой нынешний друг Н. в детстве был погружен в свой мир, не воспринимая реальность.

Мама оттолкнула папу в тот момент, когда Коля был во чреве. Трудно сказать, кто был виноват в том жутком конфликте: в тех случаях, когда зависимость человека от родительской семьи исключительно велика, говорят о так называемых жизненных сценариях, которые влияют на судьбу человека.

По маминой линии не все было благополучно. Бабушка и прабабушка воспитывали детей без мужчин. Родился и он, любимый для матери и одновременно не слишком желанный, потому что мужчин на глубоком подсознании здесь не жаловали и отторгали. Это сказалось на малыше. Он был тихим и забитым ребенком, не знавшим шалостей и непослушания, мало говорил, потому что с трудом строил предложения, рос необщительным.

А внутри Коли расцветал богатый внутренний мир, огромный, сказочный, с героями и приключениями. Именно там, в своем мире, он и общался с цветами, с деревьями, с людьми, им двигало желание понять мир, он задавал вопросы и думал над ответами — почему идет дождик, мирятся и ругаются люди, что такое рождение и смерть.

Летом, когда ему исполнилось шесть, он поехал на дачу с детским садом, но даже окружение детей, шум и гам, не могли вывести мальчика из (на взгляд окружающих) оцепенения. Через две недели приехала мама, и воспитательница сказала ей без обиняков, что у нее ненормальный ребенок, похоже, что олигофрен. «Дети нормально рассказывают по картинке, учат стишки, а ваш что-то мямлит, заикается и краснеет. Даже с простыми заданиями не может справиться, поэтому его надо поскорее отдать в спецсад».

Можно предположить, какой груз проблем и шлейф родовых историй тащит на себе эта тетенька-воспитательница, невзлюбившая Колю. Но сейчас разговор не о ней.

Как я уже говорил, мама Коли «по наследству» таила обиды на весь мужской род. Так вот, есть два пути — отстрадать эти родительские программы, следуя им. Второй путь — в какой-то момент понять это, осмыслить и сознательно уйти с того пути, нащупывая свой. В момент разговора с педагогом Колина мама интуитивно прозрела, что повторяет историю своего рода, и может потерять своего единственного сына.

И она поверила в него, в его потенциал.

В течение последующего года мама безудержно таскала Колю по кинотеатрам, потом они шли в гости к бабушке, с которой была договоренность. Бабушка, вкусно накормив Коленьку, расспрашивала его о фильме. Сначала внук неохотно делился впечатлениями, потому что трудно было говорить, не слушался язык, путались мысли. Но бабушка проявляла такой неподдельный интерес, что Коля к концу года уже рассказывал об увиденном взахлеб.

В школе у Коли появились приятели, и когда у доски мир вдруг показался опять враждебным, и язык стал неповоротливым (такое случалось не раз), Коля нашел глазами своих друзей и начал рассказывать им так, как бабушке, чтобы было понятно и интересно.

Коля вырос и выбрал профессию, связанную с общением, с людьми, он стал психологом. По его признанию, до конца избавиться от детских страданий не удается никому. «Крайне редко, — рассказывает Н., — но, тем не менее, бывает, что превращаешься в маленького замкнутого мальчика, который не умеет говорить. Но тут же вспоминаешь, что ты хочешь и можешь общаться, что любишь людей и свою семью, и работу, и эту жизнь».

***

Умные родители не только воспитывают свое чадо, но и воспитываются сами с помощью ребенка. Ребенок становится для них волшебным зеркалом, глядя в которое, они могут увидеть, кто они такие и КАКОВ их ПУТЬ по жизни. Здоровье ребенка, его поведение, конфликты и любые сложности — это своего рода указатель на то, каковы родители и каковы их взаимоотношения с миром, где они раскрывают свой потенциал, а где ставят преграды на своем пути.

Знакомый медик предупреждал больных, боль — это сторожевой пес вашего здоровья. Не просто заболело что-то, это организм сигналит о неполадках. Так же и «проблемные», «трудные», «невыносимые», а еще и «забитые», «неактивные» дети нам сигналят о том, что в таком сложном организме, как семья, что-то не в порядке.

Вы скажете, как может изменить себя напичканный стереотипами, родительскими сценариями сформировавшийся человек! Поверьте, личность развивается от зачатия до смерти: пластичность, способность к изменению сохранятся, хотя и в разной степени, на всем протяжении жизненного пути. Развитие человека не ограничивается каким-либо одним периодом жизни. Разные процессы развития могут начинаться, происходить и заканчиваться в разные моменты жизни, причем эти субпроцессы не обязательно протекают одинаково, по одним и тем же законам.

С психологом Виктором МУРАШЕВЫМ

беседовала Оксана СТРОКОВСКАЯ

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Любимая игра - "дочки-матери"
11 февраля 2003
Обзоры

Любимая игра - "дочки-матери"

Елена АЛЯКИНА психолог, руководитель психологической консультации «Галактика души». Москва, ул. 1-я Останкинская, д. 26. тел. (095) 216-23-30 www.galaxyofsoul.ru «Страдая в детстве от взрослых, мы поступаем со своими детьми именно так, как зарекались не поступать: мы повторяем ненавистные мамины ошибки и орем в ненавистной папиной манере, а потом презираем себя за это».

Танцы вдохновенных женщин
31 августа 2004
Обзоры

Танцы вдохновенных женщин

Сейчас очень модно заниматься арабским танцем или танго. Почему? Есть старая притча. Пришел как-то человек к мудрецу и сказал ему: «О мудрец, научи меня отличать истину от лжи, красоту от безобразия. Научи меня радости жизни». Подумал мудрец и научил человека танцевать. Эти два танца объединяют не только мода, зрелищность и экзотичность.

Я в последнее время стал жалеть людей...
31 декабря 2003
Обзоры

Я в последнее время стал жалеть людей...

01'2004 Вадим Валентинович Покровский — человек известный. И в широких, и в узких кругах. С 1985 года занимается лечением СПИДа в нашей стране. Может быть, в окружении восхищенных (и немного завистливых) коллег на международном симпозиуме молодой академик РАМН, профессор, доктор медицинских наук Вадим Покровский, блистая эрудицией и светскими манерами, выглядит бодрее.

Катаракта?
11 марта 2005
Обзоры

Катаракта?

В переводе с греческого слово «катаракта» означает водопад. Именно так древние греки нарекли болезнь глаз, при которой человек видит все будто сквозь падающую воду. Катаракта — это помутнение хрусталика (он расположен за зрачком и радужкой), из-за которого в глаз попадает лишь небольшая часть световых лучей, поэтому человек видит нечетко и размыто.

Треть российских детей рождается вне брака
11 марта 2005
Обзоры

Треть российских детей рождается вне брака

ТРЕТЬ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ РОЖДАЮТСЯ ВНЕ БРАКА По данным последней Всероссийской переписи населения, 28,3% детей, рождающихся в России, проживают в так называемых «гражданских браках». ПОЧЕМУ МЛАДЕНЦЕВ НА РУКАХ ДЕРЖАТ СЛЕВА? Психологи нашли объяснение, почему женщины, укачивая детей, инстинктивно держат их на руках слева.

С кем нежна ночь
28 октября 2003
Обзоры

С кем нежна ночь

Юрий ЕНЦОВ, литератор, член Международной ассоциации писательских союзов E-mail: yurii_encov@mail.ru. «В одном приятном уголке Французской Ривьеры, на полпути от Марселя к итальянской границе, красуется большой розовый отель. Пальмы услужливо притеняют его пышущий жаром фасад, перед которым лежит полоска ослепительно яркого пляжа.

О девчоночьих и мальчишечьих почках
27 марта 2007
Обзоры

О девчоночьих и мальчишечьих почках

Нина Алексеевна КОРОВИНА, Главный детский нефролог Управления делами Президента РФ, профессор, доктор медицинских наук Возможно ли, что в России педиатров ликвидируют как класс? А возможно ли, что мы под портретом Сперанского выпиваем великолепное «бордо» «за доверие между врачами и пациентами»? Если второе возможно, то и первое?— не слишком большое преувеличение.

Как поднять мужскую силу?
1 ноября 2004
Обзоры

Как поднять мужскую силу?

В. Ш., Москва. Сексуальная функция у человека социализирована сверх меры, гораздо больше, чем любая другая естественная функция организма. Конечно, прием пищи, мочеиспускание и дефекация также подчиняются довольно жесткому контролю, но их не касается такое трепетное отношение к себе, как к возможности для мужчины совершить половой акт.

Дачная аптечка
31 августа 2004
Обзоры

Дачная аптечка

23'2004 На пороге осень и картофельная пора. Идет активный сбор урожая. Постепенно наполняются все имеющиеся емкости: ведра, корзинки, мешки. И еще обязательно надо прихватить с собой букетик гладиолусов, пока шатуны не срезали терпеливо выращенные цветы. Ближе к закату удовлетворенные работой дачники толкутся на автобусной остановке.

Чесотка
31 августа 2004
Обзоры

Чесотка

23'2004 В настоящее время число аллергических болезней и реакций настолько велико, что любая зудящая сыпь у ребенка в первую очередь воспринимается как аллергия. Но все не так просто. Следы раcчесов, корочки и папулы могут быть клиническими проявлениями паразитарного заболевания — чесотки. Чаще всего начало заболевания мы пропускаем, так как первым признаком болезни является ночной зуд.