Чем и как лечить заикание?

04'2004

Человек без голоса, что птица без крыльев. (Восточная мудрость.)

Мы всегда невольно обращаем внимание на тех, кто хорошо говорит, отдаем им предпочтение. Красноречие — сильный «козырь» в борьбе за место под солнцем. И как тяжело этого добиться человеку, которому приходится преодолевать еще одно препятствие — невозможность легко и красиво говорить.

Заикание относится к одному из самых распространенных расстройств речи. Обычно оно возникает в раннем детстве и при отсутствии необходимой помощи может сохраняться многие годы, являясь помехой при выборе профессии, в обучении и личной жизни. Затрудняя общение, заикание часто формирует у человека черты характера, осложняющие его жизнь: робость, неуверенность в своих силах, зависимость от окружающих.

По мере взросления увеличивается интенсивность речевого общения и значение речи в жизни ребенка, что приводит к осознанию своего дефекта. Переживания приобретают другое качество, становясь более систематическими и все более мучительными.

Поэтому, как и вообще в медицине, при лечении заикания действует неукоснительное правило: начинать лечение нужно как можно раньше, чтобы предотвратить развитие болезни. Тем более что особенностью речевых нарушений в детском возрасте является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга и совсем еще «пластилиновой» психикой.

ЗАИКАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ, А СТАНОВЯТСЯ

Заикание представляет собой нарушение темпа и ритма речи, проявляющееся в непроизвольных остановках и повторениях отдельных звуков и слогов. При заикании возникают судороги тех мышц, которые задействованы при говорении. Это мышцы губ, языка, мягкого неба, гортани, диафрагмы, грудные и брюшные мышцы. При заикании наблюдаются различные нарушения общей моторики как в виде насильственных движений (тики мышц лица, шеи), так и произвольных уловок или вспомогательных движений, используемых для облегчения речи и маскировки речевого дефекта.

Человек не может точно соблюсти последовательность произнесения тех или иных звуков, пытается поправиться, запинается, начинает снова произносить слова и фразы — так возникает речь, известная нам как речь человека, страдающего заиканием. Говорящий с трудом передает сообщение, а собеседник испытывает напряжение, слушая такую речь. Попытки говорящего преодолеть судорогу, как правило, приводят к усилению заикания.

Заикающимся детям свойственны повышенная эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов. Большинство исследователей отмечают у заикающихся различные вегетативные изменения. Например, Gerdner объективно показал изменение нейровегетативной реакции у заикающихся во время приступов: в 100% случаев у них наблюдается расширение зрачков (мидриоз), у нормально говорящих людей ширина зрачков во время речи не меняется или наступает некоторое их сужение (миоз).

В тяжелых случаях нарушения вегетативной нервной системы собственно заикание отступает на второй план, преобладает его невротическое «обрастание», т.е. страхи, волнения, тревога, мнительность, общая напряженность, склонность к дрожанию, потливости, покраснению, что, в свою очередь, утяжеляет собственно речевые нарушения, образуя порочный круг.

Заикание может возникать внезапно или исподволь, постепенно усиливаясь. Заиками не рождаются, навыки речи дети приобретают, а не наследуют. Голосовая деятельность у человека начинается с момента рождения, то есть с первого, носящего рефлекторный характер крика ребенка. Через неделю после рождения ребенок должен реагировать на громкий звук или шум. К концу второго месяца у ребенка начинают появляться звуковые комплексы с входящими в них некоторыми согласными. Спустя несколько месяцев он узнает голос мамы, через четыре месяца откликается на свое имя.

Если этого не происходит, следует обратиться к специалистам. До года особенно интенсивно развивается интонационная сторона речи в тесной взаимосвязи с эмоциями, жестами и мимикой и подготавливается звуковая база речи. На этой почве появляются первые слова, и в дальнейшем развитие речи обычно определяют по объему словаря ребенка.

Речь ребенка развивается по механизму подражания. Ребенок начнет говорить хорошо, если будет слышать плавную и отчетливую речь окружающих. Нежелательно допускать ускоренную, торопливую, с захлебывающимися интонациями речь детей. Такая речь — свидетельство повышенной возбудимости, общей взбудораженности ребенка, и надо всячески стараться уменьшить эти явления.

Вредны также как чрезмерная речевая нагрузка для малышей, так и отсутствие тренировки речи, использование в семье для общения двух языков. До 4-летнего возраста не рекомендуется заставлять ребенка выговаривать трудные по звучанию и малопонятные для него слова, надо, чтобы речевой аппарат ребенка и нервная система в целом достаточно окрепли.

Не всем детям легко дается обучение речи. Обучение пониманию и использованию речи — процесс длительный и сложный. Многие дети понимают речь до того, как могут выразить свою мысль в словесной форме. Некоторые из них испытывают трудности при попытке из звуков составить слово. Многие дети в возрасте от двух до семи лет проходят через естественный период неплавной и неслитной речи. Обычно это проявляется в повторении или растяжении первых звуков во многих словах, целых слов и фраз, а также в частом использовании междометий.

Неуверенная речь и повторения в детской речи являются вариантом нормы. Плавность речи вырабатывается постепенно, так же как и произношение, структура предложений, словарный запас. Детям требуется время, чтобы овладеть речевыми навыками, и это, в свою очередь, может сказаться на плавности речи ребенка. Но если повторения встречаются слишком часто и связаны с напряжением или избегающим поведением, эти признаки могут указывать на начинающееся заикание.

Предполагается, что причиной возрастного нарушения плавности речи может быть сочетание естественных процессов развития речи, развития моторного контроля речи и стрессов, связанных с ближайшим окружением ребенка. Это типично для так называемых «занятых семей».

Также у некоторых детей могут быть незрелые речевые и артикуляционные механизмы. Некоторые дети «вырастают» из этого естественного периода, а некоторые в нем так и остаются.

Заикание отличается от прерывания речи в норме по виду, частоте и продолжительности прерывания речи. Процент прерывания речи может быть вычислен подсчетом числа прерывания речи за сто слов. Заикание происходит, если частота прерывания речи составляет 10% и более. Мимика, напряженные жесты ребенка указывают на то, что нарушение плавности речи пугает ребенка.

Американская ассоциация плавной речи опубликовала список предупреждающих признаков, указывающих на начальную стадию заикания.

  • Частое повторение звуков и слогов.
  • Повторение слогов, в которых звук э-э-э замещает правильные гласные.
  • Пролонгированные звуки.
  • Частое растягивание гласных.
  • Тремор (дрожание мышц) рта и челюсти во время речи.
  • Избегание слов, откладывание слов, ситуации общения, фразы: «Я не могу этого сказать».
  • Расстроенный вид.
  • Напряженный вид мышц лица и шеи.
  • Речь с неожиданными подъемами громкости голоса.

ОТКУДА У НАШЕЙ РЕЧИ «НОГИ» РАСТУТ?

Для нормальной речи необходимо согласованное функционирование всего головного мозга и прежде всего корковых речевых зон. За плавность речи отвечают три мозговых центра, что выражается в речевых координациях голосового аппарата, создающих гладкий поток речевых звуков.

Моторный (двигательный) «центр Брока» (по фамилии нейрофизиолога — первооткрывателя данного мозгового центра) регулирует голосовой аппарат (связки, мыщцы гортани, дыхательную мускулатуру) и управляет всем тем, что участвует в произношении («шевелит» языком, губами). «Область Брока», где формируется двигательная программа речевого высказывания, расположена в заднем отделе третьей лобной извилины, поражение которой у взрослых приводит к так называемой моторной афазии (распаду речи из-за перевозбуждения двигательных центров речи).

Сенсорный (чувствующий) «центр Вернике» (по фамилии нейрофизиолога — первооткрывателя данного мозгового центра) — слуховой центр речи, обеспечивает способность слышать и улавливать произносимую речь, т.е. обратную связь «речь — слуховой анализ речи». «Область Вернике» расположена в заднем отделе верхней височной извилины. С этой областью в значительной степени связано узнавание устной речи. При поражении этой области у взрослых возникает сенсорная афазия (речь «взахлеб»).

• «Ассоциативные» (объединяющие) центры, расположенные в нижней теменной доле, «анализируют» услышанное и «думают», что говорить дальше, осуществляя «планирование» речи. При некоторых заболеваниях центральной нервной системы (при некоторых неврологических заболеваниях, травмах головного мозга), когда страдает ассоциативный центр, речь человека становится бессмысленной.

Слитная и плавная речь — процесс непрерывный, круговой, чтобы он не прерывался, все три мозговых речевых центра должны работать слаженно и синхронно. Таким образом, говорить, слышать, что мы говорим, обдумывать сказанное нами и подбирать новые слова, чтобы их произнести, мы должны с одинаковой скоростью.

Когда нарушается синхронность работы речевых центров — нарушается и наша речь: исчезает плавность, возникают запинки, повторы, судорожные сокращения мышц, т.е. появляются симптомы заикания.

ЕСЛИ Я ЗАИКАЮСЬ — НА ТО У МЕНЯ ВЕСКИЕ ПРИЧИНЫ...

Заикание в значительной мере напоминает группу «модных», так называемых психосоматических заболеваний, для возникновения которых характерна необходимость сочетания наследственно обусловленной почвы, или, как говорят, слабого места, и чрезвычайных обстоятельств, которые испытывают это слабое место «на прочность». Так называемое невротическое заикание (логоневроз) возникает по самым разным причинам.

Как и все неврозы, заикание возникает в результате повышенных требований внешней среды к слабому месту.

Чаще всего заикание возникает в возрасте между тремя и пятью годами — в период, когда происходит активное развитие связной фразовой речи. С одной стороны, потому что механизмы и навыки речи у ребенка этого возраста еще не достигли автоматизма, а с другой стороны, речь уже является существенным элементом общения с миром — именно в силу этих обстоятельств речь и становится тем уязвимым местом, которое первым страдает при стрессовых ситуациях.

Следует отметить: хотя предрасположенность к заиканию может сохраняться очень долго, но проявляется порой только в чрезвычайных обстоятельствах или в стрессовой ситуации. Предрасполагающие причины ослабляют нервную систему ребенка, создают фон для «срыва» ее работы (отягощенная наследственность, вирусные инфекции, истощающее заболевание, перенесенный наркоз, внутриутробные, при- и послеродовые травмы, подражание, педагогическая запущенность).

К вызывающим причинам относятся резкие одномоментные или длительно действующие психотравмирующие ситуации, например, вследствие испуга, шока (являющиеся, по сути, сильными нервными потрясениями, вызывающими «поломки» нервной системы), неправильные приемы воспитания, конфликтные отношения в семье, неблагоприятное речевое окружение.

Заикание может также появляться при задержке общего, в том числе и речевого развития (недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляционных движений) при выраженном поражении центральной нервной системы. А также при ускоренном развитии речи (3 — 4 года), когда ее коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов (итерации), имеющее физиологический характер («заикание развития»).

Неврозоподобное заикание развивается постепенно, на фоне последствий органического поражения центральной нервной системы (например, сопутствующее заболевание при черепно-мозговой травме, эпилепсии, энцефалитах, детском церебральном параличе, прогрессировании гидроцефалии, т.е. водянке головного мозга), без связи с явной психотравмирующей ситуацией.

Неврозоподобное заикание отличается стабильностью проявлений; при общении с окружающими у ребенка обычно отсутствует страх речи. Оно, как правило, гораздо труднее поддается лечению. Его проявления зависят от основного заболевания.

«СКОРАЯ ПОМОЩЬ» ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ЗАИКАНИЯ

Если заикание только что появилось у вашего ребенка, необходимо обратиться к логопеду, психотерапевту или невропатологу. Одновременно желательно создать ребенку наиболее щадящий речевой режим: ограничить речевое общение с ним до минимума, вплоть до перехода на некоторое время на язык жестов и рисунков, превратив такое общение по возможности в увлекательную игру.

Желательно исключить чрезмерные эмоциональные нагрузки, например, шумные игры, занятия спортом, просмотр телепередач и тому подобное. В этот период необходимо проявить максимальное душевное тепло и ласку в отношениях с ребенком.

Для предупреждения заикания не следует перенасыщать речевой запас ребенка отвлеченными понятиями и сложными лексико-грамматическими конструкциями. Непонимание значения слов, а также искусственное подстегивание темпа речи создают условия для возникновения заикания.

Особое значение в случае затянувшегося заикания приобретает речь родителей. Родителям необходимо освоить и постоянно использовать при общении с ребенком (а также в его присутствии) фонетически и грамматически правильную, спокойную, четкую речь. Ни в коем случае нельзя торопить ребенка во время разговора или проявлять любые формы недоброжелательности.

Одно из последствий заикания — психическое и мышечное напряжение ребенка. Следует научить его предотвращать или снимать это напряжение, если оно уже возникло. Постарайтесь превратить занятия в игру, сделать их интересными.

БОРОТЬСЯ С ЗАИКАНИЕМ ИЛИ БОРОТЬСЯ ЗА ХОРОШУЮ РЕЧЬ?

С давних времен периодически возобновлялся поиск лекарственных средств, способных предотвратить заикание. Особые надежды возлагались на препараты, оказывающие влияние на нервную систему. Многолетний опыт показал, что большинство из них не оказывают желаемого действия на речь пациентов, хотя, бесспорно, они полезны в тех или иных случаях, в частности, при наличии признаков невроза.

Поскольку, согласно теоретическим представлениям, заикание является результатом судорог артикуляторных мышц, определенные надежды возлагались на противосудорожные препараты, но эти надежды в целом также себя не оправдали. Можно сказать, что применение тех или иных, в том числе противосудорожных, лекарств может быть полезно при оказании помощи отдельным заикающимся, но не в качестве самодостаточного лечения, а в сочетании с другими лечебными мероприятиями.

Поскольку заикание — это сложная проблема, то его лечением занимаются специалисты различных профилей в комплексе. Целый ряд разнообразных методик позволяет косвенно вмешиваться в «природную голосовую стихию». Синхронизировать скорость речевых мозговых центров можно с помощью логопедических приемов, невропатологических методов, общеукрепляющих процедур, медикаментозной поддержки, физио- и рефлексотерапии, обучения эффективной работе речевого аппарата.

Каждый специалист вносит важную лепту в лечение заикания:

  1. Врачи-психоневрологи назначают лекарства, исходя из состояния нервной системы.
  2. Врачи-психотерапевты используют различные виды психотерапии, включая гипноз, аутотренинг и различные приемы экстрасенсорного воздействия.
  3.  Рефлексотерапевты, иглотерапевты, воздействуя на специальные биологически активные точки, снимают нервное напряжение. Не следует пренебрегать физиотерапевтическими процедурами (электросон, электрофорез с различными лекарствами).
  4. Психологи учат заикающихся общаться в разных жизненных ситуациях.
  5. Логопеды учат правильно дышать во время речи, пользоваться голосом, говорить плавно и ритмично.
  6. Инструкторы по ЛФК. При заикании полезны оздоровительные мероприятия, включающие закаливание, массаж, лечебную физкультуру.

Большинство современных специалистов при лечении заикания предпочитают достаточно длительный многоступенчатый подход с применением различных методов помощи.

Кроме уже перечисленных, существуют еще и дополнительные формы помощи заикающимся, к которым относятся лечебные ванны, рефлексотерапия, курортное лечение и т.д. По большей части такого рода лечебные средства оказывают симптоматическое действие на состояние мышечной, периферийной и центральной нервной систем. Курортное лечение в сочетании с психотерапией полезно после проведения комплексного логотерапевтического воздействия. Это способствует закреплению результатов лечения и социальной адаптации.

Прогноз преодоления заикания зависит от многих условий: в первую очередь от его механизмов, сроков начала лечебного воздействия и полноты его применения, от возраста и т д. Можно считать, что чем моложе человек, чем активнее и жизнерадостнее общее поведение, чем меньше отделов речевого аппарата захвачено судорогой и чем слабее сама судорога, чем меньше психических наслоений, тем прогноз благоприятнее.

Наиболее благоприятным является возраст 2 — 4 года (легче создать благоприятные условия, небольшой стаж заикания). Наименее благоприятным оказывается возраст 10 — 16 лет, пубертатный период (обостренная психическая ранимость, стремление к свободе, самостоятельности, нелюдимость и другие отрицательные личностные качества). Нередко исчезнувшее заикание потенциально сохраняется и готово проявиться при возникновении неблагоприятных условий.

В случае речевых расстройств, в частности, заикания, лечение в значительной мере заключается не в борьбе с теми или иными симптомами, а в формировании навыков правильной речи и правильного речевого поведения. При этом следует помнить, что чем дольше ребенок заикался до обращения за помощью, тем более прочный навык неправильной речи приобрел. Значит, и формирование нового навыка потребует весьма значительных усилий.

Не зря существует поговорка: «Ломать, не строить». Чтобы новая плавная речь приобрела устойчивость, требуется максимум внимания, усилий, времени, спокойствия и режим наибольшего благоприятствования для этой новой речи. Можно сравнить ее с новорожденным ребенком. Если мы хотим, чтобы он вырос здоровым и сильным, мы должны окружить его вниманием и заботой. И постепенно непривычное сделать привычным.

Но мгновенное исцеление — миф. Скандированная речь, шепот, пение создают иллюзию выздоровления. Полное выздоровление — это нормальная речь в любой ситуации, в том числе и при высокой нагрузке (к примеру, при выступлении перед аудиторией). А это может быть достигнуто только в результате длительных усилий самого заикающегося человека.

И только тогда, когда новый речедвигательный навык автоматизирован и уже находится на уровне подсознания, а отношения с окружающими нормализованы, закрепляется новое нормальное устойчивое отношение к стрессовым воздействиям и происходит действительный отрыв от заикания.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР БИОКИБЕРНЕТИКИ (НИЦ БКБ)

(Руководитель — канд. мед. наук А.А. Блудов)

ПРОГРАММА-ТРЕНАЖЕР «BreathMaker» («творец дыхания, или тот, кто вдохновляет»)

МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ: программа-тренажер «BreathMaker» ставит своей целью полное восстановление речевой функции и повышение качества речи выше среднего уровня.

Во время занятий компьютерная программа увязывает воедино работу трех мозговых речевых центров (моторного «центра Брока», сенсорного «центра Вернике», «ассоциативных центров»), автоматически устраняя перевозбуждение «центра Брока» и тем самым первопричину заикания и спазмов. Поэтому новые правила речи довольно быстро входят в привычку, и речь пациента становится свободной. Более того, пациенты начинают говорить лучше, выразительнее, чем среднестатистические люди, и получают дополнительные преимущества.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: новая версия компьютерной программы «BreathMaker 4.x» включает два режима — «речевой протез» и «развитие дикторских способностей».

Комплект поставки: CD, подробное «Руководство пользователя» с видеоуроком, электронный ключ аппаратной защиты.

Системные требования: Pentium 166, 32 Mb RAM (и выше), звуковая карта, микрофон, наушники, экранирующие прямое восприятие речи.

КОГО ЛЕЧАТ: компьютерная программа «BreathMaker» предназначена в основном для пациентов старше 7 лет, поскольку предполагает относительно высокий уровень самосознания, саморегуляции, самоконтроля. Однако лечить заикание, как известно, лучше начинать как можно раньше. Поэтому и маленьким заикам (до 7 лет) мы тоже рекомендуем заниматься по «BreathMaker» под руководством взрослого наставника.

ОГРАНИЧЕНИЯ: лечить заикание на тренажере «BreathMaker» не представляется возможным при эпилепсии, олигофрении, при острых формах психических заболеваний и грубых органических нарушениях центральной нервной системы.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

КУРС ЛЕЧЕНИЯ: лечебный курс состоит из трех последовательных этапов:

  • 1-й — чтение без заикания;
  • 2-й — общение без заикания (отрабатывается разговорная речь и добавляется эмоциональный компонент);
  • 3-й — развитие дикторских способностей.

Первый и второй этап проводятся с использованием «речевого протеза», который нормализует речь пациента. Третий этап проводится без наушников и максимально приближается к реальной жизни.

В дальнейшем пациенту нужно заниматься дома — несколько раз в неделю по 1,5 часа в течение месяца-двух. Это позволит закрепить правильные навыки речи — именно так, как научили в центре. Максимального быстро результата достигают школьники и студенты, которые ежедневно в течение курса лечения занимаются на тренажере «BreathMaker». Верхний возрастной предел не ограничен.

КАК ЛЕЧАТ: на первом же занятии пациент, используя наушники и микрофон, должен перестать заикаться. И вот почему это произойдет.

Компьютерный «речевой протез» — искусственное звено между слуховым восприятием и собственной речью. Канал непосредственного прямого восприятия речи полностью блокируется при помощи методических приемов. Это приводит к разрыву патологических связей между восприятием и произношением собственной неправильной речи.

Даже если человек начинает читать, заикаясь, в микрофон, программа при помощи так называемых клинических фильтров «обрабатывает» его речь двумя способами: она вырезает разрывы речи, блокируя запинки, и увеличивает продолжительность гласных, автоматически устанавливая правильное речевое дыхание.

Произношение невольно становится плавным и непрерывным, поскольку ваша собственная речь, но уже исправленная, «улучшенная речь», возвращается к вам через наушники, воспринимается, а затем анализируется «ассоциативными центрами» правильно. Это приводит к резкому снижению возбудимости «центра Брока» и синхронизации работы всех речевых центров.

В новой версии программы «BreathMaker 4.x» появилась возможность уменьшить время, необходимое для модификации речи, до 0,05 — 0,1 сек., что позволяет легче перейти к 3-му этапу — «Развитию дикторских способностей» у больных, страдающих тяжелыми формами заикания (логоневрозами).

На занятии, отрешившись от всего постороннего, пациент ориентируется только на звукоусиленную, правильно произносимую фразу. Человеку уже не надо напрягаться в поисках правильного произношения. Он вынужден подстраиваться под свою исправленную речь, которую слышит. Говорить неправильно ему становится просто неудобно!

В этот момент дыхание автоматически делается правильным, поскольку в 2 — 3 раза увеличивается продолжительность выдоха. Компьютер обеспечивает закрепление новых, более правильных в физиологическом понятии этого слова, вегетативных рефлексов (реакций нервной системы), участвующих в работе речевых центров.

Именно на длинном выдохе (как во сне) к пациенту приходит такое долгожданное состояние спокойствия, и устоявшаяся модель заикания разрушается. Вот почему уже на первом занятии заикание, как правило, устраняется немедленно даже при тяжелой форме. А в процессе тренинга пациент постепенно привыкает говорить по-другому. Он фиксирует свою правильную речь и поэтому говорит чисто даже при выключенном компьютере. Кроме того, устраняется комплекс неуверенности в себе, когда при малейших запинках начинается критика.

«Развитие дикторских способностей» на третьем этапе помогает пациенту закрепить полученные навыки «новой» речи без заикания. Читая и пересказывая вслух литературные тексты, он учится не только говорить правильно, но и красиво, уже совсем отбросив речевой «костыль».

В этом режиме программы у пациента развивается дикция. Ведь содержание художественных текстов требует смены высоты темпа, силы и легкости звучания голоса. Поэтому изменяются также интонация, артикуляция, мимика, поза, жесты, взгляд. В ходе тренинга пациент постепенно увеличивает объем запоминаемого и пересказываемого текста, что помогает развивать наиболее слабые ассоциативные центры, которые несут нагрузку как по удержанию в памяти блока текста, так и по правильному выстраиванию собственных предложений.

Методические приемы представлены в видеоуроке, который ведет автор метода, а также осваиваются на индивидуальном практическом занятии в центре.

Свои речевые успехи вы сможете наглядно оценить: результаты каждой тренировки (6 окошек) выводятся на экран компьютера. Тренирующийся должен визуально контролировать свою речь при помощи графиков на дисплее.

Наиболее важными графиками, контролирующими правильность речеобразования и устранения речевых спазмов, являются графики уровня высоких формант голоса (зона обертонов в спектре речи, формирующих специфический тембр голоса, а именно яркий и уверенный оттенок голоса — «металлический» (мужчины) или «серебристый» (женщины). Каждый тренирующийся должен найти свои интонации. Заикание, как правило, прекращается при значении высокой форманты голоса более 30%, что и служит индикатором, «лакмусовой бумажкой» эффективности тренинга.

Программа фиксирует ваш «вокал» — высокие и низкие звуки (удельный вес высокой и низкой форманты голоса). А также ваши психологические показатели — эмоциональный уровень, уровень потенциальной агрессии, уровень ажитации и тревожности. На этом этапе пациент самостоятельно анализирует все эти взаимосвязанные характеристики речи в реальном времени. Что, без всякого сомнения, усиливает уверенность в своих силах.

Подобный мониторинг, обеспечивая обратную визуальную связь, освобождает пациента от постоянного самонаблюдения. Все его внимание теперь сосредоточено только на точном донесении мысли. Напряжение ослабевает, психическое состояние нормализуется, и проблема заикания исчезает сама собой.

ИЗЮМИНКА: тренинг с помощью «речевого протеза» программы «BreathMaker» формирует непрерывную, но искусственную, замедленную, монотонную речь, лишенную эмоциональной окраски. Благодаря дикторскому модулю программы «BreathMaker» эта «занудная» речь исчезает. «Развитие дикторских способностей» — тот мостик, который позволяет перейти к естественной, четкой, эмоциональной, выразительной речи до уровня профессионального диктора.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЛЕЧЕНИЯ: окончательно от заикания можно избавиться только в процессе нормального общения. Порочная, но давно сложившаяся привычка говорить запинаясь поначалу сильнее новой. Человек ни с того ни с сего может опять начать заикаться в стрессовых ситуациях. Поэтому врачи рекомендуют предупреждать возможный возврат заикания и заранее проводить одно-два занятия на тренажере «BreathMaker».

В конечном итоге пациенты сами начинают управлять своей речью — навык гладкой, бессудорожной речи, поддерживаемый компьютером, переносится на повседневное общение. Постепенно уходят вторичные наслоения заикания (навязчивые мысли, страх речи, уловки). На протяжении года, в который укладывается основной курс и поддерживающие микрокурсы реабилитации, новые навыки речи многократно проверяются в самых разнообразных ситуациях. Речь нормализуется, устанавливается правильная интонация. Заикание уходит навсегда.

СОВЕТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ:

1. Родителям малышей нужно проводить компьютерные тренировки в форме увлекательной игры. Через игры легче всего длительно удерживать внимание ребенка и повысить его заинтересованность. Если малыш еще не умеет читать, то пусть повторяет за вами текст, пересказывает сказки, учит стихи. Выбирайте рассказы с увлекательным сюжетом.

2. Тренажер «BreathMaker» также полезен людям «речевых» профессий: дикторам, актерам, лекторам, юристам, педагогам, экскурсоводам, общественным деятелям для постановки голоса. Режим программы «Развитие дикторских способностей» укрепляет речеголосовой аппарат, делает голос более выносливым, улучшает его тембр и расширяет диапазон, придавая особый «магнетизм» вашему голосу для собеседника.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОТЗЫВЫ: применение «BreathMaker» одобрено и разрешено Минздравом России. Имеется международный патент.

ИНФОРМАЦИЯ О ЦЕНАХ: первое индивидуальное занятие проводится совместно с врачом бесплатно; $250 за компьютерный комплекс «BreathMaker» и дальнейшую поддержку до «победного конца».

РЕЗЮМЕ ДОСТОИНСТВА:

  • Комплексность — целый ряд методик лечения заикания, реализованных невропатологами, логопедами, психиатрами, психотерапевтами и программистами на базе «BreathMaker», обеспечивает суммарный эффект действия компьютерного тренажера.
  • Антидепрессивное действие модифицированной речи за счет соответствия акустических частот биоритмам мозга («эффекта Monroe») повышает настроение и веру в свои силы. Некоторые элементы методики модификации речи были реализованы и апробированы в логопедической практике на протяжении длительного времени. Современная реализация методики акустической обратной связи, фильтрующей разрывы «речевого круга», позволяет качественно увеличить ее надежность и доступность, а также расширить возможности методики за счет визуализации речи.
  • Универсальность — программа может успешно использоваться при лечении как невротического, так и неврозоподобного заиканий и при некоторых других видах речевых расстройств.
  • Доступность большинству пациентов, независимо от места проживания, так как «BreathMaker» разработан под Pentium 166 и может использоваться на домашних компьютерах.
  • Надежность — невозможность механической поломки программного обеспечения.
  • Удобство применения — свобода выбора режимов программы и времени тренировок, наглядность результатов.
  • Самостоятельность в речевых победах. Формирование нормальной речи подвластно самим заикающимся, многие из которых давно уже от самих себя никаких речевых успехов не ждут.

НЕДОСТАТКИ: ваш лечебный успех зависит от некоторых индивидуальных факторов: терпения, трудолюбия, волевых качеств, мотивации, порога обучаемости.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: методика модификации речи, реализованная в тренажере «BreathMaker», имеет самые высокие российские и международные показатели в излечении от заикания, так как лечит даже тяжелые формы заикания в подавляющем большинстве случаев — 94 — 96%. Данный факт подтверждают наблюдения, проводящиеся с 1996 по 2002 гг. (по данным, предоставленным компаниями BWC Ltd (Великобритания) и ITTG Inc (Израиль).

Наш консультант: Андрей Анатольевич БЛУДОВ, врач-невропатолог, кандидат медицинских наук.

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Трудоголики, или бегство в никуда
28 октября 2003
Обзоры

Трудоголики, или бегство в никуда

Николай НАРИЦЫН, врач-психотерапевт, психоаналитик http://www.naritsyn.ru ...Сейчас у любого психотерапевта нередки жалобы такого плана: кто-то из близких — чаще всего супруг — мягко говоря, «слишком много работает». А в последнее время вовсю пользуются новым, но уже достаточно популярным термином: «Он — настоящий трудоголик!» За этим идет рассказ о проблемах, связанных с подобной «зависимостью» члена семьи, о тех сложностях, которые вызваны его «трудоголизмом».

Что такое энурез и как с ним бороться?
11 марта 2005
Обзоры

Что такое энурез и как с ним бороться?

Энурез — один из наиболее ярких симптомов расстройств мочеиспускания, наблюдаемых в широком диапазоне проявлений — от изолированного непроизвольного мочеиспускания во время сна до его сочетания с полным или неполным синдромом императивного мочеиспускания. Надо ли говорить, сколько неприятностей несет в себе эта болезнь? Это неприятно, это травмирует ребенка, может служить поводом для насмешек со стороны сверстников, создавая почву для возникновения комплекса неполноценности, иногда на всю жизнь.

Пародонтит и пародонтоз
27 декабря 2004
Обзоры

Пародонтит и пародонтоз

ЧТО ТАКОЕ ПАРОДОНТ? Пародонт — это целый комплекс тканей, которые окружают зуб. К ним относится не только десна, но и костная лунка, в которой располагается корень зуба, и связки зуба, что удерживают зуб в лунке, вплетаясь в корень зуба и в кость. Все эти ткани представляют собой единую систему, которая выполняет сразу несколько важнейших функций.

Как я худела
7 мая 2002
Обзоры

Как я худела

Расскажу вам о моем пути. О! Это было мучительно и поучительно. ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ... Слава богу, гербалайф прошел мимо меня. «Суперсистему шесть» я отвергла сразу. У нас с Ларисой Долиной разные финансовые категории, я даже не стала узнавать, сколько же стоит это удовольствие. Я звонила и консультировалась о «Суперсжигателе жира», слава богу, мне не понравилось, как со мной говорили.

Глоток целебного воздуха
1 ноября 2004
Обзоры

Глоток целебного воздуха

При использовании небулайзера надо знать, что не любой лекарственный раствор можно распылять. Существуют специальные растворы лекарственных препаратов для ингаляций именно через небулайзер. Препараты для небулайзерной терапии применяют в специальных пластиковых контейнерах (небулах), а также растворах, выпускаемых в стеклянных флаконах.

Если на память осталась богиня любви Венера...
27 декабря 2004
Обзоры

Если на память осталась богиня любви Венера...

К сожалению, в жизни не всегда легко определить, не является ли ваше романтическое увлечение роковым заблуждением. Порой до встречи со своей судьбой человек не раз ошибается... Наш разговор пойдет об инфекциях, передаваемых половым путем, о прозаических вещах с далеко идущими последствиями. ГРОМ НЕ ГРЯНЕТ — МУЖИК НЕ ПЕРЕКРЕСТИТСЯ О том, что существуют инфекции, заразиться которыми можно при половом контакте, знают все.

Beurer FM 90: профессиональный массаж ног
3 июня 2019
Новости

Beurer FM 90: профессиональный массаж ног

Для заказа в MERLION, эксклюзивного дистрибьютора компании Beurer в России, стал доступен новый массажер для ног FM90.

Медики рекомендуют... секс
20 мая 2004
Обзоры

Медики рекомендуют... секс

16'2004 «Никакие лекарства, никакая пища, никакие другие средства спасения не смогут продлить жизнь человека, если он не понимает и не практикует гармонию сексуальной энергии». Даос Пэн-цзу, проживший согласно преданиям более 800 лет. Давно известно, что между сексом и самочувствием существует самая позитивная и самая сильная связь.

Остеоартроз, как и время, течет только в одну сторону
28 октября 2003
Обзоры

Остеоартроз, как и время, течет только в одну сторону

29'2003 Пока гром не грянет, мужик не перекрестится... Увы, в справедливости этой пословицы еще раз я убедилась, когда на прием пришел пожилой мужчина. Сильно хромая на правую ногу, он с трудом опустился на стул: «Доктор, ходить не могу...» С первого взгляда стало ясно: это не просто остеоартроз, а самая его запущенная форма, когда в коленном суставе начали разрушаться участки кости.

О девчоночьих и мальчишечьих почках
27 марта 2007
Обзоры

О девчоночьих и мальчишечьих почках

Нина Алексеевна КОРОВИНА, Главный детский нефролог Управления делами Президента РФ, профессор, доктор медицинских наук Возможно ли, что в России педиатров ликвидируют как класс? А возможно ли, что мы под портретом Сперанского выпиваем великолепное «бордо» «за доверие между врачами и пациентами»? Если второе возможно, то и первое?— не слишком большое преувеличение.