Ральф Гибсон

В контексте современной американской и мировой фотографии Ральф Гибсон занимает далеко не последнее место. В его активе — публикация более 20 фотоальбомов и статей, посвященных собственным фотографиям. С 1970 по 1983 год, будучи основателем издательства «Люструм Пресс», он также выпускает ряд книг, посвященных различным тематическим и теоретическим материалам по фотографии и произведениям таких фотографов, как Ларри Кларк, Роберт Франк, Эрика Ленард и т.д. Начиная с 60-х годов прошлого столетия, коллективные и персональные выставки его работ проходят в Соединенных Штатах Америки, Франции, Германии, Великобритании, Нидерландах, Швеции, Австралии, Аргентине, Марокко, Японии, Греции, Италии, Швейцарии и в ряде других стран. Обладатель различных грантов (в частности, гранта фонда Симона Гуггенхейма) и призов, он в 2002 году был удостоен звания кавалера Ордена искусств и литературы — одной из самых престижных наград в области литературы и искусства во Франции.

Этому успеху Ральф Гибсон обязан прежде всего своему фотографическому видению, своей технике и методичности в работе. Сын ассистента режиссера в Голливуде, будущий фотограф, рано столкнулся с миром кино, и сильные контрасты его последующих работ часто приписывают влиянию ортохроматической пленки, использовавшейся в то время в голливудских фильмах. В 1956 году в возрасте 17 лет он идет в морской флот, где его определяют в фотографическую школу. С этого момента его любовь к фотографии развивается параллельно с его пристрастием к музыке (в 1952-м он получает в подарок свою первую гитару). По возвращении с армейской службы Ральф Гибсон продолжает учебу в Художественном институте Сан-Франциско, после чего становится ассистентом известного американского фотографа Доротеи Ланг, участвовавшей в проекте Фарм Секьюрити Администрейшен.

Несколько лет спустя ему также доведется работать с не менее известным американским фотографом швейцарского происхождения Робертом Франком. У него он учится быстроте съемки, что является характерной чертой фоторепортажа. Тем не менее после своего трехмесячного пребывания в известном агентстве новостей «Магнум» Гибсон понимает, что работа фоторепортера не для него. Впоследствии он скажет, что никогда бы не смог стать фоторепортером, так как этот вид фотографии слишком часто построен на людских трагедиях.

В 1966 году Ральф Гибсон переезжает в Нью-Йорк, где живет и поныне. Он быстро осознает, какую роль в распространении его фотографий могут играть фотоальбомы, и начинает публиковать по книге каждые два-три года. «Сомнамбула» (1970), «Дежа вю» (1972), «Дни у моря» (1974) и «Синтаксис» (1983) были изданы «Люструм Пресс». После закрытия собственного издательства уже пользующийся тогда известностью Ральф Гибсон продолжает публиковаться в Лондоне, в Париже, в Нью-Йорке и Цюрихе. Выходят в свет его фотоальбомы «Анонимный», «Тропизм», «In situ», «Светотень», «История Франции», «Женщины», «Душа Бургундии», «Свет фараонов, «Инфанта», «Год света», «Продолжающееся течение», «Экслибрис», ретроспективное издание «Деус Экс Макина».

Последний альбом, который должен появиться в 2004 году, — «Световые струны». В нем прослеживается взаимосвязь между одной из самых важных тем фотографа — женским телом и его страстью к гитаре. Как уже было упомянуто выше, музыка с самого юного возраста играла важную роль в жизни Ральфа Гибсона. Он всегда увлекался гитарой; в 70-е годы играл в группе «Секс энд драгз» («Секс и наркотики»), пользовавшейся успехом в богемном районе Нью-Йорка — Сохо. И сегодня музыка продолжает играть важную роль в его жизни. Фотограф изучает музыкальную теорию, гармонию, композицию и говорит, что игра на гитаре доставляет ему огромное удовольствие и удовлетворение. По его мнению, фотографию можно сравнить с музыкой, так как время звучания ноты так же коротко, как и момент фотографирования. В данном случае можно провести параллель между фотоаппаратом и музыкальным инструментом, так как и тот и другой нуждаются в определенной, хорошо продуманной манипуляции, чтобы вышел нужный звук или получилась удачная фотография.

Возвращаясь к теме ню в его творчестве, можно отметить, что она присутствует во многих фотоальбомах, некоторые почти полностью посвящены этому жанру («Дни у моря», «Анонимный», «Инфанта», серия «Черный поцелуй»). Женское тело, как и остальные объекты, Ральф Гибсон фотографирует быстро, со всех сторон, со всех ракурсов. Он просит своих моделей двигаться, потом вдруг застыть, вернуться в прежнее положение. Он меняет освещение, место съемки. Отснимает пленки одну за другой. А затем — проявка, контактный тираж, отбор фотографий.

Для Ральфа Гибсона, как и для многих фотографов, момент выбора удачного снимка очень важен. Это может быть одна фотография на целую пленку, а иногда ни одной на три, пять пленок. Фотограф проводит много времени, выбирая удачные снимки. Только они удостаиваются позитивной печати, остальные фотографии остаются в виде негативов. Время, проведенное в темной комнате, и весь процесс выбора являются одним из основных этапов творческого процесса Ральфа Гибсона.

В одном из своих интервью он говорит, что стал фотографом, потому что любит смотреть фотографии. И на мой взгляд, это чувствуется при просмотре его фотоальбомов. Его фотографии раскрываются не сразу, даже если глаз тут же мысленно узнает предметы, изображенные на снимке; их взаимосвязь, их сочетание, их аура, их смысл открываются постепенно, часто не с первого и даже не со второго раза.

Другим объектом изображения является глаз. Он часто один — второй скрыт в тени. Ральф Гибсон останавливает свой глаз-объектив на памятниках, на элементах архитектуры, на руках. Фотограф придает большое значение умению работать с объективом. Иногда он может целый год использовать одно и то же фокусное расстояние, изучая каждую скорость экспозиции, каждый нюанс дистанции. В своих фотографиях он уделяет большое внимание построению, архитектуре снимка.

Если попытаться выделить характерные черты снимков Ральфа Гибсона, то прежде всего бросается в глаза наличие в основном ближних планов. Все предметы близки и статичны, двигающихся объектов практически нет. В его работах часто пытаются прочесть какие-то знаки, их сравнивают с иероглифами, которые нужно расшифровать. Сам фотограф отрицает наличие символики в его снимках. По его мнению, в его фотографиях нет аллегорий, но есть содержание. Последнее можно найти как в самом изображенном предмете, так и в его тени, в выбранном ракурсе, в игре контрастов. В своих снимках Ральф Гибсон активно использует весь арсенал фотографического искусства: контрасты светотени, тонкую градацию серых тонов, объемное построение фотокадра, скульптурную насыщенность форм. Он — мастер крупного плана, мастер детали, часто освобожденной от фона и от излишних окружающих элементов.

Это сосредоточение на одном предмете или на его части прекрасно удается фотографу не только в черно-белых снимках, но и в цвете. Цветную пленку он начинает использовать с середины 70-х годов. Его первая серия цветных снимков «Теорема» выставляется в 1977 году в известной нью-йоркской галерее Лео Кастелли. За ней следует серия «Хроника Готама» и в 1991 году фотоальбом «История Франции». Цвет в своих фотографиях Ральф Гибсон использует как художник краски: с одной стороны, для придания уравновешенности композиции, а с другой — для красоты цветовых комбинаций. Облако на фоне голубого неба, снятого из окна, красная резинка в темных волосах, желтая краска, покрывающая кирпичную стену, — все эти визуальные штрихи, эти цветовые лучи вспыхивают и мигают в умелом объективе фотографа.

Свои фотографии Ральф Гибсон характеризует как мыслительный процесс, нарисованный светом. По своей сути фотография не может быть отделена от реальности, от видимых предметов. На снимках Гибсона последние становятся не только вещественной сущностью кадра, но и импульсами к эстетическому восприятию, к ассоциативному мышлению или просто к рождению мимолетных, часто неосознанных эмоций.

Сила фотографии заключается в том, что она позволяет даже самый тривиальный предмет сделать фотографически интересным. Ральф Гибсон в полной мере владеет этим мастерством. Чтобы добиться скульптурно-объемной значимости своих предметов и моделей, он придает большое значение кадрированию снимка, композиции, световым контрастам, крупным планам, разрушающим перспективу. Все вышеперечисленные приемы позволяют ему избежать ненужных деталей и информационной загруженности снимка.

Как охарактеризовать стиль Ральфа Гибсона? В некоторых его фотографиях есть сюрреалистические элементы. Другие характерны своим минимализмом. Резкие и глубокие контрасты светотени напоминают кинематографический экспрессионизм. Какие-то снимки почти абстрактны. Сам фотограф отрицает наличие у него какого-либо определенного стиля, так как в его восприятии стиль — это что-то завершенное и незыблемое, а к его фотографиям, по его мнению, можно скорее применить понятие визуальной подписи.

Просматривая фотоальбомы Ральфа Гибсона, замечаешь, что его сюжеты иногда нейтральны, а иногда неразрывно связаны со страной, где они были сняты. Так, фотоальбом «Светотень» посвящен Италии. Фрагменты скульптур, венецианские маски и гондолы, выбитые на камне надписи, — казалось бы, стандартные, банальные сюжеты, а переданы так, что чем больше на них смотришь, тем таинственней они становятся, тем глубже хочется проникнуть в то, что стоит за ними. То же ощущение возникает при просмотре серии «Хаику», посвященной Японии. Детали лиц, тел, пейзажей. Все очень гармонично и минимально, как многие произведения японского искусства.

«Свет фараонов» и «История Франции» говорят о своей тематике сами за себя. В первом фотоальбоме Ральф Гибсон использует только черно-белую пленку, во втором — многие снимки цветные. В обоих случаях совокупность фотографий-деталей, собранных в фотоальбом, создает единый ансамбль, который, в свою очередь, рождает образ представленной в альбоме страны. Создавая свои фотоальбомы, Ральф Гибсон уделяет большое внимание диспозиции снимков. Устанавливая между ними содержательную и визуальную взаимосвязь, фотограф таким образом придает им дополнительные оттенки.

Ральф Гибсон много работает с фотоаппаратом «Лейка», меняя и детально изучая различные объективы. Он снимает быстро и много, по 300—400 пленок в год. Такая активность позволяет ему сохранять умение манипулировать фотоаппаратом.

Сейчас Ральф Гибсон продолжает активно работать над несколькими проектами. Закончен макет фотоальбома «Световые струны», который должен появиться в 2004 году. Выставка его египетских фотографий проходит во Флориде. Параллельно фотограф работает над проектом для музея современного искусства Кастелло ди Риволи в Италии и над новой серией снимков, посвященных Бразилии. Так что путешествие по миру фотографий Ральфа Гибсона продолжается... Его работы будут выставляться и в Москве, в Доме фотографии с 20 по 25 апреля.








Комментарии

kirill
11.07.2009
0
Шшикарная статья, становишься другом сразу двум людям: Ральфу и Ольге, которая поняла и приподнесла Художника Света, Тела, Отношений Жизни и Красоты. Спасибо приогромное
tolajn1
18.07.2010
0
Хорошо.
Григорий
30.04.2012
0
Интересная статья. Интересный фотограф. Раньше не слышал о нем.

Похожие статьи

Тест акустической системы Wharfedale Diamond 9.6
15 ноября 2012
Тесты

Тест акустической системы Wharfedale Diamond 9.6

ДОСТОИНСТВА: точный тональный баланс, детальные и натуральные тембры, объемная и хорошо прорисованная сцена. НЕДОСТАТКИ: субъективно чуть смягченные края звукового спектра. ВЫВОДЫ: разработчики Wharfedale, очевидно, проделали хорошую работу, и новые АС Diamond стали достойным продолжением этой уважаемой линейки. У Diamond 9.6, на наш взгляд, есть все данные для того, чтобы понравиться меломану. В них сочетаются современный дизайн, музыкальность тембров и неплохая динамика. Они свободно играют произведения любых музыкальных жанров. Отменное качество стерео панорамы позволит колонкам с успехом работать в многоканальных системах ДТ.

Видеообзор беззеркальной камеры Canon EOS R
19 января 2019
Видео

Видеообзор беззеркальной камеры Canon EOS R

Очевидно, за системой RF будущее. И EOS R - это только первая камера, которая впитала в себя многолетний инновационный опыт легендарного бренда и самые новейшие технологии. Полнокадровая беззеркальная камера Canon получилась сбалансированной. С нее можно получать фотографии отличного качества, поэтому эта камера подойдет и любителям, и профессионалам, но, правда, с ограничениями: если камера не будет использоваться в суровых условиях заполярного круга.

Компания FUJIFILM объявляет о выходе новой модели в линейки мобильных принтеров Instax SHARE - instax SHARE SP-2.
12 октября 2016
Новости

Компания FUJIFILM объявляет о выходе новой модели в линейки мобильных принтеров Instax SHARE - instax SHARE SP-2.

instax SHARE SP-2 — это новое устройство от компании FUJIFILM, обеспечивающее высокое качество печати фотографий благодаря новой технологии лазерного экспонирования. Система лазерного экспонирования позволяет делать фотоснимки размером с визитную карточку с высокими разрешением и контрастностью изображения.

Фотограф Урсула Феррара собрала крупноформатную камеру 16х20 дюймов.
21 мая 2018
Новости

Фотограф Урсула Феррара собрала крупноформатную камеру 16х20 дюймов.

Урсула - фотограф-самоучка, но ей любопытно и интересно создавать собственные камеры. Ранее она собирала камеры обскура, используя коробки из-под iPad и шампанского. Она признательна людям, которые делятся опытом и размещают много полезной информации в сети, благодаря которой она расширяет свои знания.

Выставка фотографий Александра Лапина
9 декабря 2012
Новости

Выставка фотографий Александра Лапина

После смерти Александра Лапина прошло слишком мало времени, чтобы собрать выставку фотографий хоть как-то претендующую на полноту. FOTODOC показывает малую часть творческого наследия, несколько десятков фотографий, отобранных и оформленных самим автором. Авторский отбор – принципиальное условие первой посмертной выставки, дань памяти и уважения Фотографу, Куратору и Учителю.

Универсальная и удобная мультимедийная аудиосистема Bluetooth: Hercules 2.1 GLOSS
24 октября 2013
Новости

Универсальная и удобная мультимедийная аудиосистема Bluetooth: Hercules 2.1 GLOSS

Москва, 22 октября 2013 г. — Компания Hercules, высокопрофильный производитель аудиорешений с более чем 20-летним опытом в этой сфере, объявляет о выпуске новой мультимедийной системы в линейке GLOSS — Hercules 2.1 GLOSS Bluetooth. Это аудиосистема 2.1, призванная предоставить максимальному количеству пользователей свободу беспроводного домашнего аудио(1) и максимальную универсальность для воспроизведения музыки с компьютера!

Компания ASUS представляет смартфон ZenFone 4 Max (ZC520KL)
8 ноября 2017
Новости

Компания ASUS представляет смартфон ZenFone 4 Max (ZC520KL)

Компания ASUS представляет ZenFone 4 Max (ZC520KL), 5,2-дюймовый смартфон с двойной тыловой камерой и аккумулятором большой емкости, идеальный спутник для фотосъемки в течение всего дня. Основная камера обладает разрешением 13 мегапикселей, а дополнительная – оснащена объективом с широким углом поля зрения (120°). Благодаря мощному аккумулятору емкостью 4100 мА∙ч и технологии ASUS PowerMaster смартфон может проработать до 37 дней без подзарядки в режиме ожидания в сетях 4G.

Новые наушники Panasonic RP-HC800 — эффективное шумоподавление, высокое качество звука и длительное время работы
17 февраля 2014
Новости

Новые наушники Panasonic RP-HC800 — эффективное шумоподавление, высокое качество звука и длительное время работы

Компания Panasonic представляет новые высококачественные наушники RP-HC800 c функцией шумоподавления, длительным временем работы, прочным корпусом и удобным чехлом для переноски. Удачное решение для тех, кто много путешествует. Наушники RP-HC800 предлагают улучшенную технологию шумоподавления, эффективно работающую в широком диапазоне частот. Встроенный в корпус высококачественный микрофон определяет высоко- и среднечастотный фоновый шум, а затем создает звуковую волну с инвертированной фазой, которая значительно уменьшает его уровень...

Накладные наушники Fostex T50RP MK3 когда Сальери тоже становится Моцартом…
23 августа 2017
Обзоры

Накладные наушники Fostex T50RP MK3 когда Сальери тоже становится Моцартом…

Позвольте поинтересоваться: а вы за Моцарта или за Сальери? Ответ, казалось бы, очевидный. Но не все уже так однозначно. Историки утверждают, что Сальери на самом деле никого не травил, он просто опередил свое время, пытаясь поверить алгеброй гармонию… Не верите? А разве не тем же самым: алгеброй по гармонии! - занимаются современные производители аудиотехники? Прямолинейность АЧХ и минимум искажений – как признак гениальности, за счет которой звук из канала становится животворящим, приближенным к тому, что мы слышим в реальной жизни. В общем, я так скажу: мир не потерял бы еще одного Моцарта, если бы Сальери явился на свет в эпоху цифрового звука. Очень жаль, что мы без Сальери поднимемся сегодня на своеобразную «моцартовскую вершину», слушая почти живую музыку в наушниках из мира профессионального аудио. Пережив несколько реинкарнаций, они много лет радуют музыкантов, звукорежиссеров и просто любителей качественного звука. Сегодня в нашей студии звучат накладные наушники T50RP MK3 от японского бренда Fostex.

Обзор и тестирование объектива Nikon Nikkor AF-S 85/1.8 G FX на фотоаппарате Nikon D700.
22 июля 2017
Тесты

Обзор и тестирование объектива Nikon Nikkor AF-S 85/1.8 G FX на фотоаппарате Nikon D700.

Любите ли вы фокусное 85 мм так, как люблю его я, или вы просто еще не «научились его готовить»? Объективы 85 мм считаются «классическими портретными», но я не стал бы ограничивать их применимость преимущественно портретной фотографией: я долгое время таскал в сумке комплект из двух объективов – 35 мм и 85-мм – его хватало на подавляющее большинство задач фотолюбителя. Портреты я снимаю редко и «восемьдесят-пятка» успешно выполняла роль умеренного телевика.