"Культура девочек"


Лорен Гринфильд, Москва, апрель 2004. Фото: А.Мелихов

— С чего начался проект «Культура девочек»?

— Этот проект — мое собственное зеркало, моя личность отчасти формировалась вместе с ним. Я начала делать его задолго до того, как взяла в руки фотокамеру, потому что все эти проблемы становления личности и самоутверждения были знакомы мне с детства — мне никогда не удавалось полностью войти в систему, я никогда не соответствовала правилам до конца. Это чувствовалось и тогда, когда я делала свой первый проект о французской аристократии: меня никогда бы не приняли в этих кругах, потому что я еврейка. Я была частью иной культуры и смотрела на них со стороны, их ценности не имели с моими ничего общего. Во Франции я исследовала социальные ритуалы — хотелось понять, как надо вести себя, чтобы стать человеком определенного круга. С этим проектом я стала интерном National Geographic — и это стало настоящим прорывом в моей карьере фотографа.

— Почему вы хотели попасть в National Geographic, и почему вам хотелось снимать?

— Честно говоря, я думала, что проект об аристократии будет моим последним — хотела понять, чем вообще хочу заниматься. Долгое время я вообще не имела представления, где найти ту работу, которая могла бы меня интересовать. Фотографы были скорее иллюстраторами текстов, чем рассказчиками историй, и такая работа меня совершенно не устраивала. Для карьеры «фотохудожника» у меня не тот темперамент, поэтому в конечном итоге я задумалась о документалистике. И только в N.G. я впервые увидела, что фотограф может быть журналистом, он отвечает за свою историю, развивает ее и исследует. Вот это было действительно интересно — поэтому я решила попробовать. В колледже я изучала антропологию и социальные науки одновременно с фотографией, и, конечно, мне хотелось бы объединить все свои навыки в работе фотографа. И в журнале это должно было совпасть. На свою первую съемку по заказу журнала я отправилась вместе с мамой, профессором, которая писала проект и помогала мне.

— Чему вас научил этот проект?

— В N.G. мой первый репортаж был о жителях деревни майя. Это была очень сложная работа: я столкнулась с большим количеством технических проблем, впервые снимала по заказу так много, не видя никаких результатов на пленке на протяжении нескольких месяцев. Были огромные проблемы с доступом: традиционно майя считают, что каждая фотография отнимает у человека часть души, и поэтому каждый раз перед съемкой приходилось вести сложные переговоры. Очень мешал языковой барьер, в итоге я не сумела выразить свое восприятие этой культуры, хотя фотографии сами по себе получились неплохо. Это был неудачный опыт: я смогла снять только самые «поверхностные» вещи. Я подумала, что должна вернуться в ту страну и к тем темам, которые я знала и понимала.

В общем, пребывая в гостеприимной деревне майя, я начала мечтать о месте, где все люди готовы позировать фотографу — о Лос-Анджелесе. Район Вестсайда — это мир, где я выросла. Размышляя о месте, таком знакомом и скучном для меня когда-то, я поняла, что рассказ о нем может быть интересен другим. И я вернулась в привычный мне мир и отправилась фотографировать в свою школу.

— Что изменилось там с тех пор, как вы ее закончили?

— Многое в ней осталось прежним: культ потребления, притягательность Голливуда и восхищение жизнью знаменитостей... Все было построено на внешних атрибутах, как и раньше, но появилось и нечто новое. Это пришло через масс-медиа: MTV и хип-хоп культура оказали огромное воздействие на подростковую среду. Дети из богатых семей начали копировать стиль, одежду и язык восточных и южных районов Лос-Анджелеса. При этом, с другой стороны, культ потребления вырос и среди детей из гетто.

Так возникла новая тема: рост влияния средств массовой информации и усреднение молодежной культуры в целом. На детей из совершенно разных социальных слоев масс-медиа стали влиять одинаково. Я даже представить себе не могла, чем закончится весь этот проект, и к каким выводам он меня приведет после трех лет исследований...

Подготовкой к проекту «Культура девочек» для меня стала съемка в школе для детей из богатых семей. Многие девушки, которых я видела, понимали, что могут войти в богатое общество за счет своей внешности, природных данных, и использовали это знание в своих целях. Это было похоже на потерю духовной невинности в медиаориентированном мире. Голливудский культ знаменитостей гораздо сильнее, чем раньше, стал формировать идеалы молодежи: модель, актриса, стрип-танцовщица. С 11—12 лет многие девочки копят на пластические операции — исправляют форму носа, груди или убирают лишний жир, а мания худения стала подвергать их жизнь серьезной опасности. Кусочки образов — кусочки себя, собираются постепенно со станиц журналов и из видеоклипов. Стало модно быть бисексуалом — и девочки идут на это, даже если на самом деле не являются лесбиянками. Модный вид спорта — стриптизная аэробика... Популярность порнозвезд приводит в подростковой среде к пропаганде сексуальной неразборчивости.

Отсюда исследования перешли к самой культуре девочек: откуда берется эта ранняя сексуальность и навязчивая демонстрация своего тела? Социализация начинается вместе с заимствованием идеалов красоты. Тело сейчас — первичное выражение индивидуальности. Приоритет красоты — худая и светловолосая. Толстым в этом мире места нет, они никому не нужные жертвы и прекрасно это осознают. Им приходится ездить в специальные лагеря для жирных и там целенаправленно худеть!

Вместо первого причастия теперь — первый маникюр. Как сказала одна из девочек, которых я снимала: «Лучше быть дурой, чем шлюхой, но лучше шлюхой, чем уродиной или жирдяйкой»...

Полумертвая от худобы модель публикуется в Harpers Bazaar и других крупнейших журналах — разве это норма? Когда я принимала участие в фэшн-съемке, мне казалось, что девушка может буквально упасть в обморок, такой измученной она выглядела. Я была уверена, что снимки никому не понравятся — но они пошли на развороты многих модных журналов. Мы сами показываем девочкам, чего от них ожидаем, сами формируем совершенно дикие понятия о красоте.

— Видимо, журналы и есть одно из главных зол...

— Да, потому что кино и журналы формируют массовое понятие и представление об идеале. Тело девушки — это холст, на котором она рисует представление о самой себе, а материальный мир вокруг конструирует ее индивидуальность. В 80-х быть «хорошей девочкой» значило хорошо делать свою работу. Сейчас главное в успехе — внешность, фокус переносится на внешнее. Сексуальность, так ярко пропагандируемая прессой, копируется девочками и превращается в эксгибиционизм. Быть танцовщицей стриптиза — идеальный стиль жизни для многих. Следить за собой — это вроде бы совсем не плохо, но часто на это уходит слишком много ресурсов, сил и времени. А когда это доходит до мании похудения, забота о своей внешности превращается в саморазрушение. Формирование такого рода интересов провоцируется средствами массовой информации, которые используют девушек как идеальных потребителей. Чтобы покупать все новые и новые вещи и косметику, они должны чувствовать себя беззащитными, несчастными и уродливыми.

Общество помешано на ценности тела. Идеал красоты — модели на обложках — часто создается цифровым способом, доводится до совершенства, которого физически невозможно достичь. А ведь все хотят быть хоть немного похожими на идеал...

— Кто-нибудь может изменить эти образцы или хотя бы повлиять на них?

— Девочки у кого-то всегда учатся: как быть популярными, красивыми, привлекательными — и в этом смысле семья и есть основа самой первой шкалы ценностей. Родители часто сами покупают дочерям определенную одежду, не задумываясь о том, что это может значить. Иногда этого бывает достаточно, чтобы запустить формирование того самого мировосприятия, которое навязывается средствами массовой информации и модой. Самое трудное в подростковом возрасте — верить в себя, быть собой и не стесняться этого, а в этом помогает в первую очередь семья. Поэтому очень важно быть просто внимательными по отношению к собственным детям.

Когда-то в школьном лагере один из наших преподавателей вытащил меня на всеобщее обозрение перед отрядом, только чтобы сказать, какие красивые у меня глаза. Наверное, это был первый в жизни комплимент, потому что я помню его совершенно отчетливо. Я усвоила урок, что популярность и успех очень зависит от внешности. Думаю, у каждой женщины бывала в жизни ситуация, подобная этой.


Фитнес Америка

— А с чего началось изучение темы? Что было необычным в подготовке серии о девочках?

— Все мои проекты очень личные. Первый импульс — инстинктивная реакция, потом я его анализирую и начинаю исследования в этом направлении, разговариваю с людьми и провожу с ними как можно больше времени. Проект Girls Culture, к примеру, я делала пять лет. В общении с объектами моих съемок я выясняю, насколько верным было мое первое, инстинктивное чувство, не ошибаюсь ли я в своей идее. Интервью позволяет увидеть ситуацию с позиции других людей и оценить ее с их точки зрения.

В основу Girls Culture легла история, которая была сделана для New York Times Magazine, о школьниках в городе Эдина в Миннесоте. Быстро выяснилось, что самое важное для ребят 13 лет — вопрос популярности. Чтобы «соответствовать», нужно было быть худой блондинкой и одеваться в одном из трех дорогих магазинов города. Многие родители были в курсе этих правил, которые повторялись в каждом новом интервью. Я задавала вопросы на тему популярности всем, чтобы убедиться, что это действительно важно, и я не делаю из мухи слона — одинаковые ответы стали убеждать меня в этом.

В литературе подобная тема давно изучена, и в ней нет ничего нового, о подростках и массовой культуре написано много книг, но я не видела, чтобы кто-то изучал тему фотографически и документально. Книга Джоан Брамберг Body Project объяснила мне теоретическую основу того явления, которое я изучала, сообщила проекту определенную авторитетность и дала исторический контекст.

— Как вы смогли установить такой контакт с девушками, как удалось уговорить их участвовать в этом проекте?

— Их отношение ко мне — глубоко личное, они понимают, что в моем подходе нет ничего оскорбительного. Девочки должны говорить за себя сами, жить и вести себя естественно. Я рассказываю о них как фотограф, но и они рассказывают о себе сами в своих текстах или интервью. Это есть и на выставке, и на страницах сайта, посвященного этому проекту. Девушки, которых я снимала, могли общаться со мной лично, персонально, я сама была всегда открыта для них и не была просто наблюдателем. Конечно, не всем решение об участии в проекте давалось легко, ведь многие скрывали от других свои проблемы и неуверенность. Но все они согласились в итоге с тем, что эта публикация очень важна и выставка должна состояться.

— Чувствуется, что вы были абсолютно откровенны с людьми, и поэтому они смогли ответить вам тем же.

— Мой проект — и о девочках, и обо мне тоже. Я даже не знаю, когда именно его начала, ведь я была вовлечена в культуру девочек и испытывала похожие чувства еще до того, как начала снимать. С этими темами и идеями я сталкивалась вновь и вновь на протяжении многих лет. Поэтому это не проект, выстроенный по кирпичику, — это больше похоже на расшифровку кода. Все элементы были там почти с самого начала, нужно было определить их, понять их важность, найти связи и затем получить целую картину. Проект «Культура девочек» гораздо больше основан на интуиции, чем другие мои журналистские проекты и формировался не за счет сознательных построений, а из чего-то более глубокого и неосознанного. Суть его, безусловно, субъективна, это так же правдиво, как и восприятие собственного отражения в зеркале.

Мой проект — об общественном и личном. О внутреннем и внешнем и о том, где проходит граница между ними, если она вообще еще есть. Это рассказ о моем желании быть популярной, о поиске баланса между внутренним и внешним.


Дамы в лимузине

— А как вы обычно получаете доступ к объектам своих съемок? Есть ли какие-то правила?

— Каждый раз все начинается сначала, нет никаких конкретных правил. Хотя нет, есть одно: понимать всю сложность и не останавливаться. Я стараюсь находить людей, более открытых для общения, а не ломиться в запертые двери. Я стараюсь дольше работать над темой, проникать в жизнь людей, осваивая их культуру и язык, и это помогает им чувствовать себя свободнее. В целом никого не волнует, где ты публиковался и сколько у тебя было выставок, важно, что ты за человек и насколько комфортно с тобой общаться.

— Что бы вы могли посоветовать начинающим фотографам, которые тоже хотят снимать свои истории?

— Думаю, самое главное для любого фотографа — не искать мотивацию для действия вне своей собственной жизни. Нельзя сидеть и ждать контракта, гранта или работы. Персональные проекты — это всегда эмоциональный и финансовый вызов, и даже самые известные, состоявшиеся профессионалы знают это. Принять вызов — это единственная возможность найти свой голос и сделать так, чтобы и другие услышали его. Именно это сохраняет остроту ощущений для художника и позволяет фотографу не сбиться с пути. Фотожурналисты умеют работать под давлением и среди большой суеты жизни, и они искусны в том, чтобы создать что-то из ничего, совершить невозможное — СОЗДАТЬ СВОЮ РЕАЛЬНОСТЬ.

Грант, который я получила для съемки французской аристократии, помог мне скорее психологически: денег на проект никогда не бывает достаточно, но в том случае мне удалось почувствовать себя уверенней, забыть о проблемах, воодушевиться и сосредоточиться только на проекте. После того, как съемки закончились, я устроилась подрабатывать в университетскую лабораторию, чтобы получить возможность бесплатно печатать свои снимки. Я смогла сделать и отредактировать всю серию через год.

Ты просто находишь способ сделать то, что тебе нужно. И думаю, что большинство персональных проектов делается именно так.

Самая большая ошибка — ожидание дополнительных «вливаний» со стороны. Был бы контракт, или предложение от агентства, или новая камера, вот тогда бы я стал великим фотографом... Этого будущего нет. Что-то происходит только тогда, когда уже делаешь что-то для того, чтобы это случилось, когда сам движешь весь этот процесс. Ты уже должен делать свой проект, для того чтобы получить деньги на свой проект. Наймите себя сами — это и есть самое важное.


Лили делает покупки

— Я знаю, что у вас есть маленький сын. Как вам удается совмещать семейную жизнь и работу?

— Могу предположить, что моя жизнь не так уж сбалансирована. Очень важно, что муж всегда поддерживал меня в вопросах карьеры. Мы стали встречаться еще когда я училась в колледже — 17 лет назад, и тот факт, что мы взрослели вместе, фантастически нам помог. Никакой другой жизни мы никогда и не знали. Думаю, если бы мне пришлось искать кого-то сейчас, вряд ли нашелся бы человек, готовый подписаться на всю эту работу. И мы до сих пор понимаем, какое это огромное преимущество — заниматься делом, которое любишь, и зарабатывать им на жизнь. Я боролась за это много, много лет, и теперь у меня есть возможность жить так, как я всегда хотела, пусть даже это и требует определенных жертв. Ведь все жертвуют чем-то... даже те, кто ходит каждый день в офис!

— А есть ли такой самый знаковый момент, который вы запомнили?

— В семейно-профессиональной жизни у меня было несколько абсолютно ненормальных историй. Например, когда моему ребенку было 10 недель, мне предложили поехать на съемку в Китай. Я пошла сообщить эту новость мужу почти в слезах — потому что понимала, что мне не удастся ничего снять и прекрасный шанс будет упущен. Но он сказал, что нет причин, чтобы не ехать. Кончилось тем, что я нашла няню и долго сцеживала молоко, чтобы она смогла прокормить сына в течение 10 дней — и все получилось. В итоге, когда я вернулась, молоко еще оставалось в холодильнике... Мама сказала, что я, как всегда, перестаралась.

— Но это ведь вдохновляло вас и в дальнейшем...

— Да, еще бы. Я думаю, фотожурналист везде может использовать свои навыки выживания. Начиная историю, ты часто оказываешься просто в чистом поле, и у тебя нет ничего. Никаких контактов или связей нет, ничего не происходит, и план кажется невозможным, и ты спрашиваешь себя, как можно было так вляпаться. Но наша профессия и заключается в том, чтобы решать проблемы, надо просто заставить вещи работать. То же происходит и в семье: сейчас я не могу себе представить, что можно делать выбор между семьей и работой. Одна жизнь всегда бывает источником вдохновения и дополнением для другой...



Морган и Лиза, футболки-бикини

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Самый «живучий» Android-фон в мире — новая начинка с поддержкой ГЛОНАСС: Highscreen Boost 2 SE
10 февраля 2014
Новости

Самый «живучий» Android-фон в мире — новая начинка с поддержкой ГЛОНАСС: Highscreen Boost 2 SE

Российский бренд необычных смартфонов Highscreen объявляет о начале продаж обновленной версии своей поистине революционной модели Boost 2. Вышедший в октябре 2013 года Highscreen Boost 2 стал первым в мире смартфоном, который работает без подзарядки до ДВУХ недель. Теперь он получил своё продолжение — Boost 2 SE (Second Edition). Внешне это тот же Boost 2, но с совершенно другой «начинкой». Новая версия получила в полтора раза более мощный процессор от американской Qualcomm, удвоенный объем оперативной памяти (2 Гб вместо 1), улучшенную камеру (13 мегапикселей вместо 8), свежую версию операционной системы Android (4.3 вместо 4.1) и полноценную поддержку российской навигационной системы ГЛОНАСС. Суммарное время автономной работы от двух батареей емкостью 3000 и 6000 мА•ч не уменьшилось: Highscreen Boost 2 SE требуется подсоединять к розетке в среднем раз в ДВЕ недели!

Тест акустической системы Heybrook HB4
13 октября 2012
Тесты

Тест акустической системы Heybrook HB4

Британская компания Heybrook известна в России пока не очень хорошо, но на самом деле она имеет довольно продолжительную историю. Компания была создана еще в 1978 г., получив имя от названия живописной бухты рядом с первой фабрикой предприятия. В 1998 г. компания вошла в состав корпорации Audio Group International и переехала на новое место жительства под Плимут, где и базируется до сих пор.

Запечатлейте каждое мгновение с новыми камерами Canon: LEGRIA HF G40 и серией LEGRIA HF R
22 апреля 2016
Новости

Запечатлейте каждое мгновение с новыми камерами Canon: LEGRIA HF G40 и серией LEGRIA HF R

Canon расширяет модельный ряд любительских видеокамер четырьмя новыми моделями в сериях LEGRIA HF G и LEGRIA HF R. Компактная камера LEGRIA HF G40 с производительным датчиком HD CMOS Pro типа 1/2,84, высоким качеством записи звука, полностью ручным управлением и модулем WiFi прекрасно подойдет как профессионалам, так и студентам кинематографических вузов. Кроме того, серия LEGRIA HF R пополнится новыми моделями LEGRIA HF R706, LEGRIA HF R76 и LEGRIA HF R78. Все они оснащены CMOS-датчиками Full HD и 57-кратным усовершенствованным зумом. С помощью любой из этих камер вы легко сможете снимать важные семейные события в потрясающем HD-качестве — от первых шагов ребенка до школьного выпускного — и показывать их близким.

Домашний кинотеатр СОКОЛ
28 апреля 2003
Новости

Домашний кинотеатр СОКОЛ

О телевизорах «СОКОЛ» мы уже не раз писали в нашем журнале. Конструкторское бюро компании постоянно работает над усовершенствованием продукции «СОКОЛ», внедрением новых технологий и, конечно, расширением ассортимента. В этом году компания представляет полный комплект оборудования для домашнего кинотеатра.

Holga представляет портативный фотопринтер, которому не нужен аккумулятор.
16 октября 2018
Новости

Holga представляет портативный фотопринтер, которому не нужен аккумулятор.

Компания Holga, известная своими пинхольными камерами, выпустила новый продукт под названием Holga Printer. Особенностью устройства является полностью механичсеское управление и отсутствие, каких либо электронных компонентов, в том числе и аккумулятора.

Показательные телевизоры!
8 декабря 2004
Новости

Показательные телевизоры!

JVC PD-35DX Плазменный телевизор ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ JVC PD-35DX — модель интересная и, надо сказать, редкая на нашем рынке: она имеет относительно небольшую (для плазмы) диагональ экрана — всего 35 дюймов. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ: в телевизоре применены самые передовые технологические разработки компании JVC.

Новые решения визуализации NEC на российском рынке
19 июня 2017
Новости

Новые решения визуализации NEC на российском рынке

Компания NEC Display Solutions представляет на российском рынке серию широкоформатных дисплеев серии P и V для Digital Signage, а также новый лазерный проектор PX803UL для образовательных учреждений и корпораций.

Новые проекторы Ricoh для самых разных бизнес-задач
11 мая 2018
Новости

Новые проекторы Ricoh для самых разных бизнес-задач

Компания Ricoh, один из ведущих мировых поставщиков печатной техники, решений для документооборота, проекторов и оптических технологий расширила свою линейку продукции для бизнеса. Новые ультракороткофокусные, компактные и универсальные проекторы способны решить практически любые офисные задачи, связанные с наглядным представлением информации.

Мировые продажи Galaxy Fold начнутся в сентябре
29 июля 2019
Новости

Мировые продажи Galaxy Fold начнутся в сентябре

Samsung Electronics объявляет о финальном этапе тестирования Galaxy Fold, продажи которого на ряде рынков планируются уже в сентябре. Подробности о том, где и когда именно станет доступно устройство, будут обнародованы ближе к старту продаж.

Звук для гурманов
31 декабря 2003
Новости

Звук для гурманов

Хорошая акустика в аудиосистеме, как известно, должна быть незаметна, она должна уходить на второй план, становиться «прозрачной». Если мы слышим колонки, значит имеют место искажения, звук закрепощен. Отпустить музыку, разлить ее в пространстве — большое искусство. Одним из людей, овладевших этим искусством, является француз Мишель Визан, создатель акустических систем Davis Acoustic.