Полезные мелочи

28 апреля 2005

Итак, пора на покатушки! Но прежде чем выезжать из дома, будет не лишним проверить вашу и велосипедную экипировку.

ВЕЛООДЕЖДА И ЭКИПИРОВКА

Оптимальная одежда для катания на велосипеде — та, в которой комфортно ездить в заданном темпе при определенной температуре воздуха. И выбирать что-то конкретное лучше, учитывая где и как вы привыкли кататься.

Для длительных велопрогулок и велотуризма наиболее удобна специализированная одежда для велоспорта (желательно ярких расцветок), которую можно приобрести в спортивных магазинах (как правило, в тех же, что торгуют велосипедами и велооборудованием). К такой одежде в первую очередь относятся так называемые «велотрусы» — велосипедные шорты до колен (иногда в виде комбинезона) или рейтузы, экипированные специальной кожаной или матерчатой прокладкой (в велосипедном жаргоне эту прокладку именуют «памперс»), защищающей внутреннее бедро велосипедиста от натирания седлом. Цены на «велотрусы» колеблются от 15 долларов до 60 и более. Если на улице прохладно, то «велотрусы» можно одеть и под обычные спортивные брюки как «нижний слой». Шорты, как правило, более удобны и универсальны, нежели комбинированные костюмы или рейтузы, и одинаково подходят как мужчинам, так и женщинам (хотя некоторые фирмы различают «мужские» и «женские» фасоны «велотрусов»). Стоит отметить, что обычные женские «велосипедки» для фитнеса не подойдут: несмотря на внешнюю схожесть с «велотрусами», они, как правило, сшиты по другим лекалам и лишены защитной прокладки.

Популярностью пользуются и специальные велофутболки — яркие, удобные и хорошо вентилируемые.

Любители настоящего велосипедного экстрима (даунхил, байкер-кросс и т.д.) кроме обычной велоодежды также используют специальную «защиту» — одежду, обеспечивающую безопасность спортсмена во время скоростной езды по сверхсложным трассам и исполнения сложных трюков. Данная защита чаще всего состоит из пластмассовых щитков, соединенных прочной хорошо вентилируемой тканью, и защищает руки («локти»), ноги («колени» и «голень»), а также спину и грудную клетку («панцырь»). Смотрится все это и впрямь как рыцарские доспехи, да и выглядит такая защита весьма агрессивно. И чтобы не шокировать изумленную публику (да и для собственного удобства), экстремалы одевают эту защиту не на, а под верхнюю одежду.

Отправляясь на длительные покатушки, надо знать, что температура в течение дня может сильно меняться, поэтому рекомендуется одеваться так, чтобы в случае необходимости можно было раздеться или, наоборот, утеплиться. Например, катаясь в велошортах и велофутболке, при похолодании надеть сверху спортивные брюки и куртку. Неплохо бы учитывать возможность осадков (даже если в прогнозе погоды их нет), а потому захватить с собой непромокаемую куртку или накидку.

Перчатки защищают ладони от натирания, к тому же они помогают сохранить ладони при падениях.

Желательно захватить с собой и солнечные очки, которые сберегут ваши глаза от яркого солнца, пыли и насекомых.

Очень важно правильно выбрать обувь — она должна быть удобной во всех отношениях, чтобы ступня чувствовала себя комфортно, была хорошо зафиксирована и не слетала с педалей. Существует целый ряд моделей велокроссовок и велотуфель разных ценовых категорий, хотя можно обойтись и обычными удобными кроссовками с жесткой рельефной подошвой.

Отдельный вопрос — головной убор. Можно, конечно, удовольствоваться и кепкой с козырьком, но куда лучше приобрести шлем. Главное в шлеме — то, что он должен удобно сидеть на голове, хорошо вентилироваться и не ограничивать обзор. Даже если вы не планируете экстремальных покатушек, шлем защитит вашу голову от веток, возможных ушибов при падениях на кочках, при поворотах и внезапных препятствиях.

Стоит помнить, что шлем — вещь «одноразовая». Даже если после удара на нем не осталось никаких трещин и вмятин, его лучше больше не использовать. Механизмы внутренней защиты уже не будут функционировать, и шлем вряд ли защитит вас от серьезных травм. Учитывая это, ни в коем случае не покупайте шлемы «из вторых рук» — даже обладая прекрасным внешним видом, шлем может оказаться «ударенным», что проверить практически невозможно.

Выбирая шлем, обратите внимание на его правильную регулировку — шлем должен плотно сидеть на голове, но ни в коем случае не давить, а при открытии рта ремешок должен слегка врезаться в челюсть. Если во время примерки вы не можете отрегулировать шлем подобным образом, это значит, что он вам не подходит, и лучше выбрать другой экземпляр.

Некоторые шлемы сзади снабжены светоотражающей полоской, которая нужна для того, чтобы в темное время суток быть более заметным для едущих сзади автомобилей. Большинство шлемов также экипированы козырьком, защищающим от солнца.

Любители экстрима, как правило, приобретают шлемы повышенной прочности (а потому весьма дорогие). Риск — дело благородное, но трюки, требующие высокого мастерства, весьма опасны для жизни.

И последнее, не стоит ездить в незастегнутом и плохо отрегулированном шлеме — такой шлем скорее станет для вас помехой, чем защитой.

ЭКИПИРУЕМ ВЕЛОСИПЕД

Редкий велосипед можно купить полностью экипированным. А во время поездки нередко может пригодиться то, чем обычно велосипед по умолчанию не экипируют — например, велокомпьютер, багажник, рюкзак, рога, передняя и задняя фара, крылья.

Впрочем, весь этот список при необходимости можно приобрести в том же магазине, где и велосипед, и самостоятельно установить.

Велокомпьютер очень полезен для любого велосипедиста, независимо от того, любитель он спокойных прогулок или скоростной езды. Велокомпьютер измеряет мгновенную скорость (т.е. скорость в настоящий момент времени) и пройденное расстояние (например, дневной пробег). Кроме этих функций большинство велокомпьютеров могут определять среднюю скорость за пробег, максимальную скорость, время, затраченное на поездку, отклонение от средней скорости и многие другие.

Ориентируясь по велокомпьютеру, можно точнее рассчитывать маршруты и трезво оценивать свои возможности, вырабатывая оптимальную тактику езды.

Некоторые продвинутые велосипедисты используют приборы GPS (глобальная система спутникового позиционирования) в качестве велокомпьютера. Такие модели имеют встроенный экран с картой перемещения велосипедиста, которая вместе с точным определением местонахождения позволит не заблудиться даже в самом «диком» месте.

Багажник необходим только если вы планируете многодневные путешествия или же желаете прикрутить к багажнику корзину для продуктов. Как правило, велотуристы закрепляют на багажнике специальный велорюкзак, прозванный за своеобразную конструкцию «штанами». Подобные рюкзаки бывают разных размеров, но для многодневных походов обычно используются экземпляры вместимостью около 70-100 литров. Оптимальный материал для туристского багажника — алюминий (или титан, но титановые багажники — все же редкость).

Багажниками экипируют только хардтейлы и ни в коем случае двухподвесы! Если вы планируете всерьез заняться скоростной или экстремальной ездой, багажник — лишняя тяжесть, дополнительное неудобство, да и вряд ли он будет смотреться на спортивном велосипеде.

Если же вы не планируете перевозить тяжести, то багажник вам просто ни к чему — можно вполне обойтись удобным заплечным рюкзаком или же велосумкой. Последние бывают различных типов: с креплениями под рамой, под седлом и даже на руле. Однако лучше не использовать одновременно более одной сумки, поскольку обвешанный сумками велосипед становится неуклюжим и неповоротливым, напоминая вьючное животное.

Далее — рога. Они одеваются на руль велосипеда и бывают полезными при подъеме, длительной езде по шоссе и для разгрузки сустава плеча. Некоторые велосипеды экипируются ими сразу (те, которые относятся к классу дорожных велосипедов). Не всем нужны рога, в первую очередь они необходимы любителям шоссе и велотуристам, а также приверженцам кросс-кантри. Что же до экстремалов, то для них рога могут стать не только помехой, но и причиной серьезных травм. Да и широкий руль на велосипедах для таких жестких дисциплин, как фрирайд и даунхил, имеет совершенно особую конструкцию, которая вовсе не предусматривает рога.

Передняя фара (белый цвет) нужна в темное время суток и в условиях плохой видимости. В первую очередь она важна для велотуристов (особенно осенью и зимой) и любителей покатать поздно вечером и ночью. Оптимальный вариант — галогеновая фара на аккумуляторах, которых хватает на несколько часов работы.

Задний фонарь на светодиодах, питающийся от батареек, — весьма полезное оборудование для любого велосипеда. В темное время суток велосипед плохо виден на дороге, а мощный мерцающий фонарь заметят сразу. Светодиоды потребляют небольшое количество энергии, поэтому обычных батареек хватает на несколько месяцев даже при ежедневном использовании.

Основная функция велосипедных крыльев — служить для защиты от грязи, но почему-то в большинстве случаев эффект полностью противоположен. Вы можете оказаться в грязи с ног до головы (а заодно и все, в радиусе полуметра от вашего велосипеда). Более того, крылья во многом — помеха для езды по бездорожью, поэтому приобретать их совсем не обязательно (впрочем, это уже дело вкуса).

НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ...

Кроме всего вышеперечисленного вам желательно захватить с собой еще кое-что. А именно: документ, удостоверяющий личность (паспорт), и страховой медицинский полис. Эти документы вам могут понадобиться в непредвиденных ситуациях (например, при получении травмы или ДТП). Без страхового полиса первую помощь вам, возможно, и окажут, но только самую экстренную.

Также желательно иметь при себе некоторое количество денег и мобильный телефон. На всякий случай.

Кое-кто возит с собой сразу две аптечки — одну для себя, другую — для велосипеда. И та, и другая бывают очень кстати. Как правило, в состав аптечки для себя входят: стерильный бинт, вата, лейкопластырь, резиновый жгут, йод (или зеленка), перекись водорода, аспирин, медицинский спирт, валидол, нашатырный спирт, ножницы. А аптечка для велосипеда — это запасные камеры, комплект резиновых «заплаток» для экстренной ликвидации проколов, насос и компактный набор ключей-шестигранников.

Если вы планируете провести на велосипеде целый день, неплохо бы подумать о пище и воде и захватить с собой хотя бы пакетик с сухофруктами и/или орехами и бутылку минералки. Впрочем, если вы не планируете покидать пределы цивилизации, все это можно купить по дороге.

Счастливого пути!

28 апреля 2005

Комментарии

Павел Васильевич
21.04.2008
0
Без страхового полиса первую помощь вам, возможно, и окажут, но только самую экстренную. ВОЗМОЖНО :)

Похожие статьи

Быстрее, выше, сильнее
24 марта 2004
Обзоры

Быстрее, выше, сильнее

ДМИТРИЙ БЫЧКОВ Призер Чемпионата мира по скалолазанию в 1996 году, обладатель Кубка мира по ледолазанию в 2002 году и чемпион мира в 2003 году по ледолазанию. Заметная фигура в скалолазании. Причем не только у нас, но и за рубежом, несмотря на свой молодой возраст. Дмитрий родился 1978 году в Москве.

Сделай шаг к здоровью!
5 ноября 2004
Новости

Сделай шаг к здоровью!

Быть в хорошей спортивной форме, вести здоровый образ жизни для современного человека уже давно стало не просто модой, а необходимостью. Единственная проблема, которая возникает после принятия твердого решения о следовании праведному пути, — это осознание того, что достижение пропорций или качества мышц журнальных героев является крайне сложным и долгим делом.

Фигурное катание = Спорт + Красота
5 ноября 2004
Советы

Фигурное катание = Спорт + Красота

Такова формула фигурного катания, польза от которого известна всем. Час катания на коньках сжигает 400 калорий, само по себе катание укрепляет те мышцы ног, укрепление которых невозможно даже при занятии в тренажерном зале. Катание на коньках, в конце концов, — это приятное времяпрепровождение. ИСТОКИ Историки заглядывают в очень далекое прошлое, чтобы найти истоки фигурного катания.

Гори все синим пламенем
5 ноября 2004
Тесты

Гори все синим пламенем

Газовая горелка устроена очень просто, и для пользования ею нужно гораздо меньше навыков, чем для пользования горелками на жидком топливе, то есть примусами. В отличие от примуса, газовую горелку обычно не надо прогревать перед запуском. Газ горит без запаха и копоти. Газ уже упакован в герметичные баллоны и поэтому не прольется даже в рюкзаке у «чайника».

Планетарные втулки с внутренним механизмом переключения передач
28 апреля 2005
Новости

Планетарные втулки с внутренним механизмом переключения передач

Эта статья посвящена самому важному элементу привода велосипеда — втулке. Одной из разновидностей является втулка с планетарным механизмом переключения передач. Название «планетарные» втулки получили за свои конструктивные особенности. Весьма сложный механизм, состоящий более чем из 40 деталей, действительно напоминает планеты солнечной системы, вращающиеся по определенной траектории.

Горцы на колесах
24 марта 2004
Обзоры

Горцы на колесах

Летом большинство сноубордистов либо изнывают от жары в ожидании зимы, либо катаются на на роликах или скейте. Но некоторым людям относительно спокойное катание на этих почти классических снарядах скучно. Чтобы скатываться с гор, на которые с уважением взирают бывалые туристы, они используют доски на огромных колесах — ATB (All-Terrain Board), или, по-русски — маунтинборды.

Азбука велоапгрейда
24 марта 2004
Советы

Азбука велоапгрейда

Каждый байкер перед началом сезона мечтает о новом велосипеде. У него два пути: приобрести готовый велосипед или же собрать его своими руками. Купить готовый велосипед дешевле, нежели собирать его «с нуля» или кардинально переделать. Даже регулярная розничная цена на весь укомплектованный велосипед будет ниже суммарной стоимости всех его комплектующих.

Ход конем
24 марта 2004
Обзоры

Ход конем

В греческой мифологии описываются кентавры – дикие существа, полулюди-полукони. Считается, что легенду о них сложили солдаты-пехотинцы, впервые столкнувшиеся с всадниками. Если при виде наездника вы испытываете не суеверный ужас, а скорее белую зависть, этот обзор конноспортивных клубов для вас. «ДАДМАЛ» Занятия в клубе проходят на плацу.

"Летучий корабль" Александра I
5 ноября 2004
Советы

"Летучий корабль" Александра I

На заре До начала 20-х годов прошлого века термин «воздухоплавание» обозначал передвижение по воздуху вообще. В царствование императрицы Екатерины II посланник русской царицы во Франции И. Баратынский доложил об экспериментах с воздушными шарами братьев Монгольфье. Сообщение его попало в газеты и наделало много шума.

TORNEO: Тренажеры для всей семьи
24 марта 2004
Новости

TORNEO: Тренажеры для всей семьи

Беговая дорожка Torneo Sprint $349 Кто не хочет быть красивым и здоровым? Не нужно говорить, что этого хотят все. Только кто-то лежит на диване и мечтает, а кто-то бегает по утрам. Эта статья будет одинаково полезна и тем и другим, ведь разговор пойдет о тренажерах. Древние говорили «Нельзя совместить несовместимое», когда-то давно это было правдой, когда-то давно, но не сейчас.