Душа Севера

5 ноября 2004

Вход в рай, по чукотским представлениям, охраняют ездовые собаки. На этот древний промысел не повлиял технический прогресс. Передвигаясь на собачьей упряжке, не просто любуешься красивыми пейзажами, ты будто становишься частью природы. Недаром собачью упряжку называют Душой Севера.

Из истории ездового собаководства

Благодаря ездовым собакам были совершены многие географические открытия и освоение человеком Арктики. Так, оба полюса Земли покорены на собачьих упряжках: в 1909 г. Пири с их помощью достиг Северного полюса, Амундсен в 1911 г. водрузил флаг Норвегии на Южном полюсе, пройдя на собаках в тяжелейших условиях Антарктиды 2980 км за 99 дней.

В России, начиная с XVIII в., со времен Великой северной экспедиции Петра I, и до 70-х годов нашего века ни одна северная, особенно арктическая, научная экспедиция не обходилась без собачьих упряжек.

Езда на собаках в течение многих веков была важнейшей частью традиционного образа жизни северных народов. Специалисты полагают, что ездовое собаководство гораздо старше езды на оленях — появилось оно несколько тысячелетий назад на северо-востоке Азии, на территории современной Якутии, Чукотки и Камчатки.

В начале 90-х годов на острове Жохова (архипелаг Новосибирские острова) была обнаружена охотничья стоянка, исследовав которую, археологи нашли остатки нарт, собачьей упряжи и хорошо сохранившиеся кости собак. Возраст находок — в интервале 7800—8000 лет. Это самая древняя стоянка в высокоширотной Арктике.

Московские палеоэкологи раскопали кости собак в древнеэскимосских поселениях Чукотского полуострова и определили их возраст в 2480—2630 лет. Там же впервые найдено погребение древней собаки с полностью сохранившимся скелетом.

Этнографы отмечают, что с древнейших времен вплоть до наших дней для аборигенов Севера и Дальнего Востока ездовые собаки всегда были универсальными животными. На них ездили и перевозили грузы, их мясо употребляли в пищу, а из шкур шили зимнюю одежду, собака была культовым животным — ее приносили в жертву и совершали другие религиозные обряды.

В то время как технология езды на собаках у народов Северной Америки осталась на достаточно примитивном уровне, коренные народы и русские старожилы Севера, Сибири и Дальнего Востока России добились больших успехов в технике езды, подготовке собак и управлении ими. Р. Амундсен, побывав в 1920 г. у русских старожилов Колымы, писал: «...в езде на собаках эти русские и чукчи стоят выше всех, кого мне приходилось видеть». Особым достижением является северо-восточная нарта, называемая колымской, или чукотской. Легкая, собранная без единого гвоздя, только на ременных связях-амортизаторах, она обладает большой упругостью и прочностью и лучше всех других конструкций пригодна для езды по неровной местности, среди камней и торосов. Полагают, что эта нарта возникла еще в эпоху неолита и существует без особых изменений в наши дни, как и прежде, в двух вариантах — грузовом и скоростном.

Средняя скорость колымо-индигирских упряжек середины XIX в. по бездорожью на длинных дистанциях составляла до 10 км/час, на трассах зимних дорог длиной в 200—250 км — до 15—17 км/час. Легковая нарта могла пройти 250 км за 15 часов, 750 км — за 3 суток. По хорошей дороге упряжка из 12—14 собак везла неограниченно долго до I т груза, по бездорожью — не более 500 кг.

Вплоть до 1960-х годов собачьи упряжки были важным, кое-где даже единственным видом зимнего транспорта северных регионов России. Ими пользовались не только местные жители, но и все государственные службы, включая пограничные войска, почтовую службу и научные экспедиции. Только на Камчатке в 1937 г. работало 50 700 собак, или свыше 4500 полных упряжек.

Закат ездового собаководства в России приходится на последние тридцать лет XX в. Распространение снегоходной техники, упадок пушной охоты и местного рыболовства, а также голод на Севере в 1990-х годах — все это уничтожило большую часть поголовья аборигенных ездовых собак. Уцелела и в 1990-е годы даже увеличила свою численность только популяция ездовых собак на Чукотском полуострове, где без них был бы невозможен морской зверобойный промысел, который тогда кормил всю Восточную Чукотку.

Нарты: от детской игрушки до гроба

Нарты представляют собой узкие длинные санки с плоским деревянным настилом. По традиции мужчина должен сделать себе нарту сам, своими руками. Поэтому каждая нарта уникальна и отвечает требованиям конкретного каюра. Это важно. Так, к примеру, высота вертикального барана (дуги) должна быть отрегулирована так, чтобы каюру было удобно держать его, когда он стоит рядом с нартой или бежит, помогая собакам тащить ее. Размеры, длина и прочие особенности конструкции нарты зависят от целей эксплуатации: расстояния, которое предстоит пройти, размеры и масса груза и т.д. Но обо всем по порядку.

Поскольку народы Севера используют собачьи упряжки для транспортировки грузов зимой, как в тундре, так отчасти и в тайге, очень легкая и тонкая нарта прочна и удобна в суровых климатических условиях. Она способна переносить груз и людей, весящих в несколько раз больше ее самой. Ее гибкие детали предохраняют нарту от поломок. Нарта «гуляет», собранная без единого гвоздя и клея, она держится только на кожаных ремешках или веревках, а при движении она точно описывает все детали рельефа. Раньше (иногда и сейчас) для крепежа использовали ремни из оленьей шкуры. Нарта сделана из натуральных материалов — это позволяет каюру легко и быстро (с помощью охотничьего ножа) изготовить и заменить любую деталь независимо от того, насколько далеко он уехал из дома.

Основные детали нарты — это полозья, ножки — копылья, соединенные перекладинами, и настил для сидения или груза. Полозья проходят не параллельно земле, а под некоторым углом — для устойчивости. К тонким передним концам полозьев прикреплена дуга (баран) толщиной 5—8 см, рога которой притянуты к первой паре копыльев. Вертикальный баран для упрощения управления нартой добавили казаки, исследовавшие Камчатку в конце XVII века. Держась за нее, бегущий рядом каюр отдергивает нарту от камней и торосов.

Передок делают уже и ниже с расчетом, чтобы, проскочив передней частью через пень, нарта не села бы на него задней частью. Для изготовления полозьев в Сибири используют сосну и кедр, а на Дальнем Востоке березу и лиственницу. При этом желательно, чтобы ствол дерева был чуть изогнут от природы, так как такое дерево мастеру гнуть лучше. Для изготовления нарт обязательно берут дерево с ровной структурой волокон. Чтобы определить структуру волокон, снимают фрагмент коры на живом дереве.

Следующий этап в изготовлении нарт — ножки и соединяющие их планки. Причем расстояние между ножками выбирает сам мастер. Некоторые мастера делают ножки у нарт парными — по две или по три штуки.

Коренные народы хранят нарты бережно, что позволяет передавать их из поколения в поколение. Но происходит это все же очень редко, так как каждый хозяин старается сделать свои нарты своими руками. Первые нарты — игрушечные — ребенок делает сам в раннем детстве. И далее нарты сопровождают человека всю жизнь, и в последний путь он уходит на нартах: тело умершего помещают в нарту, как будто в гроб, и разжигают большой костер. На следующее утро ничего не остается, кроме пепла.

Запрягай! Поехали!

Нарты передвигаются ручной тягой, упряжкой северных оленей (от 1 до 7) или собак. В России собак в нарты запрягают веером и цугом. Веерная упряжка (от 10 до 16 собак) применяется к западу от Енисея также в различных вариантах, из них лучшей считается упряжка охотников Новой Земли.

Цуговая упряжка (от 6 до 10 собак) — наиболее древний и одновременно наиболее совершенный способ езды на собаках, особенно на длинные расстояния и при перевозке тяжелых грузов. В различных вариантах она распространена к востоку от реки Енисей.

При веерной запряжке вожаков запрягают по бокам, при цуговой — впереди. Веерная упряжка применима в тундре на твердом снегу, но неудобна в лесу, в глубоком снегу и среди торосов; при ней очень неполно используется тяговая сила собак; и запрягать много собак в нарту нельзя, так как они мешают друг другу. Преимущество веерной упряжки — все собаки находятся под непосредственным воздействием палки (хорея) и бича каюра — легче заставлять работать ленивых собак.

Цуговая упряжка имеет два видоизменения:

1. С одним длинным потягом, к которому собаки припряжены с обеих сторон или парами, или попеременно — елочкой.

2. С двумя постромками (потягами), между которыми и идут одна за другой собаки. Этот тип упряжи встречается редко. От названия упряжи и вся собачья упряжка на северо-востоке называется потягом.

Потяг делается или ременный — из кожи лахтака (тюленя), моржа, или веревочный — из хорошей пеньковой веревки толщиной в 2—2,5 см. Свободный конец потяга, остающийся на нарте, служит для того, чтобы каюр мог оттягивать нарту в сторону от торосов и других препятствий.

Шлейка (алык) делается из сыромяти, хорошо выделанной тюленьей кожи, юфти или фитильной ленты, ее подгоняют к росту собаки. Алык представляет в сущности такую же петлю, как и оленья лямка — с той разницей, что ее надевают через голову на грудь и не пропускают под лапу; она лежит своим задним концом на боку, возле зада собаки. В отличие от оленьей лямки алык поддерживается спинными ремнями, соединяющими обе стороны лямки.

Все застежки на ремнях делаются с клевантами, что позволяет быстро распрягать и запрягать на морозе, не снимая рукавиц.

Рабочий возраст собак, которых используют в упряжке, начинается с полутора лет, даже с одного года, но для дальних переездов она используется только на третьем году. Лучший возраст для работы: от 3 до 7, предельный — до 10—12 лет. Нагрузка на одну собаку сильно изменяется в зависимости от дороги: рыхлый или плотный снег, наст или талый снег, морской лед с солью или торосами, пересеченная местность и т.п.

Максимальная нагрузка на одну собаку в цуговой упряжке (та, которая применяется у жителей Камчатки) — до 40—50 кг, минимальная при трудном пути может быть в три раза меньше. Нагрузка зависит также от скорости пробега и от длины маршрута; на короткие расстояния собаки перевозят грузы до 60—65 кг каждая, проходя 120 км за 12—14 часов. Общая нагрузка на большую четырехкопыльную нарту может достигать 800—900 кг, в исключительных случаях — 1200—1300 кг.

Скорость передвижения различна, в зависимости от груза, дороги, количества и качества собак. При полной нагрузке и при продолжительных поездках она редко превышает 7—10 км в час, при дневном переходе — 50—70 км, по плохой дороге — 30—40 км.

При легковой езде (один-два человека и легкий багаж) с упряжкой в 8—12 собак скорость колеблется, в зависимости от дороги, от 12 до 20 км в час. Рекордные по дальности переходы на собаках — 220—250 км в сутки.

Dog-мобиль

Собаки в цуговой упряжке управляются главным образом голосом — хороший вожак превосходно исполняет несложные условные приказы. Торможение производится короткой толстой палкой (остол, оштоп, торил) с острым концом, которую втыкают на ходу впереди нарты между головками полозьев или сбоку под нарту. Для поворота тормозят слегка остолом справа или слева. Можно тормозить также, нажимая на одну сторону нарты или становясь на один из полозьев. Иногда применяют и длинный бич для «поощрения» задних собак.

При цуговой упряжке в пути надо время от времени менять местами собак, так как самая тяжелая работа — сзади, «в корню», а передовые утомляются больше лишь при глубоком снеге. Большое значение для успешной езды имеет хорошая выучка собак, в особенности вожака, который в цуговой упряжке идет впереди, в паре со следующей по качеству собакой; он должен выбирать дорогу, «вставлять» весь потяг, преодолевать препятствия, удерживать других собак от погони за пробегающим зайцем, выполнять приказания каюра. Недаром некоторые команды прибыли на гонку «Камчадал» только с вожаками, а остальных собак набрали в местном питомнике. А вот наибольшего совершенства в воспитании собак и управлении ими достигли жители якутского и чукотского побережья — они лучшие каюры в мире.

Интересная деталь. При переездах по насту, по подтаявшему морскому льду и по морскому льду с солью собакам надевают чулки из выделанной оленьей кожи с отдельно вшитой подошвой. Чулки стягиваются тесемочкой у запястья. Во время сильных холодов чулки надевать нельзя, так как стягивание запястья приводит к остановке кровообращения. Так как собаки часто съедают свои кожаные чулки, то пробовали применять холщовые чулки, но они быстро изнашиваются, буквально за день. В сильные морозы на паховую область собакам надевают меховые набрюшники.

Во время пути делают остановки на 5—10 минут, для непривыкнувших собак — через каждые 5—10 км, а для втянувшихся в работу — через 15—20 км. Через каждые два — четыре дня устраиваются дневки.

Вечером на стоянке собак привязывают к длинной цепи, к которой каждые два метра прикреплены короткие цепочки с ошейниками. Привязывать ремнями собак нельзя — он перегрызают или съедают любую кожу. Собаки ночуют на снегу. Для ночевки надо выбирать места, защищенные от ветра и с мягким глубоким снегом, чтобы собаки могли вырыть ямку и укрыться от ветра. Если снег плотный, надо вырыть каждой собаке отдельную яму. При продолжительных стоянках роют специальные пещеры в твердом снегу или другие укрытия от ветра.

Кормят собак обычно раз в день — вечером, каждую отдельно. Вес сухого корма на одну собаку в сутки составляет около 800—1000 граммов, сырого мороженого мяса дают от 1,5 до 2 кг. Это количество лимитирует радиус действия собачьей упряжки — в сутки на потяг в 10 собак надо от 10 до 20 кг корма, и через 20—40 дней пути собаки могут съесть весь груз, который везут.

Надо отметить, что езда на собачьих упряжках как вид спорта быстро набирает обороты. Да и за границей к гонкам на собачьих упряжках есть огромный профессиональный интерес. Видимо, именно поэтому сегодня в газетах и журналах нередко можно встретить объявление: купят собачью упряжку или нарты.

ОРГАНИЗАЦИИ ЕЗДОВОГО СПОРТА

IFSS — международная федерация ездового спорта. Член Генеральной ассоциации международных спортивных федераций (GAISF). Тесно сотрудничает с международным олимпийским комитетом и борется за включение ездового спорта в основную программу зимних Олимпийских игр. Проводит политику, направленную на отмену соревнований, делящих собак на породные группы. Раз в два года организует Чемпионаты мира по ездовому спорту.

TCE — клуб гонщиков Европы. Самая первая международная организация ездового спорта в Европе (основана в 1973 году в Швейцарии). Организует подготовку судей по ездовому спорту. Проводит международные соревнования на средние и спринтерские дистанции.

ESDRA — европейская ассоциация гонок на ездовых собаках. Создана в 1985 году. В нее входят национальные федерации по ездовому спорту европейских государств. Ежегодно организует Чемпионаты Европы по ездовому спорту. Является членом IFSS и также не признает деление спортивных собак на породы.

WSA — всемирная ассоциация ездового спорта. Занимается только гонками на собаках северных пород, имеющих документы F.C.I. Имеет представительства почти во всех европейских странах. Ассоциированный член IFSS с 1998 года.

Кроме этих самых крупных организаций в каждой стране есть национальная федерация ездового спорта и еще множество клубов, центров, обществ, которые объединяют людей по интересу к какой-либо породе собак, или любителей туризма с ездовыми собаками, или приверженцев дальних экспедиций и т.д.

Наиболее известные и активные общества — это, пожалуй, DSSV (немецкая национальная федерация), AGSD (общество ездового спорта Германии, занимается северными породами, объединяет 20 немецких клубов), OSHS (австрийский клуб ездовых собак), ADMA (американская ассоциация гонщиков на собаках). А самая первая организация ездового спорта возникла в 1907 году — это «Nome Kennel Club» на Аляске.

КУБОК МИРА НА КАМЧАТКЕ

Весной уходящего года на Камчатке вблизи Петропавловска-Камчатского состоялся этап Кубка мира по гонкам на собачьих упряжках «Камчадал». Это были первые соревнования в России такого уровня. Их проводила Международная федерация по ездовому спорту (IFSS) совместно с Ездовым клубом Европы (TCE). В гонке приняли участие каюры из США, Франции, России, Кореи.

За трое суток гонщики прошли трассу в 300 километров, на пути преодолев Пиначевский перевал высотой 1200 метров. За время гонки испортилась погода, началась метель — пурга за несколько минут так переметала трассу, что о ее существовании говорили лишь выставленные вешки.

Первые два места достались французам. Первым стал Жак Филипп. Еще перед началом гонки его называли «фаворитом». Он один из самых опытных гонщиков мира, победитель Кубка мира 2001 года, дважды завоевал золото сложнейшей гонки Европы «Альпи Роад» протяженностью 1000 км. Жак Филипп — профессиональный гонщик, владелец питомника аляскинских хаски «Ноатак». Ездовым спортом занимается 24 года.

Его жена Мегали Филипп занимается ездовым спортом 11 лет, ей и досталось второе место. Она также профессиональная гонщица.

Третьим стал американец Роберт Вали. Занимается компьютерным бизнесом, но вот уже 10 лет гонки на собаках — его главное увлечение. Сначала он работал помощником в чемпионских питомниках, а теперь сам владеет питомником аляскинских хаски. Постоянно участвует в соревнованиях. В прошлом сезоне одержал три победы в американских гонках на собаках.

Россиянин Сергей Панюхин, за которого «держала кулаки» вся Камчатка, стал четвертым. Этот результат дался ему с большим трудом: к финишу Сергей пришел всего на четырех собаках (по правилам гонки в упряжке изначально должно быть не меньше пяти собак). Одна из собак «вышла из строя» еще на первом этапе, вторая — уже под самый конец гонки. Сергей — один из самых опытных гонщиков России, он первым начал представлять нашу страну на международных стартах и первым вывез камчатских ездовых собак за пределы Камчатки. Неоднократный чемпион России, не раз участвовал в чемпионатах Европы и мира. Кроме того, Панюхин возглавляет Камчатский центр ездового спорта.



5 ноября 2004

Комментарии

kirill
06.01.2008
0
Давно ищу информацию о изготовлению нарт старым способом. Помогите если распологаете оной.

Похожие статьи

Под душем в куртке
5 ноября 2004
Тесты

Под душем в куртке

Мы задались целью протестировать водоотталкивающие пропитки для верхней одежды немембранных тканей. Наш тест состоит из двух частей: определение водонепроницаемости обработанных тканей (на приборе) и оценка водоотталкивающих свойств обработанной пропитками куртки в условиях, моделирующих дождь. Для второй части теста сеть магазинов «Спортград» предоставила нам немембранную куртку-ветровку Shoffel Palenque, которая стала главной героиней испытаний.

Сделай шаг к здоровью!
5 ноября 2004
Новости

Сделай шаг к здоровью!

Быть в хорошей спортивной форме, вести здоровый образ жизни для современного человека уже давно стало не просто модой, а необходимостью. Единственная проблема, которая возникает после принятия твердого решения о следовании праведному пути, — это осознание того, что достижение пропорций или качества мышц журнальных героев является крайне сложным и долгим делом.

Экстремальный байк
28 апреля 2005
Советы

Экстремальный байк

Существует огромное множество различных стилей катания на велосипеде, начиная от простой прогулочной езды по парку и заканчивая совершенно невозможными трюками. Если с «прогулкой» все более или менее понятно — основные черты таких покатушек будут весьма похожи между собой, то экстремальный байк можно разделить на несколько основных разновидностей, которые связывает между собой только виртуозное владение велосипедом.

Лифт в небо
5 ноября 2004
Обзоры

Лифт в небо

«Ну чего ж вы не летите? — кричали они из-за забора. — Лететь надо, пока шар не лопнул» Н. Носов, «Приключения Незнайки и его друзей» Еще десять назад к этим людям относились как к чудакам. А теперь пионеры — балунисты, так называют пилотов воздушных шаров, стали ветеранами движения. Юрий Таран — один из них.

Разбор полетов
28 апреля 2005
Советы

Разбор полетов

Наконец-то наступила весна — начало массового сезона покатушек! Если у вас еще нет велосипеда, то сейчас самое время для его покупки! Несмотря на то что осень и зима — время скидок на велосипеды и велооборудование (прошлых сезонов), все же покупать велосипед лучше весной или летом. Во-первых, в теплое время года вы сразу же сможете его «обкатать» (зимой на нем не погоняешь), во-вторых, весной и выбор куда больше! Ведь «правильный» велосипед подбирается индивидуально не только по конструкции, но и по размеру рамы, а зимой подходящего размера в продаже может не оказаться (впрочем, как понравившейся модели).

Сейчас выплывет рыбка!
24 марта 2004
Советы

Сейчас выплывет рыбка!

Владимир Гудзев, главный редактор журнала «Нептун», участник трех мировых чемпионатов по подводной фотографии Предположим, что вы уже сертифицированный дайвер и имеете на своем счету десяток-другой погружений. Даже ваш небольшой опыт уже позволяет чувствовать себя относительно свободно и спокойно в царстве Нептуна.

Очи черные
24 марта 2004
Советы

Очи черные

ЛУЧИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ Из всей доступной нам информации три четверти мы получаем через глаза. Солнце посылает на Землю электромагнитные лучи, которые принято делить на ультрафиолетовые, инфракрасные и лучи видимого света. Ультрафиолетовые лучи — УФ (UV) Ультрафиолетовые лучи делят на три подгруппы: UVC (200—290 нм), UVB (290—320 нм) и UVA (320—380 нм), длины волн измеряются в нанометрах.

Человек-амфибия
24 марта 2004
Обзоры

Человек-амфибия

ЮЛИЯ ПЕТРИК. Чемпионка России и призер международных соревнований по фридайвингу, неоднократная рекордсменка и один из первых представителей этого вида спорта в России, первая русская женщина, выступавшая в международных чемпионатах по фридайвингу (Кубок мира "Ницца-2000", Чемпионат мира "Ибица-2001", Кубок мира "Гавайи-2002", Кубок мира "Фридайвер-2003"), инициатор создания российского отделения Международной ассоциации развития апное (AIDA), инструктор AIDA по обучению фридайвингу, судья соревнований международной категории, инструктор по йоге Международной федерации йоги (IJF), а также подводная фотомодель.

Как мы тестировали
5 ноября 2004
Советы

Как мы тестировали

На словах и на иллюстрациях компенсаторы разных производителей выглядят похоже. А вот как обстоят дела на самом деле? Мы решили это проверить и протестировали вместе с журналом «Нептун XXI век» эту важную часть снаряжения дайвера. УСЛОВИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ Сравнительный тест проводился в бассейне спорткомплекса «ОЛИМПИЙСКИЙ», глубина бассейна — 6 метров.

Вертикальная Москва
24 марта 2004
Советы

Вертикальная Москва

Скалодром Limestone Самый большой скалолазный боулдеринг-зал в России: площадь стен составляет около 800 м2. Этот скалодром в центре Москвы (м. Сокольники) открылся в сентябре 2015 г. и сразу принял Кубок России по скалолазанию в дисциплине боулдеринг. Скалодром разделён на зоны, что позволяет спортсменам и любителям разного уровня подготовки, а также детям, тренироваться в своём режиме, не мешая друг другу.