Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 5

Если раньше для получения панорамного снимка требовалась специальная камера, то в настоящее время практически любому фотографу по силам заниматься этим увлекательным и эффектным видом съемки. Композиционные приемы, рассмотренные нами в предыдущих частях статьи, в одинаковой мере относятся как к стандартным, так и к панорамным форматам кадра. Различия кроются в технических особенностях съемки и, разумеется, последующей обработке фотографии.

Текст: Александр КИЦЕНКО

 

 

Александр Киценко (Украина), «Серебро и золото».
Canon EOS 350D, EF-S 17–85/4,0–5,6 IS USM f/10, 1/15 c

Золото и серебро вместе и в таком необъятном объеме редко где встречаются. Но мне повезло и я в раз стал несметно богатым. Духовно.

 

Съемка панорамы

Вначале предлагаю ознакомиться в литературе с понятием нодальной точки и посмотреть, что представляет собой панорамная штативная головка. Если вы хотите снимать «правильные» панорамы, особенно на широких углах (коротких фокусных расстояниях), без этого не обойтись. Но для любительской съемки вполне подойдут обычный штатив и фотоаппарат с ручными настройками. Алгоритм создания панорамы в таком случае довольно прост:

1) находим подходящий сюжет;

2) выбираем ракурс, формат кадров (вертикальные или горизонтальные) и фокусное расстояние объектива, просматриваем через видоискатель фотоаппарата нашу будущую панораму, мысленно отмечая ее границы;

3) определяем нужную точку фокусировки (зачастую гиперфокальное расстояние), переводим режим фокусировки объектива на ручное управление (для обеспечения одинаковой ГРИП во всех кадрах панорамы и во избежание проблем с работой автофокуса на отдельных кадрах панорамы); при съемке многорядных панорам для нижнего ряда рекомендую перефокусировать камеру на ближние предметы для качественной проработки переднего плана;

4) устанавливаем ручной режим съемки, делаем замер экспозиции в самых проблемных кадрах панорамы, так как уровень перепада освещенности между краями панорамных снимков может быть достаточно велик (к примеру, панорамы с контровым светом, где в одном краю находится яркий источник света, а другой уходит в тень), выбираем наиболее подходящее значение;

5) проверяем, параллельно ли горизонту установлена камера;

6) начинаем непосредственно съемку, делая перехлест кадров примерно на треть;

7) при съемке рекомендую намеренно захватить немного больше пространства, нежели планировалось изначально, для облегчения последующего кадрирования.

При использовании цифровой техники съемку желательно проводить в «сыром» формате файлов (RAW). Если такой возможности нет, то необходимо выставить одинаковый баланс белого для всех кадров панорамы. Дальнейшие действия заключаются в коррекции и конвертации RAW-файлов с последующей их сшивкой в программном обеспечении, но это уже тема для отдельной статьи.

 

Свет в пейзажной фотографии 

Свет в пейзаже — наверное, самый главный рецепт создания красивой фотографии. Даже не вдаваясь в глубины теории, из одного термина «светопись» можно сделать для себя соответствующие выводы. Из собственного опыта могу сказать, что без эффектного освещения очень тяжело сделать хороший снимок и тем более преподнести его зрителю.

Какой же именно свет нужен для фотографа-пейзажиста? Единого ответа на этот вопрос нет, но существуют несколько «типовых» вариантов, наиболее подходящих для съемки. Постараюсь вкратце их охарактеризовать и перечислить особенности. Для начала введем понятие «режимного» времени.

Этот термин довольно условный, суть его сводится к тому, что в определенные промежутки времени (дважды в сутки — утром и вечером) солнце находится невысоко над горизонтом, свет его достаточно мягкий и создает нужный светотеневой рисунок (тени от различных объектов довольно длинные и объемные).

Большинство пейзажных фотографий, особенно запланированных, создаются именно в такое время, хотя есть довольно большое количество исключений. В целом свет в пейзажной фотографии можно классифицировать по нескольким признакам:

• по направлению (боковой, контровой, задний и различные промежуточные вариации);

• по временному признаку (утренний, вечерний, дневной, ночной);

• по характеру (рассеянный, направленный, рисующий, фоновый);

• по цветовой температуре (теплый, холодный);

• по силе (интенсивный, мягкий, жесткий и т.д.);

• по происхождению (солнечный, лунный, искусственный — к примеру, ночной город и т. п.).

Одна из основных задач для фотографа — предсказание схемы освещения выбранного сюжета (конечно, если съемка не ведется в режиме «увидел — снял»). Я могу с уверенностью сказать, что один и тот же ландшафт будет выглядеть абсолютно по-разному, к примеру, утром и вечером, в пасмурную или солнечную погоду, при низком или высоком солнце и т. д.

Соответственно, можно пропустить мимо объектива множество великолепных сюжетов, просто не дождавшись нужного освещения. Попав в незнакомое место, первоначально мы должны определить маршрут движения солнца и представить себе светотеневой рисунок сюжета, а затем уже выбирать точки для съемки.

Вкратце коснемся технических вопросов съемки при различных типах освещения. Наиболее удобный и комфортный свет для фотографа — это боковое освещение при невысоком солнце. Как уже упоминалось выше, свет в этом случае мягкий, зачастую теплый и создает длинные объемные тени, качество фотографии при этом будет максимальным. Самым трудным вариантом я бы назвал контровой свет, когда съемка ведется против источника освещения.

В этом случае, как правило, необходимо применять градиентный фильтр для возможности проработки переднего плана, или пытаться использовать достижения цифровых технологий по расширению динамического диапазона снимка. Дополнительное коварство такого света заключается в вероятном появлении бликов, засветок, общем падении контраста и насыщенности фотографии, но результат смотрится довольно эффектно.

Красивые кадры получаются при использовании направленного освещения, к примеру, лучи света, пробивающиеся сквозь листву в туманном лесу, и т. д. Про красочность получаемых результатов и технические особенности фотосъемки рассветов и закатов написано уже столько, что просто не хочется повторяться. Вариантов световых решений в фотографии великое множество, и помните, что каждый сюжет можно обыгрывать несколько раз, и каждый раз результат будет отличным от предыдущего, и каждый из вариантов будет красив по-своему.

 

Времена года

Я не знаю, в каком месте планеты вам доведется читать эту статью, поэтому описание времен года привяжу к средней полосе Северного полушария.

Зима. Для обычных людей это пора детских сказок, Снегурочки с дедом Морозом, Нового года и других чудес. Для фотографа же зимняя съемка представляется сплошным испытанием — как его самого, так и техники.

Первая трудность — это холод, который съедает сначала один за одним аккумуляторы, а затем принимается и за фотографа. Вторая, не менее важная, — труднодоступность нужных мест и громадное количество экипировки, не относящейся непосредственно к фотографии. Продолжать еще можно долго, но я уже рискую отбить охоту у начинающих фотолюбителей… С точки зрения непосредственно самой съемки, можно выделить несколько моментов.

Зимой «режимное» время (рассветы, закаты) скоротечно, ночи становятся длиннее дня, мобильность передвижения ограничена, а аккумуляторы в фотоаппаратах на холоде очень быстро разряжаются. Поиски сюжета затрудняются также отсутствием полной цветовой гаммы: в ясную погоду преобладают белый и голубой цвета с темными участками неприкрытых снегом объектов, в пасмурную погоду все становится бело-серым.

Поэтому при фотосъемке приходится прилагать максимум усилий и умения для получения нужных результатов. «А как же чудеса?» — спросите вы. Они есть, и их очень много, стоит только дождаться. Чудом номер один будет, конечно, иней. В ясную морозную погоду иней буквально все покрывает серебром, а в пасмурную — благородной сединой. Не менее красиво выглядит налипший на деревья снег, полностью раскрывая все достоинства геометрии ветвей.

За счет отражающей поверхности снега зимние закаты особенно красивы, ведь что может быть прекраснее, чем сочетание розового и голубого снега, покрытого блестками? В сильный снегопад, или даже в метель, тоже можно получить великолепные эффектные кадры.

Весна. Самая многоликая, самая непредсказуемая из всех времен года. Оттепели, тут же сменяющиеся заморозками и вьюгами, разливы рек, ручьи, первые цветы, нежная травка, ласковое солнышко, утренний иней, туманы, грозы, молодые листочки, пора цветения и много чего еще смешиваются в чудесный коктейль для фотографа.

Я не могу сказать, что все весенние фотографии даются легко и что их количество будет больше, чем в другое время года. Поверьте, в поисках сюжета для ранневесенней песни, когда снег уже сошел, а краски еще не появились, можно потратить весь день, так ничего и не сняв.

Лето. Благодатный период для фотографа, буйство красок в начале, постепенно сменяющееся выгоревшей на солнышке травой и припыленными деревцами. Светает рано, утром в поймах рек часто стоят туманы, исчезающие с появлением солнца. На лугах спозаранку пасутся стада, добавляя колорита в снимки. А какое великолепие можно увидеть, к примеру, после вечерней грозы на закатном небе! Идиллию могут нарушить, пожалуй, только кровожадные насекомые.

Осень. Как и весна, осень включает в себя все переходные состояния между летом и зимой, только в обратном порядке. Особо хочется отметить золото осенних листьев, паутинки бабьего лета, иней на еще зеленой травке и прочее.

 

Пейзажи нашей планеты

 

Леонид Тит (Украина, Карпаты). «В гостях у Сказки».

Canon EOS 400D, EF 17–40L/4,0 USM

Самая настоящая зимняя сказка. С этого ракурса, правда, куриные ножки не очень хорошо видно, но сама избушка - налицо... 

 


Андрей Шумилин (Россия, Сибирь). «Начало лета».

Nikon D80, Nikkor 16–85/3,5–5,6, панорама из пяти кадров

Пришло лето и подожгло целое поле цветочков-«огоньков». Ночная роса, не выдержав борьбы с «пламенем», превратилась в туман и улетает вверх. Неповторимое зрелище!

 

 

Александр Киценко (Украина). «Чародеи на рыбалке».

Canon EOS 350D, EF-S 17–85/4,0–5,6 IS USM, f/10, 1/60 c, Трехрядная осенняя панорама.

Купаться уже прохладно. Но закинуть удочку на заре и ощутить себя чародеем -  в самый раз...

 

Данил Ромодин (Россия, Южный Урал). «Клевое Место».

Canon EOS 50D, EF 17–40L/4,0 USM 

Аргазинское водохранилище. Только-только закончился дождь, и по небу не спеша поплыли разбухшие облака.



В следующей публикации поговорим о том, как выбирать цвета для пейзажной съемки и в какую погоду лучше снимать самые эффектные сюжеты.

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Ritmix начал общую продажу колонок-игрушек
26 июля 2017
Новости

Ritmix начал общую продажу колонок-игрушек

Готовимся к 1 сентября уже сейчас! Колонки-игрушки Ritmix уже поступили в широкую продажу и теперь доступны в магазинах электроники вашего города!

Компания ASUS представила новые решения для цифровой наружной рекламы и визуального оформления на выставке ISE 2017
15 февраля 2017
Новости

Компания ASUS представила новые решения для цифровой наружной рекламы и визуального оформления на выставке ISE 2017

Компания ASUS представила новые решения для цифровой наружной рекламы и визуального оформления (Digital Signage) на международной выставке в области информационно-коммуникационного оборудования и системной интеграции Integrated Systems Europe 2017, прошедшей с 7 по 10 февраля в Амстердаме.

Olympus Tough TG-4 превращает темные сюжеты в светлые и удивляет детализацией снимков
15 апреля 2015
Новости

Olympus Tough TG-4 превращает темные сюжеты в светлые и удивляет детализацией снимков

Защищенные камеры востребованы не только среди любителей экстремальных видов спорта. Новый компактный флагман защищенной линейки Olympus TOUGH TG-4 прекрасно подойдет любому, кто проводит много времени на природе и хочет без проблем ловить яркие моменты жизни в любых погодных условиях, не заботясь об освещении или дополнительном оборудовании. TG-4 — это мощная универсальная компактная камера, однако ее основным отличием остается сверхсветосильный объектив с широким диапазоном зуммирования 25-100 мм* и максимальной светосилой в 1:2.0.

Вас накроет лавина звука!
8 декабря 2004
Новости

Вас накроет лавина звука!

Удивительное создание человек! Он постоянно выдумывает и мастерит то, чего ему не хватает. Поначалу это были предметы острой нужды, люди подменили отсутствующие клыки и когти копьями и стрелами. Но запросы постоянно растут, кроме потребностей тела люди все больше стали задумываться о душе — мало красоты естественной, придумаем свою, так появилось искусство.

OLED-телевизоры LG 2017 года первыми предложат потребителю качественный звук без потерь в формате Dolby Truehd
25 октября 2017
Новости

OLED-телевизоры LG 2017 года первыми предложат потребителю качественный звук без потерь в формате Dolby Truehd

Выпущенные в этом году OLED-телевизоры от LG Electronics, в которых впервые был представлен звук формата Dolby Atmos, предложат потребителям еще более высокое качество звучания при помощи передовой технологии кодирования без потерь Dolby TrueHD. Теперь превосходные возможности передачи изображения этих телевизоров будут дополнены новым уровнем звука, что позволит создать идеальную атмосферу кино у себя дома.

Onkyo представляет портативные акустические системы X3 и X9 с поддержкой аудио высокого разрешения
8 сентября 2015
Новости

Onkyo представляет портативные акустические системы X3 и X9 с поддержкой аудио высокого разрешения

08 сентября 2015, Берлин, Германия — В партнерстве с Gibson Innovations компания Onkyo представила портативные акустические системы Х3 и Х9 с поддержкой аудио высокого разрешения. Onkyo X9 — это первая акустическая система, которая позволяет воспроизводить аудио высокого разрешения через USB-вход. Благодаря лаконичной овальной форме и алюминиевому корпусу устройства выглядят стильно и современно и гармонично дополнят любой интерьер. Обе модели оборудованы функцией передачи данных по Bluetooth и встроенным аккумулятором. Onkyo X3 и X9 дополняют линейку акустических систем и наушников, которая будет впервые представлена на Международной выставке IFA 2015 в Берлине.

LG создаёт лидирующий тренд — просмотр высокодинамичного контента на новых IPS-мониторах
4 мая 2012
Новости

LG создаёт лидирующий тренд — просмотр высокодинамичного контента на новых IPS-мониторах

Сеул, 2 мая 2012 г. — компания LG Electronics (LG) сообщает о выпуске нового модельного ряда мониторов серии IPS4. Вместо обычных панелей, выполненных по технологии Twisted Nematic (TN), эти мониторы снабжены панелями In-Plane Switching (IPS), которые гарантируют превосходную цветопередачу и исключительное качество изображения независимо от угла обзора.

Измерительный тест: проектор Sony VPL-HW40ES можно смело повышать в цене
30 мая 2014
Тесты

Измерительный тест: проектор Sony VPL-HW40ES можно смело повышать в цене

Сколько раз убеждался – эмоциям доверять нельзя. Нужно семь раз измерить и один раз заплатить. Особенно, если речь идет о кинотеатральном проекторе премиум класса – таком, как Sony VPL-HW40ES. Не скрою, увиденное изображение и приземленная цена располагают к покупательской эйфории, но что же все-таки нам покажут беспристрастные цифры?

Тест Nikon D5500: многие начинающие фотографы захотят взять именно эту легкую и компактную зеркальную камеру
30 ноября 2015
Тесты

Тест Nikon D5500: многие начинающие фотографы захотят взять именно эту легкую и компактную зеркальную камеру

Для увлеченных любителей производители создают более продвинутые модели. Они не усыпаны сотней кнопок и десятком управляющих дисков, но в них есть все настройки, позволяющие перейти к осознанному творчеству и, в перспективе, перейти на что-то более технически серьезное. Хорошим фото-трамплином для многих любителей может стать новая камера начального уровня Nikon D5500. Может получиться и так, что выросший на этой малютке фотограф, так и не расстанется с D5500, оставив ее в качестве запасной - настолько разнообразные возможности есть в ее арсенале.

Samsung представляет Gear S3: новое поколение смарт-часов серии Gear S
7 сентября 2016
Новости

Samsung представляет Gear S3: новое поколение смарт-часов серии Gear S

Берлин, 31 августа2016 г.— Компания Samsung Electronics представила Gear S3 – инновационные умные часы, которые закрепляют за компанией лидерство на рынке носимых устройств. Вдохновленные классическими моделями и искусством часовых мастеров, Gear S3 сочетают в себе классический дизайн и новейшие мобильные технологии, включая защиту от воды и пыли по стандарту IP68, встроенный GPS, а также функцию «Всегда активный экран». Новинка станет идеальным выбором для каждого любителя качественных аксессуаров и часов.