Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 5

Если раньше для получения панорамного снимка требовалась специальная камера, то в настоящее время практически любому фотографу по силам заниматься этим увлекательным и эффектным видом съемки. Композиционные приемы, рассмотренные нами в предыдущих частях статьи, в одинаковой мере относятся как к стандартным, так и к панорамным форматам кадра. Различия кроются в технических особенностях съемки и, разумеется, последующей обработке фотографии.

Текст: Александр КИЦЕНКО

 

 

Александр Киценко (Украина), «Серебро и золото».
Canon EOS 350D, EF-S 17–85/4,0–5,6 IS USM f/10, 1/15 c

Золото и серебро вместе и в таком необъятном объеме редко где встречаются. Но мне повезло и я в раз стал несметно богатым. Духовно.

 

Съемка панорамы

Вначале предлагаю ознакомиться в литературе с понятием нодальной точки и посмотреть, что представляет собой панорамная штативная головка. Если вы хотите снимать «правильные» панорамы, особенно на широких углах (коротких фокусных расстояниях), без этого не обойтись. Но для любительской съемки вполне подойдут обычный штатив и фотоаппарат с ручными настройками. Алгоритм создания панорамы в таком случае довольно прост:

1) находим подходящий сюжет;

2) выбираем ракурс, формат кадров (вертикальные или горизонтальные) и фокусное расстояние объектива, просматриваем через видоискатель фотоаппарата нашу будущую панораму, мысленно отмечая ее границы;

3) определяем нужную точку фокусировки (зачастую гиперфокальное расстояние), переводим режим фокусировки объектива на ручное управление (для обеспечения одинаковой ГРИП во всех кадрах панорамы и во избежание проблем с работой автофокуса на отдельных кадрах панорамы); при съемке многорядных панорам для нижнего ряда рекомендую перефокусировать камеру на ближние предметы для качественной проработки переднего плана;

4) устанавливаем ручной режим съемки, делаем замер экспозиции в самых проблемных кадрах панорамы, так как уровень перепада освещенности между краями панорамных снимков может быть достаточно велик (к примеру, панорамы с контровым светом, где в одном краю находится яркий источник света, а другой уходит в тень), выбираем наиболее подходящее значение;

5) проверяем, параллельно ли горизонту установлена камера;

6) начинаем непосредственно съемку, делая перехлест кадров примерно на треть;

7) при съемке рекомендую намеренно захватить немного больше пространства, нежели планировалось изначально, для облегчения последующего кадрирования.

При использовании цифровой техники съемку желательно проводить в «сыром» формате файлов (RAW). Если такой возможности нет, то необходимо выставить одинаковый баланс белого для всех кадров панорамы. Дальнейшие действия заключаются в коррекции и конвертации RAW-файлов с последующей их сшивкой в программном обеспечении, но это уже тема для отдельной статьи.

 

Свет в пейзажной фотографии 

Свет в пейзаже — наверное, самый главный рецепт создания красивой фотографии. Даже не вдаваясь в глубины теории, из одного термина «светопись» можно сделать для себя соответствующие выводы. Из собственного опыта могу сказать, что без эффектного освещения очень тяжело сделать хороший снимок и тем более преподнести его зрителю.

Какой же именно свет нужен для фотографа-пейзажиста? Единого ответа на этот вопрос нет, но существуют несколько «типовых» вариантов, наиболее подходящих для съемки. Постараюсь вкратце их охарактеризовать и перечислить особенности. Для начала введем понятие «режимного» времени.

Этот термин довольно условный, суть его сводится к тому, что в определенные промежутки времени (дважды в сутки — утром и вечером) солнце находится невысоко над горизонтом, свет его достаточно мягкий и создает нужный светотеневой рисунок (тени от различных объектов довольно длинные и объемные).

Большинство пейзажных фотографий, особенно запланированных, создаются именно в такое время, хотя есть довольно большое количество исключений. В целом свет в пейзажной фотографии можно классифицировать по нескольким признакам:

• по направлению (боковой, контровой, задний и различные промежуточные вариации);

• по временному признаку (утренний, вечерний, дневной, ночной);

• по характеру (рассеянный, направленный, рисующий, фоновый);

• по цветовой температуре (теплый, холодный);

• по силе (интенсивный, мягкий, жесткий и т.д.);

• по происхождению (солнечный, лунный, искусственный — к примеру, ночной город и т. п.).

Одна из основных задач для фотографа — предсказание схемы освещения выбранного сюжета (конечно, если съемка не ведется в режиме «увидел — снял»). Я могу с уверенностью сказать, что один и тот же ландшафт будет выглядеть абсолютно по-разному, к примеру, утром и вечером, в пасмурную или солнечную погоду, при низком или высоком солнце и т. д.

Соответственно, можно пропустить мимо объектива множество великолепных сюжетов, просто не дождавшись нужного освещения. Попав в незнакомое место, первоначально мы должны определить маршрут движения солнца и представить себе светотеневой рисунок сюжета, а затем уже выбирать точки для съемки.

Вкратце коснемся технических вопросов съемки при различных типах освещения. Наиболее удобный и комфортный свет для фотографа — это боковое освещение при невысоком солнце. Как уже упоминалось выше, свет в этом случае мягкий, зачастую теплый и создает длинные объемные тени, качество фотографии при этом будет максимальным. Самым трудным вариантом я бы назвал контровой свет, когда съемка ведется против источника освещения.

В этом случае, как правило, необходимо применять градиентный фильтр для возможности проработки переднего плана, или пытаться использовать достижения цифровых технологий по расширению динамического диапазона снимка. Дополнительное коварство такого света заключается в вероятном появлении бликов, засветок, общем падении контраста и насыщенности фотографии, но результат смотрится довольно эффектно.

Красивые кадры получаются при использовании направленного освещения, к примеру, лучи света, пробивающиеся сквозь листву в туманном лесу, и т. д. Про красочность получаемых результатов и технические особенности фотосъемки рассветов и закатов написано уже столько, что просто не хочется повторяться. Вариантов световых решений в фотографии великое множество, и помните, что каждый сюжет можно обыгрывать несколько раз, и каждый раз результат будет отличным от предыдущего, и каждый из вариантов будет красив по-своему.

 

Времена года

Я не знаю, в каком месте планеты вам доведется читать эту статью, поэтому описание времен года привяжу к средней полосе Северного полушария.

Зима. Для обычных людей это пора детских сказок, Снегурочки с дедом Морозом, Нового года и других чудес. Для фотографа же зимняя съемка представляется сплошным испытанием — как его самого, так и техники.

Первая трудность — это холод, который съедает сначала один за одним аккумуляторы, а затем принимается и за фотографа. Вторая, не менее важная, — труднодоступность нужных мест и громадное количество экипировки, не относящейся непосредственно к фотографии. Продолжать еще можно долго, но я уже рискую отбить охоту у начинающих фотолюбителей… С точки зрения непосредственно самой съемки, можно выделить несколько моментов.

Зимой «режимное» время (рассветы, закаты) скоротечно, ночи становятся длиннее дня, мобильность передвижения ограничена, а аккумуляторы в фотоаппаратах на холоде очень быстро разряжаются. Поиски сюжета затрудняются также отсутствием полной цветовой гаммы: в ясную погоду преобладают белый и голубой цвета с темными участками неприкрытых снегом объектов, в пасмурную погоду все становится бело-серым.

Поэтому при фотосъемке приходится прилагать максимум усилий и умения для получения нужных результатов. «А как же чудеса?» — спросите вы. Они есть, и их очень много, стоит только дождаться. Чудом номер один будет, конечно, иней. В ясную морозную погоду иней буквально все покрывает серебром, а в пасмурную — благородной сединой. Не менее красиво выглядит налипший на деревья снег, полностью раскрывая все достоинства геометрии ветвей.

За счет отражающей поверхности снега зимние закаты особенно красивы, ведь что может быть прекраснее, чем сочетание розового и голубого снега, покрытого блестками? В сильный снегопад, или даже в метель, тоже можно получить великолепные эффектные кадры.

Весна. Самая многоликая, самая непредсказуемая из всех времен года. Оттепели, тут же сменяющиеся заморозками и вьюгами, разливы рек, ручьи, первые цветы, нежная травка, ласковое солнышко, утренний иней, туманы, грозы, молодые листочки, пора цветения и много чего еще смешиваются в чудесный коктейль для фотографа.

Я не могу сказать, что все весенние фотографии даются легко и что их количество будет больше, чем в другое время года. Поверьте, в поисках сюжета для ранневесенней песни, когда снег уже сошел, а краски еще не появились, можно потратить весь день, так ничего и не сняв.

Лето. Благодатный период для фотографа, буйство красок в начале, постепенно сменяющееся выгоревшей на солнышке травой и припыленными деревцами. Светает рано, утром в поймах рек часто стоят туманы, исчезающие с появлением солнца. На лугах спозаранку пасутся стада, добавляя колорита в снимки. А какое великолепие можно увидеть, к примеру, после вечерней грозы на закатном небе! Идиллию могут нарушить, пожалуй, только кровожадные насекомые.

Осень. Как и весна, осень включает в себя все переходные состояния между летом и зимой, только в обратном порядке. Особо хочется отметить золото осенних листьев, паутинки бабьего лета, иней на еще зеленой травке и прочее.

 

Пейзажи нашей планеты

 

Леонид Тит (Украина, Карпаты). «В гостях у Сказки».

Canon EOS 400D, EF 17–40L/4,0 USM

Самая настоящая зимняя сказка. С этого ракурса, правда, куриные ножки не очень хорошо видно, но сама избушка - налицо... 

 


Андрей Шумилин (Россия, Сибирь). «Начало лета».

Nikon D80, Nikkor 16–85/3,5–5,6, панорама из пяти кадров

Пришло лето и подожгло целое поле цветочков-«огоньков». Ночная роса, не выдержав борьбы с «пламенем», превратилась в туман и улетает вверх. Неповторимое зрелище!

 

 

Александр Киценко (Украина). «Чародеи на рыбалке».

Canon EOS 350D, EF-S 17–85/4,0–5,6 IS USM, f/10, 1/60 c, Трехрядная осенняя панорама.

Купаться уже прохладно. Но закинуть удочку на заре и ощутить себя чародеем -  в самый раз...

 

Данил Ромодин (Россия, Южный Урал). «Клевое Место».

Canon EOS 50D, EF 17–40L/4,0 USM 

Аргазинское водохранилище. Только-только закончился дождь, и по небу не спеша поплыли разбухшие облака.



В следующей публикации поговорим о том, как выбирать цвета для пейзажной съемки и в какую погоду лучше снимать самые эффектные сюжеты.

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Мини-обзор компактных фотокамер Canon IXUS 255 HS/265 HS
18 августа 2014
Обзоры

Мини-обзор компактных фотокамер Canon IXUS 255 HS/265 HS

Представители наиболее презентабельной серии компактных камер Canon, рассчитанной на самую широкую аудиторию фотолюбителей, ударились в дальнозоркость.

Обзор компактного фотоаппарата Samsung EX2F
22 января 2013
Обзоры

Обзор компактного фотоаппарата Samsung EX2F

Фотографы, давно и хорошо разбирающиеся в технике, редко рассматривают Samsung в качестве «серьезного» производителя фотоаппаратов. «Доступные мыльницы, не более того» — услышите вы в ответ на вопрос о продукции этой фирмы. У новой EX2F есть все шансы изменить отношение фотолюбителей. Конечно, десятилетий опыта лидирующих разработчиков вроде Canon и Nikon у компании вдруг не прибавилось. Но инновации и технологии многое компенсируют.

Уроки Розова: за шедеврами поедем туда, где тепло и много бедного люда
2 сентября 2014
Советы

Уроки Розова: за шедеврами поедем туда, где тепло и много бедного люда

Есть мнение. Оно носится в воздухе и очень многим кажется чем-то вроде математической аксиомы — вполне самоочевидной истиной. Дома — в Москве или в любом другом городе нашей Родины — снимать нечего. Что тут может быть красивого или интересного? Тут, как любят говаривать некоторые наши профессиональные репортеры, «люди на улицах не живут». Вот в Индии живут. А у нас не живут!

Garmin представляет умный браслет Vivosmart 3
14 апреля 2017
Новости

Garmin представляет умный браслет Vivosmart 3

Компания Garmin объявила о выпуске новинки vívosmart 3 - трекера активности с ультракомпактным дизайном, дисплеем-«невидимкой» и интеллектуальной начинкой.

Накладные наушники GermanMAESTRO GMP 400: после «прогрева ушек» я растворился в музыке, как в женщине…
2 сентября 2015
Обзоры

Накладные наушники GermanMAESTRO GMP 400: после «прогрева ушек» я растворился в музыке, как в женщине…

Вы встречались с настоящим немцем? Имею в виду не бюргера с пивной кружкой и баварской сосиской на вилке, а нечто большее — маэстро, в оригинале GermanMAESTRO с весьма приличным модельным рядом накладных наушников. Краткий курс истории маэстро мы уже изложили в предыдущей публикации. А сегодня поговорим и послушаем самую крутую модель немецкого бренда. Итак, сегодня на сцене GermanMAESTRO GMP 400.

Российский старт продаж ZTE Blade S6
2 апреля 2015
Новости

Российский старт продаж ZTE Blade S6

1 апреля 2015, Москва — Компания ZTE, ведущий мировой поставщик телекоммуникационного оборудования и мобильных телефонов, объявила о старте продаж в России нового смартфона ZTE Blade s6. Российские потребители смогут первыми в СНГ приобрести смартфон с уникальными характеристиками спустя всего несколько месяцев после международной презентации новинки в Гонконге. Новую модель телефона можно приобрести в магазинах «МегаФон», «МТС» и Интернет-магазинах.

Acer представляет новый игровой проектор Nitro G550 с разрешением Full HD и частотой обновления 120 Гц
24 июня 2019
Новости

Acer представляет новый игровой проектор Nitro G550 с разрешением Full HD и частотой обновления 120 Гц

Компания Acer представляет проектор Nitro G550, призванный радовать геймеров высоким качеством изображения на экранах с большой диагональю. Nitro G550 отвечает высоким требованиям современной игровой индустрии: проектор имеет разрешение Full HD 1920x1080 пикс., частоту обновления 120 Гц, а так же уменьшенную задержку ввода — 8,3 мс. Для обеспечения качественного изображения устройство оснащено технологиями улучшения цветопередачи Acer ColorPurity и ColorBoost 3D.

Лицо моды
23 марта 2007
Обзоры

Лицо моды

Наталия, Париж, 2002. Фотограф: Паоло Роверси/ Paolo Roversi. Модель: Наталия Водянова/Natalia Vodianova. Журнал Egoiste, № 15, 2006 В девяностые годы и начале ХХI века некогда сугубо прикладная часть фотографии — фотография моды — стала настоящим искусством, которое с удовольствием принимают в своих стенах ведущие, порой исключительно классические, музеи.

Yota запускает новую линейку услуг для смартфона
26 июля 2017
Новости

Yota запускает новую линейку услуг для смартфона

Федеральный мобильный оператор Yota запускает новую линейку пакетов для смартфона. Теперь клиенты мобильного оператора смогут выбрать и купить только то, что им нужно. Это первый подобный продукт на российском телеком-рынке, который позволяет клиентам самостоятельно определять наполнение пакета услуг.

Koss представляет летние новинки в сочных цветах: наушники KE10 и The PLUG
28 марта 2014
Новости

Koss представляет летние новинки в сочных цветах: наушники KE10 и The PLUG

28 марта 2014 г. — К летнему сезону американская компания Koss обновила свою цветовую палитру, выпустив наушники в неожиданно ярких, сочных тонах. Новыми красками заиграли Koss KE10 и Koss The PLUG. Koss KE10 — аккуратные наушники-вкладыши с корпусом из мягкого силикона. Такое покрытие обеспечивает идеально прочное и удобное крепление в ушной раковине: наушники «сидят» плотно и благодаря этому подходят даже для активных занятий спортом. Модель выпущена в шести новых сочных цветах: ментоловом, розовом, синем, коралловом, фиолетовом и белом.