Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 5

Если раньше для получения панорамного снимка требовалась специальная камера, то в настоящее время практически любому фотографу по силам заниматься этим увлекательным и эффектным видом съемки. Композиционные приемы, рассмотренные нами в предыдущих частях статьи, в одинаковой мере относятся как к стандартным, так и к панорамным форматам кадра. Различия кроются в технических особенностях съемки и, разумеется, последующей обработке фотографии.

Текст: Александр КИЦЕНКО

 

 

Александр Киценко (Украина), «Серебро и золото».
Canon EOS 350D, EF-S 17–85/4,0–5,6 IS USM f/10, 1/15 c

Золото и серебро вместе и в таком необъятном объеме редко где встречаются. Но мне повезло и я в раз стал несметно богатым. Духовно.

 

Съемка панорамы

Вначале предлагаю ознакомиться в литературе с понятием нодальной точки и посмотреть, что представляет собой панорамная штативная головка. Если вы хотите снимать «правильные» панорамы, особенно на широких углах (коротких фокусных расстояниях), без этого не обойтись. Но для любительской съемки вполне подойдут обычный штатив и фотоаппарат с ручными настройками. Алгоритм создания панорамы в таком случае довольно прост:

1) находим подходящий сюжет;

2) выбираем ракурс, формат кадров (вертикальные или горизонтальные) и фокусное расстояние объектива, просматриваем через видоискатель фотоаппарата нашу будущую панораму, мысленно отмечая ее границы;

3) определяем нужную точку фокусировки (зачастую гиперфокальное расстояние), переводим режим фокусировки объектива на ручное управление (для обеспечения одинаковой ГРИП во всех кадрах панорамы и во избежание проблем с работой автофокуса на отдельных кадрах панорамы); при съемке многорядных панорам для нижнего ряда рекомендую перефокусировать камеру на ближние предметы для качественной проработки переднего плана;

4) устанавливаем ручной режим съемки, делаем замер экспозиции в самых проблемных кадрах панорамы, так как уровень перепада освещенности между краями панорамных снимков может быть достаточно велик (к примеру, панорамы с контровым светом, где в одном краю находится яркий источник света, а другой уходит в тень), выбираем наиболее подходящее значение;

5) проверяем, параллельно ли горизонту установлена камера;

6) начинаем непосредственно съемку, делая перехлест кадров примерно на треть;

7) при съемке рекомендую намеренно захватить немного больше пространства, нежели планировалось изначально, для облегчения последующего кадрирования.

При использовании цифровой техники съемку желательно проводить в «сыром» формате файлов (RAW). Если такой возможности нет, то необходимо выставить одинаковый баланс белого для всех кадров панорамы. Дальнейшие действия заключаются в коррекции и конвертации RAW-файлов с последующей их сшивкой в программном обеспечении, но это уже тема для отдельной статьи.

 

Свет в пейзажной фотографии 

Свет в пейзаже — наверное, самый главный рецепт создания красивой фотографии. Даже не вдаваясь в глубины теории, из одного термина «светопись» можно сделать для себя соответствующие выводы. Из собственного опыта могу сказать, что без эффектного освещения очень тяжело сделать хороший снимок и тем более преподнести его зрителю.

Какой же именно свет нужен для фотографа-пейзажиста? Единого ответа на этот вопрос нет, но существуют несколько «типовых» вариантов, наиболее подходящих для съемки. Постараюсь вкратце их охарактеризовать и перечислить особенности. Для начала введем понятие «режимного» времени.

Этот термин довольно условный, суть его сводится к тому, что в определенные промежутки времени (дважды в сутки — утром и вечером) солнце находится невысоко над горизонтом, свет его достаточно мягкий и создает нужный светотеневой рисунок (тени от различных объектов довольно длинные и объемные).

Большинство пейзажных фотографий, особенно запланированных, создаются именно в такое время, хотя есть довольно большое количество исключений. В целом свет в пейзажной фотографии можно классифицировать по нескольким признакам:

• по направлению (боковой, контровой, задний и различные промежуточные вариации);

• по временному признаку (утренний, вечерний, дневной, ночной);

• по характеру (рассеянный, направленный, рисующий, фоновый);

• по цветовой температуре (теплый, холодный);

• по силе (интенсивный, мягкий, жесткий и т.д.);

• по происхождению (солнечный, лунный, искусственный — к примеру, ночной город и т. п.).

Одна из основных задач для фотографа — предсказание схемы освещения выбранного сюжета (конечно, если съемка не ведется в режиме «увидел — снял»). Я могу с уверенностью сказать, что один и тот же ландшафт будет выглядеть абсолютно по-разному, к примеру, утром и вечером, в пасмурную или солнечную погоду, при низком или высоком солнце и т. д.

Соответственно, можно пропустить мимо объектива множество великолепных сюжетов, просто не дождавшись нужного освещения. Попав в незнакомое место, первоначально мы должны определить маршрут движения солнца и представить себе светотеневой рисунок сюжета, а затем уже выбирать точки для съемки.

Вкратце коснемся технических вопросов съемки при различных типах освещения. Наиболее удобный и комфортный свет для фотографа — это боковое освещение при невысоком солнце. Как уже упоминалось выше, свет в этом случае мягкий, зачастую теплый и создает длинные объемные тени, качество фотографии при этом будет максимальным. Самым трудным вариантом я бы назвал контровой свет, когда съемка ведется против источника освещения.

В этом случае, как правило, необходимо применять градиентный фильтр для возможности проработки переднего плана, или пытаться использовать достижения цифровых технологий по расширению динамического диапазона снимка. Дополнительное коварство такого света заключается в вероятном появлении бликов, засветок, общем падении контраста и насыщенности фотографии, но результат смотрится довольно эффектно.

Красивые кадры получаются при использовании направленного освещения, к примеру, лучи света, пробивающиеся сквозь листву в туманном лесу, и т. д. Про красочность получаемых результатов и технические особенности фотосъемки рассветов и закатов написано уже столько, что просто не хочется повторяться. Вариантов световых решений в фотографии великое множество, и помните, что каждый сюжет можно обыгрывать несколько раз, и каждый раз результат будет отличным от предыдущего, и каждый из вариантов будет красив по-своему.

 

Времена года

Я не знаю, в каком месте планеты вам доведется читать эту статью, поэтому описание времен года привяжу к средней полосе Северного полушария.

Зима. Для обычных людей это пора детских сказок, Снегурочки с дедом Морозом, Нового года и других чудес. Для фотографа же зимняя съемка представляется сплошным испытанием — как его самого, так и техники.

Первая трудность — это холод, который съедает сначала один за одним аккумуляторы, а затем принимается и за фотографа. Вторая, не менее важная, — труднодоступность нужных мест и громадное количество экипировки, не относящейся непосредственно к фотографии. Продолжать еще можно долго, но я уже рискую отбить охоту у начинающих фотолюбителей… С точки зрения непосредственно самой съемки, можно выделить несколько моментов.

Зимой «режимное» время (рассветы, закаты) скоротечно, ночи становятся длиннее дня, мобильность передвижения ограничена, а аккумуляторы в фотоаппаратах на холоде очень быстро разряжаются. Поиски сюжета затрудняются также отсутствием полной цветовой гаммы: в ясную погоду преобладают белый и голубой цвета с темными участками неприкрытых снегом объектов, в пасмурную погоду все становится бело-серым.

Поэтому при фотосъемке приходится прилагать максимум усилий и умения для получения нужных результатов. «А как же чудеса?» — спросите вы. Они есть, и их очень много, стоит только дождаться. Чудом номер один будет, конечно, иней. В ясную морозную погоду иней буквально все покрывает серебром, а в пасмурную — благородной сединой. Не менее красиво выглядит налипший на деревья снег, полностью раскрывая все достоинства геометрии ветвей.

За счет отражающей поверхности снега зимние закаты особенно красивы, ведь что может быть прекраснее, чем сочетание розового и голубого снега, покрытого блестками? В сильный снегопад, или даже в метель, тоже можно получить великолепные эффектные кадры.

Весна. Самая многоликая, самая непредсказуемая из всех времен года. Оттепели, тут же сменяющиеся заморозками и вьюгами, разливы рек, ручьи, первые цветы, нежная травка, ласковое солнышко, утренний иней, туманы, грозы, молодые листочки, пора цветения и много чего еще смешиваются в чудесный коктейль для фотографа.

Я не могу сказать, что все весенние фотографии даются легко и что их количество будет больше, чем в другое время года. Поверьте, в поисках сюжета для ранневесенней песни, когда снег уже сошел, а краски еще не появились, можно потратить весь день, так ничего и не сняв.

Лето. Благодатный период для фотографа, буйство красок в начале, постепенно сменяющееся выгоревшей на солнышке травой и припыленными деревцами. Светает рано, утром в поймах рек часто стоят туманы, исчезающие с появлением солнца. На лугах спозаранку пасутся стада, добавляя колорита в снимки. А какое великолепие можно увидеть, к примеру, после вечерней грозы на закатном небе! Идиллию могут нарушить, пожалуй, только кровожадные насекомые.

Осень. Как и весна, осень включает в себя все переходные состояния между летом и зимой, только в обратном порядке. Особо хочется отметить золото осенних листьев, паутинки бабьего лета, иней на еще зеленой травке и прочее.

 

Пейзажи нашей планеты

 

Леонид Тит (Украина, Карпаты). «В гостях у Сказки».

Canon EOS 400D, EF 17–40L/4,0 USM

Самая настоящая зимняя сказка. С этого ракурса, правда, куриные ножки не очень хорошо видно, но сама избушка - налицо... 

 


Андрей Шумилин (Россия, Сибирь). «Начало лета».

Nikon D80, Nikkor 16–85/3,5–5,6, панорама из пяти кадров

Пришло лето и подожгло целое поле цветочков-«огоньков». Ночная роса, не выдержав борьбы с «пламенем», превратилась в туман и улетает вверх. Неповторимое зрелище!

 

 

Александр Киценко (Украина). «Чародеи на рыбалке».

Canon EOS 350D, EF-S 17–85/4,0–5,6 IS USM, f/10, 1/60 c, Трехрядная осенняя панорама.

Купаться уже прохладно. Но закинуть удочку на заре и ощутить себя чародеем -  в самый раз...

 

Данил Ромодин (Россия, Южный Урал). «Клевое Место».

Canon EOS 50D, EF 17–40L/4,0 USM 

Аргазинское водохранилище. Только-только закончился дождь, и по небу не спеша поплыли разбухшие облака.



В следующей публикации поговорим о том, как выбирать цвета для пейзажной съемки и в какую погоду лучше снимать самые эффектные сюжеты.

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Кибермаркет Юлмарт позвал на открытие Олешко, битбоксера и вечно спешащего зайца
27 ноября 2012
Новости

Кибермаркет Юлмарт позвал на открытие Олешко, битбоксера и вечно спешащего зайца

Новый кибермаркет открыл свои двери для жителей Западного административного округа Москвы. Более 1 000 человек посетили праздник с участием мегапопулярного актера Первого канала Александра Олешко и очаровательной актрисы Маруси Зыковой. Интересные конкурсы от главного партнера праздника – компании Acer – вызвали ажиотаж среди покупателей. Каждый участник хотел получить в подарок современный гаджет – ультрабук Aсer S5 или один из планшетов А701...

Обзор портативного ЦАП/усилителя iFi micro idsd black label: «черная метка» идеального звука.
21 июля 2017
Обзоры

Обзор портативного ЦАП/усилителя iFi micro idsd black label: «черная метка» идеального звука.

«Мы все спешим за чудесами…» и эта извечная погоня за мечтой то и дело становится смыслом жизни: за одним горизонтом открывается новый и погоня ускоряет темп… И все-таки иногда случаются и такие моменты, когда мечты сбываются! Не поверите, такой случай недавно и со мной произошел, когда в маленькой походной коробочке материализовался звук неслыханной красоты. У себя дома, в центре российского Черноземья я вдруг оказался в тихой гавани меломана: мои руки непрерывно согревает небольшое устройство, излучающее магические звуки, максимально приближенные к стационарной системе Hi End. Как же долго я тебя искал... Сегодня в тихой гавани меломана слушаем портативный ЦАП от бренда iFi Audio - iFi micro idsd black label.

Обзор AV-pесивера Pioneer VSX-423: понравится тем, кто ходит в кинотеатр
16 мая 2014
Обзоры

Обзор AV-pесивера Pioneer VSX-423: понравится тем, кто ходит в кинотеатр

Девайс понравится людям, ходящим в кинотеатр и любящим объёмный звук, любителям хорошего саунда дома и тем, кто не расстаётся со своими мобильными гаджетами. Конечно, он поддерживает не все форматы аудио, но этого вполне достаточно для категории людей, покупающим технику в таком ценовом диапазоне, - ведь речь идёт о вполне доступной модели со множеством приятных функций, настроек и возможностей. Кстати, для тех, кто озадачен выбором техники под свой интерьер, эта модель представлена как в чёрном, так и в серебристых цветах.

Lomography добавляет в систему Neptune новый объектив.
7 апреля 2018
Новости

Lomography добавляет в систему Neptune новый объектив.

Система Neptune, выпущенная Lomography в прошлом году, позволяет получить различные оптические конфигурации, используя сменные объективы и одну базу для их крепления. В её состав также входят диафрагменные диски с различной формой отверстий, отвечающие за рисунок боке. Система состояла из трёх основных объективов и теперь пополнилась новой моделью - Naiad 15 mm F3.8

Мировой кинотеатр!
8 декабря 2004
Новости

Мировой кинотеатр!

Признанный мировой авторитет в производстве электроники — компания JVC — не теряет своих позиций ни на рынке профессиональной аппаратуры, ни в секторе домашних развлекательных систем. В арсенале компании есть широкий спектр техники, способной удовлетворить самые взыскательные потребности. Одним из приоритетных направлений JVC считает производство аппаратуры для домашних кинотеатров самого различного уровня.

Первый безбашенный смартфонопланшет в России!
5 декабря 2014
Новости

Первый безбашенный смартфонопланшет в России!

Российская компания «Бизнес-Бюро» представляет собственную разработку — эпатажно-безбашенный планшет (точнее смартфонопланшет) bb-mobile MOLOTOFF. Для тех, кого плющит! От тех, кто куёт!

Обзор беззеркальной камеры Sony A5000
26 августа 2014
Обзоры

Обзор беззеркальной камеры Sony A5000

Если A6000 стала прямой продолжательницей NEX-6, то с A5000 аналогии не работают. Камера получилась слишком «облегченной» по сравнению с аппаратами серии NEX-5. Сочетая в себе часть функционала средних любительских и формат начальных фотоаппаратов системы Sony E, A5000 получилась самой маленькой и легкой среди всех беззеркалок с сенсором APS-C.

Мини-обзор мультимедийного инсталляционного проектора Mitsubishi Electric WL7200U
31 марта 2013
Обзоры

Мини-обзор мультимедийного инсталляционного проектора Mitsubishi Electric WL7200U

WL7200U — аппарат инсталляционного класса с широкими возможностями адаптации к окружающим условиям. Гибкая оптическая система упрощает процесс установки и настройки устройства. Функция сдвига объектива позволяет без ущерба качеству изображения смещать проекцию по вертикали на +/–70 % и по горизонтали на +/–30%. Объектив моторизован, поэтому отрегулировать положение проекции можно дистанционно. Кроме того, проектор умеет корректировать не только трапецеидальные искажения (как по вертикали, так и по горизонтали), но и угловые. WL7200U способен проецировать картинку под любым углом по вертикали (даже на пол или потолок), а также на изогнутые поверхности.

NADЕЖНАЯ СИСТЕМА!
31 декабря 2003
Новости

NADЕЖНАЯ СИСТЕМА!

DVD-проигрыватель NAD T513 На сегодняшний день T513 самый недорогой DVD-проигрыватель в модельном ряду NAD. Он пришел на смену очень популярной модели NAD T512. Несмотря на невысокую стоимость, к функциональным возможностям этого аппарата придраться невозможно. Он воспроизводит форматы DVD-Video, Video CD, Super Video CD, CD-DA, mр3, WMA, Kodak Picture CD и JPEG, а также совместим с такими типами перезаписываемых дисков, как CD-R, CD-RW и DVD+R.

Обзор аудиоплеера FLANG V5: иногда лучше слушать, чем смотреть…
8 октября 2016
Обзоры

Обзор аудиоплеера FLANG V5: иногда лучше слушать, чем смотреть…

«Тяжела и неказиста жизнь народного артиста» - иначе и не скажешь, когда возьмешь в руки этот «черный квадрат» с кнопками. Плеер Flang V5 я ждал давно и вот наконец-то получил… Впрочем, если на брутальный образец лучше с утра не смотреть, это не значит, что к вечеру его душа опять не запоет. У меня уже была мимолетная встреча с этой моделью, сумела она чем-то меня зацепить и не только внешним видом, но и напористым, «ламповым оттенком» звука. Предлагаю послушать и вместе во всем разобраться - включаю Плеер Flang V5.