Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 5

Если раньше для получения панорамного снимка требовалась специальная камера, то в настоящее время практически любому фотографу по силам заниматься этим увлекательным и эффектным видом съемки. Композиционные приемы, рассмотренные нами в предыдущих частях статьи, в одинаковой мере относятся как к стандартным, так и к панорамным форматам кадра. Различия кроются в технических особенностях съемки и, разумеется, последующей обработке фотографии.

Текст: Александр КИЦЕНКО

 

 

Александр Киценко (Украина), «Серебро и золото».
Canon EOS 350D, EF-S 17–85/4,0–5,6 IS USM f/10, 1/15 c

Золото и серебро вместе и в таком необъятном объеме редко где встречаются. Но мне повезло и я в раз стал несметно богатым. Духовно.

 

Съемка панорамы

Вначале предлагаю ознакомиться в литературе с понятием нодальной точки и посмотреть, что представляет собой панорамная штативная головка. Если вы хотите снимать «правильные» панорамы, особенно на широких углах (коротких фокусных расстояниях), без этого не обойтись. Но для любительской съемки вполне подойдут обычный штатив и фотоаппарат с ручными настройками. Алгоритм создания панорамы в таком случае довольно прост:

1) находим подходящий сюжет;

2) выбираем ракурс, формат кадров (вертикальные или горизонтальные) и фокусное расстояние объектива, просматриваем через видоискатель фотоаппарата нашу будущую панораму, мысленно отмечая ее границы;

3) определяем нужную точку фокусировки (зачастую гиперфокальное расстояние), переводим режим фокусировки объектива на ручное управление (для обеспечения одинаковой ГРИП во всех кадрах панорамы и во избежание проблем с работой автофокуса на отдельных кадрах панорамы); при съемке многорядных панорам для нижнего ряда рекомендую перефокусировать камеру на ближние предметы для качественной проработки переднего плана;

4) устанавливаем ручной режим съемки, делаем замер экспозиции в самых проблемных кадрах панорамы, так как уровень перепада освещенности между краями панорамных снимков может быть достаточно велик (к примеру, панорамы с контровым светом, где в одном краю находится яркий источник света, а другой уходит в тень), выбираем наиболее подходящее значение;

5) проверяем, параллельно ли горизонту установлена камера;

6) начинаем непосредственно съемку, делая перехлест кадров примерно на треть;

7) при съемке рекомендую намеренно захватить немного больше пространства, нежели планировалось изначально, для облегчения последующего кадрирования.

При использовании цифровой техники съемку желательно проводить в «сыром» формате файлов (RAW). Если такой возможности нет, то необходимо выставить одинаковый баланс белого для всех кадров панорамы. Дальнейшие действия заключаются в коррекции и конвертации RAW-файлов с последующей их сшивкой в программном обеспечении, но это уже тема для отдельной статьи.

 

Свет в пейзажной фотографии 

Свет в пейзаже — наверное, самый главный рецепт создания красивой фотографии. Даже не вдаваясь в глубины теории, из одного термина «светопись» можно сделать для себя соответствующие выводы. Из собственного опыта могу сказать, что без эффектного освещения очень тяжело сделать хороший снимок и тем более преподнести его зрителю.

Какой же именно свет нужен для фотографа-пейзажиста? Единого ответа на этот вопрос нет, но существуют несколько «типовых» вариантов, наиболее подходящих для съемки. Постараюсь вкратце их охарактеризовать и перечислить особенности. Для начала введем понятие «режимного» времени.

Этот термин довольно условный, суть его сводится к тому, что в определенные промежутки времени (дважды в сутки — утром и вечером) солнце находится невысоко над горизонтом, свет его достаточно мягкий и создает нужный светотеневой рисунок (тени от различных объектов довольно длинные и объемные).

Большинство пейзажных фотографий, особенно запланированных, создаются именно в такое время, хотя есть довольно большое количество исключений. В целом свет в пейзажной фотографии можно классифицировать по нескольким признакам:

• по направлению (боковой, контровой, задний и различные промежуточные вариации);

• по временному признаку (утренний, вечерний, дневной, ночной);

• по характеру (рассеянный, направленный, рисующий, фоновый);

• по цветовой температуре (теплый, холодный);

• по силе (интенсивный, мягкий, жесткий и т.д.);

• по происхождению (солнечный, лунный, искусственный — к примеру, ночной город и т. п.).

Одна из основных задач для фотографа — предсказание схемы освещения выбранного сюжета (конечно, если съемка не ведется в режиме «увидел — снял»). Я могу с уверенностью сказать, что один и тот же ландшафт будет выглядеть абсолютно по-разному, к примеру, утром и вечером, в пасмурную или солнечную погоду, при низком или высоком солнце и т. д.

Соответственно, можно пропустить мимо объектива множество великолепных сюжетов, просто не дождавшись нужного освещения. Попав в незнакомое место, первоначально мы должны определить маршрут движения солнца и представить себе светотеневой рисунок сюжета, а затем уже выбирать точки для съемки.

Вкратце коснемся технических вопросов съемки при различных типах освещения. Наиболее удобный и комфортный свет для фотографа — это боковое освещение при невысоком солнце. Как уже упоминалось выше, свет в этом случае мягкий, зачастую теплый и создает длинные объемные тени, качество фотографии при этом будет максимальным. Самым трудным вариантом я бы назвал контровой свет, когда съемка ведется против источника освещения.

В этом случае, как правило, необходимо применять градиентный фильтр для возможности проработки переднего плана, или пытаться использовать достижения цифровых технологий по расширению динамического диапазона снимка. Дополнительное коварство такого света заключается в вероятном появлении бликов, засветок, общем падении контраста и насыщенности фотографии, но результат смотрится довольно эффектно.

Красивые кадры получаются при использовании направленного освещения, к примеру, лучи света, пробивающиеся сквозь листву в туманном лесу, и т. д. Про красочность получаемых результатов и технические особенности фотосъемки рассветов и закатов написано уже столько, что просто не хочется повторяться. Вариантов световых решений в фотографии великое множество, и помните, что каждый сюжет можно обыгрывать несколько раз, и каждый раз результат будет отличным от предыдущего, и каждый из вариантов будет красив по-своему.

 

Времена года

Я не знаю, в каком месте планеты вам доведется читать эту статью, поэтому описание времен года привяжу к средней полосе Северного полушария.

Зима. Для обычных людей это пора детских сказок, Снегурочки с дедом Морозом, Нового года и других чудес. Для фотографа же зимняя съемка представляется сплошным испытанием — как его самого, так и техники.

Первая трудность — это холод, который съедает сначала один за одним аккумуляторы, а затем принимается и за фотографа. Вторая, не менее важная, — труднодоступность нужных мест и громадное количество экипировки, не относящейся непосредственно к фотографии. Продолжать еще можно долго, но я уже рискую отбить охоту у начинающих фотолюбителей… С точки зрения непосредственно самой съемки, можно выделить несколько моментов.

Зимой «режимное» время (рассветы, закаты) скоротечно, ночи становятся длиннее дня, мобильность передвижения ограничена, а аккумуляторы в фотоаппаратах на холоде очень быстро разряжаются. Поиски сюжета затрудняются также отсутствием полной цветовой гаммы: в ясную погоду преобладают белый и голубой цвета с темными участками неприкрытых снегом объектов, в пасмурную погоду все становится бело-серым.

Поэтому при фотосъемке приходится прилагать максимум усилий и умения для получения нужных результатов. «А как же чудеса?» — спросите вы. Они есть, и их очень много, стоит только дождаться. Чудом номер один будет, конечно, иней. В ясную морозную погоду иней буквально все покрывает серебром, а в пасмурную — благородной сединой. Не менее красиво выглядит налипший на деревья снег, полностью раскрывая все достоинства геометрии ветвей.

За счет отражающей поверхности снега зимние закаты особенно красивы, ведь что может быть прекраснее, чем сочетание розового и голубого снега, покрытого блестками? В сильный снегопад, или даже в метель, тоже можно получить великолепные эффектные кадры.

Весна. Самая многоликая, самая непредсказуемая из всех времен года. Оттепели, тут же сменяющиеся заморозками и вьюгами, разливы рек, ручьи, первые цветы, нежная травка, ласковое солнышко, утренний иней, туманы, грозы, молодые листочки, пора цветения и много чего еще смешиваются в чудесный коктейль для фотографа.

Я не могу сказать, что все весенние фотографии даются легко и что их количество будет больше, чем в другое время года. Поверьте, в поисках сюжета для ранневесенней песни, когда снег уже сошел, а краски еще не появились, можно потратить весь день, так ничего и не сняв.

Лето. Благодатный период для фотографа, буйство красок в начале, постепенно сменяющееся выгоревшей на солнышке травой и припыленными деревцами. Светает рано, утром в поймах рек часто стоят туманы, исчезающие с появлением солнца. На лугах спозаранку пасутся стада, добавляя колорита в снимки. А какое великолепие можно увидеть, к примеру, после вечерней грозы на закатном небе! Идиллию могут нарушить, пожалуй, только кровожадные насекомые.

Осень. Как и весна, осень включает в себя все переходные состояния между летом и зимой, только в обратном порядке. Особо хочется отметить золото осенних листьев, паутинки бабьего лета, иней на еще зеленой травке и прочее.

 

Пейзажи нашей планеты

 

Леонид Тит (Украина, Карпаты). «В гостях у Сказки».

Canon EOS 400D, EF 17–40L/4,0 USM

Самая настоящая зимняя сказка. С этого ракурса, правда, куриные ножки не очень хорошо видно, но сама избушка - налицо... 

 


Андрей Шумилин (Россия, Сибирь). «Начало лета».

Nikon D80, Nikkor 16–85/3,5–5,6, панорама из пяти кадров

Пришло лето и подожгло целое поле цветочков-«огоньков». Ночная роса, не выдержав борьбы с «пламенем», превратилась в туман и улетает вверх. Неповторимое зрелище!

 

 

Александр Киценко (Украина). «Чародеи на рыбалке».

Canon EOS 350D, EF-S 17–85/4,0–5,6 IS USM, f/10, 1/60 c, Трехрядная осенняя панорама.

Купаться уже прохладно. Но закинуть удочку на заре и ощутить себя чародеем -  в самый раз...

 

Данил Ромодин (Россия, Южный Урал). «Клевое Место».

Canon EOS 50D, EF 17–40L/4,0 USM 

Аргазинское водохранилище. Только-только закончился дождь, и по небу не спеша поплыли разбухшие облака.



В следующей публикации поговорим о том, как выбирать цвета для пейзажной съемки и в какую погоду лучше снимать самые эффектные сюжеты.

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Зеркальную фотокамеру Nikon D5300 можно подключить по Wi Fi к смартфону или планшету, чтобы перекачать великолепные снимки
18 октября 2013
Новости

Зеркальную фотокамеру Nikon D5300 можно подключить по Wi Fi к смартфону или планшету, чтобы перекачать великолепные снимки

Компания Nikon объявила о выпуске D5300 — первой цифровой зеркальной фотокамеры формата DX, оснащенной встроенными модулями Wi-Fi и GPS. Универсальная цифровая зеркальная фотокамера Nikon D5300 оптимизирована для творчества и предназначена для продвинутых пользователей, желающих создавать великолепные фотографии и видеоролики. D5300 — первая из цифровых зеркальных фотокамер Nikon, оснащенная встроенным модулем Wi-Fi. Эта фотокамера оснащена инновационной 24,2-мегапиксельной КМОП-матрицей формата DX без оптического низкочастотного фильтра (OLPF), которая позволяет получать резкие изображения даже при съемке текстур с мельчайшими деталями.

Tritton Kama: гарнитуры для ценителей комфорта
27 августа 2015
Новости

Tritton Kama: гарнитуры для ценителей комфорта

Компания Mad Catz, производитель периферии и аксессуаров для любителей цифровых развлечений, представляет новые стереогарнитуры Tritton Kama для консолей Xbox One и PS4/PS Vita. Эти компактные и стильные устройства станут надежными помощниками в игровых баталиях, а еще заменят обычные «дорожные» наушники: новинки полностью совместимы с планшетами, смартфонами, плеерами и другими мобильными гаджетами.

NEC выпускает новое беспроводное решение для презентаций
19 сентября 2016
Новости

NEC выпускает новое беспроводное решение для презентаций

Москва, 16 сентября 2016 г. – Компания NEC Display Solutions представляет MultiPresenter® Stick MP10RX – беспроводное решение для презентаций, предназначенное для использования с проекторами и широкоформатными дисплеями NEC, не оснащенными функциями для групповых презентаций. Устройство присоединяется к порту HDMI, дополняя проекторы или дисплеи поддержкой беспроводных презентаций.

Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 1
13 сентября 2014
Советы

Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 1

Что же такое пейзаж? В свое время в поисках ответа на этот вопрос я перелистал множество фотолитературы и страничек Интернета, но однозначного ответа так и не нашел. Оказалось, что даже определений для термина «пейзаж» можно найти великое множество. Настоящая пейзажная фотография, помимо изображения природы в том или ином виде, должна еще уметь передавать настроение, чувства, нести с собой некую идею или мысль, которой автор хочет поделиться со зрителями. Сейчас я начинаю понимать, что для меня пейзаж стал одним из состояний души...

ВСПЫШКА NIKON SPEEDLIGHT SB-5000 – ПЕРВАЯ РАДИОУПРАВЛЯЕМАЯ
13 января 2016
Новости

ВСПЫШКА NIKON SPEEDLIGHT SB-5000 – ПЕРВАЯ РАДИОУПРАВЛЯЕМАЯ

Освещение под контролем — благодаря первой радиоуправляемой вспышке Nikon Speedlight SB-5000. Быстрая, надежная и универсальная вспышка SB-5000 обеспечивает оптимальное освещение как при съемке на открытом воздухе, так и в студии. Радиус действия радиоканала составляет 30 м, что позволяет фотографу создавать сложные системы из нескольких вспышек. Теперь вы можете работать в любых условиях, даже при отсутствии прямой видимости или при ослаблении оптического сигнала ярким солнечным светом. Новая встроенная система охлаждения позволяет быстро сделать более 100 снимков со вспышкой, работающей на полную мощность. А чтобы фотограф ни в коем случае не пропустил важный момент, легкая, компактная вспышка SB-5000 оснащена простыми элементами управления, благодаря которым работа с ней становится интуитивно понятной.

Зеркальная камера Nikon D7200: проверяем точки для творческого роста
15 июля 2015
Обзоры

Зеркальная камера Nikon D7200: проверяем точки для творческого роста

Управление камерой хорошо продумано и позволяет быстро выполнять самые важные настройки, что особенно важно во время репортажной съемки, когда события развиваются стремительно. Переднее и заднее колеса находятся в зоне действия указательного и большого пальца соответственно. Они традиционно служат для управления выдержкой и диафрагмой (зависит от режима). Конечно, используются и в других операциях. Например, при просмотре одного снимка из серии можно увеличить масштаб, а затем, сохраняя его, пролистывать задним колесом все остальные снимки.

Veget Table раскроет секретные места для вегетарианцев: бесплатный путеводитель по Москве — Veget Table
19 февраля 2016
Новости

Veget Table раскроет секретные места для вегетарианцев: бесплатный путеводитель по Москве — Veget Table

Разработчик мобильных приложений Appreal LLC в партнерстве с известным писателем и журналистом Катей Метелица создал бесплатный путеводитель по Москве — Veget Table. Теперь вегетарианцы и сыроеды в поиске здоровой пищи смогут легко ориентироваться в многочисленных предложениях ресторанов, кафе и магазинов. Приложение работает как онлайн, так и оффлайн.

У Sony новый флагман - беззеркальная камера α7R II
16 июня 2015
Новости

У Sony новый флагман - беззеркальная камера α7R II

Sony представляет свою новую флагманскую модель полнокадровой беззеркальной камеры – α7R II (ILCE-7RM2). Инновационные технологии формирования изображения благодаря первой в мире 35 мм полнокадровой матрице с тыловой подсветкой. Новая камера со сменными объективами α7R II оснащена первой в мире полнокадровой CMOS Exmor R матрицей с тыловой подсветкойi, которая обеспечивает высокое разрешение (около 42,4 мегапикселей, эффективное), высокую чувствительность (расширяемую до ISO 102400)[ii] и быстрым автофокусом со скоростью реакции до 40% выше, чем в модели α7R благодаря 399 точкам фазовой АФ в фокальной плоскости.

И вновь Rotel!
8 декабря 2004
Новости

И вновь Rotel!

Известная компания Rotel в этом году выпустила в свет сразу несколько новых моделей техники. Как и прежде, их отличают хорошее качество звучания, безукоризненная сборка и узнаваемый дизайн. ROTEL RA-1062 Интегрированный усилитель Данная модель заменила популярный усилитель RA-1060. Изменения коснулись как функционального оснащения, так и качественных характеристик.

Canon выпускает компактную полнокадровую камеру EOS RP — ваш проводник в мир творчества
14 февраля 2019
Новости

Canon выпускает компактную полнокадровую камеру EOS RP — ваш проводник в мир творчества

Компания Canon выпускает EOS RP — компактную, легкую и практичную полнокадровую беззеркальную камеру для увлеченных любителей, желающих перейти на революционную систему Canon EOS R. Камера EOS RP станет идеальным выбором для фото- и видеосъемки в путешествиях, пейзажной и портретной фотографии. Она предлагает огромный потенциал возможностей, обладая всеми преимуществами системы EOS R, включая самую быструю в мире автофокусировкуⁱ. Это самая компактная и легкаяⁱⁱ на сегодняшний день полнокадровая цифровая камера Canon со сменными объективами — бескомпромиссное сочетание удобства, простоты использования и впечатляющего качества изображения. Кроме того, пользователи EOS RP смогут использовать для фото- и видеосъемки всю линейку объективов Canon EF и EF-S.