Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 5

Если раньше для получения панорамного снимка требовалась специальная камера, то в настоящее время практически любому фотографу по силам заниматься этим увлекательным и эффектным видом съемки. Композиционные приемы, рассмотренные нами в предыдущих частях статьи, в одинаковой мере относятся как к стандартным, так и к панорамным форматам кадра. Различия кроются в технических особенностях съемки и, разумеется, последующей обработке фотографии.

Текст: Александр КИЦЕНКО

 

 

Александр Киценко (Украина), «Серебро и золото».
Canon EOS 350D, EF-S 17–85/4,0–5,6 IS USM f/10, 1/15 c

Золото и серебро вместе и в таком необъятном объеме редко где встречаются. Но мне повезло и я в раз стал несметно богатым. Духовно.

 

Съемка панорамы

Вначале предлагаю ознакомиться в литературе с понятием нодальной точки и посмотреть, что представляет собой панорамная штативная головка. Если вы хотите снимать «правильные» панорамы, особенно на широких углах (коротких фокусных расстояниях), без этого не обойтись. Но для любительской съемки вполне подойдут обычный штатив и фотоаппарат с ручными настройками. Алгоритм создания панорамы в таком случае довольно прост:

1) находим подходящий сюжет;

2) выбираем ракурс, формат кадров (вертикальные или горизонтальные) и фокусное расстояние объектива, просматриваем через видоискатель фотоаппарата нашу будущую панораму, мысленно отмечая ее границы;

3) определяем нужную точку фокусировки (зачастую гиперфокальное расстояние), переводим режим фокусировки объектива на ручное управление (для обеспечения одинаковой ГРИП во всех кадрах панорамы и во избежание проблем с работой автофокуса на отдельных кадрах панорамы); при съемке многорядных панорам для нижнего ряда рекомендую перефокусировать камеру на ближние предметы для качественной проработки переднего плана;

4) устанавливаем ручной режим съемки, делаем замер экспозиции в самых проблемных кадрах панорамы, так как уровень перепада освещенности между краями панорамных снимков может быть достаточно велик (к примеру, панорамы с контровым светом, где в одном краю находится яркий источник света, а другой уходит в тень), выбираем наиболее подходящее значение;

5) проверяем, параллельно ли горизонту установлена камера;

6) начинаем непосредственно съемку, делая перехлест кадров примерно на треть;

7) при съемке рекомендую намеренно захватить немного больше пространства, нежели планировалось изначально, для облегчения последующего кадрирования.

При использовании цифровой техники съемку желательно проводить в «сыром» формате файлов (RAW). Если такой возможности нет, то необходимо выставить одинаковый баланс белого для всех кадров панорамы. Дальнейшие действия заключаются в коррекции и конвертации RAW-файлов с последующей их сшивкой в программном обеспечении, но это уже тема для отдельной статьи.

 

Свет в пейзажной фотографии 

Свет в пейзаже — наверное, самый главный рецепт создания красивой фотографии. Даже не вдаваясь в глубины теории, из одного термина «светопись» можно сделать для себя соответствующие выводы. Из собственного опыта могу сказать, что без эффектного освещения очень тяжело сделать хороший снимок и тем более преподнести его зрителю.

Какой же именно свет нужен для фотографа-пейзажиста? Единого ответа на этот вопрос нет, но существуют несколько «типовых» вариантов, наиболее подходящих для съемки. Постараюсь вкратце их охарактеризовать и перечислить особенности. Для начала введем понятие «режимного» времени.

Этот термин довольно условный, суть его сводится к тому, что в определенные промежутки времени (дважды в сутки — утром и вечером) солнце находится невысоко над горизонтом, свет его достаточно мягкий и создает нужный светотеневой рисунок (тени от различных объектов довольно длинные и объемные).

Большинство пейзажных фотографий, особенно запланированных, создаются именно в такое время, хотя есть довольно большое количество исключений. В целом свет в пейзажной фотографии можно классифицировать по нескольким признакам:

• по направлению (боковой, контровой, задний и различные промежуточные вариации);

• по временному признаку (утренний, вечерний, дневной, ночной);

• по характеру (рассеянный, направленный, рисующий, фоновый);

• по цветовой температуре (теплый, холодный);

• по силе (интенсивный, мягкий, жесткий и т.д.);

• по происхождению (солнечный, лунный, искусственный — к примеру, ночной город и т. п.).

Одна из основных задач для фотографа — предсказание схемы освещения выбранного сюжета (конечно, если съемка не ведется в режиме «увидел — снял»). Я могу с уверенностью сказать, что один и тот же ландшафт будет выглядеть абсолютно по-разному, к примеру, утром и вечером, в пасмурную или солнечную погоду, при низком или высоком солнце и т. д.

Соответственно, можно пропустить мимо объектива множество великолепных сюжетов, просто не дождавшись нужного освещения. Попав в незнакомое место, первоначально мы должны определить маршрут движения солнца и представить себе светотеневой рисунок сюжета, а затем уже выбирать точки для съемки.

Вкратце коснемся технических вопросов съемки при различных типах освещения. Наиболее удобный и комфортный свет для фотографа — это боковое освещение при невысоком солнце. Как уже упоминалось выше, свет в этом случае мягкий, зачастую теплый и создает длинные объемные тени, качество фотографии при этом будет максимальным. Самым трудным вариантом я бы назвал контровой свет, когда съемка ведется против источника освещения.

В этом случае, как правило, необходимо применять градиентный фильтр для возможности проработки переднего плана, или пытаться использовать достижения цифровых технологий по расширению динамического диапазона снимка. Дополнительное коварство такого света заключается в вероятном появлении бликов, засветок, общем падении контраста и насыщенности фотографии, но результат смотрится довольно эффектно.

Красивые кадры получаются при использовании направленного освещения, к примеру, лучи света, пробивающиеся сквозь листву в туманном лесу, и т. д. Про красочность получаемых результатов и технические особенности фотосъемки рассветов и закатов написано уже столько, что просто не хочется повторяться. Вариантов световых решений в фотографии великое множество, и помните, что каждый сюжет можно обыгрывать несколько раз, и каждый раз результат будет отличным от предыдущего, и каждый из вариантов будет красив по-своему.

 

Времена года

Я не знаю, в каком месте планеты вам доведется читать эту статью, поэтому описание времен года привяжу к средней полосе Северного полушария.

Зима. Для обычных людей это пора детских сказок, Снегурочки с дедом Морозом, Нового года и других чудес. Для фотографа же зимняя съемка представляется сплошным испытанием — как его самого, так и техники.

Первая трудность — это холод, который съедает сначала один за одним аккумуляторы, а затем принимается и за фотографа. Вторая, не менее важная, — труднодоступность нужных мест и громадное количество экипировки, не относящейся непосредственно к фотографии. Продолжать еще можно долго, но я уже рискую отбить охоту у начинающих фотолюбителей… С точки зрения непосредственно самой съемки, можно выделить несколько моментов.

Зимой «режимное» время (рассветы, закаты) скоротечно, ночи становятся длиннее дня, мобильность передвижения ограничена, а аккумуляторы в фотоаппаратах на холоде очень быстро разряжаются. Поиски сюжета затрудняются также отсутствием полной цветовой гаммы: в ясную погоду преобладают белый и голубой цвета с темными участками неприкрытых снегом объектов, в пасмурную погоду все становится бело-серым.

Поэтому при фотосъемке приходится прилагать максимум усилий и умения для получения нужных результатов. «А как же чудеса?» — спросите вы. Они есть, и их очень много, стоит только дождаться. Чудом номер один будет, конечно, иней. В ясную морозную погоду иней буквально все покрывает серебром, а в пасмурную — благородной сединой. Не менее красиво выглядит налипший на деревья снег, полностью раскрывая все достоинства геометрии ветвей.

За счет отражающей поверхности снега зимние закаты особенно красивы, ведь что может быть прекраснее, чем сочетание розового и голубого снега, покрытого блестками? В сильный снегопад, или даже в метель, тоже можно получить великолепные эффектные кадры.

Весна. Самая многоликая, самая непредсказуемая из всех времен года. Оттепели, тут же сменяющиеся заморозками и вьюгами, разливы рек, ручьи, первые цветы, нежная травка, ласковое солнышко, утренний иней, туманы, грозы, молодые листочки, пора цветения и много чего еще смешиваются в чудесный коктейль для фотографа.

Я не могу сказать, что все весенние фотографии даются легко и что их количество будет больше, чем в другое время года. Поверьте, в поисках сюжета для ранневесенней песни, когда снег уже сошел, а краски еще не появились, можно потратить весь день, так ничего и не сняв.

Лето. Благодатный период для фотографа, буйство красок в начале, постепенно сменяющееся выгоревшей на солнышке травой и припыленными деревцами. Светает рано, утром в поймах рек часто стоят туманы, исчезающие с появлением солнца. На лугах спозаранку пасутся стада, добавляя колорита в снимки. А какое великолепие можно увидеть, к примеру, после вечерней грозы на закатном небе! Идиллию могут нарушить, пожалуй, только кровожадные насекомые.

Осень. Как и весна, осень включает в себя все переходные состояния между летом и зимой, только в обратном порядке. Особо хочется отметить золото осенних листьев, паутинки бабьего лета, иней на еще зеленой травке и прочее.

 

Пейзажи нашей планеты

 

Леонид Тит (Украина, Карпаты). «В гостях у Сказки».

Canon EOS 400D, EF 17–40L/4,0 USM

Самая настоящая зимняя сказка. С этого ракурса, правда, куриные ножки не очень хорошо видно, но сама избушка - налицо... 

 


Андрей Шумилин (Россия, Сибирь). «Начало лета».

Nikon D80, Nikkor 16–85/3,5–5,6, панорама из пяти кадров

Пришло лето и подожгло целое поле цветочков-«огоньков». Ночная роса, не выдержав борьбы с «пламенем», превратилась в туман и улетает вверх. Неповторимое зрелище!

 

 

Александр Киценко (Украина). «Чародеи на рыбалке».

Canon EOS 350D, EF-S 17–85/4,0–5,6 IS USM, f/10, 1/60 c, Трехрядная осенняя панорама.

Купаться уже прохладно. Но закинуть удочку на заре и ощутить себя чародеем -  в самый раз...

 

Данил Ромодин (Россия, Южный Урал). «Клевое Место».

Canon EOS 50D, EF 17–40L/4,0 USM 

Аргазинское водохранилище. Только-только закончился дождь, и по небу не спеша поплыли разбухшие облака.



В следующей публикации поговорим о том, как выбирать цвета для пейзажной съемки и в какую погоду лучше снимать самые эффектные сюжеты.

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Эта кошмарная школа: тонкости подготовки первоклашки и не только
23 августа 2018
Советы

Эта кошмарная школа: тонкости подготовки первоклашки и не только

«Так случается, что не только чужие, но и свои дети внезапно вырастают. Как же так? Ещё вчера я была для своего малыша всем миром, через который он в любви и безопасности познавал жизнь. И вдруг этот мир резко увеличивается до размера вселенной – интересной, но такой незнакомой и пугающей. Школа… Как он там без меня? Сможет ли найти общий язык с одноклассниками и учителем? Будет ли успешным? Одним словом, шок, страх, караул!» Как говорил Карлсон: «Спокойствие, только спокойствие!» Главное подойти к неизбежному с холодной головой и запастись чётким планом действий. Не боги горшки обжигают, справитесь и вы. Итак, что должна знать мама школьника? Приступим.

Тест LED-телевизора Toshiba 40WL768R
15 апреля 2012
Тесты

Тест LED-телевизора Toshiba 40WL768R

Достоинства: модель демонстрирует достаточно хорошую детальность темных и ярких сцен. Недостатки: немного заметна гребенка на наклонных линиях при отображении движения.

Vivitek представляет DU3341 – топовый проектор яркой инсталляционной серии D3000
7 июля 2016
Новости

Vivitek представляет DU3341 – топовый проектор яркой инсталляционной серии D3000

Компания Vivitek добавила в серию инсталляционных HDBaseТ проекторов D3000 новую модель - DU3341. Новинка, как и вся серия, разработана для решения широкого круга задач: от корпоративных и учебных центров до музеев, баров, ресторанов и магазинов, профессиональных симуляторов и даже домашних кинотеатров.

Смартфон Prestigio MultiPhone 5400 DUO в изящном корпусе порадует владельца отличным характером
12 октября 2013
Новости

Смартфон Prestigio MultiPhone 5400 DUO в изящном корпусе порадует владельца отличным характером

Стильный и мощный Prestigio отличается высокопроизводительным четырехъядерным процессором при компактных размерах – всего 126 х 9,9 мм. Смартфон в изящном корпусе порадует своего владельца отличными характеристиками, эргономикой и доступной ценой. Упаковать мощный процессор в компактный корпус – эта задача была решена Prestigio при работе над MultiPhone 5400 DUO. Новый смартфон создан для динамичных и современных людей, которые предпочитают устройства, удобные для ежедневного использования в условиях стремительного ритма жизни.

Умный браслет ONETRAK покажет, сколько калорий удалось вынести из ресторана
28 мая 2015
Новости

Умный браслет ONETRAK покажет, сколько калорий удалось вынести из ресторана

Умный браслет– это современный электронный гаджет, объединивший в себе элегантный браслет и мощное программное обеспечение. В силиконовый гипоаллергенный ремешок вставляется небольшая капсула с дисплеем. Российский бренд ONETRAK представляет свою инновационную систему, в основе которой лежат технологии «дневника питания» и «дневника тренировок». Легкий браслет на руке будет 24 часа в сутки автоматически регистрировать вашу подвижность, пройденное расстояние, расход калорий и многое другое. Этот помощник останется на посту и ночью, анализируя сон. Плюс к этому он оснащен вибробудильником, который деликатно поможет Вам проснуться...

Восприятие реальности от AKIRA
31 августа 2003
Новости

Восприятие реальности от AKIRA

AKIRA — международная торговая марка японской корпорации АКIHABARA ELECTRIC CORPORATION LTD. Эта компания стремится использовать самые современные разработки в технологии своего производства. Благодаря этому потребителю предлагается высокотехнологичная продукция по доступной цене. Akira появилась в 1994 году и сразу же завоевала популярность в более чем пятидесяти странах мира.

Накладные наушники Fostex T50RP MK3 когда Сальери тоже становится Моцартом…
23 августа 2017
Обзоры

Накладные наушники Fostex T50RP MK3 когда Сальери тоже становится Моцартом…

Позвольте поинтересоваться: а вы за Моцарта или за Сальери? Ответ, казалось бы, очевидный. Но не все уже так однозначно. Историки утверждают, что Сальери на самом деле никого не травил, он просто опередил свое время, пытаясь поверить алгеброй гармонию… Не верите? А разве не тем же самым: алгеброй по гармонии! - занимаются современные производители аудиотехники? Прямолинейность АЧХ и минимум искажений – как признак гениальности, за счет которой звук из канала становится животворящим, приближенным к тому, что мы слышим в реальной жизни. В общем, я так скажу: мир не потерял бы еще одного Моцарта, если бы Сальери явился на свет в эпоху цифрового звука. Очень жаль, что мы без Сальери поднимемся сегодня на своеобразную «моцартовскую вершину», слушая почти живую музыку в наушниках из мира профессионального аудио. Пережив несколько реинкарнаций, они много лет радуют музыкантов, звукорежиссеров и просто любителей качественного звука. Сегодня в нашей студии звучат накладные наушники T50RP MK3 от японского бренда Fostex.

Смартфон Le Eco Pro 3: слоу-моушн видео 2
5 марта 2017
Видео

Смартфон Le Eco Pro 3: слоу-моушн видео 2

Обратите внимание, на небо, оно стало зернистым, а изображение - размытым. В общем, качество картинки падает существенно. Тут придется выбрать: либо обогатиться прикольными эффектами, либо – четким снимком. Впрочем, многие конкуренты подобных функций вообще не предлагают.

Обзор компактной фотокамеры Fujifilm FinePix XP150
30 ноября 2012
Обзоры

Обзор компактной фотокамеры Fujifilm FinePix XP150

Защищенный компакт в версии Fujifilm не демонстрирует чрезвычайных достижений на ниве интеграции сложной электроники в бронированный корпус. Однако обладает всеми необходимыми современной фотокамере способностями и при этом не боится угрожающей внешней среды.

27" монитор Philips с цветопередачей для профессионалов и ценой для обычных пользователей
15 марта 2016
Новости

27" монитор Philips с цветопередачей для профессионалов и ценой для обычных пользователей

Амстердам, 15 марта 2016. Компания MMD, лидер в области инновационных технологий и обладатель прав на бренд Philips Monitors, представляет первый в мире дисплей с поддержкой технологии Quantum Dot Color. Philips 276E6ADSS – новая 27-дюймовая модель линейки E-Line с яркой и живой картинкой: цветопередача устройства на 100% соответствует гамме NTSC и на 99% – Adobe RGB. Несмотря на профессиональное качество изображения, новинка продается по цене, доступной обычному потребителю.