Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 1

Что же такое пейзаж? В свое время в поисках ответа на этот вопрос я перелистал множество фотолитературы и страничек Интернета, но однозначного ответа так и не нашел. Оказалось, что даже определений для термина «пейзаж» можно найти великое множество. Несмотря на обилие определений, в целом пейзаж означает нечто гораздо большее, нежели приведенная ниже классификация… Настоящая пейзажная фотография, помимо изображения природы в том или ином виде, должна еще уметь передавать настроение, чувства, нести с собой некую идею или мысль, которой автор хочет поделиться со зрителями. Сейчас я начинаю понимать, что для меня пейзаж стал одним из состояний души.

Текст: Александр КИЦЕНКО

 

Александр Нестеровский. Пристань в молоке (Симеиз, Крым, Украина)
Canon EOS 450D, 17 мм, f/6,3, 110 с, ISO 100, нейтральный фильтр ND 1000.

Применение длинной выдержки превратило морские волны в «молоко», а камни и старую пристань — в загадочных посланцев времени. Лаконичная композиция и квадратный формат снимка великолепно сочетаются друг с другом.

 

Какой портрет? Я - про пейзаж...

Приведу несколько примеров определения пейзажа, взятых из различных источников:

- вид на какую-то местность;

- художественное изображение природы;

- изображение естественной или преобразованной человеком природы, видов гор, рек, лесов, полей, городов, исторических памятников и т. п.;

- часть окружающей местности. Помимо таких естественных элементов, как горы и деревья, поля и живые изгороди, пейзаж может включать в себя воду (реки, озеро, водопад), а также характерные для сельской местности сюжеты — такие, как деревенская церковь, коттеджи, гостиницы, фермы; сюда же относятся различные сельскохозяйственные работы: пахота, уборка урожая и т. д.

Кажущаяся простота и доступность этого жанра обманчивы: пейзаж является самым сложным и одновременно самым красивым жанром фотографии. Для получения хорошего снимка, помимо знания теории и владения практическими навыками съемки, необходимо благоприятное стечение целого ряда обстоятельств: погоды, времени съемки, освещения, соответствующего настроения и зачастую — элементарной удачи.

 

Виды пейзажа 

Пейзаж как жанр фотографии можно подразделять на множество видов и по содержанию изображения, и по характеру изображенного на ней ландшафта. Детально останавливаться на этом не стоит, для примера выделим лишь несколько наиболее популярных ветвей:

- архитектурный (архитектурные ансамбли, вписанные в окружающий ландшафт);

- индустриальный (общие виды промышленности во всех ее проявлениях);

- городской (городские виды);

- сельский (сельские виды);

- морской (фотографии моря, океана, побережья и т. д.);

- горный (виды гор);

- одушевленный (содержащий в себе изображения человека или животных, гармонично вписывающихся в пейзажный вид, но при этом не являющиеся главными действующими лицами);

- непосредственно ландшафтный (поля-леса-реки и т. д.) и множество других.

Также можно сделать условную классификацию пейзажных снимков по предназначению:

- документальный пейзаж (с полной и достоверной (узнаваемой) фиксацией местности и состояния природы);

- пейзаж на память (миллиарды снимков, заполняющих свободное место в памяти компьютеров и сетевых серверов);

- художественный пейзаж (взгляд на пейзажную фотографию с точки зрения живописи).

Бесконечное разделение пейзажа на виды и подвиды можем продолжить временем съемки (ночные, закатные и т. д.), сезонами, погодой и… Здесь самое время поставить многоточие и перейти к следующему разделу, но хочу добавить небольшой комментарий: иногда точно классифицировать пейзажный (да и не только) снимок практически невозможно.

 

Основы построения композиции пейзажного снимка 

Основы композиционного построения изображения уже неоднократно освещались в журнале, поэтому коснусь лишь основных вопросов, наиболее часто встречающихся в пейзажной съемке. Восприятие человеком изображения во многом зависит от расположения элементов в кадре (по отношению как друг к другу, так и к границам кадра).

Глядя на понравившуюся фотографию с отлаженной композицией, неискушенный зритель вряд ли будет задумываться над тем, как построен кадр, ведь его основное внимание будет направлено на созерцание сюжета снимка, цвета и нюансов освещения (закат, восход, лучи солнца и т. д.), т. е. на «оболочку» фотографии, ее внешний вид.

А композиция — это «каркас» снимка, и правильно оценить ее сможет далеко не каждый (разве что критик-профессионал с рентгеновским взглядом). Предположим, что вам на рассмотрение попадает красивая фотография с неправильным «каркасом», т. е. имеющая какие-либо композиционные изъяны.

В этом случае в голове непроизвольно рождаются мысли: «эх, красиво, вот если бы еще…» или «ммм… чего-то не хватает». Можно провести прямую параллель с восприятием человеческой красоты: красивое лицо, но вот носик чуть-чуть…, или: красивая фигурка, но вот ножки… и т. д. В итоге мы приходим к выводу, что в фотографии важна не только внешняя оболочка, но и та геометрическая основа, на которой строится снимок.

Приведу несколько наиболее часто применяемых в пейзаже композиционных решений:

1. Использование правила золотого сечения.

2. Соблюдение правила третей (старайтесь не делить кадр пополам, если, конечно, это не является вашей задумкой — к примеру, для снимков, основанных на симметрии объекта и его отражения).

3. Включение в кадр линий: диагональных — для создания динамики в кадре (диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее, композиция, построенная от левого верхнего угла к правому нижнему, более динамичная), вертикальных — для передачи высоты, горизонтальных — для создания более спокойного настроения, изогнутых — для подчеркивания более изящных и плавных композиций).

4. Линии, входящие в кадр, как правило, не должны его покидать (за исключением линии горизонта в морских пейзажах и т. п.).

5. Место в кадре, оставленное для создания воображаемой динамики объектов (к примеру, тянущиеся ветви деревьев, наклоненный ствол, покосившееся строение).

6. Создание уравновешенной композиции (когда края снимка не «перевешивают» друг друга).

7. Центр кадра по возможности должен быть светлее, нежели его края.

8. Выделение главных композиционных элементов (когда второстепенным отводится роль фона).

9. Обрамление границ кадра (к примеру, нависшие сверху ветви, листья).

10. Выбор геометрии кадра (вертикальный, горизонтальный, квадратный форматы кадра или произвольное кадрирование фотографии в процессе обработки).

11. Включение в кадр нечетного числа одинаковых композиционных элементов (объектов).

12. Композиционные элементы по возможности не должны быть расположены хаотично (старайтесь выстроить их в одну из простых геометрических фигур: треугольник, круг, овал и т. д.).

13. Выбор правильного или интересного ракурса съемки (фотографировать можно не только от уровня глаз — довольно интересные снимки могут получиться, если, к примеру, забраться на дерево или по пояс зайти в ледяную воду).

14. Сюжетно важный элемент лучше располагать в правой части снимка.

15. Создание такого расположения объектов, линий, планов, чтобы при рассмотрении фотографии взгляд зрителя не выходил за границы кадра. 

Если вы всерьез хотите заниматься пейзажной фотографией, знание и понимание законов композиции — обязательное условие для профессионального роста. Здесь сделаю небольшое отступление: никто не запрещает вам нарушать эти так называемые законы, но делать это нужно осознанно, с достаточным знанием теории.

Впоследствии лучшим помощником в определении правильной композиции скорее всего станет ваше собственное восприятие изображения, так называемое внутреннее чувство композиции (гармонии).

По своей сути приведенные композиционные приемы не являются догмой, все они получены эмпирическим путем. И если свести все законы композиции в один, то звучать он будет приблизительно так: «чтобы смотрелось».

 

Пейзажи с нашей планеты

 

Юрий Голуб. Дорога (заповедник Аскания-Нова, Украина)

Nikon D50, Nikkor AF-S 18–70 mm f/3.5–4.5G ED, f/13, градиентный и нейтральный (ND×8) фильтры.

Дорога, уводящая к горизонту, одинокое дерево и взлетающее небо прямо затягивают зрителя вглубь кадра, а применение черно-белой технологии убирает лишнюю информацию, оставляя нас наедине с украинской степью.

Михаил Рейфман, Сага исландской ночи, (побережье Рейнисфжара (Reynisfjara beach), о-ва Рейнисдрангар (Seastacks Reynisdrangar), Исландия).

Nikon D3x, 17 мм, f/13, 1,3 c, ISO 200.

Умело подобранная выдержка создает эффект движущейся воды, которая оживляет раскиданные камни, ползущие к скале-прародителю. По исландской легенде, Рейнисдрангар — не кто иные, как застывшие под первыми лучами солнца тролли, не успевшие под покровом темноты спрятать свой трехмачтовый корабль.

 

 

Михаил Рейфман, Брайс-Каньон после снегопада, (штат Юта, США)

Nikon D3x, f/14, 1/125 c, ISO 100.

Удивительное сочетание уникального места и не менее уникальной погоды: снег, мороз –25 градусов, туман и теплый яркий цвет скал — разве не об этом мечтает любой фотограф? Панорамный формат кадра подчеркивает величие каньона, а каждая из скал напоминает сказочного персонажа (явно просматривается женский силуэт и фигура, прячущая руки в меховые рукава).

 

В следующей публикации поговорим о том, как ставить сюжет пейзажной съемки и добиваться на плоской фотография эффекта 3D

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Обзор цифровой зеркальной фотокамеры Nikon D3x
10 октября 2012
Обзоры

Обзор цифровой зеркальной фотокамеры Nikon D3x

Флагман линейки профессиональных полнокадровых зеркалок Nikon на сегодняшний день несколько устарел, но все еще имеет своих поклонников, особенно в студийной съемке, для которой и был предназначен.

Компактный фотоаппарат Sony Cyber-shot DSC-TX55: цена с учетом ее возможностей не кажется завышенной
1 мая 2012
Обзоры

Компактный фотоаппарат Sony Cyber-shot DSC-TX55: цена с учетом ее возможностей не кажется завышенной

Cyber-shot TX55 словно витрина современных технологий Sony в области камеростроения. И автоматически — поскольку Sony в этой области безусловный лидер — витрина всех передовых технологий в компактных фотокамерах. Но дело даже не в пикселях, кадрах в секунду или тачскрине с огромным разрешением и размером с кредитную карту по длине и высоте (толщина же корпуса камеры — всего 13 мм).

Samsung представит на выставке CES самый большой в мире UHD-телевизор с изогнутым экраном диагональю 105 дюймов
9 января 2014
Новости

Samsung представит на выставке CES самый большой в мире UHD-телевизор с изогнутым экраном диагональю 105 дюймов

Лас-Вегас, 9 января 2014 г. — Компания Samsung Electronics представила на выставке CES 2014 в Лас-Вегасе самый большой в мире 105-дюймовый UHD-телевизор с изогнутым экраном. Впервые компания продемонстрировала модель этой линейки на прошедшей в сентябре выставке IFA 2013 в Берлине. Выпуск нового телевизора позволит Samsung укрепить свои лидерские позиции на мировом рынке.

Камера Hasselblad H6D-400c может делать 400-мегапиксельные фотографии
24 января 2018
Новости

Камера Hasselblad H6D-400c может делать 400-мегапиксельные фотографии

Hasselblad продолжает развивать свою линейку Multi-Shot-камер и теперь представила среднеформатную H6D-400c. Новинка получила 100-мегапиксельный сенсор размером 53,4 × 40 мм, который способен делать шесть снимков с объединением их в одну большую фотографию с суммарным разрешением 23200 × 17400. То есть фото имеет размер около 400 Мпикс. Одна такая фотография сохраниться в формате TIFF 16 bit и будет весить около 2,4 ГБ.

Беззеркальный фотоаппарат Leica M9, которой можно любоваться, как крутым автомобилем
1 мая 2012
Обзоры

Беззеркальный фотоаппарат Leica M9, которой можно любоваться, как крутым автомобилем

Среди всех незеркальных фотокамер со сменной оптикой Leica M9 не только самый дорогой, но, возможно, еще и наилучший фотографический инструмент. Как и ее предшественница восьмого поколения, M9 снабжена дальномерным видоискателем. По целому ряду признаков эта камера оказывается «самой-самой»: самая дорогая, возможно, самая стильная, и, самое главное - она оснащена самым большим сенсором с самым большим разрешением: в камере установлена 18-мегапиксельная CCD-матрица размером с полный пленочный кадр, 36×24 мм.

Гибридная камера для моментальных снимков Fujifilm Instax SQ20
25 сентября 2018
Новости

Гибридная камера для моментальных снимков Fujifilm Instax SQ20

Компания FUJIFILM объявила о выпуске камеры Instax SQUARE SQ20, поддерживающей фотобумагу квадратного формата. Камера выпущена в качестве дополнения к продуктовой линейке камер моментальной печати Instax, которые позволяют пользователям наслаждаться мгновенной печатью фотографий. В Instax SQUARE SQ20 предусмотрены разнообразные функции, например, режим движения, который поможет с легкостью распечатать наилучшие кадры снятого движущегося объекта, а также функции, позволяющие наслаждаться живыми фотографиями. Стильный и простой дизайн камеры позволяет брать ее с собой куда угодно, а значит вы никогда не пропустите драгоценный момент.

Много копить не запретишь! TOSHIBA представляет беспроводной накопитель Canvio AeroCast
13 декабря 2014
Новости

Много копить не запретишь! TOSHIBA представляет беспроводной накопитель Canvio AeroCast

Toshiba представляет беспроводной накопитель Canvio AeroCast с поддержкой Wi-Fi. Новинка создаёт собственную сеть WLAN и позволяет получать удаленный доступ к файлам, хранящимся на накопителе, с мобильных устройств, а также осуществлять резервное копирование данных без проводов или подключения к сети Интернет. Контент с Canvio AeroCast также можно транслировать на экран телевизора: для этого необходимо установить приложение, совместимое с Google Cast.

Сделай мир ярче
23 июня 2004
Обзоры

Сделай мир ярче

Девяносто девяти процентам фотографов и фотолюбителей светофильтры не нужны. Вообще. Никакие. Ни защитные, ни SkyLight, ни ультрафиолетовые, ни поляризационные, ни эффектные. Конечно, если у вас много лишних денег и в занятии фотографией вас больше привлекает процесс, а не результат, то покупайте. Трудно противостоять магии накопительства.

LED-телевизоров BBK пополнился двумя сериями - Runa и Magia, моделями с поддержкой разрешения высокой четкости
22 января 2013
Новости

LED-телевизоров BBK пополнился двумя сериями - Runa и Magia, моделями с поддержкой разрешения высокой четкости

Модельный ряд LED-телевизоров BBK пополнился сразу двумя новыми сериями - Runa и Magia. В линейках представлены модели исключительно с поддержкой разрешения высокой четкости (HD-Ready или Full HD) и диагональю экрана от 19 до 29 дюймов. В LED-телевизорах серии Runa воплощены современные тенденции в дизайне, что позволит им без труда вписаться в любой интерьер, от классики до арт-деко. Серии Magia присуща невероятная изысканность и великолепное чувство стиля, идеально сочетающиеся с почти безграничными возможностями использования.

ASUS представляет интерфейс ZenUI и технологию PixelMaster
6 марта 2014
Новости

ASUS представляет интерфейс ZenUI и технологию PixelMaster

В пользовательском интерфейсе ASUS ZenUI отражается совершенно новый взгляд на взаимодействие мобильного устройства с пользователем, а технология PixelMaster позволяет делать снимки с качеством, как у цифровых фотоаппаратов.