Одна на краю света!

28 апреля 2005

— Марина, скажи, как у тебя зародилась идея пересечь чукотский полуостров в одиночку: что тобой двигало — желание поставить рекорд или желание побыть наедине с дикой природой?

— Романтика дальних странствий, созерцание окружающей природы, погружение в нее сочетается во мне со стремлением к спортивным рекордам. Мне давно хотелось побывать на Чукотке — очень нравятся тундровые ландшафты. Я не собиралась идти в одиночку, но так сложилось, что никто не смог пойти со мной. И поэтому я смогла осуществить еще одну мечту: в одиночку сплавиться по необитаемой речке от истока до устья, впасть в Северный Ледовитый океан, очутиться на безлюдном побережье, почувствовать себя первопроходцем на пороге ХХI века. Мне приглянулась речка Пегтымель — в переводе с чукотского — река, где сломались полозья. Она прямиком впадает в открытое Восточно-Сибирское море. Истоки ее труднодоступны, лежат почти на стыке центральных водораздельных чукотских хребтов, и на всем 300-километровом протяжении этой реки и даже в устье нет поселений. А на береговых обрывах в нижнем течении сохранились древние наскальные рисунки.

Мне захотелось попасть в истоки Пегтымеля, добраться туда своими силами от Анадыря — столицы Чукотки.

Так появилась идея пересечь Чукотку с юга на север, осуществить 1000-километровый переход, достичь Северного Ледовитого океана, стартовав от Тихого, увидеть быт чукчей и главное — испытать на себе все прелести и невзгоды красивой и суровой природы Чукотки, пройти по ее горам, рекам и тундрам.

Завершить маршрут я планировала в поселке Биллингс на берегу Восточно-Сибирского моря.

— При таком длинном переходе вес рюкзака в начале пути получается очень большой, одних продуктов килограммов двадцать минимум, а тут еще каяк, и все это в одиночку?

— Вес рюкзака на старте 42 килограмма — это сплавное и лагерное снаряжение, теплые вещи, каяк, 11 кг продуктов, небольшой запас газа. И все-таки это большой груз. Поэтому маршрут я построила таким образом, чтобы сначала подниматься по рекам против течения, везти каяк с грузом на веревочке, затем переваливать через несколько водоразделов и сплавляться до океана.

— Расскажи, пожалуйста, подробнее о маршруте: какие сложности встретились на пути, что интересного и неожиданного ты увидела?

— Итак, моими дорогами были реки. После прилета в Анадырь мне нужно было добраться до поселка Канчалан. По лиману плыть до него 120 километров, и делать это на каяке я очень опасалась — обширная открытая акватория, приливы и отливы, волна. Но выбирать не приходилось — баржи в поселок ходили очень редко. Воспользовавшись хорошей маловетреной погодой, вечером с приливом я стартовала от берега Канчаланского лимана и за первые сутки прошла 75 километров, правда, волна все же немного потрепала меня в горловом сужении залива, где обычно терпят крушение моторки, если непогода застает их врасплох. На следующий день, когда я уже гребла против течения широченной (1 км в устье) реки Канчалан, меня подобрали рыбаки на моторке и подбросили еще около 80 километров вверх по реке до непроходимых на моторе перекатов.

Где-то я выгребала против течения, но вскоре переквалифицировалась в заправского бурлака. К носу и корме каяка привязала веревку, метров в 25 длиной. Шла по кромке воды по обширным галечниковым отмелям, вела каяк «корабликом», под углом к течению, отпуская то нос, то корму, не давая течению прибить каяк к берегу.

Медленно выходила я из плоских заболоченных тундровых ландшафтов и приближалась к горам по речке Гачгаыргываам, притоку Канчалана. Лето постояло лишь неделю и первого августа оборвалось резкой непогодой. Сильнейший северо-восточный ветер нес параллельно земле клубы ледяных дождевых потоков. Вовремя укрывшись в островке настоящих высоких деревьев чозении (дальневосточной ивы) — редкость здешних голых мест, я двое суток пережидала ненастье. Вода резко поднялась на 2 метра, залила все галечники, превратила маленькую речушку в мутный ревущий поток, сделав передвижение вверх на некоторое время невозможным.

В верховьях идти становится легче, часто переходишь речку вброд, перекидывая веревку на ходу, кустарника становится все меньше, идешь по тундровым «лужайкам» на берегу. Протаскиваешь каяк по узким мелководным протокам многочисленных широченных перекатов. А вокруг горы — крутые осыпные конусы, часто похожие на правильной формы вулканы. Здесь, в верховьях Гачгагыргываама, недалеко от полярного круга, произошла моя первая встреча с кочующими по тундре оленеводами.

Дальше мой путь шел через два перевала. Общение с людьми и подкрепление свежим мясом так увеличило мои силы, что 40 километров я одолела за сутки, перетащив через перевал сначала рюкзак, а потом каяк, даже не разбирая его. Так я попала на полноводную реку Танюрер, снова поднималась против течения, трое суток пережидала очередной паводок.

В верховьях Танюрер разделяется на многочисленные протоки, петляя по широкой, километров до трех долине. Местами выхожу к голубым на разломе наледям. Полосатые, формы песочных часов, разноцветные осыпи на склонах окрестных гор, вершины которых теперь запорошены снегом, все время окружают меня. Ночью — постоянные заморозки. Иногда удается пользоваться веточками для маленького костерка, но чаще готовлю на горелке. Временами днем приходится ставить тент, чтобы укрыться от изнурительного ветра и развести огонь. Светит солнце, но встречный северный ветер настолько холоден, что, продвигаясь вперед в прорезиненном гидрокостюме, я совсем не потею. Я в нереальном, затерянном безлюдном мире среди гор...

В истоках Танюрера меня просто завалило снегом и сутки пришлось отлеживаться в палатке. Позади 500 км пути, впереди еще столько же. Кроссовки развалились, ботинки мокрые. Осталось 5 кг продуктов. Шла вторая половина августа, а мне казалось, что уже началась зима. Но до места, откуда можно плыть к океану, еще 130 километров и 3 перевала, включая самый высокий перевал на маршруте — 1300 метров.

Разбираю каяк и со всем грузом за плечами иду через заснеженные перевалы. Ночью просыпаюсь от холода и не могу заснуть, пока не съедаю ложечку сахара. Утром шью из упаковки от каяка бахилы прямо на ботинках и вылезаю наружу во всеоружии — так мне удалось не поморозить ноги на перевале, где местами приходилось идти по колено в снегу.

Через неделю я все-таки добралась до Пегтымеля. Остался килограмм продуктов. А снег не стаял и здесь, в долине реки. Воды в реке было мало, и еще 15 километров мне пришлось идти вниз, до небольшого притока.

Но начался сплав, и появилась надежда, что я не умру от голода. В реке стала ловиться рыба, а к вечеру я почуяла запах дыма и увидела на береговой террасе чукотские яранги. Три недели я не встречала людей, и в тот момент мое счастье не поддавалось описанию.

Сплав по реке был очень быстрым, я проходила почти по 50 км за день. Лишь в одном месте был порожистый участок, где на валах немного замирало сердце. А так — перекаты, каменистые шиверы.

Берега реки Пегтымель оказалась не совсем необитаемыми. Но чукотские оленеводы — дети природы, и их редкое присутствие в тех краях ничуть не нарушало первозданной гармонии. С их бескорыстной продуктовой помощью я благополучно добралась до запланированной конечной точки маршрута в середине сентября. И, пробираясь сквозь лабиринты так и не растаявших в то лето льдов океана, всем существом осязала его метко подмеченное название.

Фото Марины ГАЛКИНОЙ

28 апреля 2005

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Опять скрипит потертое седло
24 марта 2004
Советы

Опять скрипит потертое седло

Человек приручил лошадь в третьем тысячелетии до нашей эры. С того времени она его неизменный помощник в военных и торговых переходах, охоте, спорте, развлечениях, хозяйстве. Лошадь даже оказывала влияние на моду. Именно благодаря этому замечательному животному мужчины надели брюки, одежду, на самом деле неестественную для них.

Исскуство парить
5 ноября 2004
Советы

Исскуство парить

Парить над землей красиво и чертовски увлекательно! Вместе с тем это еще и опасно. Для того, чтобы полет не был похож на последний путь подбитого истребителя, начинающему спортсмену нужно пройти серьезную подготовку, которая потребует от него колоссальных усилий и терпения. Но все это будет вознаграждено поистине великолепными ощущениями от полетов.

Любите погорячее?
5 ноября 2004
Советы

Любите погорячее?

На качественном термосе обычно стоит маркировка, сколько часов он держит тепло и холод, а иногда даже приводятся цифры остывания по часам. Зачем же тогда нужен тест термосов? Нет, мы не ставили себе целью проверить точность данных производителя, а попытались провести тест, который бы соответствовал реальным, а не лабораторным условиям.

Снимайте больше & лучше с SEA&SEA
24 марта 2004
Новости

Снимайте больше & лучше с SEA&SEA

С каждым годом дайвинг как активный вид отдыха приобретает все большую популярность среди россиян. Особенно среди тех людей, которые снимают свои путешествия в подводный мир на фото и видео. Хотя и говорят, что снимает не камера, а фотограф, но, не имея хорошей фотоаппаратуры, последний всегда будет ограничен в свободе съемки.

И опять №1 в настольном теннисе
5 ноября 2004
Новости

И опять №1 в настольном теннисе

Есть фирмы-мотыльки, которые берутся ниоткуда, много шумят о себе и пропадают в никуда. А есть фирмы, которые ведут себя на рынке достойно, спокойно, имеют непревзойденный авторитет среди любителей и профессионалов и никогда не стоят на месте, всегда идут в ногу со временем, совершенствуя то, что имеют, и создавая то, чего нет у других.

NAVIGATOR указывает путь
24 марта 2004
Советы

NAVIGATOR указывает путь

Группа Компаний «Battery Team», основанная в 1993 году, к настоящему времени стала одним из ведущих дистрибьюторов элементов питания, фонарей, электроламп и светильников известных мировых брендов на российском рынке. В настоящее время Battery Team начала собственную производственную программу под торговой маркой Navigator – и первыми в ней стали фонари, изготовленные на хорошо оснащенных заводах в разных странах с учетом требований российского рынка.

Уже не шаг... еще не бег!
24 марта 2004
Советы

Уже не шаг... еще не бег!

Что такое спортивная ходьба? От обычной ходьбы она отличается тем, что нога, выпрямленная в колене, ставится впереди на пятку и при шаге проходит через воображаемую вертикаль тела человека. Скорость спортивной ходьбы в 2—2,5 раза выше обычной, что достигается как длиной (105—115 см), так и частотой (180—200 в мин.

Ноги, крылья... Главное - ласты!
5 ноября 2004
Обзоры

Ноги, крылья... Главное - ласты!

Перед вами, уважаемые читатели, уникальный материал. Это объективный сравнительный тест ласт для подводного плавания, проведенный по специально разработанной методике двумя журналами: «Потребитель. Все для спорта и отдыха» и «Нептун XXI век». ПОДВОДНАЯ ОБУВЬ Для человека под водой ласты — это прежде всего свобода передвижения, маневренность и скорость.

Быстрее, выше, сильнее
24 марта 2004
Обзоры

Быстрее, выше, сильнее

ДМИТРИЙ БЫЧКОВ Призер Чемпионата мира по скалолазанию в 1996 году, обладатель Кубка мира по ледолазанию в 2002 году и чемпион мира в 2003 году по ледолазанию. Заметная фигура в скалолазании. Причем не только у нас, но и за рубежом, несмотря на свой молодой возраст. Дмитрий родился 1978 году в Москве.