Парить над землей красиво и чертовски увлекательно!
Вместе с тем это еще и опасно. Для того, чтобы полет не был похож на последний путь подбитого истребителя, начинающему спортсмену нужно пройти серьезную подготовку, которая потребует от него колоссальных усилий и терпения. Но все это будет вознаграждено поистине великолепными ощущениями от полетов.
Парапланеризм довольно быстро стал самостоятельным видом спорта. Началось все с того, что группа французских лыжников спустилась с Альп, используя парашюты. Тогда миру был явлен новый вид спорта Para-Ski, который довольно быстро завоевал большое число поклонников. Как это часто бывает со многими спортивными дисциплинами, парапланеризм стал не только серьезной дисциплиной, но и «спортом выходного дня» для бесстрашных любителей активного отдыха. Сегодня модно проводить свободное время в горах. Популярны и полеты на лебедке, но уже с земли. Появились и парапланеристы с моторчиками по примеру Карлсона. Со временем полеты с парамоторами превратились в отдельное от парапланеризма направление воздухоплавания.
Что же до «чистого» парапланеризма, то это еще молодая дисциплина, не разделившаяся на подвиды. Основные соревнования по парапланерному спорту проводятся по единой схеме. Спортсмены состязаются в полетах на открытую дальность, на дальность полета через один или несколько поворотных пунктов маршрута (ППМ), дальность до цели и до цели с возвращением к месту старта, полеты на дальность и на скорость по треугольному маршруту. Также проводятся состязания на выигрыш высоты и максимальное время полета.
Многим будет интересно узнать, как фиксируются прохождения ППМ. Раньше это делалось с помощью фотоаппарата. Снимок надо было сделать с определенной высоты, с определенного угла, сейчас все спортсмены летают с GPS, на которых пишется трек их маршрута. Перед каждым заданием оговаривается цилиндр (воображаемый), в который должен влететь пилот, чтобы ему засчитали прохождение данного ППМ. Обычно цилиндр имеет радиус 200 метров.
Как и в любом виде спорта, в парапланеризме есть свои мировые рекорды. Вот сводная таблица достижений по версии FAI, установленных с момента возникновения этой дисциплины.
Как видно из таблицы, существует отдельный зачет для женской категории, хотя половые различия в данном виде спорта не играют существенной роли. И еще один печальный факт — ни одного россиянина в таблице мировых рекордов пока не отметилось. Но, набравшись оптимизма, скажем, что у нас еще все впереди. Ведь в России парапланерный спорт появился не так давно. Радует тот факт, что на сегодняшний день россиянам есть где полетать и поучиться этому мастерству. Однако на наших просторах уже есть люди, которые добились звания «номер один» в парапланеризме. Это Николай Шорохов — лидер в мировом рейтинге FAI. Подобно нашим теннисистам он стремительно ворвался в элиту парапланеризма и прочно там закрепился. А это говорит о том, что будущее у российского парапланерного спорта весьма и весьма радужное!
Парапланерные клубы и летные школы
Куда пойти учиться? С чего начать, если душа требует полета? Попробуем дать несколько рекомендаций.
Во-первых, стоит уяснить, что парапланеризм — довольно затратное увлечение. Полное снаряжение спортсмена может стоить с неплохой подержанный автомобиль. Если вопросов с финансированием нового хобби не возникает, то следующий вопрос — где? Ниже будет приведен небольшой обзор клубов, обучающих и предоставляющих снаряжение для полетов.
Далее — выбор инструктора. На сегодняшний день это одновременно простая и сложная задача. Простая потому, что все инструкторы в серьезных клубах имеют уже необходимый опыт и сертификаты для обучения начинающих парапланеристов. Поэтому можно смело идти в крупную летную школу, где и научат азам парапланерного мастерства. Сложная потому, что всегда есть человеческий фактор.
Прежде чем приступать к тренировкам, обязательно нужно какое-то время пообщаться с будущим тренером, понять, на что он способен, угадать, будет ли с ним полный контакт во время обучения. Если да — то полный вперед! В противном случае лучше потратить еще немного времени, но подыскать для себя более подходящего наставника. Тогда и обучение будет безопасным, и инструктору будет приятно работать с таким новичком.
К сожалению, нередко в клубах к ученикам относятся прямо-таки наплевательски. В лучшем случае уделяют им внимание до того, как они покупают оборудование. После чего такой студент перестает существовать для нерадивых инструкторов как объект интереса. Да и интерес-то у таких школ чаще всего коммерческий. Поэтому, выбирая летную школу, лучше заранее узнать о том, как проводится обучение, почитать и послушать мнения уже отучившихся.
Парапланерные клубы существуют при Федерации легкой авиации. Ее школы находятся в большинстве крупных городов России, поэтому найти их не проблема.
Снаряжение парапланериста
Снаряжение для занятий парапланеризмом: параплан, подвесная система, полетный прибор, шлем, полетный комбинезон, парапланерная обувь, перчатки, маска и очки.
Параплан — это само крыло и стропная система. Поначалу параплан и парашют были почти неотличимы друг от друга. И только в конце 80-х годов двадцатого столетия крыло приобрело эллипсовидную форму. Его длину значительно увеличили, чтобы улучшить аэродинамические свойства. Для изготовления стали применять материалы, отличные от тех, что использовались в парашютостроении.
Форма крыла изменилась, позволив парапланеристу долго скользить в воздухе, совершая сложные маневры. Стропная система в корне не похожа на парашютную. В парашюте на стропы создается сильная динамическая нагрузка в момент раскрытия, поэтому они имеют способность растягиваться, смягчая рывок. В параплане используются материалы, рассчитанные исключительно на постоянное напряжение. Естественно, конструкция параплана позволяет совершать долгие полеты со сложным маневрированием. Поэтому у него больше секций, что позволяет максимально снизить кривизну крыла и повысить его аэродинамические качества.
Согласно французской системе сертификации, являющейся одной из основных в мире, парапланы делятся на три класса: standard, perfomance, competition.
Standard — это наиболее надежный и массовый класс. При складывании параплан открывается за 4 секунды сам без вмешательства пилота, с минимальным отклонением от первоначальной траектории. Рекомендуется для обучения, начинающим пилотам, пилотам-любителям, а также для полетов с мотором. У последних разработок в этом классе достаточно высокие летные характеристики, они могут успешно использоваться для маршрутных парящих полетов и способны удовлетворить потребности 80—90% начинающих пилотов.
Perfomance обладает более высокими летными характеристиками, чем standard, при меньшей безопасности для начинающих пилотов. Открывается при складывании во время полета он самостоятельно, но с несколько большим отклонением от первоначальной траектории. Для возвращения в нормальный режим желательны определенные действия пилота. Рекомендуется для опытных, регулярно летающих пилотов.
Competition предназначен только для профессионалов. У него великолепные полетные характеристики и превосходная маневренность, но при попадании в нестабильность от пилота необходимы точные и хладнокровные действия.
Подвесная система имеет конструкцию, коренным образом отличающуюся от парашютной. Это полулежачее кресло, часто полностью закрытое от ветра. В нем довольно уютно совершать длительные полеты. Условно подвесные системы можно разделить на три вида: начального уровня, стандартные и для опытных спортсменов. «Подвески» начального уровня имеют простую конструкцию, лишены парашютных контейнеров для спасательных парашютных систем и не приспособлены для использования акселератора. Они подходят для начинающих парапланеристов и пригодны для несложных полетов с небольших горок или для использования их с лебедкой.
Стандартные подвесные системы оснащены контейнером для запасного парашюта и имеют возможность использования акселератора. Это также довольно комфортное кресло, в котором можно совершать серьезные полеты. В сиденье встроены удобные протекторы, спинка более или менее жесткая для снижения утомляемости при длительных полетах. Это самая распространенная разновидность парапланерной подвесной системы.
Так называемый высший класс подвесных систем предназначен для опытных пилотов, совершающих длительные маршрутные полеты. Это довольно сложная система, имеющая все необходимое для комфортного и безопасного пребывания в воздухе в течение долгого времени. Взять хотя бы кресло — это уже не просто сиденье и спинка, а некое подобие спального мешка или своеобразного кокона. Оно полностью закрывает спортсмена от ветра, позволяет лететь в почти лежачем положении и имеет массу дополнительных приспособлений, облегчающих полет. Взять хотя бы специальный карман, в который устанавливается питьевая система. Немало и других, малозначимых на первый взгляд, но весьма необходимых дополнений. Единственное, что не предусмотрено для «лежачего» полета, так это подушка под голову.
Запасной парашют при полетах необходим всегда. Случиться во время парения может всякое — ошибка пилота, неожиданный порыв ветра, с которым не удается справиться, да и просто неисправность системы могут привести к падению. Если учесть, что высота полета приличная, то можно не сомневаться, что падение это совсем не будет похоже на падение со стула, хотя и последнее может привести к серьезным травмам. Тут речь идет о вертикальном полете вниз с постоянным ускорением с высоты как минимум в несколько десятков метров, а то и выше. Поэтому без надежной страховочной системы никак не обойтись. На помощь может прийти только запасной парашют.
Для контролируемого полета необходим своеобразный миниатюрный бортовой компьютер, который дает информацию об относительной (от места старта или приземления) и абсолютной (от уровня моря) высоте полета, скороподъемности (скорости подъема или спуска), температуре воздуха, времени полета и о многих других параметрах. Банк встроенной памяти позволяет вести дневник, сохраняя информацию о нескольких десятках полетов. С некоторых моделей можно выводить полетную информацию на принтер. Все устройства снабжены звуковой сигнализацией, сообщающей о критических ситуациях.
Как и в любом виде спорта, парапланеристам необходима специальная одежда. Для них были разработаны комбинезоны для длительных полетов. Основное требование к такой одежде — максимальная защита от ветра и дождя. Если эти условия не соблюдены, то пилот попросту может замерзнуть на большой высоте. Естественно, что комбинезон предоставляет полную свободу движения. Еще одна из его изюминок — «полный самосброс». Говоря простым языком, молнии, которые идут от горла до щиколоток и позволяют надевать комбинезон поверх любой одежды. Необходимы в полете и специальные перчатки. Они также сделаны с использованием непродуваемых материалов и защищают руки пилота от холода на больших высотах.
Основной элемент парапланерной одежды — шлем. В него иногда встраивается гарнитура портативной радиостанции, необходимой для связи с другими пилотами и землей. При ударе шлем должен проминаться, эффективно гася удар, а не раскалываться на мелкие куски, увеличивая число травм легкой и средней тяжести. Поэтому подходить к его выбору надо не менее тщательно, чем к выбору параплана и подвески.
Обувь должна быть легкой, хорошо держащей голеностоп, имеющей нескользящие подошвы и специальные петли для шнурков, чтобы те не цеплялись за стропы. В специальных парапланерных моделях (к примеру, HANWAG) есть еще и гасящий удары клин в подошве.
Парапланерным снаряжением занимаются многие мировые и отечественные производители. Причем российские, ни в чем не уступая по качеству заграничным, имеют более привлекательную цену. К производству подключились и бывшие советские республики. Вот лишь один пример удачного сотрудничества России и СНГ в создании собственных парапланов.
Белорусская фирма Galaxy выпускает параплан «Солярис» для начинающих и полетов с мотором. Это лицензионная копия хорошо известного параплана «Танго» фирмы «Параавис». Тот, в свою очередь, имеет международный сертификат AFNOR «Standart». «Солярис» — так называемый «школьный» параплан, рекомендованный для обучения начинающих пилотов при полетах с лебедкой и при полетах со склонов. Он также понравится «пилотам выходного дня», предпочитающим безопасность и легкость пилотирования. При этом «Солярис» — одно из самых быстрых крыльев в классе «Стандарт». Его максимальная скорость на «акселераторе» достигает 50 км/ч. Высочайшая маневренность и отличная скорость делают его привлекательным не только для начинающих пилотов, но и для любителей полетов с парамотором. Крыло «Солярис» великолепно себя зарекомендовало при выполнении полетов в динамических и термических восходящих потоках.
Подвесные системы тоже входят в сферу производства наших производителей. Хотелось бы обратить внимание на подвеску «Пилот». Эта система относится к среднему классу, то есть является наиболее востребованным вариантом. «Пилотовская» подвеска — это мягкое кресло, имеющее все необходимые конструктивные элементы: спинку, сиденье, плечевые, ножные и грудные обхваты. В качестве вставного модуля имеется очень мощный мягкий протектор. Возможна также комплектация встроенной жесткой спинкой. Материал, из которого она сшита, — «оксфорд» — очень прочный и непромокаемый. Подвеска может быть скомплектована как обычными, так и быстроразъемными замками для ножных обхватов и грудной перемычки. По бокам сиденья в верхней части спинки расположены карманы для всякой необходимой в полете утвари. Есть вариант пошива, где контейнер запасного парашюта расположен на спине, а есть вариант с боковым размещением. Рукоятка введения в действие запасного парашюта клеится на липучках справа или слева под удобную пилоту руку. Есть у этой подвесной системы и своя очень удобная «изюминка»: пока вы летите в положении полулежа, это — обычное кресло, но стоит вам выдавить акселератор, специальный механизм при помощи сиденья выталкивает «пятую точку» из подвески, и спина становится прямой. Цена этой подвесной системы в базовой комплектации довольно демократична, и она не станет обузой для кармана как начинающего, так и опытного парапланериста. Подвеску можно укомплектовать запасной парашютной системой «Шанс» той же фирмы.
Обучение и советы начинающим
Вопрос, который возникает у всех, кто впервые сталкивается с парапланом — нужно ли проходить специальное обучение или хватит знаний, приобретенных во время прыжков с парашютом?
Парапланеризм — достаточно опасный спорт и совершенно отдельный от парашютизма. Если парашютист прыгает с большой высоты с самолета, то парапланерист стартует с земли (гора или достаточно крутой склон). Или же для старта используются механические средства — мотор или лебедка. В любом случае парапланеристу важно уметь правильно стартовать. Иначе он просто рухнет с большой высоты, после чего у него надолго, а то и навсегда, пропадут желание и возможность заниматься не только парапланами, но и любым другим видом спорта. Полеты обычно проходят на большой высоте, поэтому пилоту необходим навык в маневрировании в воздушных потоках. Любая оплошность может ему очень дорого стоить. Рисковать никому не хочется, поэтому подготовка парапланериста — дело хотя и недолгое, но достаточно серьезное. Обычно этим занимаются специальные клубы, имеющие лицензию на право обучения пилотному мастерству.
Обучение пилотов параплана делится на несколько отдельных, но вместе с тем между собой стыкующихся курсов.
1. Начальный курс обучения.
2. SIV-курс (экстремальное пилотирование и безопасность в полете).
3. Курс полетов на парамоторе.
4. Cross-Country — обучение маршрутным и парящим полетам.
Наибольший интерес представляет, конечно же, начальный курс обучения. Мы рассмотрим его на примере работы московского парапланерного клуба «Пилот».
Учебная программа для начинающих пилотов-парапланеристов состоит из 25 учебных часов. Этот объем делится на пять учебных дней. Первый день — наземная подготовка в поле. Второй и третий дни — работа на склоне в потоках обтекания. Четвертое и пятое занятие — обучение с механической затяжкой на высоту с помощью лебедки. Таким образом, рассматриваются практически все формы старта, за исключением парамотора.
Первый день — полевое занятие. Пилот знакомится с устройством параплана (дается немного теории), дальше он учится поднимать крыло в полетное положение, удерживать в полетном положении (балансировка крыла), отрабатывает крены, момент недовыведенного крыла, или когда крыло обгоняет пилота. То есть в первый день пилот учится рулить крылом, стоя на земле. Далее — учится выполнять прямой и обратный старт, прямолинейные пробежки с поднятым крылом, пробежки по маршруту. В конце первого занятия пилот готов к тому, чтобы выйти на склон и произвести грамотный прямолинейный старт.
Второй и третий учебные дни — это полеты на склоне. Пилот производит старт, разбежавшись со склона горы. Многие школы в целях экономии не включают в свои программы полеты на склоне, обходятся занятиями только на лебедке. А между тем, самые интересные полеты — это те, которые в горах. Так что пилот должен уметь летать в потоках обтекания склона горы. В клубе «Пилот» обучению на склоне уделяется два учебных дня. В слабый ветер — прямой старт, в умеренный ветер — обратный старт, отработка приземления на точность у подножия горы. Отработка разворотов в полете на 30, 60 и 90 градусов, правильная посадка в подвесную систему, выполнение виражей переносом центра тяжести тела. Если пилот со всем этим справляется, его начинают обучать основам парения в динамическом восходящем потоке.
Четвертое и пятое занятия посвящены старту при помощи механических средств, то есть лебедок. Используется пассивная либо активная лебедка. В начале затяжка производится на небольшую высоту, и если пилот не боится и ведет себя адекватно, то ему дают возможность набрать высоту 250—300 метров. Отцепившись и используя этот запас высоты, пилот отрабатывает элемент «большие уши», либо вход в глубокую спираль и выход из нее, либо «восьмерку», стараясь при этом приземлиться на точность. В процессе полетов «студентам» выдают радиостанции, с помощью которых инструктор подсказывает в трудные минуты.
По окончании основного курса пилоты слушают теоретический семинар, на котором рассматриваются вопросы экзаменационных билетов. И через неделю — экзамен! В итоге вам выдают лицензию пилота и летную книжку.
Медицинские требования к парапланеристам не особенно строги. Основное требование — хорошая физическая подготовка. Порой пилоту приходится идти до места старта высоко в гору, неся на себе все свое имущество. Поэтому если у человека одышка или проблемы с сердцем, то ему лучше воздержаться от полетов. А для того, чтобы стартовать, спортсмену нужно быстро бежать с поднятым над головой парапланом. Это занятие не из легких. Проблемы с суставами и позвоночником могут серьезно помешать взлететь и приземлиться.
С парапланеризмом стоит связываться, взвесив для начала все «за» и «против». Готовы ли вы выложить определенную сумму за обучение и прокат оборудования? Сможете ли в дальнейшем приобрести собственное снаряжение? Есть ли у вас возможность выезжать в горную местность для полетов, а быть может, вы хотите приобрести затем моторизованный параплан? Если ответ хотя бы на эти вопросы утвердительный — то вам прямая дорога в клубы парапланеризма.
Комментарии