Не трави двигатель!

8 октября 2003

ЖИДКОСТЬ НОМЕР ОДИН

Дополнительный материал:

Тест антифризов

Таблица результатов теста тосолов

Антифриз не менее важен для мотора, чем масло. Он сохраняет идеальный для работы двигателя температурный режим, защищая от чрезмерного изнашивания деталей, коксования масла и отложения нагара. А вот некачественный антифриз может не просто привести к «закипанию» масла, а натурально «съесть» двигатель, не хуже чем червяк вкусное яблоко – коррозия способна разрушить его так, что останется только ставить новый.

ПОКУПАЕМ «КОТА В МЕШКЕ»

И тут возникает вполне законный вопрос – как отличить кондиционную охлаждающую жидкость от некондиционной? Заранее отметаем варианты приобретения антифриза в сомнительных местах (у обочины на МКАДе, например). Но опыт показывает, что и в магазине покупка негодного продукта – не редкость. Как же из двух десятков канистр выбрать ту, которая будет служить двигателю верой и правдой? Сертификация проблему не решает – сертификат есть у ВСЕХ, а именно – сертификат соответствия заявленных технических условий производства охлаждающей жидкости реальным. Этот сертификат лишь косвенно соотносится с ГОСТом. Состав ВСЕХ антифризов (судя по этикетке) – одинаков: этиленгликоль, вода, пакет присадок. Что за присадки – покупателю никто не скажет; это «секрет фирмы». А ведь их там может не быть вообще! Или же это могут быть присадки, вредные для какого-то из металлов двигателя, обладающие агрессивными коррозионными свойствами. Таким образом, потребитель получает «кота в мешке», и покупка антифриза становится лотереей.

ВЫХОД ЕСТЬ

Выход из этой плачевной ситуации все же есть. Это независимые тесты согласно ГОСТу в имеющих государственную сертификацию лабораториях. Результаты этих тестов, публикуемые в прессе, должны быть своего рода «путеводной ниточкой» при покупке охлаждающих жидкостей (и не только!). Каждый потребитель вправе позвонить в редакцию и ознакомиться с протоколами тестов, чтобы быть уверенным, что полученные результаты – не «заказные», не очередное средство в конкурентной борьбе и одурачивании покупателей.

Представленный здесь тест антифризов проводился двумя лабораториями, имеющими аккредитацию Госстандарта: это Химико-Аналитическая лаборатория РГУ Нефти и газа им. Губкина и сертификационный центр «Констанд». Инициатор проведения теста – Московская ассоциация предприятий технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств (МАПТО). Главным направлением деятельности МАПТО является оказание содействия в создании в г. Москве комплексной системы технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств, предназначенной для дальнейшего повышения качества обслуживания и полного удовлетворения потребности государственных, общественных, коммерческих организаций и граждан в качественном обслуживании и ремонте автотранспорта.

По пяти предусмотренным ГОСТом параметрам оценено 35 охлаждающих жидкостей, которые были куплены в магазинах Москвы.

ЧТО ИМЕННО МЫ ТЕСТИРОВАЛИ

Тест проводился по пяти параметрам ГОСТа 28084-89 (из десяти).

Плотность при 20°С определяет соотношение гликоля и воды. По ГОСТу плотность должна быть 1,065—1,085 для охлаждающих жидкостей –40 и 1,085—1,100 для охлаждающих жидкостей –65. Если воды будет больше нормы, двигатель попросту замерзнет, если же переборщили с этиленгликолем, ухудшится теплоотдача, двигатель будет перегреваться. Определяется плотность ареометром при 20 С.

Температура начала кристаллизации тоже зависит от соотношения вода/гликоль. Началом кристаллизации считается появление облачка мути, видимое невооруженным взглядом. До замерзания антифриза, конечно, еще далеко, но в ГОСТе требования четкие: —40°С для охлаждающей жидкости –40 и —65°С – для охлаждающей жидкости –65.

Водородный показатель (pH) согласно ГОСТу должен быть в пределах 7,5—11,0. Он позволяет судить об агрессивности препарата к металлам и определяется пакетом присадок, в отличие от двух предыдущих параметров, которые зависели от соотношения гликоль/вода. Измеряется pН-метром.

Щелочность. Со временем этиленгликоль может окисляться до уксусной или щавелевой кислоты, и поэтому для нейтрализации необходим буфер (иначе препарат может приобрести сильнокислотные свойства и будет разъедать металлы двигателя). ГОСТом декларирован показатель 10. Щелочность определяют потенциометрическим титрованием соляной кислотой.

Фракционные данные – это температура начала перегонки и массовая доля жидкости, перегоняемой до температуры 150°С (в процентах). Это испытание в ГОСТе не является обязательным и производится по требованию. Начало перегонки наступает при 100°С и до достижения 150°С должно отогнаться не более 5/40/50% жидкости (для концентрата, —65 и –40 антифризов). По сути, тест определяет количество воды в составе (напомним, что в концентрате массовая доля воды не должна превышать 5%, в охлаждающей жидкости –65 рекомендуется соотношение 35 на 65, в охлаждающей жидкости –40 – 56 на 44).

ТЕСТИРОВАЛИСЬ НЕ ВСЕ ПАРАМЕТРЫ

Тест охватил очень широкий спектр антифризов, но он не претендует на полноту, поскольку по ряду важнейших параметров образцы не оценивались (акцент был сделан на соотношение гликоль/вода и общие параметры состава, такие, как pH и щелочность). Логически этот тест является первым этапом более обширного исследования, которое охватывало бы остальные параметры ГОСТа: внешний вид, коррозионное воздействие на металлы, вспениваемость, набухание резин и устойчивость в жесткой воде (только для концентрата).

Проблемы обычно возникают с коррозионным воздействием на металлы – нередко оно в десятки раз превышает требования ГОСТа. Этот параметр определяется пакетом присадок – дело в том, что смесь этиленгликоля и воды очень агрессивна, и специальные присадки призваны защитить металлы от коррозии. Хотя бывает, что эти же самые вещества негативно влияют на работу двигателя. Так, имеющиеся в некоторых рецептурах нитриты, нитраты и бораты призваны защищать черные металлы, бензоат натрия – цветные металлы, силикаты – алюминий. Однако в требованиях спецификации Ford хладагент для легковых автомобилей и легких грузовиков указано, что в составе антифризов не должны присутствовать силикаты, фосфаты, бораты и хлориды. Такие же требования предъявляют Texaco к антифризам (например, havoline), в составе которых не допускается присутствие нитратов, нитритов, боратов, фосфатов и силикатов. Некоторые зарубежные производители (например Shell с антифризом Shell SF) предлагают использовать соли карбоновых кислот – карбоксилаты; ожидается, что они смогут продлить срок службы двигателя.

Важным показателем является вспениваемость. Пены должно быть как можно меньше, и исчезать она обязана за три секунды. Если пены много, то система закупоривается и двигатель перегревается. Причина избытка пены – некачественный этиленгликоль.

ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ

Даже при неполном тесте, не включавшем проверку на коррозионное воздействие на металлы, не соответствующие ГОСТу, оказались 11 продуктов из 35 – то есть практически треть. Большинство имеют слишком высокую температуру начала кристаллизации – то есть вместо положенных —40°С показывают, скажем, —30°С. Для Москвы и теплых регионов это не столь существенно, как другой показатель – щелочность. Отсутствие или недостаточная щелочность говорят о том, что со временем препарат будет становиться все более и более агрессивным по отношению к металлам. Некоторые средства не соответствуют даже по рН!

ЕВРОПЕЙСКОГО КАЧЕСТВА НЕДОСТАТОЧНО!

Результаты теста комментирует Ирина Николаевна Белокурова, работавшая в знаменитом отделе ТОС (Технология Органического Синтеза) ГСНИИОХТ, где появился первый ТОС-ОЛ (-ол – окончание для спирта), принимавшая непосредственное участие в разработке ГОСТа 28084-89.

- Действительно, после теста на коррозионное воздействие на металлы «выживших» охлаждающих жидкостей станет значительно меньше. Да и допуск протестированных параметров в ГОСТе 28084-89 значительно «мягче», чем следовало бы. Например, плотность. Разрабатывая ГОСТ, мы ориентировались и на страны СЭВ (Восточной Европы), где климат значительно теплее нашего. Минимально допустимая плотность в ГОСТе – 1,065 рассчитана на —30°С. Для Европы с ее мягкими зимами этого достаточно, а вот для России – маловато. Оптимальная плотность – где-то по серединке: 1,075—1,080.

То же самое можно сказать и про рН: 11,0 слишком много, ведь алюминий не выдерживает уже при 9,5. А вот минимальный показатель щелочности можно, пожалуй, понизить с 10 до 9.

УДОБРЕНИЯ В АНТИФРИЗЕ

Что же добавляют в антифризы недобросовестные производители? Во-первых, это некачественные присадки. Были случаи, когда в охлаждающую жидкость прямо из мешка добавлялиЕ удобрения. Нитраты все-таки! О том, какими последствиями такой экспромт обойдется двигателю, они не озаботились.

Но, оказывается, схитрить можно не только с «секретным» пакетом присадок, но и с основой антифриза – моноэтиленгликолем. В норме он должен быть высшего или первого сорта, что определяется содержанием основного вещества и примесей. «Сэкономить» можно, использовав в качестве основы более дешевый «грязный» этиленгликоль, содержащий большое количество примесей самого разного характера и происхождения. Некоторые производители вместо моноэтиленгликоля используют диэтиленгликоль (ДЭГ) – да, температура замерзания получается та же, двигатель охлаждается исправно. Но дело в том, что ДЭГ – менее стабильное соединение, он быстрее окисляется и более агрессивен по отношению к металлам.

Иногда в антифризе можно обнаружить до 20—30% эфиров. Опять же, нужные температуры замерзания они обеспечивают, но являются еще более токсичными, чем этиленгликоль.




8 октября 2003

Комментарии

Aleksk
09.01.2008
0
Да. Этиленгликоль та еще штучка.
Рзрушает даже нержавейку 304 и 316.

Похожие статьи

Город ждет! И боится...
22 октября 2003
Советы

Город ждет! И боится...

BMW E46 330 Ci BMW E46 330 Ci? Но ведь шильдик на крышке багажника говорит о том, что перед нами М3. Мы не соврем, если скажем, что BMW М3 всегда выпускался ограниченно, заполучить «эмку» за все время было не так-то просто. Заводское спортивное отделение BMW Motorsport не всегда могло обеспечить всех желающих этим легендарным автомобилем.

В продаже первые в России видеорегистраторы с записью в Super Full HD — 1296p: AdvoCam FD7, FD5S и FD6S
25 октября 2013
Новости

В продаже первые в России видеорегистраторы с записью в Super Full HD — 1296p: AdvoCam FD7, FD5S и FD6S

Российская компания «Видеомакс», владеющая брендом AdvoCam, представляет три новых серии автомобильных видеорегистраторов — AdvoCam-FD5S, AdvoCam-FD6S и AdvoCam-FD7. AdvoCam-FD7 Profi/Profi-GPS — первые в России регистраторы, поддерживающие запись в разрешении Super Full HD — 1296p (2304 x 1296 точек) . Это в полтора раза выше, чем Full HD 1080p. Модели серии FD7 базируются на самом современном видеопроцессоре Ambarella A7 — том же, что установлен, например, в action-камерах GoPro Hero 3...

Маркетинг или техническое превосходство: данные исследования Mio качества съемки видеорегистратора от чувствительности матрицы
23 марта 2017
Новости

Маркетинг или техническое превосходство: данные исследования Mio качества съемки видеорегистратора от чувствительности матрицы

23 марта 2017 г., Москва. — Компания Mio Technology, ведущий международный разработчик и производитель автомобильной электроники, провела исследование маркетинговой активности участников рынка автомобильной электроники. Его результаты свидетельствуют: многие производители вводят в заблуждение потребителей, оправдывая стоимость своих устройств их характеристиками, которые не оказывают никакого влияния на качество видеосъемки, а то и пагубно влияют на него. Детальный анализ информационных материалов, выпускаемых участниками рынка, позволил выявить несколько основных «маркетинговых уловок».

26 октября 2005
Обзоры

Кроме всяких подогревателей, очистителей и полиролей, позволяющих облегчить зимнюю эксплуатацию автомобиля, есть еще один способ защиты и усовершенствования покрытия — пленки. Примером подобных материалов может служить продукция компании Folia Tec. HYDRO VISION Clear — продукт немецкой компании, устраняющий капли дождя и влаги с зеркал бокового обозрения, тем самым сохраняя прекрасную видимость даже в дождливую погоду.

Мы тестируем!
10 марта 2004
Тесты

Мы тестируем!

В феврале 2004 года ОАО «Нижнекамскшина» была организована презентация, на которой нашим экспертам были представлены новые модели шин КАМА, а именно 5 новых разработок завода. Зимняя шина КАМА-518 175/70R13, предназначенная для использования на легковых автомобилях, летняя шина КАМА-231 185/75R13C, специально созданная для использования на легко- грузовом автомобиле ИЖ-2717, две высокоскоростные шины с всесезонным рисунком протектора КАМА-222 275/70R16 и КАМА-555 275/70R16, для внедорожных автомобилей 4Х4 и шина КАМА-221 235/70R16, которая также предназначена для использования на автомобилях 4Х4, в частности, для новых моделей УАЗ, таких как УАЗ-HUNTER и УАЗ-SIMBIR.

Видеорегистратор NEOLINE Cubex V45 уверенно «видит» происходящее на дороге даже в темноте
21 января 2014
Новости

Видеорегистратор NEOLINE Cubex V45 уверенно «видит» происходящее на дороге даже в темноте

Компания NEOLINE, производитель автомобильной электроники и аксессуаров, представляет Cubex V45 — видеорегистратор последнего поколения. Эксклюзивный дизайн, высокое качество съемки в формате Full HD и широкий набор дополнительных функций (в том числе напоминания о необходимости отдыха и включении фар) ставят этот регистратор в один ряд моделями высокого ценового сегмента. Отличительная черта Cubex V45 — высокое качество видео. Новинка позволяет выбрать один из двух режимов HD (1280X720) или Full HD (1920X1080) с частотой съемки 30 кадров в секунду.

Зеркало для блондинки: видеорегистратор NEOLINE DWN-25 позволяет следить за собственной прической и заодно за дорогой в зеркале заднего вида
8 января 2014
Новости

Зеркало для блондинки: видеорегистратор NEOLINE DWN-25 позволяет следить за собственной прической и заодно за дорогой в зеркале заднего вида

Компания NEOLINE, производитель автомобильной электроники и аксессуаров, представляет систему парковки с видеорегистратором DWN-25, объединяющую сразу три устройства: полноценное зеркало заднего вида, видеорегистратор и парковочный помощник. Новинка органично вписывается в интерьер салона и позволяет контролировать все происходящее вокруг автомобиля. Интеллектуальное ПО расширяет функциональность DWN-25 и добавляет функции электронного парковщика, который прорисовывает в зеркале заднего вида габариты автомобиля и подсказывает оптимальную траекторию движения.

Новинка лета: Solowheel теперь не просто моноколесо, а экстрим!
23 июня 2015
Новости

Новинка лета: Solowheel теперь не просто моноколесо, а экстрим!

Москва, 23 июня 2015г. — Компания Solowheel, создавшая свое первое моноколесо еще в 2009 году, наконец-то порадовала нас новой моделью. После длительного ожидания поклонники Solowheel наконец-то смогут протестировать моноколесо Solowheel Xtreme. Долгожданная новинка появится на рынке летом 2015 года и будет настоящим прорывом в мире моноколес.

Стань знаменитостью!
10 июня 2004
Обзоры

Стань знаменитостью!

Признайтесь, ведь хотя бы один раз в жизни каждый из нас мечтал почувствовать себя знаменитостью. Способов для достижения этого не так много, но они есть. И самый оригинальный из них, на наш взгляд, это аэрография вашего авто (естественно, при его наличии). Сюжет для росписи автомобиля можно придумать самому, можно вместе с профессиональным художником, а можно просто подглядеть на улицах города, благо теперь это больше не проблема.

Мини-обзор автомобильного холодильника Clatronic KB 3481
16 августа 2014
Обзоры

Мини-обзор автомобильного холодильника Clatronic KB 3481

Переносной автомобильный холодильник Clatronic KB 3481 с объемом 25 литров является удобным прибором для сохранения свежести продуктов, охлаждения напитков или поддержания температуры горячих блюд на весь период автомобильной поездки. Поездка за продуктами, на дачу, на пикник или в кемпинг - в любой из этих ситуаций автомобильный холодильник будет отличным подспорьем.