Не трави двигатель!

8 октября 2003

ЖИДКОСТЬ НОМЕР ОДИН

Дополнительный материал:

Тест антифризов

Таблица результатов теста тосолов

Антифриз не менее важен для мотора, чем масло. Он сохраняет идеальный для работы двигателя температурный режим, защищая от чрезмерного изнашивания деталей, коксования масла и отложения нагара. А вот некачественный антифриз может не просто привести к «закипанию» масла, а натурально «съесть» двигатель, не хуже чем червяк вкусное яблоко – коррозия способна разрушить его так, что останется только ставить новый.

ПОКУПАЕМ «КОТА В МЕШКЕ»

И тут возникает вполне законный вопрос – как отличить кондиционную охлаждающую жидкость от некондиционной? Заранее отметаем варианты приобретения антифриза в сомнительных местах (у обочины на МКАДе, например). Но опыт показывает, что и в магазине покупка негодного продукта – не редкость. Как же из двух десятков канистр выбрать ту, которая будет служить двигателю верой и правдой? Сертификация проблему не решает – сертификат есть у ВСЕХ, а именно – сертификат соответствия заявленных технических условий производства охлаждающей жидкости реальным. Этот сертификат лишь косвенно соотносится с ГОСТом. Состав ВСЕХ антифризов (судя по этикетке) – одинаков: этиленгликоль, вода, пакет присадок. Что за присадки – покупателю никто не скажет; это «секрет фирмы». А ведь их там может не быть вообще! Или же это могут быть присадки, вредные для какого-то из металлов двигателя, обладающие агрессивными коррозионными свойствами. Таким образом, потребитель получает «кота в мешке», и покупка антифриза становится лотереей.

ВЫХОД ЕСТЬ

Выход из этой плачевной ситуации все же есть. Это независимые тесты согласно ГОСТу в имеющих государственную сертификацию лабораториях. Результаты этих тестов, публикуемые в прессе, должны быть своего рода «путеводной ниточкой» при покупке охлаждающих жидкостей (и не только!). Каждый потребитель вправе позвонить в редакцию и ознакомиться с протоколами тестов, чтобы быть уверенным, что полученные результаты – не «заказные», не очередное средство в конкурентной борьбе и одурачивании покупателей.

Представленный здесь тест антифризов проводился двумя лабораториями, имеющими аккредитацию Госстандарта: это Химико-Аналитическая лаборатория РГУ Нефти и газа им. Губкина и сертификационный центр «Констанд». Инициатор проведения теста – Московская ассоциация предприятий технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств (МАПТО). Главным направлением деятельности МАПТО является оказание содействия в создании в г. Москве комплексной системы технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств, предназначенной для дальнейшего повышения качества обслуживания и полного удовлетворения потребности государственных, общественных, коммерческих организаций и граждан в качественном обслуживании и ремонте автотранспорта.

По пяти предусмотренным ГОСТом параметрам оценено 35 охлаждающих жидкостей, которые были куплены в магазинах Москвы.

ЧТО ИМЕННО МЫ ТЕСТИРОВАЛИ

Тест проводился по пяти параметрам ГОСТа 28084-89 (из десяти).

Плотность при 20°С определяет соотношение гликоля и воды. По ГОСТу плотность должна быть 1,065—1,085 для охлаждающих жидкостей –40 и 1,085—1,100 для охлаждающих жидкостей –65. Если воды будет больше нормы, двигатель попросту замерзнет, если же переборщили с этиленгликолем, ухудшится теплоотдача, двигатель будет перегреваться. Определяется плотность ареометром при 20 С.

Температура начала кристаллизации тоже зависит от соотношения вода/гликоль. Началом кристаллизации считается появление облачка мути, видимое невооруженным взглядом. До замерзания антифриза, конечно, еще далеко, но в ГОСТе требования четкие: —40°С для охлаждающей жидкости –40 и —65°С – для охлаждающей жидкости –65.

Водородный показатель (pH) согласно ГОСТу должен быть в пределах 7,5—11,0. Он позволяет судить об агрессивности препарата к металлам и определяется пакетом присадок, в отличие от двух предыдущих параметров, которые зависели от соотношения гликоль/вода. Измеряется pН-метром.

Щелочность. Со временем этиленгликоль может окисляться до уксусной или щавелевой кислоты, и поэтому для нейтрализации необходим буфер (иначе препарат может приобрести сильнокислотные свойства и будет разъедать металлы двигателя). ГОСТом декларирован показатель 10. Щелочность определяют потенциометрическим титрованием соляной кислотой.

Фракционные данные – это температура начала перегонки и массовая доля жидкости, перегоняемой до температуры 150°С (в процентах). Это испытание в ГОСТе не является обязательным и производится по требованию. Начало перегонки наступает при 100°С и до достижения 150°С должно отогнаться не более 5/40/50% жидкости (для концентрата, —65 и –40 антифризов). По сути, тест определяет количество воды в составе (напомним, что в концентрате массовая доля воды не должна превышать 5%, в охлаждающей жидкости –65 рекомендуется соотношение 35 на 65, в охлаждающей жидкости –40 – 56 на 44).

ТЕСТИРОВАЛИСЬ НЕ ВСЕ ПАРАМЕТРЫ

Тест охватил очень широкий спектр антифризов, но он не претендует на полноту, поскольку по ряду важнейших параметров образцы не оценивались (акцент был сделан на соотношение гликоль/вода и общие параметры состава, такие, как pH и щелочность). Логически этот тест является первым этапом более обширного исследования, которое охватывало бы остальные параметры ГОСТа: внешний вид, коррозионное воздействие на металлы, вспениваемость, набухание резин и устойчивость в жесткой воде (только для концентрата).

Проблемы обычно возникают с коррозионным воздействием на металлы – нередко оно в десятки раз превышает требования ГОСТа. Этот параметр определяется пакетом присадок – дело в том, что смесь этиленгликоля и воды очень агрессивна, и специальные присадки призваны защитить металлы от коррозии. Хотя бывает, что эти же самые вещества негативно влияют на работу двигателя. Так, имеющиеся в некоторых рецептурах нитриты, нитраты и бораты призваны защищать черные металлы, бензоат натрия – цветные металлы, силикаты – алюминий. Однако в требованиях спецификации Ford хладагент для легковых автомобилей и легких грузовиков указано, что в составе антифризов не должны присутствовать силикаты, фосфаты, бораты и хлориды. Такие же требования предъявляют Texaco к антифризам (например, havoline), в составе которых не допускается присутствие нитратов, нитритов, боратов, фосфатов и силикатов. Некоторые зарубежные производители (например Shell с антифризом Shell SF) предлагают использовать соли карбоновых кислот – карбоксилаты; ожидается, что они смогут продлить срок службы двигателя.

Важным показателем является вспениваемость. Пены должно быть как можно меньше, и исчезать она обязана за три секунды. Если пены много, то система закупоривается и двигатель перегревается. Причина избытка пены – некачественный этиленгликоль.

ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ

Даже при неполном тесте, не включавшем проверку на коррозионное воздействие на металлы, не соответствующие ГОСТу, оказались 11 продуктов из 35 – то есть практически треть. Большинство имеют слишком высокую температуру начала кристаллизации – то есть вместо положенных —40°С показывают, скажем, —30°С. Для Москвы и теплых регионов это не столь существенно, как другой показатель – щелочность. Отсутствие или недостаточная щелочность говорят о том, что со временем препарат будет становиться все более и более агрессивным по отношению к металлам. Некоторые средства не соответствуют даже по рН!

ЕВРОПЕЙСКОГО КАЧЕСТВА НЕДОСТАТОЧНО!

Результаты теста комментирует Ирина Николаевна Белокурова, работавшая в знаменитом отделе ТОС (Технология Органического Синтеза) ГСНИИОХТ, где появился первый ТОС-ОЛ (-ол – окончание для спирта), принимавшая непосредственное участие в разработке ГОСТа 28084-89.

- Действительно, после теста на коррозионное воздействие на металлы «выживших» охлаждающих жидкостей станет значительно меньше. Да и допуск протестированных параметров в ГОСТе 28084-89 значительно «мягче», чем следовало бы. Например, плотность. Разрабатывая ГОСТ, мы ориентировались и на страны СЭВ (Восточной Европы), где климат значительно теплее нашего. Минимально допустимая плотность в ГОСТе – 1,065 рассчитана на —30°С. Для Европы с ее мягкими зимами этого достаточно, а вот для России – маловато. Оптимальная плотность – где-то по серединке: 1,075—1,080.

То же самое можно сказать и про рН: 11,0 слишком много, ведь алюминий не выдерживает уже при 9,5. А вот минимальный показатель щелочности можно, пожалуй, понизить с 10 до 9.

УДОБРЕНИЯ В АНТИФРИЗЕ

Что же добавляют в антифризы недобросовестные производители? Во-первых, это некачественные присадки. Были случаи, когда в охлаждающую жидкость прямо из мешка добавлялиЕ удобрения. Нитраты все-таки! О том, какими последствиями такой экспромт обойдется двигателю, они не озаботились.

Но, оказывается, схитрить можно не только с «секретным» пакетом присадок, но и с основой антифриза – моноэтиленгликолем. В норме он должен быть высшего или первого сорта, что определяется содержанием основного вещества и примесей. «Сэкономить» можно, использовав в качестве основы более дешевый «грязный» этиленгликоль, содержащий большое количество примесей самого разного характера и происхождения. Некоторые производители вместо моноэтиленгликоля используют диэтиленгликоль (ДЭГ) – да, температура замерзания получается та же, двигатель охлаждается исправно. Но дело в том, что ДЭГ – менее стабильное соединение, он быстрее окисляется и более агрессивен по отношению к металлам.

Иногда в антифризе можно обнаружить до 20—30% эфиров. Опять же, нужные температуры замерзания они обеспечивают, но являются еще более токсичными, чем этиленгликоль.




8 октября 2003

Комментарии

Aleksk
09.01.2008
0
Да. Этиленгликоль та еще штучка.
Рзрушает даже нержавейку 304 и 316.

Похожие статьи

Приколы в одно касание. NEOLINE представляет Full HD видеорегистратор Wide S37 с сенсорным управлением
27 ноября 2015
Новости

Приколы в одно касание. NEOLINE представляет Full HD видеорегистратор Wide S37 с сенсорным управлением

Компания NEOLINE представляет новый Full HD видеорегистратор NEOLINE Wide S37. Ключевой особенностью новинки стало удобное сенсорное управление в сочетании с широкими возможностями, высоким качеством видео и демократичной ценой. NEOLINE Wide S37 – один из самых функциональных видеорегистраторов с тачскрином в ценовой категории до 5000 рублей.

Океан надежности
22 октября 2004
Новости

Океан надежности

Уже более 6 лет отечественные автомобилисты знакомы с продукцией FINWHALE. За годы работы на российском рынке она завоевала заслуженное уважение и признание автомобилистов. Сегодня можно говорить, что многие покупатели уже считают это имя «родным», так как цены на продукцию немецкого качества не отпугивают, а наоборот, приятно удивляют.

Я буду долго гнать... Велосипед!
10 марта 2004
Советы

Я буду долго гнать... Велосипед!

Для многих людей, которые уже обзавелись велосипедом, одна из первых проблем, встающих на пути к катанию, – это места, где можно на нем покататься. Места для катания разбросаны по всей Москве, и выбрать более или менее подходящее из них не так уж сложно среди всего этого многообразия: Серебряный бор, Строгино, Крылатское, Филевский парк, Поклонная гора, Воробьевы горы, Битцевский парк, ВДНХ, Коломенское, Царицыно и многие другие места всегда готовы расстилаться своими дорожками под вашими колесами.

Как создают автомобильные видеорегистраторы Mio
30 июля 2018
Обзоры

Как создают автомобильные видеорегистраторы Mio

Компания Mio Technology, ведущий международный разработчик и производитель автомобильной электроники, самостоятельно занимается полным циклом разработки, тестирования и производства своих продуктов. Тщательная работа специалистов Mio на всех этапах создания видеорегистраторов позволяет соблюсти максимально высокий уровень качества в съемке, удобстве использования и надежности устройства.

Мини-обзор автомобильного преобразователь напряжения Mystery МАС-150
16 августа 2014
Обзоры

Мини-обзор автомобильного преобразователь напряжения Mystery МАС-150

Инвертор МАС-150 подключается к «прикуривателю» автомобиля и преобразует его напряжение 12 V в стандартные 220 V.

Обзор предпусковых подогревателей
8 октября 2003
Обзоры

Обзор предпусковых подогревателей

На оленях, пусть даже утром и даже ранним, не очень комфортно в тридцатиградусный мороз. То ли дело в теплом салоне автомобиля... Что, что? Уже при —18 не заводится? И отопитель не греет? А как же тогда быть? Что бы ни писали в пресс-релизах производители автомобилей, обещая запуск и в –25, а очередную суровую русскую зиму водители по-прежнему встречают с опаской.

Кто он, ксенон?...
27 июня 2005
Советы

Кто он, ксенон?...

Слово «ксенон» вошло в обиход автомобилистов сравнительно недавно и поначалу воспринималось как что-то таинственное, но непременно яркое и престижное. Это можно объяснить тем, что первые автомобили с ксеноновыми фарами — это представительские седаны, которые, так уж повелось, почти поголовно оборудованы если не проблесковым маячком, то хотя бы фарами-вспышками или на худой конец «счастливым номером».

Радар-детектор X-COP 3000: жми на всю и забей на «Стрелку»
16 декабря 2013
Новости

Радар-детектор X-COP 3000: жми на всю и забей на «Стрелку»

Компания NEOLINE, производитель автомобильной электроники и аксессуаров, выпустила одно из лучших устройств в ценовом сегменте «до двух тысяч рублей» — радар-детектор X-COP 3000. Новинка представляет собой суперчувствительное устройство, которое ловит сигналы всех маломощных полицейских радаров «Арена», «Кордон», «Крис», «Беркут» и даже «Робот» на расстоянии до 1,5 км. Благодаря таким настройкам как автоприглушение и регулировка громкости, радар не будет надоедать автовладельцу во время поездки и отвлекать его от дороги.

BURO заводит!
13 марта 2017
Новости

BURO заводит!

BURO представляет мобильные пуско-зарядные устройства. В продаже появились две модели устройств SJ-K25 и SJ-K40, емкостью аккумулятора 7800мАч и 13500мАч соответственно.

Старт продаж видеорегистратора Mio MiVue 678
1 ноября 2016
Новости

Старт продаж видеорегистратора Mio MiVue 678

1 ноября 2016 г., Москва. – Компания Mio Technology, ведущий международный разработчик и производитель автомобильной электроники, сообщает о начале продаж видеорегистратора MiVue 678 на территории России. Основная особенность новинки – CMOS-сенсор от фирмы Sony, который обеспечивает отличное качество съёмки при любом освещении и в любых погодных условиях.