Не трави двигатель!

8 октября 2003

ЖИДКОСТЬ НОМЕР ОДИН

Дополнительный материал:

Тест антифризов

Таблица результатов теста тосолов

Антифриз не менее важен для мотора, чем масло. Он сохраняет идеальный для работы двигателя температурный режим, защищая от чрезмерного изнашивания деталей, коксования масла и отложения нагара. А вот некачественный антифриз может не просто привести к «закипанию» масла, а натурально «съесть» двигатель, не хуже чем червяк вкусное яблоко – коррозия способна разрушить его так, что останется только ставить новый.

ПОКУПАЕМ «КОТА В МЕШКЕ»

И тут возникает вполне законный вопрос – как отличить кондиционную охлаждающую жидкость от некондиционной? Заранее отметаем варианты приобретения антифриза в сомнительных местах (у обочины на МКАДе, например). Но опыт показывает, что и в магазине покупка негодного продукта – не редкость. Как же из двух десятков канистр выбрать ту, которая будет служить двигателю верой и правдой? Сертификация проблему не решает – сертификат есть у ВСЕХ, а именно – сертификат соответствия заявленных технических условий производства охлаждающей жидкости реальным. Этот сертификат лишь косвенно соотносится с ГОСТом. Состав ВСЕХ антифризов (судя по этикетке) – одинаков: этиленгликоль, вода, пакет присадок. Что за присадки – покупателю никто не скажет; это «секрет фирмы». А ведь их там может не быть вообще! Или же это могут быть присадки, вредные для какого-то из металлов двигателя, обладающие агрессивными коррозионными свойствами. Таким образом, потребитель получает «кота в мешке», и покупка антифриза становится лотереей.

ВЫХОД ЕСТЬ

Выход из этой плачевной ситуации все же есть. Это независимые тесты согласно ГОСТу в имеющих государственную сертификацию лабораториях. Результаты этих тестов, публикуемые в прессе, должны быть своего рода «путеводной ниточкой» при покупке охлаждающих жидкостей (и не только!). Каждый потребитель вправе позвонить в редакцию и ознакомиться с протоколами тестов, чтобы быть уверенным, что полученные результаты – не «заказные», не очередное средство в конкурентной борьбе и одурачивании покупателей.

Представленный здесь тест антифризов проводился двумя лабораториями, имеющими аккредитацию Госстандарта: это Химико-Аналитическая лаборатория РГУ Нефти и газа им. Губкина и сертификационный центр «Констанд». Инициатор проведения теста – Московская ассоциация предприятий технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств (МАПТО). Главным направлением деятельности МАПТО является оказание содействия в создании в г. Москве комплексной системы технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств, предназначенной для дальнейшего повышения качества обслуживания и полного удовлетворения потребности государственных, общественных, коммерческих организаций и граждан в качественном обслуживании и ремонте автотранспорта.

По пяти предусмотренным ГОСТом параметрам оценено 35 охлаждающих жидкостей, которые были куплены в магазинах Москвы.

ЧТО ИМЕННО МЫ ТЕСТИРОВАЛИ

Тест проводился по пяти параметрам ГОСТа 28084-89 (из десяти).

Плотность при 20°С определяет соотношение гликоля и воды. По ГОСТу плотность должна быть 1,065—1,085 для охлаждающих жидкостей –40 и 1,085—1,100 для охлаждающих жидкостей –65. Если воды будет больше нормы, двигатель попросту замерзнет, если же переборщили с этиленгликолем, ухудшится теплоотдача, двигатель будет перегреваться. Определяется плотность ареометром при 20 С.

Температура начала кристаллизации тоже зависит от соотношения вода/гликоль. Началом кристаллизации считается появление облачка мути, видимое невооруженным взглядом. До замерзания антифриза, конечно, еще далеко, но в ГОСТе требования четкие: —40°С для охлаждающей жидкости –40 и —65°С – для охлаждающей жидкости –65.

Водородный показатель (pH) согласно ГОСТу должен быть в пределах 7,5—11,0. Он позволяет судить об агрессивности препарата к металлам и определяется пакетом присадок, в отличие от двух предыдущих параметров, которые зависели от соотношения гликоль/вода. Измеряется pН-метром.

Щелочность. Со временем этиленгликоль может окисляться до уксусной или щавелевой кислоты, и поэтому для нейтрализации необходим буфер (иначе препарат может приобрести сильнокислотные свойства и будет разъедать металлы двигателя). ГОСТом декларирован показатель 10. Щелочность определяют потенциометрическим титрованием соляной кислотой.

Фракционные данные – это температура начала перегонки и массовая доля жидкости, перегоняемой до температуры 150°С (в процентах). Это испытание в ГОСТе не является обязательным и производится по требованию. Начало перегонки наступает при 100°С и до достижения 150°С должно отогнаться не более 5/40/50% жидкости (для концентрата, —65 и –40 антифризов). По сути, тест определяет количество воды в составе (напомним, что в концентрате массовая доля воды не должна превышать 5%, в охлаждающей жидкости –65 рекомендуется соотношение 35 на 65, в охлаждающей жидкости –40 – 56 на 44).

ТЕСТИРОВАЛИСЬ НЕ ВСЕ ПАРАМЕТРЫ

Тест охватил очень широкий спектр антифризов, но он не претендует на полноту, поскольку по ряду важнейших параметров образцы не оценивались (акцент был сделан на соотношение гликоль/вода и общие параметры состава, такие, как pH и щелочность). Логически этот тест является первым этапом более обширного исследования, которое охватывало бы остальные параметры ГОСТа: внешний вид, коррозионное воздействие на металлы, вспениваемость, набухание резин и устойчивость в жесткой воде (только для концентрата).

Проблемы обычно возникают с коррозионным воздействием на металлы – нередко оно в десятки раз превышает требования ГОСТа. Этот параметр определяется пакетом присадок – дело в том, что смесь этиленгликоля и воды очень агрессивна, и специальные присадки призваны защитить металлы от коррозии. Хотя бывает, что эти же самые вещества негативно влияют на работу двигателя. Так, имеющиеся в некоторых рецептурах нитриты, нитраты и бораты призваны защищать черные металлы, бензоат натрия – цветные металлы, силикаты – алюминий. Однако в требованиях спецификации Ford хладагент для легковых автомобилей и легких грузовиков указано, что в составе антифризов не должны присутствовать силикаты, фосфаты, бораты и хлориды. Такие же требования предъявляют Texaco к антифризам (например, havoline), в составе которых не допускается присутствие нитратов, нитритов, боратов, фосфатов и силикатов. Некоторые зарубежные производители (например Shell с антифризом Shell SF) предлагают использовать соли карбоновых кислот – карбоксилаты; ожидается, что они смогут продлить срок службы двигателя.

Важным показателем является вспениваемость. Пены должно быть как можно меньше, и исчезать она обязана за три секунды. Если пены много, то система закупоривается и двигатель перегревается. Причина избытка пены – некачественный этиленгликоль.

ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ

Даже при неполном тесте, не включавшем проверку на коррозионное воздействие на металлы, не соответствующие ГОСТу, оказались 11 продуктов из 35 – то есть практически треть. Большинство имеют слишком высокую температуру начала кристаллизации – то есть вместо положенных —40°С показывают, скажем, —30°С. Для Москвы и теплых регионов это не столь существенно, как другой показатель – щелочность. Отсутствие или недостаточная щелочность говорят о том, что со временем препарат будет становиться все более и более агрессивным по отношению к металлам. Некоторые средства не соответствуют даже по рН!

ЕВРОПЕЙСКОГО КАЧЕСТВА НЕДОСТАТОЧНО!

Результаты теста комментирует Ирина Николаевна Белокурова, работавшая в знаменитом отделе ТОС (Технология Органического Синтеза) ГСНИИОХТ, где появился первый ТОС-ОЛ (-ол – окончание для спирта), принимавшая непосредственное участие в разработке ГОСТа 28084-89.

- Действительно, после теста на коррозионное воздействие на металлы «выживших» охлаждающих жидкостей станет значительно меньше. Да и допуск протестированных параметров в ГОСТе 28084-89 значительно «мягче», чем следовало бы. Например, плотность. Разрабатывая ГОСТ, мы ориентировались и на страны СЭВ (Восточной Европы), где климат значительно теплее нашего. Минимально допустимая плотность в ГОСТе – 1,065 рассчитана на —30°С. Для Европы с ее мягкими зимами этого достаточно, а вот для России – маловато. Оптимальная плотность – где-то по серединке: 1,075—1,080.

То же самое можно сказать и про рН: 11,0 слишком много, ведь алюминий не выдерживает уже при 9,5. А вот минимальный показатель щелочности можно, пожалуй, понизить с 10 до 9.

УДОБРЕНИЯ В АНТИФРИЗЕ

Что же добавляют в антифризы недобросовестные производители? Во-первых, это некачественные присадки. Были случаи, когда в охлаждающую жидкость прямо из мешка добавлялиЕ удобрения. Нитраты все-таки! О том, какими последствиями такой экспромт обойдется двигателю, они не озаботились.

Но, оказывается, схитрить можно не только с «секретным» пакетом присадок, но и с основой антифриза – моноэтиленгликолем. В норме он должен быть высшего или первого сорта, что определяется содержанием основного вещества и примесей. «Сэкономить» можно, использовав в качестве основы более дешевый «грязный» этиленгликоль, содержащий большое количество примесей самого разного характера и происхождения. Некоторые производители вместо моноэтиленгликоля используют диэтиленгликоль (ДЭГ) – да, температура замерзания получается та же, двигатель охлаждается исправно. Но дело в том, что ДЭГ – менее стабильное соединение, он быстрее окисляется и более агрессивен по отношению к металлам.

Иногда в антифризе можно обнаружить до 20—30% эфиров. Опять же, нужные температуры замерзания они обеспечивают, но являются еще более токсичными, чем этиленгликоль.




8 октября 2003

Комментарии

Aleksk
09.01.2008
0
Да. Этиленгликоль та еще штучка.
Рзрушает даже нержавейку 304 и 316.

Похожие статьи

Впервые в мире: Bosch и Daimler получили разрешение на технологию парковки без участия водителя
25 июля 2019
Новости

Впервые в мире: Bosch и Daimler получили разрешение на технологию парковки без участия водителя

Bosch и Daimler покорили важный рубеж на пути к автономному вождению: две компании получили разрешение от соответствующих властей Баден-Вюртемберга на совместно разработанную автоматизированную систему, представленную на парковке музея Mercedes-Benz в Штутгарте. Доступ к системе осуществляется через мобильное приложение и не требует присутствия водителя в машине. Эта полностью автоматизированная технология является первой в мире функцией парковки SAE Level 41, не требующей участия водителя, она официально допущена для повседневного использования.

Под защитой Sheriff
10 марта 2004
Новости

Под защитой Sheriff

Sheriff – семейство недорогих и тем не менее сверхнадежных автосигнализаций, разработанных специалистами американской компании Progressive Innovative Technology (PIT) для эксплуатации в России. Выполняя этот заказ, американцы совместно с инженерными и маркетинговыми службами российских поставщиков тщательно изучили не только российские автомобили и условия их эксплуатации, но и наши законы и стандарты, практикуемые способы криминальных посягательств, рынок автоохранных устройств.

Как выбрать минимойку высокого давления?
27 апреля 2016
Советы

Как выбрать минимойку высокого давления?

Удалить загрязнения с кузова автомобиля или велосипеда, тротуара, садовой дорожки или фасада дома быстро и экономично поможет минимойка высокого давления. Вместе с Владимиром Штыревым, руководителем направления «Инструменты» сети гипермаркетов Леруа Мерлен, расскажем об основных рабочих параметрах, которые помогут подобрать подходящую бытовую мойку для частного использования.

На арену выходят силачи
21 июля 2006
Тесты

На арену выходят силачи

Когда в цирке конферансье произносит заветную фразу: «А сейчас на арену выходят силачи», атмосфера в зале на мгновение преображается: становится тихо, детишки сидят, затаив дыхание, мамочки в предвкушении зрелища впиваются глазами в центр зала, стараясь не замечать мужей, шумно втягивающих животы и выпячивающих грудь.

Океан надежности
22 октября 2004
Новости

Океан надежности

Уже более 6 лет отечественные автомобилисты знакомы с продукцией FINWHALE. За годы работы на российском рынке она завоевала заслуженное уважение и признание автомобилистов. Сегодня можно говорить, что многие покупатели уже считают это имя «родным», так как цены на продукцию немецкого качества не отпугивают, а наоборот, приятно удивляют.

Мир автоаксессуаров
21 июля 2006
Обзоры

Мир автоаксессуаров

Новый просторный бокс — Triton! Для тех, кто путешествует, шведская фирма Mont Blanc выпустила новинку — просторный багажный бокс Triton. Разработчик комплексно подошли к проектированию этого продукта; учитывались не только функциональные, но и эстетические свой-ства. Так, скошенные передняя и задняя стенки не только идеально гармонируют с обликом современного автомобиля, но и учитывают аэродинамические особенности.

Охранники-невидимки
21 июля 2006
Новости

Охранники-невидимки

Мы уже много раз рассказывали об автомобильных сигнализациях SHERIFF, однако линейка продуктов под данной торговой маркой не ограничивается одними сигнализациями. Герои данного материала относятся к более узкоспециализированному классу иммобилайзеров. Единственное, что кроме марки объединяет эти два «обез-движивателя», так это полное отсутствие функций комфорта.

Шаг в сторону
21 июля 2006
Тесты

Шаг в сторону

Поводом для этой публикации послужило появление на российском рынке новинки от производителя автомобильных сигнализаций под торговой маркой SCHER-KHAN. Сигнализации этого производителя уже довольно давно пользуются популярностью у автолюбителей, так как сочетают в себе яркую индивидуальность, большое количество сервисных функций и возможностей.

Снять с бесчувственного тела
21 июля 2006
Тесты

Снять с бесчувственного тела

«ПОДПИСЬ—ПРОТОКОЛ, СДАЛ—ПРИНЯЛ ОТПЕЧАТКИ ПАЛЬЦЕВ!» Именно эту известную фразу мог бы произнести автомобиль при соблюдении двух условий: первое — если бы он умел говорить, и второе — если бы в нем был установлен любой из двух наших гостей — биометрических иммобилайзеров WOODOO WD-800W (серийный номер 6477С001) и BIOCODE-AUTO 100 (серийный номер В00831).

Кевлар, карбон и все, все, все
21 июля 2006
Советы

Кевлар, карбон и все, все, все

С точки зрения физики современный автомобиль, наверное, одно из самых противоречивых устройств, созданных человеком. Посудите сами: на протяжении более ста лет тысячи людей разрабатывают диаметрально противоположные по смыслу устройства, которые объединяются в автомобиле. Так, например, задача двигателя — преобразовывать тепловую энергию сгорания во вращение коленчатого вала, и чем меньше этого тепла уйдет в атмосферу, тем эффективней будет сам двигатель.