Есть у человеческой памяти замечательная (а порой трагическая) особенность: мы запоминаем не только само происходящее с нами событие, но и сопутствующий ему звук, запах, вкус и пр.
Так, едва уловимый в весеннем воздухе аромат духов вдруг выхватит из прошлого воспоминание о несчастной любви и заставит горько улыбнуться. Или доносящаяся из окна соседа по пробке «Histoire d’amour» внезапно воскресит в памяти давно забытые минуты, за повторение которых, не задумываясь, отдашь несколько лет жизни.
Так вот к чему я об этом? Ах да, о кофе. С некоторых пор вкус кофе напоминает мне, как бы странно это ни звучало, об автоматических коробках передач. И напрасно вы думаете, что между культовым напитком и замысловатым агрегатом нет ничего общего, ох, как напрасно.
Начнем с того, что приготовление вручную «правильного» эспрессо и выбор идеального момента включения нужной передачи механической КПП одинаково недоступны человеку.
Для безупречного выполнения первой задачи, равно как и второй, требуется специальный механизм. В случае с кофе это — кофемашина, в случае с выбором передачи, вы совершенно правы — АКПП (второго поколения).
ДЛЯ СОМНЕВАЮЩИХСЯ
Приготовить эспрессо без кофемашины невозможно, так как для этого требуется давление пара до 15 бар, а его не развить ни в чашке, ни в турке, ни в чайнике, ни в кофеварке.
Выполнить рабочий алгоритм современной АКПП с десятком переменных, корректируемых каждую секунду, и при этом управлять автомобилем не под силу даже профессиональному гонщику. Да-да, и даже Михаэлю Шумахеру.
Однако если уважаемый читатель не будет возражать, то от вопросов гастрономических перейдем все же к автомеханическим.
На повестке дня тема достаточно интересная и необычная для, так скажем, российской действительности — тюнинг АКПП.
Сложилось мнение, что автомобили с «автоматом» — это или представительские лимузины, которым любые доработки что «мертвому припарки» — они и так нафаршированы всем, чем только можно. Или же это машинка для женщин, где назначение АКПП лишь в том, чтобы лишний раз не отвлекать «слабый пол» от разговоров с подругами, маникюра за рулем и прочих наиважнейших дел, в которые тюнинг не входит ни под каким соусом.
Среднестатистический автомобиль, и уж тем более предполагаемый полигон для тюнинговых решений, почти всем представляется только укомплектованным МКПП.
Что уж греха таить, но до последнего времени мне тоже казалось, что тюнить «автомат» — занятие бесполезное. Ведь одно дело вставить в корпус коробки новый «ряд» шестерен с измененными передаточными числами, а другое — пытаться усовершенствовать агрегат, где рабочим телом является жидкость.
Дабы раз и навсегда выяснить «стоит ли овчинка выделки», было решено обратиться к профессионалам. Вашему вниманию интервью со специалистами компании Agregatka.ru Константином Азановым и Андреем Кондраковым.
Наш длинный разговор начался с первой за этот день чашки кофе. Думаю, теперь вам стали понятны ассоциации, о которых говорилось ранее.
Мишин Иван: Хотелось бы узнать о целях, которые преследуют ваши клиенты при доработке АКПП, и, конечно же — кто они?
Андрей: Хочу сказать, что цели, которые преследуют наши клиенты, тюнингуя АКПП своего автомобиля, самые разные. Да и собирательный образ клиента вряд ли вырисовывается. Это люди разных возрастов, профессий, уровня доходов и интересов. Кто-то из них хочет подготовить автомобиль к поездке в лес на охоту, кто-то собирается путешествовать по горным дорогам, кому-то нужно перевозить катер. Много стрит-рейсеров, мечтающих обладать «автомобилем-ракетой». Есть респектабельные господа, привыкшие иметь все самое лучшее, и желательно в эксклюзивном исполнении. Иногда встречается амбициозная молодежь, стремящаяся во всем подчеркнуть свою индивидуальность. Частенько приезжают автолюбители из регионов с суровым климатом и ландшафтом, чтобы адаптировать к ним авмтомобиль. Встречаются и просто предусмотрительные люди, желающие продлить срок службы АКПП при нормальных условиях эксплуатации. Были, например, проекты по «доводке» автоматических трансмиссий машин сопровождения и турбированных автомобилей. С первыми, пожалуй, хорошо знакомы все автолюбители.
Многотонные тонированные джипы, сопровождающие какой-нибудь лимузин, работают на пределе своих возможностей. Длительная езда с максимальной скоростью, необходимость чуть ли не мгновенного ускорения — это абсолютно не тот режим движения, на который рассчитаны внедорожники, да еще и с АКПП.
Вследствие такой эксплуатации срок службы агрегата значительно укорачивается. Так вот, разработанные нами решения по доработке АКПП машин сопровождения позволяют увеличить их ресурс более чем втрое (например, с 20—30 тыс. км до 100 тыс. км).
В АКПП с опцией «sport» активация данного режима приводит к более позднему переключению на повышенную передачу. Переход на высшую ступень происходит только тогда, когда двигатель выкручивается почти до «отсечки». На атмосферных моторах с мощностью выше 150 л. с. и более мощных турбированных агрегатах это приводит к кратковременной пробуксовке фрикционного пакета АКПП. Поэтому любители жечь резину на светофорах не долго тешат свое самолюбие и попадают в группу риска полной замены трансмиссии.
Константин: Но помимо доводок агрегатов нашей основной специализацией остается квалифицированный и относительно недорогой ремонт, поэтому я предлагаю оставить на время тему «доработок» и поговорить о ремонте АКПП и о ситуации, сложившейся с обслуживанием этих агрегатов в Москве.
Андрей: Среди множества московских автосервисов существует всего несколько, работающих со знанием дела и на достойном уровне, подразумевающем полную и точную диагностику неисправности, причин ее возникновения, а также высокую квалификацию, огромный запас навыков, касающихся не только проведения самих ремонтных работ, но и глубокие познания во многих научных областях. Ведь АКПП — это очень сложный гидроэлектромеханизм. Выводы мои основаны на собственном опыте. Постоянно обнаруживаю, что обслуживание сложного агрегата сводится к банальной замене пакета фрикционов, без выяснения причин выхода их из строя, и зачастую не всегда к их корректной замене. Результат — лишь кратковременное восстановление «жизни» коробки, правда, за сравнительно небольшие деньги. В подавляющем большинстве случаев такие «ремонты» приводят к полному выводу АКПП из строя и как следствие к замене коробки целиком.
Кстати, вопрос замены агрегата тоже весьма сложный и неоднозначный. Эту услугу предлагают сейчас большинство автомобильных дилеров в России и за рубежом. Поточный метод их работы не предполагает замены мелких деталей, проблема решается просто: меняют узел или коробку целиком, и все. А вот ремонт для них — это уже сложная задача, меньшие затраты и большая стоимость.
То, к чему пришли мы в рамках проекта Agregatka.ru, на наш взгляд, — золотая середина. Мы не гонимся за потоком, наши объемы позволяют качественно ремонтировать АКПП, вникая во все детали и нюансы каждого отдельного случая. Помимо этого мы занимаемся инженирингом: разрабатываем решения по оптимизации эксплуатационных свойств АКПП. Например, результатом нашей работы стало появление более долговечных пакетов фрикционов и комплексных проектов доработки АКПП (подбор зазоров, масел и пакетов присадок, перепрограммирование блоков управления и т. д.).
Фрикционный диск со специальной пропиткой, для автомобилей эксплуатируемых в тяжелых условиях Низ АКПП с блоком клапан Широкая лента с измененным фрикционным составом, выдерживает повышенную рабочую температуру Кольцо с термоизолирующей прокладкой Специальный комплект для быстрой и резкой езды, без снижения ресурса АКПП Исправный гидротрансформатор Перегретый гидротрансформатор «Мозг» АКПП — гидравлический блок управления автоматической трансмиссией Последствия переключения селектора в положение «R» без полной остановки автомобиля Трещина приводной пластины гидротрансформатора из-за неправильного монтажа
И. М.: Я бы все-таки хотел вернуться к истокам нашего разговора. Бытует мнение, что автомобиль с «автоматом» потерян для серьезного тюнинга, другими словами, сделать на его базе очень быструю машину невозможно именно из-за АКПП.
Константин: Да, верно, мнение такое есть. Но основано оно лишь на том, что грамотная доработка АКПП достаточно сложна. Если у нас еще и ремонт квалифицированный — редкость, то что тут говорить о доработках? Тем не менее сделать очень быстрый и даже очень-очень быстрый автомобиль и укомплектовать его достойной АКПП более чем реально.
Андрей: Я бы хотел добавить.
У нас ведь делают сложные хирургические операции. И хорошо делают. А все потому, что существуют профильные институты, которые этому обучают. Есть уже наработанная база и многолетний опыт.
А вот специалистов по автоматическим трансмиссиям у нас готовили всего две организации, одна из которых — ВТУЗ ЗИЛ. Так что людей, знающих, как «все там внутри» работает, на каких принципах основывается и какими законами описывается, очень и очень мало. Когда их станет больше, проблема профессионального ремонта и, если хотите, доработки АКПП будет не так велика.
Константин: А вот Андрей и произнес ключевую фразу. Чтобы осуществлять ремонт на высоком уровне, специалист должен иметь объем знаний, сопоставимый со знаниями инженеров, создавших этот агрегат. А в случае тюнинга — решать вопросы, связанные с автомобилем в целом.
И. М.: Как я понимаю, существуют два варианта тюнинга АКПП: «легкий» — простая перепрошивка блока управления и смещение переключения в зону более высоких оборотов; «умный» — комплексная доработка, так скажем, механической части и вслед за этим упомянутая ранее перепрошивка.
Андрей: Все очень условно и неоднозначно. Можно улучшить скоростные и динамические характеристики автомобиля. Можно адаптировать АКПП под условия эксплуатации. Под условиями эксплуатации в данном случае следует понимать условия пересеченной местности или, например, российское бездорожье, перевозку на прицепе тяжелых грузов и т. д. В отдельное направление можно выделить тюнинг с целью увеличения срока службы штатной АКПП при эксплуатации автомобиля по соответствующим правилам. Мы — сторонники комплексного подхода к тюнингу, когда будет преследоваться цель не только увеличения отдачи «автомата», но также будет уделяться внимание его надежности и ресурсу.
И. М.: Теперь можно немного углубиться в детали. Расскажите, пожалуйста, о способах увеличения ресурса и надежности, о применяемых вами пакетах фрикционов и пр.
Андрей: Увеличение срока эксплуатации и надежности трансмиссии достигается комплексно. Главное условие — замена пакета штатных фрикционов на более совершенные, подбор зазоров пакета, установка других лент. Серьезной доработке подвергается блок клапанов, а также другие узлы агрегата. Нами наработано много вариантов замены штатных комплектующих. Например: кевларовые фрикционы, направленные фрикционы нашего собственного производства. Так, кевларовые пакеты могут выдерживать длительный нагрев до 800 градусов и непродолжительный до 1200—1400, что делает их незаменимыми для машин сопровождения. А разработанные и производимые нами фрикционы продлевают средний срок эксплуатации агрегата в 1,5—2 раза.
Затем подбираются нужные присадки в масло, и, в зависимости от требований клиента, изменяется программа управления АКПП.
А теперь мы хотим показать вам интересный автомобиль.
Разгон до «сотни» у него занимает всего 6,5 секунды, оснащен он автоматической коробкой.
Ну и что, скажете вы, например, Jaguar XK с «автоматом» сделает это за 6 секунд, а Mercedes-Benz S 65 AMG вообще за 4,5 секунды.
Однако есть тут одно «но», причем очень большое и увесистое «НО»: наш автомобиль весит более трех тонн!
Итак, знакомьтесь: HAMMER2
Мотор: V8 объемом 6,3 литра с механическим нагнетателем развивает порядка 700 л. с. Причем коробка выдерживает не только весь этот «табун», но и 20-тонный прицеп с катером при довольно длительных поездках по нашим дорогам.
Комментарии
Очень надо