Тюнинг АКПП

30 марта 2006

Есть у человеческой памяти замечательная (а порой трагическая) особенность: мы запоминаем не только само происходящее с нами событие, но и сопутствующий ему звук, запах, вкус и пр.

Так, едва уловимый в весеннем воздухе аромат духов вдруг выхватит из прошлого воспоминание о несчастной любви и заставит горько улыбнуться. Или доносящаяся из окна соседа по пробке «Histoire d’amour» внезапно воскресит в памяти давно забытые минуты, за повторение которых, не задумываясь, отдашь несколько лет жизни.

Так вот к чему я об этом? Ах да, о кофе. С некоторых пор вкус кофе напоминает мне, как бы странно это ни звучало, об автоматических коробках передач. И напрасно вы думаете, что между культовым напитком и замысловатым агрегатом нет ничего общего, ох, как напрасно.

Начнем с того, что приготовление вручную «правильного» эспрессо и выбор идеального момента включения нужной передачи механической КПП одинаково недоступны человеку.

Для безупречного выполнения первой задачи, равно как и второй, требуется специальный механизм. В случае с кофе это — кофемашина, в случае с выбором передачи, вы совершенно правы — АКПП (второго поколения).

ДЛЯ СОМНЕВАЮЩИХСЯ

Приготовить эспрессо без кофемашины невозможно, так как для этого требуется давление пара до 15 бар, а его не развить ни в чашке, ни в турке, ни в чайнике, ни в кофеварке.

Выполнить рабочий алгоритм современной АКПП с десятком переменных, корректируемых каждую секунду, и при этом управлять автомобилем не под силу даже профессиональному гонщику. Да-да, и даже Михаэлю Шумахеру.

Однако если уважаемый читатель не будет возражать, то от вопросов гастрономических перейдем все же к автомеханическим.

На повестке дня тема достаточно интересная и необычная для, так скажем, российской действительности — тюнинг АКПП.

Сложилось мнение, что автомобили с «автоматом» — это или представительские лимузины, которым любые доработки что «мертвому припарки» — они и так нафаршированы всем, чем только можно. Или же это машинка для женщин, где назначение АКПП лишь в том, чтобы лишний раз не отвлекать «слабый пол» от разговоров с подругами, маникюра за рулем и прочих наиважнейших дел, в которые тюнинг не входит ни под каким соусом.

Среднестатистический автомобиль, и уж тем более предполагаемый полигон для тюнинговых решений, почти всем представляется только укомплектованным МКПП.

Что уж греха таить, но до последнего времени мне тоже казалось, что тюнить «автомат» — занятие бесполезное. Ведь одно дело вставить в корпус коробки новый «ряд» шестерен с измененными передаточными числами, а другое — пытаться усовершенствовать агрегат, где рабочим телом является жидкость.

Дабы раз и навсегда выяснить «стоит ли овчинка выделки», было решено обратиться к профессионалам. Вашему вниманию интервью со специалистами компании Agregatka.ru Константином Азановым и Андреем Кондраковым.

Наш длинный разговор начался с первой за этот день чашки кофе. Думаю, теперь вам стали понятны ассоциации, о которых говорилось ранее.

Мишин Иван: Хотелось бы узнать о целях, которые преследуют ваши клиенты при доработке АКПП, и, конечно же — кто они?

Андрей: Хочу сказать, что цели, которые преследуют наши клиенты, тюнингуя АКПП своего автомобиля, самые разные. Да и собирательный образ клиента вряд ли вырисовывается. Это люди разных возрастов, профессий, уровня доходов и интересов. Кто-то из них хочет подготовить автомобиль к поездке в лес на охоту, кто-то собирается путешествовать по горным дорогам, кому-то нужно перевозить катер. Много стрит-рейсеров, мечтающих обладать «автомобилем-ракетой». Есть респектабельные господа, привыкшие иметь все самое лучшее, и желательно в эксклюзивном исполнении. Иногда встречается амбициозная молодежь, стремящаяся во всем подчеркнуть свою индивидуальность. Частенько приезжают автолюбители из регионов с суровым климатом и ландшафтом, чтобы адаптировать к ним авмтомобиль. Встречаются и просто предусмотрительные люди, желающие продлить срок службы АКПП при нормальных условиях эксплуатации. Были, например, проекты по «доводке» автоматических трансмиссий машин сопровождения и турбированных автомобилей. С первыми, пожалуй, хорошо знакомы все автолюбители.

Многотонные тонированные джипы, сопровождающие какой-нибудь лимузин, работают на пределе своих возможностей. Длительная езда с максимальной скоростью, необходимость чуть ли не мгновенного ускорения — это абсолютно не тот режим движения, на который рассчитаны внедорожники, да еще и с АКПП.

Вследствие такой эксплуатации срок службы агрегата значительно укорачивается. Так вот, разработанные нами решения по доработке АКПП машин сопровождения позволяют увеличить их ресурс более чем втрое (например, с 20—30 тыс. км до 100 тыс. км).

В АКПП с опцией «sport» активация данного режима приводит к более позднему переключению на повышенную передачу. Переход на высшую ступень происходит только тогда, когда двигатель выкручивается почти до «отсечки». На атмосферных моторах с мощностью выше 150 л. с. и более мощных турбированных агрегатах это приводит к кратковременной пробуксовке фрикционного пакета АКПП. Поэтому любители жечь резину на светофорах не долго тешат свое самолюбие и попадают в группу риска полной замены трансмиссии.

Константин: Но помимо доводок агрегатов нашей основной специализацией остается квалифицированный и относительно недорогой ремонт, поэтому я предлагаю оставить на время тему «доработок» и поговорить о ремонте АКПП и о ситуации, сложившейся с обслуживанием этих агрегатов в Москве.

Андрей: Среди множества московских автосервисов существует всего несколько, работающих со знанием дела и на достойном уровне, подразумевающем полную и точную диагностику неисправности, причин ее возникновения, а также высокую квалификацию, огромный запас навыков, касающихся не только проведения самих ремонтных работ, но и глубокие познания во многих научных областях. Ведь АКПП — это очень сложный гидроэлектромеханизм. Выводы мои основаны на собственном опыте. Постоянно обнаруживаю, что обслуживание сложного агрегата сводится к банальной замене пакета фрикционов, без выяснения причин выхода их из строя, и зачастую не всегда к их корректной замене. Результат — лишь кратковременное восстановление «жизни» коробки, правда, за сравнительно небольшие деньги. В подавляющем большинстве случаев такие «ремонты» приводят к полному выводу АКПП из строя и как следствие к замене коробки целиком.

Кстати, вопрос замены агрегата тоже весьма сложный и неоднозначный. Эту услугу предлагают сейчас большинство автомобильных дилеров в России и за рубежом. Поточный метод их работы не предполагает замены мелких деталей, проблема решается просто: меняют узел или коробку целиком, и все. А вот ремонт для них — это уже сложная задача, меньшие затраты и большая стоимость.

То, к чему пришли мы в рамках проекта Agregatka.­ru, на наш взгляд, — золотая середина. Мы не гонимся за потоком, наши объемы позволяют качественно ремонтировать АКПП, вникая во все детали и нюансы каждого отдельного случая. Помимо этого мы занимаемся инженирингом: разрабатываем решения по оптимизации эксплуатационных свойств АКПП. Например, результатом нашей работы стало появление более долговечных пакетов фрикционов и комплексных проектов доработки АКПП (подбор зазоров, масел и пакетов присадок, перепрограммирование блоков управления и т. д.).

Фрикционный диск со специальной пропиткой, для автомобилей эксплуатируемых в тяжелых условиях Низ АКПП с блоком клапан Широкая лента с измененным фрикционным составом, выдерживает повышенную рабочую температуру Кольцо с термоизолирующей прокладкой Специальный комплект для быстрой и резкой езды, без снижения ресурса АКПП Исправный гидротрансформатор Перегретый гидротрансформатор «Мозг» АКПП — гидравлический блок управления автоматической трансмиссией Последствия переключения селектора в положение «R» без полной остановки автомобиля Трещина приводной пластины гидротрансформатора из-за неправильного монтажа

И. М.: Я бы все-таки хотел вернуться к истокам нашего разговора. Бытует мнение, что автомобиль с «автоматом» потерян для серьезного тюнинга, другими словами, сделать на его базе очень быструю машину невозможно именно из-за АКПП.

Константин: Да, верно, мнение такое есть. Но основано оно лишь на том, что грамотная доработка АКПП достаточно сложна. Если у нас еще и ремонт квалифицированный — редкость, то что тут говорить о доработках? Тем не менее сделать очень быстрый и даже очень-очень быстрый автомобиль и укомплектовать его достойной АКПП более чем реально.

Андрей: Я бы хотел добавить.

У нас ведь делают сложные хирургические операции. И хорошо делают. А все потому, что существуют профильные институты, которые этому обучают. Есть уже наработанная база и многолетний опыт.

А вот специалистов по автоматическим трансмиссиям у нас готовили всего две организации, одна из которых — ВТУЗ ЗИЛ. Так что людей, знающих, как «все там внутри» работает, на каких принципах основывается и какими законами описывается, очень и очень мало. Когда их станет больше, проблема профессионального ремонта и, если хотите, доработки АКПП будет не так велика.

Константин: А вот Андрей и произнес ключевую фразу. Чтобы осуществлять ремонт на высоком уровне, специалист должен иметь объем знаний, сопоставимый со знаниями инженеров, создавших этот агрегат. А в случае тюнинга — решать вопросы, связанные с автомобилем в целом.

И. М.: Как я понимаю, существуют два варианта тюнинга АКПП: «легкий» — простая перепрошивка блока управления и смещение переключения в зону более высоких оборотов; «умный» — комплексная доработка, так скажем, механической части и вслед за этим упомянутая ранее перепрошивка.

Андрей: Все очень условно и неоднозначно. Можно улучшить скоростные и динамические характеристики автомобиля. Можно адаптировать АКПП под условия эксплуатации. Под условиями эксплуатации в данном случае следует понимать условия пересеченной местности или, например, российское бездорожье, перевозку на прицепе тяжелых грузов и т. д. В отдельное направление можно выделить тюнинг с целью увеличения срока службы штатной АКПП при эксплуатации автомобиля по соответствующим правилам. Мы — сторонники комплексного подхода к тюнингу, когда будет преследоваться цель не только увеличения отдачи «автомата», но также будет уделяться внимание его надежности и ресурсу.

И. М.: Теперь можно немного углубиться в детали. Расскажите, пожалуйста, о способах увеличения ресурса и надежности, о применяемых вами пакетах фрикционов и пр.

Андрей: Увеличение срока эксплуатации и надежности трансмиссии достигается комплексно. Главное условие — замена пакета штатных фрикционов на более совершенные, подбор зазоров пакета, установка других лент. Серьезной доработке подвергается блок клапанов, а также другие узлы агрегата. Нами наработано много вариантов замены штатных комплектующих. Например: кевларовые фрикционы, направленные фрикционы нашего собственного производства. Так, кевларовые пакеты могут выдерживать длительный нагрев до 800 градусов и непродолжительный до 1200—1400, что делает их незаменимыми для машин сопровождения. А разработанные и производимые нами фрикционы продлевают средний срок эксплуатации агрегата в 1,5—2 раза.

Затем подбираются нужные присадки в масло, и, в зависимости от требований клиента, изменяется программа управления АКПП.

А теперь мы хотим показать вам интересный автомобиль.

Разгон до «сотни» у него занимает всего 6,5 секунды, оснащен он автоматической коробкой.

Ну и что, скажете вы, например, Jaguar XK с «автоматом» сделает это за 6 секунд, а Mercedes-Benz S 65 AMG вообще за 4,5 секунды.

Однако есть тут одно «но», причем очень большое и увесистое «НО»: наш автомобиль весит более трех тонн!

Итак, знакомьтесь: HAMMER2

Мотор: V8 объемом 6,3 литра с механическим нагнетателем развивает порядка 700 л. с. Причем коробка выдерживает не только весь этот «табун», но и 20-тонный прицеп с катером при довольно длительных поезд­ках по нашим дорогам.

30 марта 2006

Комментарии

Igor
14.10.2008
0
Хорошая и полезная статья.
Потребитель
06.05.2009
0
НАРОД, подскажите, где этот тюнинг делают?
Очень надо
rus
13.09.2013
0
20 тонн? Что то не верится, допустим что коробка крутая. Но такую нагрузку ведь должны и мосты выдерживать, и привода, и т.д и т.п. Это же не седельный тягач.

Похожие статьи

Вывернуться всегда!
27 июня 2005
Советы

Вывернуться всегда!

В последнее время все большую популярность набирают автомобили компакт-класса. Такая тенденция вполне объяснима — попробуйте припарковаться посреди рабочего дня где-нибудь в центре практически любого крупного города России. В такой ситуации владельцы внедорожников и больших легковых автомобилей чувствуют себя немного неполноценными, когда какая-нибудь дама на своей «Оке» стоимостью 1000 долларов свободно паркуется в такую дырку, в которую ваш автомобиль можно поместить только с помощью подъемного крана.

Захомутали!
10 июня 2004
Новости

Захомутали!

Расширяя ассортимент выпускаемой продукции под маркой «Маяк», компания разработала и приступила к выпуску хомутов червячных. В ассортименте выпускаемых хомутов представлен весь модельный ряд, начиная от миниатюрного 1/2** (8—12 мм) и заканчивая 4** (80—100 мм). В процессе разработки и подготовки к производству хомутов особое внимание уделялось качеству стали, из которой будет изготовлен хомут, зажимному механизму (замок), а также потребительским характеристикам всего изделия в целом.

Вначале было ДТП
10 марта 2004
Советы

Вначале было ДТП

О страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств написано и сказано уже довольно много. Однако при более внимательном взгляде на вопрос, вернее на вопросы, которые ему сопутствуют, обнаруживается, что многие, говоря обо всем, говорят ни о чем. Особенно это ощущается, когда сам попадаешь в экстремальную ситуацию.

Новинки сезона!
26 октября 2005
Советы

Новинки сезона!

ALPINE DVA-9860R DVD-ресивер Впервые в стартовой серии головных устройств Classic от Alpine Electronics представлен DVD-ресивер. Alpine DVA-9860R оснащен стандартным для головных устройств Alpine набором усилителей пиковой мощностью 4х45 Вт и тремя линейными выходами. Он воспроизводит диски DVD-Video, DVD-R/RW, Video-CD, CD, CD-R/RW, а также файлы mp3 и WMA, поддерживает форматы пространственного звучания Dolby Digital и DTS.

Видеорегистратор Gmini MagicEye HD40
8 июня 2013
Новости

Видеорегистратор Gmini MagicEye HD40

Москва, 7 июня 2013 г. — Компания Gmini, занимающая лидирующие позиции на рынке портативной электроники, представляет новую модель видеорегистратора серии MagicEye. HD40 выполнен на прекрасно себя зарекомендовавшем чипсете Ambarella A2S60, позволяющим производить запись видео формата Full HD 1080p. Увеличенная встроенная память модели HD40 (256 Мб) позволяет оперативно копировать на нее необходимый файл с "инцидентом", после чего переписать его на другую карту microSD, чтобы передать сотруднику ДПС.

«Магнит» притягивает батарейки
20 ноября 2019
Новости

«Магнит» притягивает батарейки

Компания Duracell объявила о присоединении одного из крупнейших российских ритейлеров «Магнита» к федеральной инфраструктуре по сбору использованных батареек. Стратегическое партнёрство компаний в экологическом проекте успешно стартовало в Ярославле — в 26 магазинах сети были установлены специальные контейнеры.

Видеорегистратор Neoline G-tech X20: свет мой, зеркало, пиши
25 апреля 2014
Новости

Видеорегистратор Neoline G-tech X20: свет мой, зеркало, пиши

Компания Neoline объявляет о старте продаж новой линейки зеркал с функцией видеорегистрации – G-tech. Флагманская Full HD модель Neoline G-tech X20 дополнена тыловой HD-камерой, и ее возможности видеообзора (Full HD + HD) не имеют аналогов на российском рынке. Вторая модель серии – Neoline G-tech X10 построена на базе популярного процессора Ambarella A2.

Женские рисунки
10 марта 2004
Советы

Женские рисунки

В разгар весны хочется говорить о прекрасном и высоком, но не о красивых и длинноногих девушках, а о прекрасном поле и его отношениях с искусством аэрографии. Да и говорить хочется прежде всего с профессионалами своего дела, с людьми, знающими и умеющими ценить стремление автолюбителей выделиться из общего потока с помощью тонкого искусства нанесения рисунка на формы их «железного друга».

Впервые в мире: Bosch и Daimler получили разрешение на технологию парковки без участия водителя
25 июля 2019
Новости

Впервые в мире: Bosch и Daimler получили разрешение на технологию парковки без участия водителя

Bosch и Daimler покорили важный рубеж на пути к автономному вождению: две компании получили разрешение от соответствующих властей Баден-Вюртемберга на совместно разработанную автоматизированную систему, представленную на парковке музея Mercedes-Benz в Штутгарте. Доступ к системе осуществляется через мобильное приложение и не требует присутствия водителя в машине. Эта полностью автоматизированная технология является первой в мире функцией парковки SAE Level 41, не требующей участия водителя, она официально допущена для повседневного использования.

Mio представляет видеорегистратор MiVue 698 с двумя камерами Full HD
21 января 2016
Новости

Mio представляет видеорегистратор MiVue 698 с двумя камерами Full HD

Компания Mio Technology представляет новый видеорегистратор MiVue™ 698, предназначенный для самых требовательных автовладельцев. Новинка оснащена двумя камерами (основной и заднего вида), каждая из которых записывает детальное видео в разрешении Full HD.