Натюрморты со стеклом

Как красиво сфотографировать стеклянные предметы? Частично ответить на этот вопрос мы решили в данной публикации. Серия фотографий поможет вам проследить весь процесс получения качественных фотографий, от зарождения идеи до съемки и обработки финального кадра. Рассматривая изображения и читая пояснения к ним, вы поймете, чем руководствовался фотограф, принимая те или иные решения.

Для фотосъемок всех кадров мы использовали цифровой фотоаппарат Minolta DiMAGE 7i с разрешением 5 миллионов пикселей. Для более удобной работы камера была установлена на штатив. В процессе съемки использовались 2 галогеновых осветительных прибора Unomat LX601GS мощностью 2 кВт каждый. В случаях, когда требовался мягкий рассеянный световой поток, перед осветителем устанавливался белый зонт, работающий на просвет. Лампы постоянного горения упростили работу со светом, сделав ее более наглядной в процессе съемки. Другое оборудование и схемы освещения, используемые в процессы работы, указываются при описании отдельных кадров.

БУТЫЛОЧКИ ИЗ ОРАНЖЕВОГО СТЕКЛА

Целью данной фотосессии стала съемка фотографии с изображением бутылки из оранжевого стекла. Хотелось получить достаточно качественное и красивое изображение на снимке. Никаких других творческих или технических задач не стояло. Установив съемочное и осветительное оборудование, мы приступили к съемкам.


Проанализировав снимки других фотографов, мы пришли к выводу, что бутылку из цветного стекла лучше всего снимать на просвет. Установив бутылку на полку из стекла, мы направили два осветительных прибора на белый пластиковый фон. Включив режим съемки «А» (приоритет диафрагмы) на фотоаппарате, установили среднее значение диафрагмы для достижения необходимой глубины резко изображаемого пространства и наилучшего качества изображения. Поскольку бутылка имеет высокую и узкую форму, был выбран вертикальный формат кадра. Так как замер экспозиции осуществлялся матричным методом, была введена положительная экспопоправка +0,7 EV, для того чтобы фон получился более светлым, белым. Вполне логично было поместить бутылку в центре кадра и сделать первый снимок.

Проанализировав результат съемки первого кадра, мы решили попробовать немного развернуть бутылку, в надежде, что ее изображение станет не таким плоским, как на первом фото. А для того чтобы избавиться от желтоватого оттенка на фоне, даваемого галогеновыми осветителями, было решено установить баланс белого на фотоаппарате вручную. Камера была направлена на белый фон так, чтобы никакие другие элементы не попадали в кадр. После этого включен режим ручной установки баланса белого и нажата кнопка спуска для подтверждения установки.


Ручная установка баланса белого устранила желтоватый оттенок. А вот поворот бутылки не дал ожидаемого эффекта, на изображении появились не очень красивые темные пятна, поэтому мы решили вернуть ее в прежнее положение. Для того чтобы более грамотно заполнить пространство кадра и избавиться от центральной композиции, в кадр была введена вторая бутылочка схожего дизайна, но значительно меньших размеров.

Чтобы композиция из двух бутылок смотрелась более целостно, бутылки были снова повернуты и поставлены с частичным перекрытием друг друга. Но, как и в предыдущем случае, на стекле появились не очень красивые темные блики. Не очень логично воспринимался и сюжет фотографии — две закрытые, но при этом пустые бутылки.



Чтобы изображение в кадре было более логичным и естественным, мы налили в бутылки чай. Ничего себе логика, скажете вы, но о том, что это чай, знаем только мы с вами, в принципе можно было использовать и подкрашенную воду. Но, как часто бывает, пришлось использовать подручные средства. С появлением жидкости в бутылках увеличилась их плотность, а поэтому было решено увеличить экспокоррекцию до +1,3 EV. Вместе с этим изменялось и изображение бутылки, в зависимости от того, как она повернута по отношению к камере.

Изображение на предыдущем кадре получилось слишком светлым, поэтому экспокоррекция была уменьшена до +1 EV. Чтобы найти более выигрышное положение бутылок перед камерой, было сделано несколько снимков, на каждом из них изменялся поворот одной или обеих бутылок, что заметно сказывалось на изображении.


Просмотрев сделанные снимки, мы решили остановиться на данном положении бутылок. Темные грани подчеркивали форму бутылок. Изображение стало немного более объемным. Если изображение бутылок стало достаточно хорошим, то белый неинтересный фон оставлял желать лучшего. Для начала мы попробовали использовать фон разных цветов.

Желтый фон. Изменив цвет фона, пришлось снова увеличивать экспокоррекцию, для того чтобы сделать изображение бутылок более светлым. В результате получилось практически монохромное красно-желтое изображение. А поскольку пластиковый фон неравномерно отражал свет, на нем появились более темные и светлые пятна. Изображение получилось достаточно интересным, но для нашего кадра такой спецэффект явно не подходил.


Красный фон. Для того чтобы изображение было решено в темной тональности и на фоне отсутствовали яркие светлые блики, экспокоррекция была уменьшена. Изображение также получилось монохромным, красно-черным и достаточно интересным. Но для данного сюжета такой фон явно не подходил.

Зеленый фон. Зеленый цвет получился более голубым. Отраженные фоном зелено-голубые лучи хорошо задерживались оранжево-красными бутылками, а поэтому их изображение получилось слишком темным.

Голубой фон. Эффект аналогичен тому, который получился при использовании зеленого фона. Изменился только цветовой оттенок изображения, бутылки по-прежнему остались слишком темными.


Перебрав все имеющиеся в запасе фоны, мы решили остановить свой выбор на желтом. Его тон более всех гармонировал с цветом бутылок и жидкости в них. Для того чтобы устранить блики на фоне, мы приблизили осветительные приборы к фону, изменив угол падения света на него. А для того чтобы цвет фона остался желтым, мы оставили экспокоррекцию на прежнем уровне, не увеличивая ее, как при использовании желтого фона в первый раз.

Однородный желтый фон по-прежнему был достаточно светлым и не интересным. Поэтому мы решили спроецировать на него абстрактные тени. В профессиональной фотографии для этих целей используются специальные насадки «Гобо» или проекторы. Но мы пошли по более простому пути. Правый источник света был выключен. А перед левым мы расположили... Пусть это останется тайной, скажем лишь, что это было дешевое подручное средство, создавшее достаточно интересные размытые тени на фоне. Изображение стало более объемным, а темная тень справа, вверху, заполнила пустоту. Для того чтобы немного приукрасить изображение, мы увеличили его насыщенность и изменили цветокоррекцию, сделав изображение более теплым, красноватым при помощи программы Adobe Photoshop 7.0. На этом с совершенствованием данного сюжета мы решили остановиться, изображение получилось достаточно привлекательным. Хотя, как вы знаете, совершенству нет предела!

СТАКАН С ГОЛУБЫМ РИСУНКОМ

Второй предмет из стекла, съемка которого была запланирована, — это стакан с ритмичным изображением голубых «квадратиков» немного разного тона. Сюжет финального кадра не был определен заранее и стал плодом описанного ниже процесса съемки.

Зная о том, что при съемке на белом фоне необходима экспокоррекция, мы ввели поправку +0,7 EV. По уже описанным причинам кадр был сделан в режиме приоритета диафрагмы с использованием матричного режима экспозамера. Источник рисующего света с зонтиком стоял достаточно близко к стакану, слева по отношению к камере.

Изображение на первом снимке получилось достаточно плоским и скучным. Для того чтобы передать объем стакана, была выбрана более высокая точка съемки. Изображения голубых «квадратиков» больше не накладывались друг на друга, в целом такая точка съемки показалась нам более удачной для данного объекта. Для того, чтобы немного оживить изображение, в стакан была помещена розовая трубочка, выступающая в роли композиционного центра. Осветительный прибор был перемещен за стакан и создавал заднедиагональное освещение объекта.


Чтобы немного приукрасить однотонный фон, мы решили нанести на него капли апельсинового напитка. Однако их изображение оказалось не очень хорошим. Из-за малой глубины резкости они получились достаточно нерезкими, а характеристики светового потока не лучшим образом выявляли их форму. Несколько статично выглядел и сам стакан.

На этом этапе работы над композицией снимка мы изменили положение стакана в кадре. Немного наклонив камеру, мы попытались добиться того, чтобы изображение стакана в кадре было диагональным. В стакан положили несколько кусочков настоящего льда. С осветительного прибора сняли зонт и расположили его значительно ниже, на уровне стола. Направленный световой поток более четко вырисовал форму капель, на их поверхности образовались яркие белые блики и темные тени. Автофокус камеры сфокусировал на льдинки, а поэтому изображение капель получилось более резким.

Теперь мы решили сделать кадр в момент заполнения стакана газировкой. Мы не случайно выбрали апельсиновый напиток, его цвет должен был контрастировать с цветом рисунка на стакане. Времени, для того чтобы сделать кадр с изображением струи, было не много. Ассистент неудачно опустил бутылку, и ее горлышко попало в кадр. Поток жидкости моментально изменил положение трубочки. Сделанный наспех кадр получился не очень удачно.

Этот кадр потребовал более продуманной подготовки. Трубочка для коктейля была зафиксирована на дне стакана при помощи белого пластилина. Для этого сначала пришлось насухо протереть стакан и трубочку. Для того чтобы поведение системы автофокусировки камеры было более предсказуемым и отсутствовала задержка, необходимая для ее работы, камера была переключена в режим ручной фокусировки. Льдинки в стакане практически моментально растаяли, капли на фоне высохли, а трубочка по причине небольших колебаний в момент съемки получилась совершенно нерезкой.


Теперь мы решили заменить капли кусочками цветной бумаги, гармонирующими по цвету с рисунком на стакане. Форма нарезанных в спешке кусочков была не очень удачной, а оставшаяся на фоне жидкость стала причиной их скручивания. Вместе с этим мы решили поэкспериментировать с положением источника света. Теперь световой поток стал переднедиагональным, почти боковым. Наиболее удачно в этом кадре получилась струя апельсиновой газировки.

Совершенствуя композицию, мы решили существенно изменить фон и схему освещения. Лист серого пластикового фотона был положен таким образом, чтобы в нижней части из-под него выглядывал синий лист. Как вы догадываетесь, цвет и форма синих пятен внизу кадра были совершенно не случайными! Для освещения сюжета мы установили один прибор направленного света ровно над стаканом. Другой прибор направленного света, как и ранее, был установлен в заднедиагональное положение.

Диафрагма была закрыта до максимального значения, для получения большой глубины резко изображаемого пространства. Два кусочка льда и капли воды на фоне должны были немного украсить фон. Когда финальная композиция всех элементов кадра была определена, мы решили сделать несколько кадров на разных стадиях заполнения стакана, для того чтобы впоследствии выбрать лучший кадр, на котором изображение мало предсказуемой жидкости получится наиболее удачным.

Жидкость в стакане получилась нерезкой. Отчасти это произошло по причине недостаточной глубины резко изображаемого пространства. Другой причиной нерезкости стала слишком продолжительная выдержка. Ведь закрытие диафрагмы требовало увеличения выдержки. При данном освещении она составляла 1/90 с, чего явно не хватало для того, чтобы «заморозить» изображение. Но при отсутствии более мощного импульсного осветительного оборудования нам ничего не оставалось делать, как смириться с получаемым изображением.



Галогеновые осветители создавали и другой отрицательный эффект. Большое количество тепла заставляло слишком быстро таять лед. К моменту наполнения стакана льда практически не осталось. Для того чтобы напиток был насыщен пузырьками воздуха, мы решили прибегнуть к очередной хитрости и расположили на дне стакана две таблетки быстрорастворимого аспирина известной марки.

Пузырьки газа выглядели так привлекательно, что мы решили сделать один кадр более крупным планом. Но в это время лед окончательно растаял, и одна таблетка аспирина всплыла на поверхность. Видите ее за трубочкой? Выдержка при съемке кадра составила 1/60 секунды, а поэтому изображения отдельных пузырьков получились не очень резкими.

Столкнувшись с непреодолимыми техническими трудностями, мы решили прекратить съемки. Принятию такого решения способствовала и разлитая повсюду в студии липкая апельсиновая жидкость. Из множества сделанных дублей мы отобрали этот кадр. Он показался нам наиболее динамичным. Для того чтобы получить брызги, жидкость была очень резко опрокинута в стакан. Изображение струи получилось нерезким, но при этом стали немного заметны брызги! Насыщенность цвета и контраст изображения были увеличены в программе Adobe Photoshop 7.0. Ради любопытства сравните этот последний кадр с одним из первых. Какой вам понравился больше?

ГОЛУБЫЕ БУТЫЛОЧКИ

Для съемки следующего нашего сюжета мы выбрали две голубые бутылочки. Емкости имели схожую форму, но отличались размером и цветом. Меньшая бутылочка была темно-синей, большая почти прозрачной — голубой. Подобие формы и цвета позволяло обыграть это в композиции снимков.

Помня о выводах, сделанных при съемке первого и второго сюжетов, мы расположили бутылочки в левой части кадра, дабы избежать банальной центральной композиции. А для того, чтобы композиция из двух бутылочек была единой, мы установили их с небольшим перекрытием. Для того чтобы фон получился белым, была введена положительная экспокоррекция +1,3 EV.

Обдумывая композицию снимка, мы пришли к выводу, что в кадре не хватает композиционного центра. Недолго думая, на эту ответственную роль мы решили взять цветок. Для того чтобы привлекать внимание зрителя, он должен был иметь цвет, контрастный по отношению к цвету бутылочек. Курьер отправился в ближайшую палатку с цветами, а мы тем временем налили в емкости воду.

Цветок оказался достаточно темным, для того, чтобы повысить яркость его изображения, мы осветили его сверху направленным световым потоком. Другой источник света освещал фон. Рассматривая предыдущую фотографию, мы пришли к выводу, что у цветка есть и второй недостаток — соцветие слишком большое и не очень эстетично смотрится в такой маленькой емкости. Чтобы немного уменьшить форму цветка, мы отвернули его соцветие в сторону фона, незначительно изменив композицию и схему освещения.

Отсутствие более подходящего цветка заставило нас немного поэкспериментировать с сюжетом. И первое, что пришло в голову, — это сфотографировать фрагмент. При таком кадрировании трудно понять, какой из элементов больше, а какой меньше, и насколько логично они смотрятся вместе. Но большого восторга сделанный снимок у нас не вызвал.


Зайдя в творческий тупик, мы решили изменить фон и схему освещения сюжета. Белый фон был заменен серым. А перед осветительным прибором, установленным чуть левее камеры, расположился рассеивающий белый свет зонтик. Помня о размерах соцветия, мы поместили его в нижней части кадра. В целом композиция получилась достаточно привлекательной, однако нас такой результат не устроил, и мы продолжили творческий поиск.

Изменив расположение предметов и схему освещения, мы решили снова попробовать сделать фрагментарный кадр. Осветительный прибор с рассеивающим зонтиком теперь стоял правее камеры. Композиция также получилась весьма симпатичной, но обрезать красивое соцветие таким грубым образом было жалко! Возникла другая идея съемки.

Схема освещения осталась прежней. А вот положение бутылок изменилось. Цветок теперь стоит в большей по размерам бутылке, а его соцветие, как и на одном из предыдущих кадров, отвернуто от камеры. Благодаря такому положению цветка хорошо видно горлышко бутылки, соцветие занимает меньше места в кадре.

Есть у такого положения и другой, психологический, аспект. Цветок, словно от стыда, отвернулся от нас, снимок смотрится менее празднично, появляются ноты нежности и застенчивости.

Белый фон на трех предыдущих снимках показался нам слишком скучным, и мы решили попробовать заменить его синим, гармонирующим с цветом бутылочек. Но как можно догадаться, фотографировать голубой объект на синем фоне не лучшая идея. Так возникла мысль расположить в кадре листы цветной бумаги с шероховатой поверхностью. Для придания сюжету графичности листы не полностью, а лишь частично перекрывали фон. Расположенный справа источник направленного света подчеркнул фактуру бумаги и создал яркий блик на большой бутылке.


И вот очередная попытка сделать фрагментарный снимок. Схема освещения осталась прежней, изменилось только положение камеры. Главным элементом, привлекшим внимание при съемке этого кадра, стал выглядывающий из-за листов бумаги синий фон и его «перекличка» с синей бутылкой. Но при таком кадрировании цветок оказался близок к центру кадра, и при детальном рассмотрении фотография нам не понравилась.

Теперь мы решили опробовать уже знакомую композицию, но на другом фоне. Для того чтобы лучше читалась фактура лепестков цветка, была введена отрицательная экспокоррекция —1EV. Изображение лепестков цветка получилось достаточно хорошо, а вот фон и бутылки стали при этом слишком темными. Чтобы исправить ситуацию, мы решили попробовать сделать снимок на более светлом фоне.

В кадре осталась всего одна бутылочка. Геометрические формы, образованные листами бумаги на фоне, украсили фон и оправдали кадрирование снимка. Светлая полоска бумаги уравновешивала композицию, выступая в противовес бутылке. Заиграл контраст форм, цветов, естественного и рукотворного. Однако кадр нас не впечатлил, возможно, стоило, как и на некоторых снимках, сделанных раньше, отвернуть соцветие в сторону фона...

Неудачи с изображением соцветия в кадре заставили нас снова попробовать сфотографировать бутылочки без цветка. Две емкости стояли с небольшим перекрытием, как и на одном из первых снимков. Светлая и красная полоска вместе с синим участком фона, просматривающимся в правом верхнем углу кадра, уравновешивали композицию. Отрицательная экспопоправка снизила яркость бликов и тон самих бутылок.

В нашем последнем сюжете мы далеко ушли от первоначального замысла и приблизились к графичному решению снимка в стиле минимализма. Цветок заменен двумя тонкими завитыми полосками красной бумаги. Округлые линии всегда эстетично выглядят на фотографиях. Изображение бутылки уравновешивается более темным листом и создаваемой им тенью. Очень красивые объекты съемки и немного фантазии позволили бы сделать еще множество подобных снимков. Мы даже не беремся судить о том, какой из снимков в серии получился наиболее удачно, у многих из них есть свои прелести, своя индивидуальность. Пусть выбор лучшего снимка останется за вами!




Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Галерея Классической Фотографии приглашает на встречу с Георгием Колосовым
8 сентября 2016
Новости

Галерея Классической Фотографии приглашает на встречу с Георгием Колосовым

10 сентября, в субботу, в Галерее Классической Фотографии состоится творческая встреча с выдающимся российским светописцем, мастером пикториальной фотографии Георгием Мстиславовичем Колосовым. Имя Георгия Колосова настолько известно в фотографическом мире, что едва ли нуждается в представлении. По признанию коллег, он – один из ныне живущих классиков, яркий представитель пикториальной (живописной) фотографии и её теоретик.

Возьми кино в дорогу
23 мая 2006
Новости

Возьми кино в дорогу

Автомобильных мультимедиасистем становится все больше и больше. Часто для размещения монитора на передней панели элементарно не хватает места, и производители идут на хитрость и выпускают модели с выезжающими мониторами. Таких моделей сегодня достаточно на рынке, и у JVC таковые, конечно же, есть. Но разработчики JVC частенько идут нетривиальным путем, от чего линейка техники изобилует оригинальными моделями, которых не встретишь у других производителей.

Gitzo совместно с Sony выпускает серию аксессуаров для камер серии Alpha
18 июля 2018
Новости

Gitzo совместно с Sony выпускает серию аксессуаров для камер серии Alpha

В рамках сотрудничества между Vitec Group и Sony, компания Gitzo представила новый штатив Traveler α и кронштейн L-Bracket α, специально разработанных для камер Sony α7 и α9. Новые аксессуары идеально совместимы с камерами Sony и обеспечивают их надёжную фиксацию, повышая точность процесса кадрирования.

Вечная батарейка? Российские учёные сделали элемент питания со сроком работы 10 лет
23 января 2017
Новости

Вечная батарейка? Российские учёные сделали элемент питания со сроком работы 10 лет

Отечественная молодая компания «Электросервис» разработала, запатентовала и сертифицировала автономный тритиевый источник электрического тока «ЭТАК», способный работать более 10 лет. Перед нами — готовая технология для использования в качестве источника первичного питания различных систем и устройств с малым энергопотреблением.

Калорийное питание
23 марта 2007
Обзоры

Калорийное питание

Наступает весна, а вместе с ней расцветает новыми красками природа и приходят новые впечатления. И не за горами пора летних отпусков, когда можно будет поехать куда-нибудь и открыть для себя новые уголки нашего прекрасного мира. Так интересно посетить новую страну или город, побывать на необитаемом острове или забраться на вершину горы.

Ищите победителей Национальной Премии «Продукт года 2013» на полках крупнейших магазинов Москвы!
25 марта 2013
Новости

Ищите победителей Национальной Премии «Продукт года 2013» на полках крупнейших магазинов Москвы!

В этом году стратегическими ритейл-партнерами Национальной Премии в области потребительской электроники «Продукт года» стали сетевые магазины «М.Видео», «Эльдорадо», «Техносила», «Цифровой центр ИОН», Enter и техномолл «Горбушкин Двор». Оказанное доверие к результатам Премии ритейл-сети продемонстрируют, размещая в своих магазинах специальный знак «Продукт года» на товарах-победителях, призванный помочь покупателям при выборе техники.

Полный кадр от «дюймовочки». Компактная камера Sony RX1R II получила матрицу 42,4 Mп, улучшенную фокусировку и первый в мире оптический НЧ-фильтр
20 октября 2015
Новости

Полный кадр от «дюймовочки». Компактная камера Sony RX1R II получила матрицу 42,4 Mп, улучшенную фокусировку и первый в мире оптический НЧ-фильтр

Новая Sony RX1R II с полнокадровой матрицей 42,4 Mп, улучшенной фокусировкой и первым в мире настраиваемым оптическим НЧ-фильтром. Новейшая супер компактная фотокамера Sony оснащена полнокадровой матрицей с обратной подсветкой, 35 мм объективом ZEISS® Sonnar T* F2, быстрой автофокусировкой, складным XGA OLED-видоискателем и первым в мире настраиваемым оптическим НЧ-фильтром[i] с возможностью брекетинга. Компания Sony расширяет свою знаменитую линейку компактных камер Cyber-shot RX, представив полнокадровую RX1R II (модель DSC-RX1RM2).

Aurora Aperture выпускает новые светофильтры VXD PowerXND Mark II
15 июня 2018
Новости

Aurora Aperture выпускает новые светофильтры VXD PowerXND Mark II

Aurora Aperture впервые представила свой светофильтр ещё в 2016 году, выпустив модель PowerXND 2000 (ND). Средства на его производство были собраны через Kickstarter, где проект получил успешное завершение. Теперь компания снова использует краудфандинговую площадку, представляя сразу два новых светофильтра PowerXND-II 128 и PowerXND-II 2000

Adobe работает над полной версией Photoshop для iPad
14 июля 2018
Новости

Adobe работает над полной версией Photoshop для iPad

На данный момент Adobe предлагает множество приложений Photoshop для iPad, например Photoshop Express, Photoshop Fix , Photoshop Mix и Lightroom Mobile. Но всё это урезанные версии для мобильных устройств, возможности которых достаточно ограничены по сравнению с основной программой. Однако, недавний отчёт Bloomberg показывает, что ситуация в скором может измениться.

Представители ведущих информагентств мира вошли в жюри конкурса Стенина-2018
23 января 2018
Новости

Представители ведущих информагентств мира вошли в жюри конкурса Стенина-2018

Международный конкурс фотожурналистики имени Андрея Стенина, организатором которого выступает МИА «Россия сегодня» под эгидой Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, объявил состав жюри 2018 года. В него вошли фотоэксперты ведущих информационных агентств и изданий, среди которых Ахмет Сел, руководитель отдела фото и видео-новостей Агентства Анадолу (Anadolu Ajansi), старейшего и крупнейшего в Турции; заместитель директора фотослужбы Государственного информационного агентства Мексики «Нотимекс» (Notimex) Хорхе Арсига Авила; директор фотослужбы Издательского дома «КоммерсантЪ» Павел Кассин; специальный фотокорреспондент «Агентства Франс Пресс» (AFP) Младен Антонов; основатель и директор независимого российского фотоагентства SALT IMAGES Анна Зекрия; Иван Секретарев, фоторепортер с более чем 20-летним стажем работы, в недавнем прошлом фотограф московского бюро информационного агентства «Ассошиэйтед Пресс» (AP).