"Европа о-ля-ля"


Мартин Парр, Москва, апрель 2004. Фото: А.Мелихов

Мартин Парр — из тех фотомастеров, чью работу часто называют «спорной» и «неоднозначной». Парадоксально, но этот фотограф «Магнума» и распорядитель крупнейшего фотофестиваля в Арле-2004 практически не снимает провокационных сюжетов или обнаженных тел. Такую репутацию он заслужил благодаря документальной съемке, высокому профессионализму и пристальному вниманию к самым тривиальным предметам, будь то продукты питания или уставшие и скучающие супружеские пары с давним стажем. Получающиеся изображения тем не менее настолько самобытны, постоянно переопределяют по-новому границу между реальностью и вымыслом, настолько отличаются от привычного взгляда на давно знакомый мир, что шокируют не меньше работ мастеров эпатажа. Другой фирменный знак работ Парра — работа с цветом: в восьмидесятых он был одним из первых, кто вновь обратился к цветной съемке во времена моды на черно-белое. О его московской выставке, планах на будущее, а также взглядах на роль фотографии Мартин Парр рассказал обозревателю «КоммерсантЪ» Виктории Мусвик.

— Ваша выставка в Москве называется «Европа, о-ля-ля». Как бы вы определили ее основную тему?

— Главная ее идея — это клише и стереотипы. Я посетил 17 европейских стран и попытался обнаружить и сфотографировать наши стереотипы об этих странах. Иногда очень просто найти такие клише, иногда гораздо труднее. Но я убежден, что у всех нас есть изначальные, глубоко заложенные представления о том, как должны выглядеть разные страны и их жители. Что-то вроде: «Голландия — это тюльпаны» или «Германия — это пиво и баварские сосиски». Эти клише и стереотипы — часть нашей собственной идентичности. Поэтому то, что я пытался сфотографировать, — это нечто вроде концепции, идеи.

— Ваши снимки — это крупные планы самых обычных вещей. Как это сделано технически?

— Я использовал макрообъектив с кольцевой фотовспышкой. Эту комбинацию обычно используют в медицинской фотографии — она дает очень реалистичную, объективную картинку, очень хорошо и ровно освещенную. Это что-то вроде переносной студии, которая у меня постоянно была с собой, так что, как только я видел какую-то концепцию или клише, я сразу же мог сфотографировать ее крупным планом.

— Редко кому из фотографов удается сделать цвет частью композиции. Как это получается у вас? Для многих цвет — это нечто вроде искусственного дополнения к картинке, которая легко могла бы быть черно-белой. Про ваши работы это никак не скажешь. И в то же время есть в ваших цветах какой-то особый, сюрреалистический аспект: они «слишком» яркие для реального мира. Как вы работали с цветом?

— Ну ведь и в целом фотографический процесс довольно искусственен. Например, даже вспышка — она часто подчеркивает, как вы выразились, сюрреалистический аспект вещей и предметов. В моих работах важен не только цвет, а буквально каждая деталь, например, их большой размер, при том, что сами объекты часто очень невелики. Ну и конечно, очень интенсивный цвет. Но это не цвета, измененные при помощи «Фотошопа», — это просто цвета, интенсивность которых преувеличена, сконденсирована. Они на самой грани того, что мы можем воспринять, на грани реальности — и на грани технических возможностей.

— Если идти вдоль стены на вашей выставке, рассматривая работы одну за другой, довольно быстро замечаешь, что у всех работ есть единая, повторяющаяся структура. В какой-то момент даже начинаешь испытывать чувство скуки. Но в то же время понимаешь, что Мартин Парр делает это специально, он как бы работает с самим этим чувством скуки, исследует его в разных аспектах. Так ли это?

— Да-да, вы верно заметили: это действительно так. Во всех моих работах есть повторяющиеся элементы, единая структура. Например, еда, на моих снимках масса всякой еды, в деталях. Но это все — часть общей идеи. Меня интересуют.... меня как раз и интересуют самые скучные предметы и объекты, и то, как сделать их интересными. Интересными и с визуальной точки зрения, и вообще интересными для зрителя. Для того, чтобы он задумался над самой идеей повторения, скуки, обыденности.

— Как вы этого добиваетесь?

— Просто фотографирую то, что вижу. Но тут еще, конечно, нужно уметь замечать все эти мелкие детали, которые на самом деле очень интересны.

— Как бы вы тогда назвали тот жанр, в котором вы работаете?

— Я не уверен, что у него есть особое название. Как я уже сказал, я стараюсь сфотографировать обычное так, чтобы оно выглядело необычным. Оно и есть, конечно, необычное, удивительное, но мы-то его не замечаем, потому что видим какие-то вещи слишком часто, у нас «замылен» взгляд.

— Но разве это не основное свойство фотографии — делать обычное необычным, обращать внимание на детали?

— А я и не пытаюсь сделать вид, что изобретаю велосипед, я просто пытаюсь наилучшим способом выразить те идеи, которые я придумал или обнаружил и которые считаю теперь своими. Можно найти, откуда взялась каждая из моих идей, разложить ее на элементы, назвать моих учителей. Но из этих элементов сложился мой собственный профессиональный язык в фотографии. Мне кажется, обрести свой собственный голос — это и есть самое важное для фотографа.

— Некоторые фотографы, с которыми я говорила, утверждают, что главное в профессии — все время меняться. Другие, наоборот, как кажется, всегда следуют однажды найденному ходу. Что такое, по-вашему, хороший фотограф?

— Я думаю, фотограф должен быть всегда в движении. Он постоянно развивается. Найти ход и штамповать его — это неинтересно, это слишком просто. Но при этом что-то, конечно, всегда остается, какой-то внутренний стержень. К тому же есть логика пути. Если вы посмотрите на мой путь (я фотографирую уже 35 лет), я сильно изменился, шел от черно-белой к цветной фотографии, от жанра к жанру. Но если все эти снимки сложить вместе, выложить в один ряд, мне кажется, будет что-то, что связывает их воедино. Видно, как одно развивается из другого, так что теперь я могу с гордостью сказать: «Это то, что я создал».

— Над чем вы работаете сейчас?

— Мне сейчас непросто, потому что я делаю двухтомник по истории фотографии, огромный проект. У меня по миру ездит выставка-ретроспектива. И еще ведь надо успевать делать свою работу, постоянно снимать. В Москве мне удалось находить время — каждое утро я поднимался ни свет ни заря и фотографировал до 10 утра. В Москве я снимал парковки и стоянки. Это мой очередной проект — снять парковочные места в 20 разных странах. Они все, конечно, очень похожи — это очень, как вы бы сказали, скучный проект. Очень тривиальные объекты, но мне они очень интересны. Кроме того, меня увлекают такие международные проекты, меня интересует глобализация, как миф и как реальность, наше сходство и различие. Все это часть моего взгляда, моей концепции. Например, я сделал книгу о людях с мобильными телефонами на 4 континентах.

— Ваша страсть к сравнениям и классификации заставляет вспомнить раннюю фотографию или того же Зандера, например. То есть вы в какой-то мере возвращаетесь к истокам фотографии?

— Я думаю, что это свойство любого хорошего фотографа, его дар. Одно из главных свойств фотографии — классифицировать, устанавливать порядок в хаосе окружающего мира. И в наше время мы больше, чем когда-либо, нуждаемся именно в этом свойстве фотографии.




Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Инженеры Panasonic создали «электрокарман» из фотоэлектрического материала для подзарядки мелкой носимой электроники
9 октября 2018
Новости

Инженеры Panasonic создали «электрокарман» из фотоэлектрического материала для подзарядки мелкой носимой электроники

Смартфоны и носимая электроника все больше «прирастают» к нам, по-настоящему становясь частью нашего тела. Поэтому даже мысль о том, что любимый гаджет может неожиданно разрядиться и оставить вас без связи или развлечения, приводит многих людей в ужас. Команда молодых дизайнеров японской корпорации Panasonic представила нестандартное решение этой проблемы – Kangaroo Charger - карман-кенгуру, выполненный из инновационного фотоэлектрического материала, способного генерировать энергию из солнечного света.

Обзор беззеркальной камеры Samsung Galaxy NX
26 августа 2014
Обзоры

Обзор беззеркальной камеры Samsung Galaxy NX

Рекордсмен по снижению цены, Galaxy NX, за год пребывания на полках магазинов подешевел более чем на 15 000 рублей. Оставаясь уникальным гаджетом (шутка ли: «системная» камера с полноценной операционной системой Goolge Android), признания у фотографов эта модель не снискала. Слишком много спорных моментов — и конструктивных, и функциональных. Для гаджета она по-прежнему дорога и несколько громоздка.

Не запутайтесь в сети: как выбрать интернет-магазин, чтобы не было мучительно больно?
18 февраля 2013
Советы

Не запутайтесь в сети: как выбрать интернет-магазин, чтобы не было мучительно больно?

Все чаще, собираясь купить чайник или варочную панель, мы не ездим по магазинам, а садимся перед компьютером и просматриваем модели на виртуальных прилавках, читаем отзывы, подбираем цены. Каждый день число покупателей интернет–магазинов только растет, да и самих магазинов становится все больше. Как выбрать интернет–магазин, чтобы потом ни о чем не жалеть? Мы поговорили с разными людьми — и с акулами бизнеса, которые начинали развивать интернет-магазины примерно тогда же, когда в России только появилась всемирная паутина, и с начинающими интернет-торговцами, и с владельцами небольших магазинов в регионах.

Canon Speedlite 470EX-AI - первая в мире вспышка на базе инновационной технологии AI Bounce
26 февраля 2018
Новости

Canon Speedlite 470EX-AI - первая в мире вспышка на базе инновационной технологии AI Bounce

Компания Canon объявляет о выходе первой в мире вспышки, оснащенной технологией AI Bounce — новой интеллектуальной функцией, которая автоматически устраняет проблемы при съемке с фотовспышкой. Революционное решение использует сложные алгоритмы, автоматически рассчитывая и корректируя положение головки вспышки. Теперь фотографы могут получить идеальное освещение для создания самых потрясающих снимков. Canon Speedlite 470EX-AI станет незаменимым инструментом и для любителей, только начинающих осваивать технику работы со вспышкой, и для профессионалов в области фотоискусства.

Ritmix начал общую продажу колонок-игрушек
26 июля 2017
Новости

Ritmix начал общую продажу колонок-игрушек

Готовимся к 1 сентября уже сейчас! Колонки-игрушки Ritmix уже поступили в широкую продажу и теперь доступны в магазинах электроники вашего города!

Возьми кино в дорогу
23 мая 2006
Новости

Возьми кино в дорогу

Автомобильных мультимедиасистем становится все больше и больше. Часто для размещения монитора на передней панели элементарно не хватает места, и производители идут на хитрость и выпускают модели с выезжающими мониторами. Таких моделей сегодня достаточно на рынке, и у JVC таковые, конечно же, есть. Но разработчики JVC частенько идут нетривиальным путем, от чего линейка техники изобилует оригинальными моделями, которых не встретишь у других производителей.

Мастер-класс Екатерины Васягиной «Обработка фотографий: на грани реальности и творчества»
31 января 2017
Мастер-классы

Мастер-класс Екатерины Васягиной «Обработка фотографий: на грани реальности и творчества»

В ближайшую субботу, 4 февраля, в 15.00 в Галерее Классической Фотографии пройдет мастер-класс фотографа Екатерины Васягиной на тему «Обработка фотографий: на грани реальности и творчества».

«Умный дом» Whirlpool становится надежнее и еще умнее
12 октября 2016
Новости

«Умный дом» Whirlpool становится надежнее и еще умнее

10 октября 2016 — С каждым днем число различных устройств, вошедших в мир «Интернета вещей», увеличивается. Сегодня потребители обращают внимание не только на базовые функции, но и на такие важные качества, которые смогли бы вывести процесс управления устройствами на качественно новый уровень. Принимая это во внимание, компания Whirlpool объявляет о сотрудничестве с крупнейшими мировыми IT-компаниями — IBM, Amazon и Nest — внедряя в «умный дом» инновационные технологии, с которыми его работа становится проще и эффективнее, а сам дом — ещё более безопасным и надежным.

HyperX объявляет о старте российских продаж доступного твердотельного накопителя FURY 3D
15 февраля 2019
Новости

HyperX объявляет о старте российских продаж доступного твердотельного накопителя FURY 3D

Компания HyperX®, игровое подразделение Kingston® Technology Company, Inc., объявляет о начале продаж в России новых геймерских твердотельных накопителей начального уровня FURY 3D. Построенные на базе прогрессивной технологии флеш-памяти 3D NAND, SSD-накопители FURY 3D стали надежным и, главное, недорогим вариантом апгрейда игровых ПК с устаревшими жесткими дисками формата HDD.

Prestigio MultiReader 3664 — пополнение в семье компактных E-Ink ридеров
4 сентября 2013
Новости

Prestigio MultiReader 3664 — пополнение в семье компактных E-Ink ридеров

Книга — отличный подарок школьнику. А электронная книга — радость вдвойне. Компания Prestigio, международный производитель современной электроники, объявила о выходе нового E-Ink ридера — MultiReader 3664. Компактный корпус и мощный аккумулятор выделяют новинку среди электронных книг на базе технологии E-Ink.