"Европа о-ля-ля"


Мартин Парр, Москва, апрель 2004. Фото: А.Мелихов

Мартин Парр — из тех фотомастеров, чью работу часто называют «спорной» и «неоднозначной». Парадоксально, но этот фотограф «Магнума» и распорядитель крупнейшего фотофестиваля в Арле-2004 практически не снимает провокационных сюжетов или обнаженных тел. Такую репутацию он заслужил благодаря документальной съемке, высокому профессионализму и пристальному вниманию к самым тривиальным предметам, будь то продукты питания или уставшие и скучающие супружеские пары с давним стажем. Получающиеся изображения тем не менее настолько самобытны, постоянно переопределяют по-новому границу между реальностью и вымыслом, настолько отличаются от привычного взгляда на давно знакомый мир, что шокируют не меньше работ мастеров эпатажа. Другой фирменный знак работ Парра — работа с цветом: в восьмидесятых он был одним из первых, кто вновь обратился к цветной съемке во времена моды на черно-белое. О его московской выставке, планах на будущее, а также взглядах на роль фотографии Мартин Парр рассказал обозревателю «КоммерсантЪ» Виктории Мусвик.

— Ваша выставка в Москве называется «Европа, о-ля-ля». Как бы вы определили ее основную тему?

— Главная ее идея — это клише и стереотипы. Я посетил 17 европейских стран и попытался обнаружить и сфотографировать наши стереотипы об этих странах. Иногда очень просто найти такие клише, иногда гораздо труднее. Но я убежден, что у всех нас есть изначальные, глубоко заложенные представления о том, как должны выглядеть разные страны и их жители. Что-то вроде: «Голландия — это тюльпаны» или «Германия — это пиво и баварские сосиски». Эти клише и стереотипы — часть нашей собственной идентичности. Поэтому то, что я пытался сфотографировать, — это нечто вроде концепции, идеи.

— Ваши снимки — это крупные планы самых обычных вещей. Как это сделано технически?

— Я использовал макрообъектив с кольцевой фотовспышкой. Эту комбинацию обычно используют в медицинской фотографии — она дает очень реалистичную, объективную картинку, очень хорошо и ровно освещенную. Это что-то вроде переносной студии, которая у меня постоянно была с собой, так что, как только я видел какую-то концепцию или клише, я сразу же мог сфотографировать ее крупным планом.

— Редко кому из фотографов удается сделать цвет частью композиции. Как это получается у вас? Для многих цвет — это нечто вроде искусственного дополнения к картинке, которая легко могла бы быть черно-белой. Про ваши работы это никак не скажешь. И в то же время есть в ваших цветах какой-то особый, сюрреалистический аспект: они «слишком» яркие для реального мира. Как вы работали с цветом?

— Ну ведь и в целом фотографический процесс довольно искусственен. Например, даже вспышка — она часто подчеркивает, как вы выразились, сюрреалистический аспект вещей и предметов. В моих работах важен не только цвет, а буквально каждая деталь, например, их большой размер, при том, что сами объекты часто очень невелики. Ну и конечно, очень интенсивный цвет. Но это не цвета, измененные при помощи «Фотошопа», — это просто цвета, интенсивность которых преувеличена, сконденсирована. Они на самой грани того, что мы можем воспринять, на грани реальности — и на грани технических возможностей.

— Если идти вдоль стены на вашей выставке, рассматривая работы одну за другой, довольно быстро замечаешь, что у всех работ есть единая, повторяющаяся структура. В какой-то момент даже начинаешь испытывать чувство скуки. Но в то же время понимаешь, что Мартин Парр делает это специально, он как бы работает с самим этим чувством скуки, исследует его в разных аспектах. Так ли это?

— Да-да, вы верно заметили: это действительно так. Во всех моих работах есть повторяющиеся элементы, единая структура. Например, еда, на моих снимках масса всякой еды, в деталях. Но это все — часть общей идеи. Меня интересуют.... меня как раз и интересуют самые скучные предметы и объекты, и то, как сделать их интересными. Интересными и с визуальной точки зрения, и вообще интересными для зрителя. Для того, чтобы он задумался над самой идеей повторения, скуки, обыденности.

— Как вы этого добиваетесь?

— Просто фотографирую то, что вижу. Но тут еще, конечно, нужно уметь замечать все эти мелкие детали, которые на самом деле очень интересны.

— Как бы вы тогда назвали тот жанр, в котором вы работаете?

— Я не уверен, что у него есть особое название. Как я уже сказал, я стараюсь сфотографировать обычное так, чтобы оно выглядело необычным. Оно и есть, конечно, необычное, удивительное, но мы-то его не замечаем, потому что видим какие-то вещи слишком часто, у нас «замылен» взгляд.

— Но разве это не основное свойство фотографии — делать обычное необычным, обращать внимание на детали?

— А я и не пытаюсь сделать вид, что изобретаю велосипед, я просто пытаюсь наилучшим способом выразить те идеи, которые я придумал или обнаружил и которые считаю теперь своими. Можно найти, откуда взялась каждая из моих идей, разложить ее на элементы, назвать моих учителей. Но из этих элементов сложился мой собственный профессиональный язык в фотографии. Мне кажется, обрести свой собственный голос — это и есть самое важное для фотографа.

— Некоторые фотографы, с которыми я говорила, утверждают, что главное в профессии — все время меняться. Другие, наоборот, как кажется, всегда следуют однажды найденному ходу. Что такое, по-вашему, хороший фотограф?

— Я думаю, фотограф должен быть всегда в движении. Он постоянно развивается. Найти ход и штамповать его — это неинтересно, это слишком просто. Но при этом что-то, конечно, всегда остается, какой-то внутренний стержень. К тому же есть логика пути. Если вы посмотрите на мой путь (я фотографирую уже 35 лет), я сильно изменился, шел от черно-белой к цветной фотографии, от жанра к жанру. Но если все эти снимки сложить вместе, выложить в один ряд, мне кажется, будет что-то, что связывает их воедино. Видно, как одно развивается из другого, так что теперь я могу с гордостью сказать: «Это то, что я создал».

— Над чем вы работаете сейчас?

— Мне сейчас непросто, потому что я делаю двухтомник по истории фотографии, огромный проект. У меня по миру ездит выставка-ретроспектива. И еще ведь надо успевать делать свою работу, постоянно снимать. В Москве мне удалось находить время — каждое утро я поднимался ни свет ни заря и фотографировал до 10 утра. В Москве я снимал парковки и стоянки. Это мой очередной проект — снять парковочные места в 20 разных странах. Они все, конечно, очень похожи — это очень, как вы бы сказали, скучный проект. Очень тривиальные объекты, но мне они очень интересны. Кроме того, меня увлекают такие международные проекты, меня интересует глобализация, как миф и как реальность, наше сходство и различие. Все это часть моего взгляда, моей концепции. Например, я сделал книгу о людях с мобильными телефонами на 4 континентах.

— Ваша страсть к сравнениям и классификации заставляет вспомнить раннюю фотографию или того же Зандера, например. То есть вы в какой-то мере возвращаетесь к истокам фотографии?

— Я думаю, что это свойство любого хорошего фотографа, его дар. Одно из главных свойств фотографии — классифицировать, устанавливать порядок в хаосе окружающего мира. И в наше время мы больше, чем когда-либо, нуждаемся именно в этом свойстве фотографии.




Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Двигатель прогресса
25 декабря 2006
Новости

Двигатель прогресса

Японская компания ONKYO является одним из основных «законодателей мод» в индустрии аудиовидеотехники. Все наиболее актуальные технические новинки, разработки и стандарты немедленно воплощаются в аппаратах производителя, позволяя поклонникам марки постоянно быть на самом острие технического прогресса.

Nikon D5100
30 июня 2011
Тесты

Nikon D5100

Фото 1. Для предсумеречного освещения характерна относительно высокая яркость неба. Несмотря на это пересвеченных областей на снимке нет (f/6,7, 1/750 с, ISO 640, объектив 24–120 мм, фокусное расстояние 78 мм). Камера Nikon D5100 в линейке любительских зеркальных цифровых фотоаппаратов компании Nikon занимает среднюю позицию.

Простота - лучше мастерства! Canon выпустил три новинки начального уровня - IXUS 155, IXUS 150 и IXUS 145
13 февраля 2014
Новости

Простота - лучше мастерства! Canon выпустил три новинки начального уровня - IXUS 155, IXUS 150 и IXUS 145

Canon добавляет три современные и простые в управлении компактные камеры с мощным зумом к своей признанной серии IXUS — это IXUS 155, IXUS 150 и IXUS 145. IXUS 155 сочетает процессор обработки изображений Canon DIGIC, 10-кратный оптический зум и датчик изображения разрешением 20 Мпикс и стильный дизайн IXUS. Эта модель идеально подойдет для того, чтобы снимать фото и видео с друзьями в клубах и на вечеринках. Камеры начального уровня и IXUS 145 с простыми режимами съемки, художественными фильтрами и высоким качеством изображения — лучший выбор для начинающих фотографов. Такая камера делает съемку простой и приятной для каждого пользователя.

Тест беззеркальной камеры Sony a6000
8 декабря 2014
Тесты

Тест беззеркальной камеры Sony a6000

Настоящим прорывом стала, анонсированная в феврале 2014 года, камера Sony a6000 (ILCE-6000). По заявлению производителя эта камера обладает самым быстрым автофокусом в мире. Интересно, что компания Sony теперь не делает различия между зеркальными и беззеркальными камерами, все они теперь называются ILC (Interchangeable Lens Camera – камера со сменными объективами), очевидно, это связано с тем, что различий между этими классами камер практически не осталось. Остановимся на технических характеристиках камеры подробнее.

Новинки рынка электроники и фото 2017 года представили в Москве
27 апреля 2017
Новости

Новинки рынка электроники и фото 2017 года представили в Москве

26 апреля 2017 г. В прошедшее воскресенье в Москве завершились выставки Фотофорум, Mobile & Digital Форум и Hi-Fi & High End Show. Все вместе они давно стали площадкой для вывода на российский рынок новейших технологий и продуктов и демонстрации бестселлеров в области фото и видеотехники, умных гаджетов, аудио и видеоаппаратуры премиум-класса. В этом году здесь также можно было увидеть портативную акустику и наушники high end класса ведущих мировых производителей.

Обзор зеркальной фотокамеры Sony SLT-A65
18 декабря 2012
Обзоры

Обзор зеркальной фотокамеры Sony SLT-A65

При изучении характеристик моделей А77 и А65 довольно трудно найти различия, однако они становятся очень сильно заметны, если положить камеры рядом. Разница в размере корпусов очевидна, корпус А65 к тому же выполнен из пластика, а не из магниевого сплава, как у старшей модели.

Samsung Gear Fit2 Pro и Gear Sport помогут пловцам эффективно тренироваться с приложением Speedo On
31 августа 2017
Новости

Samsung Gear Fit2 Pro и Gear Sport помогут пловцам эффективно тренироваться с приложением Speedo On

Компании Samsung Electronics и Speedo International помогут пловцам по всему миру отслеживать результаты занятий благодаря доступу к лучшей в своем роде тренировочной платформе для пловцов Speedo On. Это приложение будет представлено на новых умных устройствах Samsung Gear Sport и Gear Fit2 Pro, которые сертифицированы по стандарту водонепроницаемости 5 ATM и выдерживают погружение на глубину до 50 метров. Благодаря мгновенному доступу к Speedo On, Gear Sport и Gear Fit2 Pro станут идеальными помощниками на тренировке по плаванию.

Лучшие домашние кинотеатры от DIGIS на выставке Hi-Fi & Hi-End Show 2016
29 марта 2016
Новости

Лучшие домашние кинотеатры от DIGIS на выставке Hi-Fi & Hi-End Show 2016

С 14 по 17 апреля 2016 года приглашаем наших партнеров и друзей на ежегодную выставку аудио-видео аппаратуры высочайшего класса. Представив три концепции домашних кинотеатров, DIGIS продемонстрирует все самые последние достижения в этой области. В пятницу 15 апреля, в холле второго этажа состоится награждение проектов-победителей конкурса домашних кинотеатров JVC сезона 2015/2016.

Тестовая видесъемка Nikon D750: солнце встало и тут же село
30 декабря 2014
Видео

Тестовая видесъемка Nikon D750: солнце встало и тут же село

Ошибки при создании видеоролика о ночном городе в замедленной съемке были учтены, все системы автофокуса и стабилизации были отключены. Картинка получилась более ровной, система автоматического выравнивания экспозиции учла изменение освещенности. При съемке требуется надежный устойчивый штатив и необходимо исключить любые перемещения оператора, других людей или животных рядом с камерой.

Wedding-фотография: двигаться дальше... Часть III
10 сентября 2014
Советы

Wedding-фотография: двигаться дальше... Часть III

Приближение лета в этом году ощущалось особенно остро благодаря количеству грядущих мастер-классов, посвященных именно свадебной съемке. Мастера, известные и не очень, в разных уголках страны раскрывали жаждущим подготовиться к «сезону» секреты wedding-фотографии…