"Европа о-ля-ля"


Мартин Парр, Москва, апрель 2004. Фото: А.Мелихов

Мартин Парр — из тех фотомастеров, чью работу часто называют «спорной» и «неоднозначной». Парадоксально, но этот фотограф «Магнума» и распорядитель крупнейшего фотофестиваля в Арле-2004 практически не снимает провокационных сюжетов или обнаженных тел. Такую репутацию он заслужил благодаря документальной съемке, высокому профессионализму и пристальному вниманию к самым тривиальным предметам, будь то продукты питания или уставшие и скучающие супружеские пары с давним стажем. Получающиеся изображения тем не менее настолько самобытны, постоянно переопределяют по-новому границу между реальностью и вымыслом, настолько отличаются от привычного взгляда на давно знакомый мир, что шокируют не меньше работ мастеров эпатажа. Другой фирменный знак работ Парра — работа с цветом: в восьмидесятых он был одним из первых, кто вновь обратился к цветной съемке во времена моды на черно-белое. О его московской выставке, планах на будущее, а также взглядах на роль фотографии Мартин Парр рассказал обозревателю «КоммерсантЪ» Виктории Мусвик.

— Ваша выставка в Москве называется «Европа, о-ля-ля». Как бы вы определили ее основную тему?

— Главная ее идея — это клише и стереотипы. Я посетил 17 европейских стран и попытался обнаружить и сфотографировать наши стереотипы об этих странах. Иногда очень просто найти такие клише, иногда гораздо труднее. Но я убежден, что у всех нас есть изначальные, глубоко заложенные представления о том, как должны выглядеть разные страны и их жители. Что-то вроде: «Голландия — это тюльпаны» или «Германия — это пиво и баварские сосиски». Эти клише и стереотипы — часть нашей собственной идентичности. Поэтому то, что я пытался сфотографировать, — это нечто вроде концепции, идеи.

— Ваши снимки — это крупные планы самых обычных вещей. Как это сделано технически?

— Я использовал макрообъектив с кольцевой фотовспышкой. Эту комбинацию обычно используют в медицинской фотографии — она дает очень реалистичную, объективную картинку, очень хорошо и ровно освещенную. Это что-то вроде переносной студии, которая у меня постоянно была с собой, так что, как только я видел какую-то концепцию или клише, я сразу же мог сфотографировать ее крупным планом.

— Редко кому из фотографов удается сделать цвет частью композиции. Как это получается у вас? Для многих цвет — это нечто вроде искусственного дополнения к картинке, которая легко могла бы быть черно-белой. Про ваши работы это никак не скажешь. И в то же время есть в ваших цветах какой-то особый, сюрреалистический аспект: они «слишком» яркие для реального мира. Как вы работали с цветом?

— Ну ведь и в целом фотографический процесс довольно искусственен. Например, даже вспышка — она часто подчеркивает, как вы выразились, сюрреалистический аспект вещей и предметов. В моих работах важен не только цвет, а буквально каждая деталь, например, их большой размер, при том, что сами объекты часто очень невелики. Ну и конечно, очень интенсивный цвет. Но это не цвета, измененные при помощи «Фотошопа», — это просто цвета, интенсивность которых преувеличена, сконденсирована. Они на самой грани того, что мы можем воспринять, на грани реальности — и на грани технических возможностей.

— Если идти вдоль стены на вашей выставке, рассматривая работы одну за другой, довольно быстро замечаешь, что у всех работ есть единая, повторяющаяся структура. В какой-то момент даже начинаешь испытывать чувство скуки. Но в то же время понимаешь, что Мартин Парр делает это специально, он как бы работает с самим этим чувством скуки, исследует его в разных аспектах. Так ли это?

— Да-да, вы верно заметили: это действительно так. Во всех моих работах есть повторяющиеся элементы, единая структура. Например, еда, на моих снимках масса всякой еды, в деталях. Но это все — часть общей идеи. Меня интересуют.... меня как раз и интересуют самые скучные предметы и объекты, и то, как сделать их интересными. Интересными и с визуальной точки зрения, и вообще интересными для зрителя. Для того, чтобы он задумался над самой идеей повторения, скуки, обыденности.

— Как вы этого добиваетесь?

— Просто фотографирую то, что вижу. Но тут еще, конечно, нужно уметь замечать все эти мелкие детали, которые на самом деле очень интересны.

— Как бы вы тогда назвали тот жанр, в котором вы работаете?

— Я не уверен, что у него есть особое название. Как я уже сказал, я стараюсь сфотографировать обычное так, чтобы оно выглядело необычным. Оно и есть, конечно, необычное, удивительное, но мы-то его не замечаем, потому что видим какие-то вещи слишком часто, у нас «замылен» взгляд.

— Но разве это не основное свойство фотографии — делать обычное необычным, обращать внимание на детали?

— А я и не пытаюсь сделать вид, что изобретаю велосипед, я просто пытаюсь наилучшим способом выразить те идеи, которые я придумал или обнаружил и которые считаю теперь своими. Можно найти, откуда взялась каждая из моих идей, разложить ее на элементы, назвать моих учителей. Но из этих элементов сложился мой собственный профессиональный язык в фотографии. Мне кажется, обрести свой собственный голос — это и есть самое важное для фотографа.

— Некоторые фотографы, с которыми я говорила, утверждают, что главное в профессии — все время меняться. Другие, наоборот, как кажется, всегда следуют однажды найденному ходу. Что такое, по-вашему, хороший фотограф?

— Я думаю, фотограф должен быть всегда в движении. Он постоянно развивается. Найти ход и штамповать его — это неинтересно, это слишком просто. Но при этом что-то, конечно, всегда остается, какой-то внутренний стержень. К тому же есть логика пути. Если вы посмотрите на мой путь (я фотографирую уже 35 лет), я сильно изменился, шел от черно-белой к цветной фотографии, от жанра к жанру. Но если все эти снимки сложить вместе, выложить в один ряд, мне кажется, будет что-то, что связывает их воедино. Видно, как одно развивается из другого, так что теперь я могу с гордостью сказать: «Это то, что я создал».

— Над чем вы работаете сейчас?

— Мне сейчас непросто, потому что я делаю двухтомник по истории фотографии, огромный проект. У меня по миру ездит выставка-ретроспектива. И еще ведь надо успевать делать свою работу, постоянно снимать. В Москве мне удалось находить время — каждое утро я поднимался ни свет ни заря и фотографировал до 10 утра. В Москве я снимал парковки и стоянки. Это мой очередной проект — снять парковочные места в 20 разных странах. Они все, конечно, очень похожи — это очень, как вы бы сказали, скучный проект. Очень тривиальные объекты, но мне они очень интересны. Кроме того, меня увлекают такие международные проекты, меня интересует глобализация, как миф и как реальность, наше сходство и различие. Все это часть моего взгляда, моей концепции. Например, я сделал книгу о людях с мобильными телефонами на 4 континентах.

— Ваша страсть к сравнениям и классификации заставляет вспомнить раннюю фотографию или того же Зандера, например. То есть вы в какой-то мере возвращаетесь к истокам фотографии?

— Я думаю, что это свойство любого хорошего фотографа, его дар. Одно из главных свойств фотографии — классифицировать, устанавливать порядок в хаосе окружающего мира. И в наше время мы больше, чем когда-либо, нуждаемся именно в этом свойстве фотографии.




Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Sigma открывает собственный цех по обработке магниевых сплавов
29 сентября 2018
Новости

Sigma открывает собственный цех по обработке магниевых сплавов

Компания Sigma запустила в строй новый современный цех по обработке магниевых сплавов, который теперь является частью завода Aizu, расположенного в Фукусиме (Япония). Новое здание имеет три этажа и занимает площадь порядка 1995 квадратных метров.

Фотограф Дмитрий Костюков: когда дети учатся, они рисуют не под копирку - пусть коряво, но по-своему...
11 сентября 2014
Обзоры

Фотограф Дмитрий Костюков: когда дети учатся, они рисуют не под копирку - пусть коряво, но по-своему...

Форма сама рождает содержание. В фотографии она и есть содержание. Для русского человека это сложно воспринять: у нас культ содержания и пренебрежение к форме, — так или примерно так начинается наш разговор о фотографии с Дмитрием Костюковым. На интервью он приехал из аэропорта. Нам было сложно встретиться иначе. Встреча долго откладывалась. Счастье, что удалось поговорить пару часов относительно спокойно, хотя в наш разговор не раз вклинивались телефонные звонки, а в помещение Школы визуальных искусств, где мы беседовали, то и дело кто-нибудь заглядывал...

Manfrotto добавляет в линейку дорожных штативов модели Befree Advanced Carbon, GT и Live Carbon.
8 июня 2018
Новости

Manfrotto добавляет в линейку дорожных штативов модели Befree Advanced Carbon, GT и Live Carbon.

Компания Manfrotto пополнила линейку дорожных штативов тремя новыми моделями: Befree Advanced Carbon Fiber , Befree GT и Befree Live Carbon Fiber. Первые две модели рассчитаны на обычную съёмку, в то время как Befree Live Carbon Fiber разработан для видеосъёмки с использованием камер DSLR или аналогичного формата. Все три штатива оснащаются новой системой блокировки M-Lock от Manfrotto и комплектуются сумкой для удобства хранения и транспортировки.

Тест DVD-проигрывателя и Full HD-медиаплеера Xtreamer DVD
13 июня 2012
Тесты

Тест DVD-проигрывателя и Full HD-медиаплеера Xtreamer DVD

Этот обычный на вид DVD-проигрыватель обладает всеми возможностями продвинутого сетевого HD-медиаплеера, позволяя своему владельцу скачивать медиаконтент из Интернета и воспроизводить все наиболее распространенные и популярные сетевые форматы изображения и звука. Выбор аппарата, построенного по принципу два в одном, почти никогда не бывает проигрышным, поэтому можно смело утверждать, что Xtreamer DVD ждет популярность у отечественных аудио- и видеолюбителей.

Обзор наушников: упали на уши…
22 января 2013
Обзоры

Обзор наушников: упали на уши…

Кто-то буквально шагает с ними по жизни; кто-то — не использует их совсем; кто-то смотрит на них как на недорогой компромисс, относительно качественных колонок; а для кого-то они являются основным средством прослушивания музыки. Догадываетесь, о чем речь? Конечно же, о наушниках!

PlayMemories Camera Apps от Sony: просто загрузите приложение на свою фотокамеру — и творите!
6 марта 2013
Новости

PlayMemories Camera Apps от Sony: просто загрузите приложение на свою фотокамеру — и творите!

Приложение PlayMemories Camera Apps от Sony предлагает новые способы работы с мультимедиа на различных устройствах. PlayMemories — это простой в использовании набор сервисов и приложений, позволяющий насладиться фото- и видеоматериалами на различных устройствах – от камер, смартфонов и планшетных ПК до игровых консолей PLAYSTATION®3 и совместимых телевизоров BRAVIA. Среди сервисов Sony PlayMemories такие службы как PlayMemories Mobile, PlayMemories Home, PlayMemories Studios (система каталогизации с поддержкой календаря и геометок, а также редактирования изображений и видео для PLAYSTATION®3), PlayMemories online и PlayMemories Camera Apps.

Samsung запускает новую категорию детских интерактивных приложений для Smart TV
10 декабря 2012
Новости

Samsung запускает новую категорию детских интерактивных приложений для Smart TV

Москва, 7 декабря 2012 года. — Компания Samsung Electronics, ведущий мировой производитель потребительской электроники премиум класса, представила на российском рынке новую категорию детских интерактивных приложений для телевизоров Samsung Smart TV. Новые приложения позволят детям управлять телевизором с помощью жестов, функции «виртуальное зеркало» и подключения к телевизору внешних мобильных устройств, обеспечивая захватывающее времяпровождение, нацеленное на образование, развитие и развлечение.

CES 2013. Смартфон LG Optimus G отмечен множеством отраслевых наград и похвальных отзывов
11 января 2013
Новости

CES 2013. Смартфон LG Optimus G отмечен множеством отраслевых наград и похвальных отзывов

Компания LG объявила о том, что ее флагманский смартфон Optimus G получил награду за инновации в области дизайна и инжиниринга на выставке CES 2013 в категории беспроводных телефонов. Модель Optimus G была отмечена за свои технические характеристики, эстетику и дизайн на рынке телефонов.

Окунитесь в мир приключений с новой всепогодной фотокамерой COOLPIX W300
1 июня 2017
Новости

Окунитесь в мир приключений с новой всепогодной фотокамерой COOLPIX W300

Компания Nikon представляет новую компактную фотокамеру COOLPIX W300, которая работает в любых погодных условиях и при глубоководных погружениях. Простая в использовании фотокамера, станет идеальным выбором для любителей приключений и позволит с легкостью снимать интересные сюжеты как на природе, так и на городских улицах.

Lomography добавляет в систему Neptune новый объектив.
7 апреля 2018
Новости

Lomography добавляет в систему Neptune новый объектив.

Система Neptune, выпущенная Lomography в прошлом году, позволяет получить различные оптические конфигурации, используя сменные объективы и одну базу для их крепления. В её состав также входят диафрагменные диски с различной формой отверстий, отвечающие за рисунок боке. Система состояла из трёх основных объективов и теперь пополнилась новой моделью - Naiad 15 mm F3.8