Людмила Таболина: съемка — это полет и вдохновение

В государственном литературно-мемориальном музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме открылась выставка Людмилы Таболиной «Паломничество по литературным местам». Это ее сорок первая персональная выставка. В экспозиции представлено 100 работ, и каждая из них притягивает своим очарованием и глубиной. Все работы были сняты исключительно моноклем, с которым Таболина не расстается уже двадцать лет.

Людмила Таболина родилась 2 июня 1941 года в Вышнем Волочке Калининской области. С 1961 года живет в Ленинграде (Петербурге). Окончила Ленинградский технологический институт. По специальности — химик-технолог, кандидат технических наук. В 1970–1980-х была членом фотоклуба при ДК им. Горького и фотоклуба «Зеркало». Член Союза фотохудожников России с 1992 года. Приверженец серебряной фотографии и ручной печати. Любимый рабочий объектив — монокль. Автор 41 персональной выставки и участник более ста групповых проектов. Работы находятся в коллекциях Государственного Русского музея, Музея истории Санкт-Петербурга, Музея истории фотографии (СПб), Ярославского художественного музея, Музея В. В. Набокова (СПб), Московского дома фотографии, Музея современного духовного искусства при Свято-Троицком Ново-Голутвином женском монастыре (Коломна), Фотографического музея «Дом Метенкова» (Екатеринбург), галереи «Борей» (СПб), музея Ф. М. Достоевского (СПб) и других.

Утро в августе. 1999

В домашней лаборатории Людмилы чисто и уютно. Вечерний свет мягко окутывает стол, на котором мирно уживаются компьютер и старенький фотоувеличитель, чуть поодаль на высоком стуле восседает огромный рыжий кот — непременный участник всех встреч и разговоров в этом доме. Время от времени забегают два домашних пса: проверить, не обидел ли кто их любимую хозяйку, и получить от нее очередную порцию ласки. Тут вкусно пахнет реактивами и идут последние приготовления к предстоящей выставке. Наш разговор начался с детских воспоминаний.

Из цикла Старое зеркало. 1998

Л. Т.: — Родилась я 2 июня 1941 года, а 22-го июня началась война. Отец ушел на фронт, дедушка, в чьем деревенском доме мы стали жить, был репрессирован в 37-м, мы с ним не встретились в этой жизни. Бабушка работала санитаркой в больнице, мама — учительницей в школе. А я с малых лет оставалась в доме одна. Зимой в сильные морозы ко мне подселяли козлят, у меня была трудная задача — охранять от них цветы. Еще помню, как в соседней деревне бомбили небольшой военный аэродром. С тех пор я стала бояться звука самолетов, как загудят — я на печку, за трубу, чтобы самолет меня в окно не увидел.

И. Г.: — А когда война закончилась, помните?
Л. Т.: — Помню только, что отец вернулся с фронта в 1946-м и мы переехали в город Вышний Волочек. И в школу я пошла уже городскую.


И. Г.: — Тогда Вы и увлеклись фотографией?
Л. Т.: — Нет, фотографией я не увлеклась. Помню, в 12–13 лет мне подарили фотоаппарат «Фотокор» моего двоюродного деда, погибшего на войне. Но никто не показал, как с ним обращаться. Ящик ящиком, не открывается, пошла с ним на улицу. В конце концов я потянула крючок и вынула кассету. В кассете оказалась пластинка, заряженная еще дедом. Положила я ее на траву и наблюдала, как на ней рисуется тень от травы. Впечатление незабываемое! Убрала я этот ящичек и больше к нему не прикасалась.

И. Г.: — Какие увлечения были в школе?
Л. Т.: — Начала вышивать. Тогда вся страна вышивала крестиком и гладью. Ходила в Дом пионеров в кружок рукоделия к удивительной учительнице Татьяне Николаевне Зуль. Когда появилось рисование в школе, стала писать акварельки, поняла, что мне это нравится, и в том же Доме пионеров стала посещать еще и кружок ИЗО. Надо сказать, что Вышний Волочек находился за 101 м километром, между Москвой и Ленинградом, там было очень много репрессированных, как правило — прекрасно образованных людей. Они и были той культурной средой, которая питала город.

Казанский собор. 1993

И. Г.: — Когда же фотоаппарат снова оказался в руках?
Л. Т.: — Уже в институте. Поселили нас в комнату, где было восемь человек, вдруг приходит девятая девушка. Все стали возмущаться, но я ее отстояла. На шее у нее был фотоаппарат, а через плечо — штатив, очень мне это понравилось. Она в то время уже увлеченно снимала и даже работала в заводской малотиражке. Мы подружились и не расставались все студенческие годы, кстати, дружим и до сих пор. Я купила себе фотоаппарат «Смена-6», который стоил аж одиннадцать рублей, а стипендия была тринадцать… Мы ходили в походы, гуляли по городу, а потом проявляли пленки и печатали где-то в закутке в общежитии. Так Галина Кабатова стала моим первым учителем фотографии. Ну а потом, спустя некоторое время, последовали клуб при Дворце культуры им. Горького и фотоклуб «Зеркало».

Красота. Из цикла Летний сад. 1996

Во время учебы в Ленинградском технологическом институте Людмила увлеченно занялась наукой, впоследствии защитила кандидатскую диссертацию, долго преподавала на кафедре нефтехимии. Самоотверженно отдавала себя семье и детям. Но и фотография, хоть и эпизодически, присутствовала в ее жизни, она была для Людмилы некоей отдушиной, глотком свежего воздуха. По ее словам, когда она уставала от науки или от семьи, приходила в клуб, там было хорошо.


И. Г.: — Не могу не спросить про легендарный клуб «Зеркало», через который прошла практически вся фотографическая элита. Какое влияние оказал на Вас этот коллектив?
Л. Т.: — В «Зеркале» я встретилась с замечательными людьми — яркими, талантливыми личностями. Там царил высокий интеллектуальный и духовный уровень, там была совсем другая фотография. Лидером и движущей силой этого коллектива был Евгений Раскопов, который долгое время самоотверженно служил фотографии и был председателем клуба. Он приглашал на встречи известных фотографов, устраивал выставки и «разборы полетов». Каждый творческий отчет в клубе — это полноценное высказывание. На своих коллег я смотрела как на великих мастеров. Многие из них и стали мастерами, хорошо известными в фотографическом мире: Людмила Иванова, Александр Китаев, Борис Михалевкин, Евгений Мохорев, Валерий Потапов, Алексей Титаренко, Андрей Чежин, Дмитрий Шнеерсон и многие другие. Меня всегда восхищали чужие фотографии. У меня с детства был глубокий комплекс: я считала, что я хуже всех, сидела в сторонке и старалась не высовываться. И фотографии мои мне казались хуже всех. Как теперь понимаю, они были просто другими.


И. Г.: — Вас больше ругали или хвалили в клубе?
Л. Т.: — Больше хвалили, но это не избавляло меня от комплекса. Настал момент, когда я решила расстаться с фотографией, избавиться почти от всех фотопринадлежностей и оставить себе лишь самое необходимое для создания семейного архива. Помешал этому случай.
Женя Раскопов увидел мои завалявшиеся с лета пленки, снятые «Любителем». «Давай проявлю? — Бери!» Проявил и даже напечатал несколько сюжетов выставочного формата. Потом отправил меня с ними в Рязань на фотовыставку «Фотографируют женщины». Случилось это в 1991 году. Я привезла туда серию фотографий о деревенском доме моего деда, где я провела детство и где люблю бывать и по сей день.
В Рязани произошло знакомство Таболиной с Г. Колосовым и начался «роман с моноклем». Георгий Колосов — яркий представитель пикториальной фотографии и ее теоретик, на фотовыставке был председателем художественного совета Союза фотохудожников России. Он заметил Людмилу и ее фотографии и вскоре подарил ей собственноручно изготовленный мягкорисующий объектив — монокль.

Фонтанка у Шереметьевского дворца. 2011

И.Г: — Вы сразу приняли его и почувствовали, что это Ваш инструмент?
Л. Т.: — Нет, сначала не понимала, чего хочет от меня монокль. В то время я часто ездила в командировки в Москву, показывала Колосову свои фотографии. Он, человек очень терпеливый, тактичный, смотрел на них с недоумением. А осенью 92-го он приехал в Петербург и преподал мне настоящий мастер-класс: неделю ходил со мной по городу, заново собрал и настроил мою лабораторию. А когда он напечатал мои фотографии, я удивилась: не ожидала такого результата. Наше общение оказалось для меня потрясающе обогащающим, здесь в огромной степени сказалось влияние его личности. Постепенно во мне появилось понимание, ощущение, что монокль — мой инструмент, моя кисточка.

В этом же,1992 году, Людмилу пригласили в Серпухов на первый фестиваль пикториальной фотографии, где она получила приз правления СФР. Так начались ее пикториальная фотографическая жизнь и активная выставочная деятельность. Каждую свою выставку Людмила Таболина воспринимает как некий итог, возможность пересмотреть свой багаж, переосмыслить и прояснить самой себе определенные вещи.


И. Г.: — Когда Вы почувствовали себя состоявшимся мастером?
Л. Т.: — Я об этом не думала. Мне интересно делать фотографии, а мастер я или не мастер — мне не интересно.


И. Г.: — Всегда ли бываете довольны результатом?
Л. Т.: — Делаю все с удовольствием. Когда получается — радуюсь. Если что-то не получается — значит, кто-то другой делает это лучше меня.


И. Г.: — У Вас почти нет единичных фотографий, Вы сразу стали снимать сериями, циклами. Как они появляются?
Л. Т.: — В голове или в душе, не знаю точно, сразу рождается проект. А потом — просто поток сознания. К примеру, серия «Осенний день стеклянной банки». Пошла на чердак. «О, банка!». Достала, внутри оказалась газета 1934 года! Поставила осторожно банку на скамейку, думаю: «Сейчас сниму». А потом решила: «Пусть целый день стоит, а я целый день ее буду снимать». Или, например, в деревне: хожу по одному и тому же месту сотни раз в день, занимаюсь хозяйственными делами, потом вдруг мир изменился, увидела его по-другому. Такое теперь может случаться довольно часто.


И. Г.: — Свои «литературные» серии Вы снимаете на протяжении пятнадцати лет. С чего это началось?
Л. Т.: — Петербург я полюбила сразу и навсегда. Этот город совершенно особенный. Он заселен литературными персонажами в такой степени, что невозможно этого не чувствовать и не ощущать. Так, например, моя подруга и коллега по Технологическому институту Ирина Юрьевская открыла для меня Набокова. Гуляя по его Петербургу, она читала мне его стихи: «Я помню, над Невой моей/Бывали сумерки, как шорох/Тушующих карандашей».

Антонина Тимофевна. 1993

И. Г.: — Ваши «литературные» циклы мы имели счастье видеть в разных пространствах и в разное время. Кому принадлежит идея объединить эти циклы в одну выставку? Трудно ли было собрать экспозицию?
Л. Т.: — Это кураторский проект художника Вальрана, это его идея. Мне было легко: я сделала фотографии, а всю остальную громадную работу проделал куратор. Когда хороший куратор берется за работу, художник отдыхает.


И. Г.: — Сразу ли Вы печатаете отснятые сюжеты?
Л. Т.: — Иногда им надо отлежаться. Съемка — это полет, вдохновение, а печать — тяжелый и осмысленный процесс.


И. Г.: — Каково Ваше отношение к современным цифровым технологиям?
Л. Т.: — Если фотографию использовать для зарабатывания денег, конечно, с цифрой стало легче. А для художника ничего не изменилось, он свое отрабатывает так же, как отрабатывал раньше, только трудности у него совсем другие.
Трудно понять, как удается этой хрупкой женщине, необычайно скромной и тихой в жизни, быть такой смелой и настойчивой в творчестве, уже многие годы удивлять нас необычайным разнообразием и почти детской прямотой. Сила ее, возможно, в невероятной любви к окружающему пространству, и кажется, что сама природа с готовностью раскрывает ей свои тайны.
Философы и мыслители всех эпох в разных формах высказывали почти одну и ту же идею: проповедники, поэты, художники, безумцы, вообще люди творческие или «желающие странного» обладают даром понимать язык богов и трансформировать его в нечто, соответствующее земной реальности. Снимки Людмилы Таболиной — наглядное доказательство способности видеть нечто, невидимое остальным.
Разговаривать с Людмилой Таболиной, как и смотреть ее фотографии, хочется бесконечно. Но, не смея больше отнимать ее драгоценное время, я задала заключительный вопрос, на который, впрочем, уже знала ответ.


И. Г.: — Что для Вас фотография сегодня?
Л. Т.: — Жизнь.

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Huawei запускает первый в мире коммерческий процессор на технологии 7нм Kirin 980
31 августа 2018
Новости

Huawei запускает первый в мире коммерческий процессор на технологии 7нм Kirin 980

Cегодня на выставке IFA 2018 генеральный директор Huawei Consumer Business Group Ричард Ю представил новый процессор Kirin 980 — следующий этап развития мобильного искусственного интеллекта. Став первым коммерческим чипом, созданным по разработанному Taiwan Semiconductor Manufacturer Company (TSMC) 7-нанометровому технологическому процессу, он сочетает в себе производительность, эффективность и оснащен двойным модулем нейронных вычислений.

Обзор плазменного телевизора Samsung PS51F8500 AT
26 мая 2014
Обзоры

Обзор плазменного телевизора Samsung PS51F8500 AT

Основа домашнего кинотеатра – экран. В современных условиях диагональ экрана размером 50 -55 дюймов давно перестала быть диковиной и в этом сегменте приличное количество бюджетных моделей. Сегодня мы рассмотрим как бюджетные модели, так и модели премиум-класса, поймем, на что они способны и есть ли смысл поменять свой старый телевизор на более современный. А диагональ 50”- 55” делает комфортным просмотр в комнате от 18 метров и изображение на таком экране наиболее “киношное”, а для экрана в 65” (следующий размер) нужна совсем другая площадь помещения. Свой обзор я хочу начать с плазменных телевизоров. Несмотря на многие недостатки, плазма, на сегодняшний день, показывает самую качественную картинку и, в плане цены, может поспорить с LED и существенно дешевле OLED. Итак, две модели от SAMSUNG

Памяти светлого человека
15 марта 2004
Обзоры

Памяти светлого человека

Для кого-то он был Виктор Авксентьевич, для кого-то дядя Витя, а для кого-то просто — Руйчик. С мэтром советской фотографии Виктором Авксентьевичом Руйковичем как-то не вяжется это слово «был». Всем казалось, что Руйкович вечен, что он всегда был, и что он всегда будет. Но 20 ноября 2003 г. его не стало.

Накладные наушники JVC HA-MX100-Z: настоящая музыка из прошлой жизни…
18 ноября 2016
Обзоры

Накладные наушники JVC HA-MX100-Z: настоящая музыка из прошлой жизни…

Старая любовь не ржавеет! JVC – всего три буквы, а в такую дрожь бросало, ну, в чистом виде – тройка, семерка, туз… Прослышав о новых мониторах JVC, я стал подбираться к диковинной новинке, чтобы послушать их живьем и заодно прикоснуться к своей прошлой жизни. Любопытство вперемежку с ностальгией и изначальным благоговением к бренду покоя не давало ни днем, ни ночью. И что же? Студийные мониторы сами меня нашли – совершенно случайно. И тут же затянули в звуковое пространство Victor Studio. В общем, наушники встречаем, на голову надеваем. И включаем. Сегодня слушаем студийные мониторы JVC HA-MX100-Z.

Nikon обновила прошивку для D500
14 марта 2018
Новости

Nikon обновила прошивку для D500

Nikon выпустилапрошивку версии 1.14 для зекркальной фотокамеры D500. Новая прошивка устраняет проблему, возникавшую при копировании изображений.

Телевизор – по-прежнему важнейшая техника в гостиной
12 декабря 2019
Обзоры

Телевизор – по-прежнему важнейшая техника в гостиной

В апреле 2019 года компания Sony провела исследование «Эволюция гостиной», и выяснила сколько в среднем люди проводят перед телеэкраном, в каком формате предпочитают смотреть программы и как обстоят дела с вопросом отцов и детей.

Canon представляет свои первые зум-объективы для вещательных 8K-камер
7 ноября 2019
Новости

Canon представляет свои первые зум-объективы для вещательных 8K-камер

Компания Canon представляет два новых объектива для вещательных 8K-камерⁱ с датчиками формата 1,25 дюйма: внестудийный зум-объектив UHD DIGISUPER 51 и портативный зум-объектив 7x10.7 KAS S. Новые зум-объективы ярко демонстрируют весь опыт Canon в разработке лучших оптических технологий.

Возвращение легенды
31 декабря 2003
Новости

Возвращение легенды

Япония. Далекая и одновременно близкая, простая и в то же время загадочная. Она захватывает наше воображение своей экзотикой и древней историей, поражает экономическим развитием и прогрессивной электроникой. Страна Восходящего солнца, загадочная земля на восточной окраине мира. Сегодня каждый человек имеет возможность соприкоснуться с этой страной в повседневной жизни.

Garmin Coach: персональный тренер в часах Garmin
13 июня 2019
Новости

Garmin Coach: персональный тренер в часах Garmin

Лето – подходящее время как для активного отдыха на природе, так и для занятий бегом. Бег укрепляет сердечно-сосудистую систему, сжигает калории, повышает выносливость и общий мышечный тонус. Незаменимым помощником в беге являются умные часы, а тренера по бегу заменит обновленная функция Garmin Coach, доступная в бесплатном приложении Garmin Connect.

Canon анонсирует выпуск нового компактного лазерного 4K-проектора с расширенными возможностями подключения и улучшенным интерфейсом
4 июня 2019
Новости

Canon анонсирует выпуск нового компактного лазерного 4K-проектора с расширенными возможностями подключения и улучшенным интерфейсом

Вслед за объявлением о разработке, сделанным на выставке ISE 2019, компания Canon анонсирует выпуск лазерного проектора XEED 4K6021Z с высокой яркостью и аппаратным разрешением 4K. Новый проектор призван развить успех модели XEED 4K5020Z, появившейся в декабре 2018 года. Этот мощный проектор дополнит широкий ассортимент решений Canon с разрешением 4K. Два разъема Display Port позволяют использовать его в творческих инсталляциях и упрощают интеграцию в существующую аудио-видео-инфраструктуру. Экономичный дизайн и минимальные потребности в техобслуживании обеспечат долгосрочную защиту инвестиций при покупке этого решения.