Для кого-то он был Виктор Авксентьевич, для кого-то дядя Витя, а для кого-то просто — Руйчик. С мэтром советской фотографии Виктором Авксентьевичом Руйковичем как-то не вяжется это слово «был». Всем казалось, что Руйкович вечен, что он всегда был, и что он всегда будет. Но 20 ноября 2003 г. его не стало.
Про таких людей говорят «патриарх», «легенда». Это все так. Но прежде всего Виктор Авксентьевич Руйкович был Светлым Человеком. Несмотря на свой уважаемый возраст и богатейший опыт, он был абсолютно лишен старческого высокомерия. Доступный, от академика до ребенка, и открытый для всех, он любил жизнь такой, какая она есть. Он, как никто другой, умел радоваться этой жизни, вероятно, поэтому и прожил долго, достойно и красиво.
В. А. Руйкович родился в Москве в 1907 году в семье польского шляхтича Авксентия Руйковича — участника польского восстания 1863 года. Свой первый фотоаппарат Kodak Braun маленький Витя взял в руки в 8 лет, а в 18 уже серьезно увлекся фотографией. Его учителями были такие мэтры советской фотографии, как Александр Родченко, Максим Альперт, Аркадий Шайхет. Также с юных лет Руйкович полюбил кинематограф, активно набирающий силу в молодой Советской России.
В 1927 году Руйкович начинает работать помощником оператора в Госвоенкино. В разных частях СССР, от Украины до Сибири, он снимает документальные фильмы. В 1931 году в разгар съемок в Таджикистане молодой кинооператор принимает участие в боях против басмачей. В середине 30-х любовь к фотографии берет свое, и Руйкович полностью посвящает себя фотожурналистике. Он сотрудничает с «Огоньком», «Рабочей Москвой», «Правдой», «Известиями», «Moscow News», «Revue de Moscou» и другими изданиями. В 1936 году молодой фотожурналист Руйкович уезжает на Кавказ делать газету «Школа Мужества». Там он начинает серьезно заниматься альпинизмом.
Фото Романа Денисова. 17 ноября 2002 г. Как фронтовой фотокорреспондент Виктор Авксентьевич прошел всю Великую Отечественную войну. Стоит отметить один факт его фронтовой биографии: в ноябре 1941 г. Руйкович получает назначение в газету «За честь родины» 20-й армии, под командованием одиозного генерала Андрея Власова. Незадолго до окружения армии Власова Руйкович по счастливой случайности был переведен в другую газету.
С 1945 по 1949 гг. Руйкович работает фотокорреспондентом «Огонька» в прибалтийских республиках. Но самую большую часть своей профессиональной деятельности (41 год!!!) Виктор Авксентьевич посвятил журналу «Советский Союз», в котором проработал с 1950 по 1991 гг.
Виктор Авксентьевич Руйкович — кавалер орденов Красной Звезды и Великой Отечественной войны.
Несмотря на свое «неправильное» происхождение и работу в фронтовые годы под началом предателя Родины — генерала Власова, Руйкович чудом избежал репрессий. Но сказать, что все в профессиональной карьере Виктора Авксентьевича складывалось гладко, никак нельзя. В СССР инициатива, да тем более еще и творческая, вовсе не приветствовалась. Чего только стоит скандал в ЦК КПСС, разгоревшийся в 1958 г., после публикации фоторепортажа Руйковича из Вешенского о Михаиле Шолохове. Результатом этого ЧП стало разгромное постановление ЦК — «Об ошибках в художественном оформлении журнала «Советский Союз»», которое камня на камне не оставило от «безответственного» и «идеологически неподкованного» фотографа. Такая «бумажка» в то время ломала не только карьеру, но и жизнь тысячам людям. Тогда Руйкович отделался строгим выговором с понижением в должности и испугом. Возможно, Руйковича тогда спасло и то, что он никогда, несмотря на многолетние уговоры, не был членом партии. Но в 1971 г. его это не спасло. Публикация фотографии «Три нимфы» для журнала «Freie Welt», издававшегося в ГДР, стоила Руйковичу не только отстранения от работы с убийственной по тем временам формулировкой за несанкционированную съемку, но и первого инфаркта.
Но все это сухие факты, которые до конца не отражают масштаба личности этого человека. Руйкович обладал редчайшим даром — даром общения. Он был безумно добр ко всем, кого знал, бескорыстно делился своими знаниями, впечатлениями и опытом.
До конца своих дней Руйкович оставался записным модником. Его невозможно было представить расхлябанным или неряшливым. Всегда подтянутый, спортивный, элегантный. Его безумно любили женщины, и он отвечал им взаимностью. О его многочисленных романах во всех частях Советского Союза, благо работа и богатырское здоровье позволяли, ходили легенды.
Руйкович никогда не говорил о смерти. Не в его привычке было на что-либо жаловаться. Он любил молодые компании. Ему, как воздух, было необходимо общение. Он всегда стремился узнать последние фотографические новости, поэтому посещал все значительные фотоакции в Москве. Он очень обижался, когда про него забывали. Руйкович заряжал всех нас своей энергией и поражал своим непосредственным, в чем-то детским, восприятием мира. Он был неуемный и несгибаемый. Виктор Авксентьевич собирался справлять свой столетний юбилей, планировал сделать огромную выставку, но...
Как же мы все теперь без Вас, дядя Витя?
P.S. Так уж случилось, что мое интервью с Руйковичем в одном из московских журналов стало последней прижизненной публикацией фотографа. Виктор Авксентьевич радовался, как ребенок, когда узнал, что вышел журнал с его любимым фоторепортажем о Шолохове. Мы должны были встретиться с ним и отметить его день рождения — 17 ноября Виктору Аксентьевичу исполнилось 96 лет. Лучшего подарка, чем журнал с интервью и публикацией его фотографий, я и придумать не мог. Я опоздал к нему на два дня. 20 ноября его не стало. Простите меня, Виктор Авксентьевич.
Светлая Вам память и пусть земля Вам будет пухом.
Комментарии