Кто он, ксенон?...

27 июня 2005

Слово «ксенон» вошло в обиход автомобилистов сравнительно недавно и поначалу воспринималось как что-то таинственное, но непременно яркое и престижное. Это можно объяснить тем, что первые автомобили с ксеноновыми фарами — это представительские седаны, которые, так уж повелось, почти поголовно оборудованы если не проблесковым маячком, то хотя бы фарами-вспышками или на худой конец «счастливым номером».

Шло время, штатным ксеноновым светом стали оснащаться все больше автомобилей, стали появляться комплекты для дооборудования автомобилей ксеноновыми лампами и фарами. А раз у покупателя появился выбор, то у журнала «ПОТРЕБИТЕЛЬ. АвтоДела» автоматически появился повод для очередного обзора. Тем более что практически на всех сайтах, посвященных ксеноновым лампам, приводятся вдохновляющие результаты, опираясь на которые сравнивать ксеноновую продукцию можно разве что с сердцем литературного героя Данко.

Ни на секунду не сомневаемся, что каждый, кто держит этот журнал в руках, а значит, интересуется автомобилями, тюнингом и комплектующими, без труда скажет, что ксенон — это газ, и что свет ксеноновых фар воспринимается белее и ярче привычных «галогенок». Тем не менее начать серию обзоров про это нововведение мы бы хотели именно с небольшой теоретической части, а уже после этого перейти к привычным для вас сравнительным тестам.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Ксенон (Xenon, в переводе с греческого «чужой») — инертный газ, находящийся на 54-м месте в таблице Менделеева. Открыт он был в 1898 году путем выделения из атмосферного воздуха. Газ голубовато светился в электрическом разряде и давал своеобразный спектр с линиями в областях от оранжевой до фиолетовой, что и стало его визитной карточкой. С точки зрения химиков название свое он оправдывает именно тем, что среди инертных газов ксенон первым вступил в химическую реакцию и образовал устойчивое соединение, чем сделал неуместным термин «инертные газы». Этот элемент с химической точки зрения имеет массу других интересных фактов в своей «биографии», но дабы не превращать обзор в один из скучных уроков школьного курса по химии, переходим непосредственно к практической для автомобилистов стороне вопроса.

Сама ксеноновая лампа представляет собой газоразрядный источник света высокого и сверхвысокого давления, в котором дуговой разряд происходит непосредственно в ксеноне. Лампа представляет собой заполненную ксеноном герметичную кварцевую колбу со встроенными электродами. Принципиальное отличие ксеноновой лампы от галогеновой состоит в том, что у этой лампы нет нити накаливания, а видимый свет — это электрическая дуга, возникающая между парой электродов. До того как прийти в автомобильные фары, а впервые это произошло в 1992 году, ксеноновые лампы использовались для освещения съемочных площадок на киностудиях, а также для освещения стадионов и улиц.

ГАЗ ЗАГНАЛИ В ЛАМПУ...

Первая газоразрядная ксеноновая лампа для автомобиля была разработана фирмой Philips. Адаптация ксеноновых ламп для использования в автомобиле стала необходимостью для решения задачи повышения яркости головного света, так как от стандартных галогеновых ламп разработчики на данный момент получили максимально возможную отдачу. Так, на свет появились первые автомобильные ксеноновые лампы, которые носили индексы D1R и D1S. Литера «R» говорит о том, что лампа предназначена для рефлекторных фар, а «S» — для прожекторных систем. «R»-лампы имеют напыление на колбе в виде двух продольных полосок и кольца, которая предназначена для формирования асимметрии светового пучка — она «загоняет» луч в рамки требований к светотеневой границе. «S»-лампы такого напыления не имеют. Модернизированные лампы получили индексы D2R и D2S и применяются и в настоящее время.

...А ЛАМПУ АДАПТИРОВАЛИ

Пару лет назад существовало только два варианта дооснащения ксеноном автомобильной оптики. Причем оба они весьма трудоемки. Первый вариант, который и сейчас не потерял своей актуальности, это установка новой головной оптики в сборе. Понятно, что этот способ доступен только тем автовладельцам, на чьи авто ксенон устанавливают на заводе опционально. Иначе неоткуда взять ксеноновую блок-фару. Второй вариант — для бесстрашных тюнингистов, которым по силам переделка штатного посадочного места под новую лампу, что, в свою очередь, чревато невозможностью настройки и даже поломкой блок-фары.

Понятно, что оба эти варианта не могли удовлетворить возникшему спросу, на что производители прореагировали и стали выпускать лампы с адаптированными цоколями. Так появилась возможность без особого труда переоборудовать штатную головную оптику, установив в нее ксеноновые лампы: в магазинах и Интернете представлен достаточно большой выбор комплектов под разные виды цоколей — H1, H3, H4, H7, 9004, 9005, 9006, 9007 и D2S, D2R. Все было бы хорошо, если бы не одно «но»: эти варианты хороши для автомобилей с разнесенной на две пары ламп светотехникой, где за каждый свет (ближний и дальний) отвечает свой комплект ламп. Владельцам автомобилей с заведенным на одну лампу ближним и дальним светом на свой страх и риск приходилось либо лишать себя дальнего света, довольствуясь ближним ксеноновым, либо устанавливать дополнительные внешние фары дальнего света. Такой вариант можно признать удачным для владельцев внедорожников, но, согласитесь, владелец городской легковушки ограничится одним ближним светом. На сегодняшний день и эта проблема имеет решение, название которой Bi-xenon. Такая лампа устанавливается взамен штатной и работает «на два фронта». Конструктивно это все та же колба с парой электродов, отличие ее в том, что в ней есть подвижный элемент (им может быть как отражатель, так и сама колба), который занимает либо «ближнее», либо «дальнее» положение, чем и регулируется световой пучок.

Принципиально другой подход к установке ксеноновой оптики — это установка готовых дополнительных фар, которая, по сути, аналогична установке «противотуманок». Вариантов для такой установки среди светотехники также немало.

СВЕТОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛАМП

Как правило, первая характеристика ксеноновой лампы — это цветовая температура. Дабы привлечь наше с вами внимание, производители стремятся указать как можно большую цифру в этой категории, совершенно забывая, что больше здесь совсем не лучше. Для большей убедительности в сравнение приводится температура цвета галогеновой лампы (около 2800 К) и ксеноновой. На одном из комплектов в магазине нами была обнаружена многообещающая надпись «12 000 К». Между тем, есть мнение, что чрезмерный цветовой сдвиг способен вызвать ослепление встречных водителей даже при правильной регулировке. Оптимальным считают свет с цветовой температурой 4100-4400 К. Модный же голубой оттенок (явно различимый) — признак превышения отметки в 6000 К.

Другой характеристикой является индекс цветопередачи, который показывает, насколько хорошо в свете источника различимы другие цвета. Кроме этого также важна интенсивность, то есть яркость светового потока.

Подводя промежуточные итоги, можно сказать, что лампа может иметь высокую цветовую температуру, но неравномерный спектр, что негативно скажется на восприятии конкретных объектов, и световые характеристики лампы это не только ее цветовая температура.

Интересным фактом является и то, что в процессе эксплуатации ламп они имеют свойство увеличивать свою цветовую температуру, что считается для них допустимым. Порядок этого увеличения, безусловно, меньше приведенного значения в тысячи кельвинов (учитывая эту особенность, в характеристиках приводится усредненный результат) и составляет порядка нескольких сотен за полгода неинтенсивной эксплуатации. Этот факт можно было бы и оставить без внимания, но именно основываясь на этом, некоторые производители рекомендуют менять ксеноновые лампы парами.

Заканчивая этот раздел, нельзя не упомянуть и о том, как ксеноновые фары воспринимаются окружающими. Эстетическую сторону мы рассматривать не будем, а вот тот факт, что ксеноновый свет оказывает влияние (а в самом худшем случае — ослепление) на водителей встречных автомобилей, напрямую связан с повышенной яркостью ламп. Поэтому производитель, занимающийся разработкой и производством ксеноновых установок, должен, с одной стороны, максимально осветить пространство перед автомобилем, а с другой, не навредить другим участникам движения.

НЕ ВСЕ ТО КСЕНОН, ЧТО СВЕТИТСЯ

На комплектах с ксеноновыми лампами часто встречается аббревиатура «HID», что расшифровывается как High Intensity Discharge (разряд высокой интенсивности). Но наличие этой аббревиатуры совсем не гарантирует то, что предлагаемые лампы — ксеноновые. Ярким примером «псевдоксенона» могут служить лампы ZENON, протестированные нами год назад (см. №5, 2004), представляющие собой галогеновые лампы с тонированной колбой. На прилавках могут встретиться и другие варианты «псевдоксеноновых» ламп, и, возможно, некоторые из них могут быть визуально похожими на оригинальные. В любом случае при покупке нужно внимательно изучить приобретаемый товар.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОМПЛЕКТА

Так, комплект ксенонового света, будь то адаптированные лампы или готовые фары, должен включать как минимум сами лампы (что в принципе естественно), блоки розжига-контроля (балласты), необходимую проводку и уплотнения. Наличие крепежа в комплекте приветствуется, но его отсутствие не столь криминально. Если вы планируете заняться установкой самостоятельно, то наличие ясной инструкции по подключению будет куда более важно. Учитывая высокое рабочее напряжение (около 85 В), один из главных вопросов при установке — это дополнительная герметизация блок-фары, высоковольтных и других соединений, а также продуманное размещение блоков розжига-контроля.

Итак, стоит ли овчинка выделки, каждый автомобилист решает для себя сам. Мы же со своей стороны попытались собрать воедино весь объем информации и взглянуть на вопрос с «другой световой температуры». Мы намеренно не стали приводить все данные и достоинства ксеноновых ламп, так как достоверность некоторых из них у нас вызывает опасения. Взамен этого мы сделали несколько «пристрелочных выстрелов», результатами которых и являются представленные фотографии световых пятен, нескольких комплектов ксеноновых фар/ламп и штатного галогенового света переднеприводного ВАЗа. Что ж, нам совершенно очевидно, что «не все йогурты одинаково полезны», а это значит, что детального теста не избежать.

Редакция благодарит компании «Билайт» и «Мегалайт» за предоставление техники. Автор благодарит Олега ДЕМИДОВА за помощь в подготовке обзора.


Свет штатных галогеновых ламп в режиме ближнего света (ВАЗ-21083)


Свет ксеноновых фар ближнего света HELLA DE Xenon Premium Edition


Свет ксеноновых ламп ближнего света H4 установленных в штатные фары


Свет би-ксеноновых ламп в режиме ближнего света H4, установленных в штатные фары


Свет штатных галогеновых ламп в режиме дальнего света (ВАЗ-21083)


Свет ксеноновых фар дальнего света HELLA DE Xenon Premium Edition


Свет ксеноновых фар дальнего света HELLA Comet 200 Xenon


Свет би-ксеноновых ламп в режиме дальнего света H4, установленных в штатные фары

Комплект би-ксенонового света Фары дальнего света с блоком розжига-контроля Галогеновые лампы с напылением на колбе, «под ксенон»

27 июня 2005

Комментарии

Иван
11.02.2008
0
Разве ВАЗ сертифицировал свои авто на установку ксенона? Такая модификация автомобиля может быть незаконной.
Руслан
15.04.2008
0
Поставил себе на 2110 светят отлично, а главное глаза меньше ночью устают.
Алексей
27.05.2008
0
"Тем не менее начать серию обзоров про это нововведение мы бы хотели именно с небольшой теоретической части, а уже после этого перейти к привычным для вас сравнительным ТЕСТАМ."
"детального теста не избежать"

Ребята! А где ТЕСТЫ??? :(
Роман
27.05.2008
0
Алексей, для того чтобы увидеть результаты тестов, нужно включить в броузере функцию "показывать картинки". После этого внимательно посмотреть на иллюстрации к материалу.
Гена
23.06.2008
0
Наша фабрика специально производит ксенон и парктроники. Мы работаем на Российском рынке и Укранинском с 2004 года.

Надеюсь, с Вами начать новое сотрудничество.
Антоха на 99
15.01.2009
0
Думаю поставить на свою девяточку, по любому лучше будет, а?
Fuftu
03.02.2009
0
Те, кто собирается устанавливать Ксенон в Галогеновые фары, рекомендую ознакомиться с данным ресурсом
http://light-faq.auto.ru/
Allan
10.08.2012
0
hi
Do you need HID conversion kit/2012 newest products-Ghost shadow light for car??
If yes, contact me.will give you Good quality and price
Allan
LONGRIVER AUTO ACCESSORIES LIMITED
Tel: 86-020-15918858613
Mail:wzgallan@gmail.com

Похожие статьи

LG И Mercedes-Benz объединили усилия по созданию интеллектуальной системы камер для автоматического управления автомобилем
16 января 2015
Новости

LG И Mercedes-Benz объединили усилия по созданию интеллектуальной системы камер для автоматического управления автомобилем

СЕУЛ, 16 января 2015г. ― Компания LG Electronics (LG) и Mercedes-Benz вместе разрабатывают конструкцию системы камер нового поколения для автоматического вождения, которые позволят водителям передать часть за-дач по управлению «умному» автомобилю. В рамках сотрудничества уделяется внимание таким качествам камер, как оценка окружающей среды и мониторинг состояния водителя. Как часть совместной работы, Mercedes-Benz передал LG часть лицензии на свою технологию 6D Vision.

Под девизом "ТЕХНОФОРМ"
22 октября 2003
Новости

Под девизом "ТЕХНОФОРМ"

Мы все прекрасно знаем, что двигатель – сердце автомобиля. И надежность его работы зависит не только от того, как был спроектирован агрегат, но и от качества комплектующих, из которых он собран. Стоит ли говорить, что от качества применяемых расходных материалов — топлива, масла, охлаждающей жидкости — также очень многое зависит.

Дорога к вершине
27 июня 2005
Советы

Дорога к вершине

Широко известная компания Дельта Электроникс совместно с представительством компании BLAUPUNKT, специализирующейся на выпуске автомобильной аудиовидеотехники, представили на суд публики новый демонстрационный автомобиль, построенный на компонентах Blaupunkt для презентации новой линейки. Воплотить подобное под силу только команде, точно знающей свое дело.

Продолжают работать, работать и работать
8 октября 2003
Обзоры

Продолжают работать, работать и работать

Как ни крути, но рано или поздно каждый автолюбитель сталкивается с необходимостью приобретения новой аккумуляторной батареи. Тут возникает вопрос, какой «аккумулятор» покупать, как и где это сделать. Многие автомобилисты идут по пути наименьшего сопротивления и приобретают «то же, что было раньше», кто-то обращается за консультацией к гаражным знатокам, сотрудникам станций технического обслуживания или непосредственно к продавцам.

Трещит, но не ломается
10 июня 2004
Новости

Трещит, но не ломается

Что важнее всего при выборе инструмента: цена, качество или, может быть, его технологическая новизна? В компании KING TONY уверены, что все эти критерии являются определяющими. Специалисты компании ведут непрерывный поиск новых технических решений, что позволяет KING TONY удовлетворять постоянно изменяющийся спрос на рынке профессионального инструмента.

С маслами BIZOL
22 октября 2003
Обзоры

С маслами BIZOL

BIZOL Platin Синтетическое моторное масло ЗАЯВЛЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: степень вязкости SAE – 5W-40; плотность при 15 °C — 0,850 кг/л; вязкость при 40 °C — 92 мм2/с, при 100 °C — 14,8 мм2/с; индекс вязкости — 168; температура вспышки — 230 °C; температура застывания —45 °C; щелочное число — 8,4 мг КОН/г; зольность сульфатная — 1,1 масс %.

Lexand представляет новый многофункциональный автонавигатор
16 марта 2015
Новости

Lexand представляет новый многофункциональный автонавигатор

Российская компания «Лаборатория «ЛЕКСАНД» (бренд Lexand) снова расширяет свою линейку автомобильных навигаторов: к классическим GPS-навигаторам серии SA5 присоединяется новинка — Lexand SA5 HDR с дополнительной функцией видеорегистратора. Теперь вам не придется отвлекаться на несколько устройств на приборной панели, устанавливать, включать, настраивать и отслеживать множество разных авто-аксессуаров — Lexand SA5 HDR совмещает в себе их все.

Итальянцы едут по России
8 октября 2003
Обзоры

Итальянцы едут по России

— Здравствуйте. Давайте начнем с краткого экскурса в историю. — Здравствуйте. Компания PIRELLI была основана в конце XIX и века поставляла свою продукцию еще в царскую Россию времен Александра III. В 1893 г. с Аппенинского полуострова Джованни Батиста Пирелли присылал в Россию своих резинотехнических изделий не меньше чем в Германию или Францию.

Водительские очки
10 июня 2004
Обзоры

Водительские очки

Ветер, туман, сумерки и дождь. Впереди — ни зги. Лобовое стекло заливают дождевые потоки, пелена тумана и надвигающиеся сумерки не позволяют видеть дальше двадцати метров. Глаза устали от постоянного напряжения, от бесконечных и бесплодных попыток разглядеть хоть что-то. Каждый автомобилист знает, о чем идет речь.

Пусковой инвертор Neoline Jump Starter 80: с полоборота в любой мороз
17 ноября 2014
Новости

Пусковой инвертор Neoline Jump Starter 80: с полоборота в любой мороз

Компания Neoline представила универсальный пусковой инвертор Neoline Jump Starter 80 – удобное и компактное устройство, которое позволит завести небольшой автомобиль, мотоцикл, квадроцикл или снегоход и при необходимости подзарядить портативную электронику. Пусковой инвертор – незаменимый гаджет для автомобилиста. Наряду с аптечкой и огнетушителем он всегда должен быть под рукой, особенно в холодное время года: это устройство поможет водителю без труда запустить двигатель с полностью разряженным аккумулятором небольшой емкости или при минусовой температуре.