Кто он, ксенон?...

27 июня 2005

Слово «ксенон» вошло в обиход автомобилистов сравнительно недавно и поначалу воспринималось как что-то таинственное, но непременно яркое и престижное. Это можно объяснить тем, что первые автомобили с ксеноновыми фарами — это представительские седаны, которые, так уж повелось, почти поголовно оборудованы если не проблесковым маячком, то хотя бы фарами-вспышками или на худой конец «счастливым номером».

Шло время, штатным ксеноновым светом стали оснащаться все больше автомобилей, стали появляться комплекты для дооборудования автомобилей ксеноновыми лампами и фарами. А раз у покупателя появился выбор, то у журнала «ПОТРЕБИТЕЛЬ. АвтоДела» автоматически появился повод для очередного обзора. Тем более что практически на всех сайтах, посвященных ксеноновым лампам, приводятся вдохновляющие результаты, опираясь на которые сравнивать ксеноновую продукцию можно разве что с сердцем литературного героя Данко.

Ни на секунду не сомневаемся, что каждый, кто держит этот журнал в руках, а значит, интересуется автомобилями, тюнингом и комплектующими, без труда скажет, что ксенон — это газ, и что свет ксеноновых фар воспринимается белее и ярче привычных «галогенок». Тем не менее начать серию обзоров про это нововведение мы бы хотели именно с небольшой теоретической части, а уже после этого перейти к привычным для вас сравнительным тестам.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Ксенон (Xenon, в переводе с греческого «чужой») — инертный газ, находящийся на 54-м месте в таблице Менделеева. Открыт он был в 1898 году путем выделения из атмосферного воздуха. Газ голубовато светился в электрическом разряде и давал своеобразный спектр с линиями в областях от оранжевой до фиолетовой, что и стало его визитной карточкой. С точки зрения химиков название свое он оправдывает именно тем, что среди инертных газов ксенон первым вступил в химическую реакцию и образовал устойчивое соединение, чем сделал неуместным термин «инертные газы». Этот элемент с химической точки зрения имеет массу других интересных фактов в своей «биографии», но дабы не превращать обзор в один из скучных уроков школьного курса по химии, переходим непосредственно к практической для автомобилистов стороне вопроса.

Сама ксеноновая лампа представляет собой газоразрядный источник света высокого и сверхвысокого давления, в котором дуговой разряд происходит непосредственно в ксеноне. Лампа представляет собой заполненную ксеноном герметичную кварцевую колбу со встроенными электродами. Принципиальное отличие ксеноновой лампы от галогеновой состоит в том, что у этой лампы нет нити накаливания, а видимый свет — это электрическая дуга, возникающая между парой электродов. До того как прийти в автомобильные фары, а впервые это произошло в 1992 году, ксеноновые лампы использовались для освещения съемочных площадок на киностудиях, а также для освещения стадионов и улиц.

ГАЗ ЗАГНАЛИ В ЛАМПУ...

Первая газоразрядная ксеноновая лампа для автомобиля была разработана фирмой Philips. Адаптация ксеноновых ламп для использования в автомобиле стала необходимостью для решения задачи повышения яркости головного света, так как от стандартных галогеновых ламп разработчики на данный момент получили максимально возможную отдачу. Так, на свет появились первые автомобильные ксеноновые лампы, которые носили индексы D1R и D1S. Литера «R» говорит о том, что лампа предназначена для рефлекторных фар, а «S» — для прожекторных систем. «R»-лампы имеют напыление на колбе в виде двух продольных полосок и кольца, которая предназначена для формирования асимметрии светового пучка — она «загоняет» луч в рамки требований к светотеневой границе. «S»-лампы такого напыления не имеют. Модернизированные лампы получили индексы D2R и D2S и применяются и в настоящее время.

...А ЛАМПУ АДАПТИРОВАЛИ

Пару лет назад существовало только два варианта дооснащения ксеноном автомобильной оптики. Причем оба они весьма трудоемки. Первый вариант, который и сейчас не потерял своей актуальности, это установка новой головной оптики в сборе. Понятно, что этот способ доступен только тем автовладельцам, на чьи авто ксенон устанавливают на заводе опционально. Иначе неоткуда взять ксеноновую блок-фару. Второй вариант — для бесстрашных тюнингистов, которым по силам переделка штатного посадочного места под новую лампу, что, в свою очередь, чревато невозможностью настройки и даже поломкой блок-фары.

Понятно, что оба эти варианта не могли удовлетворить возникшему спросу, на что производители прореагировали и стали выпускать лампы с адаптированными цоколями. Так появилась возможность без особого труда переоборудовать штатную головную оптику, установив в нее ксеноновые лампы: в магазинах и Интернете представлен достаточно большой выбор комплектов под разные виды цоколей — H1, H3, H4, H7, 9004, 9005, 9006, 9007 и D2S, D2R. Все было бы хорошо, если бы не одно «но»: эти варианты хороши для автомобилей с разнесенной на две пары ламп светотехникой, где за каждый свет (ближний и дальний) отвечает свой комплект ламп. Владельцам автомобилей с заведенным на одну лампу ближним и дальним светом на свой страх и риск приходилось либо лишать себя дальнего света, довольствуясь ближним ксеноновым, либо устанавливать дополнительные внешние фары дальнего света. Такой вариант можно признать удачным для владельцев внедорожников, но, согласитесь, владелец городской легковушки ограничится одним ближним светом. На сегодняшний день и эта проблема имеет решение, название которой Bi-xenon. Такая лампа устанавливается взамен штатной и работает «на два фронта». Конструктивно это все та же колба с парой электродов, отличие ее в том, что в ней есть подвижный элемент (им может быть как отражатель, так и сама колба), который занимает либо «ближнее», либо «дальнее» положение, чем и регулируется световой пучок.

Принципиально другой подход к установке ксеноновой оптики — это установка готовых дополнительных фар, которая, по сути, аналогична установке «противотуманок». Вариантов для такой установки среди светотехники также немало.

СВЕТОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛАМП

Как правило, первая характеристика ксеноновой лампы — это цветовая температура. Дабы привлечь наше с вами внимание, производители стремятся указать как можно большую цифру в этой категории, совершенно забывая, что больше здесь совсем не лучше. Для большей убедительности в сравнение приводится температура цвета галогеновой лампы (около 2800 К) и ксеноновой. На одном из комплектов в магазине нами была обнаружена многообещающая надпись «12 000 К». Между тем, есть мнение, что чрезмерный цветовой сдвиг способен вызвать ослепление встречных водителей даже при правильной регулировке. Оптимальным считают свет с цветовой температурой 4100-4400 К. Модный же голубой оттенок (явно различимый) — признак превышения отметки в 6000 К.

Другой характеристикой является индекс цветопередачи, который показывает, насколько хорошо в свете источника различимы другие цвета. Кроме этого также важна интенсивность, то есть яркость светового потока.

Подводя промежуточные итоги, можно сказать, что лампа может иметь высокую цветовую температуру, но неравномерный спектр, что негативно скажется на восприятии конкретных объектов, и световые характеристики лампы это не только ее цветовая температура.

Интересным фактом является и то, что в процессе эксплуатации ламп они имеют свойство увеличивать свою цветовую температуру, что считается для них допустимым. Порядок этого увеличения, безусловно, меньше приведенного значения в тысячи кельвинов (учитывая эту особенность, в характеристиках приводится усредненный результат) и составляет порядка нескольких сотен за полгода неинтенсивной эксплуатации. Этот факт можно было бы и оставить без внимания, но именно основываясь на этом, некоторые производители рекомендуют менять ксеноновые лампы парами.

Заканчивая этот раздел, нельзя не упомянуть и о том, как ксеноновые фары воспринимаются окружающими. Эстетическую сторону мы рассматривать не будем, а вот тот факт, что ксеноновый свет оказывает влияние (а в самом худшем случае — ослепление) на водителей встречных автомобилей, напрямую связан с повышенной яркостью ламп. Поэтому производитель, занимающийся разработкой и производством ксеноновых установок, должен, с одной стороны, максимально осветить пространство перед автомобилем, а с другой, не навредить другим участникам движения.

НЕ ВСЕ ТО КСЕНОН, ЧТО СВЕТИТСЯ

На комплектах с ксеноновыми лампами часто встречается аббревиатура «HID», что расшифровывается как High Intensity Discharge (разряд высокой интенсивности). Но наличие этой аббревиатуры совсем не гарантирует то, что предлагаемые лампы — ксеноновые. Ярким примером «псевдоксенона» могут служить лампы ZENON, протестированные нами год назад (см. №5, 2004), представляющие собой галогеновые лампы с тонированной колбой. На прилавках могут встретиться и другие варианты «псевдоксеноновых» ламп, и, возможно, некоторые из них могут быть визуально похожими на оригинальные. В любом случае при покупке нужно внимательно изучить приобретаемый товар.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОМПЛЕКТА

Так, комплект ксенонового света, будь то адаптированные лампы или готовые фары, должен включать как минимум сами лампы (что в принципе естественно), блоки розжига-контроля (балласты), необходимую проводку и уплотнения. Наличие крепежа в комплекте приветствуется, но его отсутствие не столь криминально. Если вы планируете заняться установкой самостоятельно, то наличие ясной инструкции по подключению будет куда более важно. Учитывая высокое рабочее напряжение (около 85 В), один из главных вопросов при установке — это дополнительная герметизация блок-фары, высоковольтных и других соединений, а также продуманное размещение блоков розжига-контроля.

Итак, стоит ли овчинка выделки, каждый автомобилист решает для себя сам. Мы же со своей стороны попытались собрать воедино весь объем информации и взглянуть на вопрос с «другой световой температуры». Мы намеренно не стали приводить все данные и достоинства ксеноновых ламп, так как достоверность некоторых из них у нас вызывает опасения. Взамен этого мы сделали несколько «пристрелочных выстрелов», результатами которых и являются представленные фотографии световых пятен, нескольких комплектов ксеноновых фар/ламп и штатного галогенового света переднеприводного ВАЗа. Что ж, нам совершенно очевидно, что «не все йогурты одинаково полезны», а это значит, что детального теста не избежать.

Редакция благодарит компании «Билайт» и «Мегалайт» за предоставление техники. Автор благодарит Олега ДЕМИДОВА за помощь в подготовке обзора.


Свет штатных галогеновых ламп в режиме ближнего света (ВАЗ-21083)


Свет ксеноновых фар ближнего света HELLA DE Xenon Premium Edition


Свет ксеноновых ламп ближнего света H4 установленных в штатные фары


Свет би-ксеноновых ламп в режиме ближнего света H4, установленных в штатные фары


Свет штатных галогеновых ламп в режиме дальнего света (ВАЗ-21083)


Свет ксеноновых фар дальнего света HELLA DE Xenon Premium Edition


Свет ксеноновых фар дальнего света HELLA Comet 200 Xenon


Свет би-ксеноновых ламп в режиме дальнего света H4, установленных в штатные фары

Комплект би-ксенонового света Фары дальнего света с блоком розжига-контроля Галогеновые лампы с напылением на колбе, «под ксенон»

27 июня 2005

Комментарии

Иван
11.02.2008
0
Разве ВАЗ сертифицировал свои авто на установку ксенона? Такая модификация автомобиля может быть незаконной.
Руслан
15.04.2008
0
Поставил себе на 2110 светят отлично, а главное глаза меньше ночью устают.
Алексей
27.05.2008
0
"Тем не менее начать серию обзоров про это нововведение мы бы хотели именно с небольшой теоретической части, а уже после этого перейти к привычным для вас сравнительным ТЕСТАМ."
"детального теста не избежать"

Ребята! А где ТЕСТЫ??? :(
Роман
27.05.2008
0
Алексей, для того чтобы увидеть результаты тестов, нужно включить в броузере функцию "показывать картинки". После этого внимательно посмотреть на иллюстрации к материалу.
Гена
23.06.2008
0
Наша фабрика специально производит ксенон и парктроники. Мы работаем на Российском рынке и Укранинском с 2004 года.

Надеюсь, с Вами начать новое сотрудничество.
Антоха на 99
15.01.2009
0
Думаю поставить на свою девяточку, по любому лучше будет, а?
Fuftu
03.02.2009
0
Те, кто собирается устанавливать Ксенон в Галогеновые фары, рекомендую ознакомиться с данным ресурсом
http://light-faq.auto.ru/
Allan
10.08.2012
0
hi
Do you need HID conversion kit/2012 newest products-Ghost shadow light for car??
If yes, contact me.will give you Good quality and price
Allan
LONGRIVER AUTO ACCESSORIES LIMITED
Tel: 86-020-15918858613
Mail:wzgallan@gmail.com

Похожие статьи

Маленький лучше, чем большой? Американцы меняют отношение к автомобилям - объемы двигателей уменьшаются, растет спрос на дизельные и электрические силовые агрегаты
17 апреля 2014
Новости

Маленький лучше, чем большой? Американцы меняют отношение к автомобилям - объемы двигателей уменьшаются, растет спрос на дизельные и электрические силовые агрегаты

Вкусы американцев меняются – все меньше покупателей отдают предпочтение привычным восьмицилиндровым и большеобъёмным двигателям. Альтернативой им служат современные бензиновые силовые установки с непосредственным впрыском топлива, дизельные моторы и даже полностью электрические варианты. Опубликованный журналом Ward's AutoWorld рейтинг «10 лучших двигателей» 2014 года только подтверждает такую тенденцию. Рейтинг, который ежегодно составляют американские автожурналисты, дает представление о тенденциях развития автомобильной промышленности в стране.

Тормози по GPS! Представляем новый радар-детектор NEOLINE X-COP 4300 с GPS-модулем
9 июля 2015
Новости

Тормози по GPS! Представляем новый радар-детектор NEOLINE X-COP 4300 с GPS-модулем

Компания NEOLINE представляет новый радар-детектор с GPS-модулем NEOLINE X-COP 4300. Он убережет водителя от случайного превышения скорости, заранее предупреждая о полицейских радарах, и позаботится о том, чтобы путешествие было спокойным и безопасным. В бешеном городском ритме водители часто не успевают следить за скоростными ограничениями. Еще сложнее соблюдать скоростной режим на трассе: населенные пункты сменяют друг друга порой без соответствующих знаков – трудно понять, можно ли уже разгоняться до 90 км/ч или еще нет. Новый детектор NEOLINE определяет скорость движения автомобиля и заранее предупреждает, если впереди полицейский радар или дорожная камера. У водителя будет время плавно притормозить, чтобы избежать штрафа.

Интеллектуальный, стильный, разумный
21 июля 2006
Обзоры

Интеллектуальный, стильный, разумный

В 2006 году CLARION обновил свой логотип, изменил его цветовую гамму. Теперь фирменные цвета бренда — это серебристый в сочетании с небесно-васильковым. Маркетологи компании охарактеризовали новую линейку как «интеллектуальную, стильную и разумную». За этими имиджевыми обновлениями кроются обновления технические — модельный ряд расширился, появились новые функции, внедренные ранее стали более доступными.

уДачные гаджеты
22 апреля 2013
Обзоры

уДачные гаджеты

После долгих холодов ничто не радует так, как возможность провести несколько дней на природе в хорошей компании, порадовав и близких, и себя самого. Ну а с началом лета лучше вообще перебраться из душного города в дачную резиденцию. Конечно, чтобы пребывание на даче не превратилась в сплошное мучение, необходимо заранее подготовиться к поездке. Избежать лишних проблем и обеспечить привычный уровень комфорта, помогут современные гаджеты, которые скрасят и дорогу, и сельскую жизнь.

«ПРОДУКТ ГОДА-2017»: соревнование для фото-, мобильной и бытовой техники
3 марта 2017
Новости

«ПРОДУКТ ГОДА-2017»: соревнование для фото-, мобильной и бытовой техники

Уже 14 лет Премия «ПРОДУКТ ГОДА» помогает выявить лучшие товары рынка потребительской электроники и бытовой техники. Присуждение наград производит жюри, состав которого традиционно становится залогом профессионального и непредвзятого судейства. Этот год не стал исключением.

Mio расширяет линейку видеорегистраторов MiVue 5xx
21 августа 2014
Новости

Mio расширяет линейку видеорегистраторов MiVue 5xx

21 августа 2014г., г. Москва, — Компания Mio Technology, ведущий разработчик и производитель электроники для автомобилистов, расширяет линейку видеорегистраторов серии Mio MiVue 5xx. Ее дополнили модели MiVue 508, 518 и 588. С их выпуском любой автомобилист сможет подобрать себе современный видеорегистратор, обладающий отличными техническими характеристиками, высочайшим качеством записи видео и наилучшим образом соответствующий потребностям каждого конкретного пользователя.

Работаем с головой
22 октября 2003
Новости

Работаем с головой

В современном мире практически нет такой отрасли, в которой не используется крепеж в виде болтов, гаек, винтов и т.д. Мир крепежа окружает нас повсеместно, и мы порой, откручивая-закручивая что-нибудь, не задумываемся о всем многообразии существующего инструмента. А ведь на его производство ориентирована целая международная индустрия.

Отличная картинка в любое время: новые версии прошивок для видеорегистраторов Mio MiVue 368 и Mio MiVue 388
15 октября 2013
Новости

Отличная картинка в любое время: новые версии прошивок для видеорегистраторов Mio MiVue 368 и Mio MiVue 388

Москва, 11 октября 2013 г. — Компания Mio Technology, международный лидер в области GPS-устройств и автомобильных аксессуаров, объявляет о выходе обновленной прошивки для видеорегистраторов MiVue 368 и MiVue 388. В новой версии программного обеспечения появились функции для настройки экспокоррекции, была улучшена цветопередача, снижено количество бликов.

Автомобильный видеорегистратор Transcend DrivePro 550 с двумя камерами: надежный свидетель ваших поездок
26 июня 2018
Новости

Автомобильный видеорегистратор Transcend DrivePro 550 с двумя камерами: надежный свидетель ваших поездок

Компания Transcend Information, Inc. (Transcend®), мировой лидер среди производителей мультимедиа и накопителей, представляет автомобильный видеорегистратор DrivePro 550. Благодаря наличию двух объективов с большими углами обзора, эта модель способна одновременно записывать на видео все, что происходит как на дороге, так и внутри автомобиля.

Lexand LR-4500: недорогой видеорегистратор с Full HD-записью без интерполяции
21 декабря 2012
Новости

Lexand LR-4500: недорогой видеорегистратор с Full HD-записью без интерполяции

Компания «Лаборатория "Лександ"» (бренд Lexand), российский поставщик навигаторов, видеорегистраторов, ридеров и аксессуаров, представляет новый автомобильный регистратор. Модель Lexand LR-4500 поддерживает запись видео в реальном формате Full HD (1920 х 1080 точек) без интерполяции. Устройство построено на процессоре AIT 8427, который обеспечивает более высокое качество записи по сравнению с большинством моделей на чипах Ambarella. В Lexand LR-4500 также предусмотрены 2-дюймовый экран, аккумулятор на полчаса автономной работы и порт HDMI (соответствующий кабель входит в комплект).