Композиция в пейзажной фотографии

Композиция - важнейшая составляющая любого визуального произведения. И это касается не только картин и фотографии. Одинаковые правила композиции действуют практически во всем изобразительном искусстве - от скульптуры до градостроительства. Но сегодня мы рассмотрим исключительно фотографию, причем пейзажную.

Nikon D7500 + AF-S DX NIKKOR 18-140MM F/3.5-5.6G ED VR f/11, 1/125 ISO 100

На фотографии фигура человека в нижнем левом углу уравновешена каскадом горных хребтов в верхнем правом

Выстраивание грамотной композиции - это в первую очередь способ привлечь внимание зрителя к важным объектам в кадре, провести его взгляд по всему кадру от края до края. Вы наверняка слышали, видели и читали, что самым важным композиционным правилом является правило третей. Правило это вросло в массовое сознание настолько прочно, что многих фотоаппаратах и смартфонах в видоискателе разработчики располагают сетку, делящую кадр на трети по горизонтали и вертикали. К счастью, новая Nikon D7500 этого лишена, а линии в видоискателе есть только для контроля горизонта. Еще можно услышать мнение, что “Правило третей для неудачников, настоящие гении используют правило золотого сечения”. Примерно то же самое, но соотношения между линиями несколько изменяется - ⅜, 2/8, ⅜.

Популярность правила третей легко объяснить. Расположи горизонт тут, главный объект здесь - и все, шедевр готов. Это такая своеобразная магия, которая позволяет чуть ли не на автомате лепить великие фотографии. Вот только есть одна небольшая проблема. Эта магия не работает.

Представьте себе, что вы решили устроиться топ-менеджером в крупную нефтегазовую компанию, и начали изучать своих предшественников. И оказалось, что все они - блондины с голубыми глазами. Вы тоже блондин с голубыми глазами, а значит вам точно дадут это место. Но проходит собеседование, и вам вежливо указывают на дверь? Почему так, в чем причина провала? Может быть в том, что вы не рассмотрели действительно важные критерии - опыт работы, образование, личные качества. Вы подходили по формальным признакам, но по куда более важным - нет. Так вот, правило третей - это те самые светлые волосы и голубые глаза. Это попытка втиснуть сложнейшие законы психологии восприятия в автоматические рамки. Искусство и психология так не работают. И если вдруг правило третей работает, то скорее всего работает что-то другое.

Например, правило балансов. Это значит, что объект, расположенные в одной из частей изображения должен быть сбалансирован менее контрастным, но, тем не менее, достаточно явным объектов в противоположном по диагонали углу. Объект-противовес не должен перетягивать на себя внимание от главного героя, именно поэтому он должен быть чуть более блеклым и менее контрастным, чем главный герой. Кстати, именно в таких случаях правило третей может работать. Но, повторюсь, работает не оно, пуст даже наш объект находится именно в “золотом сечении”. А работает то, что наш объект сбалансирован. И вовсе не обязательно располагать объект и балансир в третях.

Обратите внимание, что на фотографии выше в общем темная фигура человека на темном фоне гор выделяется благодаря контрастному светлому блику на лице человека. А противостоящий человеку вид на горизонте тоже в целом светлый на фоне темных склонов. Это подводит нас к еще одному важному принципу композиции - правилу контрастов. Зритель в первую очередь обращает внимание на контрастные пятна - светлые на темном фоне и темные на светлом. Поэтому постарайтесь делать так, чтобы ваши объекты выделялись на общем фоне по контрасту.

Nikon D7500 + AF-S DX NIKKOR 18-140MM F/3.5-5.6G ED VR f/5,6, 1/1250 ISO 125

Ярко-белая юрта выделяется на темном фоне и привлекает к себе максимальное внимание.

Юрта на предыдущей фотографии находится в центральной части кадра, которую сторонники правила третей называют самой неправильной. “Нельзя ни в коем случае располагать главный объект в центре кадра”. И снова неверно. Центр кадра - мощнейшая точка, надо только грамотно подвести своего зрителя к ней. И это можно сделать массой способов. Например, как на фотографии выше - сделать главный объект контрастным, явно различимым, доминирующим в кадре. Также, его можно поместить в естественный рамки. На предыдущей фотографии такими рамками являются ели слева и справа от юрты, в сверху и снизу склон горы и река.

Nikon D7500 + AF-S DX NIKKOR 18-140MM F/3.5-5.6G ED VR f/7,1, 1/100 ISO 250

Светлые юрты явно выделяются на темном фоне, а подсвеченные рассветным светом горы и их отражение являются естественной рамкой

Кстати, зачастую бывает очень сложно сбалансировать отражение солнца, луны и их отражения. Яркий источник света и его отражение создают яркие точки и линии в одной части кадра и как бы режут его, выбивают часть кадра из поля зрения. И нужно найти какой-то явный объект, чтобы сбалансировать эти пятна.

Nikon D7500 + AF-S DX NIKKOR 18-140MM F/3.5-5.6G ED VR f/14, 0,6 сек ISO 320

Здесь мне пришлось включить не только луну и ее отражение, но и точное отражение пейзажа, а также нарушить его симметричность, чтобы создать дополнительную динамику между верхней и нижней частью кадра

Один из мощнейших способов зацепить внимание зрителя и провести его по кадру - линии. Вы наверняка слышали, что зритель читает фотографию из нижнего левого угла к правому верхнему - так, как обычно читает текст, справа налево. Но это тоже не совсем так. Взгляд ведут совершенно любые линии. Диагонали, направленные из нижнего правого в верхний левый будут работать точно так же хорошо. И даже диагонали, которые ведут из верхних углов в центр кадра будут вести внимание зрителя не к верхнему краю, а к центру композиции.

Nikon D7500 + AF-S DX NIKKOR 18-140MM F/3.5-5.6G ED VR f/14, 1/50 сек ISO 100

Диагонали могут быть сформированы не только явно. Обратите внимание, как покрытые рыжим лишайником камни и их граница с травой образуют диагональ, которая уводит взгляд зрителя к верхнему краю кадра. Найти такие камни и диагонали - важный момент в подготовке к закатной съемке

Nikon D7500 + AF-S DX NIKKOR 18-140MM F/3.5-5.6G ED VR f/13, 1/500, ISO 100

Здесь камни образуют диагонали, сходящиеся из нижних углов кадра к его центру и дальше к горам

Nikon D7500 + AF-S DX NIKKOR 18-140MM F/3.5-5.6G ED VR f/8, 1/250 ISO 250

Диагональные лучи, идущие из верхнего правого угла кадра ведут взгляд зрителя к центру фотографии, яркому пятну заходящего солнца

Nikon D7500 + AF-S DX NIKKOR 18-140MM F/3.5-5.6G ED VR f/9, 1/200 ISO 320

Кроме прямых линий в пейзаже отлично работает принцип арабесок - извивающихся линий, которые уводят взгляд зрителя вглубь кадра. Единожды попав на такую кривую, взгляд цепляется за нее и не уйдет, пока не пройдет ее всю

Но если диагональные линии проводят взгляд, то горизонтальные рубят композицию. И, тем не менее, пейзаж, основанный на повторении горизонтальных линий, может, как по ступеням, уводить взгляд зрителя от переднего плана к дальнему.

Nikon D7500 + AF-S DX NIKKOR 18-140MM F/3.5-5.6G ED VR f/11, 1/500 ISO 200

Nikon D7500 + AF-S DX NIKKOR 18-140MM F/3.5-5.6G ED VR f/10, 1/320 ISO 125

Здесь я описал несколько самых базовых приемов композиции, которые помогут вам вырваться с “плато правила третей” и начать совершенствоваться, искать интересные ракурсы и экспериментировать с ними. Впрочем, важно понятно, что как бы ни было важно знание правил, не менее важно понимать и чувствовать композицию. Когда вы пишите текст, вы не задумываетесь над каждой буквой, в просто интуитивно расставляете их в нужном порядке.

Композиция - это такой же язык, только визуальный.И освоить его можно только практикой. Смотрите красивые фотографии и картины талантливых художников и пытайтесь прочувствовать гармонию (или, наоборот, дисгармонию) в них. И тогда вам не понадобится сетка с какими-то надуманными третями и сечениями в вашем видоискателе.

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Российские инженеры скрестили «айфон» и «нокию»
17 апреля 2014
Новости

Российские инженеры скрестили «айфон» и «нокию»

Бренд Highscreen начинает продажи Highscreen Zera S («Зера Эс») – первого в России бюджетного 4-ядерного смартфона с характеристиками начала 2014 года. Помимо «свежего» процессора MediaTek MT6582 (не путать с MT6582M), обеспечивающего высокую производительность в играх, модель также оснащена 4,5-дюймовым IPS-экраном с технологией OGS, ответственной за повышение качества изображения.

Ветви эволюции: обзор новинок компактных камер
21 августа 2014
Обзоры

Ветви эволюции: обзор новинок компактных камер

Ни для кого не секрет, что цифровые технологии кардинальным образом преобразили фотографию. Даже в основном русле развития фотоаппаратов есть масса технологических решений, сделавших получение изображений и специфические техники съемки невероятно простыми для использования. При этом некоторые виды фотографии, как, например, сферические панорамы, выполнить в доцифровую эпоху было практически невозможно.

Samsung поддержит Премию «Время инноваций - 2018»
8 ноября 2018
Новости

Samsung поддержит Премию «Время инноваций - 2018»

Samsung выступит партнером восьмой ежегодной премии «Время инноваций», которая вручается за лучшие проекты и практики по внедрению, разработке и развитию инноваций в разных сферах.

Компактный фотоаппарат Canon PowerShot G11: классический дизайн, полный спектр ручных настроек и отличная съемка в полумраке
7 мая 2012
Обзоры

Компактный фотоаппарат Canon PowerShot G11: классический дизайн, полный спектр ручных настроек и отличная съемка в полумраке

То времена, когда цифровые зеркальные фотокамеры стоили не меньше двух-трех тысяч долларов и, в общем, были практически недоступны широкому кругу пользователей, первые поколения G-серии Canon неплохо с ними конкурировали, предлагая фотографам бескомпромиссные возможности за разумные деньги.

Обзор фотоискусства: Серебристый луч света
10 февраля 2013
Обзоры

Обзор фотоискусства: Серебристый луч света

— Я всегда беру с собой камеру, и, когда солнце садится, выхожу на улицу. — Что Вы делаете днем? — Печатаю свои работы. — Когда Вы спите? — Никогда!

Тест компактного фотоаппарата Panasonic Lumix DMC-GH2
26 марта 2012
Тесты

Тест компактного фотоаппарата Panasonic Lumix DMC-GH2

Panasonic Lumix DMC-GH2 по своим возможностям является лидером класса компактных камер со сменной оптикой и конкурирует с зеркалками среднего класса, а в чем-то даже превосходит. Новая камера анонсирована в сентябре 2010 года.

Тест CD-проигрывателя BOW Technologies ZZ-Eight: «Источник» поразительной чистоты
24 сентября 2013
Тесты

Тест CD-проигрывателя BOW Technologies ZZ-Eight: «Источник» поразительной чистоты

Этот проигрыватель полностью переворачивает представление даже о давно и хорошо знакомых композициях. Его звучание в обозримых горизонтах можно считать эталоном, новой точкой отсчета эстетических координат восприятия звука. Этот проигрыватель стоит слушать только в том случае, если являешься его владельцем или планируешь им стать в ближайшее время. В обратном случае есть риск уже никогда не получить полного удовлетворения от прослушивания музыки.

Зеркальная камера Сanon EOS 7D Mark II ловит кадры за долю секунды
18 сентября 2014
Новости

Зеркальная камера Сanon EOS 7D Mark II ловит кадры за долю секунды

Canon представляет цифровую зеркальную фотокамеру EOS 7D Mark II - модель, которая идеально подходит для съемки кадров с высочайшей скоростью, на которую способны далеко не все камеры. Эта революционная камера объединяет лучшую в своем классе производительность знаменитой камеры EOS 7D с технологиями, используемыми во флагманской модели, профессиональной камере EOS-1D X. Фотолюбители по достоинству оценят скорость новой камеры, ее потрясающую мощность и производительность, а также свободу управления, позволяющую запечатлеть постоянно меняющийся мир в динамике.

Как правильно испортить фотокамеру или объектив во время солнечного затмения
13 сентября 2017
Новости

Как правильно испортить фотокамеру или объектив во время солнечного затмения

Несмотря на то, что опытные люди предупреждали фотографов перед солнечным затмением, которое произошло 21 августа 2017 года, что стоит беречь свое фотооборудование, нашлись все-таки те, кто посчитал такие советы ненужными и поступил по-своему. В результате "кунсткамера погибших фотоаппаратов и линз" пополнилась новыми экспонатами.

Подразделение Canon в России сообщает о вступлении в европейскую партнерскую программу
12 февраля 2013
Новости

Подразделение Canon в России сообщает о вступлении в европейскую партнерскую программу

Москва, 12 февраля 2013 г. — ООО Канон Ру, российское подразделение корпорации Canon сообщает о запуске новой Европейской Партнерской Программы для сегмента B2B. Программа была разработана, чтобы увеличить присутствие компании Canon в непрямом канале продаж и предоставить партнерам комплексную и удобную платформу для развития своего бизнеса и сохранения его рентабельности за счет возможностей перекрестных продаж и других ресурсов в 2013 году.