Композиция в пейзажной фотографии

Композиция - важнейшая составляющая любого визуального произведения. И это касается не только картин и фотографии. Одинаковые правила композиции действуют практически во всем изобразительном искусстве - от скульптуры до градостроительства. Но сегодня мы рассмотрим исключительно фотографию, причем пейзажную.

Nikon D7500 + AF-S DX NIKKOR 18-140MM F/3.5-5.6G ED VR f/11, 1/125 ISO 100

На фотографии фигура человека в нижнем левом углу уравновешена каскадом горных хребтов в верхнем правом

Выстраивание грамотной композиции - это в первую очередь способ привлечь внимание зрителя к важным объектам в кадре, провести его взгляд по всему кадру от края до края. Вы наверняка слышали, видели и читали, что самым важным композиционным правилом является правило третей. Правило это вросло в массовое сознание настолько прочно, что многих фотоаппаратах и смартфонах в видоискателе разработчики располагают сетку, делящую кадр на трети по горизонтали и вертикали. К счастью, новая Nikon D7500 этого лишена, а линии в видоискателе есть только для контроля горизонта. Еще можно услышать мнение, что “Правило третей для неудачников, настоящие гении используют правило золотого сечения”. Примерно то же самое, но соотношения между линиями несколько изменяется - ⅜, 2/8, ⅜.

Популярность правила третей легко объяснить. Расположи горизонт тут, главный объект здесь - и все, шедевр готов. Это такая своеобразная магия, которая позволяет чуть ли не на автомате лепить великие фотографии. Вот только есть одна небольшая проблема. Эта магия не работает.

Представьте себе, что вы решили устроиться топ-менеджером в крупную нефтегазовую компанию, и начали изучать своих предшественников. И оказалось, что все они - блондины с голубыми глазами. Вы тоже блондин с голубыми глазами, а значит вам точно дадут это место. Но проходит собеседование, и вам вежливо указывают на дверь? Почему так, в чем причина провала? Может быть в том, что вы не рассмотрели действительно важные критерии - опыт работы, образование, личные качества. Вы подходили по формальным признакам, но по куда более важным - нет. Так вот, правило третей - это те самые светлые волосы и голубые глаза. Это попытка втиснуть сложнейшие законы психологии восприятия в автоматические рамки. Искусство и психология так не работают. И если вдруг правило третей работает, то скорее всего работает что-то другое.

Например, правило балансов. Это значит, что объект, расположенные в одной из частей изображения должен быть сбалансирован менее контрастным, но, тем не менее, достаточно явным объектов в противоположном по диагонали углу. Объект-противовес не должен перетягивать на себя внимание от главного героя, именно поэтому он должен быть чуть более блеклым и менее контрастным, чем главный герой. Кстати, именно в таких случаях правило третей может работать. Но, повторюсь, работает не оно, пуст даже наш объект находится именно в “золотом сечении”. А работает то, что наш объект сбалансирован. И вовсе не обязательно располагать объект и балансир в третях.

Обратите внимание, что на фотографии выше в общем темная фигура человека на темном фоне гор выделяется благодаря контрастному светлому блику на лице человека. А противостоящий человеку вид на горизонте тоже в целом светлый на фоне темных склонов. Это подводит нас к еще одному важному принципу композиции - правилу контрастов. Зритель в первую очередь обращает внимание на контрастные пятна - светлые на темном фоне и темные на светлом. Поэтому постарайтесь делать так, чтобы ваши объекты выделялись на общем фоне по контрасту.

Nikon D7500 + AF-S DX NIKKOR 18-140MM F/3.5-5.6G ED VR f/5,6, 1/1250 ISO 125

Ярко-белая юрта выделяется на темном фоне и привлекает к себе максимальное внимание.

Юрта на предыдущей фотографии находится в центральной части кадра, которую сторонники правила третей называют самой неправильной. “Нельзя ни в коем случае располагать главный объект в центре кадра”. И снова неверно. Центр кадра - мощнейшая точка, надо только грамотно подвести своего зрителя к ней. И это можно сделать массой способов. Например, как на фотографии выше - сделать главный объект контрастным, явно различимым, доминирующим в кадре. Также, его можно поместить в естественный рамки. На предыдущей фотографии такими рамками являются ели слева и справа от юрты, в сверху и снизу склон горы и река.

Nikon D7500 + AF-S DX NIKKOR 18-140MM F/3.5-5.6G ED VR f/7,1, 1/100 ISO 250

Светлые юрты явно выделяются на темном фоне, а подсвеченные рассветным светом горы и их отражение являются естественной рамкой

Кстати, зачастую бывает очень сложно сбалансировать отражение солнца, луны и их отражения. Яркий источник света и его отражение создают яркие точки и линии в одной части кадра и как бы режут его, выбивают часть кадра из поля зрения. И нужно найти какой-то явный объект, чтобы сбалансировать эти пятна.

Nikon D7500 + AF-S DX NIKKOR 18-140MM F/3.5-5.6G ED VR f/14, 0,6 сек ISO 320

Здесь мне пришлось включить не только луну и ее отражение, но и точное отражение пейзажа, а также нарушить его симметричность, чтобы создать дополнительную динамику между верхней и нижней частью кадра

Один из мощнейших способов зацепить внимание зрителя и провести его по кадру - линии. Вы наверняка слышали, что зритель читает фотографию из нижнего левого угла к правому верхнему - так, как обычно читает текст, справа налево. Но это тоже не совсем так. Взгляд ведут совершенно любые линии. Диагонали, направленные из нижнего правого в верхний левый будут работать точно так же хорошо. И даже диагонали, которые ведут из верхних углов в центр кадра будут вести внимание зрителя не к верхнему краю, а к центру композиции.

Nikon D7500 + AF-S DX NIKKOR 18-140MM F/3.5-5.6G ED VR f/14, 1/50 сек ISO 100

Диагонали могут быть сформированы не только явно. Обратите внимание, как покрытые рыжим лишайником камни и их граница с травой образуют диагональ, которая уводит взгляд зрителя к верхнему краю кадра. Найти такие камни и диагонали - важный момент в подготовке к закатной съемке

Nikon D7500 + AF-S DX NIKKOR 18-140MM F/3.5-5.6G ED VR f/13, 1/500, ISO 100

Здесь камни образуют диагонали, сходящиеся из нижних углов кадра к его центру и дальше к горам

Nikon D7500 + AF-S DX NIKKOR 18-140MM F/3.5-5.6G ED VR f/8, 1/250 ISO 250

Диагональные лучи, идущие из верхнего правого угла кадра ведут взгляд зрителя к центру фотографии, яркому пятну заходящего солнца

Nikon D7500 + AF-S DX NIKKOR 18-140MM F/3.5-5.6G ED VR f/9, 1/200 ISO 320

Кроме прямых линий в пейзаже отлично работает принцип арабесок - извивающихся линий, которые уводят взгляд зрителя вглубь кадра. Единожды попав на такую кривую, взгляд цепляется за нее и не уйдет, пока не пройдет ее всю

Но если диагональные линии проводят взгляд, то горизонтальные рубят композицию. И, тем не менее, пейзаж, основанный на повторении горизонтальных линий, может, как по ступеням, уводить взгляд зрителя от переднего плана к дальнему.

Nikon D7500 + AF-S DX NIKKOR 18-140MM F/3.5-5.6G ED VR f/11, 1/500 ISO 200

Nikon D7500 + AF-S DX NIKKOR 18-140MM F/3.5-5.6G ED VR f/10, 1/320 ISO 125

Здесь я описал несколько самых базовых приемов композиции, которые помогут вам вырваться с “плато правила третей” и начать совершенствоваться, искать интересные ракурсы и экспериментировать с ними. Впрочем, важно понятно, что как бы ни было важно знание правил, не менее важно понимать и чувствовать композицию. Когда вы пишите текст, вы не задумываетесь над каждой буквой, в просто интуитивно расставляете их в нужном порядке.

Композиция - это такой же язык, только визуальный.И освоить его можно только практикой. Смотрите красивые фотографии и картины талантливых художников и пытайтесь прочувствовать гармонию (или, наоборот, дисгармонию) в них. И тогда вам не понадобится сетка с какими-то надуманными третями и сечениями в вашем видоискателе.

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Тест акустической системы Paradigm Reference Studio 60 v.3
23 октября 2012
Тесты

Тест акустической системы Paradigm Reference Studio 60 v.3

ДОСТОИНСТВА: отличная микродинамика звука, динамичный верхний бас и мидбас, контрастная звуковая панорама. НЕДОСТАТКИ: немного выделенная верхняя середина, повышенная направленность звука. ВЫВОДЫ: Studio 60 v.3 канадской компании Paradigm выделяются дорогим внешним видом и аналитичным звуком, не забывая в то же время о динамике. Колонки универсальны, их можно рекомендовать для стерео и ДТ.

Подведены итоги выставки Consumer Electronics & Photo Expo 2013
25 апреля 2013
Новости

Подведены итоги выставки Consumer Electronics & Photo Expo 2013

С 11 по 14 апреля в Крокус Экспо состоялась ежегодная международная выставка в области потребительской электроники Consumer Electronics & Photo Expo 2013. Уникальное выставочное событие собрало вместе более 900 брендов аудио, видео, фото, бытовой, мобильной и компьютерной техники на площади свыше 60 000 м кв. Традиционно, на церемонии торжественного открытия выставки присутствовали главы и топ-менеджеры ведущих мировых компаний Sony, Canon, Nikon, Fujifilm, Olympus, BenQ, Electrolux...

UMIDIGI открыла предзаказ на продвинутый камерофон Z PRO с двойной камерой
9 марта 2017
Новости

UMIDIGI открыла предзаказ на продвинутый камерофон Z PRO с двойной камерой

Компания UMIDIGI объявляет о старте приема предварительных заказов на флагманский смартфон Z PRO с двойной камерой и стильным металлическим корпусом.

Напор и мощь!
23 мая 2006
Новости

Напор и мощь!

Ребята из американской компании BOSTON ACOUSTICS знают, как сделать недорогие и вместе с тем качественные акустические системы. Рецепт успеха прост. Во-первых, надо применить весь накопленный годами опыт, воплощенный прежде в дорогих моделях акустических систем, и использовать его в бюджетных. Технологии-то не стоят на месте, и то, что ранее требовало солидных денежных затрат, сейчас кажется сущим пустяком.

LG Electronics представляет новую линейку 3D-телевизоров LG Cinema 3D и коллекцию аудио-видео продуктов 2012 года
16 марта 2012
Новости

LG Electronics представляет новую линейку 3D-телевизоров LG Cinema 3D и коллекцию аудио-видео продуктов 2012 года

Москва, 16 марта, 2011 года — компания LG Electronics (LG) представила новую серию 3D-телевизоров Cinema 3D, а также линейку аудио-видео техники. Продукты LG 2012 года отличает еще более утонченный дизайн, захватывающие возможности 3D-изображения и 3D-звука.

Sony обновила компактную камеру RX-100V, выпустив новую моделью RX-100VA
16 июля 2018
Новости

Sony обновила компактную камеру RX-100V, выпустив новую моделью RX-100VA

Sony выпустила новую модель компактной камеры Cyber-shot DSC-RX100 VA (DSC-RX100M5А), которая является обновлённой версией существующей камеры RX-100V. Обе камеры абсолютно идентичны как по внешнему виду, так и по основным характеристикам за исключением того, что RX100 VA получает некоторые программные улучшения и процессор обработки изображений от новой модели RX100 VI.

Новые линейки проекторов ViewSonic LightStream
4 июня 2015
Новости

Новые линейки проекторов ViewSonic LightStream

Серии проекторов LightStream PJD5, PJD6 и PJD7 предлагают стильный дизайн, выдающиеся визуальные и звуковые характеристики и поддержку широкого набора интерфейсов, включая HDMI и MHL для возможности потоковой передачи контента.

Зеркальная фотокамера PENTAX K-3: есть новый флагман!
17 октября 2013
Новости

Зеркальная фотокамера PENTAX K-3: есть новый флагман!

RICOH Imaging Company объявила о запуске в производство цифровой зеркальной камеры PENTAX K-3. В новом флагмане инженеры RICOH применили множество уникальных инновационных функций для улучшения качества изображения, а также повышения оперативности, маневренности и удобства работы при съемке в сложных полевых условиях. К выдающимся особенностям PENTAX K-3 можно отнести матрицу с разрешением 24 млн.эффективных пикселей, 27 - точечную систему автофокусировки, скоростную серийную съемку 8.3 кадра/сек...

Transcend проводит фотоконкурс на тему «Летний Сон»
17 сентября 2019
Новости

Transcend проводит фотоконкурс на тему «Летний Сон»

Компания Transcend Information Inc., мировой лидер среди производителей мультимедиа и накопителей, проводит фотоконкурс на тему «Летний Сон», который будет состоять из двух этапов: «Пейзажная фотография» и «Креативная фотография». Размести свои фотографии на страницах Transcend в Facebook и VK, и получи шанс выиграть ценные призы от Transcend.

Зеркальная фотокамера Nikon D3300 поможет снять красотку при минимуме усилий
12 января 2014
Новости

Зеркальная фотокамера Nikon D3300 поможет снять красотку при минимуме усилий

Компания Nikon объявила о выпуске D3300 — новой цифровой зеркальной фотокамеры начального уровня, которая позволяет легко и точно передавать атмосферу важных событий. Мощная, удобная и простая в использовании фотокамера Nikon D3300 имеет компактный корпус и небольшой вес. Она позволяет легко создавать изображения великолепного качества, которое отличает цифровые зеркальные фотокамеры. Хорошо известный пользователям режим справки от компании Nikon познакомит вас с функциями фотокамеры при любых видах съемки — от красивых портретов до съемки сюжетов в условиях недостаточного освещения.