Композиция в пейзажной фотографии

Композиция - важнейшая составляющая любого визуального произведения. И это касается не только картин и фотографии. Одинаковые правила композиции действуют практически во всем изобразительном искусстве - от скульптуры до градостроительства. Но сегодня мы рассмотрим исключительно фотографию, причем пейзажную.

Nikon D7500 + AF-S DX NIKKOR 18-140MM F/3.5-5.6G ED VR f/11, 1/125 ISO 100

На фотографии фигура человека в нижнем левом углу уравновешена каскадом горных хребтов в верхнем правом

Выстраивание грамотной композиции - это в первую очередь способ привлечь внимание зрителя к важным объектам в кадре, провести его взгляд по всему кадру от края до края. Вы наверняка слышали, видели и читали, что самым важным композиционным правилом является правило третей. Правило это вросло в массовое сознание настолько прочно, что многих фотоаппаратах и смартфонах в видоискателе разработчики располагают сетку, делящую кадр на трети по горизонтали и вертикали. К счастью, новая Nikon D7500 этого лишена, а линии в видоискателе есть только для контроля горизонта. Еще можно услышать мнение, что “Правило третей для неудачников, настоящие гении используют правило золотого сечения”. Примерно то же самое, но соотношения между линиями несколько изменяется - ⅜, 2/8, ⅜.

Популярность правила третей легко объяснить. Расположи горизонт тут, главный объект здесь - и все, шедевр готов. Это такая своеобразная магия, которая позволяет чуть ли не на автомате лепить великие фотографии. Вот только есть одна небольшая проблема. Эта магия не работает.

Представьте себе, что вы решили устроиться топ-менеджером в крупную нефтегазовую компанию, и начали изучать своих предшественников. И оказалось, что все они - блондины с голубыми глазами. Вы тоже блондин с голубыми глазами, а значит вам точно дадут это место. Но проходит собеседование, и вам вежливо указывают на дверь? Почему так, в чем причина провала? Может быть в том, что вы не рассмотрели действительно важные критерии - опыт работы, образование, личные качества. Вы подходили по формальным признакам, но по куда более важным - нет. Так вот, правило третей - это те самые светлые волосы и голубые глаза. Это попытка втиснуть сложнейшие законы психологии восприятия в автоматические рамки. Искусство и психология так не работают. И если вдруг правило третей работает, то скорее всего работает что-то другое.

Например, правило балансов. Это значит, что объект, расположенные в одной из частей изображения должен быть сбалансирован менее контрастным, но, тем не менее, достаточно явным объектов в противоположном по диагонали углу. Объект-противовес не должен перетягивать на себя внимание от главного героя, именно поэтому он должен быть чуть более блеклым и менее контрастным, чем главный герой. Кстати, именно в таких случаях правило третей может работать. Но, повторюсь, работает не оно, пуст даже наш объект находится именно в “золотом сечении”. А работает то, что наш объект сбалансирован. И вовсе не обязательно располагать объект и балансир в третях.

Обратите внимание, что на фотографии выше в общем темная фигура человека на темном фоне гор выделяется благодаря контрастному светлому блику на лице человека. А противостоящий человеку вид на горизонте тоже в целом светлый на фоне темных склонов. Это подводит нас к еще одному важному принципу композиции - правилу контрастов. Зритель в первую очередь обращает внимание на контрастные пятна - светлые на темном фоне и темные на светлом. Поэтому постарайтесь делать так, чтобы ваши объекты выделялись на общем фоне по контрасту.

Nikon D7500 + AF-S DX NIKKOR 18-140MM F/3.5-5.6G ED VR f/5,6, 1/1250 ISO 125

Ярко-белая юрта выделяется на темном фоне и привлекает к себе максимальное внимание.

Юрта на предыдущей фотографии находится в центральной части кадра, которую сторонники правила третей называют самой неправильной. “Нельзя ни в коем случае располагать главный объект в центре кадра”. И снова неверно. Центр кадра - мощнейшая точка, надо только грамотно подвести своего зрителя к ней. И это можно сделать массой способов. Например, как на фотографии выше - сделать главный объект контрастным, явно различимым, доминирующим в кадре. Также, его можно поместить в естественный рамки. На предыдущей фотографии такими рамками являются ели слева и справа от юрты, в сверху и снизу склон горы и река.

Nikon D7500 + AF-S DX NIKKOR 18-140MM F/3.5-5.6G ED VR f/7,1, 1/100 ISO 250

Светлые юрты явно выделяются на темном фоне, а подсвеченные рассветным светом горы и их отражение являются естественной рамкой

Кстати, зачастую бывает очень сложно сбалансировать отражение солнца, луны и их отражения. Яркий источник света и его отражение создают яркие точки и линии в одной части кадра и как бы режут его, выбивают часть кадра из поля зрения. И нужно найти какой-то явный объект, чтобы сбалансировать эти пятна.

Nikon D7500 + AF-S DX NIKKOR 18-140MM F/3.5-5.6G ED VR f/14, 0,6 сек ISO 320

Здесь мне пришлось включить не только луну и ее отражение, но и точное отражение пейзажа, а также нарушить его симметричность, чтобы создать дополнительную динамику между верхней и нижней частью кадра

Один из мощнейших способов зацепить внимание зрителя и провести его по кадру - линии. Вы наверняка слышали, что зритель читает фотографию из нижнего левого угла к правому верхнему - так, как обычно читает текст, справа налево. Но это тоже не совсем так. Взгляд ведут совершенно любые линии. Диагонали, направленные из нижнего правого в верхний левый будут работать точно так же хорошо. И даже диагонали, которые ведут из верхних углов в центр кадра будут вести внимание зрителя не к верхнему краю, а к центру композиции.

Nikon D7500 + AF-S DX NIKKOR 18-140MM F/3.5-5.6G ED VR f/14, 1/50 сек ISO 100

Диагонали могут быть сформированы не только явно. Обратите внимание, как покрытые рыжим лишайником камни и их граница с травой образуют диагональ, которая уводит взгляд зрителя к верхнему краю кадра. Найти такие камни и диагонали - важный момент в подготовке к закатной съемке

Nikon D7500 + AF-S DX NIKKOR 18-140MM F/3.5-5.6G ED VR f/13, 1/500, ISO 100

Здесь камни образуют диагонали, сходящиеся из нижних углов кадра к его центру и дальше к горам

Nikon D7500 + AF-S DX NIKKOR 18-140MM F/3.5-5.6G ED VR f/8, 1/250 ISO 250

Диагональные лучи, идущие из верхнего правого угла кадра ведут взгляд зрителя к центру фотографии, яркому пятну заходящего солнца

Nikon D7500 + AF-S DX NIKKOR 18-140MM F/3.5-5.6G ED VR f/9, 1/200 ISO 320

Кроме прямых линий в пейзаже отлично работает принцип арабесок - извивающихся линий, которые уводят взгляд зрителя вглубь кадра. Единожды попав на такую кривую, взгляд цепляется за нее и не уйдет, пока не пройдет ее всю

Но если диагональные линии проводят взгляд, то горизонтальные рубят композицию. И, тем не менее, пейзаж, основанный на повторении горизонтальных линий, может, как по ступеням, уводить взгляд зрителя от переднего плана к дальнему.

Nikon D7500 + AF-S DX NIKKOR 18-140MM F/3.5-5.6G ED VR f/11, 1/500 ISO 200

Nikon D7500 + AF-S DX NIKKOR 18-140MM F/3.5-5.6G ED VR f/10, 1/320 ISO 125

Здесь я описал несколько самых базовых приемов композиции, которые помогут вам вырваться с “плато правила третей” и начать совершенствоваться, искать интересные ракурсы и экспериментировать с ними. Впрочем, важно понятно, что как бы ни было важно знание правил, не менее важно понимать и чувствовать композицию. Когда вы пишите текст, вы не задумываетесь над каждой буквой, в просто интуитивно расставляете их в нужном порядке.

Композиция - это такой же язык, только визуальный.И освоить его можно только практикой. Смотрите красивые фотографии и картины талантливых художников и пытайтесь прочувствовать гармонию (или, наоборот, дисгармонию) в них. И тогда вам не понадобится сетка с какими-то надуманными третями и сечениями в вашем видоискателе.

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Тест телевизора Mystery MTV-4214LW
25 января 2013
Тесты

Тест телевизора Mystery MTV-4214LW

Данную модель стоит порекомендовать тем, кто ищет телевизор с большой диагональю экрана за разумные деньги. Телевизор Mystery MTV-4214LW обладает хорошим качеством изображения и звука, минимально необходимым набором разъемов для коммутации, а также неплохо работает с внешними USB накопителями.

Сhristie исследует пространство на выставке ISE-2017
10 марта 2017
Новости

Сhristie исследует пространство на выставке ISE-2017

В этом году на выставке ISE-2017 Christie представляет две экспозиции. Компания продолжает демонстрировать новинки из своего широкого ассортимента дисплейных решений. Но главной темой центральной экспозиции Christie стало изучение пространства между изображением и зрителями.

Сергей Горшков: Мои знакомые медведи
24 октября 2016
Обзоры

Сергей Горшков: Мои знакомые медведи

За годы работы с медведями я выработал для себя правила общения с этими хищниками. Я никогда не прячусь от медведя. Медведь, обязательно должен знать о моем присутствии. Медведь которого я могу видеть всегда лучше, чем медведь которого я не могу видеть. Неожиданное появление человека перед медведем может спровоцировать его на атаку. У каждого медведя есть свое личное пространство. У одного зверя это 50 метров у другого это 2 метра. И эту границу они ни когда не нарушают сами и не дают нарушать и мне. Нарушение этой границы у большинства медведей вызывает агрессию или испуг который может перерасти в агрессию. Поэтому, прежде чем начать снимать, надо изучить расстановку сил.

Тест акустических систем Yamaha NS-F500/NS-C500/NS-B500/NS-SW500
27 ноября 2012
Тесты

Тест акустических систем Yamaha NS-F500/NS-C500/NS-B500/NS-SW500

В акустические системы Yamaha из линейки NS-500 заложены проверенные технологии Soavo, новинки компактны и имеют элегантный дизайн. В кино и музыке NS-500 звучат естественно и комфортно, хотя в динамике звука несколько проигрывают предшественникам из серий Soavo и NS-700. Впрочем, NS-500 и стоят дешевле.

Компания HUAWEI подводит итоги 2018 года в России
20 декабря 2018
Новости

Компания HUAWEI подводит итоги 2018 года в России

Компания HUAWEI завершает 2018 год со значительным ростом доли рынка во всех ключевых регионах присутствия. В России компании удалось выйти на первое место по количеству проданных смартфонов и планшетов, а так же добиться значительного роста узнаваемости брендов HUAWEI и HONOR. Успеху способствовал выпуск сразу нескольких успешных моделей в различных ценовых категориях, а также повышение лояльности пользователей за счёт развития собственных магазинов и сервисной сети.

Форум PSYforte 2012: искусное фото - счастливая жизнь
16 мая 2012
Новости

Форум PSYforte 2012: искусное фото - счастливая жизнь

24 мая 2012 года Креативный Центр PSYforte проводит Форум PSYforte 2012: "Использование фотографии и видео для повышения Качества Жизни и улучшения коммуникаций в межличностных и деловых отношениях". Форум организован как часть Соглашения с Джуди Вайзер - Директором Центра ФотоТерапии, Ванкувер, Канада, и при поддержке Бирмингемского Городского Университета, Великобритания, и Института Экспрессивной Гештальт Психотерапии, Италия.

Беспрецедентное ультракачественное изображение в самом большом изогнутом UHD телевизоре в мире от Samsung
22 июля 2014
Новости

Беспрецедентное ультракачественное изображение в самом большом изогнутом UHD телевизоре в мире от Samsung

Москва, 22 июля, 2014 года — Компания Samsung Electronics, мировой лидер в области потребительской электроники, представляет самый большой изогнутый UHD телевизор на мировом рынке – Samsung Smart TV 3D Ultra HD LED UE78HU9000T серии 9. Эта инновационная модель c диагональю 78 дюймов на сегодняшний день является самым большим в мире изогнутым телевизором с ультрасовременным разрешением UHD, позволяющим получить максимально детализированное изображение с четкостью в 4 раза выше Full HD.

Fujifilm FinePix XP80 – всепогодная камера-амфибия
17 января 2015
Новости

Fujifilm FinePix XP80 – всепогодная камера-амфибия

Корпорация FUJIFILM с радостью объявляет о выпуске новой камеры FinePix XP80, которая позволяет легко снимать экшн-фотографии и видеоролики и мгновенно делиться ими. Эта 16,4-мегапиксельная компактная камера с водонепроницаемым, ударопрочным, морозоустойчивым и пылезащищенным корпусом оснащена модулем беспроводной связи для быстрой передачи данных на смартфон или планшет, а также рядом очень полезных функций.

HONOR представил в России смартфон HONOR 10i
21 марта 2019
Новости

HONOR представил в России смартфон HONOR 10i

Бренд HONOR представил новую модель — смартфон HONOR 10i. Россия стала первой страной, где был показан новый смартфон. Среди основных особенностей HONOR 10i – фронтальная камера 32МП и тройная основная камера 24МП с искусственным интеллектом. Смартфон оснащен процессором Kirin 710 и 6,21-дюймовым FullView экраном с HD-качеством изображения.

HI-FI & HIGH END SHOW 2019 – регистрация на посещение открыта.
8 марта 2019
Новости

HI-FI & HIGH END SHOW 2019 – регистрация на посещение открыта.

Старейшая российская выставка hi-fi и high end аппаратуры вновь соберет ценителей качественного звука и изображения уже в апреле. HI-FI & HIGH END SHOW – крупнейший проект в области аудио и видео высокого класса, который проводится в Москве с 1996 года, в этом году состоится с 11 по 14 апреля. Выставка предлагает вниманию гостей «отельный» формат, что подразумевает размещение экспозиции в гостиничных номерах. Именно такой формат, который давно доказал свою состоятельность, позволяет услышать и увидеть аппаратуру практически в «домашних» условиях, наглядно представить ее в собственном интерьере. Но не только классические решения есть в арсенале организаторов в этом году.