Как купить зеркалку до $200

Что делать, если имеющаяся недорогая «мыльница» уже перестала устраивать не только качеством получаемых фотографий, но и полным отсутствием возможности по управлению процессом съемки? Или если доставшийся по наследству потрепанный «Зенит-Е» снова вышел из строя, испортив попутно самые интересные кадры?

Значит и для вас пришло время заменить имеющуюся аппаратуру более совершенной, которая бы не только гарантировала получение качественных изображений, но и была более надежна и удобна в обращении.

Большинство ведущих фирм-производителей фотоаппаратуры предлагает фотолюбителю приобрести в качестве начального комплекта любительскую камеру базового уровня (Canon EOS300V, Minolta Dynax 5, Nikon F75 или Pentax *ist) в комплекте с недорогим зум-объективом типа 28-80/3.5-5.6. Для полной реализации заложенных в эту аппаратуру возможностей подразумевается и следующий логичный шаг — приобретение относительно недорогой навесной вспышки (например — Canon Speedlite 420EX для аппаратов Canon EOS или соответствующей вспышки для аппаратов других систем). Естественно, система эта и в дальнейшем открыта для расширения. К примеру, можно увеличить «дальнобойность» оптики, купив длиннофокусный зум-объектив типа 75-300/4-5.6. А недорогой светосильный объектив типа 50/1.8 с фиксированным фокусным расстоянием позволит не только значительно расширить диапазон освещенности, при которой съемка не вызывает проблем, но и научиться работать с глубиной резкости — довольно важным инструментом творческой фотографии.

И все бы было просто и хорошо, если бы не стоимость подобного набора — $300—350 за комплект из аппарата и штатного зум-объектива, $200 — вспышка, $150—250 — теле-зум и так далее. К сожалению, такая сумма для немалой части фотолюбителей нашей страны оказывается «неподъемной». Естественно, небольшие резервы снижения цены «стартового» комплекта аппаратуры есть — можно аппарат базового класса заменить более простым и, соответственно, менее дорогим аппаратом начального уровня (несколько проиграв в функциях и возможностях), можно вспышку и зумы заменить более дешевыми аналогами от «третьих» производителей. Однако даже самый «бюджетный» комплект из самого недорогого аппарата, штатного зума и простенькой вспышки стороннего производителя менее чем в $300—350 фактически «вписать» не удастся.

И что делать? Опускать руки, отказываясь от апгрейда аппаратуры (а иной раз — и от занятий творческой фотографией)? Или все-таки есть варианты решения проблем с аппаратурой, не столь накладные для семейного бюджета?

Естественно, варианты есть. И мы в нашей статье попробуем внимательно рассмотреть основные из них. Планки максимальных затрат на приобретение первичного комплекта аппаратуры мы решили установить примерно на уровне $100 и $200. Естественно, при выборе есть смысл смотреть немного вперед, оценивая не только стартовые расходы, но и расходы на дальнейшее расширение системы (покупку дополнительной оптики или вспышки).

Если вы готовы выделить на приобретение фотоаппарата не больше $100, какого-то большого выбора, увы, нет — это либо новые аппараты «Зенит» или «Киев», либо бывшие в употреблении «Зениты», «Киевы» или резьбовые аппараты Praktica производства ГДР. Поэтому начнем с классических для «нашего» фотолюбителя вариантов — фотоаппаратов марки «Зенит», производимых на Красногорском механическом заводе.

Аппараты «Зенит»

Для простоты рассмотрения разобьем весь модельный ряд выпускаемых сейчас зеркалок КМЗ на две части — «Зениты» с «классическим» шторным затвором, и аппараты, построенные на более современных ламельных затворах и оснащенные экспозиционной автоматикой.

К первой группе из ныне выпускаемых мы отнесли модели «Зенит-12XP», «Зенит-122», «Зенит-122К», «Зенит-122В», «Зенит-412DX», «Зенит-412LS», «Зенит-312М» и «Зенит-212К». Построены они на базе одного и того же шторного затвора, конструкция которого в своих основных чертах унаследована от первых послевоенных аппаратов производства КМЗ — «Зоркий» (естественно, при желании можно проследить «генеалогическое древо» и глубже, до довоенных ФЭДов и первых моделей Leica). Этот затвор обладает как достоинствами (простота устройства и отсутствие «детских болезней» вследствие отлаженного за многие годы техпроцесса), так и недостатками. На недостатках остановимся несколько подробнее, так как в первую очередь благодаря им некоторые характеристики аппаратов «Зенит» этого ряда сложно признать соответствующими современным требованиям. К примеру, выдержка полного открытия кадрового окна ограничена значением 1/30 с, соответственно, применять вспышку возможно лишь при достаточно низкой освещенности, фактически полностью отказываясь от подсветки теней при съемке днем. Кратчайшая выдержка 1/500 с, отрабатываемая этим затвором, затрудняет использование высокочувствительных пленок и съемку быстро движущихся объектов.

Диапазон выдержек в большинстве аппаратов «Зенит» этой группы (кроме «Зенит-212К») ограничен и снизу. Самая длинная моментальная выдержка — 1/30 с. Кроме того, специфическая конструкция затвора не позволяет применить полноразмерные зеркало и фокусировочный экран. Вследствие этого поле зрения видоискателя «классических» аппаратов «Зенит» не превышает 20х28 мм. То есть в видоискателе отображается примерно 2/3 (65 процентов) площади кадра, что значительно меньше, чем будет потом на фотографии (даже с учетом того, что при печати в минилабе края кадра уже подрезаются на 1—2 мм). С видоискателем связана и еще одна проблема, нередко выявляемая на этих аппаратах любителями ночных съемок. За счет того, что экспонометр аппаратов типа «Зенит-12XP» остается включенным на протяжении всего времени, пока нажата спусковая кнопка, один из светодиодов, осуществляющих индикацию, может подсвечивать угол кадра. Естественно, этот эффект проявляется только на достаточно длинных выдержках — порядка десятков секунд и более. Общим признаком всех аппаратов «Зенит» «классической» линии является достаточно тугая кнопка спуска, обладающая при этом еще и большим рабочим ходом (что лишний раз провоцирует сотрясение аппарата в момент съемки).

Модели аппаратов «Зенит» этой группы отличаются друг от друга весьма незначительно. В первую очередь отличия во внешнем виде, в наличии автоматически сбрасываемого счетчика кадров (все модели, кроме 12XP), в способе ввода значения чувствительности пленки в экспонометр («Зенит-412DX» и «Зенит-412LS» имеют считывание DX-кода кассеты, все остальные аппараты требуют ручного ввода чувствительности пленки), в наличии/отсутствии автоспуска. Также часть моделей предназначена для использования оптики с резьбовым креплением М42х1 («Зенит-12XP», «Зенит-122», «Зенит-412DX», «Зенит-412LS», «Зенит-312М»), а часть — оборудована байонетом «К» («Зенит-122К», «Зенит-212К»).

К достоинствам «классических» аппаратов «Зенит» стоит отнести высокую ремонтопригодность — достаточно простая конструкция полностью механического затвора позволяет отремонтировать такой аппарат даже в домашних условиях (естественно, для этого надо иметь хотя бы минимальный опыт ремонта приборов точной механики). Также у них достаточно неплохое чернение стенок шахты и вполне пристойно работающий TTL-экспонометр с центрально-взвешенной характеристикой замера. Ну и, естественно, в качестве достоинств «классических» «Зенитов» традиционно рассматриваются полностью механическое управление затвором, ручные взвод затвора, прямая и обратная протяжка пленки, что дает полную независимость от батареек.

Покупка этих аппаратов — не лучший на сегодня вариант. Тем не менее она может быть рекомендована при крайне ограниченном бюджете благодаря тому, что стоимость аппарата типа «Зенит-12XP» или «Зенит-122» ($20—35 за корпус) вполне сравнима со стоимостью недорогой «мыльницы» или десятка-двух роликов пленки. Да и резьбовую оптику (как «нашу», так и «ГДРовскую»), дающую зачастую изображение весьма хорошего качества, недорого купить не проблема. При приобретении аппарата такого класса мы рекомендуем придерживаться следующей схемы: отснять пару тестовых пленок в разных режимах (для проверки общей работоспособности), а после этого отдать купленный аппарат хорошему мастеру для проверки юстировки, тщательной смазки и регулировки механизмов, подтягивания крепежных винтов и фиксации их для предотвращения самопроизвольного откручивания.

Вторая часть линейки КМЗ — аппараты с более совершенными данными. Их конструкция базируется уже не на «классическом» шторном затворе, а на более современных — ламельных — затворах с вертикальным ходом. Аппараты этой группы имеют значительно более короткую минимальную выдержку затвора (до 1/2000 с у «Зенит-КМ» и «Зенит-АПК») при соответствующей выдержке полного открытия кадрового окна (1/125 с). Такие параметры уже выглядят вполне достойно, позволяя реально воспользоваться вспышкой и днем, а также не ограничивать себя применением лишь низкочувствительных пленок и съемкой преимущественно статичных сюжетов. Диапазон расширен и в сторону длинных выдержек — до 1 секунды в ручном режиме. В автоматическом режиме «Зенит-КМ» может отрабатывать выдержки до 16 секунд. Компактный ламельный затвор позволил также увеличить размеры зеркала и фокусировочного экрана, а значит, увеличить размеры изображения в видоискателе до 93% от площади кадра пленки. Благодаря электронно-управляемому затвору и байонетному присоединению объективов (байонет «К») в этих аппаратах кроме полностью ручного реализован и автоматический режим работы — приоритет диафрагмы. Ввод в экспонометрическую систему значения светочувствительности пленки — по DX-коду («Зенит-КМ») или вручную («Зенит-АПК»). В отличие от снятого с производства «Зенита-АПК» вся электроника ныне выпускаемого аппарата «Зенит-КМ» полностью построена на цифровых технологиях. Также у «Зенит-КМ» протяжка, перемотка пленки и взвод затвора производятся автоматически, при помощи встроенного мотора (питание — от батареек LR6). У «Зенит-АПК» все эти операции производятся вручную. Вес «Зенит-КМ» (в сравнении с АПК и другими моделями) заметно снижен благодаря полностью пластмассовому корпусу.

Тем не менее не все так радужно. Рассматривая в качестве варианта покупку «Зенита-КМ», стоит остановиться и на его эргономике и функциональности. К примеру, корпус аппарата достаточно крупный, эргономика спорная, соответственно, в руке небольшого размера он может лежать неудобно. Кроме того, удобству работы с аппаратом мешает и куча других «мелочей». Например, отсутствует какой-либо орган управления, отвечающий за блокировку спусковой кнопки от случайного нажатия, отсутствует возможность изменения или ввода вручную чувствительности пленки и так далее. Так что при выборе аппарата желательно не только ориентироваться на формальные технические характеристики, но и внимательно ознакомиться с аппаратом «вживую». Официально в текущей линейке КМЗ сейчас присутствует только аппарат «Зенит-КМ», однако в продаже еще можно встретить более раннюю модель — «Зенит-АПК». Также стоит упомянуть о ремонте этих аппаратов. Cеть собственных и сертифицированных сервис-центров КМЗ не отличается широтой, а «домашний» ремонт сложных электронных аппаратов типа «Зенит-КМ» или «Зенит-АПК» фактически невозможен. Поэтому перед покупкой обязательно поинтересуйтесь адресом ближайшей мастерской, которая будет осуществлять гарантийные обязательства завода по вашему аппарату и его послегарантийный ремонт.

К аппаратам «Зенит» с резьбовым креплением сейчас выпускается не так много оптики. Однако ассортимент б/у оптики с лихвой компенсирует это. Причем на вторичном рынке в больших количествах представлены не только «наши» объективы (выпуска Красногорского механического завода, Лыткаринского завода оптического стекла и других советских оптических предприятий), но и отличная оптика производства ГДР (заводы Pentacon и Carl Zeiss Jena), Asahi Optical (Pentax), Yashica, Mamiya и так далее.

Ассортимент современной байонетной оптики отечественного производства заметно меньше, но и здесь есть немало интересных вариантов — например «Вариозенитар-К» 25-45/2.8-3.5, «Мир-47К» 20/2.5, «Зенитар-К» 16/2.8 («рыбий глаз», выпускается также в вариантах с резьбой М42 и байонетом «Н»). И в этом случае линейку объективов можно легко пополнить, обратившись ко вторичному рынку и к «независимым» производителям оптики. Тем более что байонет «К» среди «третьих» производителей наиболее популярен.

Подводя итог описанию аппаратов производства КМЗ, не лишним будет остановиться и на их цене. Дело в том, что при покупке в разных местах стоимость аппаратов может колебаться весьма заметно. К примеру, по словам отдела маркетинга КМЗ, отпускная цена аппарата «Зенит-КМ» в комплекте с объективом 50/2 сейчас около $85, что для этой модели вполне приемлемо. Однако в прайс-листах некоторых фирм цена на этот же комплект уже составляет 5120 рублей, что примерно вдвое больше (и, на наш взгляд, является явным перебором). Так что, если вы решились на приобретение продукции КМЗ, есть смысл (при наличии такой возможности) делать покупку прямо в фирменном магазине завода в Красногорске (20 минут автобусом от м. «Тушинская»). Кстати, рядом расположена и гарантийная мастерская КМЗ.

«Киев-19» и «Киев-19м»

Другими представителями фототехники «советских» времен являются аппараты «Киев-19» и «Киев-19м» производства ПО «Арсенал» (Украина). Модель «Киев-19» уже снята с производства, однако в продаже встречается еще достаточно часто. Аппараты «Киев 19/19м» полностью механические, оснащены блочным фокальным затвором из стальных ламелей. Затвор имеет достаточно широкий диапазон выдержек (от 1/2 с до 1/500 с), полное открытие кадрового окна происходит на выдержке 1/60 с. Управление затвором полностью механическое. Обе модели имеют встроенный полуавтоматический экспонометр TTL-типа со светодиодной индикацией, причем у «Киев-19м» замер экспозиции производится при полностью открытой диафрагме, а у «Киев-19» — при рабочем значении диафрагмы. Питание экспонометра — 2 элемента СЦ-32 у «Киев-19» и батарея 4LR44 у «Киев-19м». Крепление объективов — байонет типа «Н», допускающий использование объективов с байонетом Nikon F. Видоискатель — достаточно светлый, отображает практически полный кадр (23х35 мм, что составляет около 93% от площади кадра). Фокусировка по клиньям Додена и кольцу микрорастра (аппараты «Киев-19» выпускались также с фокусировочным экраном, оснащенным только кружком микрорастра). Корпус аппаратов «Киев-19» и «Киев-19м» полностью металлический. Верхняя и нижняя крышки у «Киев-19» выполнены из металла, а у «Киев-19м» — из пластика. Задняя крышка в обоих аппаратах металлическая. Автоспуск отсутствует.

Достоинства аппаратов — относительно широкий диапазон выдержек, надежность работы затвора (в том числе и при низкой температуре), яркий видоискатель с большим полем зрения, достаточно простое устройство механики (а значит, высокая ремонтопригодность в «домашних» условиях).

Ассортимент объективов, выпускаемых ПО «Арсенал» к аппаратам «Киев», — довольно большой, а сами объективы имеют вполне пристойное качество оптики. Из них наиболее распространены сменные широкоугольные объективы МС Arsat-H 20/2.8, МС Мир-20Н (20/3.5) и МС Мир-24Н (35/2), стандартный светосильный МС Гелиос-123Н (Arsat-H 50/1.4), длиннофокусные МС Калейнар-5Н (100/2.8) и Телеар-Н (200/3.5), зум-объектив МС Гранит-11Н (Arsat-H 80-200/4.5) и шифт-объектив МС Мир-67Н (35/2.8).

Недостатки «Киева-19» — плохое чернение стенок шахты и оправы зеркала, что приводит к снижению контраста изображения (а иногда даже к явным бликам). Экспонометр, работающий при закрытой диафрагме, требует обязательного применения резинового наглазника. В противном случае практически гарантирована ошибка экспонометра на 1—2 ступени на диафрагмах 5.6-8 и даже большая — при более закрытых диафрагмах. Также экспонометр «Киева-19» характеризуется весьма заметной «тормознутостью» при пониженной освещенности. У модернизированной модели «Киев-19м» недостатков стало несколько меньше. Заново разработанный экспонометр не боится засветки со стороны окуляра; им заметно более удобно пользоваться в условиях пониженной освещенности. Расширен диапазон значений чувствительности пленки. С другой стороны, в результате переноса выключателя экспонометра на кнопку спуска последняя стала заметно тяжелее нажиматься.

У обоих аппаратов (и у «Киев-19», и у «Киев-19м») весьма часто встречается неисправность механизма протяжки пленки, при которой межкадровое расстояние заметно «скачет», а иногда даже происходит наложение кадров друг на друга. Эту проблему имеют в той или иной мере большинство аппаратов «Киев-19/19м», так что впору называть ее не «неисправностью», а «особенностью». Довести разброс ширины межкадровых промежутков до приемлемых величин в этих аппаратах можно, перебрав механизм транспортировки пленки, особо уделяя внимание рабочим поверхностям деталей храповика. Как и в случае с «Зенитами» «классической» линейки, «Киев-19м» («Киев-19») есть смысл после покупки и проверки работоспособности сразу отдавать хорошему мастеру для профилактического ремонта, регулировки и юстировки.

Еще одно замечание, касающееся совместимости байонетных аппаратов «Зенит» и «Киев» с импортной оптикой. Байонеты «К» и «Н», применяемые в этих аппаратах, достаточно близки по присоединительным размерам и характеристикам работы приводов к байонетам K-mount (Pentax) и Nikon F. Однако, к сожалению, не полностью идентичны им. Соответственно, установка некоторых импортных объективов на аппараты «Зенит» и «Киев» (или, наоборот, установка «нашей» оптики на импортные аппараты) может быть сопряжена с проблемами совместимости. Поэтому при проверке совместимости аппарата и объектива будьте крайне внимательны, осторожны и аккуратны.

Резьбовые аппараты Praktica

Б/у аппараты Praktica (производства бывшей ГДР) в комплекте со штатным объективом также можно купить примерно за $100 или даже дешевле. Как правило, чаще всего встречаются механические модели без экспонометра (L, L2) или модели со встроенным полуавтоматическим TTL-экспонометром (LTL, LTL-3, MTL-5, MTL-50). Эти аппараты имеют ламельный затвор с полностью механическим управлением, довольно широкий диапазон выдержек (1/1000 — 1 с), синхронизацию со вспышкой на 1/100 с (отдельное положение головки установки выдержек). Естественно, взвод затвора, протяжка и обратная перемотка пленки — ручные. Поле зрения видоискателя покрывает порядка 92% от размеров кадра пленки. Фокусировка — по микрорастру или клиньям (прямым, косым, косым сдвоенным — в зависимости от модели и года выпуска). Также в отношении аппаратов Praktica следует помнить, что модели со встроенным TTL-экспонометром отличаются заметно более темным видоискателем, чем модели без экспонометра. Описываемые нами аппараты Praktica рассчитаны на использование объективов с резьбой М42х1 с нажимной диафрагмой (как и в «Зенитах»). Также в продаже иногда встречаются модели более раннего выпуска со шторным матерчатым затвором (например — Praktica Super TL). У них кратчайшая выдержка 1/500 с, а выдержка синхронизации — 1/40 с (отдельное положение на диске выдержек). Впрочем, мы рекомендуем при выборе все-таки остановиться на механических аппаратах Praktica более новых серий (L, LTL, MTL), оснащенных ламельным затвором. Устроены они не слишком сложно, так что возникающие неисправности в них исправить может любой мастер, занимающийся ремонтом фототехники. Естественно, при покупке стоит убедиться в полной работоспособности аппарата и отсутствии следов явно неквалифицированного ремонта.

Заканчивая разговор об аппаратах марки Praktica, упомянем и об автоматических моделях с байонетным креплением объектива. Эти модели также периодически встречаются в комиссионных магазинах (производство их прекращено несколько лет назад). Большинство из них имеют вполне современные данные — скоростной ламельный затвор с широким диапазоном выдержек, автоматику (приоритет диафрагмы), индикацию в видоискателе отрабатываемой в автоматическом режиме выдержки и так далее. Самые последние модели этого семейства — Praktica BX20 и Praktica BX20S — могут работать не только в автоматическом (как модели типа BCA), но и в ручном режиме, а также имеют TTL-управление навесной вспышкой (система совместима с Olympus OM). Все эти аппараты используют оптику с байонетом Praktica B, не имеющим аналогов, и в настоящее время фактически не поддерживаемым как заводом «Пентакон», так и «независимыми» производителями. Поэтому выбор оптики с этим байонетом в комиссионных магазинах достаточно ограничен, хотя большинство объективов достаточно современны и имеют хорошие оптические характеристики. Как правило, цена такого аппарата в комплекте со штатным объективом составляет $100—150. Главным недостатком их служат довольно ограниченный парк оптики и фактическое отсутствие сервисной поддержки в сервис-центрах и ремонтных мастерских.

Вот и все основные варианты, которые вписываются в бюджет покупки «$100 или меньше». Как мы видим, они в основном связаны с покупкой новых аппаратов отечественного производства, в которых применены далеко не самые современные конструктивные решения, а надежность, качество изготовления и настройки традиционно вызывают много вопросов. Тем не менее эта аппаратура, в отличие от P&S-аппаратов («мыльниц»), позволяет полностью управлять параметрами экспонирования и использовать при съемке сменную светосильную оптику (а это важно при творческом подходе к фотосъемке).

Теперь перейдем к рассмотрению более дорогих вариантов, имеющих не только более совершенные характеристики, но и более удобных в использовании, а также более надежных (как правило). Естественно, они дороже (иногда значительно), поэтому мы ограничимся рассмотрением лишь комплектов аппаратуры, которые можно купить примерно за $150—200.

Аппараты Vivitar

Vivitar V3000S, Vivitar V3000N, Vivitar V3800S, Vivitar V3800N.

Фотоаппараты марки Vivitar появились на рынке нашей страны не так давно. Однако с аналогичными аппаратами, только представляемыми под другими марками, фотолюбители в нашей стране уже хорошо знакомы. К примеру, камеры Yashica FX-3 super 2000, Olympus OM-2000, Soligor SR-200PK, Nikon FM-10, Rikoh KR-5 super, Carena CX300 и другие от аппаратов Vivitar V3800 и Vivitar V3000 отличаются в основном типом примененного байонета для крепления объектива, дизайном корпуса и некоторыми особенностями эргономики. «Сердцем» всех этих аппаратов является недорогой и надежный блочный ламельный затвор фирмы Copal, обеспечивающий диапазон выдержек от 1 секунды до 1/2000 с и выдержку полного открытия затвора 1/125 с. Такие характеристики затвора для современного аппарата более чем достаточны, особенно если аппарат будет применяться для любительской съемки. Особенно приятна синхронизация затвора со вспышками на выдержке 1/125 секунды, что делает применение вспышки днем для подсветки теней вполне реальным занятием. Управление всеми выдержками затвора полностью механическое. Встроенный полуавтоматический экспонометр работает при полностью открытой диафрагме объектива и питается от двух элементов LR44. Включение экспонометра — при полунажатии на кнопку спуска. Присоединение объективов — байонет «К». Каких-то явных недостатков у этих аппаратов мы не обнаружили (по крайней мере в сравнении с остальной выше описанной в нашей статье фотоаппаратурой). Стоимость аппаратов Vivitar этой серии — порядка $155—160 при комплектации объективом 50/1.7, а с зумом 28-70/3.5-4.8 — $195—200.

К сожалению, Vivitar V3800/V3000 оказались на сегодняшний день практически единственным вариантом покупки нового аппарата в этой категории. Аппараты Soligor SR-200PK, Soligor SR-300MD и Yashica FX3 super 2000 дружно исчезли из прайс-листа компании «Сивма». Также не были найдены в продаже ни Minolta X370s (и ее копия Soligor SR-300MD), ни Rikoh KR-5 super II, ни другие аналогичные аппараты той же стоимости. Поэтому самое время перейти к вариантам покупки бывшей в употреблении фотоаппаратуры, вписывающейся в поставленные нами ценовые рамки (до $200).

Варианты б/у

Путь этот — более рискованный, так как в случае выхода из строя б/у аппарата или объектива вы в лучшем случае «попадаете» на стоимость ремонта и запасных частей (а эта сумма нередко сравнима со стоимостью аппарата). Ну а в худшем случае (если ваш аппарат или объектив мало распространен или выпущен достаточно давно) — с качественным ремонтом может ничего и не получиться из-за отсутствия оригинальных запчастей. Соответственно мы разобьем все варианты покупки недорогой б/у техники на четыре категории.

Первая категория — любительские фотоаппараты относительно недавнего выпуска. К примеру, на вторичном рынке (в комиссионных магазинах или через интернет-аукционы) довольно легко можно найти фотоаппараты типа Canon EOS 500n, Dynax 505si или Nikon F65. Зачастую они продаются в комплекте со стандартным зум-объективом (28-80 или 35-80). Обычно такие наборы стоят порядка $200, хотя встречаются варианты и дешевле, вплоть до $150. Эту группу аппаратуры мы выделили не случайно. Дело в том, что фотоаппараты такого класса чаще всего поступают в продажу отнюдь не из-за того, что они отработали свой ресурс или имеют какие-то проблемы. Обычно ситуация оказывается гораздо проще — предыдущий хозяин перешел на использование полупрофессиональной аппаратуры с более высокими техническими данными. Либо наоборот, для кого-то занятия фотографией не становятся серьезным увлечением, а поэтому лежащая без дела аппаратура продается. То есть кому-то такой комплект дал возможность получить первый опыт использования автофокусной автоматической аппаратурой и зум-объективами, определиться со своими требованиями к фотоаппарату и оптике. А другому он просто послужил «лакмусовой бумажкой», позволяя определиться с тем, насколько увлекательны для него занятия фотографией. В любом случае аппаратура продается относительно недорого и в хорошем состоянии. Дополнительным плюсом покупки такого комплекта служит тот факт, что (в случае каких-либо проблем) качественно отремонтировать такую аппаратуру вполне возможно в большинстве сервис-центров.

Для выбора конкретной модели аппарата для покупки мы можем предложить следующие идеи. Во-первых, однозначно не стоит покупать аппараты с явно урезанной функциональностью (например Canon EOS5000 или Minolta Dynax 300si/303si). Также не лучшим вариантом будет покупка аппаратов явно немолодых (например Canon EOS1000/EOS750, Minolta Dynax 3xi/5xi/5000i, Nikon F401/F501, Pentax Z-10/Z-20/Z-70). Остальные модели (возрастом примерно до 3—5 лет) есть смысл рассматривать как равноправные варианты с учетом их состояния и цены. Естественно, у разных аппаратов технические характеристики (скорость автофокуса, количество зон экспозамера, число сенсоров автофокусировки, скорость протяжки пленки и так далее) отличаются. Однако эти различия больше критичны при работе такого аппарата в «режиме мыльницы», а при творческой фотосъемке они практически не скажутся ни на удобстве съемки, ни на ее результатах. Среди всех предложений мы рекомендуем обратить внимание на следующие аппараты: Canon EOS500n/EOS300/EOS3000n, Minolta Dynax 4/404si/500si super/505si super/505si, Nikon F65, Pentax MZ-10/MZ-7. Естественно, если вам повезет, то удастся найти недорого и аппараты базового любительского класса текущей линейки — Canon EOS300V, Minolta Dynax 5, Nikon F75 и Pentax MZ-6, но это уже дело случая.

Вторая категория — «старые» автофокусные аппараты достаточно высокого (как правило, полупрофессионального) уровня. Среди моделей, которые «вписываются» в заданный нами ценовой диапазон, отметим прежде всего Canon EOS650/EOS600(EOS630)/EOS620 и Minolta 7000/7000i. Как правило, технические данные их достаточно неплохие даже на сегодняшний день, а конструктив вызывает полное доверие (некоторые из этих аппаратов даже снискали себе славу «железных» и «неубиваемых»). Тем не менее все эти аппараты выпущены где-то в период с конца 80-х до начала 90-х годов XX века, соответственно, им уже 10—15 лет от роду. К тому же многие экземпляры изрядно поработали. В отношении их ремонта все тоже довольно грустно. Как правило, ни оригинальных запчастей, ни ремонтной литературы по этим моделям в сервис-центрах нет. Так что в случае поломки вы рискуете иметь крупные проблемы (иногда даже проще купить такой же работающий аппарат, чем ремонтировать вышедший из строя!). Соответственно, покупку такой аппаратуры в качестве «бюджетного» варианта есть смысл рассматривать только в том случае, если вы можете оценить реальное состояние конкретного экземпляра аппарата и готовы пойти на этот немалый риск. Начинающего же фотолюбителя мы бы хотели лишний раз предостеречь от ожидания «бесплатного сыра» в этой ситуации.

Третья категория — старые неавтофокусные аппараты, предназначенные для использования оптики с достаточно распространенными байонетами. Естественно, как сами аппараты, так и оптика с байонетами, которые ныне не выпускаются (например — Canon FD, Olympus OM, Minolta MD), стоят относительно недорого. Покупка подобной аппаратуры — отличная идея, поскольку примерно за $150 или чуть дороже вполне можно найти комплект из аппарата и штатного объектива (типа 50/1.8). Как правило, своеобразными «хитами» в этой категории являются Canon AE-1 (AE-1 program), Minolta X300 (X370, XG-M, XG-1), Yashica FX3super2000 (FX3, FX2, FR, FRII), Olympus OM-10 (OM-20, OM-30, OM-40). Кстати, покупать Olympus OM-10 есть смысл лишь в комплекте с Manual Adapter, поскольку без него аппарат может работать только в автоматическом режиме. Все эти аппараты (кроме Yаshica) имеют возможность работать как в полностью ручном режиме, так и в автоматическом — приоритете диафрагмы (Minolta XG-M) или приоритете выдержки (Canon AE-1). TTL-экспонометр у всех них имеет центрально-взвешенную характеристику. Видоискатель покрывает порядка 90—95% площади кадра пленки, диапазон выдержек достаточно широкий (как минимум от 1 с до 1/1000 с при выдержке полного открытия кадрового окна 1/60 с — 1/125 с). Лишний раз напомним, что покупать есть смысл лишь полностью работающие во всех режимах аппараты, без видимых признаков каких-то проблем (особенно в части электроники, ремонт которой наиболее сложен и проблематичен). Важно и то, что большинство перечисленных в этой категории аппаратов может работать с резьбовыми объективами (М42) через соответствующий переходник. Так что если у вас остались неплохие резьбовые объективы, то избавляться от них не нужно — они еще послужат и на новом аппарате.

Несколько меньшим спросом сейчас пользуются совсем старые (середина 60-х годов) полностью механические аппараты типа Canon FTb, Minolta SRT-101, Pentax K-1000 или различных моделей Nikkormat, хотя для любительской съемки они также вполне могут стать отличным вариантом. Управление у них, естественно, полностью ручное, а TTL-экспонометр имеет либо центрально-взвешенную характеристику (Canon FTb), либо более сложное устройство, позволяя автоматически компенсировать контровый свет (модели Minolta SRT).

С целью минимизации расходов можно связываться и с менее распространенными системами аппаратуры, которые мы выделили в четвертую категорию — например Konica, Fujica или Mamiya. При этом нужно отдавать себе отчет, что при дальнейшем расширении парка оптики могут возникнуть очень серьезные проблемы из-за ее малой распространенности. Зато оборотной стороной малой распространенности оптики и аппаратов этих марок служит то, что продаются они, как правило, весьма дешево и в довольно хорошем состоянии.

Резюме

Как показывает практика, занятия творческой фотографией — достаточно дорогостоящее хобби. И расходы на покупку первоначального комплекта аппаратуры — далеко не самые значительные (и тем более не единственные) затраты. По мере «вхождения во вкус» денег на занятие фотографией уходит все больше и больше. Печать фотографий в дешевом приемном пункте в соседнем гастрономе или переходе метро сменяется заметно более качественной и дорогой печатью в профессиональных лабораториях. «Классические» форматы 9х13 и 10х15 становятся уже не «конечной продукцией», а всего лишь контрольными отпечатками. Ну а удачные фотографии выводятся на печать форматом или 20х30, или даже 30х45 сантиметров. Дешевые пленки уступают место более качественным и дорогим. А потом снова приходит пора дополнения или даже обновления арсенала фотоаппаратуры. И это — дополнительные затраты.

Исходя из этого, смысл нашей статьи мы видим отнюдь не в том, чтобы найти для вас самые-самые дешевые варианты покупки начального комплекта аппаратуры. «Бесплатных пряников» не бывает. Всякая вещь стоит своих денег — и дорогая, и дешевая. Гораздо важнее, чтобы вы определили для себя оптимальное соотношение стоимости аппаратуры и ее характеристик. Также важно при выборе аппаратуры удовлетворить не только текущие потребности, но и иметь какой-то «задел» на будущее. Ведь по мере увеличения опыта съемки не только мастерство, но и требования к фотоаппаратуре имеют свойство возрастать.



Комментарии

hh
28.12.2007
0
Аппаратам мешает и куча других «мелочей». Например, отсутствует какой-либо орган управления, отвечающий за блокировку спусковой кнопки от случайного нажатия, отсутствует возможность изменения или ввода вручную чувствительности пленки и так далее.
Виктор
26.08.2008
0
В фотоаппарате Практика MTL 50 вышел из строя фотоэкспонометр. Помогите найти его электрическую схему!
dkflbvbh
14.02.2009
0
Скажите, пожалуйста, где купить!
momo
09.05.2009
0
доброго времени суток)
такой вопрос по фотоаппарату praktica bx20s: какая батарейка нужна для него? вставляю 4 таблетки LR43 - хватает не надолго =)

Похожие статьи

С таким музоном вечеринку не забудешь: Samsung представляет новые аудиосистемы на CES 2014
4 января 2014
Новости

С таким музоном вечеринку не забудешь: Samsung представляет новые аудиосистемы на CES 2014

Лас-Вегас, 4 января 2014 года – Компания Samsung Electronics представила расширенную линейку аудиоустройств, которая позволит наслаждаться музыкой во всем ее великолепии в любой точке дома. Основываясь на представленной в 2013 году беспроводной аудиосистеме Samsung Multiroom, Samsung значительно расширил возможности воспроизведения качественного звука благодаря интеграции беспроводных протоколов во флагманском саундбаре 2014 года, Blu-ray плеере и домашних развлекательных системах. Новая продуктовая линейка позволяет пользователю управлять несколькими аудиоисточниками.

Телеобъектив Samsung 50-150mm F2.8 S ED OIS: начинаем целиться в мишень «Бегущий кабан»
15 декабря 2014
Новости

Телеобъектив Samsung 50-150mm F2.8 S ED OIS: начинаем целиться в мишень «Бегущий кабан»

Компания Samsung Electronics анонсирует старт продаж профессионального телеобъектива серии S - Samsung 50-150mm F2.8 S ED OIS – новинка, разработанная для фотографов-экспертов, будет доступна российским пользователям уже в январе 2015 года. Продажи объектива стартуют одновременно с запуском на российский рынок революционной модели системной беззеркальной фотокамеры Samsung NX1, которая призвана составить реальную альтернативу «зеркалкам».

Тест зеркального фотоаппарата Canon EOS 60D
14 марта 2012
Тесты

Тест зеркального фотоаппарата Canon EOS 60D

Еще 26 августа 2010 года компания Canon обновила свой модельный ряд, представив камеру Canon EOS 60D. Не секрет, что в России огромная масса фотографов использует аппараты этой серии именно в профессиональных целях. Сейчас в модельном ряду производителя есть несколько фотокамер, близких друг к другу по ключевым характеристикам и прежде всего по разрешению. Камера Canon EOS 60D занимает верхнюю позицию в линейке любительских зеркальных цифровых фотоаппаратов компании Canon.

Тест ЖК-телевизора BBK LED1951SI
19 февраля 2012
Тесты

Тест ЖК-телевизора BBK LED1951SI

Full HD ЖК-телевизор c LED-подсветкой со встроенным DVD-проигрывателем, диагональ 19 дюймов. Достоинства: аппарат «Все в одном» позволяет без дополнительных усилий воспроизводить и содержимое DVD-дисков, а также флешек и жестких дисков при подключении через USB-вход. Недостатки: разрешающая способность могла бы быть несколько больше.

Событие с Большой буквы
8 декабря 2004
Новости

Событие с Большой буквы

Компания Onkyo постоянно радует своих поклонников интересными новинками, как минимум раз в год обновляя свой модельный ряд. В этом году свет увидели сразу несколько интересных новинок, среди которых мы особо выделили четыре AV-ресивера и один DVD-проигрыватель. ONKYO TX-NR5000E Семиканальный A/V-ресивер Самая главная и ожидаемая новинка компании: флагманский AV-ресивер TX-NR5000E.

Компания LG Electronics анонсирует появление флагманского смартфона LG G2 в России
18 сентября 2013
Новости

Компания LG Electronics анонсирует появление флагманского смартфона LG G2 в России

Москва, 17 сентября 2013 г. — Компания LG Electronics (LG) объявляет о том, что флагманский смартфон LG G2 скоро появится на российском рынке. Смартфон LG G2, первый смартфон в новой серии премиальных устройств «G», создан на основе изучения компанией LG стиля жизни и предпочтений пользователей. Смартфон предоставляет ряд преимуществ, ценных в повседневной жизни, таких как эргономичный дизайн, удобные практичные функции и интуитивно понятный интерфейс.

Чей сервис лучше?
6 июня 2019
Новости

Чей сервис лучше?

Каждый год Премия СХ WORLD AWARDS выявляет и награждает самые интересные и успешные проекты, инициативы, стратегии, программы совершенствования. Кто стал лауреатом премии СХ WORLD AWARDS в этом году?

Быстрее, мощнее, надёжнее: Nikon представляет принципиально новый объектив AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR
18 августа 2015
Новости

Быстрее, мощнее, надёжнее: Nikon представляет принципиально новый объектив AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR

Амстердам, Нидерланды, 4 августа 2015 г. Сегодня к «великолепной тройке» светосильных зум-объективов от компании Nikon присоединилась новая модель — AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR. Самый популярный профессиональный зум-объектив в линейке NIKKOR был радикально модернизирован, благодаря чему возросли его скорость и мощность, а также улучшилась резкость получаемых изображений.

На ФОТОФОРУМе 2018 фото- и видеотехнику можно будет купить по ценам производителей
4 апреля 2018
Новости

На ФОТОФОРУМе 2018 фото- и видеотехнику можно будет купить по ценам производителей

ФОТОФОРУМ 2018 начнет работу уже на следующей неделе. С 12 по 14 апреля в Крокус Экспо помимо мастер-классов от топ-фотографов и специалистов по созданию видео посетителей ждёт богатейшая экспозиция новинок и легендарных моделей фото и видеотехники.

Olympus Tough TG-4 превращает темные сюжеты в светлые и удивляет детализацией снимков
15 апреля 2015
Новости

Olympus Tough TG-4 превращает темные сюжеты в светлые и удивляет детализацией снимков

Защищенные камеры востребованы не только среди любителей экстремальных видов спорта. Новый компактный флагман защищенной линейки Olympus TOUGH TG-4 прекрасно подойдет любому, кто проводит много времени на природе и хочет без проблем ловить яркие моменты жизни в любых погодных условиях, не заботясь об освещении или дополнительном оборудовании. TG-4 — это мощная универсальная компактная камера, однако ее основным отличием остается сверхсветосильный объектив с широким диапазоном зуммирования 25-100 мм* и максимальной светосилой в 1:2.0.