Черно-белая фотография в цифровую эпоху. Часть 1: арт-рынок очень консервативен, а фотография большую часть истории была черно-белой

Каждую секунду по всему миру делаются тысячи цветных снимков. Цвет играет в них важную роль. Он показывает, какое платье было на вашей дочери, как выглядит море из окна отеля. В каталогах мы рассматриваем цвет ботинок и машин, платьев и ноутбуков. Профессионалы используют цвет, что бы показать характеристики и привлекательность товаров. Цвет несет важную информацию о нашем мире. Кроме того, цвет — это открытая эмоция.Однако на выставках и в галереях большая часть снимков — черно-белые. Об этом пишет Майкл Фриман в своей книге «Черно-белая цифровая фотография». Мы можем верить этому автору: он известный фотограф и настоящий знаток фотографии. Его книги — названную выше, а также «Дао цифровой фотографии. Искусство создавать удачные фотоснимки», «Взгляд фотографа. Как научиться разбираться в фотоискусстве, понимать и ценить хорошие фотографии» — я рекомендую прочитать каждому фотографу.

Текст: Евгений Артемов.

Фотограф Евгений Артемов окончил кинооператорский факультет ВГИК.

Работал кинооператором в Главной редакции телеинформации АПН.
С 1977 года член Объединенного комитета художников-графиков г. Москвы, работал в различных редакциях, издательствах, агентствах.

Участник многих фотовыставок.

Фотографии Е. Артемова хранятся в фондах Славянской библиотеки в Париже, Русского музея в Санкт-Петербурге, в частных коллекциях Франции, Германии, США, России.

В настоящее время — преподаватель фотошколы «СтудиА», www.f-f-f.ru

 

Фотография — всегда фрагмент нашего мира

В преобладании черно-белых фотографий есть две основные причины. Во-первых, арт-рынок фотографий очень консервативен, а фотография большую часть свой истории была черно-белой. Во-вторых, чтобы фотоснимок стал произведением искусства в традиционном понимании этого термина, он должен перестать быть простой репродукцией реальности. Он должен отличаться от нее.

Первое отличие — размер. Второе отличие: фотография — всегда фрагмент нашего мира. Она часть целого. Третье отличие — плоскостность фотографии и трехмерность реальности.

Существуют и другие важные отличия, однако они не очевидны для большинства зрителей. Но отличие черно-белого снимка от цветного объекта сразу бросается в глаза. Черно-белая фотография создает условность, помогает обобщению, помогает зрителю воспринимать изображенный объект как художественное высказывание, а не как окно в реальность.

Попросту говоря, в черно-белой художественной фотографии означающее не есть означаемое. То есть то, что мы снимаем, объект съемки, не тождественен теме снимка, авторской мысли, чувству, высказыванию.

 

1. Paul Roark, «Озеро тысячи островов»

 

Этот снимок Паул Роарк сделал на высокогорном плато Ansel Adams Wilderness, названном в 1984 году в честь Ансела Адамса, самого известного фотографа США. Плато — часть хребта Сьерра Невада в Калифорнии, входит в Йосемитский национальный парк. Озеро тысячи островов — излюбленный район съемки А. Адамса.

Паул Роарк сделал цилиндрическую панораму из 8 вертикальных кадров фотоаппаратом Leica M9 и собрал их в «Фотошопе». Главной проблемой обработки было получение хорошего контраста на небе, чтобы выделить легкие облака, подчеркнуть состояние рассвета в августе. Печать графитовыми чернилами «Eboni» на бумаге Arches Hot Press без покрытия для приема чернил. Цифровая технология.

 

Аналоговый и цифровой

Существует несколько методов получения черно-белых фотографий. Самый первый, исторический способ — аналоговый. Нужно снять сюжет на черно-белую пленку, проявить ее и отпечатать на традиционной черно-белой фотобумаге с проявкой, через увеличитель или контактным способом (наложив негатив на фотобумагу и прижав его стеклом). Аналоговая фотопечать воссоздает наибольшее количество полутонов. Аналоговые отпечатки обладают особой тонопередачей. Она и является своеобразным фирменным знаком традиционного фотоискусства. Обратите внимание, что аналоговый снимок не существует в цифровой форме, поэтому его можно оценить только в оригинале. Рассматривание отсканированного снимка на мониторе компьютера сразу переводит работу в разряд гибридных технологий.

Если у вас есть только цифровой фотоаппарат, то вы должны сделать цифровой снимок, перевести его в черно-белое изображение в какой-либо программе и либо рассматривать фотографию на мониторе компьютера, либо отпечатать полученное изображение с помощью фотопринтера.

 

2. Paul Roark, «Озеро Tenaya»

 

Высокогорное озеро, названное в честь индейского вождя Tenaya. Ансел Адамс много раз снимал озеро и его окрестности. Обычно снег закрывает дороги к озеру до июня.

Паул сделал вертикальную панораму из двух кадров и вручную совместил их в «Фотошопе».

Камера Leica M9, объектив 21 мм Biogon Zeiss, красный фильтр. Печать графитовыми чернилами «Eboni» по бумаге Arches Hot Press без покрытия для приема чернил. Цифровая технология.

 

Способы цифровой фотопечати

Существуют три основных способа цифровой фотопечати.

Во-первых, струйная цифровая печать с помощью струйного принтера. Этот способ наиболее богат полутонами, позволяет точно контролировать процесс и чаще всего используется для фотоснимков, предназначенных для галерей и коллекционеров.

Во-вторых, печать на различных лазерных принтерах. Чаще всего применяется для тиражной продукции, в оперативной полиграфии, для создания фотокниг. Качество изображения несколько ниже, чем при струйной печати.

В-третьих, существуют принтеры, которые печатают с цифрового файла на традиционную цветную фотобумагу с проявкой. Чаще всего мы сталкиваемся с такими снимками, когда отдаем отпечатать наши фотографии в обычные фотолабы. Помимо прочих, есть огромные принтеры фирмы DURST, печатающие на бумаге шириной около метра. Техническое качество этих отпечатков соизмеримо со струйной печатью, но в эстетическом плане существует множество тонких отличий.

Струйная печать дает большую резкость и детальность изображения. Цифровая печать с проявкой создает ощущение большего объема изображения. Струйная печать позволяет использовать бумаги с большим разнообразием фактур поверхности, в том числе и традиционные бумаги для художников, без специального покрытия. Цифровая же печать с проявкой ограничена в фактурах используемых бумаг, эти отпечатки всегда имеют несколько «синтетический», искусственный вид. Фирменные логотипы производителя на оборотной стороне бумаг с проявкой, полиэтиленовые покрытия лицевой и оборотной части, придают отпечаткам попсовый, ширпотребовский привкус. Так как черно-белое изображение печатается на цветной фотобумаге, за счет синтеза красителей, то отпечаток имеет различные оттенки при освещении его разными источниками света.

Если вы снимаете на фотопленку, затем сканируете слайд или негатив, получаете цифровой файл, а затем печатаете с помощью фотопринтера, то вы используете гибридную технологию. Она объединяет и достоинства, и недостатки аналоговой и цифровой техник. Такая технология обеспечивает хорошее качество изображения и удобна для различных задач.

Существует интересная разновидность гибридной технологии — печать через цифровой негатив. Цифровой негатив получается на специальной прозрачной пленке, чаще всего струйной печатью. Затем он накладывается на фотобумагу, печатается контактным способом, после чего отпечаток проявляется. Цифровой негатив может быть получен с любого цифрового файла. Прекрасный фотограф Георгий Колосов снял свою новую серию «Хорошая квартира» — в противовес булгаковской «нехорошей квартире» — цифровой фотокамерой. Затем он изготовил цифровые негативы и отпечатал с них позитивы на традиционных черно-белых фотобумагах с проявкой. Скоро мы сможем насладиться этой серией на выставке. Цифровые негативы могут быть использованы и в исторических техниках фотографии, например, в цианотипии, в бромо-масляной, карбоновой, платино-палладиевой фотопечати и других. Большинство черно-белых фотографий печатается сегодня гибридными технологиями.

 

3. Paul Roark, «Лисий хвост и циркулярный пик»

 

Лисий хвост — сленговое название засохших деревьев в высокогорье. Снимок сделан на высокогорном плато Золотая Форель. Камера Leica M9, объектив Zeiss 35mm f/2.8 Biogon, красный фильтр. Июнь 2012 года. Печать графитовыми чернилами «Eboni» по бумаге Arches Hot Press без покрытия для приема чернил. Цифровая технология.

 

Сохранность черно-белых отпечатков

Большое значение имеет долговечность черно-белых отпечатков. Галереи и коллекционеры, вкладывая средства в свои коллекции, хотят быть уверенными, что приобретенные ими фотографии не изменят своих свойств. Именно поэтому отпечатки 40×50 дюймов американского фотографа Грега Гормана (Greg Gorman) продавались в Москве за разную цену. Те, которые были отпечатаны архивными чернилами, — по 280 000 рублей за лист независимо от сюжета. Фотография Sam Farvar, отпечатанная еще в 1999 году чернилами, не соответствующими стандартам архивного хранения, была оценена в 160 000 рублей. Разница почти вдвое!

Наибольшей, практически неограниченной сохранностью обладают черно-белые фотографии, отпечатанные струйной печатью, по бумагам для художников, без специального покрытия для приема чернил. В этом случае используются графитовые чернила черного цвета. В них нет никаких красителей кроме мелко перемолотого графита. Для получения высококачественного изображения используются от 4 до 7 оттенков серого. Графитовые отпечатки по бумагам без покрытия можно промыть водой после печати — и в них не останется ничего, кроме бумаги и графита. Так же, как в рисунках старых мастеров эпохи Средневековья. Эти прекрасные рисунки сохранились до наших дней, им более 500 лет. Джон Коне (Jon Сone), американский фотограф и мастер фотопечати, отпечатал таким способом фотографии Грегори Кольберта (Gregory Colbert) для его замечательной выставки «Пепел и снег» (Ashes and Snow). Выставка поставила мировой рекорд по количеству зрителей, посмотревших экспозицию. Огромные фотографии отпечатаны на листах японской бумаги ручной выделки толщиной около 5 миллиметров графитовыми чернилами Piezographi.

Еще один пионер печати графитовыми чернилами — Паул Роарк (Paul Roark). Этот фотограф разработал собственный дизайн графитовых чернил под лейблом Eboni. Паул Роарк пользуется как гибридной, так и чисто цифровой технологиями создания черно-белого снимка.

На втором месте по сохранности — черно-белые фотографии, отпечатанные на черно-белой фотобумаге с проявкой. Из них лучше те, которые не имеют полиэтиленового покрытия. Такие отпечатки на традиционной бумаге с баритовым слоем стоят дороже. По всему миру имеется опыт их хранения и реставрации. Можно надеяться, что при правильном фиксировании и хорошей промывке они проживут более ста лет.

Самые большие проблемы с сохранностью имеют черно-белые отпечатки, сделанные цветными чернилами (это наиболее распространенный метод) на специальных бумагах для струйной печати, имеющих покрытие для приема чернил. Покрытие — самое слабое место триады бумага — покрытие — чернила, задействованной в струйной печати. Первые применимые на практике технологии струйной печати появились в США примерно в 1988 году, а массовая струйная печать — еще лет на десять позже. Поэтому, что бы ни заявляли фирмы-производители о многолетней сохранности струйных отпечатков, реального опыта их хранения еще нет.

Недавно в Галерее Классической Фотографии в Москве состоялась выставка великолепного итальянского фотографа Элио Чиол (Elio Ciol). На ней были показаны черно-белые фотографии, отпечатанные аналоговым способом, с черно-белого негатива через увеличитель, на традиционной фотобумаге с проявкой; фотографии, отпечатанные струйной печатью графитовыми чернилами и фотографии, отпечатанные цветными чернилами. Отпечатки на фотобумаге с проявкой были самыми пластичными, в них было больше всего полутонов. На втором месте были отпечатки, выполненные автором графитовыми чернилами. Отпечатки, сделанные цветными чернилами, были беднее всего полутонами. В сравнении с другими отпечатками изображение на них казалось шероховатым и рваным.

В следующей части статьи будет изложена подробная методика создания черно-белого изображения из цифрового файла.

 

4. Paul Roark, «Рассвет в лагере «Золотая Форель»

 

Лагерь «Золотая Форель» находится в высокой Сьерре в горах Сьерра-Невада. Неоднократно посещался Анселом Адамсом. Паул Роарк снял его камерой Rolleiflex GX на пленку 60 мм, с использованием объектива с фиксированным фокусным расстоянием 80 мм f/2.8. Пленка Kodak T-max 100.

Главной проблемой было так притемнить небо, чтобы иглы сосен остались светлыми. Применялись совместно оранжевый светофильтр и поляризационный светофильтр. Гибридная технология.

 

5. Paul Roark, «Ядовитый плющ и эвкалипт»

 

Паул Роарк использовал фотокамеру Rolleiflex GX и цветную негативную фотопленку Konica Impressia 50 (60 мм). Негатив отсканирован и использован зеленый канал.

В дальнейшем Паул отказался от такой технологии в связи с недопустимой, по его мнению, зернистостью при использовании одного канала. Интересно, что при увеличении в «Фотошопе» файла, присланного Паулом, до 100%, зерна не видно.

Паул Роарк — верный последователь Ансела Адамса и американской школы пейзажной фотографии. Наиболее известные свои фотографии Адамс снимал камерой 8×10» на негатив размером 20×25 см. Конечно, такие изображения абсолютно лишены зерна, они очень резкие и детальные.

 

6
7

6, 7. Георгий Колосов. Из серии «Хорошая квартира».

 

В отличие от Паула Роарка, наш известный и прекрасный фотограф Георгий Колосов считает, что зерно в фотографии должно быть. Оно помогает созданию условности, расширяет воспринимаемый диапазон полутонов за счет рандомизации — случайного распределения ошибок при при цифровой обработке изображения.

Фотографии сняты цифровым фотоаппаратом Pentax K7 с «китовым» объективом, на который был накручен эффектный фильтр Marumi Soft Fantasy. Внутрикамерная обработка, творческий режим «Софт» 3 ступени, ISO 1600. При дальнейшей обработке в «Фотошопе» основные усилия были направлены на устранение цифрового шума и артефактов изображения. С полученных файлов были изготовлены цифровые негативы на струйном принтере. С негативов были отпечатаны фотографии — контактным способом на черно-белой фотобумаге с проявкой. Гибридная технология.

 

8. Сергей Ткаченко. Никольская улица

 

Сергей Ткаченко — кинооператор, но последние 15 лет работает в области фотографии.

Виды старой Москвы Сергей снимает на черно-белую пленку отечественной панорамной фотокамерой «Горизонт 205». Фотокамера очень тяжелая, но резкая, снимает на пленку 60 мм. Оборудована механизмом вертикальной сдвижки объектива, что делает ее очень удобной для съемок архитектуры и городских видов. Негатив размером 60×130 мм сканируется и затем обрабатывается в «Фотошопе». Снимки тонированы в коричневатый тон, чтобы имитировать печать на хлоросеребряных фотобумагах с проявкой. Гибридная технология.

Панорамы Сергея Ткаченко, отпечатанные форматом более 2 метров по длинной стороне, украшают офисы крупнейших московских корпораций.

 

 

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Canon примет участие в международной выставке NATEXPO-2014
21 ноября 2014
Новости

Canon примет участие в международной выставке NATEXPO-2014

Москва, Россия, 18 ноября 2014 г. Компания Canon примет участие в международной выставке профессионального оборудования и технологий для теле-, радио-, интернет-вещания и кинопроизводства NATEXPO-2014, которая пройдет с 19 по 21 ноября в Москве, в выставочном центре «Крокус Экспо».

Изящное решение для офисных меломанов: миниатюрные колонки Defender OnAir S4
1 ноября 2013
Новости

Изящное решение для офисных меломанов: миниатюрные колонки Defender OnAir S4

Москва, 31 октября 2013 г. — Defender, один из лидеров рынка периферии и аксессуаров для персональных компьютеров, представляет компактную акустическую стереосистему OnAir S4, которая украсит скучное рабочее место и подарит своему обладателю чистое звучание любимых мелодий. Рабочий стол в состоянии творческого беспорядка — это не самое удобное место для размещения дополнительного оборудования, да и со свободными электрическими розетками тоже бывает непросто. Все это не должно лишить пользователя чистого и приятного звучания: компактные колонки Defender OnAir S4 спасут положение — динамики занимают минимум места, при этом гарантируют качественное воспроизведение звука...

Новый объектив Lensbaby Burnside 35
20 февраля 2018
Новости

Новый объектив Lensbaby Burnside 35

Lensbaby выпустила новый объектив Burnside35 mmf/2.8, который позволяет регулировать форму боке и степень виньентирования. Объектив открывает новый мир творческих возможностей при съеме пейзажей или портретов, а также идеально подойдёт для уличной фотографии.

Canon в 13-й раз становится «маркой доверия» среди фотокамер в Европе
16 июля 2013
Новости

Canon в 13-й раз становится «маркой доверия» среди фотокамер в Европе

Лондон, 16 июля 2013 г. Согласно 13-му ежегодному опросу журнала Reader’s Digest, компания Canon, мировой лидер в области решений для обработки изображений, сохраняет за собой положение «марки доверия» среди фотокамер в Европе. Потребители 10 европейских стран (из 12, в которых проводился опрос) назвали Canon маркой фотокамер, которой они доверяют больше всего.

Обзор графических планшетов Huion INSPIROY H640P и H950P: пассивное перо для активного творчества
21 января 2018
Обзоры

Обзор графических планшетов Huion INSPIROY H640P и H950P: пассивное перо для активного творчества

Как и известный бренд Wacom, компания Huion уже открыла в России официальное представительство. И речь идет не просто о торговых точках где-нибудь на «Горбушке» или Савеловском рынке, а о полноценной системе продаж и сервисных центров, открытых по всей стране, и адекватной клиентской поддержки. Сегодня мы познакомимся с самыми горячими новинками Huion– с графическими планшетами H640Pи H950Pиз линейки INSPIROY. Сразу обнародую их основные параметры: чувствительность 8192 уровня, пассивное перо и просто уникальная цена – 7000/9500 рублей. Попробуем разобраться, насколько же хороша продукция нового игрока на нашем рынке, нет ли тут ореола дешевых китайских товаров?

Обзор наушников Pioneer SE-MJ512 - W
17 мая 2014
Обзоры

Обзор наушников Pioneer SE-MJ512 - W

Для начала – открывая блистерную упаковку, будьте осторожны, ибо можно просто порезаться. Берем в руки. Приятного цвета пластик, матово поблескивающий металл декора амбушюров, никаких претензий к качеству литья пластмассы и сборки. Оголовье несколько тонковато и кажется несколько хлипким, но, - уверен, это иллюзия. Так и есть, раздвигая в рабочее положение, убедился в этом, поскольку фиксация телескопически выдвигающихся ножек оголовья довольно жесткая и приходиться прилагать усилие. Собственно не удивили - такими мелочами компания «Пионер» никогда не нанесет себе урона.

Камера FUJIFILM X-H1 получила награду EISA Awards "Лучший продукт 2018-2019" в номинации "Беззеркальная камера"
17 августа 2018
Новости

Камера FUJIFILM X-H1 получила награду EISA Awards "Лучший продукт 2018-2019" в номинации "Беззеркальная камера"

FUJIFILM X-H1 оснащена матрицей X-Trans CMOS III размера APS-C и высокопроизводительным процессором обработки изображения X-Processor Pro. В сочетании с высококачественными объективами FUJINON и уникальной технологией цветовоспроизведения, отточенной на протяжении более восьми десятилетий, FUJIFILM X-H1 делает выдающиеся, непревзойденные по своему качеству снимки, передающие мельчайшие детали объекта съемки, включая текстуру, трехмерную структуру и даже атмосферу и настроение определенной сцены.

Компактный фотоаппарат Nikon COOLPIX S01 имеет размер с кридитную карту
23 августа 2012
Новости

Компактный фотоаппарат Nikon COOLPIX S01 имеет размер с кридитную карту

22 августа 2012 г., Сегодня европейское подразделение компании Nikon представило COOLPIX S01 — потрясающую мини-фотокамеру, ставшую самой модной представительницей линейки COOLPIX на сегодняшний день. Хотя ее корпус размером меньше кредитной карты, ее уникальный стиль не останется незамеченным. Эта фотокамера выпускается в глянцевой красной, зеркальной, белой, черной и розовой расцветках...

Гений места. Классика литовской фотографии
14 сентября 2014
Обзоры

Гений места. Классика литовской фотографии

В московском Центре фотографии имени братьев Люмьер в начале 2014 года демонстрировался масштабный выставочный проект «Гений места. Классика литовской фотографии». В экспозицию вошло более двухсот работ пятнадцати знаковых литовских фотографов второй половины XX века.

С песней по жизни
16 декабря 2005
Новости

С песней по жизни

Все! Настало время окончательно прояснить тот вопрос, который в прошлую новогоднюю ночь вы лично вынуждены были поставить ребром. Помните, как этот противный Семен Степаныч — чей он там троюродный дядя? — после поверхностного знакомства с вашим талантливым исполнением героической пьесы «В хоккей играют настоящие мужчины» выдавил снисходительную улыбочку и охарактеризовал ваши вокальные данные в обидных терминах «драть глотку»? Сам-то он, конечно, уж точно претендовал на признание ведущих оперных театров мира, пропищав фальцетом «Теперь я Чебурашка».