Черно-белая фотография в цифровую эпоху. Часть 1: арт-рынок очень консервативен, а фотография большую часть истории была черно-белой

Каждую секунду по всему миру делаются тысячи цветных снимков. Цвет играет в них важную роль. Он показывает, какое платье было на вашей дочери, как выглядит море из окна отеля. В каталогах мы рассматриваем цвет ботинок и машин, платьев и ноутбуков. Профессионалы используют цвет, что бы показать характеристики и привлекательность товаров. Цвет несет важную информацию о нашем мире. Кроме того, цвет — это открытая эмоция.Однако на выставках и в галереях большая часть снимков — черно-белые. Об этом пишет Майкл Фриман в своей книге «Черно-белая цифровая фотография». Мы можем верить этому автору: он известный фотограф и настоящий знаток фотографии. Его книги — названную выше, а также «Дао цифровой фотографии. Искусство создавать удачные фотоснимки», «Взгляд фотографа. Как научиться разбираться в фотоискусстве, понимать и ценить хорошие фотографии» — я рекомендую прочитать каждому фотографу.

Текст: Евгений Артемов.

Фотограф Евгений Артемов окончил кинооператорский факультет ВГИК.

Работал кинооператором в Главной редакции телеинформации АПН.
С 1977 года член Объединенного комитета художников-графиков г. Москвы, работал в различных редакциях, издательствах, агентствах.

Участник многих фотовыставок.

Фотографии Е. Артемова хранятся в фондах Славянской библиотеки в Париже, Русского музея в Санкт-Петербурге, в частных коллекциях Франции, Германии, США, России.

В настоящее время — преподаватель фотошколы «СтудиА», www.f-f-f.ru

 

Фотография — всегда фрагмент нашего мира

В преобладании черно-белых фотографий есть две основные причины. Во-первых, арт-рынок фотографий очень консервативен, а фотография большую часть свой истории была черно-белой. Во-вторых, чтобы фотоснимок стал произведением искусства в традиционном понимании этого термина, он должен перестать быть простой репродукцией реальности. Он должен отличаться от нее.

Первое отличие — размер. Второе отличие: фотография — всегда фрагмент нашего мира. Она часть целого. Третье отличие — плоскостность фотографии и трехмерность реальности.

Существуют и другие важные отличия, однако они не очевидны для большинства зрителей. Но отличие черно-белого снимка от цветного объекта сразу бросается в глаза. Черно-белая фотография создает условность, помогает обобщению, помогает зрителю воспринимать изображенный объект как художественное высказывание, а не как окно в реальность.

Попросту говоря, в черно-белой художественной фотографии означающее не есть означаемое. То есть то, что мы снимаем, объект съемки, не тождественен теме снимка, авторской мысли, чувству, высказыванию.

 

1. Paul Roark, «Озеро тысячи островов»

 

Этот снимок Паул Роарк сделал на высокогорном плато Ansel Adams Wilderness, названном в 1984 году в честь Ансела Адамса, самого известного фотографа США. Плато — часть хребта Сьерра Невада в Калифорнии, входит в Йосемитский национальный парк. Озеро тысячи островов — излюбленный район съемки А. Адамса.

Паул Роарк сделал цилиндрическую панораму из 8 вертикальных кадров фотоаппаратом Leica M9 и собрал их в «Фотошопе». Главной проблемой обработки было получение хорошего контраста на небе, чтобы выделить легкие облака, подчеркнуть состояние рассвета в августе. Печать графитовыми чернилами «Eboni» на бумаге Arches Hot Press без покрытия для приема чернил. Цифровая технология.

 

Аналоговый и цифровой

Существует несколько методов получения черно-белых фотографий. Самый первый, исторический способ — аналоговый. Нужно снять сюжет на черно-белую пленку, проявить ее и отпечатать на традиционной черно-белой фотобумаге с проявкой, через увеличитель или контактным способом (наложив негатив на фотобумагу и прижав его стеклом). Аналоговая фотопечать воссоздает наибольшее количество полутонов. Аналоговые отпечатки обладают особой тонопередачей. Она и является своеобразным фирменным знаком традиционного фотоискусства. Обратите внимание, что аналоговый снимок не существует в цифровой форме, поэтому его можно оценить только в оригинале. Рассматривание отсканированного снимка на мониторе компьютера сразу переводит работу в разряд гибридных технологий.

Если у вас есть только цифровой фотоаппарат, то вы должны сделать цифровой снимок, перевести его в черно-белое изображение в какой-либо программе и либо рассматривать фотографию на мониторе компьютера, либо отпечатать полученное изображение с помощью фотопринтера.

 

2. Paul Roark, «Озеро Tenaya»

 

Высокогорное озеро, названное в честь индейского вождя Tenaya. Ансел Адамс много раз снимал озеро и его окрестности. Обычно снег закрывает дороги к озеру до июня.

Паул сделал вертикальную панораму из двух кадров и вручную совместил их в «Фотошопе».

Камера Leica M9, объектив 21 мм Biogon Zeiss, красный фильтр. Печать графитовыми чернилами «Eboni» по бумаге Arches Hot Press без покрытия для приема чернил. Цифровая технология.

 

Способы цифровой фотопечати

Существуют три основных способа цифровой фотопечати.

Во-первых, струйная цифровая печать с помощью струйного принтера. Этот способ наиболее богат полутонами, позволяет точно контролировать процесс и чаще всего используется для фотоснимков, предназначенных для галерей и коллекционеров.

Во-вторых, печать на различных лазерных принтерах. Чаще всего применяется для тиражной продукции, в оперативной полиграфии, для создания фотокниг. Качество изображения несколько ниже, чем при струйной печати.

В-третьих, существуют принтеры, которые печатают с цифрового файла на традиционную цветную фотобумагу с проявкой. Чаще всего мы сталкиваемся с такими снимками, когда отдаем отпечатать наши фотографии в обычные фотолабы. Помимо прочих, есть огромные принтеры фирмы DURST, печатающие на бумаге шириной около метра. Техническое качество этих отпечатков соизмеримо со струйной печатью, но в эстетическом плане существует множество тонких отличий.

Струйная печать дает большую резкость и детальность изображения. Цифровая печать с проявкой создает ощущение большего объема изображения. Струйная печать позволяет использовать бумаги с большим разнообразием фактур поверхности, в том числе и традиционные бумаги для художников, без специального покрытия. Цифровая же печать с проявкой ограничена в фактурах используемых бумаг, эти отпечатки всегда имеют несколько «синтетический», искусственный вид. Фирменные логотипы производителя на оборотной стороне бумаг с проявкой, полиэтиленовые покрытия лицевой и оборотной части, придают отпечаткам попсовый, ширпотребовский привкус. Так как черно-белое изображение печатается на цветной фотобумаге, за счет синтеза красителей, то отпечаток имеет различные оттенки при освещении его разными источниками света.

Если вы снимаете на фотопленку, затем сканируете слайд или негатив, получаете цифровой файл, а затем печатаете с помощью фотопринтера, то вы используете гибридную технологию. Она объединяет и достоинства, и недостатки аналоговой и цифровой техник. Такая технология обеспечивает хорошее качество изображения и удобна для различных задач.

Существует интересная разновидность гибридной технологии — печать через цифровой негатив. Цифровой негатив получается на специальной прозрачной пленке, чаще всего струйной печатью. Затем он накладывается на фотобумагу, печатается контактным способом, после чего отпечаток проявляется. Цифровой негатив может быть получен с любого цифрового файла. Прекрасный фотограф Георгий Колосов снял свою новую серию «Хорошая квартира» — в противовес булгаковской «нехорошей квартире» — цифровой фотокамерой. Затем он изготовил цифровые негативы и отпечатал с них позитивы на традиционных черно-белых фотобумагах с проявкой. Скоро мы сможем насладиться этой серией на выставке. Цифровые негативы могут быть использованы и в исторических техниках фотографии, например, в цианотипии, в бромо-масляной, карбоновой, платино-палладиевой фотопечати и других. Большинство черно-белых фотографий печатается сегодня гибридными технологиями.

 

3. Paul Roark, «Лисий хвост и циркулярный пик»

 

Лисий хвост — сленговое название засохших деревьев в высокогорье. Снимок сделан на высокогорном плато Золотая Форель. Камера Leica M9, объектив Zeiss 35mm f/2.8 Biogon, красный фильтр. Июнь 2012 года. Печать графитовыми чернилами «Eboni» по бумаге Arches Hot Press без покрытия для приема чернил. Цифровая технология.

 

Сохранность черно-белых отпечатков

Большое значение имеет долговечность черно-белых отпечатков. Галереи и коллекционеры, вкладывая средства в свои коллекции, хотят быть уверенными, что приобретенные ими фотографии не изменят своих свойств. Именно поэтому отпечатки 40×50 дюймов американского фотографа Грега Гормана (Greg Gorman) продавались в Москве за разную цену. Те, которые были отпечатаны архивными чернилами, — по 280 000 рублей за лист независимо от сюжета. Фотография Sam Farvar, отпечатанная еще в 1999 году чернилами, не соответствующими стандартам архивного хранения, была оценена в 160 000 рублей. Разница почти вдвое!

Наибольшей, практически неограниченной сохранностью обладают черно-белые фотографии, отпечатанные струйной печатью, по бумагам для художников, без специального покрытия для приема чернил. В этом случае используются графитовые чернила черного цвета. В них нет никаких красителей кроме мелко перемолотого графита. Для получения высококачественного изображения используются от 4 до 7 оттенков серого. Графитовые отпечатки по бумагам без покрытия можно промыть водой после печати — и в них не останется ничего, кроме бумаги и графита. Так же, как в рисунках старых мастеров эпохи Средневековья. Эти прекрасные рисунки сохранились до наших дней, им более 500 лет. Джон Коне (Jon Сone), американский фотограф и мастер фотопечати, отпечатал таким способом фотографии Грегори Кольберта (Gregory Colbert) для его замечательной выставки «Пепел и снег» (Ashes and Snow). Выставка поставила мировой рекорд по количеству зрителей, посмотревших экспозицию. Огромные фотографии отпечатаны на листах японской бумаги ручной выделки толщиной около 5 миллиметров графитовыми чернилами Piezographi.

Еще один пионер печати графитовыми чернилами — Паул Роарк (Paul Roark). Этот фотограф разработал собственный дизайн графитовых чернил под лейблом Eboni. Паул Роарк пользуется как гибридной, так и чисто цифровой технологиями создания черно-белого снимка.

На втором месте по сохранности — черно-белые фотографии, отпечатанные на черно-белой фотобумаге с проявкой. Из них лучше те, которые не имеют полиэтиленового покрытия. Такие отпечатки на традиционной бумаге с баритовым слоем стоят дороже. По всему миру имеется опыт их хранения и реставрации. Можно надеяться, что при правильном фиксировании и хорошей промывке они проживут более ста лет.

Самые большие проблемы с сохранностью имеют черно-белые отпечатки, сделанные цветными чернилами (это наиболее распространенный метод) на специальных бумагах для струйной печати, имеющих покрытие для приема чернил. Покрытие — самое слабое место триады бумага — покрытие — чернила, задействованной в струйной печати. Первые применимые на практике технологии струйной печати появились в США примерно в 1988 году, а массовая струйная печать — еще лет на десять позже. Поэтому, что бы ни заявляли фирмы-производители о многолетней сохранности струйных отпечатков, реального опыта их хранения еще нет.

Недавно в Галерее Классической Фотографии в Москве состоялась выставка великолепного итальянского фотографа Элио Чиол (Elio Ciol). На ней были показаны черно-белые фотографии, отпечатанные аналоговым способом, с черно-белого негатива через увеличитель, на традиционной фотобумаге с проявкой; фотографии, отпечатанные струйной печатью графитовыми чернилами и фотографии, отпечатанные цветными чернилами. Отпечатки на фотобумаге с проявкой были самыми пластичными, в них было больше всего полутонов. На втором месте были отпечатки, выполненные автором графитовыми чернилами. Отпечатки, сделанные цветными чернилами, были беднее всего полутонами. В сравнении с другими отпечатками изображение на них казалось шероховатым и рваным.

В следующей части статьи будет изложена подробная методика создания черно-белого изображения из цифрового файла.

 

4. Paul Roark, «Рассвет в лагере «Золотая Форель»

 

Лагерь «Золотая Форель» находится в высокой Сьерре в горах Сьерра-Невада. Неоднократно посещался Анселом Адамсом. Паул Роарк снял его камерой Rolleiflex GX на пленку 60 мм, с использованием объектива с фиксированным фокусным расстоянием 80 мм f/2.8. Пленка Kodak T-max 100.

Главной проблемой было так притемнить небо, чтобы иглы сосен остались светлыми. Применялись совместно оранжевый светофильтр и поляризационный светофильтр. Гибридная технология.

 

5. Paul Roark, «Ядовитый плющ и эвкалипт»

 

Паул Роарк использовал фотокамеру Rolleiflex GX и цветную негативную фотопленку Konica Impressia 50 (60 мм). Негатив отсканирован и использован зеленый канал.

В дальнейшем Паул отказался от такой технологии в связи с недопустимой, по его мнению, зернистостью при использовании одного канала. Интересно, что при увеличении в «Фотошопе» файла, присланного Паулом, до 100%, зерна не видно.

Паул Роарк — верный последователь Ансела Адамса и американской школы пейзажной фотографии. Наиболее известные свои фотографии Адамс снимал камерой 8×10» на негатив размером 20×25 см. Конечно, такие изображения абсолютно лишены зерна, они очень резкие и детальные.

 

6
7

6, 7. Георгий Колосов. Из серии «Хорошая квартира».

 

В отличие от Паула Роарка, наш известный и прекрасный фотограф Георгий Колосов считает, что зерно в фотографии должно быть. Оно помогает созданию условности, расширяет воспринимаемый диапазон полутонов за счет рандомизации — случайного распределения ошибок при при цифровой обработке изображения.

Фотографии сняты цифровым фотоаппаратом Pentax K7 с «китовым» объективом, на который был накручен эффектный фильтр Marumi Soft Fantasy. Внутрикамерная обработка, творческий режим «Софт» 3 ступени, ISO 1600. При дальнейшей обработке в «Фотошопе» основные усилия были направлены на устранение цифрового шума и артефактов изображения. С полученных файлов были изготовлены цифровые негативы на струйном принтере. С негативов были отпечатаны фотографии — контактным способом на черно-белой фотобумаге с проявкой. Гибридная технология.

 

8. Сергей Ткаченко. Никольская улица

 

Сергей Ткаченко — кинооператор, но последние 15 лет работает в области фотографии.

Виды старой Москвы Сергей снимает на черно-белую пленку отечественной панорамной фотокамерой «Горизонт 205». Фотокамера очень тяжелая, но резкая, снимает на пленку 60 мм. Оборудована механизмом вертикальной сдвижки объектива, что делает ее очень удобной для съемок архитектуры и городских видов. Негатив размером 60×130 мм сканируется и затем обрабатывается в «Фотошопе». Снимки тонированы в коричневатый тон, чтобы имитировать печать на хлоросеребряных фотобумагах с проявкой. Гибридная технология.

Панорамы Сергея Ткаченко, отпечатанные форматом более 2 метров по длинной стороне, украшают офисы крупнейших московских корпораций.

 

 

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Полная свобода съёмки: Canon представляет новую линейку профессиональных аксессуаров
2 марта 2012
Новости

Полная свобода съёмки: Canon представляет новую линейку профессиональных аксессуаров

Москва (Россия), 2 марта 2012 г. — компания Canon расширяет свою линейку аксессуаров для цифровых зеркальных камер EOS профессионального и среднего уровней, выпуская новые модели устройств, обеспечивающих исключительную гибкость и удобство управления при творческой съёмке.

Сервисы «Яндекс.Деньги» и QIWI Wallet стали доступны пользователям LG Smart TV
20 декабря 2013
Новости

Сервисы «Яндекс.Деньги» и QIWI Wallet стали доступны пользователям LG Smart TV

Москва, 19 декабря 2013 г. — Компания LG Electronics (LG) сообщает о том, что сервисы «Яндекс.Деньги» и Visa QIWI Wallet появились на платформе LG Smart TV и стали доступными для всех пользователей умных телевизоров LG. Теперь оплачивать приложения, кабельные каналы и государственные услуги можно не выходя из дома. Для этого достаточно один раз привязать свой электронный счет в системах «Яндекс.Деньги» или Visa QIWI Wallet к аккаунту LG Smart TV. Процедура регистрации проста и занимает не более двух минут. Необходимо указать номер мобильного телефона, к которому привязан счет «Яндекс.Деньги» или Visa QIWI Wallet и пароль. После этого на указанный номер мобильного телефона поступит SMS-уведомление с кодом подтверждения. В дальнейшем, оплата осуществляется автоматически в несколько нажатий кнопок пульта и не требует дополнительного внесения учетных данных пользователя.

4K SXRD проектор Sony VPL-VW550ES на выставке IFA 2016
2 сентября 2016
Новости

4K SXRD проектор Sony VPL-VW550ES на выставке IFA 2016

Sony усилила свою серию проекторов для домашних кинотеатров компактной моделью с реальным 4K разрешением, представленной на IFA 2016. Новый VPL-VW550ES стал третьим проектором в портфолио Sony, поддерживающим 4K HDR, что делает его идеальным решением в домашних кинозалах и Медиа-центрах для поклонников просмотра фильмов, концертов и спортивных состязаний с максимально впечатляющим высоким качеством изображения. В соответствии с выросшими требованиями 4K HDR контента VPL-VW550ES поддерживает самые современные 4K и HDR стандарты, обеспечивая совместимость с самым совершенным на сегодня контентом.

В объективе Nikon: на остров Кунашир с Иваном Дементиевским
22 января 2016
Обзоры

В объективе Nikon: на остров Кунашир с Иваном Дементиевским

Компания Nikon и телеканал Моя планета представляют новый головокружительный проект. Десять известных российских фотографов отправляются на поиски самых захватывающих видов России. Иван Дементиевский — фотограф, путешественник, журналист. Родился в Непале, долгое время работал в банке, но однажды решил в корне изменить свою жизнь и стать фотографом-путешественником. Вместе с Иваном мы отправимся на Кунашир сделать съемку важной достопримечательности этих мест — мыса Столбчатый.

Canon поддерживает байонет RF выпуском шести объективов для системы EOS R
14 февраля 2019
Новости

Canon поддерживает байонет RF выпуском шести объективов для системы EOS R

Компания Canon , мировой лидер в области производства объективов, в очередной раз подтверждает свои серьезные намерения в отношении недавно запущенной системы EOS R и байонета RF, анонсируя разработку шести полнокадровых объективов, которые будут выпущены в 2019 году в честь знаменательного рубежа — производства 140 миллионов объективов EF и RFⁱ. Инновационная система Canon EOS R и широкое портфолио объективов RF открывают новые горизонты фотографии и видеосъемки — пользователи получают инструменты для оттачивания навыков и безграничного творчества.

Сразу три проектора SONY стали «продуктами года» по версии What Hi-Fi
20 октября 2016
Новости

Сразу три проектора SONY стали «продуктами года» по версии What Hi-Fi

В 1976 году началась история английского журнала What Hi-Fi — на сегодняшний день старейшего и наиболее авторитетного Hi-Fi издания Великобритании. На протяжении уже 40 лет эксперты в лондонской редакции регулярно тестируют и выбирают продукты года в различных категориях потребительской электроники.

Стартует глобальное обновление линейки смартфонов Highscreen
24 января 2013
Новости

Стартует глобальное обновление линейки смартфонов Highscreen

Компания «Вобис Компьютер», владелец бренда Highscreen, объявляет о выпуске трех новых смартфонов среднего класса – Highscreen Yummy, Strike и Blast. Две последние новинки построены на базе двухъядерных процессоров Qualcomm и работают под управлением Android 4.0. Вместе с тем Highscreen представляет обновленную версию модели Yummy Duo. Этот аппарат, выпущенный весной 2012 года, разошелся тиражом около 100 тысяч штук. Yummy образца 2013 года получил новый дизайн, более быстрый процессор и ОС Android 4.0.

Тест зеркальной фотокамеры Nikon D5200
2 апреля 2013
Тесты

Тест зеркальной фотокамеры Nikon D5200

К достоинствам камеры относятся быстрый автофокус, компактность, дизайн и цена. Nikon D5200 более функциональна, чем младшая модель Nikon D3200, при этом настолько же компактна и проста в управлении и лишь немного обходит младшую модель по цене. В недостатки можно записать темный видоискатель и отсутствие поддержки объективов без встроенного мотора автофокуса. Вместо управления кнопками часть функционала перенесена в меню и на экран быстрого доступа, что несколько снижает оперативность управления. Однако это скорее придирки, которые недостатками назвать сложно — просто мелкие неудобства, которые не остановят настоящего фаната фотодела.

Обзор компактных камер Fujifilm X
19 декабря 2014
Обзоры

Обзор компактных камер Fujifilm X

В линейке премиальных камер Fujifilm X сразу целый ряд замен. Разработчики всегда внимательно прислушивались к пожеланиям фотографов и постарались учесть их в максимальном объеме. Сама оптика, прекрасная по рисунку, очень четкая и лишенная заметных недостатков, осталась прежней. Уникальный гибридный видоискатель также подвергся усовершенствованию, которое призвано упростить наведение резкости в ручном режиме.

Персональная акустическая система MIXBERRY MAGNITUDE 5
27 июня 2016
Новости

Персональная акустическая система MIXBERRY MAGNITUDE 5

MIXBERRY представляет изысканную портативную акустическую систему MAGNITUDE 5, созданную в популярном ныне ретро-стиле, и ориентированную на следящих за модными трендами пользователей. Новинка способна воспроизводить музыкальные композиции напрямую со смартфона или планшета на протяжении 10 часов, она отлично подходит для звукового оформления небольшой вечеринки, встречи друзей или семейного праздника.