Когда потерянное время = потерянное зрение

27 декабря 2004

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ ДЛЯ МАМ И ПАП

Из-за перегруженности районных поликлиник и их недостаточной оснащенности современным диагностическим оборудованием зачастую участковые офтальмологи не имеют возможности уделить маленькому пациенту достаточно времени, и это приводит к постановке ошибочного диагноза «патологий не выявлено». Что может говорить именно о том, что болезнь не удалось обнаружить, а не о том, что ее нет.

И хотя большинство глазных заболеваний благодаря достижениям современной офтальмологии полностью излечимы, есть и такие опасные глазные недуги, которые поддаются коррекции лишь до 7 лет. Если обратиться к доктору позже, вернуть зрение полностью не удается. Тогда как многие серьезные болезни, такие, как косоглазие, амблиопия, до школы можно вылечить, причем во многих случаях удается обойтись без хирургического вмешательства.

Однако офтальмологи часто сталкиваются и с такими печальными фактами, когда в течение первого года учебы у ребенка развивается то или иное заболевание зрительной системы, хотя перед школой все показатели были в норме. Именно поэтому врачи международной системы офтальмологических клиник «Эксимер» разработали уникальную программу подготовки ребят 5 — 6 лет к повышенным школьным нагрузкам «Поступаем в школу с хорошим зрением».

УСТАЛЫЕ ГЛАЗКИУ ПЕРВОКЛАШКИ

Ведь ребенок проводит в школе и дома за выполнением домашних заданий около 8 часов, то есть полноценный рабочий день! Чтобы организм справился с изменением режима без сбоев, врачи составляют индивидуальную комплексную программу улучшения работы всей зрительной системы, но в первую очередь проводится профилактика именно того глазного заболевания, к которому ребенок предрасположен. То есть болезнь благодаря своевременной офтальмологической помощи удается предотвратить.

Кроме того, программа для дошкольников существенно повышает работоспособность, быстроту реакции, скорость чтения ребенка, улучшает зрительную память, концентрацию внимания и координацию движений, избавляет малыша от головных болей и повышенного внутричерепного давления — серьезных последствий тяжелой беременности и родов. Эти опасные состояния, которые обязательно требуют медицинского вмешательства, зачастую выявляются именно во время углубленного офтальмологического обследования с применением современных диагностических тестов и высокоточных новейших приборов для всесторонней проверки органов зрения.

ЗАЩИТИТЬ ГЛАЗА СЕГОДНЯ ИЛИ ЛЕЧИТЬ ИХ ЗАВТРА?

Комплексная программа подготовки к школе рассчитана на 4 курса по 10 сеансов каждый. Причем между курсами обычно делают перерыв в несколько месяцев, чтобы закрепить достигнутые результаты и изучить динамику состояния зрительной системы. В первую очередь врачи стараются добиться улучшения кровоснабжения глазного яблока и активизировать работу центральных отделов зрительного анализатора. Это позволяет значительно увеличить работоспособность зрительной системы.

Следующий этап — обучение зрительной системы ребенка работе на близком расстоянии. Так как школьная программа предполагает выполнение заданий в основном сидя на небольшом расстоянии от стола, очень важно тренировать способность глаза выдерживать длительные нагрузки, к которым дошкольник не привык. Для этого необходима тренировка глазных мышц. Ведь реакцией на их переутомление при выполнении домашних заданий, в особенности в вечернее время, при недостаточной освещенности и эмоциональном перевозбуждении, становится хроническое перенапряжение глазных мышц, что приводит к развитию ложной близорукости.

При этом неприятном явлении ребенок начинает хуже видеть, капризничает, может жаловаться на головную боль. При диагностике без изучения состояния глазного дна (то есть без закапывания в глаза специальных капель для расширения зрачка, которые расслабляют спазмированные мышцы и позволяют доктору определить истинную остроту зрения) врачи в районной поликлинике или «Оптике», оборудованной простейшим прибором для проведения компьютерной диагностики, ошибочно выписывают ребенку очки.

Однако при спазмированных мышцах, то есть «ложной близорукости», острота зрения у ребенка может быть идеальной, поэтому очки только усугубляют зрительный дискомфорт и довольно быстро приводят к развитию истинной близорукости. Вот почему обследовать ребенка перед школой необходимо.

ПЛЮС, МИНУС ИЛИ ЕДИНИЦА?

При близорукости (миопии) изображение предметов фокусируется не на сетчатке, что необходимо для четкого зрения, а перед ней. При этом ребенок хорошо видит только вблизи. Близорукость чаще всего является приобретенной болезнью и развивается из-за чрезмерной зрительной нагрузки — чтения, письма, многочасового просмотра телепередач и компьютерных игр.

Офтальмологи вообще не рекомендуют детям до семи лет играть в компьютер и даже смотреть телевизор, но с началом учебного года без компьютера сегодня, к сожалению, уже не обойтись.

Устранить симптомы «ложной близорукости» и не допустить развития близорукости истинной помогает методика с минимальной световой нагрузкой, которая не доставляет малышу никаких неприятных ощущений. Также эффективен вакуумный массаж, который улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости и нормализует кровообращение. На ребенка надевают специальные очки — «минибарокамеры», которые создают нужный эффект благодаря перепадам давления. Все эти процедуры ребенок воспринимает не как лечение, а как игру, и ходит к врачу с удовольствием.

Еще один этап базовой подготовительной программы — развитие и укрепление бинокулярных функций глаз. В норме наши глаза двигаются скоординированно: от каждого из них головной мозг получает свое изображение, которое отличается от «двойника» лишь углом зрения. Эти схожие картинки мозг умеет соединять в одну, а незначительная разница в них дает ему возможность построить объемный образ. Нарушения в этой сфере ведут к таким серьезным заболеваниям, как косоглазие и амблиопия — ленивый глаз. В первую очередь этим недугам подвержены дети, страдающие дальнозоркостью.

В отличие от близорукости, при дальнозоркости (гиперметропии) изображение фокусируется позади сетчатки, и малыш вблизи видит предметы расплывчатыми. До 6 — 8 лет небольшая степень дальнозоркости — физиологическая норма. Но с увеличением нагрузок один глаз зачастую становится «ведущим», то есть более сильным, а другой, таким образом, постепенно ослабевает и теряет свои функции, что и приводит к косоглазию.

Косоглазие, кроме того, что это эстетический дефект, доставляет ребенку крайний дискомфорт — изображение может двоиться, и малыш перестает адекватно воспринимать окружающую действительность. У него также нарушается координация движений.

Кроме того, косоглазие зачастую приводит к еще более серьезному заболеванию — амблиопии. Еще одно название этого недуга — ленивый глаз. При этом расстройстве глаз выглядит нормально, но теряет свои функциональные качества. Таким образом, зрение становится монокулярным, и мозг не способен соединить изображение, получаемое двумя глазами, в одно. Заметить амблиопию невооруженным глазом практически невозможно. Хотя есть некоторые косвенные признаки, которые указывают на развитие этого опасного заболевания.

Например, ребенок косит, щурится, «промахивается», когда берет предмет со стола, отказывается читать самостоятельно, сильно капризничает после любых зрительных нагрузок.

Существует множество аппаратных методик, которые без труда помогают избежать всех этих проблем. Ультразвуковая терапия, лазерная стимуляция, магнитотерапия, электростимуляция — вот далеко не полный список того, каким образом можно проводить диагностику и профилактику всех возможных глазных проблем.

Оборудование последнего поколения дает возможность оценить зрение более чем по 100 разным тестам. Во время таких процедур малыши часто просто смотрят мультики. Кроме того, в рамках программы для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный курс, и даются рекомендации по улучшению состояния зрительной системы в домашних условиях.

ЗАРЯДКА — ОТДЫХ ДЛЯ ГЛАЗ

Желательно проводить за письменным столом не более получаса и делать 10 — 15-минутные перерывы во время занятий. Лучше всего, если в это время малыш сможет выполнить какие-нибудь несложные спортивные упражнения. Например, на шведской стенке. Ведь двигательная активность для нормальной работы глазных мышц необходима.

Когда малыш пойдет в школу, родителям желательно проследить, чтобы слабовидящего ребенка посадили на среднюю парту поближе к доске. Надо, чтобы ребенка почаще пересаживали (особенно это важно при косоглазии), иначе заболевание прогрессирует быстрее.

Если слабо видит только один глаз, ребенок должен сидеть таким образом, чтобы этот глаз был ближе к доске. То есть, если хуже видит правый глаз, ребенок должен сидеть у окна, если левый — в ряду у стены.

Очень важно следить за осанкой, так как проблемы в шейном отделе позвоночника нарушают мозговое кровообращение и приводят к ухудшению зрения. Для профилактики ухудшения зрения важно выполнять с ребенком упражнения для мышц шеи и глаз.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЫШЦ ШЕИ

Упражнение 1

Встаньте свободно, руки вдоль тела. Поднимите плечи как можно выше. Держа их в этом положении, отведите назад, по возможности дальше, и вернитесь в исходное положение. Делайте круговые движения плечами достаточно быстро. Повторите несколько раз.

Упражнение 2

То же, что и в упражнении первом, но в обратном направлении. Отведите плечи назад, поднимите их как можно выше, переведите вперед, опустите, вернувшись в исходное положение. Повторите несколько раз.

Упражнение 3

Опустите подбородок как можно ниже на грудь, шею расслабьте, затем поднимите голову и откиньте ее как можно дальше назад. Вернитесь в исходное положение. Повторите упражнение несколько раз.

Упражнение 4

Опустите подбородок на грудь, затем плавно поверните голову налево, откиньте назад, поверните направо, вернитесь в исходное положение. Повторите упражнение несколько раз в одном направлении и затем в другом. Круговые движения головой должны быть равномерными, с максимальной амплитудой, но без напряжения.

Упражнение 5

Поверните голову как можно больше налево, вернитесь в исходное положение. Поверните голову как можно больше направо, вернитесь в исходное положение. Повторите повороты несколько раз в медленном темпе. Повторяйте все 5 упражнений регулярно, лучше по утрам.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЫШЦ ГЛАЗ

1. Потереть ладошки друг о друга, чтобы они стали теплыми. Приложить их к закрытым глазам и подержать 1 – 2 минуты.

2. Открыть глаза и посмотреть вдаль.

3. Медленно поднять глаза вверх и на максимально возможной верхней точке зафиксировать взгляд на несколько секунд.

4. Посмотреть прямо несколько секунд.

5. Опустить глаза вниз и в максимально низкой точке зафиксировать взгляд на несколько секунд.

6. Посмотреть прямо перед собой несколько секунд.

7. Перевести глаза до предела вправо и зафиксировать взгляд.

8. Посмотреть прямо несколько секунд.

9. Перевести взгляд до предела влево и зафиксировать взгляд.

10. Посмотреть прямо несколько секунд.

11. Перевести взгляд в правый верхний угол и зафиксировать взгляд.

12. Посмотреть прямо несколько секунд.

13. Перевести взгляд в левый нижний угол и зафиксировать.

14. Посмотреть прямо несколько секунд.

15. Перевести взгляд в левый верхний угол и зафиксировать.

16. Посмотреть прямо несколько секунд.

17. Перевести взгляд в правый нижний угол и зафиксировать на несколько секунд.

18. Перевести взгляд перед собой.

19. Медленно повращать глазами по часовой стрелке.

20. Повращать глазами против часовой стрелки.

21. Сильно зажмуриться несколько раз.

22. Разогреть ладошки и на минуту приложить к закрытым глазам.

27 декабря 2004

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Кусочек планеты одной из самых красивых женщин мира
23 мая 2005
Обзоры

Кусочек планеты одной из самых красивых женщин мира

или Покажи мне свой дом, и я скажу тебе, кто ты Загородный дом — мечта любого горожанина, такова уж наша психология. Иметь загородный дом — значит, состояться в жизни. Квартира — место, откуда мы уходим на работу и где мы потом спим, чтобы наутро снова влиться в безумную суету производства добавленной стоимости.

Кто сейчас покупает Виагру?
27 марта 2007
Обзоры

Кто сейчас покупает Виагру?

Сексуальная функция у человека социализирована сверх меры, гораздо больше, чем любая другая естественная функция организма. Конечно, прием пищи, мочеиспускание и дефекация также подчиняются довольно жесткому контролю, но их не касается такое трепетное отношение, как к возможности для мужчины совершить половой акт.

Что новенького в лечении простатита?
7 мая 2002
Обзоры

Что новенького в лечении простатита?

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ПРЕДСТАТЕЛЬНОЙ ЖЕЛЕЗЫ Предстательная железа (простата) является органом мужской половой системы, по форме напоминает каштан массой около 30 граммов, и располагается под мочевым пузырем, между лоном и прямой кишкой. Через простату проходит мочеиспускательный канал, в который открываются ее выводные протоки вблизи от семенного бугорка.

Что делать с ребенком, который не хочет учиться?
7 мая 2002
Обзоры

Что делать с ребенком, который не хочет учиться?

Английский язык для школьников и взрослых. 500 руб./час. 8905 5868996 Успехи и неудачи детей в школе никого не могут оставить равнодушным. Все, у кого есть дети, кто сам учился в школе, хотя бы раз в жизни задумывались над вопросом: «Почему одни дети учатся легко и охотно, другим учеба дается с трудом, но они стараются, у третьих хорошие способности, но мало желания осваивать азы наук?».

Лечим позвоночник и диабет! В. Друскининкай
2 марта 2004
Новости

Лечим позвоночник и диабет! В. Друскининкай

04'2004 Друскининкай — лучший европейский курорт бальнеологии. Один из лучших и крупнейших санаториев в Друскининкай — санаторий «Эгле» — лечебно-реабилитационный центр с водо- и грязелечебницей, лечебными и диагностическими кабинетами, двумя скважинами минеральной воды (глубиной более 300 метров), бюветом минеральных хлоридных натриево-кальциевых вод «Эгле».

Как стать "космическим туристом"?
28 октября 2003
Обзоры

Как стать "космическим туристом"?

Автор этих строк, задумывая полет в небеса (а куда же еще лететь-то от житейских невзгод, как не в космос?), и не думала, что имеет шанс записаться в космонавты. Бабий век-то прожит. Да и спортсменкой никогда не была, на качелях укачивало, в такси тошнило... Но, оказывается, и наша отечественная космонавтика, перешагнув сорокалетний рубеж, в корне пересмотрела представления о том, кого не берут в космонавты.

Свет здоровья в вашем доме
7 мая 2002
Обзоры

Свет здоровья в вашем доме

Итальянская поговорка. Все мы дети пироды. И то, что природа заложила в человеческий организм, обязательно должно оставаться в гармонии с ней. Откуда организм черпает свою энергию? В первую очередь от солнца. Все жизненно важные процессы на Земле происходят под действием света. В светлом лесу не гниют деревья, в ясную погоду мы меньше болеем.

Айболит XXI века. Исландский мох лечит все болезни. Какие?
29 декабря 2015
Обзоры

Айболит XXI века. Исландский мох лечит все болезни. Какие?

Меня зовут Тофик Аскеров, мне идет шестой десяток. Я живу в Петербурге. По профессии журналист, но, так уж получилось, сейчас занимаюсь заготовкой удивительного целебного растения, которое в народе называют Исландский мох. К сожалению, очень мало кто знает об этом чрезвычайно жизнестойком лишайнике, предпочитая лечить свои болезни с помощью дорогущей импортной химии. Вот мне и пришлось вспомнить о своей основной в жизни профессии, в результате чего и появился этот обзор.

Ухо - "пульт управления" организом
27 декабря 2004
Обзоры

Ухо - "пульт управления" организом

Древнекитайская пословица. Существует древняя легенда о том, что во времена китайского императора Фу Си один из его подданных, у которого сильно болела голова, обрабатывая землю мотыгой, случайно ударил ею по ноге и заметил, что через несколько минут головная боль исчезла. Запомнив расположение на коже ноги травмированного участка — точечной зоны, он всегда воздействовал на нее при головной боли.

Грипп. Чем лечатся аптечные работники?
28 октября 2003
Обзоры

Грипп. Чем лечатся аптечные работники?

29'2003 Что делать, если за окном ночь, а ваш ребенок мечется в жару и бредит? Почему самое обыкновенное респираторное заболевание у одних людей проходит за три дня, а у других тянется неделями? Бежать ли к врачу, если заложен нос? Эти и подобные вопросы очень часто встают перед нами в повседневной жизни.