Фотокритика Розова: снимает не камера — снимает фотограф

Рубрику «Фотокритика» ведет известный фотограф и преподаватель, автор популярных книг по технике и искусству фотографии Георгий Розов. В разборе фотографий участвуют снимки, присланные читателями на фотоконкурс журнала «Фото&Техника», результаты которого опубликованы в № 07 (45) 2013.

Текст и фото: Георгий Розов.

 

 

Критик, на мой взгляд, вовсе не ругатель всего вокруг. Я давно уже почувствовал, что очень скоро настанет такой момент, когда уже не придется указывать коллегам на очевидные недостатки слабых работ. Общий уровень присылаемых на конкурс нашего журнала снимков растет очень быстро. Наступила пора пожинать плоды просвещения и писать в основном о достоинствах фотографий.

Эдуард Мусин из Москвы прислал всего четыре фотографии, но ни к одной из них у меня нет претензий. Мне совсем не хочется ничего в них улучшать. Это говорит не только о том, что автор талантлив и мастеровит. Он обладает редким умением посмотреть на свои работы со стороны и отобрать действительно лучшие. Впрочем, и другие фотографии этой подборки тоже достойны стать объектом любования.

 

«Белое море».
Эдуард Мусин, Москва.

Камера Pentax K-5 
Объектив Pentax 85/2,8 soft 
Выдержка 1/8000 с 
Диафрагма f/3,5 
Чувствительность ISO 200

 Если бы автор не сообщил, что снимал мягкорисующим объективом, я бы подумал, что он применил софт-фильтр. Монокли рисуют еще мягче, а с цветными аберрациями было бы трудно справиться столь элегантно, как в данном случае. Мне очень понравилось, как построена композиция этого снимка. Фотография состоит из пяти горизонтальных полос разной плотности, параллельных длинным сторонам кадрового окна.

Грамотная и красивая пейзажная картинка из таких параллелей — большая редкость. Автор справился с решением этой задачи, переключив внимание зрителя на кораблик. Он трижды выделен: как резкое на нерезком, как темное на светлом и как объект, близкий к зоне пересечения третей. Забавно, что лодочка тоже является чертой, параллельной длинной стороне картинки. Ритмический повтор чередующихся горизонталей ко всему еще и тонально очень грамотно уравновешен.

Но главное, конечно же, не то, какими инструментами достигнута гармония формы и содержания. Для меня важнее то, что я словно вновь оказался на палубе морского парома в Норвегии и подставил щеки холодному ветру.

Разбередить сокровенные воспоминания, сделать фотографию узнаваемой — один из лучших способов добиться положительной реакции зрителя.

 

«Зимняя дорога».Эдуард Мусин. Москва.

Камера Canon G9 
Выдержка 1/2000 с 
Диафрагма f/8 
Чувствительность 
ISO 200 
Фокусное 
расстояние 29,2 мм

 Очень тонкое чувство тонального равновесия нужно иметь фотографу, который берется снимать подобные зимние сюжеты. Вот вроде бы нарушил человек прописное правило: темное внизу, а светлое вверху. Но картинка живет и радует глаз. Отчасти потому, что главное в кадре точно там, где и должно быть.

Линии границ геометрических фигур — не прямолинейны и не параллельны границам кадра. Ниспадающая диагональка нижнего сектора — фактурна. Она делает картину динамичной, ненадоедливой и потому приятной для долгого созерцания. Сдержанная монохромная гамма оттенков синего холодит еще больше, чем возможное тут тональное, черное-белое решение.

Любая попытка что-либо исправить в этой фотографии ее убивает. Особо подчеркну, что сделана картинка цифрокомпактом. Что еще раз подтверждает старую как мир истину: снимает не камера — снимает фотограф!

 

«Город Тутаев».Эдуард Мусин. Москва.

Камера Pentax K-7 
Объектив Pentax 10–17/3,5–4,5 fish-eye 
Выдержка 1/40 с
Диафрагма f/10 
Чувствительность ISO 200 
Фокусное расстояние 10 мм

Замечательная картинка! Смотрел с улыбкой и восхищением. Эта история про козу бодатую, которая все вокруг порушила, хорошо сочетается с бочкообразным рисунком рыбьего глаза. Понятно, что автор знает свойства оптики, и потому героиня оказалась именно в таком месте кадра, где перспективные искажения минимальны, и в то же время точка пересечения третей совсем рядом. Заметьте: коза белая, фон темный. И сдержанная цветовая палитра тоже выбрана неспроста. И небо задавлено.

В фотографическом Тутаеве Эдуарда Мусина нет ничего случайного, кроме козы. Грустная улыбка в ответ на эту картину уходящей эпохи и превращающихся в прах зримых примет старого уклада жизни обеспечена.

К слову сказать, на другом берегу Волги расположен вполне современный городской район с передовым заводом дизельных двигателей, которыми вооружаются речные суда, тепловозы, карьерные самосвалы и даже КАМАЗы, много лет подряд выигрывающие международные ралли по бездорожью. Вполне может быть, что в избушке, которую бодает коза, живет настройщик станков с числовым программным управлением. Меня бы это не удивило.

 

«Мимолетность». Эдуард Мусин. Москва.

Камера Pentax K-5 
Объектив 
Pentax 18–135/3,5–5,6 
Выдержка 1/500 с 
Диафрагма f/8 
Чувствительность 
ISO 400 
Фокусное 
расстояние 88 мм

 Очень точно найдено название. Столкновение нос к носу конфликтующих сущностей: маленького и беззащитного с большим и хищным, живого с неживым, но все-таки собакой. Столкновение почти обесцвеченного с ярким и цветным. Мягкий свет. Продуманное снижение контраста всего неживого.

Движение бабочки по восходящей диагонали. Это не достоинства снимка — это перечисление примененных инструментов и методов. Но главное все-таки было увидеть, оценить и не упустить краткого мига, когда все сложилось в кучку и перед глазами возникло это волшебное стечение обстоятельств.

 

«Исландия. Водопад Детифосс». Олег Неугодников. Московская область, Подольск.

Камера PENTAX K-5 
Объектив 
Pentax 18–135/3,5–5,6 
Выдержка 0,6 с (штатив) 

Диафрагма f/18 
Чувствительность ISO 80 
Экспокоррекция +3 EV 
Фокусное 
расстояние 40 мм

 

Эта фотография заставила меня призадуматься. Она не соответствует моим представлениям о свойствах оптики. Автор снимал бюджетным зумом при фокусном расстоянии 40 мм. Угол обзора в этом случае должен быть примерно 60 градусов. Разделение планов такая оптика дает очень заметное, но глубина резкости зумов невелика и непредсказуема.

При диафрагме f/18 из-за дифракции неизбежно должно было сильно упасть разрешение. Иначе говоря, передний план должен был казаться крупнее, а задний мельче. Резкость наведена на камни переднего плана, следовательно, в глубине кадра должно быть заметное снижение резкости, но там все довольно тщательно нарисовано. Как такое автору удалось, для меня останется загадкой, но именно этим картинка привлекла мое внимание и заставила любоваться драматической красотой стихии.

 

«Вечер на рейде». Сергей Поляк. Москва.

Камера Panasonic Lumix DMC-FZ50 
Выдержка 1/100 с 
Диафрагма f/3,2 
Чувствительность ISO 200 
Экспокоррекция +3 EV

 

Эта фотография с луной меня огорчила: луна вмонтирована очень неумело. Технически, с точки зрения умения использовать различные прозрачности слоев «Фотошопа» — все в порядке. Комар носа не подточит. Беда в том, что луна великовата для этого снимка.

При съемке таким объективом она должна была бы выглядеть примерно так, как на отредактированном мною варианте кадрирования. Я попытался ампутировать все лишнее. Но кораблик расположился в очень неудобной точке снимка. Середину уже проскочил и повернулся к луне кормой. Презирает, вероятно? И плыть ему уже некуда: вот-вот врежется носом в рамку кадра. Именно поэтому я и оставил светило в левой половине фотографии.

Не могу сказать, что такая картинка, если ее распечатать и повесить на стену, будет согревать мою душу в минуты зимней депрессии, но так она все-таки стала естественней и гармоничней.

 

«Фантазии и реальность». Сергей Ромашев. Москва.

Камера Canon EOS 5D Mark III 
Объектив 
Canon EF 70–200mm f/4L IS USM 

Выдержка 1/400 с 
Диафрагма f/4 
Чувствительность ISO 800 
Фокусное расстояние 169 мм

 

Вне всякого сомнения, удачная жанровая фотография Сергея Ромашева останавливает внимание. Еще одна картинка про любовь. Забавный конфликт, о котором знает любой человек на склоне лет. Внутри мы всегда юные и красивые, но снаружи это никому не заметно.

Сергею удалось подсмотреть и всем показать внутреннюю молодость героини. Кремень бабушка! Ее не сломала даже страшная для любого человека жизнь на улице. Автор сознательно скомпоновал фотографию так, чтобы мы ни в коем случае не могли проглядеть это печальное обстоятельство. Приметы бомжевания (сумки) полностью введены в рамки кадра. И вот с этим я не могу согласиться.

На мой взгляд, небольшое кадрирование сделает снимок динамичнее, а главное и без того прекрасно выделенная главная сюжетная идея будет прочитываться однозначно. Заострять внимание на том, что о любви размечталась именно бомжиха, я бы не стал. Не про то история.

 

«Поймать солнце». Арсен Алабердов. Черкесск.

Камера Pentax K20D 
Объектив Pentax DA 200/2.8 с телеконвертером 2х 
Выдержка 1/350 с 
Диафрагма f/2,8 
Чувствительность ISO 400

 

— Заметил сети еще днем и решил, что неплохо будет поймать в них заходящее солнце. Осталось лишь прийти вечером и сделать снимок! — пишет Арсен.

Автор технично и композиционно правильно осуществил свой замысел. И хотя новизны в этом сюжете не больше, чем в самих рассветах и закатах, я тоже не могу удержаться от съемки заходящего солнца, если вдруг оказываюсь свидетелем этого действа. И почти всегда меня переполняет восхищение и желание остановить мгновение, законсервировать эту красоту, а потом любоваться в стенах своей бетонной сакли.

 

«Марафон». Сергей Мартишеня. Мурманск.
вверху — до ретуши, внизу — после ретуши.

Камера Pentax MZ-5N 
Объектив Pentax FA 28–80 
фотопленка Fujifilm Superia

Два варианта очень красивой фотографии Сергея Мартишени из Мурманска. Замечательно использована длинная выдержка. На переднем плане лыжники растворились до почти абстрактных символов. А в глубине кадра, где угловая скорость объектов съемки заметно меньше, лыжники выглядят вполне натуралистично.

Сочетание этих двух типов изображения в одном кадре мне кажется вполне оправданным и радует глаз. Каким-то волшебным способом автор избежал пестроты цвета, которая обычно превращает такие репортажные фотографии в простую фиксацию момента. Этот снимок и по цветовому решению настолько органичен, что мне, например, доставляет удовольствие рассматривать его долго и тщательно.

Не понравилась и потому подвигла к рационализаторству только одна мелочь: темное пятно леса и лозунгов на старте марафона. Оно очень некрасиво рвет белый фон над головами спортсменов. Я закрасил эту зону пикселями, аналогичными по цвету и яркости. Картинка теперь выглядит безупречно. От лыжников глаз не отвести.

 

«Забытый друг». Сергей Сухов. Москва.

Камера Canon EOS 50D 
Объектив Canon EF 70–200mm f/4L IS USM 
Выдержка 1/125 с 
Диафрагма f/4,5 
Чувствительность ISO 1250 
Фокусное расстояние 17 мм

 

«Ремонт. Появился сюжет: всплывший из далекой памяти свет, голые стены, одиночество, грусть, игрушка, надежда», — так написал Сергей Сухов о том, как он придумал эту историю. Уже давно известно, «из какого сора» являются на свет забытые мишки. Вот и этот явился из обрывков старых обоев и клочков детских снов. Довольно красивые, припомаженные сны у Сергея.

И медвежонок сохранился неплохо, и сидит удобненько. Ну просто король на троне! Я не берусь спорить с автором о трактовке сюжета, но мой «забытый» валялся бы на полу, частично прикрытый обрывком обойной бумаги. И одна лапа у него была бы подвернута. Я постарался бы растрогать девочек до слез. Но правда жизни и правда искусства — вещи не одинаковые.

Если же обсуждать уже готовое авторское решение, то хочется предложить скромное усекновение пустого пространства. И то исключительно ради того, чтобы попытаться выделить и подчеркнуть еще одного мультяшного героя, который совершенно незаслуженно остался незамеченным. На стене, возле левой ножки стула, волей случая прорисовался контур не то зайца, не то кролика. Если чуток его выделить, он может стать фотографическим рефреном главного объекта. В остальном же картинка симпатичная. Сентиментальным любителям фотографии, наверняка придется по вкусу.

 

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Новые телевизоры Toshiba: лучше тоньше да лучше
25 мая 2013
Новости

Новые телевизоры Toshiba: лучше тоньше да лучше

Москва, 23 мая 2013 г. Компания Toshiba представляет новую линейку телевизоров 2013 года. В число новинок входят бюджетные HD-телевизоры серий L1353/54, L2353 и W2353, модели L4353, L6353 и L7363 с поддержкой сервисов Toshiba Cloud TV, а также Ultra HD телевизоры L9363. «Меньше да лучше» — такими словами можно выразить один из важнейших аспектов нового стиля Toshiba, который должен подчеркнуть его эстетичность. Простые формы нового дизайна призваны акцентировать внимание на небольшой толщине устройств. Использование чрезвычайно тонких рамок, креплений и подставок являются наглядными примерами воплощения этой стилистики.

Обзор XIV Международной фотовыставки: Русская фотография на FotoFest 2012 в Хьюстоне
15 февраля 2013
Обзоры

Обзор XIV Международной фотовыставки: Русская фотография на FotoFest 2012 в Хьюстоне

Русская фотография на FotoFest 2012 в Хьюстоне: новый мировой тренд или чествование неизвестных героев? В марте — апреле 2012 года в Хьюстоне (США) прошла XIV Международная биеннале фотографии и искусств, основанных на фотографии, — FotoFest. Главной темой была заявлена «Современная российская фотография».

Светосила для флагмана: камера Samsung NX 30 получила интеллектуальные объективы
21 апреля 2014
Новости

Светосила для флагмана: камера Samsung NX 30 получила интеллектуальные объективы

Компания Samsung Electronics представляет новые объективы Samsung 16-50 мм F2-2.8 S ED OIS и Samsung 16-50 мм F3.5-5.6 Power Zoom ED OIS, выпущенные специально для флагманской камеры Samsung NХ30. Передовые интеллектуальные технологии, пыле- и влагозащита, оптический стабилизатор и самый высокий в классе показатель светосилы помогут легко добиться отличного качества фотографий. Новинки гарантируют максимальную простоту и удобство съемки, а благодаря сверхлегкому корпусу они сохраняют все преимущества мобильности камер линейки NX.

Ресивер BBK SMP121HDT2 уверенно принимает сигнал стандарта DVB-T2
8 сентября 2013
Новости

Ресивер BBK SMP121HDT2 уверенно принимает сигнал стандарта DVB-T2

BBK Electronics, производитель аудио-, видео- и бытовой техники, сообщает о поступлении в продажу новой модели цифрового DVB-T/T2-ресивера SMP121HDT2. В модели идеальным образом сочетаются современные решения от ведущих мировых поставщиков программного обеспечения и собственные разработки BBK. SMP121HDT2 отличает стильный дизайн и миниатюрные размеры. Благодаря чипу Novatek, на базе которого разработано данное устройство, ресивер удобно использовать и дома, и на даче, т.к. он обеспечивает уверенный прием сигнала стандарта DVB-T2, в котором и вещает цифровое телевидение России, а также надежную защиту от помех.

Компания ViewSonic представила в России новую линейку мониторов и проекторов
1 ноября 2013
Новости

Компания ViewSonic представила в России новую линейку мониторов и проекторов

Москва, 30 октября 2013 г. — Корпорация ViewSonic, мировой поставщик вычислительных, коммуникационных решений и продуктов потребительской электроники, провела в Москве пресс-конференцию, в рамках которой были продемонстрированы новинки проекционной техники и дисплеи ViewSonic. Все представленные новинки отвечают высочайшим требованиям, предъявляемым к современным дисплеям и проекторам, а также используют самые современные разработки в области производства продуктов отображения информации.

Компактные фотоаппараты Casio Exilim EX-S200/Z800: технология «адаптивной» обработки изображений анализирует объекты и раздельно редактирует зоны границ
9 мая 2012
Обзоры

Компактные фотоаппараты Casio Exilim EX-S200/Z800: технология «адаптивной» обработки изображений анализирует объекты и раздельно редактирует зоны границ

Модели S200 и Z800 хотя и относятся по классификации Casio к двум разным семействам, на самом деле они очень похожи. Только не снаружи, а изнутри: выпущенные в один день, они обладают одинаковой технической оснащенностью и функционалом, а различаются лишь индивидуальными штрихами в дизайне и толщиной корпуса.

Canon разрабатывает адаптер Power Zoom для беззеркальных камер.
17 января 2018
Новости

Canon разрабатывает адаптер Power Zoom для беззеркальных камер.

Подобный адаптер под названием Power Zoom PZ-E1 был выпущен Canon для некоторых моделей зеркальных камер и позволял управлять электронным зумом сменных объективов. Патент, опубликованный Canon на этот раз, показывает, что кампания ведёт разработку нового zoom-адаптера для объективов беззеркальных камер. Такой вывод напрашивается по той причине, что камера, показанная на схеме для справки, лишена зеркала.

Компания Epson представляет новые портативные проекторы для бизнеса и образования
19 мая 2015
Новости

Компания Epson представляет новые портативные проекторы для бизнеса и образования

Компания Epson объявляет о запуске новой линейки портативных проекторов с высоким качеством изображения и расширенными возможностями подключения. Эти проекторы идеально подойдут для использования в бизнесе и образовании, а также могут стать недорогим и качественным решением для небольшого офиса.

Смотреть приятно!
31 августа 2003
Новости

Смотреть приятно!

JVC PD-42DX PD-42DX — одна из последних моделей плазменных телевизоров, представленных компанией JVC на российский рынок. ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ: в телевизоре применена фирменная передовая разработка компании JVC — технология D.I.S.T. (Digital Image Scanning Technology — технология цифрового сканирования изображения).

Тест акустической системы Infinity Beta 50
13 октября 2012
Тесты

Тест акустической системы Infinity Beta 50

ДОСТОИНСТВА: четкий звук во всем рабочем диапазоне, энергичный мидбас, качество звука почти не зависит от громкости. НЕДОСТАТКИ: яркость верхней середины, слегка упрощенные тембры, не совсем правдоподобные масштабы сцены. ВЫВОДЫ: учитывая невысокую стоимость, Beta 50 можно назвать хорошими АС для любителей современной музыки. Классику и джаз колонки играют также очень достойно, позволяя себе только небольшую схематичность...